Научная статья на тему 'Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС до'

Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5984
622
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION QUALITY / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION / MONITORING THE QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС ДО)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошенко Людмила Васильевна

В статье представлены результаты исследования проблемы обеспечения качества образования детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного образования: реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассмотрено понятие качества образования по отношению к системе дошкольного образования: как нормативный уровень, которому соответствует качество индивидуального развития ребенка дошкольника; и как качество педагогического процесса и условий, в которых он осуществляется, качество подготовки кадров, технологий, финансовых и материальных условий, качество управления. Установлено, что технологичность управления качеством дошкольного образования обеспечивается реализацией следующих этапов управления: управление качеством определения целей и задач образования в ДОУ; управление качеством выбора программ, технологий; управление качеством проектирования и планирования целостного педагогического процесса ДОУ; управление качеством мониторинга дошкольного образования. Выявлено, что современные педагоги испытывают затруднения в разработке и качественной реализации Основной образовательной программы дошкольного образования. В связи с чем, повышается роль методической работы с педагогами ДОУ с учетом определенных уровней их профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF FSED PE (FEDERAL STATE EDDUCATIONAL STANDART OF PRESCHOOL EDUCATION) REALIZATION

The article presents the research results of ensuring the education problems quality of preschool age children in the conditions of preschool education system modernization: Federal state educational standard of preschool education realization (FSED PE). The article discusses the concept of education quality in relation to the early childhood education: as the normative level, which corresponds to the quality of individual child deve-lopment preschool; and as the quality of the pedagogical process and the environment in which it is performed, quality of training, technology, financial and material conditions, the quality of management. It is established that the technology of preschool education quality management is ensured by the implementation of the following management stages: quality management definitions the goals and objectives of education in the preschool educational agency; quality management of the selection of programs, technologies; quality management design and planning of the whole pedagogical process in the preschool educational agency; quality control monitoring of preschool education. It was revealed that modern teachers experience difficulties in the development and quality implementation of the Basic educational program of preschool education. In this connection, the role of methodological work with preschool educational agency teachers based on certain levels of their professional competence.

Текст научной работы на тему «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС до»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-42 УДК 371.123

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Тимошенко Л.В.

В статье представлены результаты исследования проблемы обеспечения качества образования детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного образования: реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Рассмотрено понятие качества образования по отношению к системе дошкольного образования: как нормативный уровень, которому соответствует качество индивидуального развития ребенка дошкольника; и как качество педагогического процесса и условий, в которых он осуществляется, качество подготовки кадров, технологий, финансовых и материальных условий, качество управления.

Установлено, что технологичность управления качеством дошкольного образования обеспечивается реализацией следующих этапов управления:

- управление качеством определения целей и задач образования в ДОУ;

- управление качеством выбора программ, технологий;

- управление качеством проектирования и планирования целостного педагогического процесса ДОУ;

- управление качеством мониторинга дошкольного образования.

Выявлено, что современные педагоги испытывают затруднения в разработке и качественной реализации Основной образовательной программы дошкольного образования. В связи с чем, повышается роль методической работы с педагогами ДОУ с учетом определенных уровней их профессиональной компетентности.

Ключевые слова: дошкольное образование; качество дошкольного образования; управление качеством образования; основная образовательная программа дошкольного образования; мониторинг качества дошкольного образования; Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО).

QUALITY MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF FSED PE (FEDERAL STATE EDDUCATIONAL STANDART OF PRESCHOOL EDUCATION) REALIZATION

Timoshenko L.V.

The article presents the research results of ensuring the education problems quality ofpreschool age children in the conditions of preschool education system modernization: Federal state educational standard of preschool education realization (FSED PE).

The article discusses the concept of education quality in relation to the early childhood education: as the normative level, which corresponds to the quality of individual child development preschool; and as the quality of the pedagogical process and the environment in which it is performed, quality of training, technology, financial and material conditions, the quality of management.

It is established that the technology of preschool education quality management is ensured by the implementation of the following management stages:

- quality management definitions the goals and objectives of education in the preschool educational agency;

- quality management of the selection of programs, technologies;

- quality management design and planning of the whole pedagogical process in the preschool educational agency;

- quality control monitoring of preschool education.

It was revealed that modern teachers experience difficulties in the development and quality implementation of the Basic educational program of preschool education. In this connection, the role of methodological work with preschool educational agency teachers based on certain levels of their professional competence.

Keywords: preschool education; preschool education quality; education quality management; basic educational program ofpreschool education; monitoring the quality ofpreschool education; Federal state educational standard.

Дошкольное образование признано государством как первая ступень общенациональной системы образования [15]. Модернизация системы общего и дошкольного образования предполагает изменение парадигмы образования, перенос акцента с задач усвоения знаний, уме-

ний, навыков на задачи развития личности [2]. В связи с чем, с особой остротой встает вопрос об определении ориентиров изменения качества образовательных услуг. По отношению к системе дошкольного образования качество может рассматриваться в двух аспектах. Прежде всего, качество представляет собой тот нормативный уровень, которому соответствует качество воспитания, обучения и развития ребенка дошкольника [11]. Вместе с тем, качество результата определяется качеством педагогического процесса и условий, в которых он осуществляется, качеством подготовки кадров, технологий, финансовых и материальных условий, качеством управления [10].

Исследуя проблему качества дошкольного образования в рамках инновационного проекта «Управление качеством дошкольного образования» при взаимодействии научно-исследовательских групп преподавателей, студентов Омского государственного педагогического университета и профессионально-педагогических сообществ дошкольных образовательных учреждений, мы пришли к выводу, что в настоящее время вопрос о достижении нового качества дошкольного образования не перестает быть актуальным [12].

Определение составляющих качества дошкольного образования, критериев оценки качества, выбор технологий и инструментария мониторинга качества дошкольного образования обусловлено Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), где представлены целевые ориентиры дошкольного образования: социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка [10].

Усиливается важность совершенствования технологических процедур управления качеством дошкольного образования, обеспечивающих устойчивое развитие ДОУ [14]. Нами выделены следующие этапы управления качеством образования дошкольников в ДОУ [1].

Этап управления качеством определения целей и задач образования в ДОУ. Целью управленческой деятельности руководителя на данном этапе является: содействие осознанию воспитателями качественно новых, инновационных целей и задач развития детей; мотивация на достижение нового качества в профессиональной деятельности; формирование грамотного подхода к организации инновационных процессов в ДОУ [3].

Проблема управления качеством дошкольного образования заключается в том, что на практике существует несколько видов дошкольных образовательных учреждений: детский сад, детский сад общеразвивающего вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад комбинированного вида, центр развития ребенка - детский сад. В связи с чем, стандарты качества образования не могут быть едиными для всех дошкольных учреждений. Они должны быть представлены двумя составляющими. В инвариантной части

система критериев оценки качества образования обусловлена целевыми ориентирами образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО независимо от вида дошкольного учреждения. Вариативная часть содержит критерии оценки качества образования с учетом специфики дошкольного учреждения [13].

Практика свидетельствует, что на данном этапе значительные затруднения вызывает управление качеством образования в детских садах компенсирующего вида и центре развития детей, так как в них воспитываются дети с особыми образовательными потребностями. Формулировка целей и задач воспитания, обучения и развития таких детей требует соотнесения потенциальных возможностей ребенка с реально демонстрируемыми результатами его деятельности

[4].

Этап управления качеством выбора программ, технологий предполагает разработку и реализацию концепции ДОУ, Основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО. В условиях перехода на новые стандарты качества руководители детских садов испытывают огромные трудности в управлении на данном этапе. Самостоятельная разработка Основной образовательной программы дошкольного образования, выбор технологий ее реализации -дело для педагогов новое и очень ответственное. Современный педагог с трудом принимает необходимость достижения нового качества дошкольного образования, в центре которого стоит развитие личности ребенка [5].

На этапе управления качеством проектирования и планирования целостного педагогического процесса ДОУ качество образования обеспечивается мотивационной готовностью педагога к исследовательской деятельности, его способностью к системному видению всего педагогического процесса и своей педагогической деятельности в нем [9].

В течение нескольких лет мы наблюдали за профессиональным развитием отдельных педагогов и целых коллективов. Результаты наблюдений позволили обозначить проблему. Несмотря на позитивную мотивацию педагогов к овладению профессией, внедрению новых программ, технологий, не все могут это делать. Педагоги испытывают затруднения в анализе и прогнозе собственной педагогической деятельности, планировании и организации целостного педагогического процесса (от целеполагания до выбора адекватных целям средств, форм и методов работы с детьми), не владеют методологией, что не позволяет им подняться до уровня педагога-исследователя. Не всегда воспитатели способны самостоятельно разработать технологию, адекватную концептуальным основам, целям и задачам программы. Увлечение педагогов «коллекционированием» отдельных парциальных программ, методик часто ведет к нарушению системности в работе, целостности педагогического процесса ДОУ [7].

Анализ многолетней практики доказывает уникальность Программы «Детский сад - дом радости» Н.М. Крыловой, где качество образования дошкольников обеспечено авторской Технологией организации целостного педагогического процесса, основой которого является интеграция игровой, трудовой и познавательной деятельности дошкольников [6]. Во всех остальных случаях педагога приглашают к проектированию педагогического процесса из отдельных методик, технологий, в основном, касающихся обучения детей дошкольного возраста.

Изучение профессиональной компетентности педагогов ДОУ позволило выделить пять групп воспитателей, каждая из которых характеризуется определенным уровнем овладения профессиональной деятельностью. Планирование и организация методической работы с педагогами ДОУ осуществляется с учетом выявленных уровней профессиональной компетентности.

Нулевой уровень. Педагоги, которые пришли работать в ДОУ не по призванию, а по необходимости, чаще всего не имеют специального педагогического образования, стажа, испытывают затруднения в работе с детьми. Работая с педагогами данной группы, важно показать привлекательность профессии, помочь осознать ее значимость, сформировать мотивацию на успешность в педагогической деятельности; использовать формы методической работы, направленные на овладение теорией дошкольного воспитания, умениями планировать, организовывать педагогический процесс.

Первый уровень. В большинстве своем это молодые специалисты, которые имеют положительную мотивацию на работу с детьми, но не владеют профессиональными умениями и навыками. Воспитателям этой группы необходим яркий пример, образец для подражания, педагог-мастер. Наставничество в данной ситуации является средством профессионального взаимообогащения. Молодой педагог учится мастерству у старшего коллеги, который в свою очередь по-новому осмысливает свою деятельность, что позволяет обоим подняться на новый уровень профессионального мастерства.

Второй уровень. Педагоги владеют теорией воспитания и обучения дошкольников, отдельными умениями педагогического воздействия, но испытывают затруднения в осознании, планировании, организации целостного педагогического процесса, рефлексии собственной деятельности, в связи с чем, нуждаются в практической, методической помощи коллег по профессии. Для воспитателей данной группы важно создать условия для совершенствования педагогических техник работы с детьми, овладения методиками, технологией. Участие в общих педагогических мероприятиях помогут воспитателю почувствовать уверенность в себе.

Третий уровень. Педагоги данной группы владеют теорией и конкретной методикой (или технологией), в профессиональной деятельности самостоятельны. Проведение открытых мероприятий для этих педагогов есть форма самореализации, самоутверждения. Они могут выступать в роли наставников, консультантов, помощников.

Четвертый уровень. Педагоги-мастера, которые владеют методологией, проявляют себя как педагоги-исследователи, создают инновационные проекты, программы, технологии. Как правило, педагоги этой группы обобщают и демонстрируют собственный педагогический опыт.

Этап управления качеством мониторинга дошкольного образования. Система мониторинга позволяет определить оценку индивидуального развития детей, связанную с оценкой эффективности педагогических действий, и может быть представлена следующими компонентами:

■ критерии и показатели мониторинга, с помощью которых возможно оценить результат освоения Программы;

■ диагностический инструментарий (технология оценивания);

■ описание информационных, организационных, нормативно-правовых условий реализации системы мониторинга (определение функционала специалистов, обеспечивающих мониторинг; временные рамки мониторинга; мероприятия по анализу результатов; прогнозирование и проектирование дальнейшего освоения Программы) [7].

В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

■ индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

■ оптимизации работы с группой детей [10].

Профессиональное осуществление мониторинга предусматривает недопустимость нарушения хода образовательного процесса; переутомления детей и возможность в оптимальные

сроки получать объективную информацию о динамике их развития [7]. К методам мониторинга качества образования в ДОУ можно отнести: изучение продуктов детской деятельности, опыта педагога, проведение контрольно-оценочных занятий, наблюдение, собеседование с педагогами, родителями и детьми, анализ документации, хронометраж режима дня и др. [8].

Итак, управление качеством образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования предполагает реализацию ряда последовательных, логически связанных между собой этапов управленческой деятельности руководителя ДОУ.

Список литературы

1. Агалакова Е.А., Тимошенко Л.В. Технология мониторинга качества образования дошкольника (в условиях внедрения программы и Технологии Н.М. Крыловой «Детский сад - Дом радости»): практико-ориентированное пособие. - Омск: ОмГПУ 2010. 76 с.

2. Асмолов А.Г. Образование в России: сохраняя традиции, двигаться дальше / А.Г. Асмолов. - М.: Федеральный институт развития образования. 2012. 40 с.

3. Богославец Л.Г., Майер А.А. Основы управления качеством дошкольного образования: учеб.-метод.пособие. - Барнаул: БГТУ 2007. 174 с.

4. Инновационный опыт обеспечения качества дошкольного образования в условиях реализации Федеральных государственных требований: сборник материалов / Авт.-сост. А.Х. Сун-дукова, М.Г. Копытина, Л.В. Бех. - Ростов н/Д.: Изд-во: ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО. 2012. 112 с.

5. Концепция развития дошкольного образования в России (2013-2020): методология, теория, технология. - М.: Федеральный институт развития образования. 2013. 144 с.

6. Крылова Н.М. Детский сад - дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Н.М. Крылова. - М.: ТЦ Сфера. 2015. 352 с.

7. Крылова Н.М., Тимошенко Л.В. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Детский сад - Дом радости» (методическое пособие). - Москва: ТЦ Сфера. 2013. 64 с.

8. Майер А.А., Богославец Л.Г. Управление качеством дошкольного образования. - М.: Сфера. 2009. 174 с.

9. Поташник М.М. Управление качеством образования: практико-ориентированная моногр. и метод. пособие / Под ред. М.М. Поташника. - М.: пед.о-во России. 2000. 175 с.

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

11. Тимошенко Л.В. Мониторинг качества образования дошкольников: методические рекомендации / Л.В. Тимошенко. - Омск: Изд-во ОмГПУ. 2013. 82 с.

12. Тимошенко Л.В. Развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях внедрения технологии «Детский сад - дом радости» // Управление качеством образования в условиях инновационного внедрения программы и Технологии Н.М. Крыловой «Детский сад - дом радости»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Изд-во ОмГПУ 2008. С. 50-52.

13. Тимошенко Л.В. Управление качеством образования в негосударственной дошкольной образовательной организации // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. № 2 . С. 18-24.

14. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. - М.: ТЦ «Сфера». 2003. 240 с.

15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

References

1. Agalakova E.A., Timoshenko L.V. Tehnologija monitoringa kachestva obrazovanija doshkol'nika (v uslovijah vnedrenija programmy i tehnologii N.M. Krylovoj «Detskij sad - Dom radosti»): praktiko-orientirovannoe posobie [Monitoring technology of preschool child education quality (in terms of program implementation and Technology N.M. Krylova «Kindergarten - House of joy»): a practice-oriented manual]. - Omsk: OSPU, 2010. 76 p.

2. Asmolov A.G. Obrazovanie v Rossii: sohranjaja tradicii, dvigat 'sja dal'she/A.G. Asmolov [Education in Russia: preserving traditions, and move on / A.G. Asmolov]. - Moscow: Federal Institute of education development, 2012. 40 p.

3. Bogoslavec L.G., Majer A.A. Osnovy upravlenija kachestvom doshkol'nogo obrazovanija: ucheb.-metod.posobie [Fundamentals of quality management of preschool education: textbook.-method. allowance]. - Barnaul: BSTU, 2007. 174 p.

4. Innovacionnyj opyt obespechenija kachestva doshkol'nogo obrazovanija v uslovijah realiza-cii Federal'nyh gosudarstvennyh trebovanij: sbornik materialov / Avt.-sost. A.H. Sundukova, M.G. Kopytina, L.V. Beh [Innovative practices in ensuring the quality of preschool education

in the conditions of realization of Federal state standards: Toolkit / Avt.-comp. Sundukova A.H., G.M. Kopytina, L.V. Bech]. - Rostov n/D: Publishing house: the SEI RO Republican Institute and PPRO, 2012. 112 p.

5. Koncepcija razvitija doshkol'nogo obrazovanija v Rossii (2013-2020): metodologija, teorija, tehnologija [The concept of development of preschool education in Russia (2013-2020): methodology, theory, technology]. - Moscow: Federal Institute of educational development, 2013. 144 p.

6. Krylova N.M. Detskij sad - dom radosti. Primernaja osnovnaja obrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija/N.M. Krylova [Kindergarten - house of joy. Approximate basic educational program of preschool education / N.M. Krylova]. - M.: TC Sphere, 2015. 352 p.

7. Krylova N.M. Timoshenko L.V. Monitoring dostizhenija det'mi planiruemyh rezul'tatov osvoe-nija programmy «Detskij sad - dom radosti» (metodicheskoe posobie) [Monitoring of children reach the expected results of mastering the program «Kindergarten - House of joy» (the methodical grant)]. - Moscow: TC Sphere, 2013. 64 p.

8. A.A. Maier, Bogoslavec G.L. Upravlenie kachestvom doshkol'nogo obrazovanija [Quality Management of preschool education]. - M.: Sphere, 2009. 174 p.

9. Potashnik M.M. Upravlenie kachestvom obrazovanija: praktiko-orientirovannaja monogr. i me-tod. posobie / Pod red. M.M. Potashnika [Education quality Management: practice-oriented monograph. and method. the manual / under the editorship of The Russian Thistle]. - Moscow, 2000. 175 p.

10. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii № 1155 ot 17 oktjabrja 2013 g. «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija» [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation № 1155 from October 17, 2013 «On approval of Federal state educational standard of preschool education»].

11. Timoshenko L.V. Monitoring kachestva obrazovanija doshkol'nikov: metodicheskie rekomenda-cii / L.V. Timoshenko [Monitoring of quality of education of preschool children: methodical recommendations / L.V. Timoshenko]. - Omsk: Publishing house OSPU, 2013. 82 p.

12. Timoshenko L.V. Razvitieprofessional'nogo masterstvapedagogov DOU v uslovijah vnedrenija tehnologii «Detskij sad - dom radosti» // Upravlenie kachestvom obrazovanija v uslovijah in-novacionnogo vnedrenija Programmy i tehnologii N.M. Krylovoj «Detskij sad - dom radosti»: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Omsk: Publishing house Omgpu. 2008. Pp. 50-52 .

13. Timoshenko L.V. Upravlenie kachestvom obrazovanija v negosudarstvennoj doshkol'noj ob-razoyvatel'noj organizacii // Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem, no. 2 (2014): 18-24.

14. Tret'jakov P.I., Belaja K.J. Doshkol'noe obrazovatel'noe uchrezhdenie: upravleniepo rezul'tatam [Preschool educational institution: the office for the results]. - M.: TC «Sphere», 2003. 240 p.

15. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal law of 29.12.2012 № 273-FZ «On education in Russian Federation»].

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Тимошенко Людмила Васильевна, доцент кафедры специальной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент

Омский государственный педагогический университет набережная Тухачевского, 14, г. Омск, 644099, Россия [email protected]

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 7490-8286 DATA ABOUT THE AUTHOR

Timoshenko Lyudmila Vasilevna, associate Professor in the Department of special education, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Omsk state pedagogical University

Naberezhnaya Tukhachevskogo, 14, Omsk, 644099, Russia

Email address: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.