Научная статья на тему 'Принцип преемственности как системообразующий фактор непрерывного формирования культуры качества учащихся в системе «Школа-вуз»'

Принцип преемственности как системообразующий фактор непрерывного формирования культуры качества учащихся в системе «Школа-вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / КАЧЕСТВО / УЧАЩИЕСЯ ШКОЛ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / СИСТЕМА / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / ФУНКЦИИ / ТРЕБОВАНИЯ / ПРАВИЛА / ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ АКТ / НЕДОСТАТКИ / ИДЕЯ / CONTINUITY / CULTURE / QUALITY / SCHOOL STUDENTS / UNDERGRADUATES / SYSTEM / BACKBONE ELEMENT / SYSTEM FACTOR / EDUCATION TECHNOLOGY / PEDAGOGICAL PRINCIPLE / FUNCTIONS / REQUIREMENTS / RULES / ELEMENTARY ACT / DISADVANTAGES / IDEA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Ксения Георгиевна, Кустов Юрий Андреевич, Стацук Светлана Валерьевна

В статье обоснована актуальность вопроса управления качеством, дан краткий обзор теоретических и практических достижений в стране и в мире в области исследования вопроса качества и формирования компетентности в области качества у учащихся системы непрерывного образования; высказана идея проектирования интегративной педагогической системы, связующей самостоятельные системы формирования культуры качества учащихся средних школ и студентов вузов; раскрыто понятие преемственности как педагогического принципа; выделены и адаптированы к задаче формирования культуры качества наиболее значимые для её реализации функции, требования и правила принципа преемственности; раскрыта сущность элементарного акта в процессе преемственного формирования культуры качества в комплексе «школа-вуз».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущина Ксения Георгиевна, Кустов Юрий Андреевич, Стацук Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY PRINCIPLE AS A BACKBONE FACTOR OF THE CONTINUOUS NOURISHING OF THE QUALITY CULTURE IN THE STUDENTS IN THE SYSTEM "SCHOOL-UNIVERSITY"

The paper presents the relevance of the quality control issue, gives quick overview of the theoretical and practical progress in the field of quality issue research and forming of the competence in the field of quality in the continuing education system students in the Russian Federation and the world; there is the idea of designing of the integrative pedagogical system, binding the non-integrated systems of the quality culture forming in the high school students and undergraduates; the accession concept is articulated as the pedagogical principle; the major requirements and rules of the accession principle are emphasized and geared to the object of the quality culture forming; the elementary act matter is revealed in the process of the successive quality culture forming in the system "school-university".

Текст научной работы на тему «Принцип преемственности как системообразующий фактор непрерывного формирования культуры качества учащихся в системе «Школа-вуз»»

ББК: 74.05 УДК: 37.026

Гущина К.Г., Кустов Ю.А., Стацук С.В.

ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР НЕПРЕРЫВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ КАЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА-ВУЗ»

GuschinaK.G., Kustov Y.A., StstsukS.V. CONTINUITY PRINCIPLE AS A BACKBONE FACTOR OF THE CONTINUOUS NOURISHING OF THE QUALITY CULTURE IN THE STUDENTS IN THE SYSTEM

"SCHOOL-UNIVERSITY"

Ключевые слова: преемственность, культура, качество, учащиеся школ, студенты вузов, система, системообразующий элемент, системообразующий фактор, технология обучения, педагогический принцип, функции, требования, правила, элементарный акт, недостатки, идея.

Keywords: continuity, culture, quality, school students, undergraduates, system, backbone element, system factor, education technology, pedagogical principle, functions, requirements, rules, elementary act, disadvantages, idea.

Аннотация: в статье обоснована актуальность вопроса управления качеством, дан краткий обзор теоретических и практических достижений в стране и в мире в области исследования вопроса качества и формирования компетентности в области качества у учащихся системы непрерывного образования; высказана идея проектирования интегративной педагогической системы, связующей самостоятельные системы формирования культуры качества учащихся средних школ и студентов вузов; раскрыто понятие преемственности как педагогического принципа; выделены и адаптированы к задаче формирования культуры качества наиболее значимые для её реализации функции, требования и правила принципа преемственности; раскрыта сущность элементарного акта в процессе преемственного формирования культуры качества в комплексе «школа-вуз».

Abstract: the paper presents the relevance of the quality control issue, gives quick overview of the theoretical and practical progress in the field of quality issue research and forming of the competence in the field of quality in the continuing education system students in the Russian Federation and the world; there is the idea of designing of the integrative pedagogical system, binding the non-integrated systems of the quality culture forming in the high school students and undergraduates; the accession concept is articulated as the pedagogical principle; the major requirements and rules of the accession principle are emphasized and geared to the object of the quality culture forming; the elementary act matter is revealed in the process of the successive quality culture forming in the system "school-university".

В связи с решением задачи социально-экономического развития страны возникает проблема повышения качества выпускаемой продукции как одного из условий обеспечения её конкурентоспособности. Создание в России массового слоя производственных компаний, способных быть конкурентными не только внутри страны, но и на международных рынках,

является одним из приоритетов развития отечественной экономики1.

Современная экономическая ситуация характеризуется возрастанием роли человеческого капитала как основного

Послание Президента Федеральному Собранию, 4.12.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/47173 (дата обращения -01.03.2015).

фактора экономического развития1. В связи с этим, решение проблемы повышения конкурентоспособности российских

предприятий связано с необходимостью обучения молодёжи и с повышением квалификации работников всех отраслей в области качества.

Вопросом качества в мире сегодня занимается ряд международных

организаций, в том числе: EFQM (European Foundation for Quality Management -Европейский фонд управления качеством), ASQ (American Society for Quality -Американское Общество Качества), EOQ (European Organization for Quality -Европейская Организация Качества), Японский центр производительности, DGQ (Немецкое общество по качеству) и многие другие.

Одним из флагманов мирового движения за качество является международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization).

В России «для объединения усилий граждан и общественных объединений в целях содействия решению задач, стоящих перед обществом в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг, развитию и применению принципов и методов управления качеством»2 создана и функционирует общественная Всероссийская организация качества. Поддерживается внедрение культуры качества в российских организациях и на правительственном уровне: ежегодно «за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества»3 вручается Премия Правительства Российской Федерации в области качества.

Таким образом, вопрос качества является

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р].

2 Исаенко, Г.Н. Роль исторической преемственности в развитии науки. - М., 1969. С. 6.

3 Российская Федерация. Постановление

правительства РФ от 24 февраля 1999 г. N 206 «Об утверждении положения о премиях правительства

российской федерации в области качества».

актуальным как в России, так и во всем мире. В этой связи возникает необходимость обеспечения страны специалистами, обладающими соответствующей подготовкой в этой области. Возникает задача формирования культуры качества

обучающихся в процессе их подготовки к будущей профессиональной деятельности4.

Один из разработчиков проблем качества в нашей стране А.И. Субетто подчеркивал, что в доминантах социального кругооборота качества в настоящее время происходит сдвиг в сторону качества образования. Оно рассматривается как гарантия сохранения и передачи накопленного человечеством опыта, образовательного уровня общества и т.д. в деле развития и повышения его интеллектуального потенциала. Это не что иное, как квалитизация образования, которая привела к актуализации проблем управления качеством образовательного процесса. Категория управления качеством образования охватывает весь спектр образовательной деятельности как института формирования личности, специалиста, гражданина, патриота и профессионала и как основной жизнеобеспечивающей системы5.

Сотрудники Информационного центра проблем качества подготовки специалистов нашей страны писали: «Качество «образования личности», есть качества личности, фиксируемые через категории «культуры личности», социально-гражданской зрелости, уровни знаний, умений, творческих способностей и мотивированности... Качество

«образования - процесса» есть совокупность свойств образовательного

Кустов, Ю.А., Стацук, С.В. Профессиональная социализация молодежи как педагогическая проблема. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. -Тольятти, №1 (12), 2013. - с. 97-101.

5 Субетто, А.И. Политика качества, в том числе - политика качества образования, как база решения проблемы выхода из кризиса и устойчивого развития России в XI веке //Политика качества образования и проблемы квалиметрического мониторинга в сфере образования. Седьмой симпозиум // Квалиметрия человека и образования. Книга 1. - М.: Информационный центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - С. 6-23.

процесса, организованного в той или иной образовательной системе,

обуславливающих его приспособленность к реализации социальных целей по формированию личности»1.

Сформированная культура качества необходима не только специалистам в области теории качества, инженерам и управленцам. На любом предприятии, стремящимся быть конкурентоспособным, руководство сталкивается с

необходимостью обучить базовым понятиям и принципам управления качеством весь задействованный в производстве персонал, включая рядовых рабочих2. Без понимания инструментов управления качеством, их назначения, перспектив применения, их использование будет оставаться формальностью и не принесет должного результата как применительно к качеству продукта, так и применительно к экономическому эффекту от внедрения того или иного инструмента.

Вопрос формирования компетенций в области качества и культуры качества у учащихся различных звеньев системы непрерывного образования рассматривался рядом исследователей, в том числе в диссертационных работах на соискание учёной степени кандидата и доктора педагогических и технических наук: Щипанов ВВ. (2000 г.)3, Фирсова Л.В. (2002 г.)4, Ярыгин С.А. (2000)5, Лузан

1 Майборода, Л.А., Субетто, А.И. Общая концепция и структура опережающего стандарта качества высшего образования и его приложения применительно к высшему образованию. - СПб. -Москва, 1994. - 204 с.

2 Кустов, Ю.А., Лившиц, Ю.А., Стацук, С.В. Формирование социально-культурной компетентности будущих специалистов как педагогическая проблема. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. -Тольятти, №4 (14), декабрь 2013, Том 2, - с. 118-124.

3 Щипанов, В.В. Управление качеством подготовки инженеров на основе интегративно-дивергентного подхода к проектированию мультидисциплинарных комплексов: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.т.н.: Спец. 05.13.10: Спец. 13.00.08 / Щипанов В.В.; Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов. - М.: 2000. - 46 с.

4 Фирсова, Л.В. Проектирование и реализация

системы целевой подготовки в области качества

студентов технического колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Спец. 13.00.08 / Л.В. Фирсова. -Тольятти: ТолПИ. - 24 с.

Ю.А.6.

Накопленные теоретические положения и практический опыт указывают на наличие объективных условий, обуславливающих необходимость и возможность

проектирования процесса сквозного формирования культуры качества в течение всего обучения в системе непрерывного образования.

Однако в разрабатываемых по инициативе некоторых теоретиков и практиков системах формирования культуры качества в образовательных комплексах «средняя школа - колледж», «колледж - вуз», «школа - вуз», «вуз - предприятие» наблюдается общий недостаток:

дублирование целей, содержания, технологий формирования компетентности в области качества. По этому поводу В.А. Гусев отмечает: «Образовательные комплексы, как правило, формируются не с нуля, а в абсолютном большинстве путем объединения уже существующих образовательных учреждений или установления между ними ассоциативных связей, системы координации педагогических действий. И основная проблема здесь состоит в определении приоритетных направлений этой

координации, в преодолении недостатков простого механического присоединения одних звеньев образования к другим, многосторонней «стыковке их коллективов» на основе единства и преемственности целей, в формировании собственной философии и корпоративной культуры вновь созданного

у

коллектива образовательного комплекса» . Таким образом, в проектировании поэтапного формирования культуры качества учащихся возникает проблема адаптации структурных и функциональных компонентов систем формирования культуры качества в

Ярыгин, С.А. Проектирование содержания и технологий формирования культуры качества у сотрудников предприятия (на примере АО «АвтоВАЗ») дис. ... канд. пед. наук. Спец. 13.00.08 / С.А. Ярыгин. - Тольятти: ТолПИ, 2000. - 198 с.

6 Лузан, Ю.А. Формирование культуры качества у будущего учителя. Вестник Оренбургского государственного университета. -Оренбург, №16 (135), 2011. - с. 502-503.

7 Многоуровневое профессиональное образование: сб. науч.-метод. работ. / под. ред. В.Н. Мещерякова - Тольятти: ТГУ, 2007. - 170 с.

указанных звеньях системы непрерывного производства «начальная школа - средняя

Рисунок 1 - Модель системы преемственности формирования культуры качества _учащихся средних школ и студентов вузов_

образования к специфике видов деятельности его субъектов, их возрастных особенностей. Иначе говоря, первым этапом построения системы непрерывного формирования культуры качества учащихся системы непрерывного образования является обоснование специфики целей, содержания, технологий обучения культуре качества, особенностей деятельности обучаемых и обучающих.

Вторым шагом при проектировании сквозного, постепенно развивающегося процесса преемственного формирования культуры качества обучаемых необходимо разработать основные направления взаимосвязей структурных и

функциональных компонентов

взаимосвязываемых педагогических систем, уточнённых и адаптированных к соответствующему звену образования.

Конечная задача заключается в том, чтобы обеспечить плавные научно обоснованные переходы процессов формирования культуры качества на «стыках» звеньев образования и

школа», «средняя школа - средняя специальная школа», «средняя школа -вуз», «колледж - производство», «вуз -производство» (Кустов Ю.А., Стацук С.В.1).

Наиболее массовым, а значит, приоритетным, является переход в формировании культуры качества между средней и высшей школами. Для обеспечения плавного перехода от формирования культуры качества

учащихся школы к формированию культуры качества студентов вуза необходимо спроектировать научно обоснованную интегративную

педагогическую систему, связующую самостоятельные системы формирования

1 Кустов, Ю.А., Стацук, С.В. Профессиональное развитие личности в системе «школа-вуз-производство». Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти, №4 (11), 2012. - с. 85-95.

культуры качества учащихся средних школ и студентов вузов.

Процесс интеграции рассматриваемых педагогических систем можно представить в виде взаимосвязей их структурных и функциональных компонентов1.

Графически связь компонентов двух педагогических систем образовательного комплекса «школа - вуз» в контексте решения задачи преемственного

формирования культуры качества учащихся школ и студентов представлена на рисунке 1.

1 Кустов, Ю.А., Гусев, В.А. 10 лекций по системному подходу в профессиональном образовании. Учебное пособие. Тольяттинский государственный университет, ГОУ СПО «Самарский государственный профессионально-педагогический колледж». - Самара-Тольятти, 2006. - 90 с.

Известно, что в любой вновь проектируемой системе (в данном случае интегративной системе «школа-вуз») необходимо определить

системообразующий элемент и

системообразующий фактор.

В рамках настоящего исследования в цели обучения в школе и в вузе вносится задача формирования у учащихся культуры качества. Значит, при построении интегративной педагогической системы формирования культуры качества в комплексе «школа-вуз» в качестве системообразующего элемента, который вводится в целевой компонент существующих педагогических систем, выступает формирование культуры качества.

Системный подход требует, чтобы достичь выполнения поставленной цели необходимо все остальные компоненты интегрируемых педагогических систем «преобразовать» в соответствии с требованиями вновь введенного в цель системообразующего элемента (а именно, формирование культуры качества). Поэтому необходимо адаптировать к цели формирования культуры качество все структурные компоненты интегрируемых педагогических систем, а именно:

- цель;

- содержание;

средства педагогической

коммуникации;

- учителя (преподаватели);

- учащиеся (студенты)1.

Помимо системообразующего

элемента, при проектировании новой педагогической системы необходимо обоснованно выбрать системообразующий фактор.

В настоящей работе поставлена задача обеспечения плавного перехода от формирования культуры качества у учащихся средней школы к формированию

1 Кустов, Ю.А., Гусев, В.А. 10 лекций по

системному подходу в профессиональном образовании. Учебное пособие. Тольяттинский государственный университет, ГОУ СПО «Самарский государственный профессионально-педагогический колледж». - Самара-Тольятти, 2006. - 90 с.

культуры качества студентов вузов с обеспечением дальнейшего развития культуры качества при работе выпускников вузов на производстве. Ясно, что системообразующим фактором при проектировании сквозного, поэтапно усложняющегося процесса формирования культуры качества обучаемых в системе «школа-вуз» является принцип

преемственности.

Остановимся на характеристике сущности этого принципа, особенностей его функций, требований и правил в контексте установления взаимосвязей систем формирования культуры качества у учащихся школ и студентов вузов.

Большинство учёных под

преемственностью понимают передачу чего-либо от предшествующего к последующему этапу развития. В рассматриваемом случае: развитие культуры качества у школьника продолжается у студента.

Преемственность - объективная закономерность развития: «Новое не возникает на пустом месте, не образуется из ничего. Оно имеет глубокие корни в прошедшем этапе развития, порождается прошлым, вырастает из ушедшего, как дерево из семени, и, в свою очередь, содержит в себе зародыш будущего»2.

Одна из основных функций преемственности состоит в том, чтобы на целостность формирования личности (в частности, формирования культуры качества) конструктивно работали три педагогических измерения: прошлое, настоящее и будущее - в их взаимодействии. Сущность поступательной, прогрессивной преемственности

заключается в совершенствовании настоящего и в обоснованном программировании будущего с опорой на прошлое, на дальнейшее развитие прогрессивного и конструктивного из предшествующего.

В исследовании любого объекта важным этапом является определение его элементарной единицы, простейшего элемента, из множества которых состоит

Исаенко, Г.Н. Роль исторической преемственности в развитии науки. - М., 1969. С 6.

структура изучаемого явления. В случае рассмотрения принципа преемственности таким элементом является некое простейшее действие - элементарный акт, который представляет собой переход от одного звена процесса познания к другому.

Рассмотрим элементарный акт преемственности в процессе учебного познания на примере формирования понятия. Формируемое понятие развивается в виде звеньев, увеличивающихся в размере и имеющих определенную структуру. Каждое отдельно взятое звено состоит из элементов целого (иначе - ядра), из зародыша будущего, из вносимого нового, из элемента отрицаемого или снимаемого.

Сам элементарный акт перехода от

одного звена процесса формирования понятия к другому выглядит следующим образом: в предшествующем этапе (или звене) явно заметны признаки последующего (это закон обратной связи), в последующем сохраняется сердцевина предыдущего и получает развитие то новое, что в предыдущем было в зачаточном состоянии, когда совершается переход от одного этапа (звена) к другому, часть предыдущего отбрасывается (это закон отрицания).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схематично элементарный акт преемственности применительно к формированию культуры качества в комплексе «школа - вуз» представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Схема элементарного акта преемственности между звеньями комплекса

«школа - вуз»

В течение продолжительного времени понятие преемственности в обучении применялось как рядовое понятие. Многие педагоги отождествляли и отождествляют её с категорией систематичности и последовательности. Ш.И. Ганелин писал по этому поводу: «В педагогической литературе проблема преемственности... обычно включалась в принцип систематичности и обусловленной ею последовательности изложения и сообщения знаний учащимся. Ясно, что

такая трактовка о преемственности лишь как об определенной последовательности построения знаний в программах и учебниках и передача знаний учителем односторонняя и недостаточная»1.

Б.Г. Ананьев и Ш.И. Гинелин указывали, что не менее важной стороной осуществления преемственности в обучении является обеспечение преемственности в

Ганелин, Ш.И. Педагогические основы преемственности учебно-воспитательной работы в 4-

5 классах //Советская педагогика, 1955. № 7. С. 4.

учении, т.е. осуществление внутренних взаимосвязей усваиваемых знаний в сознании учащихся, их систематизация и применение в разнообразных условиях обучения и жизни. Эти авторы считали необходимой также координацию действий педагогических коллективов,

обеспечивающих систему преподавания отдельных циклов общего образования: математического, филологического,

исторического и др.

Еще в 1961 г. Ш.И. Ганелин писал: «Принцип преемственности выходит за пределы одного предмета и захватывает другие, родственные предметы, т.е. вопрос о преемственных внутрипредметных связях перерастает в проблему межпредметных связей»1.

В наши дни, особенно в связи с необходимостью разработки

педагогических основ единой системы непрерывного образования, многие ведущие педагоги приходят к выводу о значимости преемственности как принципа. Так, например, А.В. Усова прямо указывает на то, что «... в систему принципов необходимо включить принцип

преемственности в обучении как самостоятельный, так как его нельзя ограничивать научностью и

систематичностью»2. Для этого имеются аргументированные основания.

Во-первых, понятие преемственности возникло как объективная необходимость научного осмысления широко

функционирующего на практике

педагогического процесса,

обуславливающего непрерывность и целостность обучения.

Во-вторых, понятие преемственности возникло дедуктивно, как результат интеграции понятий смежных с педагогикой наук: философии, социологии, физиологии, психологии, логики и др.

Единство развертывания, обогащения,

1 Ганелин Ш.И. О преемственности и межпредметных связях // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5-8 классах. М., 1961. С. 5.

2 Усова, А.В. О статусе принципов дидактики // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 1985. С. 17.

отрицания составляет динамику и созидательное начало диалектического процесса преемственности в обучении.

Социология придала преемственности актуальную роль в эстафете духовных, культурных ценностей нашего общества; педагогическую реализацию социального заказа - значительное повышение качества подготовки специалистов в соответствии с задачей ускорения научно-технического и социального прогресса, преодоления социальных различий на основе единства системы образования и преемственности всех типов учебных заведений в нашей стране.

Современная наука о высшей нервной деятельности вскрыла механизмы преемственности в учении: каждая вновь образуемая нервная связь, ассоциация, неизбежно включается в сложившуюся ранее систему временных связей. Изменение условий обучения и воспитания постоянно усложняет эту системность посредством образования новых временных связей, т.е. делает её динамичной.

Психология даёт научное обоснование такой направленности личности, которая психологически настраивала бы на активное преодоление естественных трудностей перехода от одного этапа учебной или профессиональной деятельности к последующему, обеспечивала бы снятие острых стрессовых состояний.

В-третьих, в дидактике понятие преемственности в обучении является весьма абстрактным, обобщенным и фундаментальным. Оно имеет производные от себя понятия: необходимость в преемственности, вертикальный и горизонтальный аспекты преемственности, условия достижения преемственности, преемственная деятельность, управление преемственностью, поступательная

преемственность, объект и субъект преемственности и т.д.

Все это и дает основная считать понятие преемственности в обучении категорией дидактики.

Под принципом преемственности мы будем понимать категорию педагогики (исходное положение), отражающую закономерности изменения структуры

содержания учебного материала и сочетания методов обучения, направленных на преодоление противоречий линейно-дискретного характера процесса обучения и отражающую способы реализации этих закономерностей в соответствии с целями обучения, развития интеллектуальных способностей молодёжи и её воспитания.

Наиболее важными функциями преемственности как педагогического принципа в контексте поставленной в настоящем исследовании цели

формирования культуры качества у учащихся школ и студентов вузов являются:

- динамическая функция, т.е. свойства принципа отражать закономерности динамики и диалектики процесса формирования культуры качества;

- конструктивная функция, состоящая в том, чтобы связывать прошлое, настоящее и будущее в сквозном непрерывном процессе формирования культуры качества у учащихся в комплексе «школа - вуз»;

- интегративная функция, которая заключается в обеспечении целостности процесса формирования культуры качества и его результатов.

Для выполнения функций принципа преемственности при его применении необходимо соблюдать ряд требований. Наиболее существенными требованиями при проектировании педагогической системы формирования культуры качества являются следующие:

планирование содержания процесса обучения не только исходя из задачи овладения молодёжью накопленного человечеством опыта в области качества, но и с учетом социального заказа на все виды предстоящей деятельности обучаемых, с ориентацией на перспективу;

обеспечение в структуре учебных планов школ и вузов условий опережения потребности молодёжи в знаниях в области качества, виткообразное их приобретение, развитие трудовой и профессиональной подготовки одновременно и во взаимодействии с общим образованием;

- накопление данных, отражающих уровень сформированности и динамику развития культуры качества учащейся молодёжи;

оптимальный выбор и

целесообразное сочетание методов, форм и средств формирования культуры качества учащихся школ и студентов вузов;

соблюдение единства

педагогических действий в двух интегрируемых педагогических системах (школа и вуз);

- поэтапное развитие субъективной и сознательной роли учащихся школ и студентов вузов в процессе формирования культуры качества;

- создание условий для непрерывного использования и развития усвоенных в процессе обучения понятий в области качества в процессе учебной и производственной деятельности.

Выделим правила по реализации принципа преемственности, выполнение которых преподавателями наиболее значимо в контексте поставленной цели формирования культуры качества учащихся школ и студентов вузов:

установить исходный и верхний уровни сформированности культуры качества обучаемых;

выявить противоречия между предстоящей перспективой развития культуры качества обучающихся и её настоящим состоянием;

- проанализировать состояние настроя обучающихся на сознательное участие в формировании собственной культуры качества;

выделить основные структурные элементы, предстоящие изучению в рамках выполнения задачи формирования культуры качества обучающихся (факты, понятия, закономерности);

актуализировать в сознании учащихся ранее сложившиеся базовые понятия в области качества и способы дальнейшей деятельности;

выбрать оптимальное сочетание методов, форм и средств формирования культуры качества, на основе которых осуществляется перевод учащихся с исходного уровня сформированности культуры качества на установленный уровень;

установить связь между вновь изучаемыми понятиями области качества и

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Ганелин, Ш.И. О преемственности и межпредметных связях // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5-8 классах. - М., 1961. С. 5.

2. Ганелин, Ш.И. Педагогические основы преемственности учебно-воспитательной работы в 4-5 классах // Советская педагогика. - 1955. - № 7. - С. 4.

3. Исаенко, Г.Н. Роль исторической преемственности в развитии науки. - М., 1969. - С. 6.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р].

5. Кустов, Ю.А., Гусев, В.А. 10 лекций по системному подходу в профессиональном образовании: учебное пособие. - Самара-Тольятти: Тольяттинский государственный университет, Самарский государственный профессионально-педагогический колледж, 2006. - 90 с.

6. Кустов, Ю.А., Гусев, В.А. Управление качеством образования на основе принципа преемственности: учебное пособие. - Тольятти: Тольяттинской государственный университет, 2002. - 208 с.

7. Кустов, Ю.А., Лившиц, Ю.А., Стацук, С.В. Определение сформированности социокультурной компетентности студентов вузов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2014. №1 (15). - С. 119-126.

8. Кустов, Ю.А., Лившиц, Ю.А., Стацук, С.В. Формирование социально-культурной компетентности будущих специалистов как педагогическая проблема // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2013. - №4 (14). Том 2. - С. 118-124.

9. Кустов, Ю.А., Стацук, С.В. Профессиональная социализация молодежи как педагогическая проблема // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2013. -№1 (12). - С. 97-101.

10. Кустов, Ю.А., Стацук, С.В. Профессиональное развитие личности в системе «школа-вуз-производство» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2012. -№4 (11). - С. 85-95.

предшествующими знаниями и умениями;

вновь сформированные понятия в области качества включить в действие, широко использовать их в процессе формирования новых понятий и в решении практических задач.

Эффективная реализация принципа преемственности требует соблюдения ряда правил не только преподавателями, но и обучающимися. Среди них наиболее важными в контексте настоящего исследования являются следующие:

видеть перспективу развертывания процесса формирования культуры качества;

иметь представление о месте и роли культуры качества в собственном развитии и становлении;

- способствовать перерастанию сознательного отношения к учению в сознательное соучастие в процессе формирования культуры качества;

- определять существо затруднений, испытываемых при соучастии в разрешении

противоречий процесса формирования культуры качества на новом этапе;

- выявлять недостатки в своих знаниях в области качества и целенаправленно устранять их;

- уметь находить опору в ранее усвоенных знаниях в области качества и связывать их с вновь приобретаемыми, непрерывно использовать их в мыслительной и практической

деятельности.

Опыт и специально проведённые педагогические исследования показывают, что организация формирования культуры качества учащихся школ и студентов вузов на основе выполнения правил и требований принципа преемственности обеспечивает готовность

выпускников вузов к творческому саморазвитию в области качества и к конструктивной профессиональной

деятельности1.

Исследование проводится при поддержке РГНФ № 1506 - 10308а.

1 Кустов, Ю.А., Лившиц, Ю.А., Стацук, С.В. Определение сформированности социокультурной компетентности студентов вузов. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. -Тольятти, №1 (15) 2014. - С. 119-126.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2 (18) 2015

11. Лузан, Ю.А. Формирование культуры качества у будущего учителя // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - №16 (135). - С. 502-503.

12. Майборода, Л.А., Субетто, А.И. Общая концепция и структура опережающего стандарта качества высшего образования и его приложения применительно к высшему образованию. - СПб. - Москва, 1994. - 204 с.

13. Многоуровневое профессиональное образование: сб. науч.-метод. работ / под ред. В.Н. Мещерякова. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 170 с.

14. Послание Президента Федеральному Собранию, 4.12.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/47173 (дата обращения - 01.03.2015).

15. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 206 «Об утверждении положения о премиях правительства Российской Федерации в области качества».

16. Субетто, А.И. Политика качества, в том числе - политика качества образования, как база решения проблемы выхода из кризиса и устойчивого развития России в XI веке // Политика качества образования и проблемы квалиметрического мониторинга в сфере образования. Седьмой симпозиум //Квалиметрия человека и образования. Книга 1. - М.: Информационный центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - С. 6-23.

17. Усова, А.В. О статусе принципов дидактики // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск, 1985. -С. 17.

18. Устав общероссийской общественной организации «Всероссийская организация качества». URL: http://mirq.ucoz.ru/publ/14-1-0-10 (дата обращения - 01.03.2015)

19. Фирсова, Л.В. Проектирование и реализация системы целевой подготовки в области качества студентов технического колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Спец. 13.00.08 / Л.В. Фирсова. - Тольятти: ТолПИ. - 24 с.

20. Щипанов, В.В. Управление качеством подготовки инженеров на основе интегративно-дивергентного подхода к проектированию мультидисциплинарных

комплексов: автореф. дис..... д.т.н.: Спец. 05.13.10: Спец. 13.00.08 / Щипанов В.В.:

Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов. - М., 2000. - 46 с.

21. Ярыгин, С.А. Проектирование содержания и технологий формирования культуры качества у сотрудников предприятия (на примере АО «АвтоВАЗ»): дис. ... канд. пед. наук. Спец. 13.00.08 / С.А. Ярыгин. - Тольятти: ТолПИ, 2000. - 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.