ностью. Настоящая реальность находится в системе координат поиска, так как человек пользуется приобретенными компетенциями, чтобы справиться с ситуациями современными и прогнозируемыми в XXI в.
Литература
1. Баранников, А. Б. Самообразование учащихся в системе общего образования / А. Б. Баранников. - М., 2001.
2. Вербицкая, Я. О. Витагенные критерии и показатели качества образования в высшей школе / Я. О. Вербицкая //Управление качеством образования. - Екатеринбург, 2001.
3. Кузьмина, Н. В. Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровню профессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей / Н. В. Кузьмина, В. В. Карпов, Л. Е. Варфоломеева. - М.; СПб., 1998.
УДК 37.0 + 372
С. Ф. Багаутдинова, Л. //. Самникова
ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Ведущей задачей современных дошкольных учреждений является поиск методов и средств повышения качества предоставляемых образовательных услуг. На сегодняшний день практикам дошкольных учреждений предлагаются различные методы изучения, оценки и совершенствования образовательного процесса. Однако использование многих из них осложняется отсутствием разработанных и адаптированных технологий применения данных методов в сфере дошкольного образования. Одним из таких методов является экспертиза образовательного процесса.
Анализ педагогической, управленческой литературы и нормативно-правовых документов показал, что экспертиза как метод изучения и оценки активно применяется в сфере образования. В области дошкольного образования проводится экспертиза образовательных программ, игр и игрушек и т. д. Несмотря на широкое применение экспертизы, в большинстве случаев ее сущность представляется с позиции выделения требований к предмету изучения.
В рамках наших научных исследований мы рассматриваем необходимость проведения экспертизы образовательного процесса как процедуры изучения, оценки и совершенствования образовательных услуг в дошкольных учреждениях.
Педагогическая экспертиза - это особый способ изучения образовательной действительности, осуществляемый компетентными специалистами, экспертное решение которых позволяет получить комплексную оценку и проект развития данной действительности.
Существенным отличием экспертизы от других методов является то, что основным ее инструментом выступают мнение и оценка эксперта.
Эксперт - это специалист, компетентный в экспертируемых вопросах, имеющий большой опыт практической работы и хорошую научную подготовку.
Практическое применение экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения затрудняется неоднозначностью категории «образовательный процесс».
На сегодняшний день нет единства подходов к характеристике понятия «образовательный процесс» как в общей, так и в дошкольной педагогике. Зачастую понятие «образовательный процесс» применяется как синоним понятия «педагогический процесс», что не соответствует современным принципам реализации образовательного процесса. Характеризуя образовательный процесс дошкольного учреждения, необходимо обратиться к общим положениям теории целостного педагогического процесса.
Существуют различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса. Представление о целостном педагогическом процессе с позиции системно-структурного анализа раскрывается в исследованиях Ю. К. Бабанского. Автор отмечает, что необходимо выделять основные компоненты той системы, в которой протекает педагогический процесс, а также представлять сам педагогический процесс как систему. По мнению Ю. К. Бабанского, в качестве системы, в которой протекает педагогический процесс, выступает система народного образования, школа, класс и др. Представляя педагогический процесс как систему, он выделял в ней следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, аналитико-результативный [1].
С позиции системного подхода рассматривает целостный педагогический процесс Б. Т. Лихачев [4]. Он отмечает, что педагогическая система как целостность представляет собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Соответственно в педагогическом процессе в качестве основных структурных компонентов он выделил следующие: субъекты и объекты педагогического процесса, его содержание, организационно-управленческий комплекс, педагогическую диагностику, критерии эффективности педагогического процесса, организацию взаимодействия с общественной и природной средой.
Представляя образовательный процесс дошкольного учреждения как целостную систему, следует отметить, что на сегодняшний день также нет единства подходов в выделении его состава и структуры.
Изучение целостности образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (ДО У) исследователи проводили через такие проблемы, как развитие игры (Е. И. Тихеева), обучение дошкольников (А. П. Усова, Р. С. Буре); взаимосвязь игры и обучения (Т. М. Бабунова); планирование воспитательно-образовательной работы (Т. С. Комарова); развитие детской самостоятельности (И. А. Орлянская); взаимосвязь трудовой и учебной деятельности (В. И. Турченко); организация и содержание трудовой деятельности дошкольников (Л. И. Сайгушева) и др.
В методических рекомендациях Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой образовательный процесс рассматривается с позиций взаимодействия взрослого и детей [5]. На основании этого в образовательном процессе ДОУ условно выделяются три компонента: специально организованное обучение в форме занятий; совместная деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.
Таким образом, анализ литературы по проблеме показал, что отсутствует четкость и однозначность в характеристике компонентов образовательного процесса ДОУ.
Аккумулируя различные подходы к характеристике образовательного процесса ДОУ, а также опираясь на подход Ю. К. Бабанского [1] к выделению компонентов педагогического процесса как системы, мы конкретизировали целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты образовательного процесса ДОУ, определив критерии их оценки (табл. 1).
Анализ психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы по проблеме педагогической экспертизы показал, что существуют различные подходы к проведению данной процедуры. Обобщив ряд научных подходов, мы выделили четыре основных этапа осуществления педагогической экспертизы: организационный, информационно-аналитический, оценочный и результативный.
Опираясь на научные изыскания, посвященные специфике педагогической экспертизы, мы обратились к разработке технологии осуществления экспертизы образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Понимая под технологией систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач, мы описали действия, необходимые для проведения экспертизы образовательного процесса ДОУ.
I. Организационный этап
1. Принятие решения о проведении экспертизы образовательного процесса в ДОУ.
1.1. Обоснование необходимости экспертизы образовательного процесса ДОУ.
Необходимость проведения экспертизы в дошкольном образовательном учреждении определяется актуальностью решаемых в дошкольном учреждении управленческих и педагогических задач.
1.2 .Постановка целей предстоящей экспертизы (конкретизация целей).
Следует четко прописывать цели предстоящей экспертизы, так как от поставленной цели зависят все остальные этапы проведения экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения.
2. Формирование группы экспертов.
2.1. Подбор экспертной группы в соответствии с требованиями.
Требования к экспертам должны быть четко определены, но могут варьироваться в зависимости от конкретных условий дошкольного образовательного учреждения.
2.2. Определение количества экспертов в группе.
Для проведения экспертизы образовательного процесса дошкольного
Таблица 1
Компоненты и критерии оценки образовательного процесса ДОУ
Компо-
ненты
Критерии оценки компонентов
2
кг
1. Целенаправленность и целостность образовательного процесса: - соответствие целей образовательного процесса государственным требованиям и образовательной программе,
- согласованность реализуемых образовательных программ;
- направленность образовательного процесса на развитие готовности к школе (общей и специальной.).
2. Системность педагогического планирования:
- наличие в системе педагогического планирования стратегических (образовательная программа) и тактических планов (перспективное и календарное планирование образовательной работы в группах и педагогов-специал истов);
- взаимосвязь и согласованность стратегических и тактических планов, систематичность и последовательность планирования [8}
л
I
I
а
I
1. Обновление содержания образовательного процесса ДОУ:
- отражение основных направлений развития личности ребенка (физическое, познаватель-но-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое);
-реализация программ дошкольного образования нового поколения.
2. Учет принципов отбора содержания дошкольного образования:
- наиболее полного использования и развития потенциальных возможностей всех детей;
- построения содержания образования на основе единства различных видов деятельности;
- единства отражения в содержании образования прошлого, настоящего и будущего;
- достаточной основы, оптимального объема содержания образования;
- взаимной уравновешенности, пропорциональности и гармонии компонентов содержания образования;
- единства расчлененности и интегрированности содержания образования, принцип системности содержания образования;
- мультикультурности, подбора «здоровьесберегающего» содержания образования [3,6]
1. Соответствие образовательного материала и способов его освоения целям и задачам плановых документов [8]
2. Рациональность структуры образовательного процесса:
- организация различных видов деятельности детей;
- рациональное соотношение специально организованной, совместной со взрослым и свободной деятельности детей;
- соотношение физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки воспитанников;
3. Предметно-средовая и информационно-методическая оснащенность образовательного процесса:
- соответствие развивающей среды образовательной программе;
- задействованность развивающей среды в образовательном процессе и в различных видах жизнедеятельности детей;
- наличие методических разработок, дидактического материала
4. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса:
- формирование подгрупп на основании данных диагностики;
- включенность специалистов в реализацию данной работы;
- наличие воспитывающего сообщества взрослых;
- единство целей, установок педагогической деятельности воспитывающего сообщества взрослых;
- включенность родителей в образовательный процесс ДОУ
і
*
£
I
V
а.
1. Диагностичность образовательного процесса:
- соответствие диагностического материала для контроля образовательного процесса его целям, согласованность диагностических методик между собой;
- наличие единой системы контроля использования результатов в планировании образовательного процесса.
2. Результативность:
-степень реализации образовательной программы;
- уровень готовности ребенка к школе.
3. Мера реализации государственных требований:
- соответствие требованиям;
- превышение по одному или отдельным направлениям образовательного процесса, превышение по всем направлениям образовательного процесса
учреждения мы считаем достаточным участие пяти экспертов.
2.3. Распределение обязанностей между экспертами.
На данном этапе распределяются конкретные области экспертирования.
II. Информационно-аналитический этап
Анализ образовательного процесса ДОУ.
1.1. Подготовка к анализу: сбор информации об образовательном процессе ДОУ с помощью различных методов.
Для проведения экспертизы могут быть использованы различные психологические, педагогические, социологические методы. В рамках данной технологии предлагаются такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документации и многие другие.
1.2. Собственно анализ: распределение собранной информации по критериям.
Описание критериев оценки образовательного процесса дошкольного учреждения мы представили в табл. 1.
III. Оценочный этап
1. Оценка образовательного процесса ДОУ в соответствии с уровнями. Нами установлены следующие уровни оценки: высокий, достаточный, допустимый, низкий. Мы определили инвариантную формулировку для оценки всех компонентов. Соотношение компонентов и уровней оценки образовательного процесса ДОУ представлено в табл. 2.
Таблица 2
Уровни оценки образовательного процесса ДОУ
Компоненты Уровни
высокий достаточный допустимый низкий
Целевой, содержатель- ный, организаци- онно-деятелъ- ностный, аналитико-ре- зультативный Требования, заключенные в формулировке критерия, выполняются полностью и системно, в основе лежат оригинальные решения, творческий подход Требования выполняются постоянно, допускаются небольшие отступления; недостатки в выполнении требований не влияют на общее состояние образовательного процесса Требования выполняются формально, без взаимосвязи всех критериев; отсутствуют творческие решения Требования или не выполняются, или проявляется только их формальное выполнение; отсутствует взаимосвязь показателей, в результате нарушается целостность образовательного процесса
2. Формулировка выводов по анализу и оценке образовательного процесса ДОУ.
2.1. Коллективное обсуждение экспертами выводов, полученных в ходе анализа и оценки образовательного процесса ДОУ.
2.2. Подведение совместных итогов по экспертизе образовательного
процесса ДОУ.
IV. Результативный этап
Вынесение экспертного заключения, содержащего оценку состояния образовательного процесса в ДОУ и методические рекомендации по его модернизации.
Таким образом, применение данной технологии экспертизы образовательного процесса ДОУ позволит осуществлять оценку и совершенствование качества образовательных услуг, предоставляемых дошкольным упреждением.
Литература
1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
2. Братченко, С. Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения / С. Л. Братченко // Школьные технологии. - 2001. - №2. - С Л 79-195.
3. Едакова, И. Б. Организационно-педагогические условия повышения эффективности педагогического процесса ДОУ: дис. ...канд. пед. наук / И. Б. Едакова. - Магнитогорск: МГПИ, 1999. -138 с.
4. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 2000. - 523 с.
5. Михайленко, Н. Я. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: метод, рекомендации / Н. Я. Михайленко, Н. А Короткова. - М.: Малое предпр. «Новая школа», 1993. - 31 с.
6. Парамонова, Л. А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление / Л. А. Парамонова // Дошкольное воспитание. -
2003.-№3.-С. 65-67.
7. Педагогическая экспертиза школы / Я. Г. Плинер, В. А. Бухвалов. - М.: Центр «Пед. поиск», 2000. - 160 с.
8. Система планирования в дошкольном образовательном учреждении: пособие для рук. ДОУ / под ред. С. Ф. Багаутдиновой. - Магнитогорск: МаГУ,
2004. - 58 с.
УДК 37.0+373.3/.5
Л. А. Савинков
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ГИМНАЗИИ
Совершенствование системы образования, системы управления и контроля эффективности образования в России является важнейшим компонентом Федеральной программы развития образования на 2000-2005 гг. и Концепции развития образования в России до 2010 г. Образовательная политика государства ориентирована на достижение общей цели - повышение эффективности образования и гарантирование того уровня подготовки выпускников образовательных учреждений, который соответствует требованиям отечественной экономики и