Научная статья на тему 'Формирование мировоззренческой позиции студентов как общекультурной компетенции'

Формирование мировоззренческой позиции студентов как общекультурной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕРВОНАЧАЛО МИРА / ПРЕДЕЛ МИРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ / РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / THE ORIGIN OF THE WORLD / THE LIMIT OF THE WORLD / WORLD OUTLOOK / WORLDVIEW / THE FORMATION OF A WORLDVIEW / PRINCIPLES OF RELIGIOUSТ STUDIES / DIDACTIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барсукова Надежда Константиновна

Проблема и цель. Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования в качестве ведущей общекультурной компетенции указана способность обучающихся использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1)1. Как показывает анализ накопленного педагогического опыта, теоретическое и практическое изучение этой темы на сегодняшний день находится лишь на начальной стадии становления. Цель статьи отразить авторский подход к раскрытию темы о формировании мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний в рамках общекультурных компетенций, которая в педагогической науке не становилась предметом специального рассмотрения. Методологию исследования составляют изучение и анализ руководящих документов в сфере высшего образования, а также научно-исследовательских работ, посвященных формированию мировоззренческой позиции студентов в образовательном процессе. Результаты. В статье было проанализировано ключевое понятие «мировоззрение», уточнено понятие «мировоззренческая позиция», дана авторская трактовка понятий «мировоззренческая позиция студентов по вопросам о первоначале и пределе мира», «формирование мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний». Названы основополагающие религиоведческие принципы, на основе которых следует строить работу со студентами по формированию их религиозных взглядов. Предложена дидактическая система формирования мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний. Заключение. Массив философских знаний огромен, исчерпать его практически невозможно. Мы обратились к философским знаниям, посвященным коренным, вечным мировоззренческим вопросам о первоначале и пределе мира, поскольку эта тема в полной мере согласуется с внутренней духовной потребностью в ней каждой личности. Предложенная в статье авторская дидактическая система опирается на понимание нами того, что осмысление личностью вопросов о первоначале и пределе мира в полной мере возможно на основе, как научной составляющей, так и тех ответов, которые дает на них религиозная философия. При построении дидактической системы учитывалось, что формирование мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний, по сути, сводится к формированию спектра их взглядов (воззрений) на первоначало и предел мира научных и религиозных, исключительно при соблюдении религиоведческих принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF STUDENTS’ WORLDVIEW AS ONE OF GENERAL CULTURAL COMPETENCES

Problem and purpose. Federal state educational standards of higher education indicate the ability of students to use the basics of philosophical knowledge as the leading general cultural competence to form a worldview. As the analysis of the accumulated pedagogical experience shows, the theoretical and practical study of this topic is to this day only at the initial stage of its formation. The purpose of the article is to reflect the author,s approach to the disclosure of the topic about the formation of students, worldview on the issues of the origin and the limit of the world on the basis of a complex of philosophical knowledge within the framework of general cultural competences that did not become a subject of special consideration in pedagogical science. The methodology of the research is the study and analysis of guidance documents in the field of higher education, as well as research works on the formation of students, worldview in the educational process. Results. The article analyzed the key concept of “world outlook”, clarified the notion of “worldview”, gave the author,s interpretation of the concepts “students, worldview on the issues of the origin and the limit of the world”, “the formation of students, worldview on the issues about the origin and the limit of the world on the basis of a complex of philosophical knowledge.” The article named the fundamental religious principles, on the basis of which it is necessary to build work with students on the formation of their religious views. The didactic system of formation of students, worldview on the issues about the origin and the limit of the world on the basis of a complex of philosophical knowledge is offered. Conclusion. The array of philosophical knowledge is huge, it is almost impossible to exhaust. We turned to philosophical knowledge, dedicated to fundamental, eternal worldview issues about the origin and the limit of the world, since this topic fully agrees with the inner spiritual need of each person in it. The author,s didactic system proposed in the article is based on our understanding that the individual,s comprehension of the issues about the origin and limit of the world is fully possible on the basis of both the scientific component and the answers given to them by religious philosophy. When constructing the didactic system, it was taken into account that the formation of students, worldview on the issues of the origin and the limit of the world on the basis of a complex of philosophical knowledge is, in essence, reduced to forming a spectrum of their views (outlooks) of the origin and the limit of the world, namely scientific and religious views, in accordance with principles of religious studies.

Текст научной работы на тему «Формирование мировоззренческой позиции студентов как общекультурной компетенции»

□01: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-03

УДК 37.01./.09

ФОРМИРОВАНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ КАК ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Н.К, Барсукова (Иркутск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования в качестве ведущей общекультурной компетенции указана способность обучающихся использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1)1. Как показывает анализ накопленного педагогического опыта, теоретическое и практическое изучение этой темы на сегодняшний день находится лишь на начальной стадии становления.

Цель статьи - отразить авторский подход к раскрытию темы о формировании мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний в рамках общекультурных компетенций, которая в педагогической науке не становилась предметом специального рассмотрения.

Методологию исследования составляют изучение и анализ руководящих документов в сфере высшего образования, а также научно-исследовательских работ, посвященных формированию мировоззренческой позиции студентов в образовательном процессе.

Результаты, В статье было проанализировано ключевое понятие «мировоззрение», уточнено понятие «мировоззренческая позиция», дана авторская трактовка понятий «мировоззренческая позиция студентов по вопросам о первоначале и пределе мира», «формирование мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний». Названы основополагающие религиоведческие принципы,

на основе которых следует строить работу со студентами по формированию их религиозных взглядов. Предложена дидактическая система формирования мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний.

Заключение. Массив философских знаний огромен, исчерпать его практически невозможно. Мы обратились к философским знаниям, посвященным коренным, вечным мировоззренческим вопросам о первоначале и пределе мира, поскольку эта тема в полной мере согласуется с внутренней духовной потребностью в ней каждой личности.

Предложенная в статье авторская дидактическая система опирается на понимание нами того, что осмысление личностью вопросов о первоначале и пределе мира в полной мере возможно на основе, как научной составляющей, так и тех ответов, которые дает на них религиозная философия.

При построении дидактической системы учитывалось, что формирование мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний, по сути, сводится к формированию спектра их взглядов (воззрений) на первоначало и предел мира - научных и религиозных, исключительно при соблюдении религиоведческих принципов.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, первоначало мира, предел мира, мировоззрение, мировоззренческая позиция, формирование мировоззренческой позиции, религиоведческие принципы, дидактическая система.

Постановка проблемы. Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, наряду с другими общекультурными компетенциями, которыми должен обладать выпускник

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс]. URL: МИНОБРНА-УКИ.РФ/документы/5524 (дата обращения: 15.08.2017).

вуза, в качестве ведущей значится его способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1).

Признано [Введение..., 2004, с. 8], что студентам философские знания совершенно необходимы. Во-первых, для того чтобы лучше ориентироваться в своей специальности, и тог-

да центральными для них станут философские вопросы отдельных наук - физики, химии, математики, истории, права, экономики, техники, искусства и др. Во-вторых, изучение философии поможет студентам в выработке надежных ориентиров понимания действительности, такой, какую она представляет собой на самом деле. Помимо этого, наряду с развитием эрудиции, позволяющей решать профессиональные задачи и способности видеть и осмысливать суть происходящих событий, обращение к философии позволит обучающимся получить рациональный ответ на так называемые коренные, вечные мировоззренческие вопросы о первоначале и пределе мира, которые волнуют каждого здравомыслящего человека, и сформировать по ним свою мировоззренческую позицию.

В процессе личностного роста, думающий человек рано или поздно оказывается перед необходимостью наряду с вопросом: «Кто я?» - ответить еще на один важный вопрос, составляющий основу его мировоззрения: «Что из себя представляет мир, в котором я живу?». В попытке на него ответить он неизбежно приходит к осмыслению целостности мира и бесспорному факту существования начала мира (мир когда-то и как-то возник), что является определенной точкой отсчета для дальнейшего размышления над рядом других мировоззренческих вопросов. Среди них особое место занимает вопрос о будущем мира, в том числе и о возможном его конце, заинтересованность в котором продиктована как жизненными перспективами, которые человек на него возлагает, так и естественными опасениями относительно того, что ожидает впереди не только лично его самого, но и его близких [Введение..., 2004, с. 590].

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что поставленная перед выпускниками вуза ФГОС ВО задача овладеть способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции, в полной мере согласуется с внутренней духовной потребностью каждой личности в философском осмыслении первоначала и предела мира.

Цель статьи - отразить авторский подход к раскрытию темы сформировании мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний в рамках общекультурных компетенций, которая в педагогической науке пока не становилась предметом специального рассмотрения.

Методологию исследования составляют изучение и анализ руководящих документов в сфере высшего образования, а также научно-исследовательских работ, посвященных формированию мировоззренческой позиции студентов в образовательном процессе.

Обзор научной литературы по теме формирования мировоззренческой позиции обучающихся в образовательном процессе проведен на основе анализа диссертационных исследований [Григорьева1, 1998; Полякова2, 2008; Тя-глова3, 2003; Улубекова4, 2011; и др.] и статей из различных источников [Абросимова, 2007; Баранова, 2008; Баркаева, 2016; Гайдабрус, 2016; Дубнищева, 2015; Завьялова, 2016; Курбоно-ва, 2013; Пантелеева, 2014; Погорелый, 2006; Тебиева, 2010; и др.].

Анализ перечисленных работ позволяет сделать вывод о том, что раскрытие темы формирования мировоззренческой позиции обучающихся в образовательном процессе в настоящий момент находится лишь на начальной стадии. Что же касается частного вопроса о формировании мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний, то его изучение в педагогической науке не производилось вовсе.

1 Григорьева Л.А. Стимулирование старшеклассников к выбору мировоззренческих позиций: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.06. Волгоград, 1998. 248 с.

2 Полякова М.А. Формирование мировоззренческой позиции школьников на начальной ступени обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2008. 237 с.

3 Тяглова Е.В. Дидактические условия становления мировоззренческой позиции учащихся в процессе исследовательской деятельности: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2003. 158 с.

4 Улубекова Н.Ш. Формирование мировоззренческих позиций старшеклассников в процессе изучения обществознания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Махачкала, 2011. 199 с.

Î

ч tí m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h о я

EÍ W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

ь

l-ч

<с п w с

« s

X

H U

W

м

Результаты исследования. Обратившись к ключевым понятиям «мировоззрение» и «позиция» [Введение..., 2004 и др.], мы выяснили следующее.

1. Мировоззрение личности неоднородно, в нем сложным образом могут сочетаться множественные типы мировоззрений, в зависимости от того, какие признаки положены в основу их разграничения.

2. Сущность мировоззрения, по сути, заключается в двух его составляющих: «мир» и «воззрение» («взгляды»):

а) объектом мировоззрения является мир-система - целостное, единое, связное, стройное, гармоничное, упорядоченное образование;

б) каждый из компонентов миро-воззрения -«убеждение», «принцип», «позиция» - может быть выражен через основной компонент «взгляды» («воззрения»).

Обоснование последнего утверждения подкрепим определениями.

Позиция - «точка зрения, принцип, положенные в основу поведения, действий кого-либо, чего-либо.

Точка зрения - это «определенный взгляд на вещи, то или иное отношение к чему-либо».

Принцип - это «убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо».

Убеждение - это система взглядов».

В свою очередь, взгляды - «это образ мыслей, убеждения, воззрения»5.

3. Основой мировоззрения является система предельно обобщенных знаний.

4. Проявление мировоззрения выражается в том или ином мировоззренческом отношении личности («человек (Я) - мир (не-Я)»), в ее поведении, действиях.

Мировоззренческое отношение может быть разным - позитивным, негативным, безразличным.

Таким образом, с учетом всего вышесказанного, под мировоззренческой позицией личности нами понимается проявление сформирован-

5 Словарь русского языка: в 4 т. [Фундаментальная электронная библиотека]. URL: https://feb-web.ru (дата обращения: 16.08.2017)].

ных у нее взглядов (воззрений) на мир на основе обобщенной системы знаний в виде того или иного отношения.

На этом основании мы формулируем понятие «мировоззренческая позиция студентов по вопросам о первоначале и пределе мира» как проявление сформированных у них взглядов (воззрений) на первоначало и предел мира на основе научных и религиозных космогонических и эсхатологических картин мира в виде того или иного отношения.

Соответственно, мы определяем «формирование мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний» в рамках общекультурных компетенций как организацию целостного интегративного процесса поэтапного включения студентов в познавательную деятельность, который направлен в первую очередь на развитие их спектра взглядов (воззрений) на первоначало и предел мира - научных и религиозных - исключительно при соблюдении религиоведческих принципов.

При этом особо подчеркнем, что процесс формирования религиозных взглядов на первоначало и предел мира должен полностью исключить апологетический подход, основанный на приобщении студентов к религиозной вере или определенной конфессии. Должен осуществляться светскими педагогами без какого-либо взаимодействия с религиозными организациями, ни в коем случае не включать в себя культовую практику, а строиться исключительно при соблюдении религиоведческих принципов [Метлик, 2004, с. 216-228; Данильян, Тараненко, 2007, с. 26-30; Красников, 2007, с. 37, 39; и др.]: системности, историзма, эгалитарности, научности, толерантности, адекватной систематизации изучаемого материала, строгой объективности (включать в себя, с одной стороны, беспристрастность, а с другой - воздержание от оценочных суждений), диалога, а также на антропологическом, герменевтическом и культурологическом принципах.

Кроме того, в основу мировоззренческой работы со студентами должны быть положены пра-

вовые документы, обеспечивающие выполнение религиоведческого принципа свободы мысли, совести, религии и убеждений: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральный закон «Об образовании», а также международные документы «Всеобщая декларация прав человека» (1948), «Международный пакт о гражданских и политических правах» (1966), «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» (1975), «Парижская хартия для новой Европы» (1990) и др.

Вышеприведенные рассуждения были положены нами в основу построения дидактической системы формирования мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний, состоящей из дидактической задачи и дидактической технологии, решающей эту задачу.

Элементами дидактической задачи являются комплекс целей (ведущая и этапные) мировоззренческой работы со студентами и содержание учебного материала (тщательно отобранное и структурированное).

При формулировке ведущей цели - формирование мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира -учитывалось, что ее достижение возможно только через формирование спектра взглядов (воззрений) обучающихся (научных и религиозных, исключительно при соблюдении религиоведческих принципов).

Поэтому этапными целями являются формирование научных взглядов (воззрений) студентов на первоначало и предел мира и формирование религиозных взглядов (воззрений) студентов на первоначало и предел мира.

Мировоззренческий материал в содержательной части дидактической системы представлен научными и религиозными (трех мировых религий) космогоническими и эсхатологическими картинами мира, которые были структурированы нами в виде:

- научных космогонических мемокомплек-сов - НК(п)МК, НК(з)МК, НК(г) МК - планетного,

звездного и галактического, в которых отражены научные космогонические гипотезы;

- религиозных космогонических мемоком-плексов - Б(к)КЭМК, Х(п)КМК, И(т)КМК - буддийского (канонического) космогонически-эсхатологического мемокомплекса, христианского (православного) космогонического мемокомплекса, исламского (традиционного) космогонического мемокомплекса;

- научного эсхатологического мемокомплекса - НЭМК, отражающего возможные (на сегодняшний день) исходы мира с научной точки зрения, систематизированные по разделам: а) природные естественные (не антропогенные) исходы; б) природные антропогенные исходы; в) духовные антропогенные исходы; г) другие исходы.

- религиозных эсхатологических мемоком-плексов - Б(к)ЭКМК, Х(п)ЭМК, И(т)ЭМК - буддийского (канонического) эсхатологически-космогонического мемокомплекса, христианского (православного) эсхатологического мемокомплекса, исламского (традиционного) эсхатологического мемокомплекса.

В процессуальной части дидактической технологии изложены этапы формирования научных и религиозных взглядов студентов на первоначало и предел мира, в результативно-оценочной части прописан диагностический инструментарий, позволяющий сделать вывод об эффективности мировоззренческой работы со студентами.

Испытуемым необходимо заполнить репертуарные матрицы (НКМКс-матрицы, НЭМ-матрицу и РКМКс-матрицы, РЭМКс-матрицы), на основе которых проводится расчет развития спектра научных и религиозных взглядов (воззрений) студентов на первоначало и предел мира. Для выполнения задания студенты могут пользоваться как первоисточниками (Трипитака, Библия, Коран и др.), так и различными публикациями, посвященными данной теме (например, мы рекомендуем [Chow, 2016; Hoenen, 2014; Monferrer-Sala, 2011; Riley, 2014; Schooping, 2015; Shoemaker, 2014; Sy-Tun, 2012; Ohler, 2016; и др].

<C PR

ч

с m

о

ь

X

Щ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

X %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

"33"

S

X

н

U

м

Для обработки результатов необходимы следующие данные (на примере РЭМК-матриц):

а) общее количество конструктов, содержащихся в каждой РЭМК-матрице 1\1г;

б) общее количество конструктов, которые сформулировал студент, заполняя репертуарную матрицу 1\1;

в) количество сформулированных конструктов студентом, которые он правильно соотнес к каждому религиозному эсхатологическому ме-мокомплексу пг.

Далее проводится расчет:

1) А = N / 1\1г; - отношение общего количества конструктов, которые сформулировал студент к общему их количеству в каждой репертуарной РЭМК-матрице;

2) В = п / N - отношение количества кон-

' г Г '

структов, правильно соотнесенных к религиозным эсхатологическим мемокомплексам, к числу всех конструктов, сформулированных студентом;

3) С = п / N - отношение количества кон-

' г г ' г

структов, правильно соотнесенных к религиозным эсхатологическим мемокомплексам к общему числу конструктов, содержащихся в каждой РЭМК-матрице.

Вполне очевидно, что значение С. является наиболее значимым, поскольку именно оно дает наиболее полное представление о развитии взглядов конкретной личности.

Расчет по всем репертуарным матрицам покажет, как произошло преобразование конструктивной системы студентов и развитие спектра их научных и религиозных взглядов (воззрений), а дальнейший опрос позволит выявить мировоззренческую позицию студентов по вопросам о первоначале и пределе мира.

Заключение. Массив философских знаний огромен, исчерпать его практически невозможно. Мы обратились к философским знаниям, посвященным коренным, вечным мировоззренческим вопросам о первоначале и пределе мира, поскольку эта тема в полной мере согласуется с внутренней духовной потребностью в ней каждой личности.

Предложенная в статье авторская дидактическая система опирается на понимание нами

того, что осмысление личностью вопросов о первоначале и пределе мира в полной мере возможно на основе как научной составляющей, так и тех ответов, которые дает на них религиозная философия.

При построении дидактической системы учитывалось, что формирование мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний, по сути, сводится к формированию спектра их взглядов (воззрений) на первоначало и предел мира - научных и религиозных, исключительно при соблюдении религиоведческих принципов.

Библиографический список

1. Абросимова Л.Ф. Становление мировоззренческой позиции студента на начальном этапе обучения в вузе // Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования: труды Всерос. науч.-практ. конф. 2007. С. 60-61.

2. Баранова Т.В. Некоторые аспекты формирования мировоззренческих позиций курсантов и слушателей военных вузов на занятиях по иностранному языку // Высшее образование сегодня. 2008. № 10. С. 85-88.

3. Баркаева И.Л. Формирование индивидуаль-но-психологических новообразований в структуре личности студента - условие становления мировоззренческой позиции // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2016. № 3 (37). С. 106-108.

4. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. кол.: И.Т. Фролов и др. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Республика, 2004. 623 с.

5. Гайдабрус Н.В. Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (обоснование компетенции ФГОС 3+) // Инновационные технологии в современном образовании: сб. тр. по матер. Ill Междунар. науч.-практ. интернет-конф. 2016. С. 123-126.

6. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: учебник. М.: Эксмо, 2007. 480 с.

7. Дубнищева Т.Я. Научная компетентность и мировоззренческая позиция участников образовательного процесса технического вуза//Современное образование: практико-ориентированные технологии подготовки инженерных кадров: матер, междунар. науч.-метод. конф. 2015. С. 67-69.

8. Завьялова Т.А. Система становления мировоззренческих позиций будущего учителя музыки // Инновационные подходы в современном художественном образовании: матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 175-179.

9. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: учебное пособие. М.: Академический проект, 2007. 239 с.

10. Курбонова С.И. Вопросы формирования мировоззренческих позиций молодежи // Вестник Института языков. 2013. Т. 4, № 4. С. 41-45.

11. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета-2000, ППЦ «Пере-свет», 2004. 384 с.

12. Пантелеева В.Ю. Формирование мировоззренческой позиции школьников в рамках ФГОС // Формирование учебных умений: матер. 3 Междунар. науч.-практ. конф. 2014. С. 149-151.

13. Погорелый Д.Н. Формирование мировоззренческих позиций учащихся средних общеобразовательных учреждений в преподавании курса «Основы философии» // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тез. II Междунар. науч.-практ. конф. 2006. С. 100-101.

14. Тебиева С.А. Структура преобразования информационного воздействия в мировоззренческие позиции // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2010. № 4. С. 70-75.

15. Chow A. Eschatology and world Christianity // Studies in World Christianity. 2016. № 22 (3). P. 201-215. DOI: 10.3366/swc.2016.0156

16. Hoenen M.J.F.M., Wisnovsky R. Philosophy and theology // The Cambridge History of Medieval Philosophy. 2014. № 1-2. P. 689-706. DOI: 10.1017/CH09781107446953.061

17. Monferrer-Sala J.P. AI-bah{dot belowjr almuh {dot below}Tt{dot below} warä al-samawät wa-al-ard{dot below}: Jewish and Christian cosmo-gonic beliefs in early Islam // Islam and Christian-Muslim Relations. 2011. № 22 (2). P. 147-160. DOI: 10.1080/09596410.2011.560429

18. Ohler M. Das Bestehen des Kosmos vor dem Hintergrund frühjüdischer und frühchristlicher Apokalyptik // Kerygma und Dogma. 2016. № 62 (1). P. 3-26. 70.

19. Riley M.T. The earth charter and biodemocra-cy in the twenty-first century // Zygon. 2014. № 49 (4). P. 904-909. DOI: 10.1111/zygo.l2135

20. Shoemaker S.J. «the reign of god has come»: Eschatology and empire in late antiquity and early Islam // Arabica. 2014. № 61 (5). P. 514-558. DOI: 10.1163/15700585-12341312

21. Schooping J. Touching the Mind of God: Patristic Christian Thought on the Nature of Mat-ter // Zygon. 2015. № 50 (3). P. 583-603. DOI: 10.1111/zygo. 12188

22. Sy-Tun T. The doctrine of humanity (Ren Sueh) // Voprosy Filosofii. 2012. № 10. P. 160-16.

<C

с m

о

ь

X

Щ

w m H

о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

w

H

к о

Рч

w

I

0

1

X %

«

о w

V

к

b

1-4

<c n w с

s

X

H

и

w

PQ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-03

THE FORMATION OF STUDENTS' WORLDVIEW AS ONE OF GENERAL CULTURAL COMPETENCES

N.K. Barsukova (Irkutsk, Russia) Abstract

Problem and purpose. Federal state educational standards of higher education indicate the ability of students to use the basics of philosophical knowledge as the leading general cultural competence to form a worldview. As the analysis of the accumulated pedagogical experience shows, the theoretical and practical study of this topic is to this day only at the initial stage of its formation.

The purpose of the article is to reflect the author's approach to the disclosure of the topic about the formation of students' worldview on the issues of the origin and the limit of the world on the basis of a complex of philosophical knowledge within the framework of general cultural competences that did not become a subject of special consideration in pedagogical science.

The methodology of the research is the study and analysis of guidance documents in the field of higher education, as well as research works on the formation of students' worldview in the educational process.

Results. The article analyzed the key concept of "world outlook", clarified the notion of "worldview", gave the author's interpretation of the concepts "students' worldview on the issues of the origin and the limit of the world", "the formation of students' world-view on the issues about the origin and the limit of the world on the basis of a complex of philosophical knowledge." The article named the fundamental religious principles, on the basis of which it is necessary to build

References

1. Abrosimova L.F. The formation of the student's worldview at the initial stage of training in the university // In the book: Modern vocational education in the field of physical culture and sports: topical problems and ways of improvement. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. 2007. P. 60-61.

2. Baranova T.V. Some Aspects of the Formation of the Worldview of Cadets and Students of Military Universities in Foreign Language Classes // Higher Education Today. 2008. No. 10. P. 85-88.

work with students on the formation of their religious views. The didactic system of formation of students' worldview on the issues about the origin and the limit of the world on the basis of a complex of philosophical knowledge is offered.

Conclusion. The array of philosophical knowledge is huge, it is almost impossible to exhaust. We turned to philosophical knowledge, dedicated to fundamental, eternal worldview issues about the origin and the limit of the world, since this topic fully agrees with the inner spiritual need of each person in it.

The author's didactic system proposed in the article is based on our understanding that the individual's comprehension of the issues about the origin and limit of the world is fully possible on the basis of both the scientific component and the answers given to them by religious philosophy.

When constructing the didactic system, it was taken into account that the formation of students' worldview on the issues of the origin and the limit of the world on the basis of a complex of philosophical knowledge is, in essence, reduced to forming a spectrum of their views (outlooks) of the origin and the limit of the world, namely scientific and religious views, in accordance with principles of religious studies.

Keywords: general cultural competences, the origin of the world, the limit of the world, world outlook, world-view, the formation of a worldview, principles of religious studies, didactic system.

3. Barkaeva I.L. Formation of individual psychological new formations in the student's personality structure is a condition for the formation of a worldview // News of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. No. 3 (37). 106-108.

4. Introduction to Philosophy: a textbook for high school / coauthored by Frolov I.T. and others, the 3rd ed. elaborated and extended. M.: Re-spublika, 2004. 623 p.

5. Gaidabrus N.V. Ability to use the basics of philosophical knowledge to form a worldview (justification of the competence of FSES 3+) //

In the collection: Innovative technologies in modern education. Collection of works on the proceedings of the 3rd International Scientific and Practical Internet Conference. 2016. P. 123-126.

6. Danil'an O.G., Taranenko V.M. Religious studies: a textbook. M.: Eksmo, 2007.480 p.

7. Dubnishcheva T.Ya. A scientific competence and a worldview of participants in the educational process of a technical college// In the collection: Modern education: practical-oriented technologies for the training of engineering personnel. Proceedings of the international scientific-me-thodical conference. 2015. P. 67-69.

8. Zav'yalova T.A. The system of formation of world outlooks of the future teacher of music // In the collection: Innovative approaches in modern art education. Proceedings of the 9th International Scientific and Practical Conference. 2016. P. 175-179.

9. Krasnikov A.N. Methodological problems of religious studies: a textbook. Moscow: Academic Project, 2007. 239 p.

10. Kurbonova S.I. Issues of formation of world outlooks of youth // Bulletin of the Institute of Languages. 2013. Vol. 4 No. 4. P. 41-45.

11. Metlik I.V. Religion and education in the secular school. Moscow: Planeta-2000, PPTS "Peres-vet" 2004. 384 p.

12. Panteleeva V.Yu. Formation of the worldview of schoolchildren in the framework of FSES // In the collection: Formation of training skills. Proceedings of the 3rd International Scientific and Practical Conference. 2014. P. 149-151.

13. Pogorely D.N. Formation of world outlook of students of secondary general educational institutions in teaching the course "Fundamentals of Philosophy" // In the book: Mu-

sic in the Modern World: Science, Pedagogy, Performance. Theses of the 2nd International Scientific and Practical Conference. 2006. P. 100-101.

14. Tebieva S.A. Structure of the transformation of information impact into world outlooks // Vest-nik of North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov. 2010. No. 4. P. 70-75.

15. Chow A. Eschatology and world Christianity // Studies in World Christianity. 2016. No. 22 (3). P. 201-215. DOI: 10.3366/swc.2016.0156

16. Hoenen M.J.F.M., Wisnovsky R. Philosophy and theology //The Cambridge History of Medieval Philosophy. 2014. No. 1-2. P. 689-706. DOI: 10.1017/CH09781107446953.061

17. Monferrer-Sala J.P. AI-bah{dot belowjr almuh {dot below}Tt{dot below} warä al-samawät wa-al-ard{dot below}: Jewish and Christian cosmogonie beliefs in early Islam // Islam and Christian-Muslim Relations. 2011. No. 22 (2). P. 147-160. DOI: 10.1080/09596410.2011.560429

18. Riley M.T. The earth charter and biodemoc-racy in the twenty-first century// Zygon. 2014. No. 49 (4). P. 904-909. DOI: 10.1111/zygo.l2135

19. Ohler M. Das Bestehen des Kosmos vor dem Hintergrund frühjüdischer und frühchristlicher Apokalyptik // Kerygma und Dogma. 2016. No. 62 (1). P. 3-26.

20. Schooping J. Touching the Mind of God: Patristic Christian Thought on the Nature of Matter // Zygon. 2015. No. 50 (3). P. 583-603. DOI: 10.1111/zygo. 12188

21. Shoemaker S.J. "the reign of god has come": Eschatology and empire in late antiquity and early Islam //Arabica. 2014. 61 (5). P. 514-558. DOI: 10.1163/15700585-12341312

22. Sy-Tun T. The doctrine of humanity (Ren Sueh) // Voprosy Filosofii. 2012. No. 10. P. 160-16.

<C

t

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

Е* W H

s о

Рч

W

0

1

X %

«

« о

W V

s

ь

l-ч

<с п

W

с

« s

X

H

и

w м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.