Научная статья на тему 'Создание федеральной инновационной площадки по распространению модели и идеологии опережающего развития адаптивного шахматного образования в вузе'

Создание федеральной инновационной площадки по распространению модели и идеологии опережающего развития адаптивного шахматного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова И. В., Махов А. С.

В работе отражено создание федеральной инновационной площадки по распространению модели и идеологии опережающего развития адаптивного шахматного образования в Российском государственном социальном университете с использованием проектно-целевого подхода. Сформулирована концепция и проведена апробация применения адаптивного шахматного спорта в качестве инновационного инструментария модернизации системы инклюзивного образования в России. В эксперименте приняли участие 1018 студентов с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения были апробированы инновационные инфокоммуникационные дидактические средства: программный комплекс «Шахматные уроки Анатолия Карпова», электронная база «Мышление схемами», прикладная офисная программа «Зачет по шахматному спорту». В процессе локальных и дистанционных обучающих сессий в интернете 52 студента выполнили спортивные разряды по шахматам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание федеральной инновационной площадки по распространению модели и идеологии опережающего развития адаптивного шахматного образования в вузе»

создание федеральной инновационном площадки по распространению модели и идеологии опережающего развития адаптивного шахматного образования в вузе

УДК/UDC 796:338.2

Поступила в редакцию 07.07.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1 Доктор педагогических наук, профессор А.С. Махов1

1 Российский государственный социальный университет, Москва

CREATING FEDERAL INNOVATIVE PLATFORM FOR DISSEMINATION OF MODEL AND IDEOLOGY OF ADVANCED DEVELOPMENT OF UNIVERSITY ADAPTIVE CHESS EDUCATION

Ph.D., Associate Professor I.V. Mikhaylova1 Dr.Hab., Professor A.S. Makhov1

1 Russian State Social University, Moscow

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

В работе отражено создание федеральной инновационной площадки по распространению модели и идеологии опережающего развития адаптивного шахматного образования в Российском государственном социальном университете с использованием проектно-целевого подхода. Сформулирована концепция и проведена апробация применения адаптивного шахматного спорта в качестве инновационного инструментария модернизации системы инклюзивного образования в России. В эксперименте приняли участие 1018 студентов с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения были апробированы инновационные инфокоммуникационные дидактические средства: программный комплекс «Шахматные уроки Анатолия Карпова», электронная база «Мышление схемами», прикладная офисная программа «Зачет по шахматному спорту». В процессе локальных и дистанционных обучающих сессий в интернете 52 студента выполнили спортивные разряды по шахматам.

Ключевые слова: адаптивное шахматное обучение, федеральная инновационная площадка, студенты, инклюзивная среда, информационно-коммуникативные технологии, дистанционные формы, реабилитация, интеграция, программный комплекс, электронная база.

Annotation

According to the data of the Federal Service of State Statistics, 59,24% of pupils of comprehensive institutions suffer from some pathology. The present paper concerns the establishment of a federal innovative platform for dissemination of the model and ideology of advanced development of adaptive chess education at Russian State Social University with the use of the project-target approach. The concept was formed and adaptive chess sport was tested as an innovative way of modernization of inclusive education in Russia. 1018 students with impairments were subject to an experiment. During the training innovative information and communication didactic means were tested including: the "Anatoly Karpov's Chess Lessons" software package, the "Thinking in schemes" electronic database, the "Chess test" office software. 52 students fulfilled the standards for chess sports degree in the Internet in the course of local and distance training sessions..

Keywords: adaptive chess education, federal innovative platform, students, inclusive environment, information and communication technologies, distance forms, rehabilitation, integration, software package, electronic database.

и

га у

г. CL

ч—

. О OJ

CL

■ -О С

га

^

О (U .с I—

Введение. По данным Росстата, в общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, колледжи, вузы и пр.) 59,24% учащихся страдают той или иной патологией. Среди студентов Российского государственного социального университета (РГСУ) существует большая группа лиц (около 10 %) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ранее студенты с ОВЗ изучали предмет «Физическая культура» на кафедре физического воспитания и спорта формально, готовя теоретические рефераты. Однако введение новых федеральных государственных образовательных стандартов поколения «три плюс» требовало иного уровня сформированности учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций в физической культуре.

Цель исследования - создание и апробация теоретической и практической моделей адаптивного шахматного обучения в качестве инновационного инструментария модернизации системы инклюзивного образования на базе Российского государственного социального университета.

Методика и организация исследования. Профессорско-преподавательский состав кафедры физической культуры и оздоровительных технологий провел контент-анализ нормативно-правовых документов, принятых правительственными и министерскими структурами в Российской Федерации: Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы; Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020 годы»; Программы развития российских шахмат на 2011-2018 годы; Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». В реализации практической модели адаптивного шахматного обучения были учтены основные положения Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций от 13 декабря 2006 г, резолюция 61/106); Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций от 20 декабря

1993 п, резолюция 48/96); Конституции Российской Федерации (принята всенародным полосованием 12 декабря 1993 п); Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями на 29 ноября 2010 п № 321-Ф3); Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 01 июля 2011 п). Были всесторонне изучены закономерности, механизмы и специфика педапопическопо процесса по формированию личности студента в условиях занятий адаптивным шахматным обучением и спортивной деятельностью с использованием проектно-це-левопо подхода, являющепося основным в правительственной Концепции Федеральной целевой пропраммы развития образования на 2016-2020 поды. На основании этих документов была сформулирована концепция применения адаптивнопо шахмат-нопо спорта в качестве инновационнопо инструментария модернизации системы инклюзивнопо образования в РГСУ. Для этопо есть все необходимые и достаточные условия, а именно:

1. Кафедра физической культуры и оздоровительных техно-лопий обладает высококвалифицированным составом педапо-пов, имеющим высокий шахматный уровень: доцент И. В. Михайлова является международным проссмейстером по шахматам, доцент А. И. Алифиров имеет I спортивный разряд по шахматам. Так как указанные педапопи - сертифицированные инструкторы в области лечебной физической культуры, они могут проводить адаптивное шахматное обучение, одновременно выполняя обязанности медицинских работников.

2. Потенциал их исследовательской работы был подкреплен научно-поисковыми усилиями исследователей психолопо-пе-дапопических проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности маломобильных прупп населения, профессорами факультета психолопии, социальной медицины и адаптационно-реабилитационных технолопий Е. А. Петровой, А. С. Маховым, В. Д. Чепиком, С. В. Шмелевой [1, 2].

3. В настоящее время на кафедре выполняется диссертационное исследование на соискание ученой степени доктора педапопических наук по специальности 13.00.04 по теме «Шахматный спорт в системе комплексной реабилитации лиц с опра-ниченными возможностями здоровья». Ряд аспирантов и соискателей всесторонне и систематично исследуют эвристический образовательный потенциал адаптивнопо шахматнопо спорта для развития интеллекта лиц с приобретенной слепотой на базе ГБОУ СОШ № 1232 п Москвы. Дополнительно проводятся научные исследования по шахматной спортивной подпотовке лиц с поражением опорно-двипательнопо аппарата, произведено анкетирование большой труппы спортсменов, полученные результаты войдут в диссертационное исследование. Темы дипломных работ будущих выпускников кафедры тесно связаны с проблематикой адаптивнопо шахматнопо обучения. В соответствии с этим можно поворить о системном и лопически последовательном процессе по распространению модели и идеолопии опережающепо развития адаптивнопо шахматнопо образования в России, в который включены студенты, аспиранты, соискатели и профессорско-преподавательский состав.

4. Разработаны рабочие учебные пропраммы по дисциплинам «Теория и методика шахмат», «Практические основы шахмат», «Основы теории шахмат», для студентов всех факультетов РГСУ и учащихся колледжа РГСУ (49.03.01 «Физическая культура», бакалавр).

Дополнительно преподаватели и студенты РГСУ вошли в научные творческие коллективы, создавшие инфокомму-никационные дидактические средства адаптивнопо шахматнопо обучения, а именно:

- «Шахматные уроки Анатолия Карпова». Пропраммный комплекс был разработан мнопократным чемпионом мира по шахматам А. Е. Карповым и научно-поисковой пруппой исследователей РГСУ в 2014 п Комплекс состоит из трех взаимосвязанных пропрамм: клиент-сервера, интерфейса преподавателя и интер-

фейса ученика. Данная программа предназначена для создания сессий по локальной сети образовательного учреждения, в которой в роли тренера будет выступать преподаватель. Предусмотрено создание локальных и дистанционных сессий в Интернете. Интерфейс преподавателя представляет собой полноценную программу с мультимедийной базой уроков и многочисленными возможностями по управлению сессией и коммуникации с учениками. Наконец, интерфейс ученика - это упрощенная версия интерфейса для учителя. В комплектацию программы входит курс обучающих видеороликов, которые дополняют объем знаний, получаемых в ходе работы с комплексом;

- электронная база «Мышление схемами», представляющая собой электронный учебник по стратегии и включающий примеры эталонной стратегической игры; представлено более пятисот стратегических позиций для решения из творчества чемпионов мира. В 2016 г кафедра планирует участвовать в конкурсе РГСУ на получение гранта, на выполнение научно-исследовательских работ по разработке контента одноименного электронного курса по учебной дисциплине «Физическая культура»;

- прикладная офисная программа «Зачет по шахматному спорту» разработана студентом 3-го курса факультета информационных технологий и техносферной безопасности А. С. Острожным. Мультимедийный образовательный ресурс (на базе «Visual VB») работает через локальную сеть для проверки итоговых знаний по шахматам в среде «Microsoft PowerPoint». Тест создан по основным навыкам шахмат, визуализации шахматной доски, знанию базовых терминов и определений.

В качестве основной и дополнительной литературы для студентов были выпущены монографии и пособия по адаптивному шахматному спорту, в том числе и на английском языке [3].

Результаты исследования и их обсуждение. В 2012 - 2015 учебных годах в «пилотном» режиме, используя инфокоммуникационные и базовые дидактические средства обучения, а также рабочие программы по основам обучения адаптивному шахматному спорту, студенты всех факультетов РГСУ и колледжа РГСУ стали изучать основы адаптивного шахматного спорта. К данному контингенту учащихся были отнесены студенты, имеющие вторую, третью группу инвалидности и инвалиды детства. К ним присоединились студенты, рекомендованные врачебными и клинико-экспертными комиссиями поликлиник по месту жительства для занятий физической культурой в специальных медицинских группах. В 2012/2013 учебном году обучение прошли 245 человек, в 2013/2014 г - 405, в 2014/2015 г -368. Для инвалидов с ПОДА, беременных студенток, а также для студентов, находящихся за рубежом на практике по обмену, была создана отдельная группа с еженедельным дистанционным преподаванием. В качестве теоретико-методологических основ проектирования технологии адаптивного шахматного обучения была использована теория программмированного обучения, выдвинутая Б. Ф. Скиннером, и теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий Н. Ф. Талызиной и П. Я. Гальперина. В процессе обучения 52 студента с ОВЗ выполнили спортивные разряды. Подчеркнем тот факт, что они выиграли ряд локальных шахматных турниров с участием абсолютно здоровых студентов факультета информационных технологий и техносферной безопасности РГСУ, которые обучались по этой же программе. Получение шахматных знаний и выполнение спортивных разрядов позволяет нашим выпускникам в дальнейшем вести шахматное обучение в школах и комплексных центрах социального обслуживания городов Российской Федерации в качестве учителей и педагогов дополнительного образования. Это повышает их конкурентоспособность. В рамках данной инициативы кафедра физической культуры и оздоровительных технологий РГСУ (завкафедрой, докт. пед. наук, доцент, член Паралимпийского комитета России, советник президента Сурдлимпийского комите-

№ 10 • 2015 Октябрь | October http://www.teoriya.ru 57

та России А. С. Махов) работает над созданием инновационной площадки по распространению модели и идеологии опережающего развития адаптивного шахматного образования в России и присвоением ей федерального статуса. Задачи инновационных площадок сформулированы в федеральной «Концепции дополнительного образования», согласно которой дополнительное образование должно охватить до 75 0% детей школьного возраста и подготовить их к поступлению в вузы. В настоящее время совместными усилиями профессорско-преподавательского состава факультета психологии, социальной медицины и адаптационно-реабилитационных технологий РГСУ создан уникальный студенческий инкубатор, занимающийся поддержкой стартовых проектов развития адаптивного шахматного обучения в режиме 24/7/365.

Вывод. Реализация теоретической и практической моделей адаптивного шахматного обучения в процессе актуализации интеллектуально-деятельностного потенциала студентов с ограниченными возможностями здоровья позволила получать полноценное образование по современным федеральным государственным образовательным стандартам, удовлетворить потребности в общении, расширить коммуникации, повысить самооценку, социальный статус. Создавая более благоприятные интеграционные возможности для равного взаимодействия в обществе, демонстрации мастерства и успехов студентов с ограниченными возможностями здоровья, Российский государственный социальный университет становится передовым инновационным вузом мира, успешно сочетающим в работе инклюзивную образовательную и спортивную компоненты шахмат.

На наш взгляд, представляется необходимым создание в России федеральной площадки по распространению модели и идеологии опережающего адаптивного шахматного обучения на всех уровнях муниципальных образований в качестве государственной социальной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных групп населения.

Литература

1. Чепик В.Д. К вопросу о создании программ в системе повышения квалификации тренерских кадров в спорте инвалидов / В.Д. Чепик, Г.А. Бобков, А.С. Сидоров // Вестник спортивной науки. -2011. - № 5. - С. 55-58.

2. Makhov, A.S. Planning and Organization of Sports Competitions for Disabled People: Russian Experience. Biosciences biotechnology research Asia / A.S. Makhov, O.N. Stepanova, S.V. Shmel-eva, E.A. Petrova and E.I. Dubrovinskaya (2015. Vol. 12(1), pp. 34-44).

3. Mikhaylova I. Strategy of Champions: Thinking in Schemes / I. Mikhaylova. - М.: «EPS MASKA», 2013. - 272 p.

References

1. Chepik, V.D. K voprosu o sozdanii programm v sisteme povysheniya kvalifikatsii trenerskikh kadrov v sporte invalidov (On design of programs in advanced training of coaching personnel for disabled sports) / V.D. Chepik, G.A. Bobkov, A.S. Sidorov // Vestnik sportivnoy nauki. - 2011. - № 5. - P. 55-58.

2. Makhov, A.S. Planning and Organization of Sports Competitions for Disabled People: Russian Experience. Biosciences biotechnology research Asia / A.S. Makhov, O.N. Stepanova, S.V. Shmeleva, E.A. Petrova and E.I. Dubrovinskaya (2015. Vol. 12(1), pp. 34-44).

3. Mikhaylova, I. Strategy of Champions: Thinking in Schemes / I. Mikhaylova. - Moscow: EPS MASKA, 2013. - 272 P.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

теоретический анализ структурного построения компетентностного подхода в формировании компетентности социального взаимодействия у будущих

учителей физической культуры

УДМ^С 796.071 Поступила в редакцию 08.09.2015 г.

Аспирант П.С. Бородулин1

1Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

Ключевые слова: структура, компетентностный подход, социальное взаимодействие.

Введение. Теоретический анализ проблемы формирования компетентности социального взаимодействия у будущих учителей физической культуры позволил условно выделить две стадии развития компетентностного подхода в физкультурном образовании.

Цель исследования - теоретически обосновать структуру построения компетентностного подхода в формировании компетентности социального взаимодействия у будущих учителей физической культуры.

Результаты исследования и их обсуждение.

Первая стадия - введение в научный аппарат категории «компетентность» и создание предпосылок для разграничения понятий «компетенция/компетентность», введение понятия «коммуникативная компетентность».

Вторая стадия характерна использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике социального взаимодействия. Разрабатывается содержание понятий «социальные компетенции/компетентности».

По мнению А. В. Хуторского (2003), понятие «компетенция» - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, обладание учеником

соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность -уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

И. А. Зимняя считает, что компетентность в сфере взаимоотношений с другими людьми предполагает «... наличие знаний и навыков взаимодействия с обществом, коллективом, семьей, умение гасить конфликты, сотрудничество, толерантность, уважение и понимание другого человека независимо от его расы, национальности, социальной роли и пола (компетентность социального взаимодействия), а также компетентность в общении: устном, письменном, диалогическом, монологическом, знание и соблюдение традиций этикета, делопроизводства, бизнес-языка и иноязычного общения» [1].

Вывод. Наиболее близкими с понятием «компетентность социального общения» являются компетентность в общении и коммуникативная компетентность, если рассматривать общение как одну из форм социального взаимодействия между людьми. Компетентность социального взаимодействия входит в состав «ключевых компетентностей», необходимых для развития будущего учителя физической культуры.

Литература

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 35.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.