Научная статья на тему 'Педагогические особенности организации практики студентов в условиях образовательных учреждений культуры'

Педагогические особенности организации практики студентов в условиях образовательных учреждений культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE IN PRACTICAL TRAINING / TYPES OF PRACTICAL TRAINING / CRITERIA OF THE BASE (ORGANIZATION) OF PRACTICE / CONTENT OF PRACTICAL ACTIVITIES / КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРАКТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ / ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / КРИТЕРИИ БАЗЫ ПРАКТИКИ / СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко М.В.

В статье раскрываются педагогические аспекты при организации практики студентов-хореографов в Алтайском государственном институте культуры. Материалом научного осмысления послужил многолетний практический опыт, позволивший скорректировать универсальные педагогические принципы применительно к образовательной деятельности по творческим специальностям. Особое внимание уделено формированию компетентности будущего выпускника вуза в практическом обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченко М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ PRACTICE IN EDUCATIONAL INSTITUTES OF CULTURE: PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF ORGANIZATION

The article considers some pedagogical aspects of students in choreographers’ production practice organization in the Altai State Institute of Culture. The author’s recommendation is based on perennial experience and help to adapt the general-purpose pedagogical principles to the specifics of educational activity in higher education institutions that have artistic orientation. The article gives the author’s version of practice types that are usual for educational process takes place in Russian higher education institutions. The author names key principles of pedagogical practice of different types (educational, production and pregraduation) that guide students, who are getting an education in educational direction “Traditional Artistic Culture”, Profile of “The management of the choreographic amateur group”. The author pays attention to the question of a further graduate’s competence formation during practical training.

Текст научной работы на тему «Педагогические особенности организации практики студентов в условиях образовательных учреждений культуры»

5. Mezenceva O.I. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya professional'noj kompetentnosti sovremennogo pedagoga. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2014..

6. Korostyleva L.A. Problema samorealizacii lichnosti v sisteme nauk o cheloveke. Psihologicheskie problemy samorealizacii lichnosti. Sankt-Peterburg, 1997; 3: 3 - 19.

7. Sen'ko Yu.V. 'Evolyuciya predmeta deyatel'nosti uchitelya. Pedagogika. 2007; 2: 45 - 52.

Статья поступила в редакцию 09.06.17

УДК 371.38

Savchenko M.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: marypoti@mail.ru

STUDENTS' PRACTICE IN EDUCATIONAL INSTITUTES OF CULTURE: PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF ORGANIZATION. The article considers some pedagogical aspects of students in choreographers' production practice organization in the Altai State Institute of Culture. The author's recommendation is based on perennial experience and help to adapt the general-purpose pedagogical principles to the specifics of educational activity in higher education institutions that have artistic orientation. The article gives the author's version of practice types that are usual for educational process takes place in Russian higher education institutions. The author names key principles of pedagogical practice of different types (educational, production and pregraduation) that guide students, who are getting an education in educational direction "Traditional Artistic Culture", Profile of "The management of the choreographic amateur group". The author pays attention to the question of a further graduate's competence formation during practical training.

Key words: competence in practical training, types of practical training, criteria of the base (organization) of practice, content of practical activities.

М.В. Савченко, ст. преп., Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: marypoti@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

В статье раскрываются педагогические аспекты при организации практики студентов-хореографов в Алтайском государственном институте культуры. Материалом научного осмысления послужил многолетний практический опыт, позволивший скорректировать универсальные педагогические принципы применительно к образовательной деятельности по творческим специальностям. Особое внимание уделено формированию компетентности будущего выпускника вуза в практическом обучении.

Ключевые слова: компетентность в практическом обучении, виды практического обучения, критерии базы практики, содержание практической деятельности.

В настоящее время главной целью профессионального образования становится формирование личности конкурентоспособного специалиста, владеющего навыками переноса знаний в новые производственные условия, умеющего самостоятельно применять теоретические познания в практической деятельности. В связи с этим подготовка высококвалифицированных кадров в вузах культуры требует новых подходов к обучению, наиболее эффективно проявляющихся в ходе выполнения конкретных заданий при прохождении практики. Но и компетентность будущего специалиста можно сформировать, как показывает опыт, только в практическом обучении.

В процессе практического обучения студент активно направляет свои усилия на развитие таких важных качеств, как творческое (нестандартное) мышление, ответственность, умение отстаивать свою точку зрения, должен быть готов к реальной работе в профессиональной среде. Но для этого ему необходимо развивать исследовательскую компетенцию, которая способствует его конкурентоспособности и стимулирует развитие таких ресурсных профессионально-личностных составляющих, как умение и готовность самостоятельно выстраивать образовательную траекторию, проектировать собственную перспективу достижения результатов труда, осваивать новые сферы творческой деятельности.

В данной статье обобщен опыт организации, проведения и прохождения различных видов практики студентами хореографического факультета Алтайского государственного института культуры (АГИК). Практика студентов по профилю «Руководство хореографическим любительским коллективом» на хореографическом факультете АГИК является составной частью общего процесса обучения при подготовке художественного руководителя любительского хореографического коллектива. Цели и объем практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлению подготовки высшего профессионального образования. Сроки проведения практики устанавливаются приказом по институту в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса. Содержание практического обучения определяет разработанная программа по всем видам практики, которая ориентирована на реализацию принципов компетент-

ностного подхода к формированию у обучающихся профессиональных и личностных качеств.

В практической подготовке студентов важную роль отводится учебно-ознакомительной и производственной практике. Именно в процессе прохождения этих видов практики происходит углубление и осознание теоретических знаний, подкрепление их практическими навыками, повышение уровня профессионального мастерства будущего выпускника.

На кафедре хореографии сформирована база организаций, учреждений культуры и образования, для прохождения практики обучающихся. Важную роль при выборе баз практики студентов сыграли тесные связи кафедры и вуза с работодателями и анализ итогов организации предыдущих практик.

Базами практики обучающихся по специальности «Народная художественная культура», профиль подготовки «Руководство хореографическим любительским коллективом» являются танцевальные коллективы государственных, общественных, частных, арендных учреждений культуры: детские школы искусств, средние образовательные школы, дополнительно образовательные учреждения, культурно-досуговые учреждения различных типов, творческие коллективы различных организационно-правовых форм. Руководителями хореографических коллективов являются выпускники вуза, Заслуженные работники культуры и образования.

С лучшими образцовыми хореографическими коллективами, учебными заведениями культуры, профессиональными ансамблями танца г. Барнаула и других городов Сибири заключены договора о прохождении практики студентов. Заключение долгосрочных договоров между образовательными и производственными организациями дает гарантию стабильности мест практики и упрочению долгосрочных прямых контактов с организациями, а также возможность получать обратную связь об уровне и проблемах подготовки наших студентов. На основе методичного управления и рационального сочетания учебных целей практики и потребностей производственных коллективов можно осуществлять эффективную практическую подготовку, мотивировать у студентов интерес к своей будущей профессии.

На подготовительном этапе практического обучения при выборе базы практики целесообразно учитывать ряд критериев:

- соответствие профиля основной деятельности организации направлению подготовки и специальности обучения студентов;

- обеспечение практиканта квалифицированным руководством, как со стороны вуза, так и со стороны учреждения;

- материально-техническое обеспечение, необходимое для проведения практики (балетный зал, станки, персональный компьютер, аудио-видеооборудование);

- наличие условий для приобретения навыков работы по специальности и повышения организаторских способностей, определенного опыта у работников учреждений в воспитательной работе в коллективе.

Основной этап практики - база практики, где студенты работают под руководством руководителя от организации (руководитель хореографического коллектива). Руководитель практики оказывает конкретную помощь студенту-практиканту в выполнении задания, консультирует его по всем вопросам, возникающим в процессе практики, и оценивает его деятельность. Практика способствует развитию самостоятельной работы студентов. В процессе прохождения практики студенты учатся самостоятельно отбирать и систематизировать информацию с учетом поставленных перед ними задач; применять полученные знания на практике; развивать навыки работы в коллективе; осуществлять самоконтроль, учатся анализировать свою деятельность, обобщать полученный опыт. Все наблюдения студенты фиксируют в дневнике, который после окончания практики служит основой для подготовки отчета.

Завершающий этап включает в себя написание отчета по результатам практики и презентацию практической работы в коллективе. Защита практики проходит в форме семинара-практикума, где студенты выступают публично, отвечая на вопросы комиссии, вносят свои предложения по организации практики. Все предложения и замечания выносятся на обсуждение кафедры, для дальнейшего усовершенствования организации практики.

Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в т.ч. первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) студентов хореографического факультета - ознакомительная. Она призвана сориентировать обучающихся - будущих хореографов в выборе своей профессии, способствует профессиональному самоопределению студентов - практикантов. Практическая деятельность практиканта осуществляется в виде наблюдений и изучения опыта педагогов-профессионалов в организации учебно-творческой и воспитательной деятельности, работающих в области классического, народно-сценического или современного танца. В процессе встреч и бесед с руководителем коллектива, посещение занятий практикант знакомится с деятельностью коллектива, с текущей и перспективной документацией по разделам воспитательной, постановочной, учебно-тренировочной работы; проводит самостоятельный анализ основных направлений работы коллектива: учебно-тренировочной, воспитательной, формирования репертуара, концертной деятельности.

Посещая репетиции любительских и профессиональных коллективов, студенты знакомятся с особенностями построения и методикой проведения урока и репетиционного процесса в целом, репертуарной политикой, формами и приемами работы по хореографическому воспитанию школьников.

Содержание программы ознакомительной практики в полной мере отражает применение принципа последовательности и постепенности в учебном процессе.

Производственная практика на хореографическом факультете состоит из педагогической практики, творческо-производ-ственной практики и преддипломной практики.

Производственная (педагогическая) и творческо-производ-ственная практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) направлены на формирование теоретических и практических знаний и умений, приобретаемых обучающимися в результате освоения психолого-педагогических и специальных дисциплин. Практиканты овладевают профессиональными умениями и навыками посредством включения в практическую деятельность в условиях, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие в работе и найти пути их преодоления.

Производственная (педагогическая) и творческо-производ-ственная практики дают возможность привить обучающимся необходимые умения и навыки как методической, так и организационной работы в хореографическом коллективе, а также овладение производственными навыками, методиками, технологиями воспитательной работы. В период практики обучающиеся участвуют в организации и проведении запланированных массовых мероприятий, могут быть задействованы в воспитательной работе, проводимой по согласованию с руководителем практики. Осуществляют поиск творческих путей решения основных задач по воспитанию школьников, формирование их эстетических взглядов и художественных вкусов, развитие интереса и любви к хореографическому искусству. Проводят лекции, беседы по вопросам этики, эстетики, хореографии. В результате прохождения педагогической и творческо-производственной практик у обучающихся должно сформироваться целостное представление о значении, специфике, особенностях будущей профессиональной деятельности.

Основным этапом проверки профессиональной готовности выпускника к будущей работе хореографа-педагога в любительском хореографическом коллективе является производственная (преддипломная) практика, которая направлена на закрепление и творческое применение знаний, умений и навыков, полученных в результате обучения в вузе. Преддипломная практика дает возможность раскрыть в производственных условиях педагогическую зрелость будущего специалиста, его организаторские способности, его способность руководить коллективом, творческий потенциал, педагогические и художественные навыки, эрудицию и волю.

Цель производственной (преддипломной) практики - проведение научно-исследовательской деятельности по теме выпускной квалификационной работы.

При выполнении научно-исследовательской составляющей производственной (преддипломной) практики обучающиеся знакомятся с логикой и особенностями психолого-педагогического исследования, используют его разнообразные эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ, и др.), формулируют цель и задачи, гипотезу исследования для написания выпускной квалификационной работы. Именно в решении исследовательских задач проявляется высокий профессионализм и творчество студента. Преддипломная практика дает возможность приобрести практический опыт организационно-управленческой, научно-методической, художественно-творческой, научно-исследовательской работы на базе учреждений культуры и образования.

Как показывает опыт кафедры, хореографического факультета АГИК, укрепление творческих связей вуза с организациями способствует совершенствованию профессиональной направленности студентов. Например, в 2015 году в рамках «Ассоциации образовательных учреждений и учреждений культуры Алтайского края» были заключены дополнительные соглашения о сотрудничестве между хореографическим факультетом и рядом госучреждений: Государственной филармонией Алтайского края; Алтайским краевым театром музыкальной комедии; Государственным ансамблем песни и танца Алтая; Алтайским краевым колледжем культуры и искусств.

Кроме того, был набран профильный курс для ансамбля «Огоньки» Государственной филармонии Алтайского края; появилась возможность посещения мастер-классов от ведущих российских специалистов в области хореографии; проведение хореографического конкурса балетмейстерских работ «Образ» на базе Алтайского краевого театра музыкальной комедии; привлечение работодателей к образовательному процессу (4 человека); проведение вечеров хореографии, концертов и хореографического форума «Актуальные вопросы теории и практики хореографического искусства» на базе Государственного ансамбля песни и танца Алтая.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что научное управление практическим обучением является одним из самых важных путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей жизни. Специфические формы сотрудничества организаций и вуза представляют собой эффективные пути к решению вопроса о прохождении практики и дальнейшего трудоустройства выпускников. Основным стимулом формирования партнерских отношений в практическом обучении является взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов.

Библиографический список

1. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования. Барнаул, 2017.

2. Лотова И.П. Модель региональной системы трудоустройства выпускников вузов. Нижний Новгород, 2009.

3. Богданов Г.Ф. Актуальные проблемы профессиональной подготовки руководителей любительских хореографических коллективов. Культура образования и образование в сфере культуры. Москва, 2012.

4. Глазунова Л.А. Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся. Available at: http:// festival.1september.ru/articles/610554/

5. Симбирских Е.С., Федоряка Н.И., Макова Н.Е., Брянских И.В. Производственная практика - этап формирования будущего современного специалиста. Available at: http://labourmarket.ru/conf11/reports/simbirskih_fedoryaka_makova.pdf

References

1. Polozhenie o praktike obuchayuschihsya, osvaivayuschih osnovnye professional'nye obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovaniya. Barnaul, 2017.

2. Lotova I.P. Model'regional'noj sistemy trudoustrojstva vypusknikov vuzov. Nizhnij Novgorod, 2009.

3. Bogdanov G.F. Aktual'nye problemy professional'noj podgotovki rukovoditelej lyubitel'skih horeograficheskih kollektivov. Kul'tura obrazovaniya i obrazovanie vsfere kul'tury. Moskva, 2012.

4. Glazunova L.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya issledovatel'skoj kompetentnosti uchaschihsya. Available at: http:// festival.1september.ru/articles/610554/

5. Simbirskih E.S., Fedoryaka N.I., Makova N.E., Bryanskih I.V. Proizvodstvennaya praktika - 'etap formirovaniya buduschego sovremennogo specialista. Available at: http://labourmarket.ru/conf11/reports/simbirskih_fedoryaka_makova.pdf

Статья поступила в редакцию 18.05.17

УДК 378

Sarieva A.I., postgraduate, Karachaevo-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia),

E-mail: klnp13@mail.ru

METHODOLOGICAL BASES OF TRAINING BACHELORS IN TOURISM: TO THE PROBLEM OF TRANSFORMING THE TRADITIONAL EDUCATIONAL PARADIGM. The article analyzes the state of the modern tourism industry in Russia. The necessity of transformation of education paradigm is studied. The author's understanding of the category "paradigm" is proposed. The article deals with the basics of cultural, activity-creative approaches and argues that these approaches create conditions for the development of the creative potential of the student's personality. The author concludes that the definition of the methodological approaches as a normative framework of the educational process allows to transform the traditional paradigm of knowledge-based training of bachelor students in the field of tourism, repurposing is signposted in the context of the preparation of the greatest possible development of creative potential of the students.

Key words: paradigm, methodological approach, culture, creativity, communication, subject-subject forms of pedagogical interaction.

А.И. Сариева, аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

E-mail: klnp13@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: К ПРОБЛЕМЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

В статье анализируется состояние современной туристической индустрии в России. Обосновываются необходимость трансформации парадигмы образования, предлагается авторское понимание категории «парадигма». Рассматривается сущность культурологического, деятельностно-творческого подходов и утверждается, что данные подходы создают условия для развития творческого потенциала личности студентов. Автор делает вывод о том, что определение методологических подходов в качестве нормативных основ образовательного процесса позволяет трансформировать традиционную знание-вую парадигму профессиональной подготовки бакалавров в сфере туризма, переориентировав обозначенную подготовку в контексте максимально возможного развития творческого потенциала студентов.

Ключевые слова: парадигма, методологический подход, культура, творчество, общение, субъект-субъектные формы педагогического взаимодействия.

К началу XXI столетия туристическая индустрия заняла одну из лидирующих позиций в международной экономической системе, оказывая существенное влияние на экономическое развитие отдельных стран и глобальную мировую экономику в целом. В контексте развития общемировой туристической индустрии современное качественное состояние соответствующей сферы деятельности в России не отвечает потребностям российского государства и общества в целом, а так же конкретным запросам граждан Российской Федерации. Существенное отставание отечественного туризма от ведущих туристических стран мира имеет комплексный причинный характер, но одна из наиболее значимых причин обозначенного отставания связана с дефицитом квалифицированных профессиональных кадров в данной сфере профессиональной деятельности. В связи с этим в настоящее время подготовка профессионалов в сфере туризма априори является актуальной. Общая успешность и результативность подготовки таких профессионалов напрямую обусловлена должным качеством образовательного процесса, методологической осно-

вы, в полной мере отвечающей современным тенденциям и перспективам развития педагогической науки и соответствующей образовательной практики. Теоретическое обоснование такой методологической основы требует обращения к категориальному значению понятия парадигмы.

По мнению отечественных исследователей, понятие парадигмы следует трактовать в качестве совокупности научных взглядов, убеждений, ценностей, признаваемых всем научным сообществом в течение определенного временного этапа. При этом парадигма в деятельностно-определяющем контексте представляет собой модель научной деятельности в виде системы теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, а в дескриптивном - фундаментальную теорию, направляющую массовое научное сознание в решении теоретических и практических проблем различного уровня сложности. В свою очередь, научная педагогическая парадигма представляет собой опирающуюся на ту или иную педагогическую теорию (теории) модель образовательного процесса, систему принципов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.