УДК 37
Козлова Наталья Александровна [email protected]
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Kozlova Natalya Aleksandrovna [email protected]
CHARACTERISTICS OF THE MAIN APPROACHES TO DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL
PROGRAMS
Аннотация:
Охарактеризованы основные подходы к разработке образовательных программ дошкольного образования с позиций исторического аспекта, а также определены существенные тенденции, характерные для дошкольного образования в новых условиях проектирования его содержания.
Ключевые слова:
федеральные государственные требования, общеобразовательные программы дошкольного образования, подходы к проектированию программ дошкольного образования.
Summary:
The article describes the main approaches to development of the preschool educational programs from the historic perspective. The author considers substantial trends of the preschool education in the conditions of projecting its contents.
Keywords:
federal state requirements, general programs for preschool education, approaches to the preschool program planning.
Модернизация российского дошкольного образования в условиях постиндустриального общества осуществляется с современных научных позиций на системной основе, с опорой на положения научной концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» [1] разработанной в Институте развития дошкольного образования РАО, обеспечиваемой, прежде всего, построением образовательного процесса на базе целостной образовательной программы. Основа модернизации образовательного процесса в ДОУ Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [2]. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. В сентябре 2010 г. были опубликованы новые СанПиНы. Немаловажное влияние на систему дошкольного образования оказывает Федеральный Закон № 83-Ф3 о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) научных и образовательных учреждений. В 2011 г. вступил в силу приказ № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [3]. В связи с этим особое значение придается совершенствованию образовательных программ как проектной основы организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
В настоящее время система дошкольного образования - это совокупность преемственных образовательных программ и федеральных государственных требований различного уровня и направленности, а также сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов. Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией той или иной образовательной программы. Согласно ст. 9 Закона РФ «Об образовании» «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ» [4]. При этом «образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении» [5].
Следовательно, образовательная программа - это конкретная модель воспитательнообразовательного процесса того или иного ДОУ. В структуре образовательной программы заложены основные образовательные области, проектирующие основной круг компетенций ребенка: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
В научно-педагогической литературе понятие «образовательная программа ДОУ» используется активно, но зачастую несет почти противоположный смысл. Специальных исследований, посвященных образовательной программе дошкольного образования, недостаточно, а требования образовательного права обязывают каждое дошкольное учреждение разрабатывать и реализовывать ее. В связи с этим разработка содержания термина «образовательная программа», «описание принципов и критериев» построения, «технологии ее реализации в образовательном процессе» представляется действиями «теоретически важными и практически значимыми». Анализ многочисленных источников по данной проблеме позволил охарактеризовать основные подходы к разработке образовательных программ с позиций исторического аспекта, а также определить существенные тенденции, характерные для дошкольного образования в новых условиях проектирования его содержания.
В настоящее время существуют различные точки зрения на сущность образовательной программы и разные подходы к определению ее содержания. Так, А.А. Майер и О.И. Давыдова предлагают рассматривать «модель» структуры образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, как примерную. По мнению авторов, образовательная программа при переходе работы ДОУ «из режима функционирования в режим развития, представляет собой описание системы мероприятий, осуществляемых ДОУ для достижения поставленных целей». Наряду с этим образовательная программа может выступать и в качестве перспективного плана, определяющего направленность (профиль) и содержание деятельности конкретного образовательного учреждения в качестве основы для индивидуализации пространства развития детей [6].
Специалисты правомерно обращают внимание на то, что «нередко при описании работы ДОУ в инновационном режиме используются все указанные выше значения термина «образовательная программа». Однако их следует различать не только при проектировании (конструировании) образовательной программы, но и в процессе принятия управленческих решений: при лицензировании, аккредитации образовательного учреждения; проведении внутри тематического контроля, анализе деятельности воспитателей; оценке результатов развития детей [7]. Нормативные и инициативные подходы к разработке основной общеобразовательной программы освещены в исследованиях С.Ф. Багаутдиновой [8].
В современной специальной литературе получили распространение и другие плодотворные подходы к проектированию программ дошкольного образования [9]. Так, Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков в качестве структурных частей образовательной программы ДОУ рассматривают сведения о частных образовательных программах, используемых в ДОУ, и условиях их реализации: стратегические приоритеты образовательного процесса; дифференциация групп; образовательные программы групп; образовательные программы традиционных акций; материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей; образовательные программы, осуществляемые совместно с другими институтами детства; образовательные программы, обеспечивающие координацию педагогов, родителей в воспитании и обучении детей [10]. При структурировании программы П.И. Третьяков и К.Ю. Белая выделяют пять блоков образовательной программы: задачи развития детей; программно-методическое обеспечение ДОУ; организация учебно-воспитательного процесса (включает характеристику режима дня, сетки занятий, системы закаливания и др.); мониторинг учебно-воспитательного процесса; условия реализации программы [11]. А.Н. Троян предлагала давать в программе характеристику целостного образовательного процесса в единстве его целевого, содержательного и технологического компонентов и с обоснованием ведущих концептуальных положений [12].
Если сравнивать данные подходы с регламентацией разделов обязательной части программы в федеральных требованиях (ФГТ), то более близким ФГТ является подход П.И. Третьякова и К.Ю. Белой, не противоречит ФГТ и подход А.Н. Троян. Сравнительная характеристика различных структурных моделей образовательной программы по С.В. Кузьмину и по И.Л. Паршу-ковой также не противоречит ФГТ. Существенно, что все авторские коллективы рассматривают вопрос о возможности определения результатов освоения программы положительно. Расхождение позиций авторов - в определении объекта оценки. Чаще всего, это набор знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок к концу какого-либо образовательного периода.
Представленные подходы к проектированию программ дошкольного образования получили свое опредмечивание в современных образовательных программах. Так, в программе «Детство» была предпринята перспективная попытка в дескриптивной форме представить возможное развитие ребенка по основным образовательным направлениям в соответствии с тремя уровнями развития (низкий, средний и высокий). Ценным моментом программы «Истоки» является наличие раздела «Базисные характеристики личности» - своего рода описание «портрета» ребенка раннего и дошкольного возраста «на выходе» из каждой возрастной группы через такие его базисные характеристики, как компетентность, эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность и ответственность, самооценка, свобода поведения.
В «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» несколько модифицирована идея формирования и формулирования результатов освоения программы «Истоки» (Н.Е. Веракса и большинство членов указанного авторского коллектива являются одновременно и авторами программы «Истоки») - она представлена в виде интегральных показателей развития детей. Организационно данные показатели «собраны» в конце программы по каждому возрастному периоду, содержательно они соответствуют основным линиям развития детей и представляют собой как психологические показатели развития, так и педагогические знания, умения, навыки (ЗУНы), имеющие непосредственное отношение к развитию ребенка дошкольного возраста.
Проектная группа по разработке, апробации и внедрению федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, возглавляемая Н.В. Фединой - зав. лабораторией дошкольного образования Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, выделяет в качестве объекта оценки качества результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Если в настоящее время ЗУНы рассматриваются, чаще всего, как цель и одновременно как критерий развития ребенка, то в основной общеобразовательной программе дошкольного образования конкретные знания, умения и навыки, возникающие при построении конкретных образовательных областей, будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, то есть способствующих развитию его новых качеств.
В целом осуществленный анализ подходов к проектированию программ дошкольного образования показал, что среди основных достижений дошкольного образования можно выделить нацеленность на формирование базиса личностной культуры и основного круга компетенций ребенка.
Ссылки:
1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.П. Дошкольное образование как ступень системы общего образования // Детский сад со всех сторон. 2006 (297). 19 мая.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. № 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета - Федеральный выпуск. 2011. 21 ноября.
3. Там же.
4. Закон РФ «Об образовании» (действующая редакция).
5. Там же.
6. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: методическое пособие. СПб., 2011.
7. Там же.
8. Багаутдинова С.Ф. Образовательная программа ДОУ как стратегический нормативно-педагогический документ // Мир детства и образование: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2009. С. 231 -234.
9. Там же.
10. Майер А.А., Давыдова О.И. Указ. соч.
11. Белая К.Ю. Методика разработки образовательной программы ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008. № 2.
12. Майер А.А., Давыдова О.И. Указ. соч.
References (transliterated):
1. Slobodchikov V.I., Korotkova N.A., Nezhnov P.G., Kirillov I.P. Doshkol'noe obrazovanie kak stupen' sistemy obshchego obrazovaniya // Detskiy sad so vsekh storon. 2006 (297). May 19.
2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 20 iyulya 2011 g. № 2151 g. Moskva «Ob utverzhdenii federal'nykh gosudarstvennykh trebovaniy k usloviyam realizatsii osnovnoy obshcheobrazovatel'noy programmy doshkol'nogo obrazovaniya» // Rossiyskaya gazeta - Federal'niy vypusk. 2011. November 21.
3. Ibid.
4. Zakon RF «Ob obrazovanii» (deystvuyushchaya redaktsiya).
5. Ibid.
6. Maier A.A., Davydova O.I. Osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya: konstruirovanie i reali-zatsiya v DOU: metodicheskoe posobie. SPb., 2011.
7. Ibid.
8. Bagautdinova S.F. Obrazovatel'naya programma DOU kak strategicheskiy normativno-pedagogicheskiy dokument // Mir detstva i obrazovanie: sbornik materialov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Magnitogorsk, 2009. P. 231 -234.
9. Ibid.
10. Maier A.A., Davydova O.I. Op. cit.
11. Belaya K.Y. Metodika razrabotki obrazovatel'noy programmy DOU // Spravochnik starshego vospitatelya doshkol'nogo uchrezhdeniya. 2008. № 2.
12. Maier A.A., Davydova O.I. Op. cit.
- 2Q1 -