УДК 376.42
Е.В. Подвальная
ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
E. V. Podvalnaya
THE PROBLEM OF USING MULTIMEDIA EDUCATIONAL PRESENTATIONS AT GEOGRAPHY LESSONS AT SPECIAL (CORRECTIONAL) EDUCATIONAL
SCHOOL OF THE VIII KIND
В статье описывается значение информационных технологий в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; анализируются результаты наблюдения за педагогической деятельностью учителей географии специальных (коррекционных) школ VIII вида; раскрываются разработанные автором дидактические аспекты создания и применения учебных мультимедийных презентаций на уроках географии.
Процесс обучения и воспитания, учащиеся с интеллектуальными нарушениями, география, технические средства обучения, мультимедийная учебная презентация.
The paper describes the role of IT in training handicapped children; analyzes results of the observation of geography teachers' pedagogical activity at special (correctional) schools of the VIII kind; demonstrates didactic aspects of creating and applying educational multimedia presentations at geography lessons developed by the author.
Training and educating process, handicapped (with mental malfunctions) pupils, geography, training means, multimedia presentation.
Современные методы и средства информационных технологий создают реальные возможности для их использования в системе специального образования. В настоящее время в США, Канаде, во многих европейских странах продолжают уделять большое внимание совершенствованию компьютерных программ и периферийных устройств компьютера (адаптированных мышек, секционных клавиатур, устройств голосового синтеза; специальных тактильных устройств, программного обеспечения в транскрипции шрифта Брайля, принтеров с рельефной печатью и т.д.) для обучения и реабилитации лиц с ограниченными возможности здоровья и жизнедеятельности. В последнее десятилетие XX века и в нашей стране началась разработка психолого-педагогического подхода к целенаправленному поэтапному внедрению компьютерной техники в качестве нового средства обучения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Многие отечественные исследователи в облас-
ти общей и специальной педагогики и психологии считают, что более интенсивное внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать его совершенствованию (А.В. Аграновский, И.В. Больших, Г.В. Ва-сенков, Н.Н. Глазкова, В.И. Голод, Е.Л. Гончарова, Ю.Б. Зеленская, А.П. Ершов, Е.Е. Китик, В.В. Клыпутенко, З.М. Кордун, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, О.Н. Лизунов, Л.Р. Лизунова, Н.А. Лукина, Н.Н. Малофеев, И.А. Никольская, Т.В. Пелымская, И.В. Роберт, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий, В.Д. Труш, И.Ф. Федосова и др.).
Серьезное исследование, показывающее ряд преимуществ компьютера как инструмента обучения школьников с нарушениями в развитии, проведено О.И. Кукушкиной [1].
Диагностические и коррекционные аспекты использования компьютеров в работе с детьми, имеющими нарушения познавательной деятельности (умственно отсталые, дети с задержкой пси-
хического развития, неуспевающие учащиеся массовых школ), рассматриваются Б.И. Айзенбергом, О.П. Белоножко, А.Я. Юделевичем.
Важность применения компьютера как наиболее адаптируемого к индивидуальным особенностям умственно отсталых дошкольников технического средства обучения рассматривает В.В Клы-путенко [3].
Научные исследования, посвященные проблеме использования компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе применительно к умственно отсталым детям школьного возраста, проводились Н.Н. Глазковой [4] и Е.П. Синевой
[5].
Единственным научным исследованием, посвященным проблеме применения технических средств в процессе обучения географии детей с умственной отсталостью, явилась диссертация Т.И. Пороцкой, написанная ею в 70-е годы прошлого века. В то время в нашей стране компьютеры еще не использовались.
Таким образом, в настоящее время отсутствуют исследования, посвященные изучению проблемы применения современных технических средств в процессе обучения географии детей с интеллектуальными нарушениями.
Общеизвестно, что преподавание географии невозможно без наглядных средств обучения, так как большинство объектов и природных явлений, изучаемых в школьном курсе, в силу их разнообразия, удаленности, больших или малых размеров, редкости не может наблюдаться учащимися в своей местности в естественных условиях. Это диктует необходимость разработки компьютерных технологий и методики их использования в процессе формирования географических знаний, умений и навыков у школьников с умственной отсталостью.
Как показал проведенный нами анализ, существующие мультимедийные учебные комплексы по географии, рекомендованные Министерством образования и науки РФ в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых учащихся. Современный рынок электронных продуктов не располагает созданными для специальных (коррек-ционных) школ VIII вида компьютерными про-
граммами по географии. У учителей возникает необходимость в разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций) и методических рекомендаций по их применению с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта.
Таким образом, интенсивный характер внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс коррекционных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, нехватка специальных компьютерных пособий по географии для обучения умственно отсталых учащихся, а также отсутствие методических рекомендаций по их использованию подчеркивают актуальность проблемы и указывают на необходимость разработки дидактических аспектов создания и применения учебных мультимедийных презентаций на уроках в специальной (коррекцион-ной) школе VIII вида.
Нами было проведено исследование, в ходе которого решались следующие задачи: выявить методы, приемы и средства, используемые в процессе обучения географии; определить значение технических средств обучения (ТСО) и их место на уроках географии; изучить состояние материально-технической базы (оснащение современными аппаратными устройствами и программным обеспечением кабинетов географии) специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Москвы; проанализировать полученные результаты. Для этого нами было осуществлено наблюдение за педагогическим процессом, проведены беседы и анкетирование учителей географии.
Экспериментальным исследованием были охвачены 22 специальных (коррекционных) учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью г. Москвы. Как показали наблюдения за учебным процессом, основной формой организации обучения географии в специальных (коррекционных) школах VIII вида является урок. Анализ посещенных нами 65 уроков географии по разделу «Природные зоны России» (7 класс) дает основание для вывода: большинство из них (89,2 %) носили комбинированный характер и имели традиционную структуру построения (организационный момент, повторение или проверка домашнего задания, изучение нового материала, первичное закрепление изученного, задание на дом, подведение итогов урока). Остальные уроки
(10,8 %) несколько отличались по своей структуре и содержанию от комбинированного: на пяти занятиях учителя формировали новые знания, на двух проводили работу по систематизации и обобщению знаний, умений и навыков.
Анализ деятельности учителей выявил небольшое разнообразие методов и приемов обучения, а также стереотип в их применении.
Самыми распространенными средствами наглядности в преподавании географии служили географические карты (настенные и карты-приложения к учебнику географии), иллюстрации (фотографии, иллюстративный материал учебника), словарные таблицы, гербарии, видеофрагменты.
Проведенный нами анализ материально-технической базы ряда школ для детей с интеллектуальной недостаточностью свидетельствует о том, что в большинстве школ г. Москвы рабочее место учителя географии оборудовано персональным компьютером, мультимедийными проекторами.
Несмотря на разный уровень технического оснащения кабинетов, учителя географии отмечают, что использование современных ТСО позволяет совершенствовать процесс преподавания данной дисциплины, положительно влияет на уровень сформированности географических знаний и умений учащихся.
К сожалению, только 22,7 % педагогов специальных (коррекционных) школ VIII вида имеют хорошо сформированные навыки работы на компьютере и, следовательно, готовы к его использованию в учебном процессе. Однако, несмотря на это, только 13,6 % анкетируемых указало, что они регулярно используют компьютер в обучении умственно отсталых учащихся. Учителями было отмечено отсутствие специальных компьютерных программ по географии для обучения детей с нарушениями интеллекта, современных методических рекомендаций по использованию компьютера на уроках по данной дисциплине. Многие педагоги указали на значительные затруднения при разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций), объяснив это своим невысоким уровнем компьютерной грамотности.
Рассмотрим дидактические аспекты проблемы. Очевидно, что демонстрация презентации позволяет учителю за короткий промежуток времени передать такой объем сведений, который невозможно объяснить при словесном изложении с ис-
пользованием других средств обучения. Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по карте, глобусу, по тексту учебника, с выполнением упражнений в тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с гербарными образцами, моделями, муляжами и т.п. Темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями умственно отсталых детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала.
При работе со слайдом, содержащим карту, можно: приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения; снимать часть обозначений, упрощая карту; наносить необходимые надписи, пунсоны; совмещать ряд карт, что позволит устанавливать причинно-следственные связи и закономерности; дополнять карту связанным с изучаемой территорией иллюстративным и/или текстовым материалом. Сочетание карты и иллюстративного материала увеличит эффективность презентации, даст возможность учителям разнообразить формы работы на уроках географии.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. Показ на экране правильного ответа будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.
Использование электронного пособия с текстовым материалом позволит учителю отработать с детьми основные географические понятия и словарные слова. На этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или ее фрагментов можно предложить учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом. Разнообразная работа по содержанию мультимедийной презентации может проводиться и после ее просмотра: описание по памяти понравившихся иллюстраций, видеофрагментов; составление вопросов к отдельным материалам слайда; ответы на вопросы, поставленные учителем до, во время или после просмотра элек-
тронного пособия; выполнение зарисовок, заполнение таблиц и т.п.
Работа учащихся с мультимедийной учебной презентацией не должна ограничиваться только прослушиванием комментариев учителя и просмотром видеоряда. Деятельности детей необходимо отвести активную роль. Опираясь на зрительные образы конкретных географических объектов и природных явлений, школьники под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения.
Собственный 15-летний опыт педагогической работы и экспериментальное исследование уровня географических знаний и умений умственно отсталых детей после их обучения с использованием мультимедийных учебных презентаций дают основание утверждать, что предложенные нами дидактические аспекты создания и применения учебных презентаций создают благоприятные условия для интенсифицикации процесса обучения географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования / О.И. Кукушкина. - М.: Полиграф-сервис, 2005.
2. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании / И.А. Никольская // Коррекци-онная педагогика. - 2004. - № 2(4). - С. 47 - 50.
3. Клыпутенко, В.В. Формирование математических представлений умственно отсталых дошкольников с помощью компьютерных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Клыпутенко. - М., 2009.
4. Глазкова, Н.Н. Проблема формирования информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта / Н.Н. Глазкова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. - СПб., 2007. - № 7(25).
5. Синева, Е.П. Коррекционные и диагностические возможности компьютерных игр во вспомогательной школе / Е.П. Синева // Десятая научная сессия по дефектологии: тезисы докладов. - М., 1990.
Подвальная Елена Владимировна - аспирантка кафедры олигофренопедагогики Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Тел.: 8(495) 605-26-37; e-mail: [email protected]
Podvalnaya, Elena Vladimirovna - Postgraduate student, Department of Oligophrenic Pedagogy, Moscow State University of Humanities named after M.A. Sholohov.
Tel.: 8(495) 605-26-37; e-mail: [email protected]