УДК 796.07; 796.034.2 (77.03.15)
Е. В. Бондаренко, Г. И. Черепанова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ СТУДЕНТОК
Описаны проблемы ограничения двигательной активности студентов. Обозначены вопросы систематичности проведения плановых занятий по физической культуре в вузе. Определена роль самостоятельных занятий физическими упражнениями. Проведен анализ результатов анкетирования студенток Томского политехнического университета о самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Выявление средств физического воспитания, используемых студентками в самостоятельных занятиях, позволило сделать выводы о направленности воздействия такой нагрузки. Одной из предпосылок низкого уровня двигательной активности был определен недостаточный объем знаний студенток в области теории и методики физического воспитания.
Ключевые слова: двигательная активность студентов, самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Постоянно растущие требования к выпускникам вузов способствуют все большей интенсификации и напряженности труда студентов. Изменение досу-говых интересов молодежи значительно ограничивает удовлетворение потребности в движении [1, с. 128]. В результате недостаточной двигательной активности снижается умственная работоспособность, увеличивается нервно-эмоциональное напряжение, ухудшается зрение. Длительное ограничение двигательной активности ведет к функциональным нарушениям в организме человека.
В соответствии с программой по физической культуре для вузов предусмотрено 408 часов организованных (обязательных) занятий. И если еще 2 года назад в Томском политехническом университете (ТПУ) на первых трех курсах проводилось по 2 занятия в неделю, а на четвертом 15 занятий в семестр, то сегодня на всех четырех курсах проводится 3 занятия в 2 недели.
При таком количестве обязательных занятий трудно говорить о систематичности применения средств физического воспитания даже с целью сохранения исходных показателей здоровья.
Таким образом, возрастает роль самостоятельных занятий физической культурой. Возникает необходимость исследования вопросов, связанных с использованием средств физического воспитания в самостоятельных занятиях. С этой целью было проведено анкетирование студенток ТПУ.
Опрос проводился на основном и специальном учебных отделениях у студенток, относящихся к основной медицинской группе (ОМГ) и к специальной медицинской группе (СМГ) и группе лечебной физической культуры (ЛФК). Сводные результаты анкетирования представлены в табл. 1 и 2.
Занятия физическими упражнениями можно считать систематическими, если они проводятся
Группа Курс Чаще 1 раза в неделю Раз в неделю Раз в 2 недели Раз в месяц По настроению Не занимаются
ЛФК I (51 человек) 31,36 (16) 9,80 (5) - 5,88 (3) 37,26 (1ч) 15,69 (8)
II (48 человек) 35,42 (17) 27,08 (13) 8,33 (4) - 20,83 (10) 6,25 (3)
III (53 человека) 37,74 (20) 13,21 (7) - - 45,28 (24) 3,77 (2)
СМГ I (53 человека) 26,42 (14) 16,98 (9) - 11,32 (6) 33,96 (18) 11,32 (6)
II (50 человек) 30,00 (15) 14,00 (7) 2,00 (1) - 50,00 (25) 4,00 (2)
III (47 человек) 36,17 (17) 17,02 (8) - - 40,43 (19) 6,38 (3)
ОМГ I (52 человека) 25,00 (13) 13,46 (7) - - 44,23 (23) 17,31 (9)
II (49 человек) 28,57 (14) 16,33 (8) 4,08 (2) - 38,78 (19) 12,25 (6)
III (44 человека) 36,36 (16) 20,46 (9) - - 38,63 (17) 4,55 (2)
Таблица 1
Частота использования физических упражнений в самостоятельных занятиях студенток ТПУ
в 2014 г., % (абс.)
Е. В. Бондаренко, Г. И. Черепанова. Использование средств физического воспитания...
Таблица 2
Средства, используемые в самостоятельных занятиях студенток ТПУ, % (абс.)
Выбранные сту- I курс II курс III курс
дентками средства ЛФК (51) СМГ (53) ОМГ (52) ЛФК (48 СМГ (50) ОМГ (49) ЛФК (53) СМГ (47) ОМГ (44)
Общеразвивающие упражнения 21,57 (11) 22,66 (12) 5,77 (3) 35,42 17 26,00 (13) 28,57 (14) 28,30 (15) 36,17 (17) 40,91 (18)
Упражнения, направленные на воспитание 11,77 (6) 11,32 (6) 13,46 (7) 6,25 (3) 8,00 (4) 10,20 (5) 7,55 (4) 9,09 (4)
аэробной выносливости
Упражнения, направленные на воспитание 9,80 (5) 15,09 (8) 40,39 (21) 33,33 (16) 18,00 (9) 30,61 (15) 16,98 (9) 19,15 (9) 15,90 (7)
силовой выносливости
Упражнения зимних видов спорта 13,73 (7) 9,43 (5) - 8,33 (4) 14,00 (7) 6,12 (3) 3,77 (2) - -
Плавание 27,45 (14) 15,09 (8) - 8,33 (4) 12,00 (6) 6,12 (3) 24,53 (13) 6,38 (3) -
Различные упражнения аэробики - 11,32 (6) 23,08 (12) - 16,00 (8) 6,12 (3) 15,09 (8) 31,92 (15) 20,46 (9)
Скалолазание - - - 2,08 (1) - - - - -
Упражнения спортивных единоборств - 3,77 (2) - - - - - - -
Туризм - - - - 2,00 (1) - - - -
Упражнения игровых видов спорта - - - - - - - - 9,09 (4)
Ничего не используют 15,68 (8) 11,32 (6) 17,30 (9) 6,25 (3) 4,00 (2) 12,26 (6) 3,77 (2) 6,38 (3) 4,55 (2)
чаще 1 раза в неделю. Занятия реже двух раз в неделю, как правило, носят эпизодический характер, не позволяющий оптимально влиять на физическую подготовленность.
В среднем 31,77 % (142) студенток всех групп занимаются физическими упражнениями чаще 1 раза в неделю. Причем на I курсе на 2,24 % (10) меньше, чем на III.
Обычно в студенческом возрасте физическое самочувствие не вызывает тревогу, поэтому студентки ОМГ в меньшей степени по сравнению с другими задумываются о необходимости сохранения и укрепления здоровья. Данный факт подтверждается результатами анкетирования:
- только 29,66 % (43) всех студенток ОМГ занимаются физическими упражнениями чаще 1 раза в неделю самостоятельно;
- несколько больше студенток СМГ - 30,67 % (46);
- занимаются регулярно 34,87 % (53) всех студенток ЛФК, имеющих значительные проблемы со здоровьем.
Около 16,33% (73) студенток занимаются 1 раз в неделю. Примерно 1,57 % (7) студенток занимаются раз в две недели. Раз в месяц используют физические упражнения в самостоятельных занятиях 2,01 % (9) студенток. Занимаются по настроению 34,90 % (156) студенток. Признаются, что не занимаются самостоятельно 9,17 % (41) студенток.
Некоторые студентки ОМГ I курса, с одной стороны, отмечали, что занимаются самостоятельно физическими упражнениями, однако в
другом вопросе указывали, что не используют никакие средства в самостоятельных занятиях по физической культуре. Поэтому процент студенток, не занимающихся самостоятельно физическими упражнениями, увеличился. Часть этих студенток не знакомы с реальным значением термина «средства физического воспитания», что свидетельствует о низком уровне знаний в области физической культуры.
Существует статистически достоверная взаимосвязь (на уровне 0,001; n = 77) между теоретической подготовленностью и частотой проведения самостоятельных занятий (р = 0,45). При этом основные векторы воздействия физического воспитания, такие как создание широкого круга знаний, формирование необходимых двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств, не могут обходиться без оптимального мотивационного комплекса [2, с. 50].
Рассматривая результаты анкетирования по курсам, можно заметить, что процент регулярно занимающихся студенток незначительно выше от курса к курсу. Так, на I курсе количество таких студенток составляет 30,28 %; на II курсе - 32,39 %; на III курсе - 37,32 %. Помимо этого, число студенток, не занимающихся самостоятельно физическими упражнениями, снижается. На I курсе не занимаются 14,77 % студенток; на II курсе - 7,5 %; на III курсе - 4,90 %. Данные цифры могут говорить о некоторой положительной динамике повышения двигательной активности студенток.
Однако велико общее количество студенток, не занимающихся систематически физическими упражнениями (68,23 % (305)).
Средства, используемые в самостоятельных занятиях студентками, были условно разделены на группы (см. табл. 2). Сложность определения классификации средств состояла в том, что одни студентки указывали виды спорта, другие - описывали упражнения, третьи - называли применяемый инвентарь. Очевидно, что не соответствующие принятой терминологии в теории физического воспитания ответы (их было большинство) подтверждают факт недостаточного уровня знаний студенток.
Наибольшее количество студенток (26,85 % (120)) в самостоятельных занятиях использует общеразвивающие упражнения, в основном те, которые применяются в утренней гигиенической гимнастике. Эти упражнения являются наиболее распространенными в силу своей общедоступности.
Далее по популярности следуют упражнения, направленные на воспитание силовой выносливости, которые применяет 22,15 % студенток (99). Выполнение подобных упражнений связано в основном с мотивами коррекции фигуры. Такие мотивы не являются устойчивыми.
Различные упражнения аэробики используют 13,65 % студенток (61).
Плаванием занимаются 11,4 1% студенток (51). Причем в большей степени в группах ЛФК и СМГ, вероятно, в силу комплексного оздоровительного эффекта плавания.
К категории упражнений, направленных на воспитание аэробной выносливости, были отнесены упражнения на велотренажере и беговой дорожке. Такого рода упражнения используют 8,72 % студенток (39).
К упражнениям зимних видов спорта в ЛФК и СМГ относятся катание на коньках, лыжах, сноу-
борде, в ОМГ - катание на сноуборде. Такие средства физического воспитания для самостоятельных занятий выбирают 6,26 % (28) от общего количества студенток.
Небольшое количество студенток (4) занимаются игровыми видами спорта (волейболом и баскетболом) - 0,90 %, примечательно, что это только студентки ОМГ.
Наименьшее число студенток используют скалолазание (1) и туризм (1) - по 0,22 %, а также упражнения спортивных единоборств (2) - 0,45 %.
Количество ничего не использующих в самостоятельных занятиях соответствует количеству не занимающихся - 9,17 % (41) студенток.
Проведенный анализ результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы:
1. Большинство опрошенных студенток ТПУ не занимаются самостоятельно физической культурой регулярно, а обязательные занятия нельзя назвать систематическими.
2. Оптимальный уровень физической подготовленности студенток формируется только в ходе комплексного развития физических качеств, с учетом сенситивного периода развития силы и выносливости. Однако средства, используемые в самостоятельных занятиях студентками, не всегда имеют комплексное воздействие на организм.
3. Недостаточный уровень знаний в области теории и методики физического воспитания отрицательно сказывается на формировании устойчивых мотивов физкультурной деятельности, что в конечном счете влияет на ограничение двигательной активности студенток.
Для решения обозначенных проблем необходимо применение комплекса мер, создание здоро-вьесберегающих технологий, направленных на увеличение двигательной активности, укрепление здоровья, повышение теоретической подготовленности студенток, формирование положительного мотивационного комплекса.
Список литературы
Ревякина В. И. Оздоровительный подход к организации физической культуры в школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 127-130.
Бондаренко Е. В., Ревякин Ю. Т. Модернизация физического воспитания студенток технического вуза средствами оздоровительной аэробики (с использованием системы упражнений body ballet) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 5 (68). С. 50-56.
Бондаренко Е. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры. Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634034. E-mail: [email protected]
Черепанова Г. И., ст. преподаватель кафедры.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634034. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.03.2014.
Е. В. Бондаренко, Г. И. Черепанова. Использование средств физического воспитания.
E. V Bondarenko, G. I. Cherepanova
HOW PHYSICAL EDUCATION SKILLS AFFECT EXTRA-SCHOOL SPORT PARTICIPATION
OF UNIVERSITY STUDENTS
Due to the fact that there is a decline in percentage of university students involved in physical activity and decrease in the physical education programmes' guidelines, the role of students' involvement in extra-school sport is highly significant. The study indicates the results of the survey conducted among the girls-students of Tomsk polytechnic university to assess levels of extra-school sport participation. The analysis of the survey data reveals that one of the factors affecting students' participation in sport and physical activity is poor physical education competence and skills.
The study highlights that the issue raised calls for a multi-level approach including developing and promoting encouraging projects that have significant benefit to health and increase physical activity, and it must be supported by a strong information and knowledge base.
Key words: physical activity of students, independent sport participation and exercises.
References
1. Revyakina V. I. Ozdorovitelniy podhod k organizatsii fizicheskoy kul'tury v shkole [Health approach to the organization of physical training in schools]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPUBulletin, 2014, vol. 1 (142), pp. 127-130 (in Russian).
2. Bondarenko E. V., Revyakin Yu. T. Modernizatsiya fizicheskogo vospitaniya studentok tekhnicheskogo vuza sredstvami ozdorovitel'noy ajerobiki (s ispol'zovaniem sistemy uprazhneniy body ballet) [Aerobic Exercises as Improvement in Technical Student Training Programme (Base on Body Ballet Technique)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, vol. 5 (68), pp. 50-56 (in Russian).
Bondarenko E. V.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina 30, Tomsk, Russia, 634034. E-mail: [email protected]
Cherepanova G. I.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina 30, Tomsk, Russia, 634034. E-mail: [email protected]