процесса ДОУ.
IV. Результативный этап
Вынесение экспертного заключения, содержащего оценку состояния образовательного процесса в ДОУ и методические рекомендации по его модернизации.
Таким образом, применение данной технологии экспертизы образовательного процесса ДОУ позволит осуществлять оценку и совершенствование качества образовательных услуг, предоставляемых дошкольным упреждением.
Литература
1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
2. Братченко, С. Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения / С. Л. Братченко // Школьные технологии. - 2001. - №2. - С Л 79-195.
3. Едакова, И. Б. Организационно-педагогические условия повышения эффективности педагогического процесса ДОУ: дис. ...канд. пед. наук / И. Б. Едакова. - Магнитогорск: МГПИ, 1999. -138 с.
4. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 2000. - 523 с.
5. Михайленко, Н. Я. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: метод, рекомендации / Н. Я. Михайленко, Н. А Короткова. - М.: Малое предпр. «Новая школа», 1993. - 31 с.
6. Парамонова, Л. А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление / Л. А. Парамонова // Дошкольное воспитание. -
2003. -№3.- С. 65-67.
7. Педагогическая экспертиза школы / Я. Г. Плинер, В. А. Бухвалов. - М.: Центр «Пед. поиск», 2000. - 160 с.
8. Система планирования в дошкольном образовательном учреждении: пособие для рук. ДОУ / под ред. С. Ф. Багаутдиновой. - Магнитогорск: МаГУ,
2004. - 58 с.
УДК 37.0+373.3/.5
Л. А. Савинков
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ГИМНАЗИИ
Совершенствование системы образования, системы управления и контроля эффективности образования в России является важнейшим компонентом Федеральной программы развития образования на 2000-2005 гг. и Концепции развития образования в России до 2010 г. Образовательная политика государства ориентирована на достижение общей цели - повышение эффективности образования и гарантирование того уровня подготовки выпускников образовательных учреждений, который соответствует требованиям отечественной экономики и
международным стандартам, в частности, требованиям Болонского соглашения.
По всем приоритетным направлениям функционирования и развития системы образования осуществляется активный поиск способов и форм реализации образовательных процессов с целью повышения качества образования, совершенствования его содержания. Однако во многих случаях наблюдается волюнтаристский, стихийный, научно не обоснованный подход к решению задач образования по тем или иным направлениям. Отсутствует преемственность в управлении образованием. Это касается, на наш взгляд, в первую очередь общего образования учащихся. Интенсивный путь развития системы среднего общего образования исчерпал себя и не может обеспечить ее функционирование и развитие на уровне современных требований. Необходимы качественные изменения в содержании и технологии образования.
К сожалению, как отмечают исследователи, внедрение инноваций в образовательный процесс во многих случаях происходит бесконтрольно, что также снижает эффективность подготовки выпускников образовательных учреждений различных типов. В процессе образования учащихся активное использование находят программно-целевые, контекстные, модульные и другие образовательные технологии, не соответствующие региональным условиям образования, материально-технической базе образования, уровню профессионально-педагогической и управленческой подготовки кадров и не учитывающие особенностей образовательных учреждений. По этим причинам управление их внедрением носит неэффективный характер.
Руководители образовательных учреждений часто не имеют четко определенного инструментария (методы, средства, критерии и показатели) определения степени адекватности используемых образовательных технологий, методик, программ требованиям к качеству образования учащихся.
Этот аспект проблемы можно рассматривать шире как аспект количественного определения эффективности управления образовательным процессом в школах. В какой-то мере этому способствуют государственные образовательные стандарты, которые должны стимулировать использование инновационных подходов, совершенствование форм и методов процесса образования. Но управление образованием не может осуществляться только на основе образовательных стандартов. Нужна концепция управления образованием, учитывающая в полной мере особенности образовательного учреждения, обеспечивающая взаимосвязь, преемственность образования учащихся на всех этапах, уровнях, типах школ.
Это позволит определить перспективы дальнейшего развития образования учащегося, наметить пути создания и реализации новых эффективных образовательных технологий. В этом случае правомерно рассматривать преемственное управление образовательным процессом в школе, гимназии как фактор повышения эффективности образования в целом.
Стимулирующее влияние преемственного управления образователь-
ным процессом реально проявляется только в условиях специально организованной системы действий участников образовательного процесса, направленной на выявление эффективных технологий образования и создание условий для их распространения (организационных, психологических, педагогических и др.).
Это возможно лишь в том случае, когда образование в школе, гимназии будет рассматриваться как часть целостного процесса образования личности. Взаимосвязь, непрерывность, преемственность и целостность образования, таким образом, должны рассматриваться как фактор формирования разносторонне образованной личности учащегося.
Актуальность проблемы обеспечения преемственности в образования учащихся не вызывает сомнения ни в теоретическом, нн в практическом аспектах.
Исследование этой проблемы образования сталкивается с трудностями уже при определении самого понятия преемственности. В частности преемственность определяется как условие эффективности образования, как комплекс способов, форм, средств осуществления образования, как один из ведущих принципов образования.
При анализе существующих определений этого понятия мы исходили из следующих соображений.
Во-первых, преемственность представляет собой фундаментальное требование к деятельности педагога и учащегося, в основе которого лежат объективные законы развития личности.
Во-вторых, преемственность в образовании представляет собой одну из сторон этого процесса. Она не существует иначе как в единстве с новизной всех компонентов образования. Преемственность и новизна взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга.
В-третьих, преемственность как принцип представляет собой требование к организации образования, выполнение которого обеспечивает взаимосвязь всех сторон образования (участники, содержание, виды деятельности).
На наш взгляд, сегодня наиболее актуальной остается проблема преемственности управления образованием в начальной и средней школе, в общеобразовательной школе и гимназии. И главное здесь, наверное, преемственность в организации деятельности - учебно-познаватель-ной деятельности учащихся, педагогической деятельности педагогов и управленческой деятельности руководителей школы.
Преемственность в организации деятельности - главное условие эффективности процесса образования в целом. Это ведущий аспект проблемы. Ее решение нам представляется условием обеспечения полноценного образования личности, условием высокого качества образования.
В педагогике проблема преемственности обучения и воспитания личности имеет глубокие исторические корни. Основы решения этой проблемы рассматривались в работах классиков педагогики Я. А. Коменско-го, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега, К. Д. Ушинского и др.
Психолого-педагогические аспекты проблемы преемственности раскрываются Т. С. Шацким, Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном,
А. Н. Леонтьевым, Ю. К. Бабанским, М. Н. Скаткиным, А. В. Усовой, Ш. И. Ганелиным и др. При этом общепризнанным является положение, что преемственность не должна рассматриваться только в организационном плане. Очень важными являются содержательный и деятельностный аспекты проблемы преемственности. Проблема преемственности - комплексная, и в основе ее решения лежит положение о целостном характере процесса развития личности.
Необходимо признать, что внимание психологов и педагогов - как теоретиков, так и практиков - к проблеме преемственности в последнее время значительно усиливается. Причины этого мы видим, в частности, в следующем:
1) в системе образования наблюдается большое разнообразие типов учебных заведений (дошкольных, учреждений дополнительного образования, частных и государственных школ и т. п.), в связи с этим растет необходимость дифференциации (как внешней, так и внутренней) и индивидуализации образования детей;
2) отмечаются значительные затруднения при поступлении детей в образовательное учреждение, при переходе учащихся из начальной в среднюю школу, из школы одного типа в школы других типов;
3) учителя школ получили возможность использовать разнообразные технологии образования, которые часто несовместимы друг с другом;
4) подходы к управлению образовательными учреждениями различных типов имеют существенные отличия, но при этом должно обеспечиваться единство образовательного пространства.
Рассматривая образовательный процесс гимназии, мы разделяем позицию Г. Н. Серикова [2, с. 9], и под образовательным процессом понимаем продвижение учащихся к образованности, осуществляемое во взаимодействии с другими учащимися и (или) с педагогическими работниками либо самостоятельно с использованием специально разработанных средств образования и при наличии определенным образом организованных условий. Среди образовательных процессов мы выделяем обучение, воспитание, самообразование.
Образовательный процесс гимназии отличается от обычной (адаптивной) школы [4]. Школы-гимназии - это образовательные учреждения, призванные, помимо государственного стандарта, обеспечивать более глубокую и разностороннюю подготовку учащихся.
Специфика структуры гимназии требует наличия образовательного процесса с высокой степенью вариативности и интегративности. В образовательном процессе гимназии для учащихся создаются условия свободы выбора содержания, форм и методов обучения в соответствии с их способностями и желанием учиться.
Система управления гимназией определяется социальным заказом, особенностями учащихся и содержанием образования. Этим во многом определяется то, что гимназия работает в режиме инновационной деятельности, существенно влияющей на организационную структуру управления, ее функции и механизмы. Отсюда следует, что одной из особенностей управления гимназией является соотнесение требований
инновационного учреждения с нормативными требованиями и передовым опытом.
В целом гимназическое образование является важным компонентом системы непрерывного образования, сущность которого определяется идеей развития человека как личности, субъекта деятельности; целью такого образования является развитие личности на протяжении всей жизни на основе развивающего обучения, продуктивной деятельности и активного социального действия.
В связи с этим проблема преемственности управления образовательным процессом в гимназии становится еще актуальнее.
Обеспечить эффектность образовательной деятельности гимназии, по нашему мнению, возможно при условии реализации закономерной взаимосвязи гимназического и общего среднего образования с учетом направлений обеспечения преемственности на всех ступенях образования учащихся.
Первое направление - установление перспективных и преемственных связей как основная характеристика педагогического аспекта преемственности.
В этом случае на первый план выходит преемственность управления образованием учащихся в дошкольных учреждениях и начальной школе. При этом следует иметь в виду, что процесс образования находится в постоянном развитии. Содержание каждого этапа его развития призвано соответствовать этапам развития личности ребенка. Поэтому преемственность в развитии личности обеспечивается преемственностью в организации процесса образования, то есть в управлении им, так как организация есть одна из функций управления. Это возможно лишь при установлении комплекса связей и отношений между всеми этапами и элементами процесса управления. На практике это означает создание системы управления образованием личности при ее переходе с одной ступени обучения на другую.
Реализация данного направления решения проблемы обеспечения преемственности осуществляется, таким образом, путем разработки системы управления образованием.
При этом под системой управления образованием мы понимаем целостную совокупность цели, задач, содержания, форм и методов осуществления управления образованием, а также связи и отношения между ними. Именно с учетом этих элементов, связей и отношений мы рассматриваем процесс обеспечения преемственности управления образовательным процессом в гимназии.
Второе направление - обеспечение преемственности целей образования учащихся на различных этапах образовательного процесса в гимназии.
Постановка целей обучения и воспитания как составляющих элементов процесса образования осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка, подростка, юноши на каждом этапе их развития.
При этом может быть выделено несколько типов целей.
1. Перспективные развивающие цели образования - определение
основных направлений формирования и развития личности, определение перспективных результатов образовательной деятельности гимназии.
При определении их содержания необходимо учитывать развитие всех элементов готовности личности к обучению, воспитанию и развитию в гимназии - морфофункционального, умственного и личностного, а также развития познавательных способностей личности.
В связи с этим целью управления образовательным процессом в гимназии с учетом преемственного подхода является:
1) в дошкольной гимназии - подготовка к школе, расширение личного опыта;
2) в начальной гимназии - формирование положительного опыта учебной деятельности;
3) в подростковой гимназии - формирование опыта учебно-познавательной деятельности, формирование готовности к активному выполнению новых видов деятельности;
4) в старшей гимназии - формирование положительного опыта межличностных отношений в процессе учебно-познавательной и иной деятельности.
2. Тактические образовательные цели - обеспечение высокого уровня овладения учащимися гимназии системой научных знаний, умений и навыков, включение их в активную учебно-познавательную деятельность. Во многом содержание преемственных связей в этом аспекте определяется необходимостью усвоения учащимися базового компонента образования.
Таким образом, второе направление обеспечения преемственности управления образовательным процессом в гимназии может быть осуществлено путем установления преемственных связей между перспективными и тактическими целями. На практике это может выглядеть как подчинение тактических целей перспективным целям образования личности в планах работы гимназии и педагогов, в образовательных программах соответствующих предметных областей и т. п.
Третье направление - обеспечение преемственности содержания образования на различных этапах обучения, воспитания и развития личности ребенка.
В этом случае методологически важным оказывается понятие содержания образования. Наиболее общим определением этого понятия можно считать формулировку, данную И. Ф. Харламовым: «Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» [3, с. 121].
Однако в отношении содержания образования мы придерживаемся точки зрения В. А. Беликова о необходимости оперирования понятием «учебный материал». Это объясняется тем, что основным видом деятельности учащихся в управляемом образовательном процессе гимназии является учебно-познавательная деятельность учащихся. Ее предметом выступает учебный материал [1].
В таком случае преемственность в содержании образования выступает как преемственность в отборе учебного материала, подлежащего усвоению учащимися гимназии в процессе учебно-познавательной деятельности. В структуре учебного материала выделяются компоненты - систематизированные и адаптированные к условиям гимназии результаты научного познания, личный опыт учащихся гимназии, субъективные ощущения учащихся [1, с. 108].
Следовательно, можно рассматривать преемственность:
- в овладении результатами научного познания;
- в формировании и развитии личного опыта учащихся;
- в развитии субъективных ощущений учащихся гимназии.
Преемственность в овладении результатами научного познания обеспечивается нами путем согласования образовательных программ по сквозным предметным областям, изучаемым на всех этапах образования - дошкольные образовательные учреждения, начальная гимназия, подростковая и старшая гимназии. Преемственность в этом случае не сводится к упрощенному повторению материала, а осуществляется по пути его усложнения и развития.
Преемственность в формировании личного опыта учащихся предполагает выполнение следующих управленческих действий:
1) использование накопленного опыта учащихся в образовании;
2) разрешение объективного противоречия между потребностями и возможностями учащихся;
3) создание образовательных ситуаций, решение которых возможно только на основе личного опыта.
Преемственность в формировании развития ощущений осуществляется на основе рекомендаций психолога гимназии, так как в ее основе лежат психические процессы личности учащихся гимназии.
Четвертое направление - обеспечение преемственности методов, форм и средств образования на различных этапах обучения, воспитания и развития личности ребенка.
Реализация данного направления обеспечения преемственности может быть осуществлена следующими способами:
1) преемственность в использовании конкретных методов, средств и форм образования на основе овладения учащимися операционным составом этих методов и форм, а также предметным составом средств образования;
2) обеспечение комплексного характера использования методов, средств и форм образования учащихся гимназии;
3) развитие (усложнение) методов, средств и форм образования - их наполнение новыми свойствами, признаками;
4) преемственность в использовании методик образования (методических систем);
5) преемственность в использовании технологий образования.
В педагогике наиболее значимыми признаются два последних способа обеспечения преемственности образования - методические системы и технологии.
Пятое направление обеспечения преемственности определяется с учетом специфики процесса управления образованием личности учащихся гимназии. Оно касается преемственности основных функций управления - планирование, организация, координация, контроль. При этом в отношении всех четырех функций важными являются структурный, целевой, содержательный и методический аспекты обеспечения преемственности. Это означает, что в отношении каждой функции можно выделить:
1) структурные элементы управления, а также связи и отношения между ними;
2) цели и задачи реализации каждой функции;
3) содержание деятельности участников управления образованием в рамках каждой функции;
4) методы, средства и формы реализации каждой функции управления.
Таким образом, обеспечение преемственности управления гимназией осуществляется по пяти направлениям, выделяемым с учетом двух основных признаков - реализуемая функция управления образовательным процессом и подход (или направление) к осуществлению преемственности управления. Их сопоставление дает возможность выделить компоненты процесса обеспечения преемственности управления - структурный, целевой, содержательный и методический.
Литература
1. Беликов, В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция) / В. А. Беликов. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. - 141 с.
2. Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.
3. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - М.: Юристь, 1997. - 512 с.
4. Ямбург, Е. А. Школа для всех: адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация) / Е. А. Ямбург. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.