Научная статья на тему 'Модернизация физического воспитания студенток технического вуза средствами оздоровительной аэробики (с использованием системы упражнений body ballet)'

Модернизация физического воспитания студенток технического вуза средствами оздоровительной аэробики (с использованием системы упражнений body ballet) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Е. В., Ревякин Ю. Т.

Е.В. Бондаренко, Ю.Т. Ревякин. Модернизация физического воспитания студенток технического вуза средствами оздоровительной аэробики (с использованием системы упражнений Body Ballet) Цель данной работы заключается в определении влияния комплексной методики занятий оздоровительной аэробикой, на основе использования системы упражнений body ballet, на формирование устойчивой мотивации, физической и теоретической подготовленности студенток технического вуза в сравнении с влиянием занятий классической аэробикой. Экспериментальная методика включала в себя: целенаправленное и поэтапное применение комплекса средств аэробики для улучшения функциональных возможностей, физических качеств, формирования культуры движений; учет особенностей реализации программы теоретической подготовки студенток. Для исследования влияния обеих методик использовался ряд тестов, результаты которых свидетельствуют о положительном влиянии экспериментальной методики, и о ее более выраженном эффекте по сравнению с воздействием занятий классической аэробикой.E.V.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Е. В., Ревякин Ю. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация физического воспитания студенток технического вуза средствами оздоровительной аэробики (с использованием системы упражнений body ballet)»

17. Красное знамя. 1943. 17 янв.

18. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 808. Л. 14 об.

19. ГАТО. Ф. Р-829. Оп. 3. Д. 2. Л. 45.

20. ЦДНИ ТО. Ф. 608. Оп. 1. Д. 24. Л. 22.

21. Студенческие спортивные клубы // Красное знамя. 1945. 10 марта.

УДК 796.01:61; 796.01:57

Е.В. Бондаренко*, Ю.Т. Ревякин**

МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ BODY BALLET)

* Томский политехнический университет

** Томским государственный

Изменения в общественно-экономической жизни России и ориентация людей на новые возможности приобретения определенного социального статуса сопровождаются повышенными требованиями к здоровью граждан. При этом состояние здоровья населения России вызывает тревогу [1, с. 140-151], а у молодых специалистов, выходящих из стен вузов, происходит значительное ухудшение здоровья еще за время обучения [2].

Совершенствование физического воспитания в вузах освещается многими исследователями, и как последний регламентированный этап подготовки к социально-профессиональной деятельности, и как один из наиболее важных компонентов укрепления здоровья физическое воспитание в вузах требует постоянного совершенствования, отвечающего особенностям развития современного общества [3, с. 2-8; 4].

Реформа высшей школы способствовала гуманитаризации технического образования, появлению новых специальностей гуманитарного направления, что обусловило значительный прирост в технических вузах женского контингента, однако физическое воспитание в них традиционно было ориентировано на мужской контингент [4], поэтому актуальность исследований, связанных с поиском путей повышения качества физического воспитания в техническом вузе у девушек, очевидна.

Повышенный интерес студенток к танцевальным видам оздоровительной аэробики и возможность одновременного решения ряда задач физического воспитания, формирования культуры движений (оптимальности и эстетичности двигательных действий) средствами классического танца [5] обусловливают применение системы упражнений body ballet в качестве базового средства в занятиях со студентками.

Несмотря на достаточно большое количество научных исследований по применению упражне-

педагогическии университет

ний классического танца [6 и др.], а также оздоровительной аэробики [5, 7 и др.], вопросы использования системы упражнений body ballet как одного из видов оздоровительной аэробики в системе физического воспитания студенток технического вуза остаются неизученными.

Процесс физического воспитания в своей основе имеет три вектора воздействия: создание широкого круга знаний в области физической культуры, обучение двигательным действиям (формирование культуры движений) и управление развитием физических качеств. Причем все они являются взаимозависимыми. Следовательно, широкое использование средств физической культуры, в том числе нетрадиционных, а также различных видов учебных занятий способствует более полноценной физической и теоретической подготовленности студенток. В то же время без положительного мотивационного фона невозможно в полной мере решать задачи физического воспитания. Поэтому взаимообусловленность трех разделов, составляющих процесс физического воспитания, и фактора, оптимизирующего их воздействие (оптимального мотивационного комплекса), требует проведения исследования по всем четырем направлениям.

Представленные основания обусловили выбор темы нашего исследования. Целью исследования была разработка педагогической технологии с использованием комплекса нетрадиционных средств, включающего систему упражнений body ballet, ориентированную на повышение эффективности физического воспитания студенток технического вуза.

Исследование проводилось поэтапно в течение 2002-2006 гг. На первом этапе (2002-2003 гг.) осуществлялся анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, разрабатывалась экспериментальная технология.

На втором этапе (2003-2004 гг.) проводился основной педагогический эксперимент, определялась эффективность экспериментальной технологии.

В эксперименте приняли участие студентки I курса основного учебного отделения Томского политехнического университета (ТПУ), образовавшие две группы: экспериментальную (ЭГ, n = 44) и контрольную (КГ, n = 33). Занятия в ЭГ проводились по экспериментальной технологии, а в КГ - по классической методике оздоровительной аэробики и традиционной системе обучения в вузе.

Контрольные испытания проводились в начале (сентябрь 2003 г.), середине (декабрь 2003 г.) и в конце (май 2004 г.) учебного года.

На третьем этапе (2004-2006 гг.) осуществлялись анализ и интерпретация результатов эксперимента, обрабатываемых математико-статистическими методами.

В ходе анализа научно-методической литературы выяснилось, что недостатки традиционной системы физического воспитания в вузе, такие как ориентация исключительно на контрольные нормативы и телесный компонент учебного процесса, игнорирование взаимосвязи физического воспитания с другими видами воспитания [3], обусловили снижение интереса к занятиям физическими упражнениями, ограничение двигательной активности, низкий уровень теоретической, физической подготовленности студенток [4]. Таким образом, обозначенные проблемы способствовали научному поиску по совершенствованию программно-методического

обеспечения физического воспитания в вузах нефизкультурного профиля.

Проведенные исследования показали, что наиболее популярными видами оздоровительной аэробики у студенток являются танцевальные направления, среди которых можно выделить систему упражнений body ballet. Body ballet является трансформацией классического танца, который имеет богатые культурные традиции, созданные на протяжении тысячелетий. Данная система может применяться в физическом воспитании студенток и решать ряд задач (оздоровительных, воспитательных, образовательных).

Одной из главных образовательных задач физического воспитания в вузе является формирование широкой двигательной базы, которая позволяет оптимизировать двигательные действия, экономизировать выполняемую физическую работу. Оптимальность двигательных действий входит важной составляющей в культуру движений [8] и в занятиях со студентками предполагает решение следующих задач: сформировать умения и навыки прикладного характера (необходимые в повседневной жизни), а также широкую базу двигательных действий, позволяющую совершенствоваться дальше

на более высоком уровне. Другим компонентом культуры движений является эстетическая составляющая, которая предполагает не только внешнюю форму двигательных действий, но и внутреннее содержание (эмоциональное наполнение).

Специфика занятий со студентками требует формирования навыков оптимальных и в то же время эстетических двигательных действий. Понимание красоты во всем и умение ее создавать даже в обычных движениях является важной воспитательной и одновременно образовательной задачей [9, с. 126-128].

В этой связи в задачи по формированию эстетической составляющей культуры движений в занятиях со студентками должны входить: обучение эстетическому восприятию двигательных действий и композиций ритмико-пластических направлений; обучение эстетическому восприятию музыкальных произведений, формирование навыков сочетания движений с музыкой; выражение чувств, эмоций через движение.

Одним из наиболее оптимальных средств формирования культуры движений является классический танец [5 и др.], который представлен в оздоровительной физической культуре в виде системы упражнений body ballet. Процесс выполнения упражнений body ballet, синтезирующих технику двигательных действий и эстетические переживания во время танца (переживания самого музыкального произведения, красивых движений в сочетании с музыкой, собственно сюжета танца), позволяет создавать гармоничный образ самовыражения и осуществлять вместе с тем полезную физическую работу. Таким образом, body ballet, объединяющий в себе искусство и физические упражнения, может одновременно решать многие задачи физического воспитания.

Анализ полученных результатов до начала эксперимента выявил следующие негативные тенденции: преобладание таких мотивов физкультурной деятельности у студенток ТПУ, которые не имеют достаточную устойчивость, и их действие возможно на небольшом временном этапе; низкий уровень теоретической подготовленности и культуры движений; показатели функционального состояния и физического развития в начале эксперимента были ниже средних, стандартных величин для исследуемого возраста (по результатам ЖЕЛ, Гарвардского степ-теста; более половины студенток имели избыточную массу тела); такие показатели физической подготовленности, как сила мышц-разгибателей спины, силовая выносливость пояса верхних конечностей, скоростные, скоростно-силовые качества (в ЭГ), аэробная выносливость, реагирующая способность, баллистическая координация, способность к статическому равновесию, характеризовались «низким» и «ниже среднего» уровнями раз-

вития. Соответствовали средним стандартам такие характеристики, как показатели развития гибкости, силовая выносливость мышц брюшного пресса, скоростно-силовые способности (в КГ).

Таким образом, на основе полученных данных, учитывая также предпочтения студенток в выборе вида физкультурно-спортивной деятельности, нами разработана педагогическая технология физического воспитания студенток с использованием системы упражнений body ballet.

В основу модели педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса входили: программно-методическое обеспечение (в том числе разработка документов планирования) физического воспитания студенток (которое было направлено на формирование культуры движений; развитие координационных способностей, общей выносливости, силовых способностей, гибкости; приобретение теоретических, методико-практических знаний, умений и навыков; формирование устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями); контроль эффективности применения системы занятий, с учетом которого осуществлялась коррекция учебного процесса физического воспитания.

Распределение обязательных учебных часов на освоение разделов программы по физической культуре для I курса осуществлялось в соответствии с принятой программой для вузов [10].

С учетом особенностей обучения в вузе учебнотренировочный процесс по оздоровительной аэробике был представлен двумя макроциклами (его планирование осуществлялось на основании предложенной цикличной структуры [7], но с учетом семестрового построения, включения лекционного и методико-практического курсов, этапного и текущего видов контроля), которые, в свою очередь, состояли из мезоциклов, включающих три нагрузочных микроцикла и один разгрузочный. На время разгрузочных микроциклов планировалось проведение лекций, методико-практических, контрольных занятий, а также самостоятельных занятий по индивидуальным заданиям.

В рамках общепринятой структуры занятия было выделено шесть разделов содержания, представленных в виде основных макроблоков упражнений (рисунок), состоящих из мезо- и микроблоков.

Макроблок упражнений представлял собой относительно большой раздел содержания занятия, включающий комплексы упражнений, имеющих собственную специфику выполнения и направленность, и решающий одну из основных задач его конкретной части занятия. Мезоблок - комплекс, образованный из различных серий упражнений, объединенных между собой в логично и последовательно выполняемые цепочки двигательных дей-

24%

(11 %

11 %

(24 %

Распределение времени занятия по макроблокам упражнений в учебном году. Подготовительная часть: е warm up, 5 мин; основная часть: □ body ballet, 40 мин, @ координационный макроблок, 10 мин, □ аэробный макроблок, 10-22 мин, ш силовой макроблок, 22-10 мин; заключительная часть: ■ cool down, 3 мин

ствий (которые могли замыкаться или выполняться концентрически). Мезоблоки могли разделяться также по принципу разграничения уровней пространства, наименьшего количества смены исходных положений, специфики выполнения (упражнения с перемещением или на месте, с фазой полета или без нее, с медленным или быстрым темпом) и воздействия (упражнения локального воздействия или с участием в работе большого количества мышечных групп, упражнения для развития статического равновесия или способности точного воспроизведения амплитуды движения). Микроблоки, входящие в мезоблоки представляли собой отдельные серии упражнений или небольшие комбинации двигательных действий.

В задачи макроблока warm up входили как подготовка организма к предстоящей работе, так и обучение занимающихся технике различных видов шагов аэробики, которые составлялись в комбинации, усложняемые с помощью предложенных модифицирующих приемов, что позволяло воздействовать на развитие координационных способностей.

Система упражнений body ballet представляла собой синтез упрощенных упражнений классического танца и основных принципов, методических приемов базовой аэробики, обучение по которой проводилось по разработанной нами этапно-уровневой системе с учетом ряда особенностей. Начальный и базовый этапы обучения по системе body ballet, каждый из которых был продолжительностью в один семестр, включали по три уровня. Макроблоки каждого уровня обучения отличались выполнением упражнений на разных уровнях пространства, сложностью исполнения, набором и количеством микроблоков.

Основной задачей этой системы было формирование культуры движений.

Координационный макроблок был представлен упражнениями с фитболами в двух вариантах в каждом семестре. Варианты координационного макроблока менялись через занятие и постепенно усложнялись посредством предложенных методических приемов.

Аэробный макроблок предполагал выполнение комплексов высокоударных упражнений, включаю-

-1 семестр - II семестр)

-1 семестр ■ II семестр)

11 %

щих бег, подскоки, прыжки, шаги, танцевальные элементы, в сочетании со стимулирующей яркой музыкой, выполняемых методом переменно-непрерывного упражнения; с постепенно увеличивающейся долей высокоударных упражнений и интенсивностью от занятия к занятию с 60 до 75-85 % от МПК.

Силовой макроблок упражнений в I семестре включал упражнения кондиционной гимнастики и упражнения атлетической гимнастики, во II -упражнения с фитболом по принципам системы Д. Пилатес. В обоих семестрах силовой макроблок был представлен в двух вариантах, которые чередовались от занятия к занятию.

Осуществлялось варьирование продолжительности силового и аэробного макроблоков в обязательных занятиях по семестрам (рисунок) и учет данного фактора в разработке домашних заданий.

Макроблок cool down состоял из дыхательных упражнений (по системе Пилатес в I семестре и по системе йоги во II), упражнений на расслабление и заключительной комбинации, что позволяло решать дополнительные задачи.

Была усовершенствована система формирования теоретических и методико-практических знаний, умений и навыков, основными ее положения-

Изменение исследуемых пок

ми были: углубленное овладение знаниями и умениями, необходимыми в самостоятельных занятиях; мониторинг динамики физического развития, функционального состояния, физической подготовленности самими студентками; разработка системы домашних заданий совместно с каждой студенткой; ведение дневников самоконтроля.

В ходе проверки уровня знаний студенток выяснилось, что начальные результаты отличались крайне низкими показателями (в ЭГ и КГ соответственно 24.20 и 26.73 % правильных ответов в среднем у каждой студентки, Р>0.05), и наблюдалось явное расхождение между уровнем знаний студенток и требованиями программно-нормативных документов. Анализ результатов второго и третьего опросов показал, что уровень знаний был статистически значимо выше (Р<0.05 на обоих этапах тестирования) в ЭГ (и составил в среднем соответственно 84.30 и 83.40 %), чем в КГ (соответственно 51.30 и 43.60 %).

Описательная статистика результатов экспертной оценки культуры движений (табл. 1 и 2) показывает, что более высокие темпы роста уровня культуры движений были зафиксированы в ЭГ.

К концу эксперимента в результатах исследования наблюдалась общая тенденция улучшения фи-

Таблица 1

ателей студенток ЭГ и КГ

Наименование измерений Базисный сдвиг, ЭГ (n = 44) Базисный сдвиг, КГ (n = 33)

абсолютный относительный, % абсолютный относительный, %

Экспертное оценивание культуры движений, баллы 7.01 139.92 2.90 56.64

Рост, см 0.14 0.09 0.30 0.18

Вес, кг -1.92 -3.54 -0.84 -1.50

Должный вес, кг 0.10 0.18 0.19 0.35

Фактическая ЖЕЛ, мл 611.30 21.18 451.55 15.28

Должная ЖЕЛ, мл 35.1 0.97 36.67 1.01

Гарвардский степ-тест, ед. 14.16 23.60 9.03 14.48

Наклоны вправо, влево (среднее значение), см 5.67 25.52 0.79 3.20

Наклон вперед, см 6.16 40.69 1.36 9.18

Выкруты со скакалкой, см -5.20 -6.71 2.89 4.13

Становая динамометрия, ед. 0.52 53.61 0.10 8.62

Сгибание - разгибание рук в упоре лежа с опорой руками о скамейку, кол-во 12.95 152.71 5.06 44.31

Поднимание туловища из положения лежа на спине, кол-во 15.34 41.30 3.54 8.71

Прыжок в длину с места, см 12.52 7.25 4.24 2.36

Бег на 100 м, с -1.00 -5.71 -0.39 -2.28

Бег на 2 000 м, с -96.48 -12.89 -51.21 -7.09

«Ловля линейки», см -4.16 -16.64 -0.91 -3.74

Прыжки вперед, назад, вправо, влево, м/с 0.30 71.43 0.03 6.52

Проба Ромберга, с 8.77 110.18 1.34 14.06

Таблица 2

Динамика исследуемых показателей у студенток экспериментальной и контрольной групп

Наименование измерений Экспериментальная (п = 44) Контрольная (п = 33)

М,±т М2±т М3±т М,±т М2±т М3±т

Экспертное оценивание культуры движений, баллы 5.01 ±0.19 7.02±0.21*! 12.02i0.38*,! 5.12І0.22 6.07І0.23* 8.02І0.25*,

Рост, см 165.14±0.92 165.20±0.91 165.28i0.91, 165.65i0.88 165.77i0.87* 165.95i0.86*,

Вес, кг 54.27±0.88 53.23i0.80*! 52.35i0.71*,! 56.14i0.84 55.58i0.76* 55.30i0.75,

Должный вес, кг 54.10±0.57 54.15±0.57 54.20i0.57, 54.42i0.55 54.49i0.54* 54.6110.53*,

Фактическая ЖЕЛ, мл 2886.40±99.40 3088.60i64.75*! 3497.70i54.58*, 2954.60il07.83 3397.00i76.74* 3406.10i76.80,

Должная ЖЕЛ, мл 3618.20±38.11 3621.50±37.86 3653.30i37.54*, 3639.40i35.31 3654.90i35.44* 3676.10i34.33,

Гарвардский степ-тест, ед. 60.00±1.59 65.32il.16* 74.16il.38*, 62.39il.89 67.6112.63* 71.42i2.52*,

Наклоны вправо, влево (среднее значение), см 22.22±0.57! 25.10i0.46* 27.89i0.41*,! 24.73i0.59 25.46i0.52* 25.52i0.53,

Наклон вперед, см 15.14±0.56 18.80i0.43*! 21.30i0.40*,! 14.82i0.73 16.10i0.69* 16.18i0.69,

Выкруты со скакалкой, см 77.50 ± 1.98! 75.09il.69* 72.30il.58*, 70.00i2.58 71.52i2.67* 72.89i2.58*,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Становая динамометрия, ед. 0.97±0.05! 1.3ІІ0.02* 1.49І0.02*,! 1.16І0.05 1.23І0.04* 1.26І0.05,

Сгибание - разгибание рук в упоре лежа с опорой руками о скамейку, кол-во 8.48±0.94! 16.64i0.47* 21.43i0.79*,! ll.42i0.92 13.91i0.68* 16.48i0.76*,

Поднимание туловища из положения лежа на спине, кол-во 37.14±2.26 47.36il.28* 52.48il.45*,! 40.64i0.69 42.76i0.66* 44.18il.03,

Прыжок в длину с места, см 172.59±2.14! 176.57il.63*! 185.llil.58*, 180.00i2.77 182.58i2.58* 184.24i2.65,

Бег на 100 м, с 17.51 ±0.18 17.25i0.16* 16.51i0.15*, 17.13i0.26 16.95i0.20 16.74i0.20*,

Бег на 2000 м, с 748.80±13.56 721.52110.28* 652.32i7.99*, 722.67113.37 703.27i9.04* 671.46i9.54*,

«Ловля линейки», см 25.00±0.88 22.79i0.78* 20.84i0.80*,! 24.35il.12 23.93i0.94 23.44i0.84,

Прыжки вперед, назад, вправо, влево, м/с 0.42±0.03 0.50І0.03* 0.72І0.07*,! 0.46І0.04 0.47І0.04 0.49І0.05

Усложненная проба Ромберга, с 7.96±0.70 ll.83i0.58* 16.73i0.76*,! 9.53І0.87 10.05i0.73 10.87i0.89

Достоверность различий показателей в группах по сравнению с предыдущим результатом * - Р < 0.05; по сравнению с базовым результатом , - Р < 0.05. Достоверность различий показателей между группами соответственно каждому этапу тестирования ! - Р < 0.05.

Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 5 (68). Серия: ПЕДАГОГИКА (ФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА...)

зического развития, функционального состояния, физической подготовленности студенток обеих групп: произошло уменьшение веса тела в обеих группах; показатели функционального состояния аппарата внешнего дыхания приблизились к стандартным показателям; физическая работоспособность, общая выносливость, скоростные способности стали определяться как «средние». Однако только в ЭГ был выявлен достоверный прирост результатов на всех этапах тестирования (табл. 2). В КГ достоверное улучшение на всех этапах тестирования наблюдалось только в показателях физической работоспособности, силовой выносливости пояса верхних конечностей и общей выносливости.

В большей степени увеличение результатов в ЭГ в I семестре прослеживалось преимущественно в показателях силовых способностей, а во II - в показателях, характеризующих функциональное состояние аппарата внешнего дыхания, физическую работоспособность, общую выносливость, скоростные, скоростно-силовые и координационные способности. Такая динамика объяснялась варьированием продолжительности силового и аэробного макроблоков в обязательных занятиях и кумуляцией эффектов. При этом в КГ в десяти из пятнадцати оцениваемых показателей произошла стабилизация результатов во II семестре из-за адаптации к нагрузке.

К концу эксперимента статистически значимые различия между двумя группами наблюдались в большинстве оцениваемых показателей, за исключением тех, которые были получены в следующих измерениях: ЖЕЛ, Гарвардском степ-тесте, выкрутах со скакалкой, прыжке в длину с места, беге на дистанции 100 и 2 000 м. Таким образом, можно заключить, что по данным показателям классическая аэробика не уступает в результативности экспериментальной технологии. Однако на первом этапе тестирования рассматриваемые показатели ЭГ были хуже показателей КГ, а к концу эксперимента результаты ЭГ стали незначительно превосходить

результаты КГ. При этом абсолютный и относительный базисный сдвиг в результатах ЭГ был более выражен (табл. 1).

Сравнительный анализ двух групп показал, что результаты силовых и скоростно-силовых способностей в ЭГ в основном поднялись до уровня «выше среднего», в КГ - в целом до «среднего» уровня. Во всех показателях гибкости в ЭГ был выявлен «высокий» уровень, в КГ (за исключением выкрутов со скакалкой) - на уровень ниже. Результаты, определяющие уровень развития координационных способностей, в ЭГ стали различаться в основном на один уровень по сравнению с КГ и характеризовались «средним» и «выше среднего» уровнями развития. При этом полученные данные говорят об очень слабом влиянии классической аэробики на развитие координационных способностей.

В результате проведения педагогического эксперимента было установлено следующее:

- после применения разработанной педагогической технологии, учитывающей первоначальные предпочтения студенток в выборе вида физкультурно-спортивной деятельности, выявилось еще большее увеличение интереса к занятиям физической культурой с эстетической направленностью;

- студентки экспериментальной группы начали активно включаться в самостоятельные занятия физическими упражнениями, при этом выбор средств стал значительно шире;

- ведущие мотивы физкультурной деятельности у студенток ЭГ в конце учебного года в целом стали укладываться в формулу оптимального мотивационного комплекса.

Таким образом, можно заключить, что разработанная педагогическая технология явилась эффективным средством формирования культуры движений, оптимального мотивационного комплекса, улучшения физического развития, физической и теоретической подготовленности студенток технического вуза.

Поступила в редакцию 22.12.2006

Литература

1. Филимонова С.И. Физическая культура, спорт и современное студенчество // Физическая культура и спорт в РФ (студенческий спорт): Сб. ст. М., 2002.

2. Физическая культура студента: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М.Я. Виленский, А.И. Зайцев, В.И. Ильинич и др. Под ред. В.И. Ильинича. М., 2002.

3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. к-ры. 1995. № 4.

4. Кохан Т.А. Применение гидроаэробики в физическом воспитании студенток технического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2001.

5. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2 т. М., 2002.

6. Ваганова А.Я. Основы классического танца: Учеб. для высш. и средн. учеб. завед. иск-ва и к-ры. 5-е изд. Л., 1980.

7. Аэробика: Теория и методика проведения занятий: Учеб. пос. для студ. высш. и средн. спец. учеб. завед. физ. к-ры / М.П. Ивлев, П.И. Котов, Т.В. Левченкова и др. Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. М., 2002.

8. Уткин В.Л. Культура движений (Основы оптимизации). М., 1984. № 9.

9. Савко Е.С. и др. Культура движений - составляющая часть эстетического воспитания // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой: Мат-лы VII Междунар. науч.-практ. конф. 25-26 марта 2004 г.: В 2 т. Томск, 2004. Т. 1.

10. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения / Авт.-сост. В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев. М., 2000.

УДК 796.01:61; 796.01:57

А. В. Горбатых, Ю.Т. Ревякин

УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТСМЕНОВ-ГОРОДОШНИКОВ 10-15 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Томский государственный педагогический университет

В настоящее время развитие национальных видов спорта в России находится в активной фазе. Педагогами переосмысливаются и все более ясно осознаются перспективы использования спортивно-оздоровительных и воспитательных ресурсов традиционных национальных видов спорта. Городки - это исконно русская игра, получившая широкое распространение на территории Российской Федерации. В последнее время городошный спорт выходит на международную арену и активно развивается в Германии, Швеции, Финляндии.

В 1994 г. состоялся первый Чемпионат Европы, начиная с 2001 г. регулярно проводятся чемпионаты мира по городошному спорту, в которых российские спортсмены-городошники занимают достойные места и уверенно удерживают лидирующие позиции. Однако постоянно возрастающее количество занимающихся данным видом спорта и стремительный рост спортивной конкуренции в городошном спорте обусловливают необходимость постоянного поиска путей совершенствования учебно-тренировочного процесса.

Проблема эффективной организации и совершенствования учебно-тренировочного процесса в том или ином виде спорта является центральной в спортивной науке современности. Различным ее аспектам посвящены фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых.

В науке созданы определенные предпосылки для решения проблемы совершенствования учебно-тренировочного процесса, в частности, за счет повышения эффективности системы управления подготовкой спортсмена.

В рамках системного подхода моделирование рассматривается как главный инструмент в управлении сложными системами, каковой является человек-спортсмен.

Достижение максимального спортивного результата в городошном спорте во многом обусловлено оптимальной физической подготовкой в дет-

ском и юношеском возрасте, в связи с чем модельные характеристики (в виде определенных норм физической подготовленности занимающихся), несомненно, являются ориентиром для педагогически обоснованного построения учебно-тренировочного процесса юных спортсменов и приобретают особую значимость [1].

Разработкой модельных характеристик спортсменов разного возраста занимались ведущие отечественные ученые. Несмотря на то, что в практику спорта моделирование вошло давно, многочисленные исследования свидетельствуют о не снижающейся актуальности данной проблемы. При этом в городошном спорте моделирование до настоящего времени не получило развития и, следовательно, применения.

По нашему мнению, отсутствие разработанных моделей, в частности физической подготовленности спортсменов-городошников разного возраста, представленных в виде конкретных цифровых значений, не позволяет достаточно уверенно управлять учебно-тренировочным процессом посредством объективного контроля за развитием физических качеств юных спортсменов, определяющих в значительной степени уровень спортивного мастерства в будущем.

Анализ научно-методической литературы и существующей практики позволил сделать вывод об отсутствии проработанности данной проблемы.

Все вышесказанное актуализирует необходимость проведения исследований, направленных на совершенствование учебно-тренировочного процесса юных спортсменов-городошников посредством использования модельных характеристик в управлении физической подготовкой.

В 2006 г. работа в этом направлении выполнена на кафедре теории и методики обучения физической культуре и спорту ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет».

Проблема исследования состоит в объективной не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.