УДК 378.147.333
Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК НА ЗАНЯТИЯХ АЭРОБИКОЙ1
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,
Lena031954@yandex. ru
Введение. Педагогический контроль связан с получением информации о функциональном состоянии занимающихся с целью проверки правильности педагогических воздействий для повышения эффективности учебных занятий. Проведение оперативного опроса студенток об их состоянии во время занятия, является важной информацией для педагога о влиянии физических упражнений на функциональное состояние занимающихся в данный момент времени. Методика опроса в наших исследованиях достаточно проста, достоверно дает срочную информацию и необременительна для занимающихся [2,3].
Пульсометрию с успехом используют для оценки физиологической кривой учебного занятия, для уточнения готовности организма к работе. ЧСС определяют до занятий, после выполнения отдельных блоков упражнений танцевального или силового характера, во время разминки, основной части, заминки, а затем в восстановительном периоде. Подсчет ЧСС - основной метод оценки функционального состояния организма занимающихся.
Таким образом, сопоставляя оценку самочувствия студентки в данный момент с показателями пульсометрии, можно получить представление о воздействии учебного занятия по аэробике на организм студентов [1,4,8,9].
В связи с этим актуальным остается изучение воздействия физических нагрузок на занятиях аэробикой на функциональное состояние студенток, так как позволяет оценить эффективность средств и методов, применяемых на учебных занятиях [5-7].
Цель работы: комплексная оценка функционального состояния студенток на занятиях аэробикой.
Задачи исследования:
1. Исследовать влияние аэробных и силовых физических нагрузок на функ-
1 Zuikova E.G., Bushma T.V. Students complex functional status estimation during аегоЫс classes.
циональное состояние студенток.
2. Построить графики изменения ЧСС на различных этапах занятия и провести анализ полученных результатов.
3. Провести оперативную экспресс-оценку самочувствия студенток после выполнения физических упражнений.
4. Провести корреляцию полученных результатов и дать практические рекомендации по коррекции физических нагрузок на занятиях аэробикой.
5. Оценить эффективность применяемых средств и методов на учебных занятиях по аэробике.
Методы исследования:
Измерение ЧСС студенток в покое, после выполнения блоков упражнений в подготовительной, основной и заключительной частях занятия и на различных этапах восстановительного периода.
Сбор мнений (опрос) о самочувствии занимающихся в данный момент занятия.
В эксперименте участвовали 56 студенток первого курса СПбГПУ специализации «Аэробика», которые выполняли комплекс упражнений, состоящий из двух блоков: первые 40 минут - комплекс танцевальной аэробики, вторые 40 минут - упражнения на полу, направленные на развитие физических качеств. Перед занятием и на протяжении всего урока испытуемые измеряли пульс и оценивали своё самочувствие по трехбалльной системе: хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное.
Показатели ЧСС фиксировались:
• перед началом выполнения упражнений (исходные показатели ЧСС перед аэробным и силовым блоками занятия);
• по окончании разминки (4-5 мин.);
• во время основной части (15 мин);
• по окончании основной части, перед заключительной частью (30 мин);
• по окончании нагрузки, в конце каждого блока занятия (40 мин).
Оценка самочувствия студентками фиксировалось:
• перед началом выполнения упражнений (исходное состояние перед каждым блоком занятия);
• по окончании разминки (4-5 мин.);
• по окончании основной части, перед заключительной частью (30 мин);
• по окончании нагрузки, в конце каждого блока занятия (40 мин).
В своей работе мы провели сравнительный анализ графиков: оценки самочувствия занимающихся во
График № 1 Средние показатели ЧСС во время аэробной тренировки в 1 семестре
0 м Щ ш
8 I
1 ®
о 5 20%
* Р ° 0%
График № 2 Самооценка во время аэробной тренировки в 1 семестре
100%-80%
60%
40%
исх.
5 мин
30 мин
40 мин
время аэробной и силовой тренировки; и графиков ЧСС, полученных путем измерений в то же время.
Средние показатели ЧСС аэробной тренировки представлены на графике №1.
Средние показатели оперативного контроля студенток (их субъективная оценка изменения функционального состояния под влиянием выполненных физических упражнений) представлены на графике №2.
В предстартовом состоянии при эмоциональном возбуждении ЧСС учащается, Динамика ЧСС зависит от интенсивности предстоящей работы. Этим можно объяснить повышенный уровень ЧСС у студенток 96 уд/мин перед началом занятий аэробикой.
Упражнения локального характера (полуприседы, подъемы на полупальцы, движения руками и т.д.) используются в первые 3-5 минут аэробной части занятия и вызывают повышение пульса до 110- 130 уд/мин.
Резкий рост и большой разброс показателей ЧСС наблюдается в основной части при выполнении прыжковых упражнений и энергичных танцевальных движений (подскоки, бег и т.д.). ЧСС возрастает до 170, а у некоторых студенток до 190 ударов в минуту, что свидетельствует о резком изменении функционального состояния организма.
Пик нагрузки на сердечно-сосудистую систему приходится на 15-ую минуту основной части, а затем показатели плавно снижаются.
Высокая пульсовая реакция наблюдается в заключительной части (130140 уд/мин), так как предыдущие упражнения вызвали большие сдвиги в сер-
□ хорошо □ удовлетворительно
I неудовлетворительно
дечно-сосудистой системе.
Опрос студентов о функциональном состоянии показал, что в начале занятий 90% студенток оценили свое самочувствие, как хорошее, и у 60% мнение не изменилось на протяжении всей аэробной части. Можно предположить, что эта часть студентов адаптирована к предполагаемой нагрузке, а музыка и эмоции сглаживают нарастающее чувство усталости. Остальная часть студенток отметили изменение функционального состояния в сторону ухудшения, как в основной, так и заключительной частях аэробного блока. Следовательно, интенсивность физических упражнений для этой группы должна быть ниже предлагаемой, с большими паузами для восстановления между композициями, с меньшей частотой движений и амплитудой.
Результаты ЧСС в силовой тренировке (см.график №3 и график №4) характеризуются малым разбросом ЧСС (средняя величина пульса колеблется в зоне 130-150 уд/мин), что соответствует принятым стандартам для упражнений партерного характера. Однако начало силового блока накладывается на фазу недовосстановления, поэтому исходные показатели ЧСС высокие (108 уд/мин). Отмечено нарастание чувства усталости у 64% занимающихся, как по данным ЧСС, так и по данным оперативного контроля. По наблюдениям преподавателей с нарастанием
утомления снижается качест- Пхорошо □ удовлетворительно ■ неудовлетворительно
во выполняемых упражнений.
Учитывая полученные результаты на учебных занятиях по аэробике в 1 семестре, были внесены изменения в содержание, как аэробной, так и силовой
График №3 Средние значения ЧСС во время силовой тренировки в 1 семестре
исх. 5мин 30мин 40мин
время тренировки
График № 4 Самооценка во время силовой части в 1 семестре
а? 100%-т т 80% ■ ё о 60%-I * 40%-
о 5 20%-
^ I-
о 0%-
исх. 5 мин 30 мин 40 мин
части занятия:
• танцевальные композиции высокой интенсивности чаще чередовались с композициями для отдыха и расслабления;
• увеличились по времени подготовительная и заключительная части.
Это позволило создать положительный функциональный и эмоциональный фоны для силового блока занятий.
В конце 2 семестра с той же группой были проведены аналогичные повторные исследования во время аэробной и силовой тренировки. Результаты, полученные во время аэробной тренировки, представлены на графиках №5 и №6.
Анализ результатов, полученных во время аэробной части показал, что разброс ЧСС резко уменьшился (130-150 уд/мин), а повышение пульса на нагрузку носит более пологий характер.
В основной части тренировки отмечено длительной удержание пульса на высоком уровне, что свидетель-
X
о
о
о
.0
График № 5 Средние показатели ЧСС во время аэробной тренировки во 2 семестре
N°
О ° ш ш I—
о *
Ф О
и
и
о
График № 6 Самооценка во время аэробной тренировки во 2 семестре
100% ■
80%-
60%
40%
20%
0%
исх.
□хорошо
5 мин
□ удовлетворительно
30 мин
40 мин
неудовлетворительно
ствует о тренирующем воздействии аэробики и адаптации функциональных систем организма к физической нагрузке. 77% студенток оценили своё самочувствие в аэробной части как хорошее, то есть предлагаемая нагрузка соответствует их физической подготовке.
Результаты силовой тренировки, полученные в конце 2 семестра с той же группой, представлены на графиках №7 и №8.
На протяжении силового блока упражнений ЧСС повышается, когда выполняются трудоемкие упражнения для мышц живота, спины, рук.
График № 7 Средние значения ЧСС во время силовой тренировки во 2 семестре
5мин 30мин
время тренировки
40мин
Чередование таких затратных по участию мышечных групп (60 %) уп-
ражнений
с упражнениями на расслабление, гибкость и т.д. минимизируют разброс ЧСС в диапазоне 120-130 уд/мин. В этот период 93 % занимающихся оценили свое функциональное состояние как хорошее.
Хотя показатели ЧСС к
График № 8 Самооценка во время силовой части во 2 семестре
О
со ш
I— V»
о х ф о
и
н
о
100%
80%
60%
40%
20%
0%
исх.
5 мин
30 мин
40 мин
□ хорошо □ удовлетворительно ^неудовлетворительно
концу занятия выше, чем исходные, однако 79% группы оценили свое самочувствие как хорошее.
Выводы:
1. Сопоставляя показатели пульсометрии с оценкой самочувствия студенток, можно получить представление о воздействии нагрузки на учебных занятиях аэробикой на функциональные системы организма занимающихся.
2. Полученные данные являются ценной информацией для коррекции планирования учебных занятий, объема и интенсивности нагрузки, и сочетания, продолжительности интервалов работы и отдыха.
3. Комплексная оценка функционального состояния студенток выявила положительную динамику в изменениях ЧСС и оценки самочувствия студенток к концу учебного года, что свидетельствует о рациональном подборе средств и методов на учебных занятиях.
Литература:
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223с.
2. Батурин К.А. Контроль и самоконтроль при занятиях оздоровительной физической культурой: метод. пособие //Гос. ком. Респ. Беларусь по физ. культуре и спорту. - Минск: БГАФК, 1992. - 56с.
3. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136с.
4. Давиденко Д.Н. Функциональные резервы адаптации организма человека // Социальная физиология: учебное пособие. - М., 1996. - С. 126-135.
5. Давыдов Ю.В., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики: Учебное пособие. - Волгоград, 2004. - 124с.
6. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 60с.
7. Лисицкая Т.С. Ритм+пластика. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 160с.
8. Медицинский справочник тренера. М., «Физкультура и спорт», 1976. - 270с.
9. Пшенникова М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам//Физиология адаптационных процессов: руководство по физиологии. - М.: Наука,1986. - С.124-209.
Ключевые слова: аэробика, функциональное состояние, учебные занятия по аэробике, педагогический контроль, ЧСС, интенсивность. bywords: aerobics, functional status, аегоЫс classes, pedagogical control, pulse, intensity