Научная статья на тему 'Технология адаптивного шахматного обучения детей-инвалидов'

Технология адаптивного шахматного обучения детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ШАХМАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова И.В., Шмелева С.В., Махов А.С.

Цель работы проектирование и апробация информационно-коммуникационной технологии (ИКТ), применяемой в обучении игре в шахматы детей-инвалидов, построенной на использовании компьютерных шахматных программ, шахматных ресурсов интернета и учебно-методического комплекса «Шахматный факультатив в школе», и ее внедрение в учебный процесс. Рассматривается концепция применения инфокоммуникационной технологии в шахматах, сформулированы принципы инфокоммуникационных, стандартных и комплексных методик обучения шахматам. Даны классификация и характеристика основных программных и инфокоммуникационных дидактических средств обучения в шахматах, таких как информационно-поисковые системы, учебно-методические комплексы, шахматные обучающие и игровые компьютерные программы, электронные учебники и шахматные интернет-порталы. Проанализированы и структурированы три формы адаптивного обучения: стандартная, дистанционная и комплексная. Контингент испытуемых 1157 детей-инвалидов. Эмпирическую базу апробации технологии составили результаты основных педагогических исследований по внедрению технологии адаптивного шахматного обучения на интернет-портале «Шахматная планета», в комплексных центрах социального обслуживания районов «Алексеевский» и «Южнопортовый» г. Москвы, а также при обучении студентов Российского государственного социального университета (РГСУ) на кафедре физического воспитания и оздоровительных технологий в реальных условиях учебного процесса. В результате проведения экспериментов были теоретически обоснованы азы адаптивного шахматного обучения, данная технология была апробирована и успешно внедрена в процессе обучении в РГСУ. Даны практические рекомендации по теоретическим и практическим аспектам адаптивного шахматного обучения детей с ограниченными физическими возможностями. Представленная технология адаптивного шахматного обучения ввиду ее полезности и значимости может быть использована в качестве государственной социальной программы реабилитации и социализации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова И.В., Шмелева С.В., Махов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология адаптивного шахматного обучения детей-инвалидов»

ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТИВНОГО ШАХМАТНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 19.12.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1 Доктор медицинских наук, профессор С.В. Шмелева2 Доктор педагогических наук, профессор А.С. Махов3

1 Российский государственный социальный университет, Москва

ADAPTIVE CHESS EDUCATIONAL TECHNOLOGY FOR DISABLED CHILDREN

Ph.D., Associate Professor I.V. Mikhaylova1 Dr.Med., Professor S.V. Shmeleva2 Dr.Hab., Professor A.S. Makhov3

1 Russian State Social University, Moscow

Информация для связи с автором: helga@chessy.ru

Аннотация

Цель работы - проектирование и апробация информационно-коммуникационной технологии (ИКТ), применяемой в обучении игре в шахматы детей-инвалидов, построенной на использовании компьютерных шахматных программ, шахматных ресурсов интернета и учебно-методического комплекса «Шахматный факультатив в школе», и ее внедрение в учебный процесс. Рассматривается концепция применения инфокоммуникационной технологии в шахматах, сформулированы принципы инфокоммуникаци-онных, стандартных и комплексных методик обучения шахматам. Даны классификация и характеристика основных программных и инфоком-муникационных дидактических средств обучения в шахматах, таких как информационно-поисковые системы, учебно-методические комплексы, шахматные обучающие и игровые компьютерные программы, электронные учебники и шахматные интернет-порталы. Проанализированы и структурированы три формы адаптивного обучения: стандартная, дистанционная и комплексная. Контингент испытуемых - 1157 детей-инвалидов. Эмпирическую базу апробации технологии составили результаты основных педагогических исследований по внедрению технологии адаптивного шахматного обучения на интернет-портале «Шахматная планета», в комплексных центрах социального обслуживания районов «Алексеевский» и «Южнопортовый» г. Москвы, а также при обучении студентов Российского государственного социального университета (РГСУ) на кафедре физического воспитания и оздоровительных технологий в реальных условиях учебного процесса. В результате проведения экспериментов были теоретически обоснованы азы адаптивного шахматного обучения, данная технология была апробирована и успешно внедрена в процессе обучении в РГСУ. Даны практические рекомендации по теоретическим и практическим аспектам адаптивного шахматного обучения детей с ограниченными физическими возможностями. Представленная технология адаптивного шахматного обучения ввиду ее полезности и значимости может быть использована в качестве государственной социальной программы реабилитации и социализации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, обучение, дети-инвалиды, реабилитация, шахматы.

Annotation

The purpose of the present work was to design and test an information and communication technology (ICT) used for teaching of disabled children to play chess on the basis of computer chess programs, chess related Internet resources and the educational complex "School chess elective class" and its implementation in the educational process. The concept of using information communication technologies in chess was considered and the principles of infocommunicative, standard and integrated methods of teaching chess were formulated. The major software and info-communication didactic teaching aids in chess, such as information retrieval systems, educational systems, training and game chess software programs, electronic books and chess internet portals were classified and characterized. Three forms of adaptive teaching were analyzed and structured including: standard, remote and integrated. 1157 children with disabilities were subjected to an experiment.

The results of the major educational research on the implementation of the adaptive chess educational technology on the Internet portal "Chess Planet", in integrated centers of social service in Alekseevsky and Yuzhnoportovy districts in Moscow, as well as in the process of teaching students of Russian State Social University (RGSU) at the department of physical education and recreational technologies in the real conditions of the educational process served the empirical base in the testing of the technology.

The experiments resulted in the theoretical substantiation of the basics of adaptive chess teaching, this technology was tested and successfully implemented in the educational process in Russian State Social University. Practical recommendations for the theoretical and practical aspects of adaptive chess teaching were given for children with disabilities. The presented adaptive chess educational technology can be used as a state social program of rehabilitation and socialization of children and youth with disabilities because of its usefulness and relevance.

Keywords: information and communication technologies, education, children with disabilities, rehabilitation, chess.

Введение. Социальная защита детей с инвалидностью обеспечивается системой государственных мер поддержки, создающих им равные возможности участия в жизни общества.

Важнейшими в системе мер социальной защиты детей-инвалидов становятся ее активные формы [8]. Более 86 % детей с ограниченными возможностями здоровья не мо-

гут вести активный образ жизни. В связи с этим возрастает значение современного направления физической культуры, объектом познания, воздействия и оздоровления которого являются дети-инвалиды, - адаптивной физической культуры и спорта [2].

Вопросы развития российского адаптивного и паралим-пийского спорта на современном этапе нашли подробное от-

ражение в работах А. А. Антонова [1], М. А. Корневой, А. С. Ма-хова, О. Н. Степановой [3], Л. Р. Макиной [5], Е. А. Осокиной [9] и др.

Особое место в этом явлении может принадлежать шахматам, как одному из абстрактно-игровых видов спорта, результат в которых определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника [4]. В контексте применения шахмат для социально-психологической реабилитации инвалидов крайне важно то, что двигательная деятельность не имеет существенного значения. Кроме того, возможности шахмат достаточно велики не только в реализации досуга, но и в удовлетворении потребности в общении, когнитивном развитии личности, расширении коммуникативных возможностей инвалидов.

Применительно к шахматам в России развиваются два вида адаптивной физической культуры: адаптивное шахматное обучение и адаптивный шахматный спорт (массовый и спорт высших достижений) [6].

Содержание адаптивного спорта заключается прежде всего в формировании у детей-инвалидов спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими сходные проблемы со здоровьем [11]. С. П. Евсеев утверждает, что «максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов» [11].

Цель исследования - проектирование и апробация информационно-коммуникационной технологии (ИКТ), применяемой в шахматном обучении детей-инвалидов, построенной на использовании компьютерных шахматных программ, шахматных ресурсов интернета и учебно-методического комплекса «Шахматный факультатив», и ее внедрение в учебный процесс.

Методика и организация исследования. Эмпирическую базу апробации технологии составили результаты основных педагогических исследований по внедрению технологии адаптивного шахматного обучения на интернет-портале «Шахматная планета», в комплексных центрах социального обслуживания районов «Алексеевский» и «Южнопортовый» г. Москвы, а также при обучении студентов РГСУ на кафедре физического воспитания и оздоровительных технологий в реальных условиях учебного процесса. В исследовании были использованы шахматные информационно-поисковые системы, учебно-методический комплекс (УМК) «Шахматный факультатив в школе», авторские электронные учебники, шахматные компьютерные программы и шахматные ресурсы интернета [4].

Для разработки теоретико-методических основ шахматного адаптивного обучения проведен сравнительный анализ дистанционной и традиционной форм шахматной трениров-

Результаты исследования и их обсуждение. Обсудим принципиальную блок-схему использования экспериментальной и традиционной методик в процессе обучения шахматам (см. рисунок). Содержание учебного материала в обоих случаях может быть идентичным, однако различаются способы, формы, методы преподавания и контроля образовательного процесса. В правой колонке схемы представлено шахматное обучение с использованием традиционных визуальных средств информации - шахматных книг и инвентаря.

Обучение основам адаптивного шахматного спорта может также осуществляться дистанционно, путем программированного обучения с использованием аудиовизуальных

инфокоммуникационных технологий (ИКТ), что схематично представлено в левой колонке. Возможно комплексное применение дистанционной и традиционной форм преподавания.

Проектирование и внедрение технологии обучения детей-инвалидов основам адаптивного шахматного спорта были осуществлены в три этапа.

На первом этапе в 2003-2007 гг. при содействии одного из авторов статьи был разработан шахматный игровой портал «Шахматная планета», где был прочитан цикл из 54 лекций, проходивших в режиме реального времени. В процессе проведения обучения в дистанционном режиме использовались все основные типы информационных услуг, а именно: электронная почта; телеконференции; пересылка данных (РТР-серверы); гипертекстовые среды (WWW-серверы); шахматные ресурсы интернета. Слушателями лекций были 17 шахматистов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА), 7 шахматистов-инвалидов по зрению и четверо -с нарушениями слуха.

Динамика численности слушателей была положительной: группа увеличилась с 4 до 28 человек. Все без исключения дети-инвалиды стали принимать участие в личных и командных соревнованиях на интернет-портале «Шахматная планета». В процессе обучения им удалось повысить свое шахматное мастерство и приобрести хорошие компьютерные навыки. Трое слушателей закончили Московский технический университет связи и информатики. Впоследствии 23 человека сумели трудоустроиться, получив рабочие места, связанные с компьютерной работой [6].

Поскольку среди инвалидов-шахматистов были очень опытные спортсмены (вплоть до международных мастеров), для дальнейшего совершенствования этой группы обучающихся использовался электронный учебник (ЭУ) «Мышление схемами» [7].

Синергетический эффект учебника «Мышление схемами» и компьютерной программы «Стратегия» в дистанционном обучении обеспечил высокое владение техникой шахматной игры и развил стратегическое мышление высококвалифици-

Схема методов шахматного адаптивного обучения

№ 7 • 2015 Июль | _1и!у

http://www.teoriya.ru

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U ■С

I-

рованных шахматистов - детей с ограниченными возможностями здоровья.

Остановимся более подробно на выявленных особенностях использования ИКТ в обучении различных категорий лиц с инвалидностью. С позиций теории поэтапного формирования умственных действий человека (П. Я. Гальперин) каждое действие состоит из трех частей: ориентировочной, исполнительной и контрольно-корректировочной [10].

Инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА) зачастую нелегко выполнить прежде всего исполнительную часть действия. Они, в отличие от здоровых людей, тратят десятки секунд на то, чтобы сделать ход в шахматной партии либо его записать. Это учли разработчики ряда шахматных игровых порталов.

На шахматном интернет-портале «ICC» для инвалидов разработана важнейшая функция «голосовой мыши»: инвалид с поражением ОДА может делать шахматный ход голосом, а не руками. Применение функций голосовой мыши при дистанционном обучении основам адаптивного шахматного спорта либо при дистанционном участии в турнирах инвалидов во многом решает вышеприведенные проблемы.

Существуют также сложности шахматного обучения инвалидов по зрению и слуху. В. П. Демкин, Г. В. Можаева и И. В. Тубалова подчеркивают, что в связи с компенсаторной активизацией деятельности сохранных органов чувств у инвалида по слуху визуальный канал восприятия информации приобретает ведущее значение. Исследователи считают, что применение ИКТ возможно только для частично зрячих и слабовидящих инвалидов [7].

Однако использование функций «голосовой мыши» и компьютерной программы JAWS могут создать для абсолютно слепых (!) инвалидов достаточно приемлемую среду для полноценного обучения, включая анализ шахматных партий. JAWS озвучивает действия на шахматной доске благодаря бланку записи, расположенному рядом с виртуальной шахматной доской. Таким образом, используя возможности интернет-порталов, дети-инвалиды могут быть с успехом интегрированы в шахматную образовательную среду. Слушатель А. Н. Комиссаров в 2008 г. в составе сборной команды России стал чемпионом мира среди слепых и слабовидящих шахматистов.

На втором этапе исследования, в 2008-2012 гг., адаптивное шахматное обучение, использующее стандартные методики преподавания, было апробировано на базе комплексных центров социального обслуживания районов «Алексеевский» и «Южнопортовый» г. Москвы в рамках реализации программы по социальной реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья «Доступная высота».

Концепцией программы стала организация спортивного досуга и обучения шахматам детей-инвалидов с учетом их интересов к спортивным занятиям и состояния здоровья. Еженедельно по расписанию проводились учебные занятия, спортивные соревнования по шахматам среди лиц, состоящих на социальном обслуживании в указанных центрах. В процесс шахматного обучения были вовлечены 211 детей-инвалидов.

Дидактическими средствами обучения были специализированные книги и специальный шахматный игровой инвентарь. В рамках реализации проекта были использованы социальные и социально-педагогические технологии и формы работы с детьми-инвалидами: технология спортивной реабилитации и технология социального сопровождения.

Процесс адаптивного шахматного обучения расширил границы социального опыта детей и повысил адаптивные возможности, способствуя, таким образом, успешной социализации [6].

Трое детей с ограниченными возможностями здоровья продолжили свое обучение в «Шахматной школе Анатолия Карпова».

На 3-м этапе исследования, проходившего на базе Международного центра шахматного обучения РГСУ (МЦШО) в 2012-2015 гг., студенты всех факультетов РГСУ и колледжа РГСУ стали изучать основы адаптивного шахматного спорта. Это были учащиеся, имеющие вторую, третью группу инвалидности и инвалиды детства. К ним присоединились студенты, которым врачебные и клинико-экспертные комиссии поликлиник по месту жительства, рекомендовали занятия физической культурой в специальных медицинских группах. В 2012/2013 г. обучение прошли 245 человек, в 2013/2014 г. -405 человек, в 2014 г. - начале 2015 г. - 268 человек.

Следует отметить, что МЦШО РГСУ располагает мощным материально-техническим оснащением, кадровым составом, информационным и программным обеспечением. Наличие современного компьютерного класса, оснащенного новейшими шахматными программами и подключенного к интернету, и большого игрового зала позволило эффективно сочетать традиционные и инфокоммуникационные методики шахматного обучения.

Формирование теоретической концепции и практической модели использования адаптивного шахматного обучения и воспитания дало возможность исследователям направленно развивать комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых умений и навыков, формировать осознанное отношение студентов к своим силам и способностям. В процессе обучения 47 студентов выполнили спортивные разряды, что позволяет им вести шахматное обучение в школах Российской Федерации в качестве учителей дополнительного образования. Эта профессия сейчас востребована на рынке труда и повышает конкурентоспособность наших выпускников.

Выводы. Адаптивное обучение может осуществляться в стандартной, дистанционной и комплексной формах преподавания в зависимости от состояния материально-технической базы конкретного образовательного учреждения. Это обучение может и должно стать государственной социальной программой реабилитации и социализации детей-инвалидов.

Исследование феномена шахматной игры как средства и механизма интеграции детей-инвалидов позволило выработать на этой основе практические рекомендации:

- в процессе дистанционного адаптационного обучения шахматам могут быть успешно использованы материалы УМК «Шахматный факультатив», созданного сотрудниками РГСУ;

- в комплексной форме обучения основными шахматными компьютерными программами являются «CT-ART 5.0» и «Стратегия», разработанные отечественным производителем ООО «Дайв»;

- для развития стратегического мастерства высококвалифицированных шахматистов рекомендуется использовать ЭУ «Мышление схемами»;

- для игровой и дистанционной тренировки детей-инвалидов с нарушениями ОДА и слуха предлагаем использовать шахматный портал «Шахматная планета» [www. chessplanet.ru];

- для детей и молодежи с нарушениями зрения рекомендуется шахматный портал «ICC» [www.chessclub.com];

- для получения информации по использованию технологии полезно изучить материалы интернет-портала МЦШО РГСУ;

- педагогу, проводящему адаптивное обучение в дистанционной и комплексной формах, необходимо обладать высокой степенью информационной культуры.

Представленная технология адаптивного шахматного обучения не имеет мировых аналогов. Ввиду ее полезности и значимости она может быть использована в качестве государственной социальной программы реабилитации и социализации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, что требует серьезного переосмысления образовательных подходов и проведения дальнейших научных исследований.

Литература

1. Антонов А.А. Факторная структура требований лиц с нарушением слуха к организации занятий по ринк-бенди (мини-хоккею с мячом) / А.А. Антонов, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 5. - С. 27-31.

2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) / С.П. Евсеев // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 1. - С. 2-7.

3. Корнева М.А. Особенности мотивации спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к участию в тренировочном процессе по русскому жиму / М.А. Корнева, А.С. Махов, О.Н. Степанова // Теория и практика физ. культуры. - 2014.

- № 6. - С. 47-51.

4. Костьев А.Н. Актуализация интеллектуального потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами шахмат / А.Н. Костьев, И.В. Михайлова // Теория и практика физ. культуры.

- 2011. - № 12. - С. 62-64.

5. Макина Л.Р. Анализ мотивации и самооценки личности легкоатлетов с нарушением зрения / Л.Р. Макина // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). - C. 38-39.

6. Михайлова И.В. Социально-педагогические аспекты инфоком-муникативной технологии дистанционного обучения основам адаптивного шахматного спорта / И.В. Михайлова // Уч. зап. Рос. гос. соц. ун-та. - 2009. - № 10. - С. 123-130.

7. Михайлова И.В. Стратегия чемпионов. Мышление схемами: монография / И.В. Михайлова. - М.: «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2008. - 272 с.

8. Морозова Е.В. Принятие инвалидности: детерминанты преодоления социальной фрустрации / Е.В. Морозова, С.В. Шмелева, Е.А. Сорокоумова, В.Б. Никишина, Л.В. Абдалина. - 2015. - Global Journal of Health Science. - № 3. - С. 73-77.

9. Осокина Е.А. Система занятий фитнесом с глухими женщин молодого возраста (25-35 лет) / Е.А. Осокина, О.Н. Степанова // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83) - С. 138-143.

10. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы. 2-е изд. / Н.Ф. Талызина. - М.: МГУ, 1984. -344 с.

11. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В. 2 т. Т. 2: Содержание методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005. - 448 с.

References

1. Antonov, A.A. Faktornaya struktura trebovaniy lits s narusheniem slukha k organizatsii zanyatiy po rink-bendi (mini-khokkeyu s

myachom) (Factor structure of requirements of hearing impaired persons to organization of rink bandy classes (mini hockey)) / A.A. Antonov, A.S. Makhov // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - №

5. - P. 27-31.

2. Evseev, S.P. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura (tsel', soderzhanie, mesto v sisteme znaniy o cheloveke) (Adaptive physical culture (goal, content, place in human knowledge system) / S.P. Evseev // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 1998. - № 1. - P. 2-7.

3. Korneva, M.A. Osobennosti motivatsii sportsmenov-invalidov s porazheniem oporno-dvigatel'nogo apparata k uchastiyu v trenirovochnom protsesse po russkomu zhimu (Features of motivation of athletes with disabilities with musculoskeletal disorder to participate in Russian press training process) / M.A. Korneva, A.S. Makhov, O.N. Stepanova // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - №

6. - P. 47-51.

4. Kost'ev, A.N. Aktualizatsiya intellektual'nogo potentsiala lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya sredstvami shakhmat (Actualization of intellectual potential of people with disabilities using chess) / A.N. Kost'ev, I.V. Mikhaylova // Teoriya i praktika fiz. kul'tury.

- 2011. - № 12. - P. 62-64.

5. Makina, L.R. Analiz motivatsii i samoostsenki lichnosti legkoatletov s narusheniem zreniya (Analysis of motivation and self-esteem of athletes with visual impairment) / L.R. Makina // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. - 2012. - № 1 (49). - P. 38-39.

6. Mikhaylova, I.V. Sotsial'no-pedagogicheskie aspekty infokommunikativnoy tekhnologii distantsionnogo obucheniya osnovam adaptivnogo shakhmatnogo sporta (Socio-educational aspects of infocommunication distance learning technology based on adaptive chess) / I.V. Mikhaylova // Uch. zap. Ros. gos. soc. un-ta. -2009. - № 10. - P. 123-130.

7. Mikhaylova, I.V. Strategiya chempionov. Myshlenie skhemami: monografiya (Strategy of Champions. Thinking in schemes: monograph) / I.V. Mikhaylova. - Moscow: «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2008. - 272 P.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Morozova, E.V. Prinyatie invalidnosti: determinanty preodoleniya sotsial'noy frustratsii (Acceptance of disability: determinants of overcoming social frustration) / E.V. Morozova, S.V. Shmeleva, E.A. Sorokoumova, V.B. Nikishina, L.V. Abdalina. - 2015. - Global Journal of Health Science. - № 3. - P. 73-77.

9. Osokina, E.A. Sistema zanyatiy fitnesom s glukhimi zhenshchinami molodogo vozrasta (25-35 let) (System of fitness classes for deaf young women (aged 25-35 years) / E.A. Osokina, O.N. Stepanova // Uch. zap. un-ta im. P.F. Lesgafta. - 2012. - № 1 (83) - P. 138143.

10. Talyzina, N.F. Upravlenie protsessom usvoeniya znaniy: psikhologicheskie osnovy. 2-e izd. (Managing learning process: psychological foundations. 2nd ed.) / N.F. Talyzina. - Moscow: MGU, 1984. - 344 P.

11. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kul'tury: uchebnik. V. 2 t. V. 2: Soderzhanie metodiki adaptivnoy fizicheskoy kul'tury i kharakteristika ee osnovnykh vidov (Theory and organization of adaptive physical culture: textbook. In 2 V. V. 2: The content of adaptive physical culture technique and characterization of its main types) / Ed. by prof. S.P. Evseev. - Moscow: Sovetskiy sport, 2005.

- 448 P.

НОВЫЕ КНИГИ

Ермаков В.В., Гурский А.В., Кобзева Л.Ф., Шевцов В.С. Техническая подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков и биатлонистов: научно-методическое пособие / В.В. Ермаков, А.В. Гурский, Л.Ф. Кобзева, В.С. Шевцов. - Смоленск: СГАФКСТ, 2015. - 224 с.

I8BN 978-5-94578-094-1

Научно-методическое пособие подготовлено на основе материалов экспериментальных исследований по научно-исследовательской работе «Совершенствование средств и методов технической подготовки лыжников-гонщиков и биатлонистов высокого класса с целью оптимизации структуры их двигательных действий», выполненной в соответствии с Приказом Минспорттуризма России от 22 декабря 2011 г. № 1612 «Об утверждении федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма"» государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

Обобщены и использованы материалы промежуточных и итогового отчетов по анализу состояния проблемы, биомеханическому обоснованию системы и структуры движений, комплексной оценке современных средств и методов специальной подготовки, уровня технической, физической и функциональной подготовленности спортсменов в соревновательных условиях, а также технологии формирования и совершенствования технического мастерства лыжников-гонщиков и биатлонистов.

Материалы научно-методического пособия предназначены для тренеров, спортсменов, преподавателей и студентов вузов физической культуры и спорта по лыжным гонкам и биатлону.

№ 7 • 2015 Июль | July http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.