С использованием электронных презентаций формирование географического образа происходит быстрее, красочнее, доступнее даже для школьника с интеллектуальной недостаточностью.
Список литературы
1. Новенко Д. В. Новые информационные технологии в обучении // География в школе. - М.: Школа-пресс, 2004. - № 5. - С. 48.
2. Сергеева Т.А. Компьютерные технологии [Текст]. - М.: Просвещение, 2006. - 248 с.
3. Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе. - М.: Школа-пресс, 2004. - № 4. С. 46.
4. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
5. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов.
www.efschool.ru.
www.belyk5.narod.ru.
www.firsschool.ucoz.ru.
www pedsovet.perm.ru
С. А. Воронина
Технологии разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени выраженности, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить адаптированную основную образовательную программу первого варианта, получает образование по второму варианту, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
СИПР направлена на формирование у обучающегося общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеет и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму
100
различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей.
Под особыми образовательными потребностями детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития для организации обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, при участии его родителей (психолог, логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог, медицинские работники).
Структура специальной индивидуальной программы развития включает:
- общие сведения о ребёнке;
- характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;
- индивидуальный учебный план;
- содержание образования в условиях организации и семьи;
- описание организации реализации потребности в уходе и присмотре;
- перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
- перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;
- перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
- средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.
I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях;
II. Характеристика ребенка составляется на основе его психолого-педагогического обследования, проводимого специалистами образовательной организации с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.
Характеристика отражает:
1) бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;
2) заключение ПМПК;
3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
4) особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
5) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
6) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами, характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
7) сформированность социально значимых навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях, самообслуживание, предметно-практическая деятельность;
8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
III. Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
IV. Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из программ учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного развития; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности; сотрудничества организации и семьи обучающегося). Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (или год).
V. Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития для ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации их питания и хозяйственно-бытового обслуживания, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
VI. Специалисты, участвующие в реализации СИПР: психолог, логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медицинские работники.
VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.
VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимые для реализации СИПР.
IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Работа по созданию и реализации СИПР для обучающихся первых классов в нашей школе осуществлялась в несколько этапов.
Первый этап - август - первая неделя сентября - сбор сведений о ребенке, характеристика психического развития. На том этапе были задействованы все специалисты, участвующие в разработке СИПР (психолог, логопед, социальный педагог, учителя-дефектологи).
Второй этап - заседание консилиума с целью разработки учебного плана для специальной индивидуальной программы развития: психологом, логопедом, дефектологом, педагогами.
Третий этап - сентябрь - декабрь - работа с обучающимися согласно СИПР.
Четвертый этап - конец декабря - диагностика успешности процесса обучения согласно специальному индивидуальному плану развития и корректировка СИПР при необходимости.
Пятый этап - январь - май - работа с обучающимися согласно СИПР.
Шестой этап - диагностика результативности процесса обучения на конец учебного года согласно СИПР, разработка рекомендаций по организации обучения на новый учебный год.
Можно с уверенностью утверждать, что обучение учащихся с тяжелым нарушением интеллекта по индивидуальной программе дает высокие результаты и позволяет корригировать нарушения их развития.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 484с.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. - М., 1983.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Е. В. Гейко, Н. Б. Панова
Этнокультурное воспитание как компонент образовательной системы коррекционного учреждения для детей с нарушениями интеллектуального развития, реализуемый через образовательную область «Технология»
Традиционно система образования в Российской Федерации направлена на развитие гражданственного самосознания и в то же время на выражение искреннего уважения к этнокультуре, формирование межнациональной терпимости. На современном этапе развития человечества проблема межэтнического взаимодействия приобрела особую актуальность в связи с мировым экономическим кризисом, выраженной террористической угрозой, личностным перераспределением приоритетов общечеловеческих ценностей. Как государство, обладающее большим духовным потенциалом, Россия, вновь обращает внимание мировой общественности на исторические аспекты, свидетельствующие
104