Научная статья на тему 'Технология формирования готовности к служебной деятельности у курсантов вузов ПВО'

Технология формирования готовности к служебной деятельности у курсантов вузов ПВО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ВУЗЫ ПВО / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CADETS / HIGHER SCHOOLS OF ANTIAIRCRAFT DEFENSE / READINESS FORMATION / TECHNOLOGY / SERVICE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев Олег Сергеевич, Голубев Александр Антонович

В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию и разработке технологии формирования готовности к служебной деятельности у курсантов вузов ПВО. Автором установлены психолого-педагогические условия, необходимые для формирования готовности и служебной деятельности у курсантов вузов ПВО, а также факторы, детерминирующие состояние готовности выпускников к военно-профессиональной деятельности. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии формирования готовности к служебной деятельности у курсантов вузов ПВО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев Олег Сергеевич, Голубев Александр Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of the readiness formation for service activity among the cadets of antiaircraft defense higher schools

The work presents the results of the conducted research on substantiation and working out the technology of formation of readiness for service activity among the cadets of higher schools of antiaircraft defense. The author establishes the psychology-pedagogical conditions necessary for formation of readiness and service activity among the cadets of higher schools of antiaircraft defense both with the factors determining the readyness state of graduates to military-professional work. The high efficiency of the developed technology for formation of readiness for the service activity among the cadets of higher schools of antiaircraft defense is experimentally proven.

Текст научной работы на тему «Технология формирования готовности к служебной деятельности у курсантов вузов ПВО»

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко, Г. Л. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида I Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко II Теория и практика физ. культуры. -1988. - № 4. - С. 29-31.

2. Ахмерова, С.Г. Состояние здоровья и профессиональное долголетие учителя I С. Г. Ахмерова II Вестник Башк. пед. ун-та. Сер. ; Педагогика и психология. - 2000. - № 1. - С. 10-1б.

3. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию і учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений I Э.М. Казин,

Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М. і Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. - 192 с,

4. Лободин, В.Т. Как сохранить здоровье учителя I В.Т. Лободин, Г.В. Лаврено-ва, С.В. Лободина. - М. і ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. - 13б с.

5. Митина, Л.М. Профессиональное здоровье учителя і стратегия, концепция, технология I Л.М. Митина II Нар. образование. - 1998. - № 9-10. - С. 1бб-170.

6. Никифоров, Г.С. Психология здоровья і учебное пособие I Г.С. Никифоров. -СПб. і Речь, 2002. - 138 с.

7. Рубина, Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей I Л.Я. Рубина II Социологические исследования. - 199б. - № б. - С. б3-75.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.07

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ПВО

Олег Сергеевич Зайцев, соискатель,

Военный институт физической культуры,

Александр Антонович Голубев, кандидат педагогических наук,

Академия гражданской авиации,

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию и разработке технологии формирования готовности к служебной деятельности у курсантов вузов ПВО. Автором установлены психолого-педагогические условия, необходимые для формирования готовности и служебной деятельности у курсантов вузов ПВО, а также факторы, детерминирующие состояние готовности выпускников к военно-профессиональной деятельности. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии формирования готовности к служебной деятельности у курсантов вузов ПВО.

Ключевые слова: курсанты; вузы ПВО; формирование готовности; технология; служебная деятельность.

TECHNOLOGY OF THE READINESS FORMATION FOR SERVICE ACTIVITY AMONG THE CADETS OF ANTIAIRCRAFT DEFENSE HIGHER SCHOOLS

Oleg Sergeevich Zaytsev, the competitor,

Military Institute of Physical Training,

Alexander Antonovich Golubev, the candidate of pedagogical sciences,

Academy of Civil Aircraft,

St.-Petersburg

Annotation

The work presents the results of the conducted research on substantiation and working out the technology of formation of readiness for service activity among the cadets of higher schools of antiaircraft

defense. The author establishes the psychology-pedagogical conditions necessary for formation of readiness and service activity among the cadets of higher schools of antiaircraft defense both with the factors determining the readyness state of graduates to military-professional work. The high efficiency of the developed technology for formation of readiness for the service activity among the cadets of higher schools of antiaircraft defense is experimentally proven.

Keywords: cadets, higher schools of antiaircraft defense, readiness formation, technology, service activity.

В настоящее время значительно повышается значимость противовоздушной обороны в системе общей безопасности государства. Это связано с возрастанием роли авиации в достижении целей войны.

Основу противовоздушной обороны Российской Федерации составляют войска противовоздушной обороны (ПВО). Опыт боевого применения соединений ПВО свидетельствует, что выполнение боевой задачи в значительной степени определяется работой боевых расчётов командных пунктов и во многом зависит от личных качеств, профессиональной и психологической подготовленности, готовности к деятельности в экстремальных ситуациях офицеров боевого управления, их слаженности и сплочённости.

Совершенствование организационной структуры сил ПВО, поступление на вооружение современных автоматизированных систем, выдвигают более жёсткие требования к уровню профессиональной подготовленности выпускников вузов ПВО, требуют новых подходов к формированию у них профессионализма с помощью эффективных педагогических технологий в процессе обучения в высших учебных заведениях [2,3].

Деятельность военнослужащих боевых расчётов ПВО осуществляется в условиях постоянного воздействия различных неблагоприятных факторові опасности, внезапности, новизны обстановки, высокой интеллектуальной сложности, а также необходимости совмещения нескольких действий [1]. Успех деятельности военнослужащего боевого расчета ПВО в условиях воздействия неблагоприятных факторов при выполнении боевых задач во многом зависит от его готовности к такой деятельности [4].

В процессе исследования выявлялись особенности военно-профессиональной деятельности выпускников вузов ПВО и на основе этого определялись сущность, содержание и структура индивидуальной и групповой готовности к военно-профессиональной деятельности.

Как показало исследование, готовность к деятельности, представляет собой сложное образование психических процессов, волевых компонентов и мотивов поведения. Готовность к деятельности есть форма самой деятельности. Под «состоянием готовности к деятельности» понимается состояние личности, выраженное в настроенности ее психики на преодоление трудностей служебной деятельности, обеспечивающие результативность и качество её выполнения.

Исследование содержания и структуры готовности военнослужащего боевого расчёта ПВО, позволило выявить наиболее важные факторы, влияющие на эффективность его деятельности. Факторы, детерминирующие состояние готовности выпускников вузов ПВО к военно-профессиональной деятельности представлены на рисунке 1.

Проведенный анализ существующей практики профессиональнопсихологического отбора поступающих в вузы ПВО показывает, что ряд психологических особенностей личности, которые в значительной мере определяют ее способность и готовность к деятельности в напряжённых ситуациях, как правило, не учитываются.

Дальнейшее изучение данного вопроса позволило выявить структуру готовности выпускника вуза ПВО к военно-профессиональной деятельности, которая представлена на рисунке 2.

Проведенное исследование показало, что эффективное формирование готовности курсантов, было установлено, что і

- роль отдельных личностных свойств в освоении деятельности военнослужа-

щими неодинакова;

- максимальное влияние оказывают характеристики, имеющие наибольшее число взаимосвязей с военно-профессиональной деятельностью;

- характеристики, занимающие центральное положение в структуре способностей, которые определяют перспективы профессионального роста выпускника вуза ПВО, могут быть скрыты другими, более ярко выраженными качествами.

Факторы, детерминирующие состояние готовности к военно-профессиональной деятельности

Факторы микросреды

- коллектив и взаимоотношения в нем, -личность и подготовленность руководителя;

- отношение к служебной деятельности специалистов;

- содержание деятельности специалистов;

- процесс подготовки специалистов;

- влияние конкретных боевых ситуаций;

- отношения ответственной зависим о с ти в процессе совместной деятельно с ти при выполнении з адач;

- личностные характеристики каждого специалиста;

- социально-психологические явления в коллективе: взаимоотношения, мнения, традиции и др.

Рис. 1. Факторы, детерминирующие состояние готовности выпускников вузов ПВО к военно-профессиональной деятельности

Факторы макросреды

- общественные отношения,

- идеология;

- политика правительства;

- процесс реформирования ВС,

- отношения к армии в обществе,

- понимание специалистами сущности и особенностей боя И Др.

Рис. 2. Структура готовности выпускника вуза ПВО к военно-профессиональной деятельности

Исследование показало, что формирование готовности к военно-

профессиональной деятельности у курсантов вузов ПВО - это образование тех необходимых мотивов, установок, опыта, придание психическим процессам и свойствам таких особенностей, которые обеспечивают возможность эффективно действовать в экстремальных ситуациях. При этом особенно важно сформировать эмоционально устойчивую, целостную личность. Основываясь на данных положениях, нами была разработана технология формирования готовности к военно-профессиональной деятельности у курсантов вузов ПВО, которая представлена на рисунке 3.

Применение в учебно-воспитательном процессе вуза данной технологии обучения позволяет осуществлять целенаправленное формирование знаний и умений, вырабатывать у обучаемых профессионально важные качества и способности, которые лежат в основе развития готовности к будущей военно-профессиональной деятельности.

Каждый выпускник вуза ПВО выполняет свои функциональные обязанности, и от качества их выполнения зависит успех деятельности боевого расчёта в целом.

Необходимость решения разнообразных задач предполагает координацию усилий и интенсивное общение военнослужащих расчёта, что способствует ускоренному формированию группы в единое целое, сплочению расчёта.

Как показали наши исследования, большое значение для повышения качества

формирования готовности к военно-профессиональной деятельности у курсантов имеет определение психолого-педагогических условий, необходимых для этого.

I этап «Предварительной подготовки» (1 курс)

Цель этапа: Выявление профессиональный способностей

Задачи этапа: Определение степени развития профессионально важных качеств Содержание наги: Мероприятия направленные на развитие психологических свойств лично сти, соответствующих условиям будущей профессиональной деятельности Доминирующие средства физической подготовки Средства, развивающие общую выносливость и силу (бег на длинные дистанции, лыжи, силовые упражнения)

П этап «Начальной профессиональной подготовки» (2, 3 курсы)

Цель этапа: Повышение уровня теоретической подготовленности в профессиональной

сфере.

Задачи этапа: Приобретение знаний об особенностях и условиях профессиональной

деятельности в в ойсках ПВО.

Содержание этапа: Мероприятия, направленные на развитие способностей к более

качественному восприятию учебного материала

Доминирующие средства физической подготовки Средства, развивающие быстроту психических процессов (спортивные игры, эстафеты челночный бег И др.).

Ш этап «Профессионального совершенствования» (4-5 курсы)

Цель этапа: Овладение способами и приёмами профессиональной деятельности.

Задачи этапа: Формирование профессиональных навыков и умений по своему

предназначению.

Содержание этапа: Мероприятия, направленные на развитие способностей к анализу,

синтезу, сравнению, обобщению и др.

Доминирующие средства физической подготовки: Средства, развивающие профессионально важные качества и корректирующие "отстающие" физические качества

IV этап «Начальной профессиональной деятельности» (1, 2 год службы в. войск ах после окончания вуза ПВО)

Цель этапа: Овладение способами и приёмами профессиональной деятельности в составе боевого расчёта ПВО.

Задачи этапа: Формирование навыков и умений деятельности в составе боевого расчёта ПВО в экстремальных условиях выполнения боевых задач.

Содержание этапа: Мероприятия, направленные на развитие всестороннего

взаимодействия; совершенствование эффективности совместных действий,

взаимозаменяемости, развитие общности ценностных ориентаций и взаимовыручки Доминирующие средства физической подготовки: средства, поддерживающие высокий уровень профессиональной работоспособности; развивающие волевые качества и эмоциональную устойчивость, воспитывающие здоровьесберегающее поведение.

Рис. 3. Технология формирования готовности к служебной деятельности у курсантов вузов ПВО

С целью определения этих условий был проведен опрос опытных педагогов и офицеров ПВО, имеющих стаж работы более 10 лет. Всего в опросе приняли участие 127 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.

В ходе дальнейшего исследования экспериментально проверялась эффективность разработанной технологии формирования готовности у курсантов вузов ПВО к военно-

профессиональной деятельности.

Таблица 1

Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования готовности и ______________служебной деятельности у курсантов вузов ПВО (п=127)________________

Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (в %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Определение психологической структуры личности обучаемых 19,3

2 Моделирование элементов профессиональной деятельности на занятиях, требующих принятия правильных решений в сложных ситуациях 18,1

3 Нацеленность процесса профессиональной подготовки на решение учебнобоевых задач в условиях, требующих проявления эмоционально-волевой устойчивости 15,7

4 Развитие необходимых индивидуально-психологических свойств в структуре личности курсанта, которые наиболее полно соответствуют условиям будущей военно-профессиональной деятельности 14,2

5 Создание обстановки на занятиях, требующей проявления способности определять характер и содержание профессиональной деятельности в зависимости от сложившейся ситуации 10,8

6 Использование методических приёмов, подавляющих неуверенность у курсантов 9,3

7 Создание обстановки на занятиях, требующей проявления интенсивной мыслительной деятельности курсантов в заданных интервалах времени 6,9

8 Оценка и учёт индивидуальных психологических возможностей курсантов 5,7

Результаты педагогического эксперимента свидетельствует о высокой эффективности разработанной технологии формирования готовности к служебной деятельности у курсантов вузов ПВО (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ готовности к служебной деятельности испытуемых контрольной и экспериментальной групп по окончании педагогического эксперимента

(в %)

Уровни готовности к служебной деятельности Испытуемые

КГ (п=48) ЭГ (п=48)

«Высокий» 12,7 37,2

«Выше среднего» 20,3 33,2

«Средний» 38,5 20,3

«Низкий» 28,5 9,3

«Критический» - -

Так, испытуемые экспериментальной группы показали достоверное преимущество (р<0,05) по сравнению с контрольной группой в показателях готовности к служебной деятельности в войсках ПВО. По окончании педагогического эксперимента только 12,7% испытуемых контрольной группы имели высокий уровень готовности к служебной деятельности, а в экспериментальной группе - это число составило 37,2%. И, наоборот, количество лиц с относительно низким уровнем готовности в контрольной группе было 28,5%, а в экспериментальной - 9,3%.

ВЫВОД: Разработанная технология формирования готовности к служебной деятельности у курсантов вузов ПВО показала высокую эффективность и может быть рекомендована к внедрению в образовательный процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотнюк, В.В. Комплексы физических упражнений для офицеров, несущих боевое дежурство : учеб.-метод. пособие / В.В. Болотнюк ; Воен. ин-т физ. культуры. -

СПб. : [б.и.], 1996. - 78 с.

2. Борисов, А.В. Педагогическая технология организации физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО с использованием функциональнодифференцированного подхода II Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. -2007. - № 12 (34). - С. 22-26.

3. Кузнецов, А.В. Физическая подготовка офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО : учеб.-метод. пособие I А.В. Кузнецов ; Изд-во : Ярославский зенитный ракетный институт ПВО. - Ярославль : [б.и.], 2004. - 117 с.

4. Приходько, В. Н. Управление самостоятельной физической тренировкой офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО : учеб.-метод. пособие I В.Н. Приходько ; Изд-во : Ярославский зенитный ракетный институт ПВО. - Ярославль : [б.и.], 2003. - 127 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.853.234

ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОВ ЮНОШЕЙ И ДЕВОЧЕК ДО 17 ЛЕТ ПО КАТА

Артем Владимирович Ильин, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается проблема подготовки юношей и девочек до 17 лет в ката. Представлены результаты эффективности экспериментальной программы подготовки юношей и девочек до 17 лет в ката.

Ключевые слова: подготовка дзюдоистов в ката, тренировочный процесс, юноши и девочки до 17 лет.

TRAINING OF YOUNG MALE AND FEMALE JUDOISTS UNTIL 17 YEARS ON

KATA

Artem Vladimirovich Ilyin, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The article raises the problem of preparation of young male and female judoists until 17 years on kata. Results of efficiency of the experimental program of preparation of young male and female judoists on kata have been presented.

Keywords: preparation of judoists on kata, training process, young men and girls until 17 years.

В соответствии с приказом Федерального агентства по физической культуре и спорту №320 от 08.06.2005 года, во всероссийский реестр видов спорта по дзюдо включены личные соревнования по ката.

Соревнования по ката проходят в двух возрастных категориях:

1) Мужчины и женщины;

2) Юноши и девочки до 17 лет (нагэ-но-ката 3 раздела по 3 броска).

Основной целью проведения подобных соревнований является повышение мотивации к занятиям дзюдо. Ката молодой вид спорта в России, поэтому на сегодняшний день научных разработок в области ката не достаточно [1,2].

Мы провели опрос среди заслуженных тренеров России, тренеров высшей и первой категории по дзюдо. На вопрос, необходима ли единая программа подготовки спортсменов до 17 лет по ката, ответы распределились следующим образом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.