Литература
1. Василенко, В.С. Стрессорная кардиомиопатия у спортсменов / В.С. Василенко, И.В. Гижа//Международный научно-исследовательский журнал.- 2014.
- № 1-4 (20). - С. 48-51.
2. Дидур, М.Д. Эндотелиальная дисфункция у спортсменов высокого класса /М.Д. Дидур, Д.В. Чередниченко, В.Н. Лебедев // Спортивная медицина
- 2012. - №2. - С.26-30.
3. Медиаторы эндотелиальной дисфункции при физическом перенапряжении миокарда у юных спортсменов /И.Е. Смирнов, А.Г. Кучеренко, С.Д. Поляков, Т.Е. Сорокина, Т.В. Бершова, М.И. Баканов // Российский педиатрический журнал - 2015. - -N 5.-С.21-25.
4. Намаканов, Б.А. Эндотелиальная дисфункция при артериальной гипер-тензии - фактор риска сердечно-сосудистых осложнений / Б.А. Намаканов, М.М. Расулов// Кардиоваскулярная терапия и профилактика - 2005. - 4(6).ч 2 -С. 98-101.
Ключевые слова: спортсмены, гомоцистеин, Д-димеры, эндотелиальная дисфункция.
Keywords: athletes, homocysteine, d-dimers, endothelial dysfunction. УДК 7.092
Л.В. Люйк, О.Е. Пискун, В.И. Михеев, Л.Г. Львова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ПО АЭРОБИКЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, malus10@mail. ru; Санкт-Петербургский государственный университет морского и речного флота им. С.О. Макарова, viktorivanovichM@mail.ru; Великолукская государственная академия физической культуры, Великие Луки, lusilvova1948@mail.ru
Введение. Состязание - неотъемлемый атрибут физкультурно-спортивной деятельности. Специфическими особенностями различных форм соревнований
в учебном процессе по ФК в вузе, оказывающих эффективное воздействие на развитие личности занимающихся выступают: наличие непосредственного, или опосредованного процесса борьбы, неантагонистического соперничества, конкуренции; строгая регламентация деятельности; экспрессивность и высокий эмоциональный фон деятельности; равенство условий и сравнимость результатов с помощью заданных стандартов, критериев, правил и положений, а также зрелищность, «понятность» и доступность драматургии борьбы, сопричастность «болельщиков» и зрителей. Это основные специфические особенности состязания [1].
Важнейшее место в учебном процессе по ФК должны занимать состязания промежуточного (итогового) контроля, которые призваны выполнять ряд социальных функций, обеспечивающих совершенствование учебно-вспомогательного процесса (УВП) по ФК. Это специфическая (соревновательно-эталонная) и общая функция (стимулирующая, воспитательная, обучающая, нормативная, социализирующая, диагностическая и другие).
К сожалению, в настоящее время значимость состязаний промежуточного (итогового) контроля при выполнении тестов по осваиваемым видам двигательных действий на кафедрах ФК вузов в полной мере не осознается и состязательная форма подведения итогов семестра не практикуется. В условиях, когда студенты «сдают» нормативы только на «зачет» во многом утрачиваются сущностные функции педагогического контроля (управления в УВП по ФК в целом) - мотивирующая, развивающая, воспитательная и др.
Реализация преимущественно диагностической (констатирующей) функции в абстрактном, (не целевом), оторванном от содержания предшествующей учебно-тренировочной работы виде не способствует становлению дисциплины «Физическая культура» в вузе как фактора целостного развития и саморазвития будущего специалиста.
Соревнования (тесты) промежуточного (итогового) контроля в любом виде двигательных действий сопровождаются значительной затратой физической и психической энергии. В таком виде, как аэробика, дополнительные трудности связаны с выполнением упражнений в условиях социальной оценки судей и зрителей на фоне музыкального сопровождения, задающего высокие требования к уровню координации, точности, выразительности, эмоциональности, зре-лищности движений и др. факторов, характеризующих специфику аэробного класса.
В связи с этим, в таком виде, как аэробика, приобретают достаточно существенное значение вопросы психологической подготовки студентов.
Организация и методы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на протяжении 2008-2011 г. г. Базой исследования выступали студентки основного учебного отделения учебных групп 1 -го и 2-го курсов СПГУВК [2].
В работе исследовались аспекты психологической подготовки студенток к состязаниям промежуточного контроля в технологии аэробного класса.
Технология аэробного класса - алгоритмизированный способ построения и реализации учебно-тренировочного процесса на основе целенаправленной подготовки студентов к выполнению диагностически заданной целевой композиции семестра, составляющей содержание промежуточного (семестрового) контроля учебного процесса.
Психологическая подготовка - одна из сторон оздоровительной физической тренировки, направленной на формирование и совершенствование значимых для достижения целей УТП по аэробике свойств личности ипсихических состояний студента. Психологическая подготовка реализовалась в рамках общей и специальной подготовки.
Общая психологическая подготовка направлена на адаптацию к учебно-тренировочному процессу и соревновательной ситуации вообще, а также совершенствование и оптимизацию реактивности на специфичные экстремальные условия состязательной деятельности.
Содержание специальной психологической подготовки предполагало следующее: освоение студентами информации об условиях состязаний промежуточного (итогового) контроля; правильное определение и формулировка адекватной соревновательной цели и актуализация мотивов выступления; вероятностное программирование соревновательной деятельности; регуляция и саморегуляция неблагоприятных психических состояний посредством выбора наиболее приемлемых и эффективных; сохранение оптимального нервно-психического настроя в день состязаний (правильное построение режима дня; отвлечение от мыслей о состязании; нормирование общения и продуманный выбор его объектов; контроль аффективной среды; адекватная «разминка» перед выходом на паркет и др.) и др.
Результаты исследования
1. Во всех экспериментальных группах за период каждого учебного года регистрировался позитивный рост социально значимых мотивов занятий аэробным классом - мотивов интереса (с 3.4 до 4.0 балла), долга и ответственности (3.4 - 3.9) и др. на фоне снижения уровня утилитарных мотивов (получения зачета: 4.4 - 3.8 балла и др.).
2. Выявлялся рост исследуемых морально-волевых качеств: целеустремленности (3.4 - 4.2), организованности (3.6 - 4.2), настойчивости упорства (3.5 -4.1), инициативности (3.4 - 4.1), творчества (3.2 - 4.0) и др.
3.Регистрировался рост показателей психической готовности к состязаниям промежуточного контроля: «спокойствие - тревожность» (3.6 - 4.1); «расслабленность - напряженность» (3.5 - 4.0); «эйфория - апатия» (3.4 - 3.8); «уверенность в себе - ожидание провала» (3.7 - 4.2); «успешность - не успешность» (3.6 - 4.2); «довольство - неудовлетворенность» (3.6 - 4.2) и др.
4. Большинство студенток (78 % - 82%) демонстрировали хороший и высокий уровень физической, технической и психологической подготовленности на соревнованиях промежуточного (итогового) контроля, что выражалось в показываемых результатах: балл «5» получали 50 % - 60 %; «4» - 25 % - 30 %; «3» -18 % - 28 %.
5. Среди отдельных категорий занимающихся наиболее высокие показатели психологической подготовки регистрировались у студенток с более высокими показатели физической и технической подготовленности.
Резюме. В опытно-экспериментальной работе выявлено позитивное воздействие психологической подготовки студенток к состязаниям промежуточного (итогового) контроля целевого УТП по аэробике (аэробный класс).
Литература
1. Курамшин, Ю.Ф. Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта // Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2010. - 464 с., гл. 22.
2. Люйк, Л.В. Теоретико-методические и технологические основы базовой аэробики в учебном процессе вуза: Учебное пособие / Люйк Л.В., Сахарнова Т.К., Михеев В.И., Пикар Т.М., Котельникова Г.М.; Национальный гос. 235 унт физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.- Спб.: [б.и.], 2010. - 180 с.