УДК 796.41
ТЕХНОЛОГИЯ АЭРОБНОГО КЛАССА С ПОЗИЦИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА К ПОСТРОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ПРОТЯЖЕНИИ УЧЕБНОГО ГОДА В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ВУЗЕ
Юлия Владимировна Стрелецкая, к. пед. н., доцент
ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, г. Великие Луки
В системе высшего сельскохозяйственного образования перед профессорско-преподавательским составом кафедры физической культуры стоят задачи: заниматься поиском новых эффективных форм занятий физическими упражнениями, допустимых и привлекательных в среде студенческой молодежи; приобрести способность методически обоснованно и целенаправленно использовать средства физической культуры и спорта, позволяющие у бакалавров/специалистов сформировать индивидуальную здоровьеформирую-щую жизнедеятельность, обеспечивающую социальную мобильность и подготовку к будущей профессиональной деятельности; базироваться на входных знаниях, умениях и компетенциях, полученных в процессе получения высшего образования по дисциплинам, включенным в унифицированные рабочие планы ФГБОУ.
Рассматриваются вопросы теории, методики и технологии аэробного класса в рамках элективных занятий по физической культуре и спорту в сельскохозяйственном вузе, основанного на использовании средств классической (базовой) аэробики, что обусловлено непреходящей важностью данного компонента аэробики как ведущего компонента укрепления здоровья студенческой молодежи, повышения их общей и специальной работоспособности, психофизической надежности к будущей профессиональной деятельности. Сегодня до 35-40% обучающихся вузов страны имеют недостаточный уровень здоровья и переводятся в специальную медицинскую группу. Для того чтобы кардинально изменить ситуацию, необходимы развивающие учебно-тренировочные технологии с опорой на циклические виды двигательных действий. Решению данной задачи способствует представленная технология аэробного класса.
Определены наиболее эффективные в условиях учебно-тренировочного процесса вуза методы, методические приемы и алгоритмы освоения координационного и кондиционного компонентов аэробного класса, представлена оптимальная форма построения тренировочного процесса на протяжении годового макроцикла, основанная на принципах оздоровительной тренировки.
Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, базовая аэробика, аэробный класс, педагогическая технология, тренировочные циклы - микроцикл, мезоцикл, макроцикл.
Современные представления о педагогической технологии связываются с систематическим и после-
довательным воплощением на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса в
конкретных условиях образовательной среды. Педагогическая технология является прикладным, практическим развитием общей дидактики. Ее содержание представляется как итог глубоко продуманной, творческой и созидательной работы по оценке и гармонизации всех факторов, определяющих эффективность педагогического процесса [4]. Педагогическая технология основывается на общенаучных принципах измеримости, системности, управляемости. Ведущей особенностью технологии выступает ее развивающий характер, направленный на решение задач повышения функциональных возможностей организма, ликвидации дефицита двигательной активности, устранение или минимизацию последствий, связанных с воздействием неблагоприятных факторов учебной деятельности. Технология спроектирована на 56 учебно-тренировочных занятиях (по 28 в каждом семестре). Оставшаяся часть учебных занятий (по 8 в каждом семестре) направлена на реализацию теоретического, методико-практи-ческого и контрольного разделов программы.
Программно-целевая технология аэробного класса - системный процесс воплощения на практике предварительно спроектированного учебного процесса по базовой аэробике, основанный на обеспечении достижения в заданное время (семестр, учебный год) запланированных учебных целей (результатов) [1, 2].
Основными структурными компонентами технологии являются:
цель занятий на протяжении учебного года; содержание занятий; характер построения учебно-тренировочного процесса на протяжении годового макроцикла; технологические процессы (методы, методические приемы, алгоритмы обучения и тренировки); управление учебно-тренировочным процессом. В качестве перспективной цели выделены показатели координационного и кондиционного компонентов аэробного класса, отражающие необходимые уровни физической, технической и функциональной подготовленности обучающихся. Содержанием технологии выступают упражнения классической аэробики, а также стилизованные элементы упражнений «тай-бо», «латина», «рок-н-ролл» и других направлений. Доминирующее место занимают упражнения классической аэробики «квази легкоатлетического» и «квази гимнастического» характера, выступающие в качестве средств наиболее эффективного решения задач развития общей и специальной выносливости, повышения функциональных возможностей организма. Построение технологии связано с цикличным планированием тренировочного процесса на протяжении учебного года на основе учета особенностей учебного процесса вуза (семестры, сессии, каникулы), исходного уровня п о дготовленности занимающихся, закономерностей развития их физической формы. Выделены следующие типы тренировочных циклов - микроцикл, мезоцикл, макроцикл [3, 5].
Текущий контроль проводится на каждом занятии при освоении отдельных компонентов (упражнений, связок, блоков) программ каждого мезоцикла. Рубежный контроль осуществляется при тестировании качества программ овладения программами конкретных мезоциклов. Итоговый контроль осуществляется при тестировании целевых программ каждого семестра. Диагностичность основывается на выделении корректных критериев координационного и кондиционного компонентов аэробного класса, позволяющих направленно строить и управлять учебно-тренировочным процессом на протяжении годового
макроцикла.
Системообразующим компонентом технологии учебно-тренировочного процесса на протяжении годового макроцикла выступает перспективная цель, т.е. тот результат, которого необходимо достигнуть по окончании учебного года.
В качестве критериев цели выделены две группы показателей, отражающие наиболее существенные эффекты занятий аэробным классом - уровень специальной («аэробной») подготовленности и уровень общей выносливости.
Критериями «аэробной» подготовленности выступают два показателя - координация движений (таблица 1) и специальная выносливость, уровень развития которых определяется на основе результатов выполнения «контрольных» алгоритмов программ аэробного класса [2, 6].
Критерием общей выносливости выступает результат выполнения «базового» норматива учебной программы вуза по дисциплине «Физическая культура и спорт» «Бег на 2000 метров», выступающего показателем функционального состояния основных жизнеобеспечивающих систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, эндокринной, выделительной, теплорегуля-ции, опорно-двигательного аппарата и др.).
В представленной технологии реализован принцип цикличного построения тренировочного процесса.
Годовой макроцикл состоит из двух этапов, соответствующих первому и второму семестрам занятий (таблица 2). Структура этап о в и динамика их нагрузки идентичны. Второй этап имеет более высокие общие показатели нагрузки (на 3-5%).
Структуру каждого этапа составляют пять мезоциклов: первый этап (1 семестр) - «Втягивающий-1», «Базовый-1», «Специальный-1», «Контрольный-1», «Восстановительный-1»; второй этап (2 семестр) - «Втягивающий-2», «Базовый-2», «Специальный-2», «Контрольный-2», «Восстановительный-2». Тренировочным («Втягивающим», «Базовым», «Специальным») мезоциклам соответствуют одна или две аэробные программы, построенные на основе выделенных критериев координационного (4 уровня) и кондиционного (3 уровня) компонентов аэробного класса. Ведущим методом построения программ выступает метод блоковой хореографии.
Таблица 1 - Критерии координации движений
№ Уровень в баллах Техника двигательных действий
1 «5» Движения выполняются в соответствии с требованиями к кинематическим, динамическим и ритмическим параметрам, уверенно, легко, эстетично, экспрессивно
2 «4» Движения выполняются с отдельными незначительными ошибками в кинематической, динамической или ритмической структуре, достаточно уверенно и эмоционально
3 «3» Движения выполняются с многочисленными незначительными или отдельными грубыми ошибками в кинематической, динамической, ритмической структуре, недостаточно уверенно и «закрепощенно»
4 «2» Движения выполняются с частыми грубыми ошибками в кинематической, динамической или ритмической структуре, неуверенно, «закрепощенно»
5 «1» Движения выполняются с частыми грубыми ошибками в кинематической, динамической или ритмической структуре, неуверенно, «закрепощенно». Отдельные движения не выполняются
Интенсивность двигательных действий
1 «5» Двигательные действия выполняются в соответствии с темпом музыкального сопровождения на требуемом уровне интенсивности движений без сбоев и остановок
2 «4» Двигательные действия выполняются в соответствии с темпом музыкального сопровождения, но с отдельными периодами незначительного снижения интенсивности движений
3 «3» Двигательные действия выполняются в соответствии с темпом музыкального сопровождения, но с частыми периодами незначительного снижения интенсивности движений
4 «2» Двигательные действия выполняются в соответствии с темпом музыкального сопровождения, но с отдельными периодами вынужденной замены отдельных движений «контрольного» алгоритма на движения менее высокого уровня интенсивности
5 «1» Двигательные действия выполняются с неоднократными периодами вынужденной замены движений «контрольного» алгоритма на движения менее высокого уровня интенсивности
Структуру каждой программы различного уровня координацион-составляют 4 блока (объем 32 счета) ной сложности, формирующих об-
щий уровень сложности программы и ее место в структуре годового макроцикла. Параметры координационного и кондиционного компонентов программ, а также особенности технологии их освоения и тренировки, темп музыкального сопровождения формируют динамику кондиционной нагрузки на протяжении конкретного мезоцикла. Учебно-тренировочный процесс «Втягивающих» МЗЦ направлен на подготовку организма к тренировочной работе после периодов сессий и каникул. Программы данных мезоциклов являются наименее сложными по уровню координации. Показатели
кондиционной нагрузки характеризуются плавным подъемом параметров объема и интенсивности. Цель «Базовых» МЗЦ - создание функционального «фундамента» тренировочной работы. Программы данных мезоциклов имеют средние показатели координации. Параметры объема тренировочной работы достигают максимальных значений, параметры интенсивности находятся на среднем уровне.
«Специалъные» МЗЦ направлены на достижение пика тренировочной формы. Здесь осваиваются «целевые» программы каждого этапа (семестра).
№ п/п Этапы Мезоциклы Месяцы Кол-во учебных занятий Уровень кондиционной нагрузки мезоциклов Объем / Интенсивность
Первый этап (семестр) 1Х-Х11 28
1 «Втягивающий» МЗЦ IX 6 Малый / низкая
2 «Базовый» МЗЦ Х-Х1 6 6 Большой / средняя Большой / средняя
3 «Специальный» МЗЦ Х1-Х11 6 Средний / высокая
4 «Контрольный» МЗЦ XII 4 Малый / высокая
5 «Восстановительный» МЗЦ 1-11 - Малый / низкая средний
Второй этап (семестр) 11-У 28
1 «Втягивающий» МЗЦ II 6 Малый / низкая
2 «Базовый» МЗЦ III-ПЫУ 6 6 Большой / средняя Максим. / средняя
3 «Специальный» МЗЦ !У-У 6 Средний / максим.
4 «Контрольный» МЗЦ У 4 Малый / высокая
5 «Восстановительный» МЗЦ VI-VII - Малый / низкая средний
Годовой макроцикл 56
Таблица 2 - Параметры годового макроцикла
Параметры координации программ соответствуют высокому уровню. Максимума достигают показатели интенсивности тренировочной работы. Объем снижается для среднего уровня.
«Контрольные» МЗЦ - создание наиболее благоприятных условий для выполнения «целевых» программ семестров. Объем нагрузки снижается до малого. Показатели интенсивности находятся на околомаксимальных значениях.
«Восстановительные» МЗЦ планируются в конце каждого этапа годового макроцикла на период сессии и каникул в целях восстановления организма, профилактики нервного и физического напряжения, переключения на другие виды физической активности. Учебно-тренировочный процесс выносится на самостоятельную подготовку.
Структурными компонентами мезоциклов являются микроциклы.
Содержанием микроциклов в координационном аспекте выступают промежуточные варианты освоения программ мезоциклов, в кондиционном аспекте - соответствующие общей концепции построения мезо-циклов показатели объема и интенсивности нагрузки. Структурными компонентами микроциклов выступают учебные и внеучебные (самостоятельные) занятия. Критериями классификации занятий выступают показатели величины объема (малый, средний, большой) и интенсивность (низкая, средняя, высокая) нагрузки.
Таким образом, можно сделать заключение, что выполнение предложенных занятий по оздоровительной аэробике в параметрах годового макроцикла позволит, не форсируя возможностей организма обучающихся ВГСХА, достигнуть требуемых показателей специальной подготовленности.
Библиографический список
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Виоу А.А. Аэробные упражнения / А.А. Виоу, Т.А. Юримя, Т.А. Смирнова. -М.:ФИС, 1988. - 141 с.
3. Михеев В.И. Физическая культура. Основы теории и методики занятий оздоровительной аэробикой в учебном процессе технического вуза: учеб.-метод. пособие / В.И. Михеев, Н.Г. Измайлов, М.В. Яхонтов. - СПБ.: СПГУВК, 2003. - 30 с.
4. Никитушкин В.Г. Оздоровительные технологии в системе физического воспитания: учеб. пособие / В.Г. Никитушкин, Е.Н. Чернышева, Н.Н. Чесноков. - М.: Физическая культура, 2013. - 271 с.
5. Стрелецкая Ю.В. Оздоровительная аэробика: методическое пособие для студентов высших учебных заведений нефизкультурного профиля и преподавателей кафедр физической культуры / Ю.В. Стрелецкая, О.Н. Ткачева, Т.В. Калинина. - Великие Луки: Изд-во ФГБОУ ВО «Великолукская ГСХА», 2016. - 60 с.
6. Физическая культура студента: учеб. / под ред. М.Я. Виленского. - М.: Гардарики, 2001. - 448 с.
E-mail: sport@vgsa.ru
182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина д. 2, ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА
Тел.: (81153) 7-17-72