Научная статья на тему 'Особенности сформированности навыка связной речи у дошкольников с ОНР'

Особенности сформированности навыка связной речи у дошкольников с ОНР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2451
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ДОШКОЛЬНИКИ С ОНР / ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ / СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА / CONNECTED SPEECH / PRESCHOOL CHILDREN WITH ONR / GRAMMATICAL STRUCTURE / WORD FORMATION / ACTIVE AND PASSIVE VOCABULARY / SYLLABLE STRUCTURE OF A WORD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муминова Малика Галибовна, Медведева Елена Юрьевна

Статья посвящена изучению особенностей сформированности навыка связной речи у дошкольников с ОНР. На основе анализа теоретических источников были определены критерии диагностики как перечень необходимых предпосылок к овладению правильной и четкой речью дошкольниками с ОНР, подобраны соответствующие методики диагностики, представлены и проанализированы результаты исследования навыка связной речи у дошкольников с ОНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Муминова Малика Галибовна, Медведева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF SKILLS OF COHERENT SPEECH OF CHILDREN WITH ONR

The article is devoted to the study of the characteristics of the formation of the skill of coherent speech in preschoolers with ONR. Based on the analysis of theoretical sources, diagnostic criteria were defined as a list of necessary prerequisites for preschoolers with ONR to master the correct and clear speech, appropriate diagnostic methods were selected, and the results of a study of coherent speech skills in preschool children with OHP were presented and analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности сформированности навыка связной речи у дошкольников с ОНР»

Литература:

1. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя. - Самара: СГПУ, 2000. - 185 с.

2. Громыко, Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) / Ю.В. Громыко. - Минск: Технопринт, 2000. - 376 с.

3. Деркач, М.И. О метапредметном подходе к решению задач / М.И. Деркач // Химия в школе. - 2014. - № 3. - С. 51-57.

4. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы. - Минск: Харвест, 2006. - 383 с.

5. Кузьмина, Н.В., Коммуникативная культура, способности, творческая готовность выпускников вузов к предстоящей профессиональной деятельности / Кузьмина, Н.В., Жаринова, Е.Н. // Акмеология. -2016. - № 3 (59). - С. 36-42.

6. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Пособие для учителя / Под ред. Г.С. Ковалёвой, Е.Л. Рутковской. - М.: Просвещение, 2014. - 40 с.

7. Мзокова Л.А., Тахохов, Б.А Формирование метапредметной компетентности у детей младшего школьного возраста / Л.А. Мзокова, Б.А. Тахохов // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2015. - №4. - С. 122-125.

8. Мзокова, Л.А. Научные подходы к определению понятия «метапрдметные компетенции» / Л.А. Мзокова // Современное образовательное пространство: пути модернизации. - 2016.- С. 59-61.

9. Мзокова, Л.А. Теоретические и методические основы подготовки будущих учителей начальных классов к формированию метапредметной компетенции младших школьников / Л.А. Мзокова // Научный журнал Мир науки, культуры, образования. - 2017. - №3 (64). - С. 118-120.

10. Мзокова, Л.А. Формирование метапредметной компетенции у младших школьников на уроках русского языка / Л.А. Мзокова // Новая наука: проблемы и перспективы. - Стерлитамак: АМИ, 2016.в 3 ч. Ч. 2 - 312 с.

11. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход // Материалы пед. конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования «Эйдос»; под ред. А. В. Хуторского. М.: ЦДО «Эйдос», 2010. Режим доступа: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm (дата обращения:16.11.2018).

12. Плигин, А.А. Познавательные стратегии школьников: от индивидуализации - к личностно ориентированному образованию: монография. - М.: Твои книги, 2012. - 416 с.

13. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 11 е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 471 с.

14. https://mel.fm/issledovaniye/9058732-all_tests (дата обращения 09.12.2018 г.)

Педагогика

УДК: 378.2

магистрант Муминова Малика Галибовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С

ОНР

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей сформированности навыка связной речи у дошкольников с ОНР. На основе анализа теоретических источников были определены критерии диагностики как перечень необходимых предпосылок к овладению правильной и четкой речью дошкольниками с ОНР, подобраны соответствующие методики диагностики, представлены и проанализированы результаты исследования навыка связной речи у дошкольников с ОНР.

Ключевые слова: связная речь, дошкольники с ОНР, грамматический строй, словообразование, активный и пассивный словарь, слоговая структура слова.

Annotation. The article is devoted to the study of the characteristics of the formation of the skill of coherent speech in preschoolers with ONR. Based on the analysis of theoretical sources, diagnostic criteria were defined as a list of necessary prerequisites for preschoolers with ONR to master the correct and clear speech, appropriate diagnostic methods were selected, and the results of a study of coherent speech skills in preschool children with OHP were presented and analyzed.

Keywords: connected speech, preschool children with ONR, grammatical structure, word formation, active and passive vocabulary, syllable structure of a word.

Введение. Развитие речи, включающее в себя навыки четкого произношения и различения звуков, умение правильно выстраивать предложения и использовать в полном объеме артикуляционный аппарат, является одной из основных проблем, стоящих на сегодняшний день перед любым дошкольным учреждением.

Правильная и четкая речь является одним из главных показателей готовности ребенка к школьному обучению, а также залогом успешного освоения чтения и грамоты: письменная речь развивается на основе устной, поэтому дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дислексиками и дисграфиками, т.е. детьми с нарушениями чтения и письма. В связи с тем, что правильно сформированная речь является одной из необходимых и важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса его социальной адаптации, выявление и устранение дефектов речи необходимо

проводить по возможности в более ранние сроки. Своевременное выявление речевых нарушений способствует их более быстрому устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и психическое развитие ребенка в целом [1, 2, 6, 8].

Изложение основного материала статьи. Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) в процессе логопедических занятий - одна из основных задач коррекционной работы. Развитие связной речи, а также изменение ее функциональных характеристик являются результатом постоянно усложняющейся деятельности ребенка и зависят от условий, содержания, форм общения ребенка с окружающими его людьми. Речевые функции формируются одновременно с развитием мышления; они непосредственно связаны с содержанием, которое ребенок передает с помощью языка.

В дошкольном возрасте в сознании детей происходят существенные изменения: непрерывно расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные процессы, появляются новые умения и навыки, а следовательно, совершенствуется речь. Но мыслительные языковые способности дети приобретают только при общении с окружающими. Постепенно, в процессе взросления ребенка, общение усложняется по своему содержанию, что обусловливает усложнение речевых форм, в которых оно происходит [2, 3, 5].

В процессе своего развития, связная речь у детей с ОНР сталкивается с несколькими препятствиями:

- действия окружающей среды не оказывают положительного влияния на развитие речи;

- недостаток общения со взрослыми также негативно сказывается на развитие связной речи;

- различные дизонтогенетические факторы [7].

Формирование связной речи у детей с ОНР происходит в процессе повседневной жизни, при общении с родителями и воспитателями, на коррекционных логопедических занятиях. Поэтому, овладение детьми с ОНР связными формами высказывания - это длительный и сложный процесс, требующий умелого педагогического руководства и воздействия. Если дети нормально владеют обычной разговорной речью, то словарный запас их состоит из достаточного количества слов обиходно-разговорного свойства; уровень понимания речи также приближается к возрастной норме. Дети могут рассказывать о своих друзьях, о себе, об интересных моментах своей жизни [7, 9].

Одним из основных условий для формирования связной речи у дошкольников с ОНР является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, поскольку распространенные недостатки детских пересказов - это короткие бессоюзные нераспространенные предложения, в большинстве своем незаконченные, повторение одинаковых слов, целых фраз и частей предложений. Дошкольникам с ОНР необходимо овладевать языковыми средствами, характеризующими качественные стороны явлений и предметов, обозначающими отношение предметов по их времени и месту, а также понимать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Кроме этого, дошкольники с ОНР должны научиться пользоваться словарным материалом, характеризующим умение обобщать (различные обобщающие слова, существительные, обозначающие родовые и видовые понятия) [4, 8].

При рассмотрении проблемы формирования связной речи у дошкольников с ОНР необходимо обратиться к исследованиям Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой и Г.В. Чиркиной, которые в качестве основных критериев сформированности связной речи рассматривают следующие компоненты [8]:

■ уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова;

■ состояние активного и пассивного словаря;

■ состояние сформированности звуко-слоговой структуры слова;

■ состояние связной речи.

В рамках заявленной проблемы нами было проведено исследование сформированности навыка связной речи у дошкольников с ОНР, в котором приняли участие 36 воспитанников ЧДОУ «ЦЕНТР ДИВО» г. Нижнего Новгорода, из них 18 дошкольников с ОНР (экспериментальная группа) и 18 дошкольников с нормативным речевым развитием (контрольная группа). Возраст детей 6 лет.

В экспериментальной группе в соответствие с заключением психолого-медико-педагогической комиссии 5 дошкольников имеют ОНР II уровня, у 4 детей диагностировано ФФНР, 9 дошкольникам поставлен диагноз ОНР III уровень. Уровень речевого развития дошкольников был определен в соответствие с классификацией, предложенной Р.Е. Левиной и характеризуется наличием недоразвития следующих компонентов речи: лексико-грамматический, структурно-семантической и фонетико-фонематической [4]. У дошкольников с ФФНР были выявлены затруднения при произнесении определенного слога или звука, при повторении слогов, имеющих парные звуки, при самостоятельном выборе слов, начинающихся на какой-то определенный звук; при вычленении звука, с которого начинается произносимое слово. Дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие, испытывали затруднения при подборе с помощью картинок слов, начинающихся на заранее заданный звук.

Отбор участников экспериментальной группы осуществлялся в соответствие с логопедическим заключением об уровне речевого развития дошкольников. Все дошкольники, которые участвовали в экспериментальном исследовании, имели сохранный интеллект и слух.

В ходе изучения психолого-педагогической и медицинской документации на каждого ребенка, сборе анамнестических данных посредством проведения беседы с педагогами ДОУ, а также в процессе непосредственного наблюдения за детьми, мы пришли к выводу, что в сравнении с дошкольниками с нормативным речевым развитием, речь детей с ОНР имела существенные отличия, в ней было выявлено множество дефектов. Сама речь, в особенности у мальчиков была трудноразборчивой и очень громкой (во многих словах пропускались и искажались звуки). У части детей наблюдалась неуверенность в себе, повышенный уровень тревожности. У других же напротив, преобладала гипервозбудимость, проявляющаяся в общем двигательном и эмоциональном беспокойстве.

В характеристиках у большинства детей с ОНР отмечалась низкая работоспособность, быстрая утомляемость, нарушения памяти и внимания, неспособность регулировать свою эмоциональную деятельность, слабо развитая мелкая и общая моторика.

Для исследования состояния связной речи у дошкольников с ОНР нами была использована методика Г.В.Чиркиной, которая включала в себя следующие задания [9]: выявление навыка согласования прилагательных с существительными в разном роде; исследование навыка словообразования (образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных); выбор сюжетных и предметных картинок для исследования пассивного и активного словаря; воспроизведение односложных слов (с простой структурой и со стечением согласных); двусложных слов (из двух открытых слогов, с одним закрытым

слогом, со стечением согласных в середине слова, с закрытым слогом и стечением согласных, слова с двумя стечениями согласных); составление рассказа по серии из 4-х сюжетных картинок.

В соответствие с результатами исследования, мы пришли к следующим выводам:

Большинство детей экспериментальной группы не справились и с заданием на словообразование. Качественный анализ процессов словообразования у детей экспериментальной группы позволил нам выявить ряд характерных ошибок: образование неологизмов, использование смысловых замен вследствие недостаточной дифференциации ситуативной связи, образование неверных смысловых связей. Дети испытывали значительные трудности в усвоении простейших операций словообразования, особенно в отношении притяжательных прилагательных. При образовании уменьшительно-ласкательных слов дети допускали такие ошибки, как: неправильное ударение, суффикс, окончание. Высокий уровень владения операциями словообразования показали 16,6% дошкольников с ОНР, средний уровень - 30,5%, низкий -41,6%, очень низкий -11,2%. В контрольной группе напротив, большинство детей справились с заданием на высоком уровне, без помощи ведущего. Дети слушали внимательно и сразу выполняли задание. Высокий уровень навыка словообразования имеют 41,6% дошкольников с нормативным речевым развитием, средний -также 41,6%, низкий уровень выявлен у 16,7% детей. Таким образом, навыки словообразования у дошкольников с ОНР оказались существенно ниже, чем у дошкольников с нормативным речевым развитием.

В процессе исследования активного и пассивного словаря выяснилось, что у дошкольников с ОНР активный словарь существенно ниже их возрастной нормы. Особенностью лексики дошкольников с ОНР является ограниченность словарного запаса; значительное расхождение объёма активного и пассивного словаря, неправильное употребление слов, сложности актуализации словаря. Дети понимают значение большинства слов; объём их пассивного словаря близок к норме. Но использование слов в экспрессивной речи, а также актуализация словаря вызывают существенные затруднения. При качественном анализе пассивного словаря дошкольников с ОНР был отмечен ряд характерных ошибок - замена названий предметов, похожих между собой по внешним признакам.

Дошкольники с ОНР допускали ошибки в употреблении имен существительных, прилагательных, а чаще всего - глаголов. В основном дошкольники использовали ситуативные замены: замены названий признаков предмета и действий с ними на названия самих предметов. Это указывает на то, что в сознании дошкольников с ОНР значения предмета, его признака и действия не выделены в отдельные самостоятельные понятия. Дети допускали большое количество ошибок при ответе на следующие вопросы: «Что делают?», «Как передвигаются?», часто использовали метод подбора глагола иного значения. Высокий уровень состояния активного и пассивного словаря был выявлен у 8,4% дошкольников с ОНР, средний - 25%, низкий уровень показали 50% и очень низкий 16,7% детей.

Дошкольники контрольной группы, напротив, назвали наибольшее количество слов, задание выполняли достаточно быстро и с интересом. Дети быстро давали ответы, не отвлекались, внимательно слушали задание. Отказов от ответов также не было. Высокий уровень состояния активного и пассивного словаря в контрольной группе показали 33,3% испытуемых, средний - 36%, низкий - 28%, не справился с заданием один дошкольник.

У всех дошкольников с ОНР выявлены нарушения слоговой структуры слова, имеющие стойкий характер. Самая распространенная ошибка - это изменение звукового состава слова (замены, пропуски, добавления и сокращения звуков), при этом чаще всего сокращались и заменялись звуки со стечением согласных; малознакомые детям слова полностью изменяли свое звучание. В основном, дети сокращали слоги в длинных и сложных словах, преимущественно за счёт недоговаривания последнего слога, упрощения стечения согласных звуков, а также заменяли сложные в произношении звуки более простыми по акустике и артикуляции. Односложные слова и слова, состоящие из открытых слогов детям давались сравнительно легко. Высокий уровень сформированности слоговой структуры слова показали 22,2% дошкольников с ОНР, средний - 39%, низкий - 31,5%, очень низкий уровень выявлен у 7,4% дошкольников с ОНР.

В контрольной группе дошкольники выполнили задания на уровне выше среднего: высокий уровень выявлен у половины от общего числа испытуемых (50%), средний уровень показали 35%, низкий - 15% дошкольников.

В ходе исследования связной речи мы пришли к выводу, что у дошкольников с ОНР недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли; дети испытывают значительные трудности в создании связного высказывания, в соединении отдельных структурных элементов в единое целое, их рассказы недостаточно развернуты, последовательны и полны, в основном состоят из простых предложений, бедны эпитетами. Особенно для дошкольников с ОНР было сложно связать две картинки между собой, т.е. сделать плавный переход в рассказе, при пересказе большинство детей не обращали внимание на детали, испытывали затруднения при переходе от одной картинке к другой. Высокий уровень сформированности навыка связной речи у дошкольников с ОНР не выявлен, средний уровень показали 33,3% детей, низкий -55,6%, очень низкий - 2 дошкольника (11,1%).

В контрольной группе напротив, большинство детей справились с заданием, только один ребенок запутался в картинках и уже в самом начале потерял связь между ними и не смог пересказать сюжет, только механически перечислял, что изображено на каждой из картинок. В результате, высокий уровень состояния связной речи выявлен у 44,4% дошкольников, средний - у 39%, низкий уровень показали 11% испытуемых, очень низкий уровень выявлен у одного ребенка (5,6%).

Выводы. Таким образом, исследование уровня сформированности навыков связной речи у дошкольников с ОНР выявило значительное отставание от нормально развивающихся детей в овладении навыками связной монологической речи. При этом нарушения охватывают практически все компоненты речевой деятельности, отличаются стойкостью и разнообразием проявления. Отмечаются нарушения лексико-грамматического оформления высказываний, синтаксической связи между предложениями и фрагментами рассказа; навыки составления отдельных высказываний часто соответствуют низкому уровню сформированности или находятся на стадии формирования, составление монологических высказываний часто отсутствует. Поэтому для их устранения необходима целенаправленная коррекционная работа, включающая формирование рече-языковых (лексико-грамматических, морфолого-синтаксических) средств.

Литература:

1. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2018. №3 С. 19-29.

2. Глухов В.П., Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2014. - № 4. - С. 11-19.

3. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2014. - 320 с.

4. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 2011. - 258 с.

5. Медведева Е.Ю. Особенности работы по обогащению лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушением речи // Вестник Мининского университета. - 2014. - №3. - С. 21-24.

6. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Проблемы формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР // Современные проблемы науки и образования 2018 №60 (3) С. 213-216.

7. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2013. - 112 с.

8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации - М.: Дрофа, 2009. - 189 с.

9. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. // М. - Просвещение, 2013 - 334 с.

Педагогика

УДК: 378.09

кандидат педагогических наук, доцент Муриева Мэри Валериановна

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

ПОЭТИЧЕСКИЕ ПЕРЕВОДЫ КАК СРЕДСТВО СРАВНЕНИЯ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЯЗЫКОВ И

КУЛЬТУР РАЗНЫХ НАРОДОВ

Аннотация. В статье речь идет о значимости переводов поэтических произведений К.Л.Хетагурова, осетинского поэта и литератора, на другие языки мира. Перевод с одного языка на другой выступает посредником между языками и культурами разных народов, способствуя преодолению межэтнических и межкультурных барьеров. Благодаря переводческой деятельности стихотворения Коста из сборника «Осетинская лира» («Ирон фжндыр») воспринимаются как «окно» в мир своеобразной осетинской культуры, истории, традиций и обычаев древнего кавказского народа.

Ключевые слова: поэтический перевод, сопоставление языков и культур, сохранение языков, диалог культур.

Annotation. The articles deals with the relevance of translations of K. L. Khetagurov poems, Ossetian's poet and writer, to foreign languages. Translation from one language to another acts like a facilitator between languages and cultures of different people, thus contributing to bridging the ethnic and cross-cultural gaps. Thanks to translation activity the poems of Kosta from his collection of poetry «Ossetian Lira» are perceived as a «window» to the world of unique Ossetian culture, history, customs and traditions.

Keywords: poetry translation, languages and cultures comparison, preservation of languages, dialogue of cultures.

Введение. На современном этапе поликультурный мир, в котором мы живем, характеризуется большим разнообразием языков и контактов между народами, проживающими на разных концах нашей планеты. В огромном полилингвальном пространстве люди, принадлежащие к разным национальным культурам, постоянно общаются и взаимодействуют друг с другом в процессе совместной деятельности.

Язык - важнейшая часть культуры, достояние и ценность любого народа, которую следует бережно хранить. Доминирование английского языка в мире привело к тому, что многие языки оказались на грани исчезновения. Культурный фонд ЮНЕСКО (ООН) выделяет огромные материальные средства с целью защиты и сохранения языков, особенно «малых» народов таких, как например, осетинский язык (иранская группа языков), языки северных народов России и других языков.

Одним из важнейших средств сохранения языков, передачи литературного наследия будущим поколениям, а также коммуникации между людьми, говорящими на разных языках и принадлежащими к разным лингвосоциумам, относят литературные произведения разных жанров и их переводы с языка оригинала на другие. Речь в данной статье пойдет о поэтических переводах на французский язык сборника стихотворений национального поэта Осетии 19-20вв. Коста Левановича Хетагурова, имя которого с гордостью носит Северо-Осетинский государственный университет.

Изложение основного материала статьи. Переводы произведений поэтов и писателей, представителей «малых» народов на другие языки народов России, Кавказа, Закавказья, а также европейские, славянские, восточные языки и др. являются важнейшим шагом к открытию и познанию новых языков и культур, их сохранению и популяризации в мире. В этом плане трудно переооценить роль перевода и переводческой деятельности как посредника между культурами и языками. «Благодаря профессиональной деятельности переводчиков рушатся лингвоэтнические барьеры, и многие произведения становятся достоянием не тысяч, а миллионов людей на планете» [3, с. 73].

Такая яркая судьба постигла осетинского литератора и художника К.Л. Хетагурова (1859-1906 гг.). Его произведения с детства знакомы каждому жителю Осетии. Слава о Коста (так с любовью его называли в народе) - талантливом поэте-гуманисте, писателе, критике, драматурге и публицисте, далеко шагнула за пределы его «малой» родины. Творчество поэта любят и почитают не только у нас на Северном Кавказе, но и в регионах России и за ее пределами. В пламенных выступлениях и речах, обличительных письмах и статьях, стихах и поэмах поэт, касаясь многих наболевших вопросов того исторического периода, боролся за права простых людей, просвещение бедняков, мечтал о светлом будущем не только для своего народа, но и всего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.