ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕВУШКАМИ 18-20 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ АЭРОБИКИ И ШЕЙПИНГА
Е.М. АНТИПОВА,
Российский государственный университет туризма и сервиса
Аннотация
В статье раскрывается эффективность методики физкультурно-оздоровительных занятий с девушками 18-20 лет на основе средств аэробики и шейпинга.
Осуществлен сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности девушек 18-20 лет в процессе занятий аэробикой
и шейпингом.
Ключевые слова: физическое воспитание, физкультурно-оздоровительные занятия, аэробика,
шейпинг.
Abstract
In article efficiency of a technique of sports and improving occupations with girls of 18-20 years on the basis of means of aerobics and shaping reveals. The comparative analysis of physical development and physical readiness of girls of 18-20 years in the course of occupations by aerobics and shaping is carried out.
Key words: physical training, sports and improving occupations, aerobics, shaping.
Актуальность
Важнейшим направлением модернизации системы физического воспитания, определенным в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, является создание современных привлекательных для молодежи форм и методик физкультурно-оздоровительной деятельности [2].
В научно-методической литературе представлено большое количество противоречивых рекомендаций об эффективности различных программ и методик, направленных на физическое совершенствование девушек и женщин [1, 2, 3, 4]. До настоящего времени не определены качественные и количественные критерии эффективности применения таких популярных средств физической активности, как разные виды аэробики и шейпинга, не выявлен рациональный объем и интенсивность физической нагрузки при комплексном применении этих видов оздоровительной физической культуры девушек и женщин с различным уровнем двигательных возможностей.
Методы и организация исследования
Состояли из анализа научно-методической литературы; анкетирования; педагогического тестирования; педагогического наблюдения; педагогического экспе-
римента; антропометрии; спирометрии; пульсометрии; функционального тестирования; методов математической статистики.
Исследование проводилось в три этапа - с сентября 2007 по май 2012 г. В исследовании приняли участие девушки 18-20 лет. В течение учебного года был проведен основной педагогический эксперимент, направленный на обоснование эффективности разработанной методики физкультурно-оздоровительных занятий с девушками 18-20 лет. В эксперименте приняли участие 40 студенток Российского государственного университета туризма и сервиса г. Москвы, которые составили экспериментальную и контрольную группы по 20 чел. в каждой.
Результаты исследования и их обсуждение
Социологическое исследование позволило установить, что, по мнению студенток 1-2 курсов вуза, основными факторами, препятствующими занятиям физической культурой, являются отсутствие свободного времени и условий для занятий, собственная пассивность и неорганизованность, усталость после учебы, загруженность домашними делами, отсутствие интереса к занятиям физической культурой и спортом. Установлено, что 70% девушек имеют дефицит двигательной активности, 30% ведут активный образ жизни.
Анализ построения и содержания физкультурно-оздоровительных занятий классической аэробикой и шейпингом позволил установить, что занятия имеют традиционную урочную форму с выделением вводной, основной и заключительной частей. Основным отличием в содержании занятий аэробикой и шейпингом является различный объем упражнений аэробной и силовой направленности, а также интенсивность выполнения упражнений. Так, при занятиях аэробикой объем нагрузки аэробной направленности в основной части занятия составлял 45-58%, объем нагрузки силовой направленности - 17-25%, объем упражнений стретчинга - 17-25%, при занятиях шейпингом объем нагрузки силовой направленности в основной части занятия составлял 50-58%, объем нагрузки аэробной направленности - 12-17%, объем упражнений стретчин-га - 17-25%.
При занятиях аэробикой показатели пульса достигали 150-180 уд./мин, при занятиях шейпингом -140-160 уд./мин.
Анализ результатов позволил установить, что такие формы фитнеса, как аэробика и шейпинг, имеют различные особенности воздействия на организм занимающихся.
У девушек, физическое воспитание которых основывалось на комплексах классической аэробики, по морфо-функциональным показателям наблюдались следующие изменения: достоверное снижение массы тела, индекса массы тела, обхватных размеров ягодичных мышц и мышц бедра; также было отмечено достоверное уменьшение ЧСС в покое.
В группе девушек, в основе физического воспитания которых была шейпинг-программа, наблюдались аналогичные изменения, однако достоверные различия были отмечены только в показателях снижения ЧСС в покое.
Показано, что в группе девушек, занимавшихся аэробикой, достоверное улучшение результатов отмечено в тестах «бег на 1000 м» и «наклон вперед», отражающих уровень развития выносливости и гибкости.
В группе девушек, занимавшихся шейпингом, достоверное улучшение результатов зарегистрировано в тестах «прыжок в длину с места», «наклон вперед», «подъем туловища из положения лежа за 30 с», «разгибание рук в упоре лежа за 30 с», «приседания за 30 с», отражающих уровень развития силовых, скоростно-силовых качеств и гибкости.
Занятия аэробикой позволяют эффективно развивать выносливость и гибкость, а шейпингом - способствуют развитию силовых и скоростно-силовых качеств.
На основании анализа полученных в предварительных исследованиях результатов была разработана комплексная методика физкультурно-оздоровительных занятий с девушками 18-20 лет, основанная на интеграции средств аэробики и шейпинга. Методика характеризуется комбинацией комплексов упражнений аэробики и шейпинга с применением эффективных методов организации физкультурно-оздоровительных занятий. Методика адаптирована по объему, интенсивности нагрузки и правилам выполнения упражнений для исследуемого контингента. Варьирование параметров нагрузки осуществлялось путем изменения типа музыкального сопровождения, направленности, продолжительности и количества повторений упражнений, количества участвующих в работе мышечных групп.
Экспериментально обосновано рациональное соотношение средств аэробики и шейпинга, парциальный объем которых должен составлять по 50% от общего времени занятий по физическому воспитанию и оздоровлению студенток вуза 18-20 лет.
На основании анализа результатов основного педагогического эксперимента установлено, что у девушек экспериментальной группы наблюдалось достоверное снижение индекса массы тела, обхвата, шеи, талии и ягодиц, увеличение мышечной и снижение жировой массы тела, а также повышение результатов по всему комплексу педагогических тестов, отражающих уровень разносторонней физической подготовленности.
У девушек контрольной группы также наблюдалась положительная динамика морфофункциональных показателей и результатов педагогических тестов, однако количество этих показателей было значительно меньше по сравнению с результатами, зарегистрированными в экспериментальной группе (отмечено достоверное снижение индекса массы тела, обхвата ягодиц, увеличение мышечной и снижение жировой массы тела и улучшение результатов в тестах «бег на 1000 м», «наклон вперед»).
В результате выполненного исследования экспериментально обоснована эффективность разработанной методики комплексного применения средств аэробики и шейпинга в процессе физического воспитания и оздоровления девушек 18-20 лет.
Рациональное сочетание аэробных и статодинамиче-ских нагрузок позволило оптимизировать воздействие упражнений разной направленности на организм занимающихся и добиться выраженного тренировочного и оздоровительного эффекта.
Литература
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
2. Кравченко А.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / А.И. Кравченко. - М.: Академия, 2001. - 240 с.
3. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник / А.М. Максименко. - М.: Физическая культура, 2005. - 533 с.
4. Сиднева Л.В. Оздоровительная аэробика и методика преподавания: учеб. пособие / Л.В. Сиднева, С.А. Гони-сянц. - М.: Физическая культура и спорт, 2000. - 74 с.
References
1. Balsevich V.K. Physical culture for all and everyone / V.K. Balsevich. - M.: Physical culture and sports, 1988. -208 p.
2. Kravchenko A.I. Physical culture and sport sociology: manual / A.I. Kravchenko. - M.: Academy, 2001. -240 p.
3. Maksimenko A.M. Theory and technique of physical culture: textbook / A.M. Maksimenko. - M.: Physical culture, 2005. - 533 p.
4. Sidneva L.V. Improving aerobics and teaching technique: manual / L.V. Sidneva, S.A. Gonisyants. - M.: Physical culture and sport, 2000. - 74 p.