Научная статья на тему 'Дефицит двигательной активности занятий физической культурой со студентками специальной медицинской группы'

Дефицит двигательной активности занятий физической культурой со студентками специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
415
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хвалебо Галина Васильевна

В статье приводятся результаты исследования уровня двигательной активности студенток СМГ на занятиях физической культуры. Анализируются причины недостаточной моторной плотности занятий. Рассматриваются способы повышения двигательной активности студенток СМГ на занятиях физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хвалебо Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shortage of physical activity in physical culture occupations with students of special medical group

The article presents the results of research of level of motor activity of the students of SMG during the classes of physical culture. The reasons for lack of motor density of classes have been analysed. The article discusses the ways for increasing the physical activity of the students of SMG at the lessons of physical culture.

Текст научной работы на тему «Дефицит двигательной активности занятий физической культурой со студентками специальной медицинской группы»

REFERENCES

1. Bolotina, T. V., Novikova, T. G. and Smirnov, N. K. (2007), The culture of peace, human rights, tolerance andpeacefulness, publishing house APK&PRO, Moscow.

2. Bundin, M.V. and Kiryushina, N. U. (2016), Formation of cultural competence of University students textbook, Nizhny Novgorod State University. Lobachevsky, Nizhniy Novgorod

3. Vulfov, B.Z. and Ivanov, V.D. (1997), Basics of pedagogy in lectures, situations, primary sources, Fenix, Rostov-on-Don.

4. Zapesotsky, A. S. (2010), "Cultural studies and pedagogy: the problems of interaction", Pedagogic, No. 6, pp. 3-8.

5. Zinoviev, D. V. (2011), Personality, culture, ethnos: modern psychological anthropology, Smisl, Moscow.

6. Zimnyaya, I. A. (2003), "Key competencies - a new paradigm of result of education", Higher education today, No. 5, pp. 34-42.

7. Krylova, I. N. (2011), "The main directions of development of the art professional education", Scientific problems of humanitarian studies, No. 3, pp. 168-173.

8. Nesterova, N.V. (2006), "The diversity of approaches to understanding tolerance", Journal of applied psychology and psychoanalysis, No. 4, pp. 39-44.

9. Tlyabicheva, Z. Ch. (2013), Formation of tolerant relations of students on the basis of ethnic culture of the peoples of the North Caucasus, dissertation, Karachaevsk.

10. Troyanskaya, S. L. (2008), "Cultural competence: experience of defining and structuring", Cultural-historical psychology, No. 2, pp. 43-47

11. Khutorskoy A.V. (2007), "Determination of main content and core competencies as a characteristic of a new approach to designing educational standards of competence in education: design experience", Scientific-promotional enterprise "INEC", Moscow, pp. 12-20.

12. Shkhakhutova, Z. Z. and Rubilkina, R. A. (2014), "Formation of ethnic tolerance in multicultural space of elementary school", Concept, No. 2, available at: http://ekoncept. ru/2014/14289.

Контактная информация: mi.frolova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.08.2016

УДК 796.012.68

ДЕФИЦИТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Галина Васильевна Хвалебо, старший преподаватель, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), Таганрог

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования уровня двигательной активности студенток СМГ на занятиях физической культуры. Анализируются причины недостаточной моторной плотности занятий. Рассматриваются способы повышения двигательной активности студенток СМГ на занятиях физической культурой.

Ключевые слова: двигательная активность, студенты специальной медицинской группы, физическая культура, моторная плотность.

SHORTAGE OF PHYSICAL ACTIVITY IN PHYSICAL CULTURE OCCUPATIONS WITH STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

Galina Vasilievna Khvalebo, the senior teacher, The Chekhov Taganrog Institute branch of Rostov State Economic University, Taganrog

Annotation

The article presents the results of research of level of motor activity of the students of SMG during the classes of physical culture. The reasons for lack of motor density of classes have been analysed. The article discusses the ways for increasing the physical activity of the students of SMG at the lessons of

physical culture.

Keywords: motor activity, students of special medical group, physical culture, motor density.

ВВЕДЕНИЕ

В многочисленных научных изданиях последних лет обоснованно говорится о проблеме снижения уровня здоровья и физических возможностей подрастающего поколения России [2, 6]. По мнению специалистов, основными причинами ухудшения здоровья учащихся являются учебные перегрузки, регулярные нарушения режима работы и отдыха, ситуацию отягчают имеющие место стрессовые ситуации. При этом обозначенные тенденции развиваются в условиях интенсификации учебного процесса и снижения двигательной активности (ДА).

ДА является специфической основой физической культуры человека и направленна на развитие и сохранение его деятельностных сил.

Реальный объем ДА учащейся молодежи не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья. Сохраняется тенденция увеличения числа юношей и девушек, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) [3, 6, 8].

На общем фоне снижения ДА молодежи, данный показатель у студентов, отнесенных к СМГ вдвое ниже, чем у их сверстников, отнесенных к основной медицинской группе, что ведет к ухудшению имеющихся отклонений в состоянии здоровья и появлению новых показателей нездоровья [3, 8].

Актуальность работы определяется противоречием между необходимостью высокого уровня ДА, как важной составляющей здоровья и существующим низким уровнем ДА у студентов с ослабленным здоровьем; между необходимостью повышения ДА студентов в процессе занятий физической культурой в вузе и недостаточностью программно-методического обеспечения. Наиболее оптимальный путь решения обозначенной проблемы, по нашему мнению, является поиск средств, форм, методов на занятиях физической культурой для обеспечения коррекции физического развития параллельно с изменением патологического процесса.

Как показывает анализ литературы, на сегодняшний день отсутствует единое толкование по рациональной организации занятий со студентами СМГ. Встречаются противоречивые мнения по комплектованию групп [7] на основе определенных критериев, отсутствует единый подход и в трактовке нормирования оптимальных физических нагрузок на занятиях с учетом исходного уровня физического состояния занимающихся. Не до конца понятны направленность занятий по развитию физических качеств, их структура, развитие каких физических качеств необходимо осуществлять в первую очередь, каким образом регламентируется величина нагрузки при программировании содержания занятий. Эти положения и послужили основанием для совершенствования методики проведения занятий по развитию двигательных качеств у студентов СМГ.

Цель исследования - Определение уровня двигательной активности и поиск оптимальных форм и методов повышения уровня ДА на занятиях физической культурой у студенток СМГ с патологией ОДА (сколиоз 1-2 степени).

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе ТИ имени А. П. Чехова. Для изучения показателей, характеризующих уровень двигательной активности, физическое и функциональное состояние студентов СМГ, учитывая специфику задач исследования, были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, метод выкопировки данных из медицинских карт, педагогическое наблюдение, методы оценки ДА, методы математической статистики.

В исследовании принимали участие студентки 1-3 курса ФПиМДНиДО и ФФМИ ТИ имени А. П. Чехова, из числа, которых были сформированы две группы - контроль-

ная (25) и экспериментальная (25), имеющие схожий диагноз (сколиоз 1-2 степени) и тип телосложения.

При изучении проблемы ДА учитывался характер физических нагрузок, их интенсивность, сочетание различных средств и методов, как на отдельно взятом занятии, так и в общей системе физического воспитания.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенное социологическое исследование показало, что для 70% респондентов СМГ учебные занятия физической культурой являются единственной формой занятий физическими упражнениями, 20% периодически занимаются ЛФК и только 10% систематически ходят в бассейн или в фитнес-клуб.

Из факторов, мешающих заниматься физической культурой, 40% отмечают нехватку времени, 25% - отсутствие силы воли, 30% - отсутствие положительного стимула и только 5% отметили проблему со здоровьем.

Из факторов, приносящих вред здоровью, поставили на первое место неправильное питание (80%) и вредные привычки (60%), и только 30% считают недостаток занятий физической культурой. Поэтому не удивителен результат, что для 68% студенток мотивом посещения занятий является необходимость получения зачета, 24% для разнообразия и только 18% - для поддержания здоровья.

Исследование особенностей ДА студенток СМГ в период обучения показало, что их занятость в учебном процессе (собственно учебные занятия и самостоятельная подготовка) составляют от 8 до 10 часов. Это означает, что студенты значительное время суток проводят в статическом положении, что, безусловно, снижает уровень ДА и отрицательно влияет на состояние здоровья. При этом наблюдается неравномерное распределение ДА в течение учебного года. Так отмечается снижение ДА во время экзаменационной сессии и увеличение в дни, когда проводятся занятия по физической культуре и в каникулярное время (рисунок 1).

14 12 10 8 6 4 2 0

12,8 □среднесуточная ДА (тыс/лок)

9,8

10,2

5,9

2,1

6 8

5,2

студенты СМГ

] среднесуточная ДА в дни занятий ФК (тыс/лок)

] среднесуточная ДА в период сессии (тыс/лок)

Среднесуточная ДА в период каникул (тыс/лок)

студенты основной группы

Рисунок 1 - Распределение двигательной активности студенток СМГ в течение учебного года

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что уровень ДА студентов ниже гигиенической нормы (14-19 тыс. локомоций в сутки). При этом ДА у студенток СМГ ниже нормы в три раза. Объем ДА на занятиях физической культурой восполняет суточную норму движений в основной группе до 30-35%, а СМГ всего до 22%, что подтверждается анализом результатов хронометрирования занятий физической культурой - в среднем моторная плотность на занятиях в основной группе составляет в среднем 60-75%, а в СМГ 40-55%.

Не касаясь в данной статье самостоятельных форм ДА, остановимся на ее оценке, на занятиях физической культурой.

Анализ достаточно низкой моторной плотности на занятиях со студентами СМГ позволил сделать следующие выводы. Студентам СМГ приходится преодолевать препятствия, обусловленные неполноценным здоровьем студентов, отсутствием у них предва-

рительной физической подготовки (более 90% студентов СМГ в школе не посещали уроки физической культуры) и более частой заболеваемостью по сравнению со студентами основной и подготовительной групп, недостаточностью знаний о влиянии физических упражнений на организм человека, вследствие чего низкая мотивация.

Студенты контрольной группы (КГ) занимались по программе ФГОС по физической культуре для студентов СМГ в высших учебных заведениях.

Учебные занятия в ЭГ строились с использованием трех режимов нагрузки, с целью увеличить тренировочное воздействие на организм, основанных на принципе постепенного, волнообразного увеличения нагрузки. В основном применялась комплексная форма построения учебных занятий, позволяющая одновременно решать целый ряд задач и использовать нагрузки различной преимущественной направленности.

При разработке программы исходили из того, что при сколиозе студент, укрепляя мышцы, поддерживающие позвоночный столб в правильной позиции, в течение определенного (достаточно длительного периода) времени способен корригировать (или стабилизировать) имеющуюся патологию [4, 5].

Комплекс упражнений для коррекции сколиоза 1-2 степени использовался на протяжении всего экспериментального периода в различных частях каждого занятия.

Физическая нагрузка регулировалась путем изменения: продолжительности выполнения или количества повторений упражнений; темпа и быстроты выполнения упражнений; массы предметов, применяемых при выполнении упражнений; характера упражнений (какие части тела участвуют в движении); исходного положения; перерывов между отдельными упражнениями; включения дыхательных упражнений и упражнений на расслабление.

В заключительной части выполнялись упражнения на расслабление, дыхание, осанку.

Таковы принципиальные подходы к организации занятий физической культурой со студентами СМГ, позволившие повысить моторную плотность на занятиях физической культурой до 60-70% и, следовательно, повысить уровень ДА (рисунок 2).

Рисунок 2 - Распределение двигательной активности студенток СМГ в течение учебного года после эксперимента

При проведении исследования в процессе занятий физической культурой, для нас важно было выявить принципиальную возможность повышения моторной плотности занятий, способствующей увеличению уровня ДА, влекущего за собой изменения физического состояния путем его целенаправленной коррекции.

Как выявили наши исследования после проведенного эксперимента, результаты, показанные студентами ЭГ по многим показателям имеют достоверно более высокие уровни по сравнению с их сверстниками из КГ (таблица), так в тестах, исследующих функциональные возможности выявлены достоверные улучшения (р<0,05) в показателях ЭГ - время восстановления пульса после нагрузки, подвижность позвоночника вправо и сила мышц спины, в КГ достоверных изменений не произошло. В испытаниях на опреде-

ление физической подготовленности в ЭГ достоверные результаты (Р<0,05-0,01) получены в тестах поднимание и опускание туловища, бросок набивного мяча и тест ходьба (или бег) 12 мин. В КГ достоверные изменения обнаружены по двум показателям - поднимание и опускание туловища, и бросок набивного мяча (Р<0,05). При этом отмечается снижение пропусков занятий в ЭГ и увеличение числа студентов дополнительно занимающихся физическими упражнениями.

Таблица - Динамика средних показателей тестирования физического состояния студентов СМГ в процессе занятий физической культурой_

№ теста Экспериментальная группа Контрольная группа t t внутри групп

До | После До | После Э I К

Функциональные возможности

ЧСС в покое 78,86±0,70 77,80±0,59 78,15±0,71 77,64±0,71 0,17 1,16 0,51

Время восстановления после нагрузки (20 присед. х 30 с) 2,65±0,08 2,19±0,17 2,68±0,06 2,65±0,06 2,50 2,46 0,33

ЖЕЛ 2633,7±39,9 2728,1±36,4 2648,1±48,1 27,09±37,9 0,35 1,75 1,01

Сила мышц спины 95,7± 1,79 103,1±2,32 93,8±1,78 95,7±1,81 2,52 2,53 0,75

Физическая подготовленность

Наклон туловища назад 48,91±1,94 51,69±1,58 48,11±1,90 49,56±1,75 0,90 1,11 0,56

Баллистическая координация 54,26±1,79 53,72±1,73 54,15±1,67 54,41±1,71 0,95 0,22 1,15

Поднимание и опускание туловища 26,82±1,09 33,71±1,65 27,08±1,07 29,37±1,42 2,00 3,39 2,01

Бросок набивного мяча 794,44±4,03 807,56±3,58 790,66±2,07 797,11±2,53 2,39 2,43 1,99

Тест Копылова 10,17±0,06 10,03±0,06 10,20±0,06 10,16±0,06 1,53 1,65 0,47

Челночный бег 3х10 м 8,14±0,07 7,95±0,07 8,12±0,06 8,07±0,06 1,30 1,92 0,59

Ходьба, бег 12 мин. 1652,86±8,12 1688,56±7,68 1653,97±7,52 1663,44±8,38 2,21 3,19 0,84

Примечание: при 1 =1,99 - Р<0,05; при 1 =2,64 - Р<0,01.

Повторное анкетирование выявило, что в ЭГ увеличился процент систематически занимающихся физическими упражнениями дополнительно с 10% до 25% (р<0,05). Мотив посещения занятий физической культуры с целью поддержания здоровья возрос до 51% (24%) (р<0,05), 58% (30%) считают недостаточная ДА наносит вред их здоровью (р<0,05).

ВЫВОДЫ

Полученные результаты педагогического эксперимента показали эффективность применения комплексной формы организации занятий со студентками СМГ, которая позволила повысить моторную плотность занятий в среднем до 60-75%, следовательно, повысить ДА, способствовала улучшению функциональных возможностей и физической подготовленности студенток ЭГ.

Очевидно, что повышение ДА студентов возможно при условии мотивированного интереса к занятиям физической культурой и осознания необходимости вести активный образ жизни и заниматься дополнительно физическими упражнениями.

Разработанная программа заключалась в определении эффективности комплексного воздействия на физическое состояние в сочетании с направленной коррекцией позиции позвоночника средствами ЛФК на основе выработки самостоятельной заинтересованности, убежденности в необходимости исправления патологии в структуре учебных занятий студентов СМГ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева, О.С. Образование в сфере здоровья как стратегическое направление психологии здоровья. / О.С. Васильева // Психология в вузе. -2010. - № 6. - С. 5-17.

2. Горелов, А.А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи: монография / А.А. Горелов, В. Л. Кондаков, А.Н. Усатов. - Белгород : «Политерра»,2011. - 101 с.

3. Кряжев, В.Д. Развитие, сохранение и восстановление двигательных возможностей человека / В. Д. Кряжев. - М. : ВНИИФК, 2002. - 247 с.

4. Милюкова, И.В. Лечебная физкультура. Новейший справочник / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова ; под общей ред. проф. Т.А. Евдокимовой. - СПб. : Сова ; М. : Изд-во Эксмо, 2003. - 862 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Румба, О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп : дис.... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Румба Ольга Геннадьевна. - Санкт-Петербург, 2012. - 472 с.

6. Тимошина, И.Н. Показания и противопоказания по содержанию занятий по физической культуре в специальной медицинской группе / И. Н. Тимошина // Физическая культура. - 2007. -№4. - С. 65-68.

7. Хвалебо, Г.В. Физическая культура как фактор укрепления здоровья студентов / Г. В. Хвалебо // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - Таганрог. -2012. - № 1. - С. 104-109.

REFERENCES

1. Vasilyeva, O.S. (2010), "Education in the sphere of health as a strategic direction of psychology of health", Psychology in higher education institution, No. 6, pp. 5-17.

2. Gorelov, A.A., Kondakov, V. L. and Usatov, A.N. (2011), Intellectual activities, physical working capacity, physical activity and health of student's youth: monograph, Politerra, Belgorod.

3. Kryazhev, E.L. (2002), Development, preserving and recovery of an athletic ability of the person, VNIIFK, Moscow.

4. Milyukova, I.V. and Evdokimov, T.A. (2003), Physiotherapy exercises. The latest reference book, Eksmo's publishing house, Moscow.

5. Rumba, O.G. (2012), System ofpedagogical regulation ofphysical activity of students of special medical groups, dissertation, St. Petersburg.

6. Timoshina, I.N. (2007), "Indications and contraindications on content of classes in physical culture in special medical group", Physical culture, No. 4, pp. 65-68.

7. Hvalebo, G.V. (2012), "Physical culture as factor of strengthening of health of students", Bulletin of the Taganrog state teacher training college, Taganrog, No. 1, pp. 104-109.

Контактная информация: Gkhvalebo@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.08.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.