Расчет показал, что коэффициент конкордации W равен 0,18. При значениях W < 0,2-0,4 это показывает слабую согласованность экспертов.
Результат эксперимента в очередной раз подтвердил, что мнения преподавателей-экспертов по одному и тому же учебному тексту могут сильно различаться. Является ли это проблемой? Несомненно, на это стоит обратить внимание. Начиная с 2003 года, в рамках Болонского процесса проводятся работы над сближением и унификацией системы образования России и европейских стран с целью создания единого пространства высшего образования. Соответственно, уровень обучения не только в различных вузах, но и странах должен быть прозрачным и четко определяемым. Это позволяет студентам свободно передвигаться между вузами в период обучения, ездить на международные стажировки и участвовать в межвузовских проектах, а в будущем получить трудоустройство в любой стране-участнице Болонского процесса без необходимости подтверждения диплома или получения дополнительного образования. Преимущества очевидны, однако возвращаясь к процессу обучения, студенты становятся заложниками «экспертного мнения» конкретного преподавателя, которое может не отвечать необходимому уровню знаний. Необходимо дать преподавателю инструментарий, который на базе объективных свойств текста сможет быстро и, главное, в соответствии с едиными международными нормами определять сложность текста для обучаемых. Поскольку от соблюдения этого требования зависит успешность протекания процесса обучения, так как текст оптимальной сложности, ставящий посильные познавательные задачи перед студентом, значительно ускоряет его обучение [6, с. 202-205].
Список литературы / References
1. Микк Я. А. Оптимизация сложности учебного текста. М. : Просвещение, 1981. 119 с.
2. Тулдава Ю. А. Об измерении трудности текста // Ученые записки тартуского государственного университета. Тарту: Изд. Тартуского ун-та/ Выпуск 345, 1975. С. 102-119.
3. Змеева Н. Б. Ранжирование учебных текстов методом экспертных оценок // Проблемы современной науки и образования // Проблемы науки. № 4 (46). 2016. С. 133-138.
4. Змеева Н. Б. Ранжирование учебных текстов методом анализа переводческих ошибок // Древняя и Новая Романия. Выпуск 1 (13). СПб: Изд-во СПбГУ, 2014. С. 15-30.
5. Змеева Н. Б. Le français par la presse (Французский через прессу). Учебно-методическое пособие. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2014. 35 с.
6. Змеева Н. Б. Методы оптимизации отбора учебных текстов на французском языке (на основе критерия читабельности). Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GMbH & Co.KG, 2011. 244 с.
РЕГИСТРАЦИЯ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЧСС У СТУДЕНТОК НА ЗАНЯТИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ Бабичева И.В.1, Васильева Е.Б.2 Email: [email protected]
'Бабичева Ирина Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Васильева Елена Борисовна - старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Ташкентский университет информационных технологий, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается использование метода непрерывной регистрации показателей ЧСС, что позволило решить вопросы применения средств оздоровительной аэробики в образовательном процессе по физическому воспитанию студенток. Решена проблема регулирования объема и интенсивности нагрузки на занятиях оздоровительной аэробикой в вузе, приведены необходимые критерии точной количественной оценки выполняемой физической работы, определены оптимальные значения ЧСС для достижения оздоровительного эффекта.
Ключевые слова: нагрузка, оздоровительная аэробика, частота сердечных сокращений, регулирование.
REGISTRATION AND ANALYSIS OF INDICATORS HEART RATE AT STUDENTS ON EMPLOYMENT BY IMPROVING AEROBICS Babicheva I.V.1, Vasileva E.B.2 Email: [email protected]
'Babicheva Irina Vyacheslavovna - PhD, associate professor;
2Vasileva Elena Borisovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION TASHKENT UNIVERSITY OF INFORMATION TECHNOLOGIES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the use of continuous recording method parameters heart rate, it is possible to solve the problems of application of means of improving aerobics in the educational process of physical education students. Resolves an issue of regulation the volume and intensity of exercise on improving aerobics classes at the university are given appropriate criteria for accurate quantification of physical work performed, the optimal values of the heart rate to achieve the improving effect.
Keywords: load, improving aerobics, heart rate regulation.
УДК 378.172
Формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение положительной мотивации студенток к занятиям физическими упражнениями во многом зависят от применения популярных и современных видов двигательной активности. Весьма актуальной является проблема использования с общепринятыми физическими упражнениями нетрадиционных оздоровительных средств [2].
Признано, что эффективным средством улучшения здоровья и повышения двигательной активности женского контингента являются занятия оздоровительной аэробикой. Упражнения аэробного характера развивают способность организма к усвоению кислорода, что так необходимо для системы кровообращения, дыхания и тканевого обмена. Во время занятий аэробикой увеличивается вентиляция легких, постепенно вырабатывается навык правильного дыхания во время выполнения различной физической нагрузки [5].
Показано, что эффективность занятий оздоровительной аэробикой зависит от мощности и объема предлагаемой нагрузки, сочетания аэробных нагрузок с другими видами физической активности, сочетания различных видов аэробики и начального уровня физической подготовленности занимающихся. В качестве показателей достигаемого оздоровительного эффекта могут быть использованы показатели уровня пульсовой стоимости упражнения -частота сердечных сокращений (ЧСС). Показатель ЧСС тесно связан с нейрогуморальными системами организма и является индикатором адаптивных реакций всего организма. ЧСС дает универсальную информацию о работе других систем организма. По ней можно косвенно судить о степени энергетического обмена, определить уровни аэробной и анаэробной производительности организма, потребления кислорода. Непрерывно проводимая регистрация показателей ЧСС позволяет решить на практике проблему точной количественной оценки выполняемой тренировочной работы [1, 4].
Целью исследования стало использование метода непрерывной регистрации показателей ЧСС у студенток для выявления изменений пульса на занятиях оздоровительной аэробикой, различных по направленности, объему и интенсивности. ЧСС фиксировалась по времени и по процентам при выполнении каждого упражнения с помощью монитора сердечного ритма. Непрерывная регистрация и анализ показателей ЧСС у студенток на протяжении всего занятия позволили проследить за изменениями функционального состояния сердечно-сосудистой системы у занимающихся в зависимости от нагрузок в различных фазах занятия.
У каждой студентки была определена индивидуальная зона оптимальных значений ЧСС, в зависимости от задачи занятия. Занятия физическими упражнениями при ЧСС меньше нижнего значения зоны, - неэффективны, а при ЧСС, превышающей верхние ее значения, - вредны и опасны для здоровья. Если нагрузка вызвала учащение пульса до 175-200 уд/мин, то такая реакция для 17-20-летних, оценивается как большая. Проявление большой реакции на заведомо незначительную нагрузку говорит о недостаточной подготовленности организма занимающегося к такой нагрузке либо о его утомлении. Реакция организма на физическую нагрузку считается оптимальной, если ЧСС достигает 150-175 уд/мин. Такая нагрузка соответствует возможностям занимающихся. При слабой реакции на нагрузку пульс учащается до 100-130 уд/мин. В этом случае нагрузку следует считать недостаточной. Целесообразность
чередования нагрузки по ЧСС диктуется тем, что оптимальная, наиболее производительная работа сердечной мышцы наблюдается при ЧСС от 170 до 180 уд/мин. Этим самым достигается высокая эффективность в тренировке сердечно-сосудистой системы, так как «потолки» повышения ЧСС чередуются с промежутками более низких ЧСС под влиянием другой кратковременной работы с высокой или сниженной интенсивностью. Максимальная ЧСС в этом случае характеризует наибольшую напряженность всех систем организма, поэтому количество таких предельных состояний работы сердечно-сосудистой системы не должно повторяться слишком часто, чтобы не вызывать перенапряжения [3, 6].
Опираясь на эти данные, были проведены занятия по оздоровительной аэробике, с применением упражнений низкой, средней и высокой интенсивности. Среднегрупповые показатели ЧСС у студенток на занятии средней интенсивности в процентном соотношении составили: на пульсе до 130 уд/мин -59,1%, на пульсе 131 - 150 уд/мин - 31,4%, на пульсе 151 -180 уд/мин - 9,2%. Практически все занятие по оздоровительной аэробике проходило в зоне средней интенсивности (до 150 уд/мин), в условиях достаточного притока кислорода (в аэробном режиме), что соответствовало его задаче.
В занятии оздоровительной аэробикой высокой интенсивности ЧСС варьирует от 150 до 186 уд/мин. Занятие проходило на пульсе до 150 уд/мин - 12,2%, 151-180 уд/мин - 76,6% и более 180 уд/мин - 11, 2%. По показателям ЧСС видно, что к аэробным механизмам подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения и такая нагрузка носит не оздоровительный, а тренировочный характер.
На обучающих занятиях оздоровительной аэробики низкой интенсивности (показатели ЧСС не превышали 140 уд/мин) были исследованы базовые упражнения оздоровительной аэробики. Наименьшие средние значения ЧСС зарегистрированы в упражнениях «марш» - 121 уд/мин. В упражнении «бег» - до 137 уд/мин, «прыжок - стойка ноги врозь - ноги вместе» - до 138 уд/мин, «подъем колена» - 140 уд/мин, «выпад» - 144 уд/мин, «скачок» - 146 уд/мин и «мах» - 149 уд/мин.
Таким образом, базовые аэробные шаги, выполняемые девушками, можно расположить по мере увеличения величины кардионагрузки в следующем порядке: «марш», «бег», «прыжок -стойка ноги врозь - ноги вместе», «подъем колена», «выпад», «скачок» и «мах». Полученные данные позволяют выстроить определенную систему использования базовых аэробных шагов в различных частях занятия.
Предлагаемый набор показателей аэробной программы позволяет создавать разнообразные варианты связок аэробных упражнений и использовать их в различных частях занятия, адаптировать их содержание в зависимости от поставленных целей и задач.
Проведенные нами длительные комплексные исследования показали, что применение монитора сердечного ритма в сочетании с педагогическими наблюдениями и инструментальными методами позволяют эффективно решать многие важные педагогические задачи, связанные с повышением эффективности образовательного процесса по физическому воспитанию студенток. С учетом полученных показателей, нами были внесены коррективы, учитывающие выбор адекватных возможностям организма студенток нагрузок. На базе данных проведенного эксперимента была разработана технология применения оздоровительной аэробики для использования на занятиях по физическому воспитанию студенток.
Список литературы / References
1. Виленский М.Я., Минаев Б.Н. Пути компенсации двигательной активности и повышения уровня физической работоспособности и подготовленности студенток // Теория и практика физической культуры, 1975. № 4. С. 54-57.
2. Гуськов С.И., Дегтярева Е.И. Новые виды физической активности женщин - веление времени // Теория и практика физической культуры, 1988. № 2. С. 56-58.
3. Ишанова О.В. Оптимизация нагрузки при оздоровительных занятиях аэробикой // Теория и практика физической культуры, 2007. № 8. С. 69.
4. Кошбахтиев И.А. Средства информатизации образовательного и учебно-тренировочного процессов по физическому воспитанию студентов, спортсменов // Фан-спорта, 2005. № 1. С. 13-17.
5. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Т. 1. Теория и методика. М.: ФАР, 2002. С. 181.
6. Мякинченко Е.Б., Ивлев М.П., Шестаков М.П. Методология управления тренировочной нагрузкой на занятиях по базовой танцевальной аэробике // Теория и практика физической культуры, 1997. № 5. С. 39-42.