Научная статья на тему 'Комплексная оценка функционального состояния студенток на занятиях аэробикой'

Комплексная оценка функционального состояния студенток на занятиях аэробикой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
328
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБИКА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО АЭРОБИКЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ЧСС / ИНТЕНСИВНОСТЬ / АЕГОЬіС CLASSES / AEROBICS / FUNCTIONAL STATUS / PEDAGOGICAL CONTROL / PULSE / INTENSITY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка функционального состояния студенток на занятиях аэробикой»

УДК 378.147.333

Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК НА ЗАНЯТИЯХ АЭРОБИКОЙ1

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

Lena031954@yandex. ru

Введение. Педагогический контроль связан с получением информации о функциональном состоянии занимающихся с целью проверки правильности педагогических воздействий для повышения эффективности учебных занятий. Проведение оперативного опроса студенток об их состоянии во время занятия, является важной информацией для педагога о влиянии физических упражнений на функциональное состояние занимающихся в данный момент времени. Методика опроса в наших исследованиях достаточно проста, достоверно дает срочную информацию и необременительна для занимающихся [2,3].

Пульсометрию с успехом используют для оценки физиологической кривой учебного занятия, для уточнения готовности организма к работе. ЧСС определяют до занятий, после выполнения отдельных блоков упражнений танцевального или силового характера, во время разминки, основной части, заминки, а затем в восстановительном периоде. Подсчет ЧСС - основной метод оценки функционального состояния организма занимающихся.

Таким образом, сопоставляя оценку самочувствия студентки в данный момент с показателями пульсометрии, можно получить представление о воздействии учебного занятия по аэробике на организм студентов [1,4,8,9].

В связи с этим актуальным остается изучение воздействия физических нагрузок на занятиях аэробикой на функциональное состояние студенток, так как позволяет оценить эффективность средств и методов, применяемых на учебных занятиях [5-7].

Цель работы: комплексная оценка функционального состояния студенток на занятиях аэробикой.

Задачи исследования:

1. Исследовать влияние аэробных и силовых физических нагрузок на функ-

1 Zuikova E.G., Bushma T.V. Students complex functional status estimation during аегоЫс classes.

циональное состояние студенток.

2. Построить графики изменения ЧСС на различных этапах занятия и провести анализ полученных результатов.

3. Провести оперативную экспресс-оценку самочувствия студенток после выполнения физических упражнений.

4. Провести корреляцию полученных результатов и дать практические рекомендации по коррекции физических нагрузок на занятиях аэробикой.

5. Оценить эффективность применяемых средств и методов на учебных занятиях по аэробике.

Методы исследования:

Измерение ЧСС студенток в покое, после выполнения блоков упражнений в подготовительной, основной и заключительной частях занятия и на различных этапах восстановительного периода.

Сбор мнений (опрос) о самочувствии занимающихся в данный момент занятия.

В эксперименте участвовали 56 студенток первого курса СПбГПУ специализации «Аэробика», которые выполняли комплекс упражнений, состоящий из двух блоков: первые 40 минут - комплекс танцевальной аэробики, вторые 40 минут - упражнения на полу, направленные на развитие физических качеств. Перед занятием и на протяжении всего урока испытуемые измеряли пульс и оценивали своё самочувствие по трехбалльной системе: хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное.

Показатели ЧСС фиксировались:

• перед началом выполнения упражнений (исходные показатели ЧСС перед аэробным и силовым блоками занятия);

• по окончании разминки (4-5 мин.);

• во время основной части (15 мин);

• по окончании основной части, перед заключительной частью (30 мин);

• по окончании нагрузки, в конце каждого блока занятия (40 мин).

Оценка самочувствия студентками фиксировалось:

• перед началом выполнения упражнений (исходное состояние перед каждым блоком занятия);

• по окончании разминки (4-5 мин.);

• по окончании основной части, перед заключительной частью (30 мин);

• по окончании нагрузки, в конце каждого блока занятия (40 мин).

В своей работе мы провели сравнительный анализ графиков: оценки самочувствия занимающихся во

График № 1 Средние показатели ЧСС во время аэробной тренировки в 1 семестре

0 м Щ ш

8 I

1 ®

о 5 20%

* Р ° 0%

График № 2 Самооценка во время аэробной тренировки в 1 семестре

100%-80%

60%

40%

исх.

5 мин

30 мин

40 мин

время аэробной и силовой тренировки; и графиков ЧСС, полученных путем измерений в то же время.

Средние показатели ЧСС аэробной тренировки представлены на графике №1.

Средние показатели оперативного контроля студенток (их субъективная оценка изменения функционального состояния под влиянием выполненных физических упражнений) представлены на графике №2.

В предстартовом состоянии при эмоциональном возбуждении ЧСС учащается, Динамика ЧСС зависит от интенсивности предстоящей работы. Этим можно объяснить повышенный уровень ЧСС у студенток 96 уд/мин перед началом занятий аэробикой.

Упражнения локального характера (полуприседы, подъемы на полупальцы, движения руками и т.д.) используются в первые 3-5 минут аэробной части занятия и вызывают повышение пульса до 110- 130 уд/мин.

Резкий рост и большой разброс показателей ЧСС наблюдается в основной части при выполнении прыжковых упражнений и энергичных танцевальных движений (подскоки, бег и т.д.). ЧСС возрастает до 170, а у некоторых студенток до 190 ударов в минуту, что свидетельствует о резком изменении функционального состояния организма.

Пик нагрузки на сердечно-сосудистую систему приходится на 15-ую минуту основной части, а затем показатели плавно снижаются.

Высокая пульсовая реакция наблюдается в заключительной части (130140 уд/мин), так как предыдущие упражнения вызвали большие сдвиги в сер-

□ хорошо □ удовлетворительно

I неудовлетворительно

дечно-сосудистой системе.

Опрос студентов о функциональном состоянии показал, что в начале занятий 90% студенток оценили свое самочувствие, как хорошее, и у 60% мнение не изменилось на протяжении всей аэробной части. Можно предположить, что эта часть студентов адаптирована к предполагаемой нагрузке, а музыка и эмоции сглаживают нарастающее чувство усталости. Остальная часть студенток отметили изменение функционального состояния в сторону ухудшения, как в основной, так и заключительной частях аэробного блока. Следовательно, интенсивность физических упражнений для этой группы должна быть ниже предлагаемой, с большими паузами для восстановления между композициями, с меньшей частотой движений и амплитудой.

Результаты ЧСС в силовой тренировке (см.график №3 и график №4) характеризуются малым разбросом ЧСС (средняя величина пульса колеблется в зоне 130-150 уд/мин), что соответствует принятым стандартам для упражнений партерного характера. Однако начало силового блока накладывается на фазу недовосстановления, поэтому исходные показатели ЧСС высокие (108 уд/мин). Отмечено нарастание чувства усталости у 64% занимающихся, как по данным ЧСС, так и по данным оперативного контроля. По наблюдениям преподавателей с нарастанием

утомления снижается качест- Пхорошо □ удовлетворительно ■ неудовлетворительно

во выполняемых упражнений.

Учитывая полученные результаты на учебных занятиях по аэробике в 1 семестре, были внесены изменения в содержание, как аэробной, так и силовой

График №3 Средние значения ЧСС во время силовой тренировки в 1 семестре

исх. 5мин 30мин 40мин

время тренировки

График № 4 Самооценка во время силовой части в 1 семестре

а? 100%-т т 80% ■ ё о 60%-I * 40%-

о 5 20%-

^ I-

о 0%-

исх. 5 мин 30 мин 40 мин

части занятия:

• танцевальные композиции высокой интенсивности чаще чередовались с композициями для отдыха и расслабления;

• увеличились по времени подготовительная и заключительная части.

Это позволило создать положительный функциональный и эмоциональный фоны для силового блока занятий.

В конце 2 семестра с той же группой были проведены аналогичные повторные исследования во время аэробной и силовой тренировки. Результаты, полученные во время аэробной тренировки, представлены на графиках №5 и №6.

Анализ результатов, полученных во время аэробной части показал, что разброс ЧСС резко уменьшился (130-150 уд/мин), а повышение пульса на нагрузку носит более пологий характер.

В основной части тренировки отмечено длительной удержание пульса на высоком уровне, что свидетель-

X

о

о

о

.0

График № 5 Средние показатели ЧСС во время аэробной тренировки во 2 семестре

О ° ш ш I—

о *

Ф О

и

и

о

График № 6 Самооценка во время аэробной тренировки во 2 семестре

100% ■

80%-

60%

40%

20%

0%

исх.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□хорошо

5 мин

□ удовлетворительно

30 мин

40 мин

неудовлетворительно

ствует о тренирующем воздействии аэробики и адаптации функциональных систем организма к физической нагрузке. 77% студенток оценили своё самочувствие в аэробной части как хорошее, то есть предлагаемая нагрузка соответствует их физической подготовке.

Результаты силовой тренировки, полученные в конце 2 семестра с той же группой, представлены на графиках №7 и №8.

На протяжении силового блока упражнений ЧСС повышается, когда выполняются трудоемкие упражнения для мышц живота, спины, рук.

График № 7 Средние значения ЧСС во время силовой тренировки во 2 семестре

5мин 30мин

время тренировки

40мин

Чередование таких затратных по участию мышечных групп (60 %) уп-

ражнений

с упражнениями на расслабление, гибкость и т.д. минимизируют разброс ЧСС в диапазоне 120-130 уд/мин. В этот период 93 % занимающихся оценили свое функциональное состояние как хорошее.

Хотя показатели ЧСС к

График № 8 Самооценка во время силовой части во 2 семестре

О

со ш

I— V»

о х ф о

и

н

о

100%

80%

60%

40%

20%

0%

исх.

5 мин

30 мин

40 мин

□ хорошо □ удовлетворительно ^неудовлетворительно

концу занятия выше, чем исходные, однако 79% группы оценили свое самочувствие как хорошее.

Выводы:

1. Сопоставляя показатели пульсометрии с оценкой самочувствия студенток, можно получить представление о воздействии нагрузки на учебных занятиях аэробикой на функциональные системы организма занимающихся.

2. Полученные данные являются ценной информацией для коррекции планирования учебных занятий, объема и интенсивности нагрузки, и сочетания, продолжительности интервалов работы и отдыха.

3. Комплексная оценка функционального состояния студенток выявила положительную динамику в изменениях ЧСС и оценки самочувствия студенток к концу учебного года, что свидетельствует о рациональном подборе средств и методов на учебных занятиях.

Литература:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223с.

2. Батурин К.А. Контроль и самоконтроль при занятиях оздоровительной физической культурой: метод. пособие //Гос. ком. Респ. Беларусь по физ. культуре и спорту. - Минск: БГАФК, 1992. - 56с.

3. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136с.

4. Давиденко Д.Н. Функциональные резервы адаптации организма человека // Социальная физиология: учебное пособие. - М., 1996. - С. 126-135.

5. Давыдов Ю.В., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики: Учебное пособие. - Волгоград, 2004. - 124с.

6. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 60с.

7. Лисицкая Т.С. Ритм+пластика. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 160с.

8. Медицинский справочник тренера. М., «Физкультура и спорт», 1976. - 270с.

9. Пшенникова М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам//Физиология адаптационных процессов: руководство по физиологии. - М.: Наука,1986. - С.124-209.

Ключевые слова: аэробика, функциональное состояние, учебные занятия по аэробике, педагогический контроль, ЧСС, интенсивность. bywords: aerobics, functional status, аегоЫс classes, pedagogical control, pulse, intensity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.