Научная статья на тему 'Поддержание высокого уровня физического здоровья студентов'

Поддержание высокого уровня физического здоровья студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
285
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБИКА / СТУДЕНТЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ИНТЕНСИВНОСТЬ / AEROBICS / STUDENTS / FUNCTIONAL STATUS / HEART RATE / TRAINING LOAD / RECOV ERY / INTENSITY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержание высокого уровня физического здоровья студентов»

Ключевые слова: физическая культура, стратегические ресурсы, эффективность, капитализация здоровья.

Keywords: physical culture, strategic resource that is used in the process, market system in shape of human capital assets.

УДК 378.147

Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г.

ПОДДЕРЖАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

СТУДЕНТОВ2

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

bushmat@mail. ru

Среди мер по поддержанию собственного здоровья лидирующие позиции занимают занятия физической культурой и спортом. В современном обществе у студентов нет другой возможности повысить двигательную активность, только все виды массового спорта призваны способствовать нормальному функционированию основных систем организма.

Активное обсуждение среди специалистов по физической культуре проблемы поддержания физического здоровья студентов свидетельствует об актуальности данной проблемы.

Цель работы: создание образовательных программ по аэробике, направленных на укрепление физического здоровья студентов. Задачи:

• внедрить в образовательный процесс знания, умения и навыки, необходимые для здоровья студентов;

• изучить динамику индивидуальных показателей функциональной и физической подготовки студентов.

Методы исследования: анализ литературных источников, исследование показателей ЧСС, АДС, ИМТ, выполнение тестовых образовательных программ по аэробике, педагогические наблюдения и опрос студентов.

Под физическим здоровьем подразумевают определённые значения

2 Bushma T.V., Zuikova E.G.HIGH LEVELS OF PHYSICAL HEALTH OF STUDENTS MAENTAININGSaint Petersburg State Polytechnical University

395

физиологических показателей и показателей физической подготовленности.

Практика показала, что выявленная зависимость ЧСС во время упражнений, пауз отдыха, восстановления превосходит по информативности другие показатели и позволяет объективно оценить воздействие физических нагрузок на функциональное состояние студенток.

Изменение ЧСС фиксировались на протяжении всего учебного занятия, включающего два блока: аэробный и силовой. В качестве тестового задания апробировалась одна из образовательных программ, разработанная преподавателями специализации «Аэробика». Индивидуальные показатели ЧСС студенток представлены в виде физиологической кривой, отражающей реакцию сердечно-сосудистой системы на аэробную и силовую нагрузки.

Результаты средних показателей ЧСС при аэробной нагрузке колеблются в большом диапазоне от 100 до 170 ударов в минуту особенно при частой смене интенсивности движений (рис.1) и снижаются при выполнении упражнений локального характера.

Рисунок №1

Результаты средних показателей ЧСС

30 25 о 20 £ 15 >- 10 с 5 аэробной тренировки

—* *

0

^ / / ^ Р ^ ^

В результатах ЧСС силовой части занятия следует отметить высокий уровень исходных показателей, так как начало тренировки приходится на фазу недовосстановления после аэробной нагрузки (рис.2)

Рисунок №2 Результаты средних показателей ЧСС силовой тренировки

Полученные результаты выявили необходимость корректировки тестовой образовательной программы по аэробике. Так рекомендовано снизить интенсивность и объем прыжковых упражнений в аэробной части и увеличить количество упражнений на гибкость и расслабление.

Изучение результатов ЧСС в период восстановления после учебного занятия показало наличие нормы диапазона адаптации студентов к нагрузке, что является положительным фактором приспособления организма к данному объёму работы (рис.3).

Рисунок №3 Восстановление ЧСС после нагрузки

25 20 15 10 5 0

/

исх

10"

30"

1'

2'

3'

Исследование индекса массы тела (ИМТ) студенток, занимающихся аэробикой - один из физиологических показателей здоровья. ИМТ характеризует степень соответствия роста и массы человека. Результаты оценки

ИМТ показали, что 76% исследуемых имеют нормальную массу тела и 24%

397

- отклонения от нормы (рис.4).

Рисунок №4

Оценка ИМТ

норма; 76%

отклонение от нормы;

_24%_

Эти данные позволили рекомендовать расчёт ИМТ для самостоятельного контроля веса, режима питания и дозирования физических нагрузок.

Субъективные показатели на нагрузку имеют важное значение для поддержания здоровья, они сравнительно легко «диагностируются» и используются для регулирования любых видов двигательной деятельности.

Эмоциональное, психологическое состояние занимающихся во многом зависит от правильного соотношения физической нагрузки и отдыха, интенсивности и объёма упражнений.

Опрос студенток (по методике САН) о самочувствии, настроении и активности проводился одновременно с записью ЧСС на учебном занятии во время апробации образовательной программы по аэробике. Результаты опроса подтвердили, что выполняемые физические упражнения по нагрузке не превышают возможности организма, двигательная активность не снижается. Благодаря музыкальному сопровождению у 60 % респондентов наблюдается эмоциональный всплеск, улучшение общего психического состояния, легче переносится нарастающее утомление (рис.5). Таким образом, субъективная оценка функционального состояния занимающихся аэробикой является важной составляющей для характеристики физического здоровья студентов.

Не менее важной составляющей проблемы поддержания физического здоровья студентов является контроль их физической подготовленности на протяжении всего периода обучения на специализации «Аэробика». В целях объективного и своевременного выявления недостатков в их подготовке регулярно проводится комплексное обследование занимающихся.

40 мин

Рисунок №5 Оценка самочувствия во время тренировки

5 мин

□ хорошо

□ удовлетворительно

□ неудовлетворительно

30 мин

Для оценки физической подготовленности студентов предложены тестовые задания, определяющие уровень развития силовой выносливости (тест №1), быстроты (тест №2), гибкости (тест №3). Ранжировались результаты по пятибальной системе. Для того, чтобы полученные результаты были достоверны, повторные испытания (в начале и конце учебного года) проводились в аналогичной обстановке, в одно и то же время суток, по одинаковой методике. Пример распределения результатов тестовых заданий представлен на рис.6.

Итоговый контроль тестовых заданий предусматривает регистрацию и анализ интегральных показателей, характеризующих степень достижения физической подготовленности и развития физических качеств как результат педагогического процесса.

Рисунок №6 Оценка физической подготовленности

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Пресс

Бег 100м

Гибкость

11 балл

2 балла

□ 3 балла

□ 4 балла

□ 5 баллов

Сравнение результатов, а также сопоставление их с требованиями программы по дисциплине «Физическая культура» позволяют судить о степени решения учебных задач и о сдвигах в физической подготовленности занимающихся за определённый период.

Таким образом, результаты физиологических показателей и показателей физической подготовленности достоверно отражают уровень физического здоровья студентов, занимающихся аэробикой. Полученные данные определили сочетания норм показателей, которые характеризуют индивидуальные особенности каждого студента, а также варианты приспособления этих показателей к физической нагрузке. Однако формальные знания о физическом здоровье малоэффективны, но они создают основу для принятия педагогических решений по поддержанию высокого уровня физического здоровья каждого студента.

Педагогические решения реализуются в оригинальных методиках изучения танцевальных композиций с предметами и без предметов, в разработанных комплексах упражнений для любой группы мышц и развития физических качеств на специализации «Аэробика».

Литература:

1. Лабскир В.М., Любиев А.И., Юшко А.В. Поддержание здоровья: подходы, условия, факторы риска и благополучия: Учеб.пособие / Под общ.ред. канд.пед.наук, профессора Лабскира В.М./ Харьков:НТУ»ХПИ», 2007.- 146 с.

2. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2008. - 244 с.

3. Дубогрызова И.А. Методика дифференцированных занятий оздоровительной аэробикой со студентками технического вуза: автореф. дис...канд. пед. наук /И.А.Дубогрызова. - Смоленск., 2005. - 22 с.

Ключевые слова: аэробика, студенты, функциональное состояние, частота сердечных сокращений, тренировочная нагрузка, восстановление, интенсивность.

bywords: aerobics, students, functional status, heart rate, training load, recov-

400

ery, intensity.

УДК 612

Власенко Р. Я., Шабаев В. С., Антипов А. Ю.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВСР ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГОТОВНОСТЬЮ К РИСКУ

НовГУ им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия, romex@mail.ru

Риск играет ключевую роль, прежде всего, при формировании этапа принятия решения в структуре целенаправленного поведенческого акта [1]. В групповых ситуационных видах спорта риск связан с принятием решения о выборе тактики в соревновательном действии, причем это решение носит уже не только индивидуальный характер, но и становится коллективным [2]. Готовность к риску является компонентом доминирующего мотивационного состояния, влияющего на результат соревновательной деятельности спортсмена [3]. Выявление уровня готовности спортсмена к риску, а также сопровождающих такую активность физиологических коррелятов представляется актуальной задачей

[4].

Цель работы - сравнительный анализ особенностей вариабельности ритма сердца (ВСР) у высококвалифицированных спортсменов регбистов с различным уровнем готовности к риску.

Решались следующие конкретные задачи исследования:

1. Выявить различия в спектральных параметрах ВСР в состоянии функционального покоя и сразу после выполнения нагрузочного теста.

2. Проанализировать полученные данные и сопоставить их с уровнем готовности к риску у представителей контактно-игрового вида спорта.

Материалы и методы. В работе приняли участие 14 спортсменов-добровольцев, в возрасте 23±3 лет. Эксперименты выполнялись с учетом всех этических требований согласно Хельсинкской декларации. Все испытуемые

3 Vlasenko R.Ya., Shabaev V.S., Antipov A.Yu.COMPARATIVE ANALYSIS OF CARDIAC RHYTHM VARIABILITY OF HIGHLY QUALIFIED SPORTSMEN WITH VARIOUS LEVELS OF RISK READINESS. Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia, romex@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.