УДК 796.011 (77.03.05)
Е. В. Бондаренко
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК НА ОСНОВЕ
СРЕДСТВ АЭРОБИКИ
Представлен теоретический анализ проблем физического воспитания студентов сетевого поколения. Рассматриваются вопросы проектирования и реализации педагогической технологии с использованием комплекса средств оздоровительной аэробики. Приведены иерархия содержательных компонентов обучения; наиболее востребованные в вузах виды аэробики, их место в системе физического воспитания; модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса в вузе.
Ключевые слова: физическое воспитание студенток, поколение У, аэробика, педагогическая технология, проектирование.
Научно-технический прогресс, стремительные изменения во всех сферах жизни требуют от человека большей гибкости, креативности, высокого уровня образования и крепкого здоровья. Поэтому выпускники вузов должны быть готовы к современным требованиям общества.
Однако возникает закономерный вопрос: на какой период времени выпускнику, пусть даже овладевшему хорошим арсеналом знаний, умений и навыков, имеющему удовлетворительный уровень здоровья, хватит этих кондиций? В условиях быстрой смены требований к человеку в обществе образование становится непрерывным и зависит уже от желания самоактуализироваться. Причем наиболее ценным качеством является не количественный показатель приобретения знаний, умений и навыков, а способность их применять в реальных условиях.
Безусловно, и проблема укрепления здоровья встает остро при отсутствии должного к нему внимания. Значительное ухудшение здоровья молодых специалистов, связанное во многом с ограничением двигательной активности, является на сегодняшний день неоспоримым фактом.
Р. Акофф (2009) делит все, чему человек может обучиться, на пять разных по соотношению ценности и объема классов (рис. 1).
Не секрет, что традиционное образование чаще всего снабжает нас данными и информацией, меньше знаниями, эпизодически пониманием и очень редко мудростью. Первые четыре класса помогают нам эффективнее добиваться цели, а мудрость позволяет определить ценность этой цели [1]. Действительно, можно успешно двигаться к бесполезной или малозначимой цели.
Например, у студентов часто главной целью посещения занятий является благополучное прохождение итогового контроля освоения дисциплины «Физическая культура». Однако не уделяется должного внимания возможности укрепления здоровья, формирования необходимых в профессиональной деятельности двигательных качеств и т. п.
Поэтому необходимо либо осознать незначительность цели и изменить ее (на более значимую), что потребует проявления мудрости, либо переместить мотив на сам процесс достижения цели или какой-либо результат процесса.
Рис. 1. Иерархия содержательных компонентов обучения
Поколение, которое сейчас получает образование в вузах, называют поколением У (миллениума, сетевым). Это поколение выросло в период резкого скачка в развитии электроники, Интернета, медиаресурсов. Бурное развитие высоких технологий повлекло значительные изменения в стиле работы и жизни в целом, что, в свою очередь, негативно повлияло на физическое и духовное благополучие многих молодых людей. Так, с одной стороны, использование Интернета расширяет образовательное пространство, с другой - не дает необходимых возможностей размышлять по поводу нового знания, оценивать различные точки зрения, анализировать и формировать собственное отношение к увиденным фрагментам информации [2], что по иерархии содержательных компонентов обучения можно отнести только к данным, а значит, оказаться на низшей ступени обучения человека.
При этом сетевое поколение, которое в скором времени будет составлять основу постиндустри-
ального общества, тяготеет к получению эстетического удовлетворения, к творчеству, оригинальному самовыражению, самоутверждению [3].
Таким образом, с одной стороны, существует общественная потребность в творческих людях, умеющих применять собственные знания на практике, имеющих достаточный резерв здоровья, с другой -недостаточный уровень знаний, умений и навыков в области теории и методики физического воспитания усугубляет проблему мотивации физкультурной деятельности, как следствие, ограничение двигательной активности и ослабленное здоровье.
Физическое воспитание позволяет решать на одном занятии ряд задач, направленных на укрепление здоровья, развитие творческих способностей, самовыражение (в соревновательной деятельности и самоутверждение). Такая синтетическая возможность дисциплины, дополненная атрибутами продуктов творчества (музыкой, искусством, игрой), может способствовать формированию мотивации внутренней направленности студентов.
Для определения путей решения обозначенных проблем в Томском политехническом университете проводилась разработка и внедрение педагогической технологии с использованием комплекса средств оздоровительной аэробики.
Аэробика - интенсивно развивающееся направление в системе вузовского физического воспитания, располагающее специфическими средствами, методами, направленное на гармоничное развитие человека.
Появившись однажды в виде циклических двигательных действий, выполняемых в аэробном режиме, сегодня аэробика находит свое место среди видов гимнастики (рис. 2).
На рис. 2 отмечены те виды аэробики, которые наиболее часто используются на занятиях по физической культуре в вузах. Так, аэробика входит во все три группы видов гимнастики. Аэробика включена в оздоровительные виды гимнастики, так как является одной из составных частей фитнеса (если представлять его как раздел знаний, рассматривающий вопросы сохранения и укрепления здоровья).
Не секрет, что аэробика способствует [4] обеспечению оптимальной физической подготовленности, культуры движений, улучшению осанки и кор -рекции фигуры, повышению физической и интеллектуальной работоспособности, положительному влиянию на качество и эффективность труда, активному отдыху, формированию положительного психоэмоционального настроя и в целом укреплению здоровья.
В роли образовательно-развивающего вида аэробика способствует физической релаксации и умственной концентрации, когда ее применяют в качестве производственной гимнастики. Помимо этого аэробика используется в системе подготовки спортсменов других специализаций (футболистов, волейболистов, пловцов и др.), а также с целью решения задач профессионально-прикладной физической подготовки в учебных заведениях разного уровня.
Рис. 2. Основные виды гимнастики
Спортивная аэробика и фитнес-аэробика -спортивные дисциплины, которые преподаются на спортивных отделениях вузов различных профилей.
Конструирование программ занятий чаще всего осуществляется двумя методами: свободным и структурным.
Свободный метод (фристайл) не предполагает предварительной подготовки инструктора к занятию, конструирование происходит по ходу самого занятия. Такой метод предъявляет высокие требования к уровню подготовленности преподавателя, к его творческим, импровизационным способностям. Этот метод интересен занимающимся с высоким уровнем подготовленности, с хорошей координацией. Однако при таком методе трудно планомерно решать поставленные задачи.
Структурный метод характеризуется детальной проработкой программы занятий, подготовкой музыкальной фонограммы, предварительным разучиванием преподавателем всех комбинаций, серий упражнений, запоминанием содержания занятия. Безусловно, эффективность подготовленного заранее занятия может быть выше импровизационного. Помимо этого, занимающимся с низким уровнем развития координационных способностей такой метод нравится больше, поскольку обучение новым двигательным действиям происходит планомерно, от занятия к занятию, поэтому такие студентки более уверенно выполняют знакомые комбинации, что позволяет повышать не только тренировочный эффект, но и сохранять положительный эмоциональный настрой. Поэтому, учитывая необходимость решения определенных задач в вузовском физическом воспитании, оптимальнее придерживаться структурного метода.
Модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса в вузе на основе использования средств аэробики можно представить в виде схемы (рис. 3).
Целесообразно проектирование процесса обучения осуществлять совместно со студентками. Совместная реализация первого пункта проектирования с учетом индивидуальных потребностей способствует принятию выработанных целей и задач, что уже является важным фактором формирования мотивации внутренней направленности.
Коллегиальный выбор видов аэробики для решения поставленных задач также создаст положительный мотивационный фон, поскольку использование предпочитаемого вида двигательной активности всегда вызывает подлинный интерес к занятию.
Остальные пункты проектирования учебного процесса в большей степени осуществляет преподаватель, но с ознакомлением студенток на методи-
ко-практических занятиях. Таким образом частично снимаются вопросы методики самостоятельного использования упражнений физической культуры.
Рассматривая направления воздействия системы занятий, следует отметить, что на схеме указаны только основные. Так, формирование культуры движений с помощью средств танцевальной аэробики предполагает формирование как оптимальности двигательных действий (а значит, формирование двигательных умений и навыков), так и их эстетичности [4]. Обучение студенток выразительным средствам (жестам, пантомиме, рисунку танца) в ходе формирования культуры движений позволяет сделать движения одухотворенными, оказать влияние на их внутренний мир, на основе чего можно расширить представление студенток об их двигательных возможностях, закономерностях движений с музыкой, сформировать понимание танца как способа передачи информации, чувств, эмоций [5]. Это имеет большое значение, поскольку воздействует на духовное развитие, чувственную сферу студенток и в целом содействует повышению как образовательного, так и воспитательного векторов воздействия в физическом воспитании, приобщению к искусству (классической музыке, балету, театру, при использовании body ballet), гуманитаризации педагогического процесса [5].
Результат воспитания физических качеств не ограничивается повышением уровня физической подготовленности, поскольку их комплексное развитие отражается непосредственно на работе функциональных систем организма и способствует укреплению здоровья. Необходимо отметить, что в ходе улучшения развития физических качеств осуществляется профессионально-прикладная физическая подготовка.
Технический прогресс освободил человека от тяжелого физического труда, но повысил требования к лабильности и устойчивости ряда психомоторных функций [6]. Механизация и автоматизация производственного процесса привели к росту удельного веса быстрых и точных двигательных действий, часто со сложной координацией движений, быстрым восприятием обстановки, срочной переработкой информации и реагированием при уменьшении числа макродвижений и росте количества микродвижений; причем мышечное напряжение в микродвижениях (при мелкой моторике) дифференцируется на нижнем пороге усилия [6].
Важным направлением воздействия системы занятий является приобретение упорядоченной совокупности теоретических и методико-практических знаний, умений и навыков. Часто специалисты не уделяют должного внимания формированию системы знаний в области физической культуры, отдавая
Рис. 3. Технология физического воспитания студенток на основе использования средств аэробики
предпочтение в большей степени моторной плотности занятия. Вместе с тем знание основ теории и методики физического воспитания, физиологии, эффектов воздействия на функциональные системы физических упражнений, понимание важности оптимальных объемов двигательной активности могут помочь сформировать устойчивую мотивацию к занятиям и вооружит занимающихся необходимым арсеналом средств самостоятельных занятий.
В ходе проведения занятий по данной технологии предусмотрено использование проблемных ситуаций и проектной деятельности с целью стимулирования мыслительной активности, познавательной потребности студенток.
В результате такой работы студентки учатся:
1) определять проблему (например, не выполняется какое-либо двигательное действие);
2) определять цель и задачи (целью может быть стремление научиться выполнять двигательное действие; задачами могут быть: оценка техники выполнения; уровня развития физических качеств, необходимых в выполнении элемента; т. е. определение причины невыполнения; разработка плана и методики решения проблемы);
3) проводить исследовательскую деятельность в области теории и методики физического воспитания (подбирать методику развития качеств или постановки техники);
4) самостоятельно применять средства физиче- лять подготовку к профессиональной деятельнос-
ской культуры и спорта для решения проблемы и ти, учитывать желание нынешнего поколения са-
добиваться необходимых результатов. мовыражаться и самоутверждаться.
Педагогическая технология физического воспи- 2. Проектирование и реализация педагогиче-
тания студенток на основе использования средств ской технологии с использованием комплекса
аэробики не может применяться без проверки ее средств оздоровительной аэробики совместно со
эффективности на протяжении учебного года. По- студентками на основе соблюдения современных
этому для определения достижения реальных ре- принципов дидактики могут способствовать опти-
зультатов планомерно проводятся тестирование, мальному решению ряда оздоровительных, обра-
анкетирование, опросы. И с учетом полученных зовательных, воспитательных задач.
данных осуществляется коррекция проекта учеб- 3. При использовании такой технологии физи-
ного процесса студенток. ческого воспитания принципиально важным фак-
Таким образом, можно сделать выводы: тором является личность преподавателя, который
1. Физическое воспитание обладает большими должен отличаться не только профессиональной
возможностями синтезирования, позволяющими в компетентностью, но и уметь предвидеть старение
одном процессе получать удовлетворение от про- технологии, своевременно адаптировать и пере-
дуктов творчества, укреплять здоровье, осуществ- страивать ее под новые условия, требования.
Список литературы
1. Акофф Р., Гринберг Д. Преобразование образования / пер. с англ. Ф. П. Тарасенко. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. 196 с.
2. Гатилова З. Н., Ревякина В. И. Межпредметный образовательный проект как многофункциональная форма интеллектуального воспитания школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 6 (84). С. 23-26.
3. Дьяченко И. П. Особенности психологического развития поколения «Игрек» // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2013 года. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/176/5031 (дата обращения: 09.02.2014).
4. Бондаренко Е. В., Ревякин Ю. Т. Модернизация физического воспитания студенток технического вуза средствами оздоровительной аэробики (с использованием системы упражнений body ballet) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 5 (68). С. 50-56.
5. Бондаренко Е. В. Физическое воспитание студенток на основе использования системы упражнений body ballet: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2006. 204 с.
6. Теория и методика физического воспитания: учебник для институтов физ. культуры: в 2 т. / под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976. 256 с.
Бондаренко Е. В., кандидат педагогических наук, доцент.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634034.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 21.01.2014.
E. V Bondarenko
EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF UNIVERSITY STUDENTS’ PHYSICAL EDUCATION BASED
ON THE MEANS OF AEROBICS
The articl contains theoretical analysis of the problems of physical education of net-generation students The existing system of physical education meets with some important setbacks of net-generation students. The issues of design and implementation of educational technology with the use of complex of recreational aerobics. The paper shows hierarchy of the content components of training; the most widely-spread types of aerobics, practiced in Russian colleges and universities and their place in the system of physical education; the teaching model for planning, organization and effecting the training process at higher education institutions.
Key words: physical education, generation Y, aerobics, teaching approach, planning.
References
1. Ackoff Russel L., Greenberg D. Turning learning right side up: putting education back on track. Pearson Education, Inc., Wharton School Publishing, 2008. (Russ. ed.: Akof R., Grinberg D. Preobrazovanie obrazovaniya. Tomsk, Izdatelstvo Tomskogo universiteta Publ., 2009. 196 p.)
2. Gatilova Z. N., Revyakina V. I. Multidiscipline project as a polyfunctional form of intellectual education of children. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, no. 6 (84), pp. 23-26 (in Russian).
3. D'yachenko I.P. Psychology of Generation Y. V International students academic conference (Students Academic Forum) February 15 - March 31 2013. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/176/5031 (Accessed: 09 February 2014) (in Russian).
4. Bondarenko E. V., Revyakin Yu. T. Aerobic Exercises as Improvement in Technical Student Training Programme (Based on Body Ballet Technique). Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2007, no. 5 (68), pp. 50-56 (in Russian).
5. Bondarenko E. V. Body Ballet workouts as a part of the physical education program for college students. Dis. cand. ped. sci. Tomsk, 2006. 204 p. (in Russian).
6. Theory and teaching methods of physical education: a textbook for PE colleges. In 2 volumes. Under ed. Matveev L. P., Novikov A. D. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1976. 256 р. (in Russian).
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina 30, Tomsk, Russia, 634034.
E-mail: [email protected]