4. Медведева, С.А. Формирование ценностей межкультурного общения при подготовке бакалавров менеджмента [Текст]: дис. ... канд. пед наук / С.А. Медведева. - Брянск, 2014. - 224 с.
5. Рождественская, Н. Управленческая коммуникация / Н. Рождественская // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 94-105.
References
1. Golub L. N. Development of communicative competence of the students on the basis of information technologies. Vestnik obrazovatelnogo konsortsiuma «Srednerusski Universitet». Information technologies, 2016. № 2 (8). P. 5-8. Available at: http://www.vestnik-university.rU/archives/p13_sectionid/5 [in Russian].
2. Grushevitskaya T.G., Popkov V.D., Sadokhin A.PBasis of intercultural communication / ed. by A.P. Sa-dokhin. M.:YUNITI-DANA, 2002. P. 352. [in Russian].
3. Kiryakova A.V. Value Theory - methodological basis of axiology of education. Electronic scientific publication «Axiologiia i innovatika obrazovania», 2010. №1. 27 Dec. Available at: http://www.orenport.ru/ axiology/?doc=3 [in Russian].
4. Medvedeva S.A. Formation of intercultural communication values in the education of bachelors of management. Dis. ... cand. of sciences (Education).Bryansk, 2014. P. 224. [in Russian].
5. Rozhdestvenskaya N. Managerial communication. Narodnoe obrazovanie, 2001. № 1. P. 94-105. [in Russian].
Сведения об авторах:
Медведева Светлана Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Брянский государственный аграрный университет,
г. Брянск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Голуб Лариса Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков,
Брянский государственный аграрный университет,
г. Брянск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Information about the authors: Medvedeva Svetlala Aleksandrovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Foreign Languages, Bryansk State Agrarian University, Bryansk, Russia. E-mail: [email protected]
Golub Larissa Nikolajewna,
Candidate of Sciences (Education),
Academic Title of Associate Professor,
Associate Professor,
Department of Foreign Languages,
Bryansk State Agrarian University,
Bryansk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480
Н.А. Соколова, А.К. Бисембаева
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Статья посвящена актуальной проблеме формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов. На основе системного, компетентностного и технологического подходов разработаны модули технологии формирования данной
готовности: включение студентов в информационную среду на всех этапах профессиональной подготовки, ориентация студентов на самообразование, активизация конфликтологической деятельности студентов посредством использования инновационных технологий обучения.
Ключевые слова: технология, конфликтологическая готовность, модуль, педагог-психолог, системный, компетентностный, технологический подходы.
N.A. Sokolova, A.K. Bisembaeva
TECHNOLOGY OF FORMING THE CONFLICT PREPARADNESS OF FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS
An urgent problem of preparedness formation of future educational psychologists is discussed. On the basis of system competence-based and technological approaches there were developed modules of technology of this preparedness formation: inclusion of students into information environment at all stages of professional training, orientation of students to self-education, activation of students conflict activity, by means of innovative educational technologies.
Key words: technology, conflict preparedness, module, educational psychologist, system, competence-based, technological approaches.
Казахстан и Россия стремятся к созданию качественного, на уровне мировых стандартов, образования, которое станет одной из основ формирования конкурентоспособного государства, с высокоразвитой и наукоемкой экономикой. Совершенствование уровня подготовки педагогов-психологов немыслима без конфликтологической работы.
Проблема технологии формирования конфликтологической готовности считается одной из малоизученных в педагогической науке, а исследования в данном направлении практически отсутствуют. Вопросы технологии формирования готовности к профессиональной деятельности отражены в работах ученых К.М. Дурай-Новаковой, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, Н.Г. Мирошниченко и других [1]. Изучением технологии формирования конфликтологической готовности специалистов в военных образовательных учреждениях занимались такие исследователи, как И.Ю. Устинов, А.В. Баронин, Д.Г. Александров, В.Г. Моисеев и другие. Моделированием процессов конфликтологической культуры и компетентности учителя занимались: Б.С. Аминев, В.В. Базелюк, Е.Е. Ефимова, Л.Я. Климентьева и другие. Проблемой конфликтологической подготовки в системе формирования профессиональных
компетенций педагога по физической культуре и спорту в вузе занимался Г. Макаренко. Над изучением формирования конфликтологической культуры специалиста в системе высшего образования работала Н.В. Самсонова, которая рассматривает основные концепции, принципы и технологии функционирования конфликтологической культуры. Однако вопрос формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов в данных исследованиях не рассматривался.
Анализ и определение теоретических положений подготовки обучающихся в системе высшего педагогического образования выявил проблему исследования технологии формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов, реализация которой позволит сформировать у студентов соответствующий уровень конфликтологической готовности. Формирование конфликтологической готовности студентов - это сложный процесс, поэтому при разработке модулей нашей технологии были использованы следующие методологические подходы: системный, компетентностный и технологический. Использование системного подхода при рассмотрении вопроса формирования конфликтологической готовности сту-
го ш
О)
го ю
О) о
ш
<
го" ш о с; о ¡£ о
0 <
1
дентов заключается в том, что это направление рассматривается нами комплексно в процессе профессиональной подготовки обучающихся педагогического вуза. Использование базовых основ компе-тентностного подхода было обусловлено таким фактором, как уровень вузовской подготовки компетентности обучающихся, а также использованием данных теоретического анализа. Конфликтологическая готовность студентов формируется из таких элементов (система знаний по конфликтологической деятельности, уровень владения умениями и навыками по выполнению профессиональной деятельности и индивидуальные свойства личности), которые образуют компетентность.
Технологический подход в образовании при формировании конфликтологической готовности будущего педагога-психолога будет способствовать эффективной реализации усвоенных знаний, умений и навыков при решении конфликтных ситуаций в практической деятельности.
Технологический подход позволяет формировать конфликтологическую готовность будущего педагога-психолога более структурировано. Следовательно, в технологическом подходе структурирование исследуемой готовности предполагает альтернативность набора средств, методов и приемов, которые обеспечивают не только качественное становление системы знаний и навыков, но и мотивационно-ценностное отношение к плодотворному взаимодействию [3].
Следует отметить, что при определении и аргументировании модулей технологии формирования конфликтологической готовности студентов нами были взяты базисные принципы системного, компетентностного и технологического подходов.
По нашему мнению, модули должны обеспечивать качественность и эффективность исследуемого процесса, следовательно, важно подобрать именно такие, которые наиболее качественно будут влиять на исследуемый процесс.
Начальным модулем формирования конфликтологической готовности обу-
чающихся педагогического института является включение студентов в информационное образовательное пространство в течение всего периода обучения. В процессе первого модуля осуществляются теоретическое и практическое обучение обучающихся.
Усвоение студентами конфликтологических знаний является базовым элементом теоретической подготовки. Освоение конфликтологических знаний осуществляется через изучение специальных предметов, которые направлены на овладение конфликтологическими знаниями на научно-методологическом уровне. Конфликтологическая подготовка студентов предназначена для обогащения их конфликтологического опыта через качественную практическую деятельность, что соответствует основным положениям учебного процесса. При данном подходе главной миссией преподавателя будет являться умение направлять деятельность обучающихся на совершенствование личных качеств через анализ их собственного конфликтологического опыта, формирование конфликтологических умений, а не планирование общеобязательного накопления конфликтного опыта. Формирование конфликтологических умений у будущих педагогов-психологов выступает основной задачей практико-ориентированного обучения с использованием многовариативных методов в процессе профессиональной подготовки. В процессе подобного обучения обучающиеся работают над творческими заданиями, решают конфликтологические задания, выполняют курсовые и дипломные проекты [5].
Первый модуль будет наиболее полно способствовать эффективной подготовке студентов в сочетании со вторым модулем, ориентирующим будущих педагогов-психологов на самообразование.
В настоящее время совершенствуется внутреннее содержание обучения, ориентированное на формирование научно-поисковых умений у обучающихся, при которых он способен самостоятельно находить и отбирать необходимую научную информацию с использованием творческого подхода. В процессе рабо-
ты над данной проблемой исследователи смогли представить вариативные способы формирования учебного процесса.
Эти теории основываются на представлении о комплексности целенаправленной познавательной деятельности, в которой соединены цели, условия, действия, объясняющие систему научного усвоения знаний и умений субъектов учения с использованием постановки разрешения конкретный заданий.
Резюмируя вышеупомянутое, влияние на самообразовательную деятельность студентов мотивируется конечным результатом, который находится в зависимости от уровня удовлетворенности данной потребности.
Данный модуль реализуется на основе принципа диалогичности, посредством формирования ситуаций успеха, корректировки инициативности обучающихся, коллективный рефлексии.
Третий модуль - активизация конфликтологической деятельности студентов посредством использования инновационных технологий обучения. Активизация конфликтологической деятельности будущих педагогов-психологов предполагает широкое использование информационных технологий, которые, по мнению Д.Ш. Матроса, Д.М. Полева, Н.Н. Мельниковой, повышают информационную емкость занятий, способствуют информатизации образования [4]. Информатизация процесса обучения направлена на формирование информационной культуры у обучающихся, позволяет самостоятельно действовать в этой среде и эффективно использовать ее возможности, а именно: приспосабливаться к изменениям, происходящим в обществе; адекватно формулировать свою потребность в информации и удовлетворять ее; формировать операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений; производить новую информацию, управлять информационными потоками и эффективно их обрабатывать.
Данная технология включает три этапа: адаптационно-ознакомительный, основной, заключительный, каждый из которых имеет свои цели, специфиче-
ские средства. За единицу этапности процесса поэтапного формирования исследуемой готовности предложено принять год обучения в вузе.
Учитывая исследования Ю.А. Ленева, В.П. Клевцевича, М.А. Лямзина и исходя из собственных наблюдений, мы объединили студентов различных курсов в выделенные этапы: 1-й этап (1-й и 2-й курсы) - адаптационно-ознакомительный; 2-й этап (3-й курс) - основной; 3-й этап (4-й курс) заключительный.
Проанализируем характерные свойства, определяющие каждый из обозначенных этапов.
Цель адаптационно-ознакомительного этапа - информирование обучающихся о конфликтных ситуациях и определение адекватного конфликту поведения. Основной способ данного периода - факультативный курс «Школа медиации», в рамках которого проводится обучение для обучающихся первого-второго курса, рассматриваются характерные черты конфликтологических компетенций, уровни ее сформированности, а также поведенческие образцы в конфликтной ситуации. Данные поведенческие образцы будут соотноситься с личным поведением будущего педагога-психолога в процессе формирования конфликтологической готовности.
Таким образом, на первом этапе (1-й и 2-й курсы обучения) педагоги-психологи приобретают умения: видеть и осознавать конфликтную ситуацию как выражающую противоречие педагогической системы; устанавливать конкретные и индивидуальные требования появления и протекания конфликтной ситуации; понимать суть конфликта как творческой задачи.
Основной этап (3 курс) является логическим продолжением адаптационно-ознакомительного этапа и находит свою реализацию в практическом овладении конфликтологическими умениями на основе моделирования данного процесса в искусственно созданных условиях, а затем на основе организации педагогической практики в реальных условиях образовательного учреждения.
о
О Ф т
S
о ^
о Ё
X
о
Сй £
о ^
о
X
m g ^
^ 2 -e-s
CK <U s ¡=
gl
0 ä
1 ^
x ч ф ^
НЮ
го ш
О)
го ю
О) о
ш
<
го" ш о с; о ¡£ о
0 <
1
Важным направлением второго этапа является формирование у студентов стратегии сотрудничества, которая достигается в рамках «Школы медиации» с помощью такого инструментария, как: беседа, моделирование игровых конфликтных ситуаций, ролевые игры.
На втором этапе (3-й курс обучения) формируются умения: диагностировать, определять пути и способы разрешения конфликта; моделировать конфликтную ситуацию; находить варианты решения конфликта.
Заключительный этап (4-й курс) представляет собой приобретение навыков профессионального поведения с учетом индивидуальных особенностей студентов, он осуществляется в форме практического решения конфликтных ситуаций, где каждый участник действует не только в соответствии с ролевыми предписаниями, но и в соответствии с привнесением своего индивидуального опыта.
Побуждение к саморазвитию будущего специалиста как профессионала является главным направлением в работе третьего этапа. Ключевыми средствами при этом выступают участие в экспериментальном проекте «Конфликтологическая скорая помощь» и деловая игра «Лучший медиатор», в рамках которых обучающиеся осваивают разнообразные стратегии поведения и изменяют их в связи с обстоятельствами протекания инцидента. Данные средства позволяют обучающимся отрабатывать необходимые компетенции в осуществлении поведенческих стратегий.
На этом этапе обучения вырабатываются умения: анализировать результаты решения конфликта; направлять конфликтную ситуацию на реализацию воспитательных целей; накапливать «банк» разрешения конфликтных ситуаций.
Технология формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов предполагает следующие формы работы со студентами: учебные занятия (лекции, практические занятия) и внеаудиторные формы (самостоятельное изучение научной психолого-педагогической лите-
ратуры, написание творческих работ).
Разработанная технология будет реа-лизовываться на занятиях по дисциплинам специальности «Педагогика и психология»: при изучении различных тем предполагается проведение бесед, групповых дискуссий, нацеленные на сравнение конфликтов, коммуникативного поведения и индивидуально-личностных особенностей конфликтующих сторон, что даст возможность расширить конфликтологические знания педагогов-психологов согласно обозначенным нами компонентам конфликтологических компетенций.
Необходимо вовлечение в предметные циклы сюжетов практической конфликтологической ориентированности с помощью ролевых/деловых игр, рассмотрения определенных конфликтов давало бы обучающимся вероятность осознать приобретенные конфликтологические знания и переместить их в профессионально ориентированную область.
В ходе теоретического обучения обучающиеся ознакомляются с наполнением учебного материала, сгруппированного в конкретные предметные сегменты, отражающие основы разрешения конфликтов. В проблемной лекции отображаются разные методы разрешения проблемы, анализ систематизации, обобщение полученных выводов.
В процессе практического обучения преподаватель составляет комплекс конфликтологических заданий, направленных на формирование компетенций в области решения конфликтов для будущих педагогов-психологов, которые предполагают сочетание индивидуальных, групповых форм учебной работы студентов.
Тренинг как эффективная форма практических занятий формирует теоретико-практические компетенции обучающихся, направленные на разрешение конфликтных профессионально-педагогических задач.
Следует отметить, что системный, компетентностный и технологический подходы явились основой для определения модулей технологии формирования конфликтологической готовности студентов.
Библиографический список
1. Дурай-Новакова, К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / К.М. Дурай-Новакова. - М., 1983. - 340 с.
2. Коновалов, А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство [Текст] / А.Ю. Коновалов; под ред. Л.М. Карнозовой. - М.: Судебно-правовая реформа, 2004. - 306 с.
3. Пинкевич, А.Г. Прикладные технологии педагогической конфликтологии: PEER MEDIATION [Текст] / А.Г. Пинкевич, А.Н. Сунами // Конфликтология. - 2013. - № 1. - С. 176-190.
4. Самостоятельная работа студентов по педагогике [Текст]: учебное пособие / авт.-сост. Г.Я. Гревцева, Р.А. Литвак. - Челябинск: Цицеро, 2015. - 168 с.
5. Хуторский, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированный парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 37-40.
References
1. Durai-Novakova K.M. Formation of professional students' readiness to pedagogical activity. Dis. ... doctor of sciences (Education). M., 1983. P. 340. [in Russian].
2. Konovalov A.Y. School service of reconciliation and restorative culture of relationships: a practical guide. Ed. L. M. Karnisovas. M.: SUDEBNO-Pravovaya Reforma, 2004. P. 306. [in Russian].
3. Grevtseva G.Y., Litvak R.A. Independent work of students in pedagogy. Chelyabinsk, 2015. P. 168. [in Russian].
4. Pinkevich A.G. Applied technology teaching conflict resolution: PEER MEDIATION. Konflictologia, 2013. № 1. P. 176-190. [in Russian].
5. Khutorskoi A.V. Key competences as a component of a student- centered educational paradigm. Narodnoe obrazovanie, 2003. № 2. P. 37-40. [in Russian].
Сведения об авторах: Соколова Надежда Анатольевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы, педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author: Sokolova Nadezhda Anatolievna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Бисембаева Асем Кумаровна,
аспирант кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Bissembaeva Assem Kumarovna,
Post-graduate student, Department of Social Work, Pedagogy and Psychology,
South-Ural State Humanitarian and Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia
E-mail: [email protected]