Научная статья на тему 'Технология экспертной оценки СИПР обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития"'

Технология экспертной оценки СИПР обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
866
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА / EXPERT ASSESSMENT / SPECIAL INDIVIDUAL DEVELOPMENT PROGRAM / STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION / SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольхина Елена Александровна, Новикова Юлия Александровна

В статье рассматриваются вопросы проектирования и реализации специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с ТМНР в условиях реализации второго варианта федерального государственного образовательного стандарта. Обосновываются концептуальные и нормативные основы внедрения СИПР в практику работы специальной (коррекционной) школы. Представляется краткий теоретический обзор литературы по проблеме исследования. Раскрывается условия, алгоритм и этапы разработки экспертной оценки СИПР педагогами и родителями обучающихся с ТМНР. Определяются критерии и показатели экспертных оценок. Анализируются данные по результатам анкетирования экспертов и изучаются их рекомендации по совершенствованию СИПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольхина Елена Александровна, Новикова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY EXPERT ASSESSMENT OF CIPR TRAINERS WITH HEAVY AND MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISABILITIES

The article deals with the design and implementation of a special individual development program for students with TPRM under the conditions of the implementation of the second version of the federal state educational standard. The conceptual and regulatory framework for the introduction of CIDA into the practice of a special (correctional) school is substantiated. A brief theoretical review of the literature on the research problem is presented. The conditions, the algorithm and the stages of the development of an expert assessment of CIPR by teachers and parents of students with TPRM are revealed. Criteria and indicators of expert assessments are determined. The data on the results of expert questioning are analyzed and their recommendations for the improvement of CIDD are studied.

Текст научной работы на тему «Технология экспертной оценки СИПР обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития"»

8. Хоменко И. А. Образовательные запросы современной семьи // Образование и семья: проблемы индивидуализации: Материалы Всерос. научно-практич. конф. 20-21 апреля 2005 г., Санкт-Петербург / Под общ. ред. И. А. Хоменко. СПб., 2006. С. 6-13.

9. Югова О. В. Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - №2(77). - С. 195-203.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); обучающаяся по магистерской программе «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ» Новикова Юлия Александровна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ СИПР ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проектирования и реализации специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с ТМНР в условиях реализации второго варианта федерального государственного образовательного стандарта. Обосновываются концептуальные и нормативные основы внедрения СИПР в практику работы специальной (коррекционной) школы. Представляется краткий теоретический обзор литературы по проблеме исследования. Раскрывается условия, алгоритм и этапы разработки экспертной оценки СИПР педагогами и родителями обучающихся с ТМНР. Определяются критерии и показатели экспертных оценок. Анализируются данные по результатам анкетирования экспертов и изучаются их рекомендации по совершенствованию СИПР.

Ключевые слова: экспертная оценка, специальная индивидуальная программа развития, обучающиеся с умственной отсталостью, специальная (коррекционная) школа.

Annоtation. The article deals with the design and implementation of a special individual development program for students with TPRM under the conditions of the implementation of the second version of the federal state educational standard. The conceptual and regulatory framework for the introduction of CIDA into the practice of a special (correctional) school is substantiated. A brief theoretical review of the literature on the research problem is presented. The conditions, the algorithm and the stages of the development of an expert assessment of CIPR by teachers and parents of students with TPRM are revealed. Criteria and indicators of expert assessments are determined. The data on the results of expert questioning are analyzed and their recommendations for the improvement of CIDD are studied.

Keywords: expert assessment, special individual development program, students with mental retardation, special (correctional) school.

Введение. Индивидуализация образования является основным приоритетом в развития отечественной и мировой образовательной системы. В основу этой педагогической идеи положен принцип личностно-ориентированного подхода в обучении, учетом разнообразия потребностей индивидуальных возможностей ребенка. Необходимость реализации концепции индивидуализации образования заложена во всех нормативно-правовых актах в сфере образования и выступает как базовое условие реализации федеральных государственных стандартов (ФГОС). Наиболее актуальным и практически значимым индивидуальный подход является для внедрения 2 варианта ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Он предназначен для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, а также для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР). Учитывая их особые образовательные потребности и особенности психофизического развития, стандарт предписывает разработку специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Основной целью которой выступает обеспечение условий, позволяющих ребенку с ТМНР достигнуть возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач.

Изложение основного материала статьи. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (АООП) СИПР разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно. В качестве концептуальных и методических ориентиров специалисты коррекционной школы могут использовать различные рекомендации и научно-методические разработки коллег. Следовательно, встает актуальная проблема объективной и единообразной оценки разработанных СИПР на уровне школы, района, города и пр. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время данный вопрос еще недостаточно разработан в психолого-педагогической литературе. Важность его решения обусловлена и требованиями государственной политики в сфере повышения качества образования детей с ОВЗ.

Теоретический анализ проблемы внедрения СИПР позволяет констатировать, что вопросы психического и физического здоровья детей с ТМНР имеет государственное значение и является предметом детального научного изучения [2, 3, 4].

Ежегодный рост этой категории обучающихся определяет практическую потребность в разработке научно-методического обеспечения СИПР [5, 6, 11, 13].

При этом отсутствие единой технологии оценки эффективности реализуемых индивидуальных программ не существует, что значительно затрудняет деятельность педагогов и снижает качество индивидуализации образовательного процесса. Исходя из актуальности и практической значимости проблемы нами было проведено исследование, целью которого стало обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности предложенной технологии экспертной оценки СИПР обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Для исследования были выбраны дополнительные и первые классы, работающие по II варианту АООП на базе коррекционной школы города. Нижнего Новгорода. В качестве экспертов в исследовании принимали участие: педагоги, работающие в классах с детьми с ТМНР, тьюторы, педагог-психолог, учитель-логопед, педагог-дефектолог, и административный уорпус образовательной организации. (в количестве 25-и человек); родители воспитанников, осуществляющих обучение по специальной индивидуальной программе развития (учащиеся с ТМНР) в количестве 25-и человек).

Экспериментальное исследования проводилось по двум этапам: Первый этап предполагал разработку критериев и показателей оценки СИПР, реализуемых в специальной (коррекционной) школе. Второй этап включал в себя индивидуальный экспертный опрос педагогов и родителей, воспитывающих детей с ТМНР. Для экспертной оценки реализации СИПР были выделены следующие критерии и их показатели:

1. Научная составляющая СИПР

- соответствует федеральному государственному образовательному стандарту для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- соответствует актуальному учебному плану школы;

- соответствует имеющимся учебникам и пособиям.

2. Психолого-педагогическая составляющая:

- учебный материал структурирован, имеются взаимосвязь в реализации всех направлений учебно-воспитательной и коррекционной деятельности;

- учет всех необходимых направлений обучения и воспитания детей с ТМНР;

- практическая значимость реализации СИПР.

3. Образовательная технологичность СИПР:

- соответствие объема содержания программы необходимому временному периоду, отведенному для изучения предмета;

- соответствие принципу «от простого к сложному» по изучаемому материалу;

- наличие материалов для повторения и закрепления материала.

4. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении:

- наличие средств и возможностей организации индивидуальной работы с каждым ребенком, с учетом его потребностей;

- наличие средств и возможностей организации дифференцированной работы с детьми, исходя из возможностей учащихся.

5. Соответствие дидактическим принципам:

- включение средств наглядности в представлении содержания и структуры материала;

- соответствие сложности материала реальным возможностям учащихся;

- наличие дополнительного, вспомогательного материала по всем направлениям работы;

- соблюдение коррекционной направленности образовательного процесса (форма подачи материала, его распределение на разделы, в соответствии с возможностями обучающихся).

Ппредставленные критерии и показатели экспертной оценки СИПР позволяли определить пригодность и эффективность разработанных в учреждении программ. В качестве экспериментальной методики было проведено индивидуальное анкетирование выбранных экспертов. Данный подход позволил определить проблемные зоны в разработке СИПР и реперные точки для дальнейшего совершенствования самой программы и процедуры экспертной оценки.

Проведенное исследование позволило выявить имеющиеся проблемы как в понимании специалистами и родителями сущности СИПР, так и трудности в ее реализации. Кроме того, проведенная экспертная оценка со стороны педагогов и родителей позволила четко обозначить круг вопросов, необходимых для решения силами администрации на уровне специальной (коррекционной) школы.

Лидирующие позиции среди болевых точек реализации СИПР в специальной (коррекционной) школе, как показало исследование, является обеспечение единых требований к учащимся со стороны всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, администрации. В данном случае актуальным является создание договора о сотрудничестве семьи и школы, в котором следует указать обязанности и права обеих сторон, уточнив единство требований к ребенку. Для обеспечения принципа единообразия требований родители обязаны посещать школу и постоянно консультироваться со специалистами и по возможности посещать коррекционные занятия и уроки.

Представляется проблемным разработка обоснований для внесения дополнений и изменений в содержание программы для каждого учащегося по результатам промежуточной психолого-педагогической диагностики. Эффективность проведенной работы рекомендуется оценивать по окончанию каждой четверти, внося определенные коррективы. Подобная периодичность весьма трудно реализуется в повседневной практике работы школы. По окончанию учебного года специалистами должны быть представлены развернутые выводы о реализации СИПР, в целом, а также собственные предложения по составлению программ на следующий год.

Существует необходимость регулярного обмена информацией о реализации СИПР со стороны школы и семьи. Для этого можно предложить создание дневников наблюдений, использование электронной почты, современных мессенджеров, совместного просмотра и прослушивания видео и аудиоматериалов, связанных с проведением уроков или фрагментов домашней жизни ребенка, проведение открытых уроков. Реализация всего комплекса описанных мероприятий достаточно затруднительно в условиях систематического повседневного взаимодействия семьи и школы.

Важным условием выступает реализация совместной деятельности специалистов и родителей. В коррекционных школах необходимо совершенствовать процесс их конструктивного взаимодействия путем организации различных мероприятий. Психологическая поддержка семьи может быть оказана посредством тренингов, психокоррекционных занятий с родителями, индивидуальных консультаций психолога, проведения встреч родительского клуба. Повышение компетентности семьи в вопросах обучения и воспитания детей с умственной отсталостью рекомендуется реализовать на семинарах, общих и индивидуальных консультациях со специалистами и пр.

Остро встает необходимость регулярной организации встреч опытных специалистов и начинающих педагогов, обмен мнениями, опытом, собственными методическими наработками на уровне района, региона,

страны. Важнейшей проблемой остается материальное обеспечение школ, которое должно быть решено на государственном уровне. При разработке СИПР в каждой школе в структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к организации пространства детей, их временного режима обучения и организации учебных мест, организации ухода за ребенком, требований к техническим средствам обучения, условиям его организации, к обеспечению комфортного доступа обучающихся и т.д.

Существенной необходимостью является разработка законодательных документов на уровне государства, которые бы регламентировали деятельность ПМПК, механизм взаимодействия специалистов данной комиссии и специалистов учреждений здравоохранения, школ, разделение их полномочий, стандартизация деятельности данных специалистов по формированию рекомендаций учащимся в различных ситуациях обучения и воспитания. Несомненно, важно проводить постоянный мониторинг, используя экспертную оценку как педагогов так и родителей в системе реализации СИПР для детей с ТМНР.

По результатам проведенного исследования были разработаны следующие предложения по совершенствованию экспертных оценок индивидуальных образовательных программ:

1. Разработку критериев оценки образовательных программ следует проводить при активном участии всех участников реализации образовательной программы.

2. Разработка технологических карт экспертной оценки должна быть доступна и понятна каждому эксперту, участвующему в исследовании.

3. На ознакомление с технологической картой критериев участникам (экспертам) должно быть предоставлено достаточно времени (желательно от 3-х суток). Это позволит им внести рациональные предложения по изменению и дополнению технологической карты.

5. Помимо бальной оценки каждого из критериев требуется дополнительный устный или письменный опрос экспертов для пояснения некоторых решений оценки.

6. Результаты проведенных исследований различных групп экспертов могут быть представлены каждому из участников экспертной оценки для дальнейших разработок.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о важности реализации экспертной оценки при разработке и реализации образовательных программ. Выступая в качестве экспертов, непосредственные участники реализации программ, объективно могут оценить каждое из направлений программы, выявить имеющиеся недостатки, предложить пути их устранения и предложить пути совершенствования программы. Постоянная оценка реализации СИПР поможет вносить необходимые изменения с учетом личного опыта каждого из специалистов и родителей.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации». Электронный ресурс. Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174. Дата доступа: 08.01.2018

2. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И.М. Бгажнокова. - Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181 с.

3. Воронцова, М. В. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: монография / М. В. Воронцова, Т. А. Дубровская, В. С. Кукушин; Рос. гос. соц. ун-т. - Таганрог: РГСУ, 2009. - 290 с.

4. Левченко, И. Ю., Ткачёва, В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2009. - 290 с.

5. Малофеев, Н.Н. Похвальное слово инклюзии, или Речь в защиту самого себя / Н.Н. Малофеев // Проблемы современного образования. 2011. № 6. С. 44-54

6. Кукушкина, О.И. Формирование профессиональных компетенций дефектологов: инструменты нового поколения / О.И. Кукушкина // Дефектология, 2016. - № 6. - С. 3-12

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Гекст|. - М.: 2014. - 52 с.

8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (Протокол от 22.12.2015 № 4/15).

9. Полячихина, О.В.Методические рекомендации по составлению специальной индивидуальной программы развития обучающегося (СИПР) / О.В. Полячихина // Научно-методический журнал Педагогический поиск, 2015. - № 11-12-1. - С. 24-36.

10. Синевич, О.Ю., Четверикова, Т.Ю. Медико-педагогические аспекты разработки индивидуальной программы развития детей с ТМНР / О.Ю. Синевич, Т.Ю. Чертвертикова // Мать и дитя в Кузбассе, 2017. - № 3 (70). - С. 53-58.

11. Шматко, Н.Д. Малофеев, Н.Н., Комбинированная образовательная организация: от эксперимента к широкой практике / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектологическая наука - практике материалы I Всероссийского съезда дефектологов, 2016. - С. 184-192.

12. Царёв, А.М. Организация образования на основе специальной индивидуальной программы развития (СИПР) в контексте требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью / А.М. Царев // Сибирский вестник специального образования, 2016. - № 1-2 (16-17). - С. 114-121.

13.Царев, А.М. Система педагогической помощи лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития: В условиях лечебно-педагогического центра / А.М. Царёв: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03: СПб., 2005. - 180 ^

14.Ольхина Е.А., Бодрикова А.В. Анализ коммуникативных навыков умственно отсталых школьников в учебной деятельности. Проблемы современного педагогического образования. 2017 № 55-6. С. 228-234.

15.Ольхина Е.А., Сироткина Д.П. Портфолио как средство оценки жизненных компетенций у умственно отсталых младших школьников на уроках "Мир природы и человека". Проблемы современного педагогического образования. 2017 № 57-12. С. 211-219.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Пачев Андрей Васильевич

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, (г. Ставрополь); кандидат юридических наук Смоляков Евгений Викторович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); старший преподаватель Проскурин Сергей Михайлович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

СИЛА И ВЫНОСЛИВОСТЬ - ДВА ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. Предложенная статья раскрывает причину, по которой вопросу развития силы и выносливости необходимо уделять более пристальное внимание. Учитывая, что эти два физических качества являются базовыми по отношению к остальным, так как другие физические качества во многом являются производным и от них.

В своей работе авторы рассматривают вопрос развитие основных физических качеств, как процесс взаимного проникновения, где свойства каждого физического качества может одновременно и комплексно участвовать в том или другом действии обеспечивая активную двигательную деятельность.

Также авторы уделяют внимание вопросу естественного хода развития выносливости применительно к курсантам и слушателям образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: базовые физические качества, взаимное проникновение физических качеств, сила, выносливость, гетерохронность.

Annotation. The proposed article reveals the reason why more attention needs to be given to the issue of development of strength and endurance. Given that these two physical qualities are basic to the rest, since other physical qualities in many respects are derived from them.

In their work, the authors consider the development of basic physical qualities, as a process of mutual penetration, where the properties of each physical quality can simultaneously and in a complex manner participate in one or another action providing active motor activity.

Also, the authors pay attention to the issue of the natural course of endurance development in relation to cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: basic physical qualities, mutual penetration of physical qualities, strength, endurance, heterochronism.

Введение. В каждом человеке от природы заложены некоторые двигательные возможности, которые реализуются в определённых движениях и отличаются собственными чертами, например, прыжки, бег на короткие либо длинноватые дистанции, подтягивание либо поднятие гири. Эти действия, в свою очередь, предъявляют различные условия к организму чем провоцируют проявление физических качеств.

Формулировка цели статьи. Основной целью данной статьи было теоретическое обоснование приоритета формирования силы и выносливости над другими физическими качествами. При этом работ, посвящённых формированию силы или выносливости достаточно. В тоже время приоритет силы и выносливости над остальными физическими качествами требует изучения и носит актуальный характер.

Изложение основного материала статьи. Надо отметить, что природой в человеке заложены пять основных физических качества, которые представляют собой совокупность параметров организма, обеспечивающих человеку возможность осуществлять активную двигательную деятельность. Следовательно, развитие физических качеств - это процесс целенаправленного воздействия физических упражнений на естественные свойства организма.

Участвуя в каком-либо практическом двигательном действии физические качества проявляются как одномоментно, так и комплексно. Например, сила может встречаться в сочетании с выносливостью или со скоростью, показывая при этом комплексное сочетание - силовая выносливость или скоростная сила и т.д.

В свою очередь выносливость может быть общей, специальной, скоростной либо силовой. Как видим, эти основные качества, заложенные в каждом человеке, отображают разные стороны двигательной функции и потому очень неоднородны по психофизиологическим механизмам проявления, а также по особенностям состава тех двигательных действий, для которых они имеют основное значение, что обусловливает их различия, а также подходы к их целенаправленному развитию.

Вместе с тем естественный ход развития двигательной функции человека зависит от присутствия общих закономерностей, знание и учёт которых нужно учитывать при осуществлении целенаправленного воздействия на формирование любого из двигательных качеств.

В процессе формирования физических качеств следует учитывать такое явление, получившее название гетерохронность (разновременность) развития. Сущность её заключается в том, что в процессе биологического созревания организма наблюдаются периоды особенно интенсивных количественных и качественных изменений его органов и структур, которые получили название сенситивных (более подходящих) периодов развития. Некоторые авторы называют такие периоды критическими [2: 122].

Такая разновременность свойственна и процессу развития физических качеств, пики прироста характеристик которых не совпадают по времени. Они также значительно отличаются у юношей и девушек. Если в эти периоды оказывать целенаправленное воздействие, то результат развития соответственного качества существенно превышает тот результат, который может быть достигнут в периоды условной стабилизации их развития. Таким образом, гетерохронность рассматривается как ведущая закономерность индивидуального возрастного и физического развития.

Однако определённые разными авторами возрастные промежутки, в течение которых наблюдается наиболее интенсивное естественное развитие тех или иных физических качеств, не совпадает с периодом обучения в образовательных организациях МВД России. Наиболее интенсивные периоды развития физических качеств приходятся в основном на школьный возраст, кроме выносливости. Как указывают некоторые авторы, для общей выносливости сенситивный период проявляется в возрасте с пятнадцати и до двадцати лет [1: 134; 5: 365]. У девушек этот период заканчивается раньше, чем у юношей. Следовательно, у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.