Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ЛОГОПЕД / МЕТОДЫ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Клокова Наталья Станиславна

В данной статье рассмотрены особенности коррекционной работы с дошкольниками имеющими речевые нарушения, а именно с общим недоразвитием речи. Основы коррекционной работы с данными детьми опираются на особенности речевых нарушений. При многосторонних проявлениях речевого нарушения у детей с ОНР особое внимание отводится коррекции связной речи ребенка. Связная речь является залогом успешного процесса обучения ребенка в школе. Недоразвитие связной речи у детей приведет к трудностям взаимодействия с окружающими. Данный ребенок будет затрудняться выражать свои мысли. Он будет чувствовать себя некомфортно как со сверстниками, так и с взрослыми. Работа направлена на развитие связной речи детей, в частности монологической и диалогической связной речи. В коррекционную работу входят игры, упражнения, работа с картинками, моделями. От уровня эффективности процесса закрепления речевых навыков и умений в связной речи зависит успех развития правильной речи у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Клокова Наталья Станиславна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTIONAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

This article discusses the features of correctional work with preschoolers with speech disorders, namely with general underdevelopment of speech. The basics of correctional work with these children are based on the features of speech disorders. With the multilateral manifestations of speech disorders in children with ONR, special attention is paid to the correction of the child's coherent speech. Coherent speech is the key to a successful process of teaching a child at school. The underdevelopment of coherent speech in children will lead to difficulties in interacting with others. This child will find it difficult to express his thoughts. He will feel uncomfortable with both peers and adults. The work is aimed at the development of coherent speech of children, in particular monological and dialogical coherent speech. The correctional work includes games, exercises, work with pictures, models. The success of the development of correct speech in preschool children depends on the level of effectiveness of the process of consolidating speech skills and abilities in coherent speech.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Клокова Наталья Станиславна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности коррекционной работы с дошкольниками имеющими речевые нарушения, а именно с общим недоразвитием речи. Основы коррекционной работы с данными детьми опираются на особенности речевых нарушений. При многосторонних проявлениях речевого нарушения у детей с ОНР особое внимание отводится коррекции связной речи ребенка. Связная речь является залогом успешного процесса обучения ребенка в школе. Недоразвитие связной речи у детей приведет к трудностям взаимодействия с окружающими. Данный ребенок будет затрудняться выражать свои мысли. Он будет чувствовать себя некомфортно как со сверстниками, так и с взрослыми. Работа направлена на развитие связной речи детей, в частности монологической и диалогической связной речи. В коррекционную работу входят игры, упражнения, работа с картинками, моделями. От уровня эффективности процесса закрепления речевых навыков и умений в связной речи зависит успех развития правильной речи у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольники, общее недоразвитие речи, речевые нарушения, коррекционная работа, процесс обучения, логопед, методы работы.

Annotation. This article discusses the features of correctional work with preschoolers with speech disorders, namely with general underdevelopment of speech. The basics of correctional work with these children are based on the features of speech disorders. With the multilateral manifestations of speech disorders in children with ONR, special attention is paid to the correction of the child's coherent speech. Coherent speech is the key to a successful process of teaching a child at school. The underdevelopment of coherent speech in children will lead to difficulties in interacting with others. This child will find it difficult to express his thoughts. He will feel uncomfortable with both peers and adults. The work is aimed at the development of coherent speech of children, in particular monological and dialogical coherent speech. The correctional work includes games, exercises, work with pictures, models. The success of the development of correct speech in preschool children depends on the level of effectiveness of the process of consolidating speech skills and abilities in coherent speech.

Key words: preschoolers, general speech underdevelopment, speech disorders, correctional work, learning process, speech therapist, methods of work.

Введение. В современном мире особую актуальность приобретает готовность ребенка к школьному обучению. Наиболее важную роль в данной подготовке играет становление связной устной речи. Многие ученые под связной речью понимают сформированность грамматических и композиционных компонентов, развёрнутое, цельное, смысловое и эмоциональное оформление мыслей человека, состоящее из ряда логически связанных между собой предложений.

Анализируя педагогические практики можно с уверенностью сказать, что в процессе готовности дошкольника к учебной деятельности очень часто педагогам приходится сталкиваться с трудностями при организации правильно подобранной коррекционной и педагогической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими проблемы или нарушения в становлении речи и речевого аппарата. Среди детей с данными речевыми нарушениями особое место занимают дошкольники с общим недоразвитием речи.

Изложение данной проблемы в моей статье опирается на теоретические и практические исследования ученых и практиков. Необходимо рассмотреть не только особенности специально направленной работы по данной проблеме, но и уделить внимание общему понятию данного речевого нарушения (ОНР). Стоит отметить, что анализ данной проблемы в теоретических и практических исследованиях ученых подтверждает мысль о том, что период дошкольного детства наиболее сенситивен для коррекционной работы по устранению нарушений в связной речи детей, так как языковая система их еще податлива для коррекции, для использования коррекционных методик в различных доступных формах. Особая речь здесь идет о дошкольниках с ОНР.

Определение «общее недоразвитие речи»: общее недоразвитие речи - это сложные речевые расстройства, при которых происходит нарушение формирования всех составляющих компонентов функционирования речевой системы. Например, звуковой, смысловой стороне при норме слуха и интеллекта.

При речевом развитии главная роль отводится общению, выстраиванию социальных основ и связей, организации и разработке деятельности человека, самоорганизации поведения. На мой взгляд, для эффективного развития связной речи необходима своевременная диагностика и методически правильное построение этапов работы.

Задача данной публикации заключается в описании актуальной проблемы нарушений у детей с ОНР связной речи. В теоретических трудах ученых под нарушениями связной речи понимаются определенные речевые отклонения в развитии языковой системы (лексика, фонетика, грамматический строй и др.), при чем, все указанные компоненты не формируются даже у тех детей, у которых не диагностировано нарушение слухового аппарата и интеллекта.

Изложение основного материала статьи. Проблемы в развитии связной речи приводят к осложнениям при освоении образовательных программ, процесса овладения чтением и письма, благодаря чему выявляются признаки интеллектуальных нарушений у ребенка. Многие педагоги и ученые установили, что дети с ОНР - это большая группа дошкольников среди детей с речевыми нарушениями.

Такие ученые, как Г.В. Чиркина, Г.А. Каше, Г.И. Жаренкова, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Л.Ф. Спирова и др., посвятили свои работы изучению проблем речевого развития у детей с ОНР, в ом числе при нарушении в развитии связной речи.

Например, С.Н. Сазонова отметила огромную значимость становления связной речи для детей с ОНР и назвала ее наиболее важной среди других задач в речевом развитии, поскольку это влияет на благополучное нахождение ребенка в социуме. Она также отметила некоторые особенности коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников с ОНР, что является залогом эффективности ее проведения. Для осуществления данной работы необходимо знать особенности развития связной речи дошкольников с ОНР.

Также Ю.Ф. Гаркуша выделила задачи специальной коррекционной работы с дошкольниками:

1. Последовательное изучение детьми способов составления рассказа.

2. Готовность детей ассоциативно-образному мышлению, образному восприятию всего, что находится рядом, а также формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на его явления, предметы, объекты.

3. Формирование обобщенных знаний и соответствующих умений: овладение детьми умениями строить повествовательный рассказ, составлять описательный рассказ.

4. Формирование заинтересованности к литературному слову у детей.

5. Развитие интереса к данному роду деятельности, инициативы, или же внимания к речи взрослых.

6. Становление у дошкольников самостоятельной активности, инициативы и творчества в подходе к воссозданию выразительных образов» [4, С. 15].

В подготовительной группе проблема речевого развития стоит наиболее остро, потому что детям на следующий год нужно будет переходить к школьному обучению. А это предполагает освоение нового учебного материала, построение диалога со сверстниками и взрослыми. Нарушения в развитии связной речи могут привести к неуспешности в школьном обучении. В подготовительной группе эффективность коррекционной работы с дошкольниками возрастет при слаженной работе не только логопеда группы, но и всех участников образовательного процесса, включая родителей.

В ДОУ особое значение имеют занятия с логопедом. На занятиях оказывают специализированную коррекционную помощь по формированию не только лексической стороны речи, но и грамматической, фонематической, помощь в построении правильных высказываний, мыслей и своего мнения.

По мнению Т.В. Волосовец, связную речь закрепляют у дошкольников на занятиях. Дети освоивают некоторые методы построения рассказывания. На занятии изучение и применение данные методы (вопросы, образцы, объяснение, демонстрация наглядный материал, упражнения, оценка речевой деятельности и др.) является обязательны [6, С. 52].

0.Е. Грибова отмечает, что для «повышения активности и самостоятельности работы детей, логопеду в ходе организации занятия важно подбирать самые продуктивные методики» [3, С. 29].

Занятия по развитию устной связной речи основаны на целенаправленном развитии фразы. На занятиях развивают навыки коммуникации и обучают рассказыванию, формируют лексику и грамматику. Также учат ребенка пересказывать, что является важнейшим фактором для построения монолога. Главное средство развития у детей связного монологического высказывания - обучение пересказу и рассказу. Например, рассказ по картинке, по предметам, реальным событиям и т.д.). Устное сочинение основано на фантазировании.

При проведении работы необходимо подчеркнуть значение основных дидактических принципов. Это:

- умение составлять описательный рассказ согласно предоставленной схеме;

- обучение пересказу сказок с драматическими элементами;

- рассказов по сигнальным карточкам;

- умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок;

- построение элементов рассказа, пересказа с изменением главных героев и добавлением последующих событий;

- умение составлять рассказ коллективно либо из личного опыта;

- рассказ тематический и др.

Систематическое развитие и закрепление речевых навыков осуществляется благодаря целенаправленному обучению детей с ОНР позволяет научить дошкольников составлять пересказы и самостоятельные монологи. Все это играет роль фундамента для развития связной речи и овладения знаниями в рамках начальной школы.

Монологическая речь дошкольника строится с учетом возрастных и психологических особенностей, а также с учетом тяжести речевого нарушения. Дети сначала строят выборочный пересказ, затем уже только подробный, так как им тяжело сформулировать большое количество предложений. Предложения также должны быть небольшими с наименьшей информацией. Далее детей учат строить творческий пересказ.

В ходе построения подробного пересказа ребенка учат подробно излагать свои мысли и формулировать их в предложениях. Чаще всего данные тексты имеют лексическую направленность в соответствии с образовательной программой. Например, тема игрушек, посуды, сезонные лексические темы и т.д.

При построении выборочного пересказа используют более узкие темы, чтобы ребенок учился отделять свои мысли, выбирать нужное. Например, сказки, детский сад, семья и др.

На таких занятиях используют упражнения со словоизменением различных лексем, словоформ, учат отбирать подходящие по смыслу слова, повторять нужный лексический материал. Чаще всего это проводят в форме игры. Например, «Что пропало?», «Кто быстрее?», «Что это такое?» и др. при этом развиваются практические навыки построения фразовых выражений и строится это по определенной схеме:

1. Изучаются нормы построения фразовых высказываний.

2. Далее тренируют правильного употребления фраз на речевом материале или литературных произведениях.

3. Потом развивают внимание к использованию синтаксических единиц языка (предложений и словосочетаний), обращают внимание на ошибки и пути их исправления.

При построении творческого пересказа огромная роль отводится развитию воображения и фантазии. Также учат высказывать свои впечатления и собственное отношение к предложенной тематике. Например, составление рассказа о своем друге или семье, поездке и т.п.

Любой пересказ строится с основой на предварительную работу с дошкольниками с использованием беседы по тексту, наводящих вопросов. При этом они стараются освоить логическую закономерность текста, на которой строится сюжет непосредственного текста или произведения.

На мой взгляд, наиболее эффективным способом развития связной речи у детей с ОНР является построение рассказов по картине. По данной работе строится большое количество занятий.

Грамматическое оформление связной речи дошкольников подразумевает также длительную и кропотливую работы педагога и логопеда. И работа по картинкам также способствует развитию становления грамматически правильной речи у детей с ОНР. На занятии по становлению рассказа и пересказа текста развивают способность формировать текст по сюжету. Этому способствуют сюжетные картинки. Для них они являются опорными при рассказывании. Но все же тяжело строить рассказ или пересказ ребенку самостоятельно. Здесь нужно тщательно подготовиться к занятию и продумать детали диалога с ребенком.

Далее можно строить тексты по предметным картинкам, на которых могут быть изображены игрушки, животные, окружающие предметы и др.

Не менее эффективны в развитии связной речи могут быть занятия, на которых используют картинки. Занятия можно построить по следующим направлениям:

1. Построение рассказа по сюжетным картинкам с несколькими героями по одному произведению.

2. Построение рассказа по картинке без героев с изображением объектов природы.

3. Построение рассказа по картинкам с изображением действий.

4. Построение рассказа по серии сюжетов на картинках.

5. Построение рассказа с описанием предметов.

6. Построение рассказа с элементами творчества. Например, дают начало текста, ребенок продолжает рассказ. Также можно дать дошкольнику картинки с одним сюжетом, которые нужно ему дополнить.

По моему мнению, коррекционная работа с дошкольниками по формированию связной речи ориентируется на все речевые стороны языка. Важность в коррекционной работе приобретает обучение ребенка рассказыванию и пересказу прослушанных текстов с опорой на картинки, сигнальные карточки, модели, схемы и план.

Большинство ученых отмечают, что в работе с картинками дошкольники учатся приемам обобщения и противопоставления предметов по размерам, высоте, цвету и др., учатся логически мыслить и сопоставлять услышанный текст с изображением на картинках. При работе с парными картинками, где изображены одно либо несколько действующих лиц, уделяют особое внимание развитию правильности употребления глагольных форм в единственном и множественном числах.

К примеру, мальчик собирает/грибы (лисички, подберезовики). Чтобы развитие и закрепление навыков речевого общения было наиболее эффективно, необходимо уметь начинать и вести диалог на различные темы, проявлять активность в диалоге и др. Необходимо помнить о важности способностей принимать участие в диалоге, его воспринимать, умения вливаться в диалог по указанию педагога.

По мнению Н.В. Нижевой, в процессе организации такого типа занятий с построением рассказа дошкольники «испытывают определенные затруднения, так как работать по предложенному плану получается не сразу, поэтому первые рассказы получаются схематичными. Чтобы уменьшить количество трудностей, нужно включать упражнения, направленные на обогащение и активизацию словарного запаса согласно программному содержанию» [5, С. 28].

Выводы. Учитывая основные положения данной статью, хотелось бы отметить важность коррекционной работы в деятельности логопеда с дошкольниками с ОНР по развитию всех сторон связной речи, что будет способствовать эффективности речевого развития в целом. От успешности данного процесса зависит будущее обучение ребенка в школе, общение со сверстниками и взрослыми.

Литература:

1. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений / С.Е. Большакова. - М.: Тц Сфера, 2015. - 154 с.

2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2017. - 14 с.

3. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. -2015. - № 6. - С. 7-15

4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуша. - М.: Владос, 2019. - 240 с.

5. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. - СПб.: Союз, 2017. - 230 с.

6. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 256 с.

7. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И.А. Смирнова. - М.: ДетствоПресс, 2018. - 48 с.

8. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Гном-Пресс, 2019. - 80 с.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Исинова Халида Валидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФАСИЛИТАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И

ДИСПРАКСИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДИСГРАФИИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные аспекты применения технологии фасилитации при работе по формированию навыков письменной речи детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) и диспраксической формой дисграфии. Рассмотрено значение фасилитаторов в формировании у обучающихся начальных классов навыка письма. Представлены данные официальной статистики по детям с аутизмом. Автор статьи подробно рассмотрела новейшие исследования ученых в данной области педагогики. Раскрыта терминология РАС и диспраксическая форма дисгнрафии. Опираясь на научные данные, автор раскрыла нарушения, свойственные данному контингенту обучающихся. Подробно рассмотрена деятельность педагога-фасилитатора. Автор сделала акцент на необходимости работы педагога-фасилитатора с детьми с РАС. Приводя в пример многочисленные практические разработки в данной сфере, автор статьи обосновывает как можно более раннее начало коррекционной работы с использованием данной технологии. В конце статьи сделаны выводы о необходимости применения фасилитатора для формирования письма у обучающихся с РАС и диспраксической формой дисграфии.

Ключевые слова: фасилитатор, фасилитация, навык письма расстройства аутистического спектра, диспраксическая дисграфия.

Annotation. This article discusses the main aspects of the use of facilitation technology in the work on the formation of writing skills of children of primary school age with autism spectrum disorders (ASD) and dyspraxic dysgraphy. The importance of facilitators in the formation of writing skills in primary school students is considered. The data of official statistics on children with autism are presented. The author of the article reviewed in detail the latest research of scientists in this field of pedagogy. The terminology of RAS and the dyspraxic form of dysgnraphy are revealed. Based on scientific data, the author revealed violations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.