Научная статья на тему 'Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе VIII вида'

Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О. В. Воробьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе VIII вида»

широко изучить тему здоровья, что является положительным результатом проделанной работы.

Системный подход к профилактической работе, нетрадиционные формы работы, созданные пособия с учётом индивидуальных особенностей, актуальность данного направления для изучения школьниками приводят к активной положительной реакции обучающихся.

Целенаправленная систематическая работа в таком направлении способствует успешному формированию представлений о здоровом образе жизни у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - 2014.

2. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб.: Дидактика Плюс. - 2001.

О. В. Воробьева

Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе VIII вида

В школе VIII вида географии отводится особое место. Ведь понять географический материал детям с ограниченными интеллектуальными возможностями очень сложно, а при неправильно организованном уроке, при недостаточном владении методикой преподавания это вообще становится невозможным. А какой предмет как не география расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире?

Основная цель современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, ознакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. Одним словом, сформировать географический образ изучаемого объекта.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Новые учебники и программы разных авторов предлагают разную трактовку и свое видение предмета. При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80 % поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. Это заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке информационно-коммуникативных технологий.

На своих уроках я активно использую ИКТ, а именно мультимедийные презентации, что является неотъемлемым требованием к современному уроку и инновацией в образовательном процессе.

Существующие мультимедийные учебные комплексы по географии, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых учащихся. Современный рынок электронных продуктов не располагает созданными для специальных (коррекционных) школ VIII вида компьютерными программами по географии. У учителей возникает необходимость в разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций) и методических рекомендаций по их применению с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта.

Использование ИКТ на уроках географии позволяет решить как общедидактические требования к уроку, так и специальные: урок оснащен техническими средствами обучения; внедряются инновационные процессы;

организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей (сокращение фазы пониженной работоспособности и увеличение повышенной);

реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения;

осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

принцип работы «от сохранного к нарушенному», выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании информационно-коммуникативных технологий.

Мультимедийная презентация может использоваться на различных этапах урока: в процессе рассказа учителя и обучающихся, при обобщении и закреплении материала, при контроле знаний и умений. Но я в своей работе активно использую презентации на уроке по объяснению нового материала. Хорошо зарекомендовали себя презентации на этапе объяснения учителем или учащимся (I группы) нового материла, закрепления пройденного материала.

Например презентация на тему: «Япония» (9 класс).

1. Географическое положение (указана страна на карте, название островов, столицы, близлежащие государств).

2. Поверхность Японии (Япония - горная страна. Горы занимают большую часть её территории. Низменности - 1/5 часть. Часто в Японии встречаются землетрясения, здесь большое количество потухших и действующих вулканов, в результате подводных землетрясений возникают цунами).

3. Полезные ископаемые (бедна, небольшие месторождения угля, железа, марганца, свинца, цинка и нефти). Вопрос учащимся: «Что вы видите на картинке? На какие группы можно поделить эти полезные ископаемые? Назовите жидкое полезное ископаемое».

4. Климат Японии (на климат влияет большая протяженность островов: на севере климат умеренный, на юге субтропический. На всей Япо-

V V V п

нии климат теплый, влажный муссонный. В конце лета проходят тайфуны. Очень опасны: губят посевы, вызывают сильные наводнения).

5. Природа Японии («назовите по картинкам, какие леса вам знакомы?»).

Животный мир Японии («а теперь назовите животных, которые будут появляться на слайдах!»).

6. Население Японии («как вы думаете, кто составляет основное население Японии? А так ли это - нам помогут слайды. Прочитайте, какие японцы - люди?»).

7. Крупные города Японии («прочитайте появившиеся слова! Как вы думаете, какие из них является городами Японии?»).

8. Промышленность Японии («давайте назовем появившиеся на слайдах отрасли промышленности. Как вы думаете, какая из них лишняя?»).

9. Физминутка: зарядка для глаз: японский иероглиф («проведите глазами по иероглифу. Прослушайте с закрытыми глазами японскую национальную музыку»).

10. Сельское хозяйство Японии («назовите по картинкам, что выращивают в Японии? Как вы думаете, все ли верно?»).

11. Столица Японии - город Токио («Посмотрите на интересные фотографии Токио»). Все ли верно? («ответьте на вопросы / Назовите верные ответы»).

С использованием электронных презентаций формирование географического образа происходит быстрее, красочнее, доступнее даже для школьника с интеллектуальной недостаточностью.

Список литературы

1. Новенко Д. В. Новые информационные технологии в обучении // География в школе. - М.: Школа-пресс, 2004. - № 5. - С. 48.

2. Сергеева Т.А. Компьютерные технологии [Текст]. - М.: Просвещение, 2006. - 248 с.

3. Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе. - М.: Школа-пресс, 2004. - № 4. С. 46.

4. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.

5. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов.

www.efschool.ru.

www.belyk5.narod.ru.

www.firsschool.ucoz.ru.

www pedsovet.perm.ru

С. А. Воронина

Технологии разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени выраженности, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить адаптированную основную образовательную программу первого варианта, получает образование по второму варианту, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

СИПР направлена на формирование у обучающегося общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеет и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.