Научная статья на тему 'Технология формирования готовности студентов к профессиональному социальнопедагогическому творчеству в условиях практики'

Технология формирования готовности студентов к профессиональному социальнопедагогическому творчеству в условиях практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРАКТИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / PROFESSIONAL SOCIO-PEDAGOGICAL CREATIVITY / PRACTICE / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришина Ю. В.

Средством формирования готовности студентов университета к профессиональному творчеству яв- ляется практика. Технологический подход позволяет проектировать практику с учётом развивающих, личностно-дифференцированных ориентиров, что даёт возможность творческого развития обучающихся. В статье рассматривается уровневая технология формирования готовности к профессиональному социально- педагогическому творчеству в условиях педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришина Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF STUDENTS PREPAREDNESS TO PROFESSIONAL SOCIALPEDAGOGICAL CREATIVITY IN THE CONDITIONS OF PRACTICE

Means of formation of readiness of University students to the professional creative work is practice. Technological approach allows designing practices to meet the developmental, personality-differentiated benchmarks, which gives a possibility for the creative development of students. The article considers the level technology of forming of readiness for professional social-pedagogical creativity in the conditions of pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «Технология формирования готовности студентов к профессиональному социальнопедагогическому творчеству в условиях практики»

References

1. Galperin P.Y. IntroductiontoPsychology. - М.:1999. 332 p.

2. Galperin P.Y. typesof orientationand typesof formingoperations and concepts. // Papers of APS RSFSR. - 1958. - № 2. - P. 75-78.

3. GuravlevA.L. Psychologyofjoint activities. -M.: P-ng «Institute of Psychology RAS», 2005. - 628 p.

4. Kislyk G.A. On the formationof motor skillsin preschool children // Psychologyquestions. - № 6, 1956. - P. 156 - 167.

5. SarychevS.V. Socio-psychological factors of reliabilityof small groups indifferent social settings: abstract of dissertation of the doctor of psychological sciences: 19.00.05. -Kursk, 2008. - 42 p.

6. Sarychev S. V., ChernyshevA.S. Socio-psychological aspectsofreliabilityin stressful situationsof joint activities.-Kursk:P-ng KSPU, 2000. - 180 p.

7. Sidorenkov A.S.Analysis ofstudies of smallgroupsin the national psychologyfor publicationsin journals «Psychologyquestions» and «Psychological Journal» //Psychologyquestions- 2005. -№ 2. - P. 58-67.

8. Umansky L.I.,ChernyshevA.S. andall.Amap ofpsychological and educationalcharacteristicsofstudentsro. - Kursk, 1971.- 43 p.

9. ChernyshevA.S. Socio-psychological basis of organizationof the primarygroup (on materials researchgroups andyouthgroups): abstract of dissertation of the doctor of psychological sciences: 19.00.05.- M., 1980. - 65 p.

10. West M.A. Reflexivity and work group effectiveness: A conceptual integration // Handbook of work group psychology. Ed. Chichester. UK: Wiley, 1996. -P. 555-579.

УДК 378.147.88 Ю.В. ГРИШИНА

старший преподаватель кафедры методики и технологии социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета E-mail:[email protected]

UDC 378.147.88 YU.V. GRISHINA

senior teacher of chair "Techniques and technologies of social pedagogics and social work", Orel state university E-mail:[email protected]

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ

TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF STUDENTS' PREPAREDNESS TO PROFESSIONAL SOCIAL-PEDAGOGICAL CREATIVITY IN THE CONDITIONS OF PRACTICE

Средством формирования готовности студентов университета к профессиональному творчеству является практика. Технологический подход позволяет проектировать практику с учётом развивающих, личностно-дифференцированных ориентиров, что даёт возможность творческого развития обучающихся. В статье рассматривается уровневая технология формирования готовности к профессиональному социально-педагогическому творчеству в условиях педагогической практики.

Ключевые слова: профессиональное социально-педагогическое творчество, практика, технология.

Means of formation of readiness of University students to the professional creative work is practice. Technological approach allows designing practices to meet the developmental, personality-differentiated benchmarks, which gives a possibility for the creative development of students. The article considers the level technology offorming of readiness for professional social-pedagogical creativity in the conditions ofpedagogical practice.

Keywords: professional socio-pedagogical creativity, practice, technology.

Со сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологии, ориентированные не на приоритет знаний и исполнение, а на вариативность, индивидуальные формы и методы обучения, высшая школа выступает как институт развития творческой личности специалиста. Основным ориентиром в профессиональной подготовке студентов в условиях вуза должна стать направленность на формирование готовности обучающихся к профессиональ-

ному творчеству. Средством формирования готовности к социально-педагогическому творчеству в университете является педагогическая практика.

Теоретический анализ различных источников позволяет рассматривать практику в качестве интегрирующего и стержневого компонента личностно-профессионального становления специалиста [2, с. 11]. Практика является неотъемлемой частью образовательного процесса университета и занимает в нем особое

© Ю.В. Гришина © Yu.V. Grishina

место. Она позволяет последовательно в определенной системе в течение всех лет обучения соединять теоретическую подготовку студентов с их практической работой в учреждениях всех типов социальной сферы. В ходе практики студенты осваивают основные виды будущей профессиональной деятельности, создаются условия для самопознания, формируется потребность в самосовершенствовании.

Существуют различные подходы к определению сущности практики как педагогической категории. Опираясь на позиции ученых (О.А. Абдуллина, Б.М. Бим-Бад, В.В. Давыдов, Ю.Н. Галагузова, Е.В. Оганесян, В.К. Розов и др.), условимся рассматривать практику будущих социальных педагогов как форму организации педагогического процесса в вузе. Под формой понимается устойчивая и логически завершенная совокупность определенных целей, принципов, содержания, методов и средств деятельности участников педагогического процесса, имеющая только ей присущие специфические черты. Особенностями педагогической практики следует считать:

• педагогическая практика имеет профессиональную направленность, содержание и технологию проведения, т.е. является формой профессиональной подготовки будущих педагогов различного профиля, в том числе социальных педагогов;

• педагогическая практика - это социально-педагогическая форма активной деятельности, поскольку связана с реальным преобразованием существующей практики с участием самих студентов;

• педагогическая практика - начальная форма осознанного накопления будущим специалистом педагогического опыта и формирования его профессиональной квалификации и мастерства;

• педагогическая практика - это комплексная форма организации обучения, поскольку состоит в использовании простых и составных форм, таких как подготовка и проведение индивидуальных и групповых занятий, мероприятий, собраний с родителями, педагогическим коллективом, а также форм своего обучения - консультаций, самостоятельной работы, изучения опыта педагогов, наблюдения и анализа социально-педагогической деятельности и т.д.;

• педагогическая практика - системообразующее звено в вузовской подготовке, определяющее подбор изучаемых дисциплин и методику их изучения. Она по отношению к теории выполняет рефлексивную функцию, т.к. направляет и организует ее анализ, отбор, оценку эффективности;

• педагогическая практика - изначально личност-но ориентированная форма обучения, где каждый студент выполняет свою программу и решает свои задачи;

• педагогическая практика - это форма с постепенно-последовательным контрольно-диагностическим сопровождением, определяющим динамику роста и развития студента как профессионала [3, с. 78-79].

Следовательно, под педагогической практикой понимается комплексная форма образовательного процесса университета, ориентированная на деятельное

освоение социально-педагогической действительности и ее специфики, сопровождаемая контрольно-диагностическими процедурами для формирования готовности студентов к профессиональному социально-педагогическому творчеству.

Технологический подход позволяет проектировать практику студентов с учётом развивающих, личностно-дифференцированных ориентиров, что даёт возможность их творческого развития. Технологический аспект практики требует соединения проблемно-задачного построения содержания и блочно-модульного построения педагогического процесса на практике, что является методологическим основанием решения проблемы формирования готовности студентов к профессиональному социально-педагогическому творчеству. Рассматриваемый подход к организации практики позволяет выработать соответствующие механизмы реализации разработанной модели формирования готовности студентов к профессиональному социально-педагогическому творчеству в виде специальной технологии, способствующей эффективной подготовке к творческой социально-педагогической деятельности и целостному профессиональному становлению компетентного специалиста.

Технология формирования готовности студентов к профессиональному социально-педагогическому творчеству есть последовательная взаимосвязанная система действий педагога и обучающихся, направленная на решение педагогических задач или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного образовательного процесса. Разработка такой технологии основана на разделении процесса практической подготовки студентов на взаимосвязанные этапы, обеспечивающие в своей совокупности достижение поставленной цели через постепенное решение учебно-творческих заданий для формирования готовности студентов к профессиональному социально-педагогическому творчеству. Следовательно, для педагогической практики чрезвычайно важным является вопрос о ее структуре как всеобщем (философском) и частном (предметном) феномене. Решение вопроса на философском уровне выливается в разработку теоретических основ организации практики для формирования готовности студентов к профессиональному социально-педагогическому творчеству, а на предметном уровне -экстраполируется в соответствующую технологию.

Практика, по своей структуре, явление страто-метрическое, нелинейное, а плоскостное построение не отражает всей ее сложности. По А.Н. Аверьянову, любая практика имеет горизонтальную и вертикальную структуру. Горизонтальную структуру практики представляют те ее виды и формы, которые выполняет человек в процессе своей жизнедеятельности, в том числе в сфере профессионального становления. Эти виды и формы практик находятся в определенной субординации, скоординированы и находятся между собой в преемственно-последовательной зависимости. Вертикальную структуру практики составляют этапы (стадии) осуществления отдельных видов и типов прак-

тик. И горизонтальная, и вертикальная структуры имеют место и в практике будущих социальных педагогов.

Вслед за Е.В. Оганесяном считаем, что «педагогическая практика как система педагогической деятельности может и должна осваиваться постепенно, по частям, во всей полноте представая только в конечном виде...» [3, с. 35]. Следовательно, горизонтальная структура представляет собой последовательность видов студенческих практик, реализуемых для студентов, и позволяет смоделировать «восхождение», расширение поля профессиональной деятельности студента от практики к практике, обеспечить реализацию принципов преемственности, последовательности и динамичности в ее организации. Вертикальная структура едина для всех практик и позволяет осваивать каждый ее этап, фазу внутри конкретной практики. Из этого следует: 1) проектирование технологии организации педагогической практики, направленной на формирование готовности к профессиональному творчеству и охватывающей весь процесс профессиональной подготовки будущих социальных педагогов с первого по пятый курс, требует рассмотрения ее горизонтальной структуры и основных компонентов - видов практик; 2) разработка универсальной технологии организации педагогической практики, ориентированной на развитие творческой деятельности студентов, единой для различных этапов практической подготовки (видов практики) вызывает необходимость изучения вертикальной структуры педагогической практики.

Виды практик предполагают их классификацию на единых логических основаниях. Нормативным документом, обеспечивающим единые подходы к организации и проведению практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, является Приказ Министерства образования РФ от 25 марта 2003 г. № 1154, утвердивший «Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования». Согласно приведенному акту основными видами практики студентов вузов являются: учебная, производственная, включая преддипломную практику. Учебная практика включает несколько этапов: ознакомительная, практика по получению первичных профессиональных умений и т. п. Производственная практика включает в себя ряд этапов: практика по профилю подготовки (технологическая, исполнительская и т.п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная практики. Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и проводится после освоения теоретического и практического обучения. В педагогической теории и практической деятельности вузов, выделенные виды практик модифицируются в зависимости от конкретных условий.

ГОС ВПО по специальности 050711 Социальная педагогика регламентирует следующие виды практики: учебная и педагогическая. Под учебной практикой разработчики стандарта понимают инструктивно-методический сбор, направленный на приобретение методом погружения первичных навы-

ков профессиональной деятельности социального педагога и педагога-воспитателя группы (отряда) детей и подростков. Педагогическая практика, как вид практики обучающихся по специальности, включает в себя следующие формы: летняя педагогическая практика, практика в школе, социально-педагогическая практика, комплексная практика.

Опыт организации практики студентов социально-педагогического профиля в Орловском государственном университете, постоянное совершенствование путей ее проведения позволили определить следующую структуру практики студентов, организуемую на разных уровнях активности обучающихся: социально-педагогическая (1 курс), психолого-педагогическая (2 курс), летняя педагогическая (3 курс), психолого-педагогическая (4 курс), летняя педагогическая (4 курс), социально-педагогическая (5 курс), комплексная (5 курс). Анализ требований к практической подготовке студентов, предусмотренных ГОС, позволил сделать вывод о содержательном соответствии видов и форм ее проведения структуре педагогической практики, реализуемой на социальном факультете ОГУ (таблица 1).

Определенная таким образом горизонтальная структура педагогической практики согласуется с видами, формами, сроками практик, рекомендуемыми в нормативных документах. Таблица наглядно демонстрирует, что практика имеет «сквозной» характер, обеспечивает непрерывное поэтапное освоение студентами всего комплекса функций специалиста.

Опыт организации практики будущих социальных педагогов свидетельствует о том, что последовательное овладение профессиональными умениями и навыками в соответствии с этапами социально-педагогической деятельности, осуществляется на различных уровнях, характеризующих практическую подготовку студентов. Опираясь на результаты научных исследований (С.П. Брагина, А.К. Маркова, Т.В. Кудрявцев и др.), полагаем наличие четырех преемственных уровней педагогической практики, выделение которых обусловлено сложностью процесса профессиональной подготовки в условиях практического обучения.

На первом уровне (ознакомительная практика) у студентов создается представление о сущности и специфике работы социального педагога, происходит осознание творческого характера социально-педагогической деятельности, формируется устойчивый нравственно-гуманистический взгляд на профессию, актуализируются профессионально значимые личностные качества, в том числе, готовность к профессиональному творчеству. Основным результатом практики данного уровня является формирование мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности, что дает основание условно определить его как мотивационно-формирующий уровень практической подготовки.

На следующем уровне практики обучающиеся под руководством опытных, высококвалифицированных специалистов систематизируют и преобразуют информацию, полученную в ходе изучения теоретических дисциплин и наблюдения за деятельностью прак-

тических работников, в личностно-значимые знания. Практика данного уровня способствует получению первичных профессиональных умений анализа и диагностики объекта профессиональной деятельности (определения его социально-педагогических проблем и выявления их причин), построения прогноза развития и проектирования социально-педагогической работы с ребенком с учетом его индивидуальности, социально-педагогических проблем, возможностей специалистов. Деятельность студентов носит учебно-познавательный характер, что позволяет назвать данный уровень как познавательно-профессиональный.

Технологическая направленность производственной практики по профилю специальности и самостоятельность основных действий практикантов на следующей стадии подготовки обуславливает выделение третьего уровня педагогической практики - профессионально-деятельностного. Данный уровень направлен на формирование готовности к самостоятельному творческому выполнению основных профессионально-педагогических функций и обеспечивает преобразование приобретенных знаний в систему навыков и умений, компетенций социального педагога. В непосредственной практической деятельности студенты апробируют спроектированную на основе результатов диагностико-прогностической работы социально-педагогическую технологию, оценивают ее эффективность, т.е. реализуют все этапы деятельности социального педагога.

Ориентация завершающего звена педагогической практики на совершенствование комплекса профессиональных умений в процессе самостоятельного осуществления социально-педагогической деятельности, творческое саморазвитие личности будущего специалиста на основе самоанализа собственной деятельности выводит практическую подготовку студентов на качественно новый, высший уровень ее организации - профессионально-рефлексивный. Результатом выступает творческое выполнение деятельности, сфор-мированность индивидуального стиля, постоянное стремление к самосовершенствованию.

Анализ опыта организации практического обучения студентов убеждает в целесообразности уровне-вой организации педагогической практики. Выделение

уровней реализации практики является условным, они находятся в неразрывном единстве и взаимосвязи друг с другом.

В соответствии с выявленным творческим потенциалом результативности каждого уровня практической подготовки (мотивационно-формирующий - осознание практикантами индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей для продуктивного выполнения творческой социально-педагогической деятельности; познавательно-профессиональный - освоение опыта творческой деятельности социального педагога; профессионально-деятельностный - овладение профессиональной социально-педагогической деятельностью на уровне образцов и эталонов; профессионально-рефлексивный - готовность к самосовершенствованию профессиональной деятельности), считаем возможным в рамках задач исследования конкретизировать обозначение уровней педагогической практики в целью выражения их направленности на подготовку практикантов к творческой реализации в профессии. В структуре проектируемой системы педагогической практики, ориентированной на формирование готовности будущих социальных педагогов к профессиональному творчеству, в дальнейшем мы выделяем следующие уровни: практика профессионально-творческого самоопределения (мотивационно-формирующий), практика творческой лаборатории специалиста (познавательно-профессиональный), практика социально-педагогического мастерства (профессионально-деятельност-ный), практика творческого саморазвития (профессионально-рефлексивный).

Соотнесение выделенных уровней организации педагогической практики с процессом формирования готовности социального педагога к творческой деятельности демонстрирует их соответствие этапам подготовки, что свидетельствует об их обобщенном, комплексном, интегративном характере. В целом данные уровни охватывают основные виды деятельности социального педагога, адекватны этапам формирования готовности к профессиональному социально-педагогическому творчеству, следовательно, их выделение в структуре педагогической практики (горизонтальная структура практической подготовки студентов) можно считать обоснованным и объективным.

Таблица 1.

Горизонтальная структура педагогической практики студентов, обучающихся по специальности 050711 Социальная педагогика

Вид практики Форма практики Курс / семестр Продолжи-тельность

учебная (ознакомительная) социально-педагогическая 1/2 1 неделя

учебная (практика по получению первичных профессиональных умений) практика в школе 2/4 2 недели

учебная (практика по получению первичных профессиональных умений) летняя педагогическая 3/6 3 недели

производственная (практика по профилю подготовки) практика в школе 4/8 3 недели

производственная (практика по профилю подготовки) летняя педагогическая 4/8 3 недели

производственная (практика по профилю подготовки) социально-педагогическая 5/9 3 недели

производственная (преддипломная) комплексная 5/10 4 недели

Вертикальную структуру практики составляет стадийная структура, включающая следующие этапы ее прохождения: 1 этап - установочный (теоретическая подготовка к практике); 2 этап - состоит из двух составных частей: вводной (знакомство с условиями прохождения практики) и рабочей (выполнение программы практики); 3 этап - контрольно-оценочный (подготовка отчета по практике и подведение ее итогов).

Мы выделяем этапы организации деятельности студентов на практике, ориентированной на формирование готовности к профессиональному социально-педагогическому творчеству.

Подготовительный этап педагогической практики предполагает непосредственную предварительную работу, направленную на формирование готовности студентов, руководителей, организаторов практики к ее проведению и прохождению. Основными задачами этапа являются: мотивация студентов к активной, продуктивной деятельности в период практики; актуализация теоретических знаний, полученных в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки; обновление научно-методического обеспечения конкретной практики; подбор площадок практики, обеспечивающих высокоэффективную практическую подготовку студентов; распределение студентов на практику, назначение руководителей; ознакомление субъектов практики с задачами, программой практики, требованиями к порядку ее прохождения и оформления результатов, с распределением по объектам, с руководителями, методистами практики; индивидуальное планирование работы в соответствии с программой практики. Основными формами организации подготовительного этапа являются: за-

седания выпускающих кафедр, научно-методического совета факультета, организующего практику; установочные семинары для студентов; организационные встречи с администрацией и сотрудниками социально-образовательных учреждений; обучающие семинары для руководителей практики; установочная конференция для всех участников конкретной педагогической практики.

Основной этап практики посвящен практической деятельности непосредственно в условиях социально-образовательного учреждения. В ходе данного этапа студент организует свою работу в соответствии с персональной программой прохождения практики, со скорректированным с учетом особенностей базы практики и специфики работы специалистов индивидуальным планом действий практиканта, отражающим организационную, подготовительную, текущую и индивидуальную работу, необходимую для реализации заданий практики. Непосредственная работа студента и ее анализ фиксируется в отчетных документах по практике. В период основного этапа руководители практики создают условия, необходимые студенту для ее эффективного прохождения, осуществляют научно-методическое сопровождение педагогической практики, анализируют и оценивают деятельность практикантов.

В ходе итогового этапа студент анализирует и оценивает собственную профессиональную деятельность в период практики, оформляет отчетную документацию. Отчетные материалы предъявляются для контроля преподавателю-методисту, который составляет письменный отзыв с оценкой профессиональной деятельности практиканта. Завершает практику итоговая конференция, целью которой является обсуждение ре-

Таблица 2.

Уровни организации практики, ориентированной на формирование готовности к профессиональному социально-педагогическому творчеству

Уровень практики Ступень Основная цель практики

Практика профессио-нально-творческого самоопределения Ознакомительная социально-педагогическая практика Ознакомление с системой социально-образовательных учреждений, основным содержанием их работы, особенностями профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях различного типа

Практика творческой лаборатории специалиста Практика в школе по получению первичных профессиональных умений Овладение методами психолого-педагогического изучения отдельного ребенка и детского коллектива

Летняя педагогическая практика по получению первичных профессиональных умений Овладение методикой работы с детьми и подростками в условиях летнего оздоровительного лагеря

Практика социально-педагогического мастерства Практика в школе по профилю подготовки Формирование профессиональных умений по диагностике личности ребенка и окружающей ее микросреды; ознакомление с основными технологиями социально-педагогической работы

Летняя педагогическая практика по профилю подготовки Овладение различными методиками и технологиями социально-педагогической деятельности в условиях временного коллектива с учетом психолого-педагогических особенностей личности каждого ребенка

Производственная социально-педагогическая практика Проектирование и осуществление социально-педагогического сопровождения детей различных категорий

Практика творческого саморазвития Преддипломная комплексная практика Совершенствование комплекса профессиональных умений по направлению специализации в процессе самостоятельной работы в должности социального педагога

зультатов работы студентов, путей совершенствования организации практики на факультете. В ходе конференции студенты отчитываются за качество выполнения индивидуальных заданий, представляют сообщения по итогам научно-исследовательской работы в период практики, творческие отчеты, делятся информацией и впечатлениями о специфике деятельности социальных педагогов в различных учреждениях. В рамках итогового этапа практики производится аттестация работы студентов.

Организация педагогической практики с учетом выявленной структуры, представляющей взаиморасположение и связь основных этапов практической деятельности студентов, в условиях данной формы организации учебного процесса является оптимальной, поскольку обеспечивает в своей совокупно-

сти достижение поставленной цели конкретной практики. Кроме того, предлагаемое последовательное построение деятельности обучающихся отражает существующие подходы к определению этапов действий, согласно которым в структуре какого-либо процесса выделяют: подготовительный этап, этап непосредственной деятельности, результативный этап [1, с.33]. Каждый структурный элемент технологии решает соответствующие задачи формирования готовности к профессиональному социально-педагогическому творчеству и, таким образом, рассматриваемая технология формирования готовности к профессиональному социально-педагогическому творчеству является научно-обоснованной и единой для всех уровней, видов и форм практики.

Библиографический список

1. Галагузова М.А. Методика и технологии работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.

2. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов : пособие для студ. / Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 224 с.

3. Оганесян Е.В. Культурологическая модель педагогической практики в системе высшего педагогического образования : дис. ...док. пед. наук : 13.00.08. Москва, 2005. 406 с.

References

1. Galaguzova M.A. Metodika and technology of work of the social teacher: studies. grant for the student. высш. studies. institutions/M. A.Galaguzova, L.V.Mardakhayev. M: Publishing center «Akademiya», 2002. 192 pages.

2. Galaguzova Yu.N. Sotsialnaya pedagogics: practice by eyes of teachers and students: grant for the student. / Yu.N.Galaguzova, G. V. Sorvachev, G. N. Shtinova. M: Gumanit. prod. VLADOS center, 2003. 224 pages.

3. OganesyanE.V. Kulturologicheskaya model of student teaching in system of the higher pedagogical education: doctor dissertation, Pedagogical sciences:: 13.00.08. Moscow, 2005. 406 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.