Научная статья на тему 'Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного музыкального образования: теоретикометодологические аспекты'

Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного музыкального образования: теоретикометодологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1004
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / CONTINUITY IN MUSIC EDUCATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CARRYING OUT CONTINUITY IN THE MUSIC EDUCATION / PREPAREDNESS OF TEACHERS OF MUSIC TO CARRY OUT CONTINUITY IN THE MUSIC EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS IN MUSIC FOR THE CHILDREN UNDER SCHOOL AGE AND THE STUDENTS OF PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепкина Ю. В.

В работе предложены методологические подходы к решению проблемы преемственности в музыкальном образовании в системе «детское образовательное учреждение начальная школа». Раскрыты педагогические условия формирования готовности учителей музыки к осуществлению преемственных связей всех компонентов музыкально-образовательного процесса на разных этапах его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CONTINUITY OF THE PRE-SCHOOL AND PRIMARY SCHOOL MUSIC EDUCATION: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

The article contains methodological approaches to solution of such problem as continuity in the music education in the system preschool institution primary school. The author exposes the pedagogical conditions of forming preparedness of teachers of music to carry out the successive connections of all components in the educational process in music on the different stages of its realization.

Текст научной работы на тему «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного музыкального образования: теоретикометодологические аспекты»

УДК 372.578

Ю.В. Слепкина, соискатель УрГПУ, г. Екатеринбург

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В работе предложены методологические подходы к решению проблемы преемственности в музыкальном образовании в системе «детское образовательное учреждение - начальная школа». Раскрыты педагогические условия формирования готовности учителей музыки к осуществлению преемственных связей всех компонентов музыкально-образовательного процесса на разных этапах его реализации.

Ключевые слова: преемственность в музыкальном образовании, педагогические условия реализации преемственности в музыкальном образовании, готовность учителей музыки к осуществлению преемственности в музыкальном образовании, музыкальнообразовательный процесс дошкольников и младших школьников.

Проблема преемственности дошкольного и начального школьного музыкального образования является одной из наиболее актуальных в современной музыкальной педагогике. Она заключается в том, что музыкальное воспитание и обучение детей, реализуемое в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и начальных общеобразовательных школах, ведется не во взаимодействии содержательных компонентов музыкально-педагогического процесса, а параллельно, с нарушением преемственных связей в целях, задачах, принципах, содержании, методах музыкального воспитания и обучения. Это влечет за собой появление ряда негативных факторов - дублирование содержания музыкальных занятий и уроков музыки, потеря интереса школьников к урокам музыки вследствие слабой личностной мотивации к музыкальному обучению, торможение музыкального развития детей и т.д., что, в конечном счете, приводит к понижению качества музыкального образования детей.

Согласно современной теории, воспитание детей должно строиться в опоре на культурный опыт и традиции, что позволит осваивать, воспроизводить и творчески преобразовывать духовно-нравственные ценности (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.). Музыкальное искусство может выступать объединяющей доминантой воспитательного процесса на ступенях образовательной системы. Воздействуя через мир музыкально-ассоциативных, эмоционально-эстетических образов на ценностное сознание воспитанника, оно способствует самореализации и саморазвитию личности. Музыкальная культура ребёнка представляет собой ценностную основу преемственности между различными ступенями образования и воспитания.

Как сложное личностное образование, музыкальная культура формируется поэтапно, начиная с дошкольного возраста - наиболее сензитивного периода музыкального развития ребёнка. С раннего возраста проявляется эмоциональная отзывчивость ребёнка на музыку, затем у детей возникают первоначальные оценки музыкальных впечатлений, выражающиеся в эмоционально-интеллектуальных оценочных проявлениях. Развитие положительного отношения детей к музыке предполагает многократно повторяемый процесс «присвоения» лучших образцов музыкального искусства, расширяющий опыт интонационного восприятия от одной возрастной ступени к другой. Перед педагогом-музыкантом встает актуальная задача сохранять и обогащать музыкально-эстетический опыт ребенка, позволяющий осуществлять «сквозное», преемственное развитие музыкальной культуры личности.

Успешность решения этой задачи зависит не только от разработанности содержания, владения различными метода-

ми и способами музыкального воспитания и обучения детей разного возраста, но и от профессиональной готовности педа-гога-музыканта реализовывать соблюдение преемственных связей всех компонентов музыкально-образовательного процесса на разных этапах его осуществления. Профессиональная готовность педагога-музыканта к осуществлению преемственности музыкального образования в системе «дошкольное образовательное учреждение - начальная школа» во многом зависит от понимания сущности категории «преемственность».

Категория преемственности получила различную трактовку в философской и научно-педагогической литературе. Философский подход связывает категорию преемственности с понятиями «развитие» и «движение» (Э.А. Баллер, В.С. Батурин, Г.И. Исаенко, А.И. Зеленков и др.). В философских источниках четко прослеживаются суждения о том, что преемственность заключает в себе сущностные аспекты развития, указывает на его источник, раскрывает механизм, выявляет направленность.

По определению Э.А. Баллера, «преемственность - это связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т.е. при переходе его из одного состояния в другое. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность тем самым обуславливает устойчивость целого» [1, с. 17]. Преемственность позволяет рассматривать органичную связь нового со старым, доказывает то, что новое невозможно без старого, развивается на его основе, позволяет осознавать и констатировать необходимость преемственности между новым и старым в познании и любых сферах деятельности человека.

В педагогической литературе встречаются различные подходы в определении сущности преемственности. В одних источниках она рассматривается как общепедагогическая закономерность (Н.Н. Олейник, Д.Ш. Ситдикова), в других преемственность трактуется как общепедагогический принцип организации учебно-воспитательного процесса (А.И. Андриянчик, С.М. Годник, Ю.А. Кустов). Она выступает в качестве принципа функционирования любой системы (А.А. Люблинский) или является методологическим принципом организации учебно-воспитательного процесса на различных ступенях его осуществления (А.А. Кыверялга, В.Н. Ревтович). В.В. Давыдов выделяет принцип преемственности как самостоятельный и требует наполнения его новыми дидактическими установками. Он отмечает, что «...не количественные, а качественные различия должны лежать в основе целостной системы образо-

вания. Связь качественно различного - это и есть подлинная диалектика развития» [2, с. 29]. В.Э. Тамарин определяет преемственность как педагогическое условие, «обеспечивающее установление таких соотношений между целями, содержанием, методами, средствами обучения и воспитания, которые позволяют строить каждый новый этап с опорой на прошлый опыт учащихся. Соблюдение этого условия облегчит адаптацию учащихся к новым условиям обучения на последующем этапе» [3, с. 20].

В психолого-педагогической литературе раскрытие сущности преемственности сопряжено с такими категориями, как «непрерывность», «перспективность» и «повторяемость» (А.В. Брушлинский, О.А. Куревина).

Для нас является важным то обстоятельство, что, связывая одни компоненты с другими, преемственность обуславливает устойчивость целого, его системность и динамику. Сущность преемственности заключается в том, что процесс усвоения нового предполагает актуализацию имеющегося опыта, установление ассоциативных связей между новыми и старыми новообразованиями, перенос актуального старого на новую ступень и включение его в новую систему отношений.

Кроме того, преемственность неотъемлемо связана с перспективностью. Перспективность - обратная сторона преемственности. Это установление связей усваиваемого с последующим материалом, соотнесение содержания и методов организации учебной деятельности на каждом этапе с конечными целями и задачами. Взаимосвязь преемственности и перспективности заключается в том, что, во-первых, их соблюдение требует единого подхода к музыкально-образовательному процессу, единых исходных позиций, во-вторых, необходимо ясное понимание содержания того нового, что появляется в развитии ребенка на каждом этапе музыкально-познавательной деятельности. Повторяемость как одно из проявлений преемственности понимается как «возврат якобы к старому», когда известные элементы, свойства более низкой стадии развития, повторяясь на более высокой стадии, находятся в новых связях, приобретают новое значение. Элемент повторяемости выражает устойчивость связей в преемственном развитии.

Таким образом, все обозначенные выше подходы к определению статуса и выявлению сущности преемственности лишь подчеркивают ее универсальность и полифункциональность.

Обращение к вопросам преемственности в музыкальном образовании связано с определением ценностно-смыслового значения музыкального воспитания в формировании личности человека. Такие ведущие отечественные педагоги-музыканты, как О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, В.К. Белобородова, Е.Я. Гембицкая еще в середине ХХ века указывали на необходимость установления системы постепенно усложняющихся знаний и навыков в области музыкального образования.

Попытка разработки основ непрерывного музыкального воспитания в ДОУ и начальной школе была предпринята в 50-х годах ХХ века педагогом - исследователем Л.В. Шаба-шовым. В его исследовании проблемы преемственности между смежными звеньями образования рассматриваются и решаются преимущественно в русле знаниевой парадигмы: как подготовка детей к музыкальному обучению в общеобразовательной школе. Характеристика музыкального развития ребенка сводится лишь к описанию комплекса усвоенного им музыкального материала, полученных знаний, умений и навыков. Вне поля зрения автора остаются вопросы преемственности развития эмоционально-эстетической стороны музыкальности, формирования ценностного отношения детей к музыкальному искусству, внутренней потребности в активном освоении музыкального искусства через различные виды музыкальной деятельности.

Новый взгляд на преемственность в музыкальном образовании детей изложен в «Концепции и программе музыкального воспитания учащихся шестилетнего возраста в подготовительном классе общеобразовательной школы» (1985 г.) выдающимся педагогом-музыкантом Н А. Ветлугиной. В ее концепции впервые в отечественной музыкальной педагогике преемственность выступает как один из основных методологических принципов музыкального воспитания детей на различных возрастных этапах, как одно из условий организации и осуществления музыкально-образовательного процесса в целом, а также как одно из требований в построении музыкальных занятий. Единство программ музыкального воспитания детей подготовительных групп детского образовательного учреждения и подготовительных классов школы выражается в нравственно-эстетической направленности тематизма, опоры на развитие восприятия музыки как основы всех видов музыкальной деятельности.

Идеи концепции музыкального воспитания детей, разработанные в 70-80-х годах ХХ в Д.Б. Кабалевским и положенные в основу программы предмета «Музыка», актуальны и сегодня. Они заключаются в приоритете общечеловеческих ценностей, устремленности к сохранению и воспитанию в детях духовной культуры, формированию их эстетического вкуса в позитивной эмоциональной атмосфере сотворчества и сотрудничества. Именно эти идеи, на наш взгляд, могут быть положены в основу содержания преемственных связей на дошкольном и начальном школьном этапах музыкального образования.

В исследованиях последнего времени преемственность музыкального образования понимается как необходимое условие развития духовной культуры личности (Ю. Б. Алиев, С.А. Фадеева). С.А. Фадеева создала систему преемственности музыкального воспитания и образования, базирующуюся на едином концептуальном стержне и сквозных ценностных основаниях формирования музыкальной культуры личности. По ее определению «преемственность в музыкальном воспитании детей представляет собой систему полифункциональ-ных отношений между ступенями образования («вертикальная» преемственность) и качественно различными уровнями музыкального развития детей на каждой образовательной ступени («горизонтальная» преемственность)» [4, с. 15].

Система преемственности включает в себя комплекс целевых, содержательных и методических связей, объединённых едиными ценностными основаниями. Базисом концепции преемственности является «функциональный механизм культуры» [5], построенный на синтезе познавательной, ценностно-ориентационной и творческо-преобразующей деятельности в процессе приобщения детей к музыкальным ценностям.

Вслед за С.А. Фадеевой, мы считаем, что основными методологическими подходами при осуществлении идей преемственности в процессах музыкального воспитания и образования являются: аксиологический подход, который основывается на последовательном освоении и присвоении ценностного содержания музыкальной культуры; философско-антропологический подход, который заключается в природо-сообразности и культуросообразности форм и методов музыкального воспитания детей; средовой подход, который предполагает создание культуротворческой среды на всех этапах музыкального развития ребёнка.

Решение проблемы преемственности в музыкальном воспитании детей зависит от кадрового потенциала образовательной системы. Вопросы музыкального развития дошкольников и школьников в единстве, как правило, не рассматриваются при подготовке учителей музыки на высшей ступени профессионального образования, поэтому в дальнейшей музыкаль-

но-педагогической работе вопросам преемственности учителя музыки не уделяют должного внимания. Налицо необходимость формирования профессиональной готовности студентов - будущих специалистов в сфере массового музыкального образования к реализации преемственности как необходимого условия достижения основополагающей цели музыкального образования: развития музыкальной культуры подрастающего поколения.

В психолого-педагогическом смысле готовность к реализации преемственности понимается как определенное субъективное состояние личности, способной и подготовленной к педагогической деятельности по осуществлению преемственности дошкольного и начального школьного музыкального образования и стремящейся ее выполнять (В.А. Сластенин, Л.В. Симончик и др.). Готовность включает в себя комплекс мотивационно-личностных отношений, комплекс психологопедагогических и частно-методических знаний, комплекс пси-холого-педагогических и методических умений и опыт педагогической деятельности.

Исходя из структуры профессиональной готовности к реализации преемственности музыкального образования дошкольников и младших школьников, нами выделены четыре необходимых условия ее формирования.

Первое условие - направленность предметов общепрофессионального и музыкально-педагогического циклов на освоение сущности, закономерностей, структуры и механизма преемственности и концептуальных основ ее реализации. Таким образом, требуется корректировка содержания общих и специально-музыкальных психолого-педагогических дисциплин. В базовое содержание теории и методики обучения и воспитания необходимо включать вопросы дошкольной педагогики, содержания и технологии реализации преемственности. В процессе изучения возрастной и педагогической психологии важно акцентировать внимание на вопросах психолого-педагоги-ческой поддержки детей в переходный период от дошкольного к школьному детству, раскрыть современное понимание состояния готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.

В рамках музыкальной психологии обращается внимание на особенности функционирования музыкально-познавательных процессов не только у младших школьников, но и у детей дошкольного возраста, затрагиваются вопросы о непрерывности процесса музыкального развития, раскрывается его динамика. В контексте истории, теории и методики музыкального образования различные музыкально-педагогические концепции и технологии в области школьного музыкального обучения должны рассматриваться в соотношении с основными подходами в дошкольном музыкальном воспитании; выявляться необходимость взаимодействия в организации непрерывного музыкального образования педагогов-музыкантов смежных образовательных ступеней - детского образовательного учреждения и начальной школы

Второе условие - разработка и внедрение в образовательную программу специальности 050601 «Музыкальное образование» спецкурса «Музыкальное воспитание в ДОУ» и его полное учебно-методическое обеспечение. Это условие основывается на диверсификации направлений профессиональной подготовки будущих специалистов высшей квалификации, которую декларирует Государственный образовательный стандарт третьего поколения. На его основе в образовательную программу могут быть введены дополнительные специальные и факультативные курсы, расширяющие предметную область музыкально-педагогической подготовки учителя музыки. Спецкурс «Музыкальное воспитание в ДОУ» дает представление о функциях, содержании и технологии осуществления преемственных связей музыкального воспитания и обучения

дошкольников и младших школьников. Программное содержание курса включает основные вопросы теории и практики дошкольного и начального школьного музыкального воспитания и обучения. Перед студентами раскрываются теоретические и практические аспекты ведения музыкально-воспитательной и образовательной деятельности в ДОУ, вопросы теории и методики музыкального воспитания детей в ДОУ.

Третье условие - направленность научно-исследовательской работы студентов на поиск эффективных форм и методов реализации преемственности музыкального воспитания и образования дошкольников и младших школьников. Участие в работе научных лабораторий и кружков, студенческих научно-практических конференций - всё это позволяет студенту начать научную работу по избранному направлению в своей профессиональной деятельности, реализовать свой индивидуальный интеллектуально-творческий потенциал. Основным становится умение ориентироваться в разных подходах, в различных системах анализа, точках зрения и позициях, сравнивая которые будущие учителя музыки вырабатывают свои собственные способы мысли и новые для них методы познания и размышления. Итоговые результаты научно-исследовательской работы студентов в области преемственности демонстрируются в выпускных квалификационных работах. Проблематика и содержание работ отражает научно-поисковую деятельность студентов в вопросах реализации преемственности и ведения музыкально-образовательного процесса в различных образовательных структурах на различных образовательных ступенях: подготовительных группах ДОУ, школах раннего (стартового) развития, подготовительных классах школ искусств, первом классе общеобразовательных школ.

Четвертое условие - расширение образовательного поля музыкально-педагогической практики через включение ДОУ в её зону и направленность практики на апробацию знаний, умений и навыков по реализации преемственности, приобретаемые студентами в ходе изучения специальных дисциплин в условиях реального педагогического процесса. В ходе педагогической практики студентам необходимо закрепить представления о целях, задачах и содержании музыкального воспитания в подготовительной группе ДОУ с точки зрения их пропедевтической функции, освоить различные виды и формы музыкальной работы с детьми шести лет, выявить те средства, которые бы позволяли осуществлять преемственность музыкального воспитания и обучения в ДОУ и начальной школе. Организация педагогической практики будущих учителей музыки на основе преемственности музыкального образования дошкольников и младших школьников позволяет создать каждому студенту педагогические условия для реализации новых возможностей и перспективных сторон будущей музыкально-педагогической деятельности. В ситуации свободного индивидуального выбора студентом траектории своего профессионального развития это способствует формированию у студентов самостоятельной позиции, широких взглядов и современных представлений о ценностных смыслах будущей профессиональной деятельности.

Очевидно, что вопросы преемственности дошкольного и начального школьного музыкального образования актуальны для будущих педагогов-музыкантов. Изучение проблем преемственности поможет учителю музыки эффективно вести музыкально-образовательный процесс в первом классе, а музыкальному руководителю в детском образовательном учреждении оптимально решать пропедевтическую задачу подготовки дошкольника к обучению в общеобразовательной школе. Это, в свою очередь, будет способствовать большей самореализации педаго-га-музыканта в своей профессиональной области и осознанию ценностного смысла своей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры / Э.А. Баллер. - М.: Наука, 1969.

2. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения / В.В. Давыдов // Педагогика, 1995. - №1.

3. Тамарин, В.Э. Преемственность как закономерность и принцип обучения / В.Э. Тамарин // Вопросы преемственности школьного и

вузовского обучения - Барнаул: Изд-во БГПИ, 1975.

4. Фадеева, С.А. Преемственность в музыкальном воспитании детей: монография / С.А. Фадеева. - Нижний Новгород, 2007.

5. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996.

Статья поступила в редакцию 27.01.09

УДК [374.3+379.8] «19»

Г.В. Оленина, канд. пед. наук, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул

О.Н. Белинская, соискатель Тамбовского государственного университета, г. Тамбов

ИСТОРИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКИХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОСУГА И ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена сравнительному историко-концептуальному анализу процесса социального творчества гражданских инициатив молодежи в России и за рубежом, в ней рассматриваются в хронологических рамках XX века ретроспектива и современное состояние процесса развития гражданских инициатив в контексте социального воспитания в России, исследуются концепции досуга и социокультурного развития общества и молодежи в зарубежной научной традиции, изучается волонтерское движение за рубежом в рамках концепций благотворительности и гражданского участия, анализируются пространственно-временной континуум досуга и развитие гражданских инициатив молодежи в учреждениях образования в России.

Ключевые слова: гражданские инициативы, добровольческое движение молодежи,

социально-культурное пространство досуга и образования.

Сравнительный анализ историко-концептуальных основ процесса формирования и реализации гражданских добровольческих инициатив молодежи в пространстве досуга и образования в России и за рубежом в XX веке показал, что во многом этот процесс протекает по-разному, но в нем есть и общие точки пересечения, особенно очевидно проявившиеся на рубеже XX-XXI веков [1, с. 10-92].

Авторы рассматривают гражданские добровольческие инициативы и относят их к социальным инициативам населения, которые реализуют самостоятельное решение социально-экологических проблем местного сообщества не на политической, а гражданско-правовой основе с использованием технологий партнерства общественных организаций, созданных гражданами, с органами власти, бизнес-структурами, СМИ. Добровольческие инициативы являются частью гражданских инициатив. Гражданские инициативы направлены на благоустройство территорий, социальную защиту ослабленных категорий населения, создание органов самоуправления, детско-подростковых и молодежных организаций, решение проблем экологии, образования, здорового образа жизни, реализацию патриотических и правовых инициатив. Добровольцы как социально активные люди являются кадровым ресурсом реализации любой гражданской инициативы.

Пространственно-временной континуум развития гражданских инициатив определяется социальным и индивидуальным временем, временем досуга общества и личности, отношением общества и государства к развитию сферы досуга, а также пространством культуры, ее динамики, взаимовлиянием культуры и типа развития общества (линейного, спиралевидного, циклического) в каждый конкретный отрезок исторического времени.

Развитие общества и личности (человека, живущего в обществе) понимается в современных науках об обществе и че-

ловеке как вероятностно-детерминационный процесс, представляет собой векторное движение, где пересекаются линейный, спиралевидный, циклический типы развития общества и такие же типы исторического времени. Энергию этому процессу обеспечивает механизм бифуркации, когда в точке отклонения от равновесного состояния социальной системы и развития личности возникает двоякое решение развития событий. Маятник внутреннего состояния личности приводит в действие два механизма социального взаимодействия: социализация и интериоризация ценностей и норм, передаваемых от поколения к поколению как ментальные ценности и образцы поведения, а также ценности, транслируемые через социально-культурные институты.

В разных обществах и государствах устройство социально-культурного пространства на институциональном и ментальном уровнях влияет на формирование опыта реальных гражданских действий населения. На институциональном уровне процесс формирования и реализации гражданских добровольческих инициатив определяется типом государственного устройства, политического режима (демократия или тоталитаризм). От этого зависит возможность свободы деловой активности и ассоциативной жизни граждан, воспитание у молодого поколения осознания его прав и обязанностей быть ответственным за решение собственных жизненных проблем, проблем местного сообщества, общества в целом. На ментально-ценностном уровне социальные инициативы хранятся в социальной памяти народа, чтобы в эпоху ценностного кризиса, который бывает в любом типе общества и государства, стать механизмом социально-культурных движений (особенно движений молодежных), одним из механизмов динамики культуры общества.

Сложность развития гражданских инициатив в России в ХХ веке обусловлена, кроме влияния политических режи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.