2. Самойлов Л. П. Педагогическое проектирование в контексте образовательной практики высшей школы // Взаимодействие научно-исследовательских подразделений промышленных предприятий и вузов по повышению эффективности управления производством: сб. материалов Межрег. научно-практ. конф. / ВолгГТУ. Волгоград, 2005. С. 56-59.
Модель реализации принципа индивидуализации в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения Домбай О. В.
Домбай Оксана Владимировна /Dombay Oksana Vladimirovna - студент магистратуры, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), г. Ялта
Аннотация: в статье предлагается модель реализации принципа индивидуализации в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Подробно рассматриваются этапы реализации принципа индивидуализации; принципы и подходы; критерии и показатели, при выполнении которых данная модель будет реализована.
Abstract: in article the model of realization of individualization in the educational process of preschool educational institution. Discusses in detail the stages of implementation of the principle of individualization; principles and approaches; criteria and indicators, under which the model will be implemented.
Ключевые слова: принцип индивидуализации, процесс обучения, процесс воспитания, педагогический процесс.
Keywords: the principle of individualization, the process of learning, the process of education, pedagogical process.
Введение
Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться инновационное пространство современного детского сада, важное место занимает принцип индивидуализации образования.
Индивидуализация образования предполагает его ориентацию на развитие личности и неповторимой индивидуальности обучающегося, свободу выбора форм обучения. Особенностью реализации этого принципа в современных условиях является опора на междисциплинарное знание о человека. Физиология, психология, социология, культурология, демография, философия позволяют не только более детально изучить закономерности и особенности развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности, но и наполняют принцип индивидуализации образования новым содержанием, предлагают новые организационно-методические решения для его реализации [4].
Учебно-воспитательный процесс с учетом реализации принципа индивидуализации стал предметом изучения таких авторов как: В. Г. Алямовская, К. Ю. Белая, Н. Б. Вершинина, Д. Ф. Ильясова, М. М. Поташник, А. В. Хуторской, И. В. Суханова, Ю. К. Бабанский, Т. А. Емцова, И. Н. Козакова, Н. А. Виноградова.
Принцип индивидуализации закреплен в статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 как один из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере
образования [1]. В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждениях происходят значительно быстрее, особая роль отводится учебно-воспитательному процессу. Проблемы повышения уровня учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях обусловлены потребностями общества в высококвалифицированных, конкурентоспособных кадрах, обеспечение управленческой инфраструктуры дошкольного учреждения руководителями новой формации.
Изменения, происходящие в системе современного образования Российской Федерации, направляют ученых и практиков на поиск новых путей модернизации учебно-воспитательного процесса, поскольку только квалифицированное и профессионально обоснованное управление способно обеспечить реализацию идей, целей и задач в учебно-воспитательном процессе [2].
Формулировка цели статьи
Выявить сущностные характеристики учебно-воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения, определить роль принципа индивидуализации в его организации.
Изложение основного материала статьи
Для реализации принципа индивидуализации в учебно-воспитательном процессе ДОУ была разработана модель.
В основу разработки модели учебно-воспитательного процесса ДОУ, с учетом принципа индивидуализации, были положены следующие принципы: принцип научности, принцип системности и принцип комплексного подхода.
Принцип индивидуализации в педагогическом процессе дошкольного учреждения основывается на таких подходах как: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный.
Предложенная модель по реализации принципа индивидуализации в учебно-воспитательном процессе состоит из трех этапов - мотивационно-информационного, операционно-информационного и деятельностно-рефлексивного.
Цель первого этапа - формирование мотивационного компонента, который ориентирован на обеспечение необходимых условий для педагогического процесса. С помощью таких форм работы, как анкетирование, беседы, лекции, видеопрезентаци, семинары формируется осознанная потребность изучать возможности учебно -воспитательного процесса с учетом принципа индивидуализации для эффективной педагогической деятельности.
В качестве критериев мотивационной готовности в учебно-воспитательном процессе были выделены:
- наличие устойчивого интереса к организации педагогического процесса, осознание его необходимости;
- умение ориентироваться в информационном пространстве по данной теме;
- мотивированность к профессиональной деятельности организации.
Второй этап - операционно-информационный - направлен на формирование операционного компонента модели, который включает в себя обеспечение необходимой информационной среды в учебно-воспитательном процессе. С помощью таких форм и методов, как беседы, тестовые оценки знаний, анализ ошибок деятельности педагогов были выделены следующие критерии педагогического процесса с учетом реализации принципа индивидуализации:
- наличие системы знаний об учебно-воспитательном процессе с учетом принципа индивидуализации;
- наличие умений по организации деятельности учебно-воспитательного процесса, умение оперировать системой знаний и отдельных методик.
На третьем этапе - деятельностно-рефлексивном - реализуется практический (рефлексивный) компонент модели, который способствует выработке практических навыков и умений в учебно-воспитательном процессе с учетом реализации принципа
31
индивидуализации. На данном этапе были использованы следующие формы: анализ мероприятий, направленных на организацию учебно-воспитательного процесса.
В качестве критериев педагогического процесса были выделены: умение анализировать собственную профессиональную деятельность, способность к самоорганизации, способность к профессиональному росту и саморазвитию.
Цель: реализация принципа индивидуализации в учебно-воспитательном процессе ДОУ
/ \
Подходы: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный Принципы: научности, системности, комплексного подхода
Содержательный блок
Этапы Цели Компоненты Методы, формы
Мотивационно-информационный Обеспечить необходимые условия педагогического процесса Мотивационный Анкетирование, беседы, лекции, видеопрезентации, семинары
Операционно-информационный Обеспечение необходимой информационной среды в учебно-воспитательном процессе Операционный Беседы, тестовая оценка знаний, анализ ошибок деятельности педагогов
Деятельностно-рефлексивный Способствовать выработке практических навыков и умений в учебно-воспитательном процессе с учетом принципа индивидуализации Практический (рефлексивный) Анализ мероприятий направленных на организацию учебно -воспитательного процесса
Диагностический блок
Критерии Показатели
Мотивационный Интерес к педагогическому процессу, осознание его необходимости. Умение ориентироваться в информационном пространстве по данной теме
Операционный Наличие системы знаний об учебно-воспитательном процессе с учетом принципа индивидуализации. Наличие умений по организации деятельности учебно-воспитательного процесса, умение оперировать системой знаний и отдельных методик
Практический Умение анализировать себя и собственную профессиональную деятельность, способность к самоорганизации. Способность к профессиональному росту и саморазвитию
Результат: реализация принципа индивидуализации в учебно-воспитательном процессе
_ДОУ_
Рис. 1. Модель реализации принципа индивидуализации в учебно-воспитательном процессе ДОУ
Выводы. Учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении в педагогике рассматривается как целостный процесс осуществления обучения и воспитания путем обеспечения единства этих оставляющих. Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его компонентов единой цели.
Учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения как педагогическая система находится постоянно в непрерывном развитии, обладая колоссальной способностью к совершенствованию при условии четкой, научной организации управления им и, наоборот, при отсутствии таковой может проявлять склонность к деградации [10].
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях продолжается научный поиск подходов, путей и способов оптимизации учебно-воспитательного процесса с целью создания максимально благоприятной среды для реализации индивидуального принципа при работе с детьми и развития всесторонней гармоничной личности ребенка.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, 31.12.2012. № 303.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013г. № 30384) // Российская газета, 25.11.2013. № 6241.
3. Барышников Е. Н. О воспитании и воспитательных системах / Е. Н. Барышников, И. А. Колесникова. СПб., 2010. С. 122.
4. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики / Д. А. Белухин. М., 2010. С. 320.
5. Братченко С. Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию / С. Л. Братченко // Образование и культура Северо-Запада России, 2012. № 1. С. 91.
6. Дошкольное образование в России. Сборник действующих документов и научно -методических материалов / Под ред. Р. Б. Стеркиной. М.: Издательство АСТ, 2009. С. 336.
7. Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога / Э. Ф Зеер. Свердловск: изд-во Урал.ун-та, 2011. С. 197.
8. Караковский В. А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М.: Новая школа, 2011. С. 160.
9. Лизинский В. М. О методической работе / В. М. Лизинский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. С. 160.
10.Михайленко Л. Л. Повышение профессионального уровня педагогов в дошкольном образовательном учреждении / Л. Л. Михайленко // Методист. 2009. № 5. С. 67.
11. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника /Н. Н. Поддъяков. М.: Мысль, 2008. С. 248.
Анализ психолого-педагогических условий обогащения и активизации словарного запаса дошкольников в ДОУ
Лупанова А. В.
Лупанова Анна Владимировна /Lupanova Anna Vladimirovna - студент, кафедра дошкольного образования, факультет психологии и педагогического образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь
Аннотация: в данной статье анализируются обогащение и активизация детей дошкольного возраста в программах «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, З. А. Ноткиной и др.
Abstract: this article analyses the enrichment and revitalization of preschool children in programs of «Education and training in kindergarten", edited by M. A. Vasilyeva, "Childhood", edited by I. V. Loginova, T. I. Babayeva, Z. A. Notkina etc.
Ключевые слова: обогащение и активизация, активный, пассивный словарный запас. Keywords: enrichment and intensification, active and passive vocabulary.
Обогащение словарного запаса и активизации у детей дошкольного возраста является важным условием для овладения языком, развития понятийного мышления и совершенствования речевого общения.
Следует разобраться, что же такое словарный запас? Словарный запас - это совокупность слов естественного языка, значение которых ребенок понимает и может объяснить.
Словарный запас подразделяется на активный - слова, употребляемые в повседневной речи дошкольника. Активный словарь во многом определяет культуру и богатство речи.
В активный словарь ребёнка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в семье медиков, используют слова медицинской терминологии: здоровье, грипп, переливание крови, операция, шприц и т.д. Дети пекаря - дрожжи, опара, выпечка и т.п. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребёнка язык средством общения [1, с. 90].
И пассивный - слова, понятны при чтении и устном восприятии. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых