Научная статья на тему 'Повышение функций кардиореспираторной системы с помощью классической (базовой) аэробики у студенток неспортивного вуза'

Повышение функций кардиореспираторной системы с помощью классической (базовой) аэробики у студенток неспортивного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
350
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРДИОРЕСПИРАТОРНАЯ СИСТЕМА / КЛАССИЧЕСКАЯ (БАЗОВАЯ) АЭРОБИКА / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ / СТУДЕНТКИ НЕСПОРТИВНОГО ВУЗА / CARDIORESPIRATORY SYSTEM / CLASSICAL (BASIC) AEROBICS / HEART RATE / STUDENTS OF NON-SPORTS HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Александрова Вероника Анатольевна

Рассмотрены актуальные вопросы повышения уровня функциональной подготовленности студенток неспортивных вузов. Представлена методика, основанная на классической (базовой) аэробике, которая позволяет в процессе непрерывного обучения решать задачу повышения функций кардиореспираторной системы занимающихся. Методика прошла апробацию и доказала свою эффективность, о чем свидетельствуют показатели частоты сердечных сокращений у студенток неспортивного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Александрова Вероника Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF CARDIORESPESCRIPTIVE SYSTEM FUNCTIONS WITH A CLASSICAL (BASIC) AEROBIC IN STUDENTS WITHOUT A SPORTS HIGH SCHOOL

Topical issues of increasing the level of functional preparedness of students of nonsports institutions are considered. A technique based on classical (basic) aerobics, which allows to solve the problem of increasing the functions of the cardiorespiratory system of those engaged in the process of continuous training, is presented. The technique was tested and proved to be effective, as evidenced by the heart rate at the students of an unsportsmanlike university.

Текст научной работы на тему «Повышение функций кардиореспираторной системы с помощью классической (базовой) аэробики у студенток неспортивного вуза»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.41

ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ С ПОМОЩЬЮ КЛАССИЧЕСКОЙ (БАЗОВОЙ) АЭРОБИКИ У СТУДЕНТОК НЕСПОРТИВНОГО ВУЗА

В.А. Александрова

Рассмотрены актуальные вопросы повышения уровня функциональной подготовленности студенток неспортивных вузов. Представлена методика, основанная на классической (базовой) аэробике, которая позволяет в процессе непрерывного обучения решать задачу повышения функций кардиореспираторной системы занимающихся. Методика прошла апробацию и доказала свою эффективность, о чем свидетельствуют показатели частоты сердечных сокращений у студенток неспортивного вуза.

Ключевые слова: кардиореспираторная система, классическая (базовая) аэробика, частота сердечных сокращений, студентки неспортивного вуза.

Исследования срочного тренировочного эффекта выявили, что занятия оздоровительной аэробикой оказывают интенсивное воздействие на функциональное состояние занимающегося. По степени влияния на организм эти занятия можно поставить на одно из первых мест среди оздоровительных форм физической нагрузки. Следовательно, необходимо определить степень воздействия этой формы занятий на организм девушек неспортивного вуза.

Одним из актуальных вопросов при изучении влияния какого-либо вида физической нагрузки на организм является определение характера взаимосвязи между параметрами физических нагрузок и изменениями функционального состояния. Основной задачей преподавателя по оздоровительному фитнесу является выдача рекомендаций по мышечной деятельности, которая повышает или поддерживает функции кардиореспираторной системы. Для оценки функционирования кардиореспираторной системы мы использовали показатель частоты сердечных сокращений (ЧСС) [3, 6, 7].

Классическая (базовая) аэробика - устоявшийся вид аэробики, представляющий собой синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, разновидностей бега, скачков и подскоков, выполняемых под музыкальное сопровождение 120-160 акц/мин поточным или серийно-поточным методом. Упражнения выполняются на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону. Основная физиологическая направленность данного вида аэробики - развитие выносливости, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы [1-4].

Продолжительность всего занятия 45-60 мин. Соответственно распределяется время: 5-7 мин - разминка, включающая простейшую комбинацию из базовых шагов, стретчинг. Далее идёт основная часть, на которую отводится 15-20 мин основного времени и состоит из четырех разделов:

• «втягивающий», связанный с постепенным повышением нагрузки на сердечно-сосудистую и дыхательную системы;

• основной - «пиковый» аэробной нагрузки. Здесь используется бег на месте и с продвижением, с различными движениями рук, прыжки, танцевальные движения высокой интенсивности;

• переходный - постепенное снижение нагрузки за счет перехода на ходьбу, снижение интенсивности и амплитуды движений;

• партерный - силовой. Выполняются упражнения на силу, в различных исходных положениях. Заключительная часть занятия. Время тренировки используется для восстановления организма, возвращение его функциональных показателей к исходному уровню (до тренировки) [1-5].

Экспериментальная методика состояла во включении в обязательные занятия физической культурой студенток 1-3-х курсов средств базовой аэробики. Занятия проводились 2 раза в неделю длительностью 50-55 мин, имели классическое деление: разминка - 5-7 мин, основная часть - 40-45 мин, заминка - 5 мин. Основная часть занятия была построена на базовых шагах классической аэробики. Разучивание и совершенствование комбинации проходили поточно, без пауз, что позволило получить непрерывное выполнение нагрузки. Таким образом, нами были соблюдены следующие необходимые параметры нагрузки: длительность непрерывной нагрузки - 45-50 мин; интенсивность выполнения (ЧСС) - 120-140 уд/мин [5-7].

Интенсивность диктовалась музыкальным сопровождением (музыкальными акцентами в минуту), которое начиналось со 120 муз. акц/мин, планомерно росло, что позволило постепенно увеличивать интенсивность и к концу основной части занятия доходило до 135-137 муз. акц/мин. Таким образом, мы соблюдали условия для развития аэробных возможностей студенток [5-7].

Исследование длилось в течение 4-х месяцев (1 семестр). В исследовании приняли участие 60 чел., которые были разбиты на 3 группы по 20 чел. Студентки контрольной группы занимались по программе физической культуры для других направлений аэробики: йога, пилатес, силовая подготовка и т. д. Возраст студенток 1-3-х курсов, принявших участие в исследовании, - 18-21 год.

Для оценки уровня выносливости студенток использовался метод пульсометрии в течение контрольных занятий (в начале занятий, после 2-х и 5-ти месяцев исследования).

Пульсометрия - метод, позволяющий определить адекватность реакции организма учащихся на величину выполненной физической нагрузки. Суть метода заключается в подсчете и анализе ЧСС у учащихся в различные периоды урока или физкультурных занятий.

Проводились замеры ЧСС в подготовительной, основной и заключительной частях урока:

• до начала выполнения упражнений (до начала занятия);

• сразу после выполненных упражнений (после занятия);

• во время отдыха после выполненных упражнений.

В основной части урока, в зависимости от раздела аэробного занятия, величина ЧСС может значительно превышать исходные значения и достигать уровня 120-140 уд/мин. В заключительной части урока величина ЧСС постепенно снижается и может достигать исходной величины.

Измерения проводились пульсометром «Polar». Пульсометр представляет собой прибор, позволяющий контролировать и следить за частотой сердечных сокращений во время занятий физическими упражнениями. Приспособление используется не только любителями, но и профессионалами в области циклических видов спорта: велоспорт, легкая атлетика, плавание и т. д. Пульсометр позволяет измерять ЧСС без отрыва от деятельности, запись показателей происходит без пауз (таблица).

Как видно из таблицы, после экспериментального периода усредненный показатель ЧСС за период занятия значительно снизился в среднем на 7 уд/мин, что может свидетельствовать о развитии процесса адаптации организма, в данном случае кардиореспираторной системы студенток к предложенной физической нагрузке.

Снижение усредненных показателей ЧСС в период восстановления после занятия, в среднем на 5 уд/мин, является дополнительным подтверждением вышеуказанного, а также позволяет нам говорить о развитии адаптационных возможностей студенток, в частности отражающих развитие аэробных возможностей в период проведения занятий базовой аэробикой.

Динамика изменения показателя частоты сердечных сокращений

в исследовательском периоде

№ п/п ЧСС 1, уд/мин ЧСС 2, уд/мин ЧСС 3, уд/мин

До эксперим. После эксперим. До эксперим. После эксперим. До эксперим. После эксперим.

1 90±2 90±3 150±2 140±2 110±5 100±3

Д 0±1 10±0 10±2

2 78±2 80±2 140±2 135±2 100±5 101±4

Д 2±0 0±0 1±1

3 94±2 90±3 135±5 125±3 100±2 94±2

Д 4±1 10±2 6±0

4 101±4 105±2 147±2 140±2 107±3 102±4

Д 4±2 7±0 5±1

5 100±4 89±1 140±5 132±2 98±2 97±2

Д 11±3 8±3 1±0

6 80±3 80±3 129±3 131±3 89±1 80±1

Д 0±0 2±0 9±0

7 90±3 92±3 130±1 122±1 94±1 89±1

Д 2±0 0±0 5±0

8 103±3 105±3 142±4 135±5 104±5 199±3

Д 2±0 7±1 5±2

9 98±3 100±3 138±1 130±2 99±3 96±3

Д 2±0 4±1 3±0

10 87±3 90±4 137±5 130±5 103±5 99±3

Д 3±1 7±0 4±2

ДХ 3,0±1 4,0±1 4,9±1

Примечание: ЧСС 1 - исходные показатели, перед началом занятия; ЧСС 2 - средний показатель за всё занятие; ЧСС 3 - показатель после 5 мин восстановления.

Заключение. Эффект от занятий классической (базовой) аэробикой -повышение кардиореспираторных возможностей у студенток неспортивного вуза, как и в ранее проведенных нами исследованиях с женщинами молодого возраста [6, 7], подтвердился. Это позволяет нам рекомендовать данный вид физкультурно-оздоровительной деятельности, в частности, классическую (базовую) аэробику, для включения в занятия по физической культуре в неспортивном вузе с целью развития функциональных возможностей обучающихся. Также это может являться предпосылкой для проведения дальнейших исследований по оценке влияния других видов аэробики: силовой, танцевальной, стретчинга и т. д., на организм занимающихся.

Список литературы

1. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. В 2 т. Т.1. Теория и методика. М.: Федерация аэробики России, 2002. 232 с.

2. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. В 2 т. Т.2. Частные методики. М.: Федерация аэробики России, 2002. 215 с.

3. Ростовцева М.Ю. Повышение физической работоспособности женщин молодого возраста средствами ритмической гимнастики: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Малаховка, 1990. 24 с.

4. Ростовцева М.Ю., Орел В.Р., Чубакова В.А. Центральная гемодинамика и сосудистая нагрузка сердца при занятиях оздоровительной аэробикой: материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. М., 2001. С. 255-259.

5. Чубакова В.А. Педагого-физиологическое обоснование эффективности занятий оздоровительной классической аэробикой с женщинами молодого возраста (21-35 лет): дис. ... магистра физ. культуры. М., 2003. 84 с.

6. Чубакова В.А. Педагогические технологии проведения занятий различными видами оздоровительной аэробики с женщинами молодого возраста (21-35 лет): дис. ...канд. пед. наук. М., 2006. 171 с.

7. Чубакова В.А., Ростовцева М.Ю. Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем у занимающихся классической аэробикой // Вестник спортив. науки. 2006. № 3. С. 29-32.

Александрова Вероника Анатольевна, канд. пед. наук, доц., nikiri@mail.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ

IMPROVEMENT OF CARDIORESPESCRIPTIVE SYSTEM FUNCTIONS WITH A CLASSICAL (BASIC) AEROBIC IN STUDENTS WITHOUT A SPORTS HIGH SCHOOL

V.A. Alexandrova

Topical issues of increasing the level of functional preparedness of students of nonsports institutions are considered. A technique based on classical (basic) aerobics, which allows to solve the problem of increasing the functions of the cardiorespiratory system of those engaged in the process of continuous training, is presented. The technique was tested and proved to be effective, as evidenced by the heart rate at the students of an unsportsmanlike university.

Key words: cardiorespiratory system, classical (basic) aerobics, heart rate, students of non-sports high school.

Alexandrova Veronika Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, nikiri@mail.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.