Научная статья на тему 'Технология аэробного класса в учебном процессе нефизкультурного вуза как средство оздоровления студенток'

Технология аэробного класса в учебном процессе нефизкультурного вуза как средство оздоровления студенток Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Люйк Л. В., Михеев В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология аэробного класса в учебном процессе нефизкультурного вуза как средство оздоровления студенток»

Л.В. Люйк, В.И. Михеев

ТЕХНОЛОГИЯ АЭРОБНОГО КЛАССА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОК

Аэробный класс - структурный компонент целостного занятия по аэробике (аэробный класс, силовой класс, стретчинг), система сложнокоординированных двигательных действий, выполняемых под специально подобранную музыку в стиле «нон-стоп» в соответствии с закономерностями «аэробной» тренировки.

Значимость использования аэробного класса в учебном процессе нефизкультурного вуза обусловлена непреходящей важностью данного компонента аэробики в укреплении здоровья студентов, повышения общей и специальной работоспособности, психофизической надежности к будущей профессиональной деятельности.

Реализация эффектов аэробного класса требует использования эффективных образовательных технологий, опирающихся на учет конкретных условий учебно-воспитательного процесса вуза (объем учебного времени; продолжительность семестров, сессий, каникул; исходный уровень подготовленности занимающихся; наполняемость учебных потоков и др.).

В опытно-экспериментальной работе исследовалось воздействие программно-целевой технологии аэробного класса на активизацию учебной деятельности студенток основного учебного отделения (уровень социально значимой мотивации; характер учебных действий; уровень двигательной подготовленности).

Период исследования - 1 семестр 2009-2010 учебного года. Объект исследования - 26 студенток 1 курса экономического факультета СПГУВК, ранее не занимавшихся аэробикой. Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, включенное наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.

Программно-целевая технология аэробного класса - способ построения и реализации учебно-тренировочного процесса (УТП) на основе целенаправленной подготовки студентов к выполнению диагностически заданной целевой программы (композиции) семестра, составляющей содержание промежуточного (семестрового) контроля учебного процесса.

Ведущими принципами построения и реализации программно-целевой

технологии УТП выступали: методологические принципы построения педагогических технологий (диагностического целеполагания; системности - целевой, содержательной, структурной и процессуальной целостности; оптимальности; интенсивности; управляемости; воспроизводимости); унифицированные принципы спортивной тренировки (единства общей и специальной подготовки; цикличности; непрерывности; волнообразного повышения нагрузки) [Беспалько, В.П.,1989; Люйк, Л.В., Сахарнова, Т.К., Михеев, В.И, 201 Люйк, Л.В., Са-харнова, Т.К., Михеев, В.И, 2010].

Структурными компонентами технологии выступали - цель, содержание, организация, дидактические процессы, управление.

В качестве диагностических параметров цели УТП семестра выделены две группы показателей, отражающих наиболее существенные эффекты занятий аэробным классом - уровень специальной («аэробной») подготовленности и уровень общей выносливости.

Критерием специальной подготовленности выступал результат выполнения «контрольного» алгоритма целевой композиции по специально разработанной 5-балльной шкале; критерием общей выносливости - результат выполнения «базового» норматива учебной программы вуза по «Физической культуре» -«Бег 2000 метров» (10 мин.15 сек. - «5» баллов; 10.50 - «4»; 11.15 -«3»; 11.50 -«2»; 12.15 и ниже - «1» балл). «Целевыми» параметрами обоих компонентов выступали показатели в «3» балла и выше.

Содержание технологии составляли отдельные упражнения, блоки и программы аэробного класса, определяющие предмет освоения на протяжении семестра.

Состав упражнений включал упражнения классической аэробики, а также стилизованные элементы упражнений «тай-бо», «латина», «рок-н-ролл» и других направлений. Доминирующее место занимали упражнения классической аэробики «квазилегкоатлетического» и «квазигимнастического» характера, позволяющие наиболее эффективно решать задачи комплексного развития специальной («аэробической») и общей выносливости с занимающимися начального уровня подготовки.

В целях реализации принципа диагностичности, позволяющего выстроить учебно-тренировочный процесс на протяжении семестра в соответствии с закономерностями развития физической формы занимающихся, выделены диагностические критерии координационного и кондиционного компонентов упраж-

нений, блоков и программ аэробного класса трех уровней сложности. Основанием выступали пространственные, пространственно-временные, временные, динамические характеристики движений.

Ведущими маркерами управления «внутренней» стороной кондиционной нагрузки выступали показатели работы в трех «зонах интенсивности» - низкой (ЧСС - 120 - 130/135 уд/мин.), средней (ЧСС - 130/135 - 150/155 уд/мин.) и высокой (ЧСС - 150/155 - 180/200 уд/мин) интенсивности.

Ведущим методом построения аэробных композиций выступал метод блоковой хореографии.Структуру каждой композици составляли 4 блока (по 32 счета) различного уровня координационной и кондиционной сложности, формирующие общий уровень координационной и кондиционной нагрузки композиции и ее место в структуре УТП семестра.

Технология освоения упражнений, блоков и программ предполагала использование комплекса методов обучения - «прибавления», «бейс-технологии», «модификации», «контрольного», каждый из которых применялся на соответствующей стадии освоения композиций.

Ведущими методами кондиционной тренировки выступали методы переменного, повторного, интервального и контрольного упражнения.

Структуру семестра составляли четыре мезоцикла (МЗЦ).

Учебно-тренировочный процесс «Втягивающего» МЗЦ был направлен на подготовку организма к тренировочной работе, формирование чувства музыкального ритма, освоение основ музыкальной грамоты. Программа МЗЦ являлась наименее сложной и соответствовала исходному уровню координационной сложности и низкому уровню кондиционной нагрузки.

Целью «Базового» МЗЦ являлось создание функционального и координационного «фундамента» учебно-тренировочной работы. Программы данного мезоцикла имели средние показатели координации и интенсивности нагрузки.

Учебно-тренировочный процесс «Специального» МЗЦ был направлен на достижение пика тренировочной формы. Здесь осваивалась «целевая» композиция семестра, имевшая высокий уровень координации и интенсивности нагрузки.

Целью «Контрольного» МЗЦ являлось создание наиболее благоприятных условий для выполнения «целевой» программы семестра.

Управление как компонент целевой технологии аэробного класса, предполагало входной (исходный), оперативный (на каждом занятии), рубежный (по

завершению мезоциклов) и итоговый (семестровый) контроль, анализ и оценку учебной деятельности студентов.

Реализация технологии опиралась на психолого-педагогические основы личностно-ориентированного субъектно-деятельностного подхода.

1. Осознание студентами смысловых, целевых, содержательных, технологических и управленческих аспектов УТП (установочный рассказ и беседа (8 - 10 минут) в начале каждого занятия; инструктирование, сопроводительные пояснения, указания и команды, вербальные и невербальные оценки непосредственно по ходу УТР; подведение итогов занятия в заключительной части (5 - 6 минут) и др.).

2. Постановка студентов позицию субъектов УТП (привлечение к совместной выработке целей, содержания, технологических процессов, критериев оценки целевой композиции; осуществление осознанной самостоятельной работы на УТЗ; проведение отдельных фрагментов аэробного класса; совместный анализ результатов учебной деятельности и личностного развития и др.).

3. Осуществление возможной индивидуализации обучения на основе обеспечения индивидуального темпа достижения перспктивных целей и задач каждым занимающимся.

4. Стимулирование непосредственного интереса к занятиям аэробным классом (разнообразие, новизна, оригинальность упражнений и программ аэробного класса, методов освоения композиций).

5. Формирование на учебных занятиях атмосферы рабочей активности и эмоционального подъема (мажорный стиль ведения занятий; использование популярных мелодий; опора на эффекты эмоционального «заражения» от взаимосогласованной работы большого количества студентов (60 - 70 человек) учебного потока и др.).

6. Создание атмосферы «комфортной» состязательности (организация УТП семестра и тестовых испытаний целевой композиции в форме подготовки и выступления на конкурсе «Мисс - аэробика 1 курса ФЭИФ СПГУВК»).

7. Повышение престижа учебного процесса по аэробике на факультете (учреждение комплекса призов в различных номинациях за процесс и результаты учебной работы в семестре в форме Памятных знаков факультета, дипломов, видео и фотоматериалов и др.; наглядность представления результатов учебнотренировочной работы в форме стенных газет, фотостендов, Распоряжений по факультету) и др.

Результаты опытно-экспериментальной работы определялись на основе сопоставления показателей учебной деятельности студентов в начале семестра и по его окончанию.

Мотивы занятий аэробным классом: а. уровень мотивов интереса увеличился с 3.4 до 4.0 балла (рост отмечен у 50% студенток); б. мотивов долга и ответственности увеличился с 3.4 до 3.8 балла (рост у 28% студенток); в. мотив получения зачета снизился с 4.4 до 3.8 балла (снижение отмечено у 36 % студенток).

Характер учебной деятельности: а. посещаемость учебных занятий составила 85 %; б. уровень активности учебных действий на занятиях - 4.2 балла;

в. уровень активности самоподготовки во внеучебное время (выполнение домашних заданий) - 3.0 балла (19% студенток готовились к каждому занятию, 41 % - к большинству, 31 % - к половине, 9 % - к отдельным занятиям).

Показатели физической подготовленности: а. итоговый уровень специальной (аэробической) подготовленности составил 4.1 балла; б. общая выносливость по критерию бега на 2000 метров увеличилась с 1.0 до 3.6 балла (улучшили исходные показатели 85 % студенток: 19 % показали результат «5» балла, 44 % - «4» балла, 19 % - «3» балла; 16 % - «2» балла; 3 % - «1» балл).

Литература:

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с. 18БК 5-7155-0099-0.

2. Люйк, Л.В., Сахарнова, Т.К., Михеев, В.И Теоретико-методические и технологические основы базовой аэробики в учебном процессе вуза: Учебное пособие / Люйк Л.В., Сахарнова Т.К., Михеев В.И., Пикар Т.М., Котельникова Г.М.; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лес-гафта, Санкт-Петербург. - Спб.: [б.и.], 2010. - 180 с.

3. Люйк, Л.В., Сахарнова, Т.К., Михеев, В.И Педагогические аспекты целе-

вой технологии аэробного класса как фактора формирования социально значимой мотивации занятий физической культурой студентов 1 курса /В.И.Михеев//Физическая культура студентов: Матер. 59-й Санкт-

Петербургской науч.-практ. конф. по физич. воспитанию студ-ов вузов России. - СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2010. - 350 с., С. 55 - 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.