Научная статья на тему 'Преемственный подход в управлении образовательным процессом гимназии'

Преемственный подход в управлении образовательным процессом гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беликов В. А., Савинков Л. А.

В статье раскрыта сущность преемственного подхода в управлении. Выявлены условия реализации преемственного подхода в управлении образовательным процессом в гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственный подход в управлении образовательным процессом гимназии»

ББК Ч34(2)+Ч421.4

ПРЕЕМСТВЕННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ГИМНАЗИИ

В.А. Беликов, Л.А. Савинков

Магнитогорский государственный университет, гимназия «Арт»

В статье раскрыта сущность преемственного подхода в управлении. Выявлены условия реализации преемственного подхода в управлении образовательным процессом в гимназии.

Реализация преемственного подхода в управлении образовательным процессом гимназии возможно с учетом выделенных направлений обеспечения преемственности на всех ступенях образования учащихся.

Первое направление - установление перспективных и преемственных связей как основная характеристика педагогического аспекта преемственности.

В этом случае на первый план выходит преемственность управления образованием в работе дошкольных учреждений и начальной школой. При этом следует иметь в виду, что процесс образования находится в постоянном развитии. Содержание каждого этапа его развития призвано соответствовать этапам развития личности ребенка. Поэтому преемственность в развитии личности обеспечивается преемственностью в организации процесса образования, то есть в управлении им, так как организация есть одна из функций управления. Это возможно лишь при установлении комплекса связей и отношений между всеми этапами и элементами процесса управления. На практике это означает создание системы управления образованием личности при ее переходе с одной ступени обучения на другую.

Реализация данного направления решения проблемы исследования осуществлялась нами, таким образом, путем разработки системы управления образованием.

При этом под системой управления образованием мы понимаем целостную совокупность цели, задач, содержания, форм и методов осуществления управления образованием, а также связи отношения между ними. Именно с учетом этих элементов, связей и отношений мы рассматриваем процесс обеспечения преемственности управления образованием в гимназии.

Итак, первое направление решения про-

блемы преемственности - разработка системы управления образованием личности.

Второе направление - обеспечение преемственности целей образования на различных этапах образования.

Постановка целей обучения и воспитания как составляющих элементов процесса образования осуществлялась нами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка, подростка, юноши на каждом этапе их развития (см. возрастную периодизацию).

При этом нами выделены несколько типов целей.

1. Перспективные развивающие цели образования - определение основных направлений формирования и развития личности, определение перспективных результатов образовательной деятельности гимназии. При определении их содержания мы исходили соответственно из необходимости развития всех элементов готовности личности к обучению, воспитанию и развитию в гимназии - морфофункционального, умственного и личностного, а также развития познавательных способностей личности. В связи с этим целью управления образованием с учетом преемственного подхода являлось:

1) в дошкольной гимназии - подготовка к школе, расширение личного опыта;

2) в начальной гимназии - формирование положительного опыта учебной деятельности;

3) в подростковой гимназии - формирование опыта учебно-познавательной деятельности, формирование готовности к активному выполнению новых видов деятельности;

4) в старшей гимназии - формирование положительного опыта межличностных отношений в процессе учебно-познавательной деятельности и иной деятельности.

2. Тактические образовательные цели -обеспечение высокого уровня овладения учащимися гимназии системой научных знаний, умений и навыков, включение их в активную учебно-познавательную деятельность. Во многом содержание преемственных связей в этом аспекте определялось необходимостью усвоения учащимися базового компонента образования.

Таким образом, второе направление обеспечения преемственности управления образованием осуществлялось нами путем установления преемственных связей между перспективными и тактическими целями. На практике это выглядело как подчинение тактических целей перспективным целям образования личности в планах работы гимназии и педагогов, в образовательных программах соответствующих предметных областей и т.п.

Третье направление - обеспечение преемственности содержания образования на различных этапах обучения, воспитания и развития личности ребенка.

В этом случае для нас методологически важным оказывается понятие содержания образования. Наиболее общим определением этого понятия можно считать формулировку, данную И.Ф. Харламовым: «Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» [1].

Однако в отношении содержания образования мы учитываем необходимость оперирования понятием учебный материал. Это объясняется тем, что основным видом деятельности учащихся в управляемом образовательном процессе гимназии является учебно-познавательная деятельность учащихся. Ее предметом выступает учебный материал.

В таком случае преемственность в содержании образования выступает как преемственность в отборе учебного материала, подлежащего усвоению в процессе учебнопознавательной деятельности. В структуре учебного материала мы выделяем компоненты - систематизированные и адаптированные к условиям гимназии результаты научного познания, личный опыт учащихся гимназии, субъективные ощущения учащихся.

Следовательно, мы можем рассматривать преемственность:

- в овладении результатами научного познания;

- в формировании и развитии личного опыта учащихся;

- в развитии субъективных ощущений учащихся гимназии.

Преемственность в овладении результатами научного познания обеспечивается путем согласования образовательных программ по сквозным предметным областям, изучаемым на всех этапах образования -дошкольные образовательные учреждения, начальная гимназия, подростковая и старшая гимназии. Это выполняется в отношении таких предметов как математика, русский язык и естествознание. Преемственность в этом случае не сводится к упрощенному повторению материала, а осуществляется по пути его усложнения и развития.

Преемственность в формировании личного опыта учащихся предполагает выполнение следующих управленческих действий:

1) использование накопленного опыта учащихся в образовании;

2) разрешение объективного противоречия между потребностями и возможностями учащихся;

3) создание образовательных ситуаций, решение которых возможно только на основе личного опыта.

Преемственность в формировании развитая ощущений осуществляется на основе рекомендаций психолога гимназии, так как в ее основе лежат психические процессы личности учащихся гимназии. На этом аспекте, в силу указанной причины, мы считаем возможным подробно не останавливаться.

Четвертое направление - обеспечение преемственности методов, форм и средств образования на различных этапах обучения, воспитания и развития личности ребенка.

Реализация данного направления обеспечения преемственности предполагает следующие способы:

1) преемственность в использовании конкретных методов, средств и форм образования (беседа, рассказ, показ и т.п.) на основе овладения учащимися операционным составом этих методов и форм, а также предметным составом средств образования;

2) комплексный характер использования методов, средств и форм образования учащихся гимназии;

3) развитие (усложнение) методов, средств и форм образования - их наполне-

ние новыми свойствами, признаками;

4) преемственность в использовании методик образования (методических систем);

5) преемственность в использовании технологий образования.

В педагогике наиболее значимыми признаются два последних способа обеспечения преемственности образования - методические системы и технологии. Мы с этим положением согласны и в своей работе наибольший акцент делали именно на этих способах.

Пятое направление обеспечения преемственности может быть определено с учетом специфики процесса управления образованием личности учащихся гимназии. Оно касается преемственности функций управления - планирование, организация, координация, контроль. При этом нами было обнаружено, что в отношении всех четырех функций важными являются структурный, целевой, содержательный и методический аспек-

ты обеспечения преемственности. Это означало, что в отношении каждой функции мы выделяли:

1) структурные элементы управления, а также связи и отношения между ними;

2) цели и задачи реализации каждой функции;

3) содержание деятельности участников управления образованием в рамках каждой функции;

4) методы, средства и формы реализации каждой функции управления.

Таким образом, обеспечение преемственности управления гимназией осуществляется по двум признакам - реализуемая функция управления образовательным процессом и подход (или направление) к осуществлению преемственности управления. Их сопоставление дает возможность выделить компоненты процесса обеспечения преемственности управления, что и являлось основной задачей нашего исследования (табл. 1).

Таблица 1

Основные компоненты процесса обеспечения преемственности управления образованием в гимназии

Планирование Организация Координирование Контроль

1 2 3 4 5

Структур- ный Выделение структурных элементов плана (разделы, направления, мероприятия) Выделение субъектов и объектов управления образованием. Определение функциональных обязанностей Определение иерархии и связей подчинения между субъектами и объектами управления Выделение объектов и субъектов контроля, определение направления потоков информации

Целевой Определение целей и задач плана в целом и отдельных компонентов плана Определение цели и задач деятельности всех субъектов и объектов управления Соотнесение целей и задач деятельности всех субъектов и объектов управления между собой и соотнесение их целей и задач с общей целью деятельности Соотнесение результатов деятельности с целями и задачами

Содержа- тельный Определение содержания всех элементов плана Определение содержания деятельности всех субъектов и объектов управления Сопоставление содержания всех элементов плана и деятельности всех субъектов и объектов управления Определение соответствия содержания поставленным целям и задачам управления образованием

Окончание таблицы 1

1 2 3 4 5

Методи- ческий (техно- логиче- ский) Выделение методов, форм и средств осуществления всех элементов плана Выделение методов, форм и средств деятельности всех субъектов и объектов управления Соотнесение методов, форм и средств Деятельности субъектов и объектов управления между собой Определение соответствия методов, форм и средств осуществления деятельности субъектов и объектов управления с поставленными целями, задачами, а также с содержанием плана и деятельности

Таким образом, мы по существу имеем шестнадцать условий обеспечения преемственности в управлении образовательным процессом гимназии. Их реализация в комплексе обеспечивает создание новой модели управления образованием.

С учетом требований интегративного подхода к определению условий, а также принципа выделения системообразующих элементов в любой системе (в данном случае

- в системе условий) мы выделяем комплекс организационно-педагогических условий преемственного управления гимназией:

- выделение структурных элементов системы управления образованием в гимназии и определение связей и отношений между ними;

-определение целей и задач управления и соотнесение их между собой в отношении элементов системы и этапов реализации процесса управления;

- определение содержания всех элементов управления и сопоставление их содержания между собой и с целями и задачами управления образованием;

-выделение методов, форм и средств реализации всех элементов управления и сопоставление их между собой и с целями и задачами управления.

1. Выделение структурных элементов системы управления образованием в гимназии и определение связей и отношений между ними.

Структура управления образовательным процессом гимназии может быть определена с учетом структуры базовой общеобразовательной школы, структур гимназий, существующих в России, а также с учетом структуры управления образовательными процессами в колледжах и вузах. Это объясняется необходимостью обеспечения преемственности образования в образовательных

учреждениях различных типов. Первое условие обеспечения преемственности управления образовательным процессом гимназии реализуется путем выделения и внедрения в практику структурных элементов управления и обеспечения взаимосвязь между ними.

2. Определение целей и задач управления и соотнесение их между собой в отношении элементов системы и этапов реализации процесса управления.

Главной и перспективной целью управления является организация современного образовательного процесса в соответствии с государственными стандартами, включающими федеральный и региональный компоненты, обеспечивающего разностороннее образование личности учащихся.

Эта цель находится в преемственной связи с тактической целью - обучение, воспитание и развитие личности учащихся в соответствии с ее потребностями и способностями, а также в интересах общества, государства, обеспечение, в конечном итоге, достижения учащимися высоких образовательных цензов (высокий уровень овладения научными знаниями, широкая и глубокая эрудиция участников образовательного процесса, мотивация к продолжению образования).

Эти цели реализуются в соответствии с этапами реализации образовательных программ гимназии (базовых и вариативных - дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее полное общее образование; дополнительное образование и курсы иностранных языков; дополнительное образование взрослых; физкультурно-оздоровительное (валеологическое) образование. Особенности реализации данного условия представлены на рисунке.

Формирование преемственной образовательной среды гимназии

Управление образовательным процессом на основе принципа преемственности

Социальный

заказ

ГОСТ

Критерии

эффективности

Подготовка учителей и повышение их квалификации

Методологическое

обеспечение

Нормативное

обеспечение

Методическое

обеспечение

Дидактическое

обеспечение

Диагностика

исходного

уровня

Целеполагание

Функциони-

рование

Планирование

Организация

Развитие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корректировка

Исполнение

Определение

перспектив

Организационная модель преемственного управления гимназией

Управление образованием

Таким образом, второе условие обеспечения преемственности управления образованием реализуется нами путем определения этапов образования в гимназии, задачи которых преемственно связаны с общими целями деятельности гимназии.

3. Определение содержания всех элементов управления и сопоставление их содержания между собой и с целями и задачами управления образованием.

Содержание всех элементов управления образовательным процессом определяется рядом нормативных документов - Закон РФ «Об образовании», Устав гимназии, Положения о педагогическом совете, совете директоров, экспертно-методическом совете, учебный план, образовательные программы различных типов (типовые, адаптированные, авторские, экспериментальные и программы, прошедшие экспертизу), положения о функциональных обязанностях руководителей всех уровней, расписание учебных занятий.

Каждый из этих документов в обязательном порядке проходит экспертизу на предмет его соответствия положениям преемственного подхода, конкретнее -данному условию обеспечения преемст-

венности управления образовательным процессом гимназии.

Фрагмент учебного плана гимназии приведен нами в табл. 2.

В содержании образования мы учитываем и реализуем следующие элементы -обеспечение овладения учащимися научными знаниями, умениями, навыками, формирование положительного опыта образования и формирование положительных субъективных ощущений в процессе образования. Структура содержания образования гимназии может включать в себя:

1) развитие учащихся в игровой деятельности;

2) валеологическое образование;

3) речевое развитие;

4) развитие учащихся в процессе художественно-творческой деятельности;

5) развитие математических способностей;

6) овладение основами естественнонаучных знаний;

7) формирование и развитие основ экологической культуры;

8) формирование представлений учащихся о месте и роли человека в истории и культуре общества. И другие элементы.

Таблица 2

Учебный план (дошкольная гимназия)

№ Предметные области 5-летки 6-летки

1 Чтение и развитие речи 1 2 3 6 7 8

2 Математика (веселый счет) 2 2 2 2 2 2

3 Письмо (пишу, рисую) 2 2 2 2 2 2

4 Путешествие в английский язык 2 2 2 2 2 2

5 Компьютерная азбука 1 1 1

6 Развитие творческого воображения 1 1 1

7 Риторика 1 1 1 1 1 1

8 Музыка 1 1 1 1 1 1

9 Народное творчество 1 1 1 1 1 1

10 Живопись 1 1 1 1 1 1

11 Спортивный час 1 1 1 1 1 1

12 Хореография 1 1 1 1 1 1

13 Плавание 1 1 1 1 1 1

ИТОГО 16 16 16 16 16 16

4. Выделение методов, форм и средств реализации всех элементов управления и сопоставление их между собой и с целями, задачами и принципами управления.

Реализация данного условия педагогического обеспечения преемственности

управления образованием в гимназии осуществляется комплексом методов, форм и средств управления образования:

1) методы и формы управления образовательным процессом гимназии;

2) разработка и реализация программы

образовательной деятельности гимназии;

3) разработка и реализация программы развития образовательного учреждения;

4) договоры с родителями учащихся об оказании дополнительных образовательных услуг (с выделением базовой и вариативной частей);

5) разработка авторских и экспериментальных образовательных программ, а также адаптация типовых программ;

6) комплекс методов обучения и воспитания;

7) комплекс форм организации обучения и воспитания;

8) коллективные творческие дела.

Таким образом, в комплексе реализуются все четыре интегративных условия обеспечения преемственности в управлении образовательным процессом гимназии. Реализация названных условий с целью обеспечения преемственности управления образованием в гимназии во многом определила отличительные особенности функционирования и развития гимназии в сравнении со средней общеобразовательной школой.

Литература

1. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высш. шк., 1990. -576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.