ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ-ШАХМАТИСТОВ
УДК/UDC 372.879.6
Поступила в редакцию 04.02.2015 г.
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1 Доктор медицинских наук, профессор С.В. Шмелева1 Доктор педагогических наук, профессор А.С. Махов1 1 Российский государственный социальный университет, Москва
INFORMATION COMMUNICATION TEACHING AIDS IN LONG-TERM TRAINING OF CHESS-PLAYERS
Associate professor, Ph.D. I.V. Mikhaylova1 Dr.Med., Professor S.V. Shmeleva1 Dr.Hab., Professor A.S. Makhov1 1 Russian State Social University, Moscow
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель научного исследования - разработка и апробация информационно-коммуникационных дидактических средств обучения в многолетней шахматной подготовке спортсменов. Дана классификация и характеристика основных программных и инфокоммуникационных дидактических средств обучения в шахматах, таких как информационно-поисковые системы, учебно-методические комплексы, шахматные обучающие и игровые компьютерные программы, электронные учебники и шахматные интернет-порталы. Дидактические средства были классифицированы и структурированы в зависимости от прохождения спортсменом конкретного этапа спортивной тренировки. Исследование проведено на 16 спортсменах-шахматистах - перворазрядниках и кандидатах в мастера спорта. Эмпирическую базу апробации технологии составили результаты основных педагогических исследований по внедрению технологии инновационного шахматного обучения в Международном центре шахматного образования Российского государственного социального университета в реальных условиях учебного процесса. В результате проведения эксперимента были созданы электронная база развития стратегического мастерства «Мышление схемами» и учебно-методический комплекс «Шахматный факультатив», успешно внедренные в обучение студентов-спортсменов в РГСУ. В практическом плане разработанная методика подготовки юных высококвалифицированных шахматистов с использованием шахматных компьютерных технологий позволяет эффективно достигать уровня спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов в шахматах на этапе спортивного совершенствования - выполнения норматива мастера спорта.
В Международном центре шахматного обучения из числа студентов РГСУ были подготовлены 1 гроссмейстер, 1 международный мастер и 2 мастера спорта по шахматам. Это обуславливает практическую значимость применения в обучении инновационных дидактических средств.
Ключевые слова: дидактические средства шахматного обучения, шахматные интернет-порталы, электронные учебники, учебно-методические комплексы, шахматные компьютерные программы, информационно-поисковые системы.
Annotation
The purpose of the present research was to develop and test information and communication didactic teaching techniques in the long-term training of chess players.
The major software and information-communication didactic teaching aids for chess players, such as information retrieval systems, educational systems, chess training and games software, electronic books and chess internet portals were classified and characterized. The didactic aids were classified and structured according to particular level of sports training of a chess player. 16 first-rank chess players and candidates for master of sports were involved in the study. The empirical base of testing of the technology was represented by the main results of educational research on the introduction of innovative chess training technologies at the International Chess Training Center of Russian State Social University in the framework of actual learning process. The experiment resulted in the design of an electronic database of strategic skills «Thinking in schemes» and the methodical complex «Elective chess class» that had been successfully implemented in the training of student-athletes in Russian State Social University. In practical terms, the developed methodology of training of young elite chess players using chess computer technologies can effectively reach the level of athletic performance characteristic of the time of first big success in chess in the phase of improvement of sports skills - hitting the standard of master of sports.
1 Grandmaster, 1 International Masters and 2 Masters of Sports in chess were trained at the International Chess Training Center of Russian State Social University, which confirms the practical importance of using innovative didactic aids in teaching.
Keywords: didactic chess teaching aids, chess online portals, electronic textbooks, teaching materials, chess software, information retrieval systems.
Введение. Вопросы физического воспитания детей и молодёжи, вовлечения населения разного социального статуса в занятия физическими упражнениями и спортом, повышения мастерства спортсменов в различных видах спорта всё чаще становятся предметом обсуждения учёной общественности [1-4]. Шахматы как вид спорта не являются исключением из этого. По статистическим данным, в группы спортивного
совершенствования переходят и впоследствии становятся мастерами и гроссмейстерами менее 2 % юношей и девушек из числа занимающихся на различных этапах многолетней подготовки в спортивных шахматных школах Российской Федерации [5]. Очевидно, что используемые ранее традиционные методы и средства шахматного обучения ведут к большим потерям контингента и не обеспечивают достижения
поставленной задачи за минимально возможное время. Поэтому необходимым элементом современного шахматного обучения стало внедрение инновационных инфокоммуника-ционных средств обучения, созданных за последние двадцать лет в мировом образовательном пространстве.
Нами была высказана гипотеза, что каждый персональный компьютер с установленными шахматными программами, средствами работы с шахматными ресурсами интернета и электронными шахматными базами обладает функциями искусственного помощника тренера. Отметим, что основными принципами данной формы обучения являются организация самостоятельной когнитивной деятельности шахматистов в развитой учебной среде, базирующейся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, и оперативное общение тренера-преподавателя и обучающегося с использованием телекоммуникационных средств. Предложенная гипотеза подтвердилась в условиях Международного центра шахматного обучения Российского государственного социального университета. Он располагает 4 турнирными залами для проведения шахматных соревнований, компьютерным классом на 20 рабочих мест, подключенных к интернету, лекционным залом с демонстрационным экраном и электронными шахматными досками, специализированной шахматной библиотекой, офисными помещениями, блоком питания. Это позволило активно использовать в шахматном обучении студентов приведенные выше дидактические средства. Синергетический эффект применения инновационных дидактических средств позволил решить важнейшие задачи этапа спортивного совершенствования: обеспечить высокое владение техникой шахматной игры, оперативно устранять ошибки предшествующих этапов и развить стратегическое мышление юных шахматистов. Тренирующиеся показали высокие спортивные результаты.
Методы и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в два этапа. На первом, проходившем в 2006-2011 гг., сотрудники РГСУ разработали учебно-методический комплекс «Шахматный факультатив» и электронный учебник «Мышление схемами»; дополнительно были изучены возможности дидактических средств обучения, созданных крупнейшими мировыми производителями шахматного программного обеспечения - фирмами «Дайв» (Россия) и «СИеззЬаве» (Германия). Особое внимание было уделено анализу литературы по информационным технологиям, а также структурированию современных диссертационных исследований по теории и методике шахмат.
На втором этапе, проходившем в 2012-2014 гг. на базе Международного центра шахматного образования (МЦШО) Российского государственного социального университета, был проведен естественно-научный эксперимент по применению шахматных инновационных дидактических средств в обычных тренировочных условиях, с контингентом спортсменов, тренирующихся на этапе углубленной специализации. Объектами эксперимента были 16 студентов-шахматистов РГСУ. В ходе эксперимента выявлялась динамика развития стратегиче-
ского мышления, технико-тактического мастерства, теоретических и практических умений и навыков юных шахматистов, фиксировались их шахматные достижения.
Результаты исследования и их обсуждение. Дидактические инфокоммуникационные средства обучения в шахматах можно классифицировать по их функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач). В таблице схематично представлены дидактические средства, используемые на различных этапах развития мастерства шахматистов.
Основными дидактическими инфокоммуникационными средствами обучения в шахматах являются:
- информационно-поисковая система (ИПС) - функция поиска и предоставления информации;
- учебно-методические комплексы (УМК) - функция электронного преподавания;
- шахматные компьютерные программы (КП) и электронные учебники (ЭУ) - функция шахматной игры, шахматного задачника и учебника;
- шахматные информационные, обучающие и игровые интернет-порталы, выполняющие перечисленные выше функции в режиме реального времени.
Подчеркнем, что выбор конкретных дидактических средств, используемых в процессе обучения и выступления спортсменов, зависит не столько от материальной оснащенности ДЮСШ и других шахматных образовательных учреждений компьютерами и программным обеспечением, сколько от применения тщательно разработанных и точно выверенных инновационных методик шахматного обучения.
Рассмотрим действующие объекты реализации шахматных дидактических инфокоммуникационных средств на конкретных примерах.
ПС Chess Assistant (ИПС СА) представляет собой многофункциональную систему для работы и анализа шахматных партий, имеющую игровой тренинг Поэтому в процессе выступления на Всемирных шахматных олимпиадах и других турнирах адаптивного шахматного спорта высших достижений большое значение имеет использование в подготовке информационно-поисковой функции, образующей ИПС. По сравнению с дебютными справочниками-книгами скорость обработки информации при ее использовании увеличивается даже не в десятки, а в сотни раз.
Следует отметить, что основными информационными образовательными ресурсами, независимо от вида применяемой дистанционной образовательной технологии, являются учебно-методические комплексы, обеспечивающие эффективную тренировку шахматистов. Были выделены следующие принципы концептуальной основы УМК: принцип оперативной обратной связи, присущий всем компьютерным программам, и программирование индивидуализированного обучения. Наиболее востребованными являются УМК «Шахматный факультатив» и УМК «Шахматный университет», обладающие высоким уровнем методических, информационных и учебных материалов.
Модель-схема использования дидактических средств обучения в многолетней подготовке спортсменов
Дидактические средства обучения шахматам Этапы
Предварительной подготовки Начальной спортивной специализации Углубленной специализации Спортивного совершенствования Высших достижений
ИПС - - + + +
УМК - + + + -
КП + + + + -
ЭУ - - + + +
Шахматные интернет-порталы + + + + +
Учебные программы-тренажеры, состоящие из игровых и учебных КП, предполагают усвоение новой информации. Основная функция КП состоит в развитии умений и навыков шахматного мастерства по всем аспектам шахматного совершенствования. Разнообразный шахматный учебный материал хорошо подобран и систематизирован в таких обучающих шахматных программах, как: «Энциклопедия миттельшпиля» (I, II, III); «Шахматная стратегия», «Этюды для практиков», «Энциклопедия дебютных ошибок», «CT-ART 5.0» (программа обучения шахматной тактике). Основная функция игровых компьютерных программ - это выполнение функции спарринг-партнера. Кроме того, шахматисты в процессе тренировки успешно используют игровые КП для анализа критических позиций на всех стадиях шахматной партии. Среди ведущих шахматных игровых программ выделяются «Rybka», «йеер Fritz», «Chess Tiger». Важным фактором, оптимизирующим тренировку шахматистов и расширяющим их возможности, является использование шахматных ресурсов интернета.
Использование электронных учебников (ЭУ). Приведем пример успешных тренировок студентов и учащихся МЦШО. Необходимость создания стратегического электронного учебника «Мышление схемами» была обусловлена тем, что стратегическое мышление искусственного интеллекта в шахматах невозможно использовать как модельное в тренировке высококвалифицированных спортсменов. При анализе позиций было задействовано дивергентное мышление - метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же проблемы в исходной шахматной позиции. В тренировках были использованы методы мозгового штурма и составления карт памяти в виде систематизации в шахматной партии мышления схемами. Шахматисты приводили большее количество вариантов решения, в том числе и необычных. Затем из общего числа высказанных идей были отобраны наиболее удачные, которые могут быть применены на практике. В мозговом штурме участвовали 16 шахматистов МЦШО и ведущий, четко ставящий задачу, подлежащую решению, и регистрирующий все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма. В итоге был создан учебник по стратегии, включающий примеры эталонной стратегической игры и более пятисот стратегических позиций для решения из творчества чемпионов мира.
Шахматные ресурсы интернета состоят из игровых, информационных и обучающих порталов. Среди игровых порталов выделяются «ICC» [доменное имя - www.chessclub. com], «Playchess» [www.playchess.com] и «Шахматная планета» [www.chessplanet.ru]. Использование мировых информационных, обучающих и игровых шахматных порталов делает возможным привлечение высококвалифицированных тренерско-преподавательских кадров и спарринг-партнеров для обучения шахматистов в отдаленных районах России.
Наглядным результатом применения инновационных дидактических средств обучения в подготовке спортсменов-шахматистов стало выступление шахматной сборной РГСУ (А. А. Гванцеладзе, В. Г. Белоус, Ш. М. Арсланов, В. А. Саулина), которая заняла 2-е место на IV Всероссийской универсиаде по шахматам (Казань, 2014 г.). В. А. Саулина выиграла все партии в личном зачете и стала чемпионкой IV Всероссийской универсиады. Ш. М. Арсланов стал чемпионом Москвы (2014 г.) среди мужчин. Все четыре участника за три года успешно перешли с этапа углубленной специализации на этап высших спортивных достижений, став международными гроссмейстерами и мастерами спорта по шахматам.
Выводы и практические рекомендации.
1. При использовании данных средств обучения моторная плотность тренировки спортсменов возрастает до 80 %, а от-
дельные тренировочные занятия могут проводиться до 2 раз в день, включая игровую тренировку в интернете.
2. Существенно расширяются возможности изложения учебного материала с привлечением виртуальных шахматных ресурсов интернета, углубляется ранжированность шахматного учебного материала по уровню сложности и тематической направленности.
3. Расширение инновационных тренировочных средств позволяет автоматически контролировать тренировочные воздействия и состояние подготовленности спортсмена в любой момент его тренировочной деятельности, оптимально планировать и корректировать учебно-тренировочный процесс.
4. С помощью шахматных ресурсов интернета возможно эффективно использовать соревновательный метод в системе тренировки спортсмена, где объемы специализированной тренировки и соревновательной деятельности юных шахматистов могут составлять равные доли на этапе спортивного совершенствования, при этом соревновательная деятельность частично заменяет собой интенсивную специализированную тренировку.
5. На этапе углубленной специализации базовой программой может служить шахматная компьютерная программа «CT-ART».
6. На этапе спортивного совершенствования базовыми программами могут служить ИПС «Chess Assistant» и электронная база «Мышление схемами».
7. В практическом плане разработанная методика подготовки юных высококвалифицированных шахматистов с использованием шахматных компьютерных технологий позволяет эффективно достигать уровня спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов в шахматах на этапе спортивного совершенствования, - выполнения норматива мастера спорта.
Литература
1. Абрамишвили Г.А. Современный взгляд на проблемы физического воспитания учащихся младшего школьного возраста / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - 11 (117). - С. 7-12.
2. Карпов В.Ю. Педагогическое воздействие средств физической культуры и спорта на воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов / В.Ю. Карпов // Теория и практика физ. культуры - 2004. - № 13. - С. 49.
3. Махов А.С. Принципы управления развитием адаптивного спорта в России / А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 7. - С. 34-37.
4. Махов А.С. Программа управления развитием адаптивного спорта «ФИННИКС» и результаты её реализации / А.С. Махов, О.Н. Степанова // Теория и практика физ. культуры. -
2013. - № 8. - С. 101-104.
5. Михайлова И.В Современные методы подготовки шахматистов. - М.: Издательский центр «МАСКА», 2014. - 456 с.
References
1. Abramishvili, G.A. Sovremenny vzglyad na problemy fizicheskogo vospitaniya uchashchikhsya mladshego shkol'nogo vozrasta (Modern approach to the problem of physical training of primary-school-age pupils) / G.A. Abramishvili, V.Yu. Karpov // Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta. - 2014. - 11 (117). - P. 7-12.
2. Karpov, V.Yu. Pedagogicheskoe vozdeystvie sredstv fizicheskoy ^ kul'tury i sporta na vospitanie mezhlichnostnogo obshcheniya i professional'nogo vzaimodeystviya studentov(The educative influence of physical culture and sports means on teaching interpersonal and professional interaction of students) / V.Yu. Karpov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - 2004. - № 13. - P. 49.
3. Makhov, A.S. Printsipy upravleniya razvitiem adaptivnogo sporta v Rossii (The principles of management of development of adaptive sport in Russia) / A.S. Makhov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2013. - № 7. - P. 34-37.
4. Makhov, A. S. Programma upravleniya razvitiem adaptivnogo sporta «FINNIKS» i rezul'taty ee realizatsii (Program for management of development of adaptive sport "FINNIKS" and the results of its implementation) / A.S. Makhov, O.N. Stepanova // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2013. - № 8. - P. 101-104.
5. Mikhaylova, I.V Sovremennye metody podgotovki shakhmatistov (Modern training methods for chess players). - Moscow: MASKA,
2014. - 456 P.