Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
510
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / КОРРЕКЦИЯ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЛОГОПЕД

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Клокова Наталья Станиславна

Данная статья содержит в себе анализ особенностей развития связной речи у дошкольников с ОНР. Все приведенные особенности опираются на теоретические и практические исследования ученых. Изучение особенностей проявления речевых нарушений позволяет специалистам правильно и своевременно обозначить пути работы с ребенком. Особенности речевых нарушений у дошкольников с ОНР основываются на анализе разных сторон речи ребенка. К ним можно отнести лексическую, фонетическую, фонематическую, грамматическую стороны речи, а также состояние связной речи ребенка. Данная работа находится в компетенции специалистов. Эффективность способов их исправления и устранения обуславливается изучением и представлением данного фактора нарушений. У детей с ОНР связная речь формируется в процессе занятий и в повседневной жизни, а также посредством коллективной работы с взрослыми и сверстниками. Ребенок с общим недоразвитием речи в дальнейшем имеет трудности как в обучении, так и во взаимодействии с окружающими. Своевременно проведенная работа эффективно отражается на процессе коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Клокова Наталья Станиславна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

His article contains an analysis of the features of the development of coherent speech in preschoolers with ONR. All these features are based on the theoretical and practical research of scientists. The study of the peculiarities of the manifestation of speech disorders allows specialists to correctly and timely identify ways to work with a child. The features of speech disorders in preschoolers with ONR are based on the analysis of different aspects of the child's speech. These include lexical, phonetic, phonemic, grammatical aspects of speech, as well as the state of the child's coherent speech. This work is within the competence of specialists. The effectiveness of ways to correct and eliminate them is determined by the study and presentation of this factor of violations. In children with ONR, coherent speech is formed during classes and in everyday life, as well as through teamwork with adults and peers. A child with a general underdevelopment of speech in the future has difficulties both in learning and in interacting with others. Timely work is effectively reflected in the correction process.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

6. Лаптева, Е.И. Формирование коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы в рамках горизонтально-фасилитарного взаимодействия / Е.И. Лаптева, Е.Б. Быстрай, З.И. Тюмасева // Вестник Мининского университета. - 2022.Том 10. - №3.- С.48-51

7. Ромашина, С.Я. Фасилитативная педагогика в высшем образовании / С.Я. Ромашина, А.А. Майер // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - 2 (6). - С. 45-49

8. Ромашина, С.Я. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании / С. Я. Ромашина, А.А. Майер. - Москва: Вита-Пресс, 2010. - 159 с.

9. Фасилитация и педагогическая поддержка в работе с обучающимися с ОВЗ. - URL: https://clck.ru/32UAmB (дата обращения: 25.10.2022)

10. Харитонова, Е.В. Фасилицирующая деятельность преподавателя как средство минимизации рисков социального взаимодействия студентов с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Харитонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58-2. - С. 67-73

11. Шахматова, О.Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития / О.Н. Шахматова // Научные исследования в образовании. - 2016. - №3. - С. 56-61

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Клокова Наталья Станиславна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Данная статья содержит в себе анализ особенностей развития связной речи у дошкольников с ОНР. Все приведенные особенности опираются на теоретические и практические исследования ученых. Изучение особенностей проявления речевых нарушений позволяет специалистам правильно и своевременно обозначить пути работы с ребенком. Особенности речевых нарушений у дошкольников с ОНР основываются на анализе разных сторон речи ребенка. К ним можно отнести лексическую, фонетическую, фонематическую, грамматическую стороны речи, а также состояние связной речи ребенка. Данная работа находится в компетенции специалистов. Эффективность способов их исправления и устранения обуславливается изучением и представлением данного фактора нарушений. У детей с ОНР связная речь формируется в процессе занятий и в повседневной жизни, а также посредством коллективной работы с взрослыми и сверстниками. Ребенок с общим недоразвитием речи в дальнейшем имеет трудности как в обучении, так и во взаимодействии с окружающими. Своевременно проведенная работа эффективно отражается на процессе коррекции.

Ключевые слова: дошкольники, общее недоразвитие речи, связная речь, коррекция, речевые нарушения, дошкольное образовательное учреждение, логопед.

Annotation. his article contains an analysis of the features of the development of coherent speech in preschoolers with ONR. All these features are based on the theoretical and practical research of scientists. The study of the peculiarities of the manifestation of speech disorders allows specialists to correctly and timely identify ways to work with a child. The features of speech disorders in preschoolers with ONR are based on the analysis of different aspects of the child's speech. These include lexical, phonetic, phonemic, grammatical aspects of speech, as well as the state of the child's coherent speech. This work is within the competence of specialists. The effectiveness of ways to correct and eliminate them is determined by the study and presentation of this factor of violations. In children with ONR, coherent speech is formed during classes and in everyday life, as well as through teamwork with adults and peers. A child with a general underdevelopment of speech in the future has difficulties both in learning and in interacting with others. Timely work is effectively reflected in the correction process.

Key words: preschoolers, general speech underdevelopment, coherent speech, correction, speech disorders, preschool educational institution, speech therapist.

Введение. На современном этапе жизни большое значение отводят речевому развитию ребенка. Особое значение нужно отвести развитию связной речи дошкольников, которая строится не только на развитии речевого аппарата и его механизмов, но и в правильности построения высказываний, связи словосочетаний в предложениях, а также логическое расположение предложений в тексте.

Изначально стоит отметить, что некоторые ученые определяют связную речь, как развернутое высказывание, имеющее смысл, последовательность, правильное построение, наличие логической связи в тексте. Это позволяет человеку свободно общаться с окружающими, понимать друг друга, улавливать смысл высказанного.

При речевом развитии главная роль основана на общении, выстраивании социальных основ и связей, на организации и разработке деятельности человека, самоорганизации поведения. По моему мнению, главная роль отводится речевому развитию и правильности ее построения. Я считаю, что эффективность развития речи - своевременная диагностика и коррекция связной речи.

Задача данной публикации заключается в описании актуальной проблемы развития у детей с ОНР связной речи, что большей частью ученых понимается как определенное речевое отклонение в развитии языковой системы (лексика, фонетика, грамматический строй и др.), при чем все указанные компоненты не формируются даже у тех детей, которым не диагностировано нарушение слухового аппарата и интеллекта.

Изложение основного материала статьи. Проблемы в развитии связной речи приводят к осложнениям при освоении образовательных программ, процесса чтения и письма, благодаря чему выявляются признаки интеллектуальных нарушений у ребенка. Многие педагоги и ученые установили, что дети с ОНР составляют большую группу в числе речевых нарушений.

Такие ученые, как Г.В. Чиркина, Г.А. Каше, Г.И. Жаренкова, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Л.Ф. Спирова и др., посвятили свои работы изучению проблем речевого развития у детей с ОНР.

Например, С.Н. Сазонова отметила огромную значимость развития связной речи для детей с ОНР и назвала ее наиболее важной среди других задач в их речевом развитии, поскольку это повлияет на благополучное нахождение ребенка в социуме. Она также отметила некоторые особенности коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников с

ОНР, что является залогом эффективности ее проведения. Для осуществления данной работы необходимо знать особенности развития связной речи дошкольников с ОНР.

В процессе развития связной речи у детей с данными речевыми нарушениями наблюдаются проблемы в построении отношений со сверстниками и взрослыми, в школьном обучении. Они будут испытывать дискомфорт на занятиях и в построении диалога. Нарушения в развитии связной речи приведет к нарушениям мыслительной деятельности, проблемы в построении высказываний.

К примеру, ученый В.П. Глухов отметил некоторые особенности развития ребенка, препятствующие результативному развитию связной речи:

- отсутствие влияния окружающей среды;

- наличие малого общения взрослого и ребенка;

- наличие дизонтогенетических факторов [2, С. 54].

Дети, которые имеют нозологические формы речевых нарушений относятся к группе с общим недоразвитием речи. Например, с дизартрией, алалией, ринолалией, афазией. Объединяют их в случае, если есть единые патологические особенности по компонентам. Стоит вспомнить, что типичным для всех дошкольников с ОНР является торможение в появлении речи, недостаточность развитого словаря, выраженный аграмматизм, проблемы при произношении и образовании фонем, нарушения слога в составе слова, а также недостаточное развитие связной речи, иногда ее отсутствие.

Существуют различные степени нарушения связной речи у детей с ОНР. Например, можно наблюдать полное отсутствие связной речи, даже при диалоге, нарушения в развернутой речи лексико-грамматические составляющие.

Следовательно, у таких детей даже при норме слуха и разума может присутствовать резкое торможение развития компонентов речи, а также связной речи - им тяжело сформулировать мысль или выразить свое мнение.

Рассмотрим особенности развития связной речи согласно уровням речевого развития у детей с ОНР.

Н.В. Микляева отмечает, что «в соответствии с авторской классификации, у дошкольников I уровня речевого развития отсутствует речь, то есть это «безречевые дети».

У детей данного уровня в большинстве случаев очень непонятная речь (причина: ошибки в звукопроизношении и фонематической стороне речи). Связная речь часто практически отсутствует» [2, С. 87].

По мнению Т.В. Волосовец, дети, относящиеся ко II уровню речевого развития, обладают основами общеупотребительной и связной речи, поскольку они пытаются использовать фразовую речь [4, С. 52].

Например, ребенок старается соединить слова в словосочетания и небольшие предложения, правильно применять способы согласования слов, но с большими грамматическими ошибками. Речь таких детей сложно разобрать из-за множества нарушений в звукопроизношении и слогах.

Связная речь таких дошкольников характеризуется недостаточной способностью передачи смысла, а иногда состоит из простых перечислений событий или предметов.

По мнению Н.А. Солдатовой, дети с III уровнем речевого развития уже «имеют некоторые признаки развернутой речи (фразы с лексико-грамматическими нарушениями). Дети уже пытаются составлять простые предложения как в диалогической, так и монологической речи, стараются использовать небольшие сложные предложения» [6, С. 66].

В монологической речи дети делают все меньше грамматических ошибок в согласовании слов в предложении, но структура высказывания может содержать нарушения. В связной речи они допускают логико-временные нарушения в рассказе. Например, меняют местами ход событий, упускают значимые фрагменты, объединяют сюжетные линии.

Т.Б. Филичева считает, что, выделив четвертый уровень речевого развития детей с ОНР, тем самым отнесем туда детей с незначительным проявлением недоразвития речи, но все-таки с имеющимися нарушениями не только в фонематической, но с нарушениями в связной речи. Например, ошибки в лексическом значении слов, нарушения смысловой стороны речи, ошибки в структуре предложений, пропуски слов и союзов, в связной речи отсутствует логичность, нарушение последовательности высказывания, затруднение при составлении рассказа по плану [7, С. 29].

В разговоре друг с другом, дошкольники с ОНР используют простые распространенные предложения, допускают ошибки в предлогах, согласовании прилагательных с существительными, числительных с существительными в роде, числе и падеже. Проблемы присутствуют также в образовании слов суффиксальным и приставочным способом, поскольку большинство детей просто не понимает их значение. Морфологические элементы, которые обозначают род и число, логико-грамматические структуры, определяющие причинно-следственные, временные и пространственные отношения также даются им с большим трудом. Однако обращенная речь все же развивается [8, С. 41].

Подмечается, что, пересказывая определенный материал, дети с ОНР путаются в логической последовательности событий, они упускают ключевые части и не уделяют должного внимания действующим лицам или же полностью забывают о них. Описывая что-либо в своем рассказе, согласно плану логопеда, данная группа дошкольников допускает большое количество ошибок. Часто описание заменяется обычным бессвязным перечислением частей и признаков объекта.

По мнению Т.Б. Филичевой, слова и выражения, вызывающие затруднения, почти не встречаются в речи детей с ОНР. Попадая в ситуации, где так или иначе должны использоваться эти слова, дошкольники показывают недостаток развития своей речи. По этой причине, они обычно не проявляют желания первыми заводить диалог с кем-либо, задавать вопросы взрослым и т.д. [9, С. 63].

По мнению Т.А. Ткаченко, при составлении развернутого высказывания дети упускают причинно-следственные связи действующих лиц, также подмечается излишнее описание внешних факторов, непоследовательность событий и бессвязность.

Так, больше всего дети с ОНР сталкиваются с трудностями при составлении пересказа по плану, по памяти и рассказе, относящемуся к любому творческому виду [10, С. 20].

На основе этого можно утверждать, что развитие детей должно осуществляться наряду с активной мотивацией общения и стремлением рассказать о себе и близких. Проводя логопедические занятия, необходимо создавать условия, при которых дошкольники сами проявят желание рассказать о чем-то, а главным элементом рассказа будет служить речевой мотив.

Вступая в диалог со сверстниками и взрослыми, развивая определенную собственную деятельность, ребенок чувствует потребность в выражении своих чувств и эмоций, полученных вне прямого общения с собеседником, обсуждение плана и реализации общей идеи, распределение обязанностей, отчет об окончании работы. Таким образом ребенку необходимо, чтобы его речь была понятна всем, в любых ситуациях.

Вначале речь младших дошкольников отличается особой ситуативностью, но постепенно она развивается и отличается связностью. Возникает основа для формирования контекстной речи - речи-сообщение. Речь-сообщение определяется, как речь, которая сразу понятна людям, несмотря на то, что используются лишь определенные средства языка, не основываясь при этом на той или иной ситуации.

Систему контекстной речи можно соотнести с письменной, поскольку она подразумевает полное, развернутое, логически стройное изложение и присутствие новых грамматических форм. Главной основой рассказа детей, служит их личный опыт, а также фантазия.

По моему мнению, именно обучение рассказыванию является эффективным средством в развитии грамматически правильной и соразмеренной связной речи. Дети учатся не только строить рассказ по сюжету, они отрабатывают фразовую речь, построение предложений и логически верных текстов. Для этого используют логопеды не только пересказы и тематические приемы, но и применяют работу с карточками, картинками, моделями и схемами, мнемотаблицами и др. данная работа непосредственно развивает и интеллектуальные возможности дошкольника.

С целью полно и понятно выразить свои мысли ребенок пытается найти подходящие по ситуации речевые единицы. И чаще всего дети с нарушениями в развитии устной связной речи затрудняются в их подборе, что делает его жизнь сложнее, непонятнее. В этом случае ребенка нужно научить подбирать фразы, предложения, пополнять его активный словарный запас, учить ребенка соединять слова в фразы с соблюдением грамматических норм, чтобы эти выражения были логичны м понятны окружающим.

Поэтому коррекционную работу с такими детьми нужно начинать как можно раньше и прорабатывать все стороны речевого развития, чтобы к предшкольному периоду связная речь ребенка была приближена к норме.

Выводы. Анализ данной проблемы позволяет нам выделить следующие аспекты в особенностях развития связной речи дошкольников с подобным речевым нарушением:

- если дети имеют зачатки связной речи согласно уровню развития речи, то связная речь развита недостаточна,

- речь детей имеет нарушения грамматической стороны речи,

- им тяжело строить предложения,

- чаще всего могу построить простое предложение, плохо развита монологическая сторона связной речи,

- в разговоре дети участвуют частично, при рассказе отмечаются трудности в логике передачи мысли, не редко дошкольники путаются в сюжете, в событиях.

Эффективность процесса развития связной речи у детей дошкольного возраста достигается при тщательном подборе инструментов коррекционной деятельности специалистов, при ежедневной работе с данными детьми, при активном взаимодействии всех сторон образовательного и воспитательного процесса.

Литература:

1. Баженова, Ю.А. Особенности навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю.А. Баженова, Ю.С. Мохова // Дефектология. - 2020. - № 2. - С. 129-156

2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2017. - 14 с.

3. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Микляева // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 56-64

4. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 256 с.

5. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2015. - 144 с.

6. Солдатова, Н.А. Использование технологии семантических полей в развитии связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня / Н.А. Солдатова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. -№ 5. - С. 18-20

7. Ткаченко, Д.А. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи / Д.А.Ткаченко // Вестник мининского университета. - 2020. - № 3. - С. 20-29

8. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Гном-Пресс, 2019. - 80 с.

Педагогика

УДК 37.013.2

доктор педагогических наук, доцент Журавлева Ольга Николаевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ПУТИ РАСШИРЕНИЯ ГУМАНИТАРНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальной научно-педагогической проблеме обновления содержания образования на основе принципа гуманитарности. Выделены свойства содержания образования в контексте гуманитарной парадигмы: субъект-ориентированность, диалогичность (индирективность), эмпатийность, рефлексивность. Автор на основе примеров заданий из различных учебников средней школы раскрывает возможные пути расширения методического обеспечения принципа гуманитарности в учебном содержании школьных предметов. За счет расширения гуманитарно-личностного потенциала предлагаемых на уроках школьникам вопросов и заданий может успешно реализовываться «мягкое моделирование» процесса гуманитаризации.

Ключевые слова: содержание образования, методическое обеспечение, гуманитарность, принцип гуманитарности. Annоtation. The article is devoted to the actual scientific and pedagogical problem of updating the content of education based on the principle of humanitarianism. The properties of the content of education in the context of the humanitarian paradigm are highlighted: a subject-orientation, dialogicity (indirectivity), empathy, reflexivity. The author, based on examples of tasks from various textbooks of secondary school, reveals possible ways to expand the methodological support of the principle of humanities in the educational content of school subjects. Due to the expansion of the humanitarian and personal potential of the questions and tasks offered to schoolchildren in the classroom, a "soft modeling" of the humanitarization process can be successfully implemented. Key words: the content of education, methodological support, humanities, the principle of humanitarianism.

Введение. Образование как сфера жизни общества и фактор его развития претерпевает существенные изменения. Содержание образования продолжает оставаться достаточно консервативным элементом образовательной системы, хотя остро нуждается в пересмотре подходов к его проектированию и обновлению. При анкетировании учителей более трети опрошенных по-прежнему считает, что гуманитаризация образования требует увеличения учебных часов на изучение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.