Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ФАСИЛИТАЦИИ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ'

ТЕХНОЛОГИЯ ФАСИЛИТАЦИИ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / УРОВНИ ФАСИЛИТАЦИИ / ПЕДАГОГ-ФАСИЛИТАТОР / КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна, Исинова Халида Валидовна

В статье рассматривается технология фасилитации как способа организации продуктивной коррекционно-логопедической работы. Систематизированы отечественные и зарубежные исследования в данной сфере. Конкретизирована сущность понятия «фасилитация». Раскрыто содержание педагогической и персонифицированной фасилитации. Подчеркнут многоаспектный и универсальный характер фасилитационных методов. На основе анализа источников по педагогической фасилитации выделены качества педагога-фасилитатора. В опоре на психолого-педагогические источники доказана значимость освоения технологии фасилитации логопедами в работе с детьми с речевыми нарушениями. Дана характеристика трех уровней применения технологии фасилитации в логопедии (организационно-мотивационный, когнитивный и операционально-деятельностный), представлены соответствующие им способы общения логопеда с детьми. Определены методы реализации технологии фасилитации на каждом уровне. Сделаны выводы о возможностях фасилитационной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACILITATION METHOD IN CORRECTIONAL SPEECH THERAPY WORK

The article discusses the technology of facilitation as a way of organizing productive correctional speech therapy work. Domestic and foreign studies in this field are systematized. The essence of the concept of "facilitation" is concretized. The content of pedagogical and personalized facilitation is revealed. The multidimensional and universal nature of facilitation methods is emphasized. Based on the analysis of sources on pedagogical facilitation, the qualities of a teacher-facilitator are highlighted. Relying on psychological and pedagogical sources, the importance of mastering the technology of facilitation by speech therapists in working with children with speech disorders is proved. The characteristic of three levels of the use of facilitation technology in speech therapy (organizational-motivational, cognitive and operational-activity) is given, the corresponding ways of communication between a speech therapist and children are presented. Methods of implementation of facilitation technology at each level are defined. Conclusions are drawn about the possibilities of facilitation pedagogy.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ФАСИЛИТАЦИИ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ»

дисграфией / Т.В. Скребец, Е.А. Тихонова, Е.А. Юдина // Вестник Мининского университета. - 2019. - Том 7, № 4. - С. 1-6

13. Скробкина, О.В. Проблемы устной и письменной речи детей с аутизмом и особенности логопедической работы в Центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков / О.В. Скробкина // Детский аутизм: исследования и практика. - С. 236-252

14. Хаустов, А.В. Динамика развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года / А.В. Хаустов, М.А. Шумских // Аутизм и нарушения развития. - 2021. - Том 19. - №1. - С. 4-11

15. Шахматова, О.Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития / О.Н. Шахматова // Научные исследования в образовании. - 2006. - №3. - С. 134-139

16. Dockrell, J.E., Ricketts, J., Charman, T. and Lindsay, G. Exploring writing in products in students with language impairments and autism spectrum disorders: статья. - 2014: Elsevier. - 42 с.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Исинова Халида Валидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЯ ФАСИЛИТАЦИИ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Аннотация: В статье рассматривается технология фасилитации как способа организации продуктивной коррекционно-логопедической работы. Систематизированы отечественные и зарубежные исследования в данной сфере. Конкретизирована сущность понятия «фасилитация». Раскрыто содержание педагогической и персонифицированной фасилитации. Подчеркнут многоаспектный и универсальный характер фасилитационных методов. На основе анализа источников по педагогической фасилитации выделены качества педагога-фасилитатора. В опоре на психолого-педагогические источники доказана значимость освоения технологии фасилитации логопедами в работе с детьми с речевыми нарушениями. Дана характеристика трех уровней применения технологии фасилитации в логопедии (организационно-мотивационный, когнитивный и операционально-деятельностный), представлены соответствующие им способы общения логопеда с детьми. Определены методы реализации технологии фасилитации на каждом уровне. Сделаны выводы о возможностях фасилитационной педагогики.

Ключевые слова: фасилитация, технология, уровни фасилитации, педагог-фасилитатор, коррекционно-логопедическая работа.

Annotation. The article discusses the technology of facilitation as a way of organizing productive correctional speech therapy work. Domestic and foreign studies in this field are systematized. The essence of the concept of "facilitation" is concretized. The content of pedagogical and personalized facilitation is revealed. The multidimensional and universal nature of facilitation methods is emphasized. Based on the analysis of sources on pedagogical facilitation, the qualities of a teacher-facilitator are highlighted. Relying on psychological and pedagogical sources, the importance of mastering the technology of facilitation by speech therapists in working with children with speech disorders is proved. The characteristic of three levels of the use of facilitation technology in speech therapy (organizational-motivational, cognitive and operational-activity) is given, the corresponding ways of communication between a speech therapist and children are presented. Methods of implementation of facilitation technology at each level are defined. Conclusions are drawn about the possibilities of facilitation pedagogy.

Key words: facilitation, technology, levels of facilitation, teacher-facilitator, correctional and speech therapy work.

Введение. Современная парадигма построения образовательных отношений ставит в приоритет гуманистические ценности и личностно-ориентированный тип взаимодействия учителя и ученика и основывается на уважении к личности, признании прав, интересов и индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса. Личностно-ориентированный характер взаимоотношений в диаде «учитель-ученик» предполагает реализацию такой технологии, как «фасилитация». Термин «фасилитация» (в переводе «облегчение, содействие, создание благоприятных условий») может быть использован для понимания оптимизации продуктивности деятельности личности или группы вследствие присутствия другого человека. Первым, кто обратил внимание на этот феномен, был Н. Триплетт, который заметил, что в присутствии других людей человек склонен показывать лучший результат. Эту идею стали считать первым в истории социально-психологическим экспериментом, который доказал возможность изменения поведения человека в результате «эффекта социальной фасилитации». Позже метод фасилитации получил масштабное развитие в трудах и опыте К. Роджерса, который доказывал, что акцент в процессе обучения нужно переориентировать с преподавания на фасилитацию, на перестройку личностных установок учителя, которые проявляются в процессе взаимодействия с учащимися [1, С. 97]. Именно таким образом К. Роджерс пытался преодолеть обезличенность обучения и воспитания и стремился привлечь внимание к интересам ученика, признавая важность восприятия его как личности.

Изложение основного материала статьи. В рамках нашего исследования необходимо обратиться к понятию педагогической фасилитации. Так, под педагогической фасилитацией ученые И.В. Жижина, Э.Ф. Зеер подразумевают«усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога» [1]. На основе анализа источников по теме педагогической фасилитации и личности педагога-фасилитатора можно выделить ключевые особенности применения данного метода. Во-первых, применение фасилитации требует определенных личностных качеств учителя: открытость педагога собственным мыслям и переживаниями; способность искренне выражать свои эмоции и транслировать их во взаимодействии с учениками; безусловное принятие учеников и доверие к ним, внутренняя уверенность педагога в реализации каждым учеником собственного потенциала; эмпатическое понимание индивидуальных особенностей и внутреннего мира ученика, т.е. умение «посмотреть на мир глазами своих учеников» (К. Роджерс). Понятно, что педагог, который понимает и принимает внутренний мир учеников, не критикует их, а ведет себя естественно, доброжелательно и доверительно, создает

условия для осмысленного учения, не директивного воспитания и личностного развития в целом. Не секрет, что сегодня все более актуальными становятся такие требования к педагогу, как умение построить индивидуальный образовательный маршрут для учащегося, раскрыть его личностный потенциал, развить творческие способности. Не вызывает сомнений, что осуществить такие функции может только педагог, духовно и профессионально подготовленный к такой деятельности [2].

Во-вторых, технология фасилитации в процессе обучения и воспитания предполагает:

1) применение разнообразных ресурсов учения (наглядных пособий, различных приборов, инструментов, которые облегчают ученикам процесс учения и способны оптимизировать его);

2) обязательную обратную связь (диалог, опрос, групповые формы обучения и т.п.);

3) психолого-педагогическое сопровождение учащихся (создание в процессе взаимодействия атмосферы доверия, безопасности, уверенности, ответственности и свободы);

4) использование такого приема как «ассистент учителя», когда в процессе обучения каждый из учеников хотя бы раз выступает в роли помощника учителя, что повышает мотивацию учения и стремление к достижению поставленных целей;

5) роль учителя как образца и носителя многообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью при решении различных учебных и жизненных задач.

Так, И.В. Жижина и Э.Ф. Зеер указывают, что при реализации данной технологии на первом месте стоят эмпатия, уважение, искренность в общении, которые способствуют появлению психологических и учебных новообразований. Ученые приходят к выводу, что фасилитационный подход способствует наиболее полному удовлетворению познавательных потребностей, раскрытию потенциала обучающихся и реализации творческих возможностей [1, С. 98].

Исследования, в которых раскрывается педагогическая фасилитация, доказывают, что данная технология позитивно влияет и на поведение учащихся: ученики становится более инициативными, они открыты к диалогу, демонстрируют более высокие академические достижения. В данном контексте естественно предположить, что чем более у педагога развиты фасилитационные способности, тем более дифференцированным, индивидуализированным и творческим является его подход к ученикам, которых педагог воспринимает как равноправных субъектов образовательного процесса.

На основе данных собственного эмпирического исследования И.В. Жижина и Э.Ф. Зеер выделили три уровня педагогической фасилитации:

- высокий уровень - педагоги чувствительны к потребностям учеников, относятся к ним с интересом, эмоционально отзывчивы, готовы прийти на помощь, открыты в общении и жизнерадостны, имеют ярко выраженные лидерские качества;

- средний уровень характеризуют - неявная открытость в общении, недостаточный уровень развития лидерских качеств, периодическая склонность к конфликтам и подавление мнения других, поверхностный уровень чувствительности, склонность судить учеников по их поступкам, отсутствует искренность чувств;

- низкий уровень - эмоциональная холодность, низкий уровень самоконтроля, высокий уровень критичности по отношению к другим, эмоциональная закрытость, затруднения в установлении контакта с детьми и т.д. [1, С. 105].

Мы придерживаемся мнения о том, что в условиях современной образовательной практики применение технологии фасилитации является важным не только для формирования познавательных процессов учащихся, а в большей степени для формирования их способности к саморазвитию, самостоятельности, ответственности и самореализации. Особенности формирования и развития педагогической фасилитации представлены в работах Д.В. Кузнецова, О.Н. Шахматовой и др., которые имеют схожие позиции относительно фасилитационный технологии: она позитивно влияет и на учеников, и на оптимизацию профессионального развития самих педагогов.

Так, О.Н. Шахматова указывает, что применение технологии фасилитация будет эффективным при соблюдении ряда условий: конкретное самовыражение в общении, искренность и подлинность чувств; безоценочное принятие ученика и позитивное отношение к нему; активное эмпатическое слушание и понимание. Согласно мнению автора, технология фасилитации предполагает создание особого (фасилитационного) педагогического взаимодействия - т.е. такой социально-психологической атмосферы, которая будет благоприятно сказываться на усилении личностной активности педагогов и учеников на уровне субъект-субъектного взаимодействия [11, С. 58].

По результатам собственного эмпирического исследования, в котором приняли участие более 500 респондентов, О.Н. Шахматова составила социально-психологическую профессиограмму педагога-фасилитатора: индивидуальный подход к каждому ученику, способность понять чувства и переживания учеников, уважительное отношение и педагогическое взаимодействие на равных, доверие к партнеру по общению, толерантность. Автор убежден, что реализация технологии фасилитации основана на том, что само присутствие педагога благоприятным образом сказывается на проявлении инициативы, ответственности и самостоятельности учеников.

Той же позиции придерживается Д.В. Кузнецов, который определяет педагогическую фасилитацию как «процесс поддержки и помощи в становлении личности на основе формирования устойчивых психологических механизмов взаимодействия индивида с собой и окружающей средой» [5, С. 81]. С точки зрения автора, фасилитация возникла как альтернатива процессу обучения и воспитания, основанному на принуждении личности к изменению с помощью директивных, авторитарных методов воздействия.

Для нашего исследования особую ценность представляет идея Д.В. Кузнецова о том, что технология фасилитаци и позволяет педагогу реализовать такое взаимодействие с учениками, которое направлено на поддержание мотивации учащихся к самому процессу приобретения знаний, реализацию их творческого опыта, поддержание инициативности и т.д. [5, С. 83]. Мы согласны с автором в том, что главными условиями реализации технологии фасилитации является свобода и раскрытия потенциала личности.

Особое место в исследованиях, посвященных возможностям применения технологии фасилитации, принадлежит работе с детьми, имеющими логопедические проблемы. Стоит отметить, что данное направление, на наш взгляд, требует более глубокого научного осмысления и широкого практического освоения. Вместе с тем, исходя из анализа источников по теме, предпримем попытку адаптировать имеющийся материал относительно применения технологии фасилитации к логопедической практике.

Не требует доказательств то утверждение, что применение технологии фасилитации особенно значимо в работе с детьми с речевыми нарушениями, так как данная категория детей нуждается в поддержке, в признании даже не значительных результатов и успехов в речевом развитии [3, С. 49]. И в этом аспекте следует обратить внимание на создание логопедом благоприятных условий для того, чтобы каждый ребенок смог наиболее полно развить свои речевые способности. Логопед должен знать специфику нарушения речевого развития, принимать индивидуальные особенности ребенка, выказывать одобрение, демонстрировать доверие к нему, безусловно, принимать его переживания, эмоции, помогать в преодолении трудностей, с которыми ребенок сталкивается в процессе занятий и в коррекционно-логопедической работе.

Применение технологии фасилитации в логопедической практике также ориентировано на недопустимость негативного оценивания и негуманного навешивание ярлыков в отношении ребенка с речевыми нарушениями. В зависимости от того,

как к речевому дефекту относится ближайшее окружение ребенка, может возникнуть такая ситуация, что ребенок с речевым нарушением воспринимает себя с негативной точки зрения, а, применяя технологию фасилитации, логопед может способствовать тому, что ребенок начнет позитивно воспринимать и принимать себя и продвигаться вперед в своем развитии. В данном контексте стоит выделить такое понятие, как «персонифицированная фасилитация» - процесс особого выбора условий, методов, способов, средств и технологий развития личности на основе научного познания, адаптации методического материала, на базе понимания ограничения возможностей здоровья, что определяет форму и способ оптимизации модели учебно-воспитательного процесса» [9].

В логопедии персонифицированная фасилитация предполагает решение именно индивидуальных задач каждого конкретного ребенка с речевыми нарушениями. Так, Е.В. Харитонова отмечает, что модернизация современного образования означает, прежде всего, переориентацию обучения на развитие потенциала обучающихся [10, С. 69]. Мы полагаем, что это абсолютно справедливо и по отношению к применению технологии фасилитации в логопедии, когда в коррекционно-логопедическом процессе необходимо наиболее полно раскрыть индивидуальный потенциал у каждого ребенка, имеющего нарушение речи.

Изучив материалы С.Я. Ромашиной, в которых раскрыты основы фасилитативной педагогики, можно определить фасилитацию в логопедии как технологию особой деятельности логопеда в работе с детьми с речевыми нарушениями и организацию такого формата их взаимодействия, что деятельность ребенка будет протекать естественно и комфортно. Автор указывает, что фасилитация реализуется на основе структурно-функционального подхода. Он предполагает доминирующее воздействие педагога на обучающегося через применение разнообразных по функциям и содержанию речевых действий.

Если экстраполировать технологию фасилитации в логопедию, то главный ее эффект заключается в создании процесса коррекционно-логопедической работы в ситуации безопасности, комфорта, доверия и открытости, веры в успех каждого конкретного ребенка. Функции фасилитации определяют направленность логопеда на сотрудничество, оказание помощи, реализацию оптимального взаимодействия логопеда и воспитанников[7, С. 45].

В процессе логопедической работы с помощью применения технологии фасилитации организуется такое педагогическое взаимодействие логопеда и ребенка, которое характеризуется эмпатическим и рефлексивным общением и позитивным способом воздействия на сознание, эмоции и поведение воспитанника. Ценным для нашего исследования является предложенная С.Я. Ромашиной уровневая организация управления действиями детей с применением технологии фасилитации: организационно-мотивационный уровень, когнитивный уровень, операционально-деятельностный уровень [7].

Первый уровень применения технологии фасилитации - организационно-мотивационный, в его основу положено стремление логопеда понять потенциал воспитанника для определения дальнейшей тактики воздействия и выбора наиболее эффективных приемов логопедической коррекции. На этом уровне логопед может занимать позицию управленца-фасилитатора: он мотивирует ребенка к деятельности, ребенок же выступает объектом фасилитации и мотивации.

Второй уровень применения технологии фасилитации - когнитивный. На данном уровне логопед выступает в роли коуча-фасилитатора или консультанта, а ребенок становится субъектом познавательной активности, участником репродуктивной, а, возможно, и продуктивной деятельности. Важно, что на этом уровне ребенок с помощью логопеда-консультанта-фасилитатора уже может реализовать собственную самостоятельную речевую и познавательную активность, а логопед ему создаст соответствующие благоприятные условия. На этом уровне логопед предлагает ребенку различные проблемные задачи, решение которых ребенок может выполнить самостоятельно, но при необходимости педагог оказывает консультативную, стимулирующую помощь и как следствие - обеспечивает условия для реализации познавательной и речевой активности ребенка и смены репродуктивный деятельности на продуктивную. Когнитивный уровень предполагает реализацию готовности и возможности выбрать и реализовать речевые возможности конкретного ребенка, необходимые для решения задач логопедической коррекции [7].

Третий уровень применения технологии фасилитации - операционально-деятельностный. На этом уровне логопед предлагает ребенку те задания, для выполнения которых необходима максимальная самостоятельность, поисковая деятельность, речемыслительная деятельность при минимальном воздействии со стороны логопеда.

Таким образом, изменение уровней предполагает и изменение ролей логопеда в реализации технологии фасилитации. Сначала фасилитация направлена на обеспечение внутренней мотивации, затем она носит поддерживающий характер, т.е. направлена на сохранение интереса и стимулирование познавательной активности, и, наконец, скрытый характер, т.к. обеспечивает условия для выполнения ребенком самостоятельной и продуктивной деятельности, направленной на решение различных речевых задач.

Исходя из предложенных уровней, автор характеризует этапность технологии фасилитации: от внешних фасилитативных воздействий - к взаимной фасилитации, а затем к аутофасилитации. Большинство исследователей фасилитационных методов отмечают ее многоаспектный и универсальный характер, что подтверждает утверждение о том, что фасилитационная педагогика может давать значительный результат в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Выводы. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что переход фасилитационной педагогики на уровень коррекционно-логопедической работы не только возможен, но и оправдан. Применяя технологию фасилитации, логопед воспринимает ребенка как личность, обладающую собственной ценностью; он способен присоединиться к проживаемым воспитанником эмоциям, понять причины речевых нарушений и выстроить стратегию помощи и поддержки. Благодаря применению в коррекционно-логопедической работе условий психолого-педагогической фасилитации, логопед создает в процессе работы чувство надежного и безопасного общения, что особенно важно для появления позитивный динамики в речевом развитии детей.

Литература:

1. Жижина, И.В. Психологические особенности педагогической фасилитации / И.В. Жижина, Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 1999. - № 2 (2) - С. 93-106

2. Лебедева, И.В. Инновационная направленность личности педагога / И.В. Лебедева, О.В. Шоронова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12-5. - С. 902-906

3. Козырева, О.А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника / О.А. Козырева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - №1. - С. 48-51

4. Кузнецов, Д.В. Психолого-педагогическая фасилитация самоопределения старшеклассников: диссертация...канд.пед.наук:19.00.07 / Кузнецов Дмитрий Владимирович. - Екатеринбург, 2016. - 258 с.

5. Кузнецов, Д.В. Психолого-педагогическая фасилитация как необходимое условие успешного самоопределения старшеклассников / Д.В. Кузнецов // Образование и наука. - 2015. - №9 (128). - С. 78-85

6. Лаптева, Е.И. Формирование коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы в рамках горизонтально-фасилитарного взаимодействия / Е.И. Лаптева, Е.Б. Быстрай, З.И. Тюмасева // Вестник Мининского университета. - 2022.Том 10. - №3.- С.48-51

7. Ромашина, С.Я. Фасилитативная педагогика в высшем образовании / С.Я. Ромашина, А.А. Майер // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - 2 (6). - С. 45-49

8. Ромашина, С.Я. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании / С. Я. Ромашина, А.А. Майер. - Москва: Вита-Пресс, 2010. - 159 с.

9. Фасилитация и педагогическая поддержка в работе с обучающимися с ОВЗ. - URL: https://clck.ru/32UAmB (дата обращения: 25.10.2022)

10. Харитонова, Е.В. Фасилицирующая деятельность преподавателя как средство минимизации рисков социального взаимодействия студентов с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Харитонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58-2. - С. 67-73

11. Шахматова, О.Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития / О.Н. Шахматова // Научные исследования в образовании. - 2016. - №3. - С. 56-61

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Клокова Наталья Станиславна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Данная статья содержит в себе анализ особенностей развития связной речи у дошкольников с ОНР. Все приведенные особенности опираются на теоретические и практические исследования ученых. Изучение особенностей проявления речевых нарушений позволяет специалистам правильно и своевременно обозначить пути работы с ребенком. Особенности речевых нарушений у дошкольников с ОНР основываются на анализе разных сторон речи ребенка. К ним можно отнести лексическую, фонетическую, фонематическую, грамматическую стороны речи, а также состояние связной речи ребенка. Данная работа находится в компетенции специалистов. Эффективность способов их исправления и устранения обуславливается изучением и представлением данного фактора нарушений. У детей с ОНР связная речь формируется в процессе занятий и в повседневной жизни, а также посредством коллективной работы с взрослыми и сверстниками. Ребенок с общим недоразвитием речи в дальнейшем имеет трудности как в обучении, так и во взаимодействии с окружающими. Своевременно проведенная работа эффективно отражается на процессе коррекции.

Ключевые слова: дошкольники, общее недоразвитие речи, связная речь, коррекция, речевые нарушения, дошкольное образовательное учреждение, логопед.

Annotation. his article contains an analysis of the features of the development of coherent speech in preschoolers with ONR. All these features are based on the theoretical and practical research of scientists. The study of the peculiarities of the manifestation of speech disorders allows specialists to correctly and timely identify ways to work with a child. The features of speech disorders in preschoolers with ONR are based on the analysis of different aspects of the child's speech. These include lexical, phonetic, phonemic, grammatical aspects of speech, as well as the state of the child's coherent speech. This work is within the competence of specialists. The effectiveness of ways to correct and eliminate them is determined by the study and presentation of this factor of violations. In children with ONR, coherent speech is formed during classes and in everyday life, as well as through teamwork with adults and peers. A child with a general underdevelopment of speech in the future has difficulties both in learning and in interacting with others. Timely work is effectively reflected in the correction process.

Key words: preschoolers, general speech underdevelopment, coherent speech, correction, speech disorders, preschool educational institution, speech therapist.

Введение. На современном этапе жизни большое значение отводят речевому развитию ребенка. Особое значение нужно отвести развитию связной речи дошкольников, которая строится не только на развитии речевого аппарата и его механизмов, но и в правильности построения высказываний, связи словосочетаний в предложениях, а также логическое расположение предложений в тексте.

Изначально стоит отметить, что некоторые ученые определяют связную речь, как развернутое высказывание, имеющее смысл, последовательность, правильное построение, наличие логической связи в тексте. Это позволяет человеку свободно общаться с окружающими, понимать друг друга, улавливать смысл высказанного.

При речевом развитии главная роль основана на общении, выстраивании социальных основ и связей, на организации и разработке деятельности человека, самоорганизации поведения. По моему мнению, главная роль отводится речевому развитию и правильности ее построения. Я считаю, что эффективность развития речи - своевременная диагностика и коррекция связной речи.

Задача данной публикации заключается в описании актуальной проблемы развития у детей с ОНР связной речи, что большей частью ученых понимается как определенное речевое отклонение в развитии языковой системы (лексика, фонетика, грамматический строй и др.), при чем все указанные компоненты не формируются даже у тех детей, которым не диагностировано нарушение слухового аппарата и интеллекта.

Изложение основного материала статьи. Проблемы в развитии связной речи приводят к осложнениям при освоении образовательных программ, процесса чтения и письма, благодаря чему выявляются признаки интеллектуальных нарушений у ребенка. Многие педагоги и ученые установили, что дети с ОНР составляют большую группу в числе речевых нарушений.

Такие ученые, как Г.В. Чиркина, Г.А. Каше, Г.И. Жаренкова, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Л.Ф. Спирова и др., посвятили свои работы изучению проблем речевого развития у детей с ОНР.

Например, С.Н. Сазонова отметила огромную значимость развития связной речи для детей с ОНР и назвала ее наиболее важной среди других задач в их речевом развитии, поскольку это повлияет на благополучное нахождение ребенка в социуме. Она также отметила некоторые особенности коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.