А.М. Сабанин // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием, посвященной памяти В.Г. Стрельца. СПб. Изд-во Политехн. Ун-та, 2015. - С. 27-31.
Ключевые слова: бегуны старших возрастных групп, горный бег, биохимический состав крови.
Keywords: runners of the senior age groups, mountain running, biochemical composition of blood.
УДК 378.147
Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ АЭРОБИКОЙ2
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, [email protected]
Актуальность. Выносливость - важный компонент физического здоровья студентов, проявляется, как способность длительное время выполнять работу, противостоять утомлению, вызываемому при мышечной нагрузке. Общая выносливость является основой для развития специальной выносливости, которая проявляется при разных формах физической активности. Аэробика как вид спортивной деятельности продолжает совершенствоваться и по-прежнему пользоваться большой популярностью среди вузовской молодежи. Эффективность педагогического воздействия на учебных занятиях аэробикой определяется возможностью управлять содержанием занятий, учитывая индивидуальные и индивидуально-групповые особенности занимающихся, их физическую и функциональную подготовленность [3, c.70].
Улучшение функциональных возможностей организма, развитие физических качеств, в частности, специальной выносливости, возможно при использовании методов и средств, специфических для аэробики. Большой арсенал упражнений, выполняемых в учебной программе, спектр их направленного воз-
Bushma T.V., Zuikova E.G. Special endurance on aerobics classes / St.-Petersburg State Polytechnical University.
действия, требует комплексного развития нескольких видов специальной выносливости:
• координационной - для овладения техникой сложных по структуре упражнений;
• силовой - для выполнения партерных комплексов длительное время;
• скоростно-силовой - для поддержания темпа, выполняемых упражнений, заданное время;
• статической - при удержании поз и фиксации положения тела при развитии физических качеств [3, с.8].
Все эти виды специальной выносливости соответствуют характеру мышечной работы, как в аэробной (танцевальной) части занятия, так и в силовой (партерной). Они являются необходимым предметом исследования для получения информации об уровне развития данного физического качества. Разнообразие в учебной программе по аэробике, логически выстроенная и обоснованная последовательность комплексов способствует улучшению развития двигательных качеств студентов.
Тестирование и оценка результатов - одно из важных направлений, позволяющих рекомендовать ту или иную программу по аэробике, оперативно вносить изменения в структуру и содержательную часть занятия, оптимизировать объем и интенсивность физических нагрузок, осуществляя принцип индивидуализации.
Цель исследования: повышение эффективности учебно-тренировочного процесса, направленного на развитие специальной выносливости на занятиях аэробикой.
Задачи:
1. Исследовать изменение ЧСС на уроке аэробики, определить влияние интенсивности нагрузки на реакцию С-С системы занимающихся.
2. Определить соответствие пульса студентов целевым зонам каждой части занятия и произвести изменения в содержательной и структурной частях занятий по оптимизации двигательной нагрузки.
3. Рекомендовать варианты композиционных программ по аэробике для развития специальной выносливости студенток, учитывая функциональную подготовленность занимающихся.
Объект исследования: процесс развития и совершенствования специальной выносливости студентов-первокурсников, занимающихся аэробикой.
Предмет исследования: содержательная часть учебной программы по аэробике для студентов 1 курса.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, выполнение тестовых заданий, измерение ЧСС, педагогическая оценка уровня специальной выносливости, математическая обработка результатов.
Выносливость может измеряться по результатам ЧСС, показанным при выполнении стандартных тестов, функциональных проб в покое и в период восстановления. Таким образом, выявляются потенциальные возможности студента эффективно выполнять физическую нагрузку. Специальная выносливость оценивается специфическими тестами, структура выполнения которых близка к соревновательной. Так зачетный урок по аэробике можно рассматривать как тест, позволяющий характеризовать уровень развития разных видов специальной выносливости у студенток в конце семестра.
В данной работе мы рассматриваем показатели абсолютной специальной выносливости в момент мобилизации функциональных возможностей в условиях максимальной ответственности. В основе структурного построения зачетного урока лежит последовательное выполнение 8 танцевальных композиций, 10 композиций комбинированного и силового характера, на растяжку и стрет-чинг в заключительной части. Время выполнения всего урока - 90 минут.
Результаты исследования и их обсуждение.
1. Важнейшим компонентом комплексной оценки специальной выносливости проявленной студентами на зачетном уроке, является их функциональное состояние, возможность ССС поддержать высокий темп без интервалов отдыха в аэробной части занятия и уровень физической подготовленности, возможность мышечной системы выполнять упражнения в партерной части.
2. На каждом этапе подготовки последовательность комплексов учебной программы выстраивалась в соответствии с поставленными задачами. Изменение содержания комплексов соответствовало принципам постепенного увеличения нагрузки, а также функциональным возможностям организма студенток.
3. Физиологическая стоимость теста определялась по ЧСС на протяжении всего урока: в аэробной, силовой, заключительной и восстановительной частях. Результаты сопоставлялись с рекомендуемыми пульсовыми зонами и расчетными данными целевого диапазона пульса всей группы и каждого студента при выполнении танцевальной и силовой частей занятия.
4. Физические нагрузки на протяжении первых недель семестра соответст-
вовали нижнему пределу пульсовой зоны каждого занимающегося, что позволило избежать чрезмерного перенапряжения сердца, адаптироваться организму к дальнейшему повышению интенсивности и объему упражнений на учебных занятиях.
Для расчета min и max границы ЧСС использовались следующие формулы: Min = (200 - Рпок) х 0.5 + Рпок
Max = (200 - Рпок) х 0.8 + Рпок, где Рпок - пульс в покое
Для физической подготовки на начальном этапе (3-4 недели) использовались разнообразные упражнения ОФП и СФП, выполняемые в среднем темпе при ЧСС 110-130 уд/мин, интервалы отдыха заполнялись упражнениями на растяжку и восстановление дыхания. Основной акцент направлен на технику исполнения упражнений, приобретение умений и навыков выполнения базовых шагов аэробики. Разучивались композиционные связки, танцевальные элементы, в положении стоя, в небольших объемах повторялись силовые физические упражнения на полу.
На этапе совершенствования акцент сделан на повышение развития специальной выносливости к координационно сложным упражнениям в аэробной части и силовой выносливости к упражнениям в партере. Это период постепенного повышения интенсивности нагрузки. Специфика методики проведения аэробной части урока заключалась: в многочисленном переключении режимов работы, в увеличении упражнений на координацию, в усложнении танцевальных связок, совершенствовании техники исполнения упражнений, выполнении отдельных композиций в целом с небольшим интервалом отдыха между ними, чередовании прыжков и подскоков с упражнениями на восстановление дыхания. В партерной части особое внимание уделялось совершенствованию техники исполнения каждого упражнения в композиции, последовательному повторению двух-трех комплексов без интервалов отдыха. В заключительной части 8-12 минут отводилось на выполнение упражнений для развития гибкости. Таким образом, на втором этапе, который продолжался 7-8 недель, развитие специальной выносливости и повышение уровня физической подготовленности осуществлялось посредством композиционной подготовки студентов, т.е. совершенствовались двигательные навыки в отдельных танцевальных блоках, в различных их сочетаниях, затем последовательном выполнении всех композиций. Обучение и совершенствование комплексов партерной части учебной программы по аэробике, проходило по аналогичной схеме.
На заключительном этапе подготовки учебных групп к зачетному уроку (2-3 недели) развитие специальной выносливости и функционального состояния ССС студентов предусматривало выполнение учебной программы по аэробике в ее полном объеме, в пульсовой зоне от 150-185 уд/мин в аэробной части и 120-145 уд/мин в партерной. Такой метод выполнения упражнений увеличивает нагрузку на ССС, тренирует общую и специальную выносливость, повышает моторную плотность урока. Особое внимание уделялось выполнению композиционных блоков в соревновательном темпе поточным способом с минимальными паузами отдыха, что способствовало развитию скоростно-силовой выносливости. Это период сохранения целевых показателей интенсивности нагрузки.
Такой режим работы в семестре предполагает развитие специальной выносливости у студентов к выбранному виду двигательной активности и способствует адаптации ССС к специфической нагрузке.
В начале зачетного урока отмечено некоторое увеличение ЧСС в покое до 82 уд/мин (рис.1), что можно объяснить психологическим состоянием студенток: волнением, ответственностью и т.д.
Анализируя график, видно резкое повышение ЧСС уже в начале аэробной части урока. Такая реакция ССС на занятиях со значительной нагрузкой является показателем хорошей тренированности сердечной мышцы. Пик ЧСС зафиксирован в середине (на 15 мин) аэробной части занятия и продолжался в течение 10 мин с незначительными колебаниями, что соответствует зоне совершенствования, где целевой диапазон ЧСС составляет 164 до 176 уд/мин, а интенсивность нагрузки оставляет 70-80 % от максимального значения ЧСС.
В первой половине аэробной части, студентки зафиксировали учащение дыхания, значительное потоотделение, возрастающую мышечную усталость. Вторая половина аэробной части характеризовалась снижением ЧСС до 146-164 уд/мин, что соответствует зоне силовой выносливости и интенсивности нагрузки 55-70 % от максимального значения ЧСС. Эта часть занятия отмечена стабилизацией дыхания, средним потоотделением и адаптацией к мышечной усталости.
В силовой части выполнялись 10 комплексов в партере, на развитие силы мышц рук, ног, брюшного пресса, спины, груди. Начало пришлось на фазу не-довосстановления от аэробных упражнений при пульсе 110 уд/мин. Чередование динамического и статического режимов работы снизили интенсивность на-
грузки. Вся работа в партере соответствовала зоне малой и средней интенсивности при пульсе от 110 уд/мин до 132 уд/мин.
200 180 160 140 и 120
£ 100 >
^ 80 60 40 20 0
86,4
/
*<Рис. 1 ГрафиК°изменения чСс при выполнении зачетного
урока по аэробике
В заключительной части урока использовались упражнения стретчинга, наблюдалось падение ЧСС до 100 уд/мин. Выполнение спокойных дыхательных упражнений снизило ЧСС после 3-х минутного отдыха до 91 уд/мин, а после 5 минут - 86 уд/мин, что несколько выше исходного значения. Это можно объяснить повышенной эмоциональностью зачетного урока, мобилизацией ССС на выполнение задания.
Таким образом, сопоставляя результаты ЧСС на нагрузку в зачетном уроке с рекомендуемыми пульсовыми зонами на занятиях аэробикой, следует отметить, что средние показатели ЧСС в группе при выполнении всех упражнений находились в пределах допустимых значений. В начале каждого этапа подготовки объем и интенсивность упражнений вызывали ответную реакцию ССС, приближающуюся к нижнему пределу пульсовых зон. Постепенное увеличение нагрузки способствовало адаптации организма студенток, наблюдалась тенденция к смещению показателей ЧСС к верхней границе пульсовых зон. Мы получили возможность регулировать композиционные изменения, содержание и последовательность упражнений с учетом величины нагрузки, т.е. развивать специальную выносливость.
Специальная выносливость в аэробике - многокомпонентное двигательное качество, которое определяется функциональным состояние и физической
подготовленностью, уровнем развития координации, гибкости, силы, общей выносливости, ловкости, быстроты. Педагогические наблюдения в течение семестра за уровнем развития специальной выносливости показали положительную динамику в развитии данного качества, а сочетание различных по направленности упражнений с оптимальным нормированием нагрузки способствовали эффективному росту каждого из видов специальной выносливости аэробики.
На зачетном уроке преподавателями были выставлены оценки от 0 до 5 баллов за каждый вид специальной выносливости (табл.1).
Табл.1
Оценка различных видов специальной выносливости на зачетном уроке
№ п п Виды специальной выносливости в аэробике Средний балл в 1 семестре Средний балл во 2 семестре Характеристика
1 Координационная 3.6 4.1 способность противостоять утомлению при неоднократном выполнении координационно-сложных гимнастических упражнений, требующих высокого уровня координационных возможностей
2 Силовая 3.9 4.5 способность противостоять утомлению при выполнении всех комплексов в партере в полном объеме, требующих значительных силовых напряжений
3 Скоростно-силовая 3.5 4.0 способность удержать максимальную интенсивность работы в первой и второй частях урока, поддержание темпа заданное время
4 Статическая 3.8 4.2 способность поддержания мышечного напряжения длительное время без изменения позы
Итого 3.7 4.2
Средние оценки, характеризующие все виды специальной выносливости в баллах, полученные студентами 1 курса при выполнении комплексов упражнений на зачетном уроке по аэробике во втором семестре выросли на 13,5% по сравнению с первым семестром. Высокие баллы, выставленные преподавателями, подтвердили эффективность содержательной части программы по аэробике, с использованием композиционного метода. Выводы:
1. Регистрация показателей ЧСС во время занятия позволила оценить воздействие физических нагрузок на функциональное состояние ССС студенток-первокурсниц, адаптацию и проявление всех видов специальной выносливости, необходимых при выполнении специфических упражнений в аэробике.
2. Полученная информация позволяет преподавателю и студенту определить индивидуальные зоны целевого пульса для каждой части урока, внести необходимую коррекцию по объему и интенсивности в содержательную часть программы по аэробике, создать разнообразные варианты композиций, используя их для развития специальной выносливости.
3. Рекомендовать студентам 1 курса разработанные и апробированные на учебных занятиях композиции аэробного и силового характера для самостоятельной работы при развитии специальной выносливости, осуществлять контроль по ЧСС за выполнением упражнений в индивидуальной целевой зоне.
Литература
1. Бабичева И.В. Определение основных критериев оптимизации физической нагрузки на занятиях оздоровительной аэробикой // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 673-676.
2. Ишанова О.В. Оптимизация нагрузки при оздоровительных занятиях аэробикой // Теория и практика физической культуры. — 2007, — № 8. — С.69.
3. Рябухина Т.И. Методика тренировки специальной выносливости на этапе начальной специализации в спортивной аэробике: автореф.дис.канд.пед. наук / Т. И. Рябухина. Волгоград, 2006. - 24 с.
4. Скворцова М.Ю. Совершенствование физических качеств баскетболистов с использованием дифференцированных комплексов аэробики / М.Ю. Скворцова, Т.А. Кравчук // Омский научный вестник - Декабрь 2006 -Вып 9 (47) - С. 299302.
Ключевые слова: студенты, аэробика, выносливость, учебно-тренировочный
процесс, частота сердечных сокращений.
Key words: students, aerobics, endurance, educational-training process, frequency of heart systoles.
УДК 796.01
В.С. Васильева
ТРЕБОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
Санкт-Петербург, lera. [email protected]
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся - 80%.
Для решения этой задачи призван стать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс. Комплекс направлен на реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта, формирование необходимых знаний, умений, навыков, приобщение к систематическим занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью обучающихся.
Виды испытаний (тесты) и нормативы включают в себя:
а) виды испытаний (тесты), позволяющие определить уровень развития физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков;
б) нормативы, позволяющие оценить разносторонность (гармоничность) развития основных физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков в соответствии с половыми и возрастными особенностями развития человека.
Требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта включают проверку знаний и умений по следующим вопросам:
а) влияние занятий физической культурой на состояние здоровья, повышение умственной и физической работоспособности;
б) гигиена занятий физической культурой;
в) основные методы контроля физического состояния при занятиях раз-