УДК 373.2 ББК Ч411.0я73
Багаутдинова Светлана Файзрахмановна
кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра дошкольного образования Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова г. Магнитогорск Корнилова Ксения Валерьевна кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедра дошкольного образования Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова г. Магнитогорск Bagautdinova Svetlana Faizrahmanovna Candidate of Pedagogks, Associate Professor Department of preschool education Nosov Magnitogorsk State Technical University Magnitogorsk Kornilova Kseniya Valerievna Candidate of Pedagogks, Senior Lecturer Department of preschool education Nosov Magnitogorsk State Technical University Magnitogorsk [email protected]
Образовательная программа дошкольного образования: от стандарта к проектированию The educational program of preschool education: from the standard to the design
В статье обозначена проблема разработки основной образовательной программы дошкольного учреждения в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта педагога; раскрыто понятие педагогического проектирования, уточнены нормативные требования и методические рекомендации по проектированию структуры и содержания образовательной программы детского сада.
The article indicated by the problem of developing the basic educational program of pre-school institutions in the context of the Federal standard and teacher's
professional standard; reveals the concept of pedagogical design, refined regulatory requirements and methodical recommendations for designing the structure and content educational program of the preschool.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, образовательная программа, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Профессиональный стандарт педагога, педагог дошкольного образования.
Key words: pedagogical design, educational program, Federal State Educational Standard of preschool education, teacher's professional standard, preschool teacher.
Обновление нормативно-правовой базы образования обусловливает изменения в структуре и деятельности образовательных организаций. В связи с присвоением дошкольному образованию статуса самостоятельного уровня уточнена характеристика типа «дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми» [9].
Определяющим основанием для выделения цели деятельности образовательной организации является реализуемая образовательная программа.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) нацеливает детские сады на переработку Основной образовательной программы дошкольного образования (далее - Программы), что напрямую связно с педагогическим проектированием.
Обобщенно под проектированием понимается целенаправленная деятельность по созданию проекта как модели образовательной системы, ориентированной на массовое использование [3].
Проектирование можно рассматривать как:
- специфический вид деятельности, направленный на создание проекта;
- управленческую процедуру;
- как компонент профессиональной деятельности педагога (педагогическое проектирование) [3].
Структура профессиональной деятельности педагога традиционно предполагала наличие проектировочного компонента (С.Я.Батышев, Н.П. Цирикова, И.В.Фадеева и др.). И сегодня, согласно Профессиональному стандарту педагога, проектировочная деятельность определяет состав обобщенных трудовых функций педагога (в том числе педагога дошкольного образования) и предполагает:
- педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях;
- педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ [5].
Конкретное содержание проектной деятельности педагога дошкольного образования составляют: разработка планов-конспектов образовательной деятельности в группе (тактическое проектирование) и участие в проектировании образовательной программы (стратегическое проектирование). В данном случае план-конспект и образовательная программа выступают формами педагогического проектирования (или отражают его результат).
Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций [3].
Значимой формой педагогического проектирования в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), подвергающейся активной модернизации сегодня является образовательная программа.
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» «образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования» [9]. Педагог в свою очередь, принимает «участие в разработке основной общеобразовательной программы в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» [5].
В современной научно-педагогической литературе и практике активно обсуждаются противоречия, связанные с реализацией образовательной программы на основе требований ФГОС ДО:
- «предметом регламентации в Стандарте является основная образовательная программа дошкольного образования, но допустимы другие варианты государственных гарантий доступности дошкольного образования на базе образования семейного (без опоры на «основную программу»)»;
- «стандарт должен сообщить единообразные для всей страны «требования к результатам освоения основной программы, но ... требования к результатам освоения дошкольной программы не могут служить ни для оценивания уровня подготовленности детей, ни для проведения аттестации педагогов» [7];
- «из образовательной программы выплеснуты модели организации образовательного процесса - единственный управленческий механизм, способный восстановить его системность» [4].
Наряду с выделением противоречий, в научной и прикладной литературе уже четко обозначены направления педагогического проектирования и существуют рекомендации по разработке основной образовательной программы с учетом требований ФГОС ДО:
1. Требования к структуре, объему и условиям реализации Программы сопоставлены с требованиями профессионального стандарта педагога [1], что позволяет определить значение проектирования образовательной программы в деятельности педагога и конкретизировать его трудовые функции в этой части деятельности.
2. Представлены модели основной образовательной программы дошкольного учреждения, формы организации образовательного процесса и программно-методические комплекты для всех образовательных областей, а также особенности проектирования регионального компонента дошкольного образования
[7].
3. Сделаны попытки соотнесения образовательных областей Программы, обозначенных в ФГОС ДО с видами деятельности дошкольника и формами организации образовательного процесса, что задает ориентиры для проектирования непосредственно образовательной деятельности [6].
4. Накоплены разнообразные рекомендации по проектированию развивающей предметно-пространственной среды [3,6,7].
Конкретизируем выделенные рекомендации в русле проблемного анализа ФГОС ДО.
Итак, ФГОС ДО устанавливает требования:
- к структуре Программы и ее объёму;
- к условиям реализации Программы;
- к результатам освоения Программы.
В тексте стандарта определена трактовка основной образовательной программы: «Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)» [8, п.2.2].
Целевые ориентиры дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей [8, п.4.3]. Однако целевые ориентиры должны приниматься во внимание авторами образовательных программ дошкольного образования и педагогами ДОУ при решении задач:
- формирования Программы;
- анализа своей профессиональной деятельности;
- взаимодействия с семьями [там же].
Таким образом, при проектировании образовательной программы целевые ориентиры служат в качестве ожидаемых результатов ее освоения, но не обязательных для каждого дошкольника.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области [8, п.2.5], которые могут быть соотнесены с видами деятельности дошкольника:
- социально-коммуникативное развитие - коммуникативная деятельность, элементарная трудовая деятельность, игровая деятельность;
- познавательное развитие - познавательно-исследовательская деятельность, конструирование из различных материалов;
- речевое развитие - коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора;
- художественно-эстетическое развитие - художественная и музыкальная деятельность;
- физическое развитие - двигательная деятельность [6].
Стандарт нацеливает разработчиков Программы на то, что помимо образовательных областей в ее содержании должны отражаться следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия с взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому [8, п.2.7].
Следующим важным моментом при анализе ФГОС ДО будет выделение частей и компонентов (структурных разделов) программы: целевого, содержательного и организационного.
Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы [8,п.2.8].
В помощь практикам сегодня существуют разработанные методические рекомендации [3,6,7] по составлению образовательной программы с учетом логической последовательности названных компонентов.
Стандарт конкретизирует требования к разделам образовательной программы.
В целевом разделе Программы необходимо обратить внимание на структуру пояснительной записки (цели, задачи, приоритетные направления, региональные условия, принципы и подходы к реализации Программы) и планируемые результаты освоения образовательной программы, которые уточняют требования к целевым ориентирам в зависимости от части Программы, возраста и индивидуальных потребностей детей.
При проектировании содержательного раздела Программы Стандарт нацеливает разработчиков на конкретизацию содержания образовательной работы по пяти образовательным областям, описание технологических особенностей реализации данного содержания через формы, способы и средства, учет специфики предметно-развивающей среды и коррекционной работы в случае необхо-
димости.
В организационном разделе образовательной программы особое внимание следует уделить описанию материально-технического обеспечения программы, состоянию укомплектованности методическими материалами и средствами обучения, распределению примерного ежедневного времени на реализацию Программы [8, п.2.10].
Следует отметить, что при проектировании содержания Программы не потеряли актуальность интегративный и комплексно-тематический принципы организации образовательного процесса.
Принцип интеграции обязывает дошкольные учреждения перестроить образовательную деятельность на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта. Одной из технологий реализации интеграции образования в практике дошкольных учреждений является проектная деятельность [7].
Для реализации комплексно-тематического планирования необходимо определить содержание образования по образовательным областям и формы организации детской деятельности, в которых будет реализовываться выделенное содержание образования [7].
Анализ ФГОС ДО и рекомендаций по проектированию образовательной программы, позволил нам наметить основные этапы педагогического проектирования в ДОУ:
- проблемно-ориентированный анализ модели образовательного процесса и соотнесение ее с требованиями ФГОС ДО;
- выбор и обоснование сочетаемости образовательных программ с учетом приоритетного направления деятельности дошкольного учреждения;
- наполнение содержанием каждого раздела программы (целевого, содержательного, организационного);
- выбор принципов, форм, средств и методов реализации содержания программы через непосредственно образовательную деятельность;
- согласование стратегического и тактического проектирования.
В заключение считаем важным подчеркнуть, что участие педагогов в проектировании Основной образовательной программы дошкольного образования позволит сделать более осмысленным и целенаправленным личное планирование педагогов. Рассмотрение специфики проектирования в дошкольном образовании, где образовательная программа, в отличие от аналогичного документа в общем и профессиональном образовании, является не комплексом (комплектом) документов, а целостной моделью реализации образовательного процесса предотвратит бездумное копирование школьных документов (учебный план, рабочие программы учебных дисциплин) в практике дошкольных учреждений.
Библиографический список
1. Багаутдинова С.Ф. Дошкольное образование: от качества условий к качеству результатов [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - С. 8-12.
2. Багаутдинова С.Ф., Корнилова К.В. Подходы в планировании образовательного процесса в ДОУ [Текст] / С.Ф. Багаутдинова, К.В. Корнилова //Управление ДОУ. - 2007. -№ 7. - С.12-16.
3. Корнилова К.В. Формирование прогностической компетентности будущих специалистов дошкольного образовательного учреждения в вузе [Текст] / К.В. Корнилова// Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - Магнитогорский государственный университет. - Магнитогорск, 2009. - 198 с.
4. Микляева Н. Стандарт дошкольного образования: точки роста [Текст] / Н. Микляе-ва // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 12. - С. 6-10.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Российская газета. 2013. 18 декабря. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.
6. Технология проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/45/26892/.
7. Управление ДОУ в условиях введения ФГОС ДО: методические рекомендации для специалистов дошкольного образования [Текст] / под ред. И.Б. Едаковой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2013. - 156 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2. - С. 9 -16.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ре-
сурс]. - Режим доступа: минобрнауки.рф.
Bibliography
1. Bagautdinova S.F. Preschool education: the quality of the environment to the quality of the results in [Text] // Pre-school education. - 2014. - № 3. - P. 8-12.
2. Bagautdinova S.F., Kornilova K.V. Approaches in the planning of the educational process in preschool [Text] / S.F. Bagautdinova, K.V. Kornilova // Management of PEI.- 2007 -№7. - P.12-16.
3. Kornilova K.V. Formation prognostic competence of future professionals preschool educational institution at the university [Text] / K.V. Kornilova // Thesis for the degree of candidate of pedagogical sciences - Magnitogorsk State University - Magnitogorsk, 2009. - 198 p.
4. Miklyaeva N. Standard of preschool education: growth points [Text] / N.V. Miklyaeva // Pre-school education. - 2013. - № 12. - P. 6-10.
5. Order of the Ministry of Labour and Social Affairs on October 18, 2013 № 544n Moscow "On approval of the professional standard" Teacher (teaching activities in the field of preschool, primary general, basic general , secondary education ) ( tutor , teacher) " // the Russian newspaper . 2013 on 18 December. [Electronic resource]. - Mode of access: www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.
6. The technology of designing basic educational program of preschool education [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.menobr.ru/materials/45/26892/.
7. Manage PEI under introduction to the Federal standart of Pre-school education: guidelines for pre-school education specialists [Text] / ed. I.B. Edakova . - Chelyabinsk CHIPPKRO, 2013. - 156 p.
8. Federal State Educational Standard of preschool education [Text] // Pre-school education. - 2014. - № 2. - P. 9 -16.
9. Federal Law "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource]. - Mode of access: minobrnauki.rf.