Научная статья на тему 'Шахматы как многокомпонентый вид адаптивной физической культуры'

Шахматы как многокомпонентый вид адаптивной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADAPTIVE CHESS EDUCATION / STUDENTS / ADAPTIVE CHESS SPORT / HUMANISTIC CONCEPT / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / COMPUTER-AIDED LEARNING / АДАПТИВНОЕ ШАХМАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / АДАПТИВНЫЙ ШАХМАТНЫЙ СПОРТ / КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИЗМА / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова И. В., Махов А. С., Алифиров А. И.

Дано теоретико-методологическое обоснование шахмат как полноправного, но специфического вида адаптивной физической культуры (АФК). Произведена классификация компонентов шахмат как вида АФК, а именно: адаптивного шахматного обучения и спорта, психофизической шахматной рекреации и реабилитации, креативной умственно-ориентированной шахматной практики и экстремальных видов психофизической шахматной активности. В рамках исследования разработана программа дополнительного профессионального образования «Основы адаптивного шахматного спорта, обучения и рекреации». В процессе адаптивного шахматного обучения 997 студентов в течение одного учебного года развиваемые профессионально значимые психофизические качества улучшаются до 30%. Коэффициент интеллекта IQ в среднем возрастает до 115-120 единиц, что подтверждает положительную динамику развития интеллектуально-деятельностного потенциала индивида. Развитию профессионально значимых для будущей трудовой деятельности качеств способствует сходность общих и специальных компетенций шахматистов и специалистов, в том числе: объективная оценка и прогнозирование, предвидение результатов деятельности, самодисциплина, критический самоанализ, волевые черты характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова И. В., Махов А. С., Алифиров А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chess as multicomponent type of adaptive physical culture

In the present paper the authors provide the theoretical and methodological substantiation of chess as a full, but a specific type of adaptive physical culture. The components of chess as a form of adaptive physical culture were classified: adaptive chess education and sport, psychophysical chess recreation and rehabilitation, creative knowledgeoriented chess practice and extreme types of psychophysical chess activity. In the study, the program of additional vocational training "Fundamentals of adaptive chess sport, education and recreation" was developed. Growth takes place in the process of adaptive chess education of 997 students within an academic year, professionally important psychophysical qualities being developed step up to 30%. The intelligence quotient IQ increases to 115120 units on the average, confirming the positive trend of development of intellectual and motor potential of an individual. Similarity of general and specific competences of chess players and experts, including objective assessment and forecasting, advance knowledge of performance results, selfdiscipline, critical selfanalysis, volitional powers contributes to development of professionally important for future work qualities.

Текст научной работы на тему «Шахматы как многокомпонентый вид адаптивной физической культуры»

шахматы как многокомпонентный вид адаптивной физической культуры

УДК/UDC 796.071

Поступила в редакцию 06.10.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1

Доктор педагогических наук А.С. Махов1

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Алифиров1

1 Российский государственный социальный университет, Москва

chess as multi-component type of adaptive physical culture

Associate professor, Ph.D. I.V. Mikhaylova1 Dr.Hab. A.S. Makhov1

Associate professor, Ph.D. A.I. Alifirov1

1 Russian State Social University, Moscow

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Дано теоретико-методологическое обоснование шахмат как полноправного, но специфического вида адаптивной физической культуры (АФК). Произведена классификация компонентов шахмат как вида АФК, а именно: адаптивного шахматного обучения и спорта, психофизической шахматной рекреации и реабилитации, креативной умственно-ориентированной шахматной практики и экстремальных видов психофизической шахматной активности. В рамках исследования разработана программа дополнительного профессионального образования «Основы адаптивного шахматного спорта, обучения и рекреации». В процессе адаптивного шахматного обучения 997 студентов в течение одного учебного года развиваемые профессионально значимые психофизические качества улучшаются до 30%. Коэффициент интеллекта Ю в среднем возрастает до 115-120 единиц, что подтверждает положительную динамику развития интеллектуально-деятельностного потенциала индивида. Развитию профессионально значимых для будущей трудовой деятельности качеств способствует сходность общих и специальных компетенций шахматистов и специалистов, в том числе: объективная оценка и прогнозирование, предвидение результатов деятельности, самодисциплина, критический самоанализ, волевые черты характера.

Ключевые слова: адаптивное шахматное обучение, студенты, адаптивный шахматный спорт, концепция гуманизма, адаптивная физическая культура, программированное обучение.

Annotation

In the present paper the authors provide the theoretical and methodological substantiation of chess as a full, but a specific type of adaptive physical culture. The components of chess as a form of adaptive physical culture were classified: adaptive chess education and sport, psychophysical chess recreation and rehabilitation, creative knowledgeoriented chess practice and extreme types of psychophysical chess activity. In the study, the program of additional vocational training "Fundamentals of adaptive chess sport, education and recreation" was developed. Growth takes place in the process of adaptive chess education of 997 students within an academic year, professionally important psychophysical qualities being developed step up to 30%. The intelligence quotient IQ increases to 115120 units on the average, confirming the positive trend of development of intellectual and motor potential of an individual. Similarity of general and specific competences of chess players and experts, including objective assessment and forecasting, advance knowledge of performance results, selfdiscipline, critical selfanalysis, volitional powers contributes to development of professionally important for future work qualities.

Keywords: adaptive chess education, students, adaptive chess sport, humanistic concept, adaptive physical culture, computer-aided learning.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. С позиций идеалов и ценностей концепции гуманизма человек рассматривается как цель и критерий оценки различных сторон общественной жизни и общественного развития, в том числе и в спорте. Как отмечали В. И. Столяров, А. А. Передельский, М. М. Башаева, гуманизм признает необходимость целостного, многостороннего развития личности, так как развитие человека является высшей социальной ценностью [4]. В качестве средства и механизма социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) используется адаптивная физическая культура (АФК), в основу которой положены двигательные, физические потребности индивида в реализации двигательной активности. С. П. Евсеевым и учеными Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта были выделены шесть компонентов АФК, а именно: адаптивное физическое воспитание, спорт, двигательная рекреация и физическая реабилитация, креативные телесно-ориентированные практики и экстремальные виды двигательной активности [1]. Однако

отметим тот факт, что наряду с потребностями индивида в двигательной активности существует и потребность в психофизической активности в развитии интеллектуального потенциала личности.

Шахматы, как многофакторный социокультурный синтез спорта, искусства и науки, являются развитой системой философско-психологического и психофизического развития личности. Содержательность эвристического интеллектуального потенциала шахмат, тесно связанного с историей развития человеческой мысли, позволяет предположить, что шахматы могут являться полноправным, но специфическим видом АФК. В основе этого вида АФК выступают не двигательные, а психофизические потребности лиц с особенностями здоровья в актуализации и увеличении объема когнитивного запаса мозга, так как степень развития профессионально значимых психических функций и морально-волевых качеств индивида определяет приоритет психической подготовленности в шахматах [2]. Детализируем

содержание основных компонентов шахмат как вида АФК, выявленных авторами статьи, имеющими значительный опыт спортсменов и тренеров высшей квалификации, а именно: адаптивного шахматного обучения и спорта, психофизической шахматной рекреации и реабилитации, креативных умственно-ориентированных шахматных практик и экстремальных видов психофизической шахматной активности.

Обратимся к контент-анализу шахматного обучения 997 студентов с ОВЗ на базе Российского государственного социального университета (РГСУ), направленного на увеличение умственной работоспособности [3].

Цель исследования - выявление особенностей формирования профессионально значимых качеств студентов средствами шахмат, в том числе: развития ассоциативной и оперативной памяти, объема и переключения внимания, оценочной функции, абстрактно-логического и оперативного мышления путем проведения анкетирования и диагностических тестов.

Методика и организация исследования. В период 2012-2015 гг. исследователями кафедры физической культуры и оздоровительных технологий РГСУ было осуществлено экспериментальное адаптивное шахматное обучение по инновационной рабочей программе «Адаптивное шахматное обучение» учебной дисциплины «Физическая культура», раз-работаной для контингента учащихся специальных медицинских групп малой численности с учетом требований ФГОС стандартов третьего поколения. Контрольные измерения психофизиологических и интеллектуальных показателей проводились в период с октября 2014 г. по май 2015 г.

Для формирования у 997 студентов положительных мотива-ционно-ценностных ориентаций на процесс психофизического совершенствования были использованы методы программированного обучения, выдвинутого Б. Ф. Скиннером, и применена концепция формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. Уровень интеллектуального развития IQ (intelligence quotient) определялся по методике Д. Векслера, шкалы, состоящей из 11 тестов вербального и невербального характера. Комплексная оценка психофизиологических показателей включала блок методик: объем оперативной памяти определялся по Г. А. Берулава, количество рядов ассоциативной памяти по К. А. Рамуле, скорость и объем внимания по С. Шульте, уровень абстрактно-логического мышления по М. А. Войнаровскому, уровень развития оперативного мышления по К. Е. Ящишину. Были применены методы опроса, анкетирования, тестирования, ведения студентами дневников личных достижений и построение графиков прогресса.

Результаты исследования и их обсуждение. Адаптивное шахматное обучение направлено на формирование у студентов адекватного представления сил, возможностей организма и перспектив социализации в обществе, включая посильное трудоустройство в шахматной и/или в информационной сфере.

Как было установлено ранее, шахматное адаптивное обучение возможно в трех формах: дистанционное, стандартное и комплексное, в данном случае осуществлялось комплексное [3].

октябрь 2014 ноябрь 2014 декабрь 2014 январь 2015 февраль 2015 март 2015 апрель 2015 | 1П -Уровень абстрактно-логического мышления

Рис. 1. Динамика показателей студентов с ОВЗ

Шахматы воспринимались студентами как средство разностороннего развития личности: развития трудолюбия, воли, дисциплины, активности, творческого потенциала. Данные свойства личности, проявляющиеся в процессе игры в шахматы, позволяли расширить рефлексивный потенциал и увеличить когнитивные запасы мозга. Шахматный анализ в процессе шахматной игровой деятельности выявляет новые мыслительные стратегии и тактики, что положительно сказывается на образовании и протекании когнитивных процессов, способствующих рекреативному восстановлению психофизиологических функций организма студентов. Интеллектуально-культурный подход к игре в шахматы раскрывает потенциал развития эстетических и эвристических функций личности студента. Учебные занятия, основанные на элементах шахматной арттерапии и музыкально-сказочном контенте обучающих компьютерных мультимедийных программ, поддерживали динамику, обратимость нервных процессов как основной черты логического мышления. Основным параметром, констатирующим объем когнитивного запаса мозга, является динамика уровня интеллектуального развития, которая была выявлена исследователями и верифицированно подтверждена, что позволило обосновать эффективность шахматной игры в качестве специфического вида АФК для лиц с ОВЗ. Динамика развития коэффициента Ю студентов представлена на рис. 1. Анализ результатов исследования выявил динамику уровня прироста коэффициента Ю в течение года до 30 % по сравнению с первоначальными данными в начале учебного года. В соответствии с целью исследования было проведено тестирование психофизиологичеких качеств - уровня развития ассоциативной и оперативной памяти, объема и переключения внимания, абстрактно-логического и оперативного мышления. Данные, представленные в таблице и на рис. 2, показывают в динамике развитие психофизиологических качеств шахматистов в динамике, обусловленных системой интенсивных рекреативно-восстановительных методов и приемов.

Разработка и апробация адаптивного шахматного обучения студентов с нарушениями здоровья на базе высшего учебного заведения позволяют сделать выводы:

Динамика показателей психофизиологических качеств

Психофизиологические качества (единицы измерения, шкалы) Контрольные точки (временные экспериментальные срезы)

I II III IV V VI VII

Объем оперативной памяти (п, количество объектов) 7±1,6 7±1,8 8±2,4 9±0,6 10±2,1 11±1,1 11±0,8

Ассоциативная память (п, количество ранжированных ассоциативных рядов) 6 7 6 8 6 7 9

Скорость и объем внимания (п, количество баллов по шкале) 7,1 7,3 8,0 8,0 8,2 7,9 8,3

Уровень абстрактно-логического мышления (п, количество баллов по шкале) 84 93 102 108 106 113 121

Уровень развития оперативного мышления (п, количество баллов по шкале) 15,1 15,8 15,9 16,6 18,0 18,4 19,6

№ 12 • 2015 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

. - - "Г - - -

.....1 ' Р---------1 ■ 1 I

Г 1 1 , 1 1 1 1

11,1 III

I 1 1 1 ч—1—1——1— -

-——\ —-

октябрь 2014 ноябрь 2014 декабрь 2014 январь 2015 февраль 2015 март 2015 апрель 2015

■ ■ ■ Ассоциативная память

-Скорость и объем внимания

■ ■ ■ Уровень развития оперативного мышления

Рис. 2. Динамика показателей психофизиологических качеств

• Шахматное адаптивное обучение способствует развитию абстрактно-логического мышления, оперативной и зрительной памяти, объема внимания; компенсаторных речевых возможностей; увеличению умственной работоспособности.

• Линейной зависимости между развитием физических и психофизиологических качеств студентов, имеющих нарушения здоровья, с целью увеличения объема умственной работоспособности не было выявлено.

• Для повышения индивидуализации обучения необходимо: а) учесть особенности нарушения здоровья студентов и распределить их в малочисленные учебные группы с учетом нозологий; б) избегать механического повторения материала необходимо, используя предметно-образную наглядность.

• В процессе адаптивного шахматного обучения студентов в течение одного учебного года происходит рост развиваемых профессионально значимых психофизических качеств до 30 %. Коэффициент интеллекта Ю в среднем возрастает до 115-120 единиц, что подтверждает положительную динамику развития интеллектуально - деятель-ностного потенциала индивида.

• Развитию профессионально значимых качеств будущей трудовой деятельности способствует схожесть общих и специальных компетенций, необходимых специалистам и шахматистам для успешной деятельности. В их числе объективная оценка и прогнозирование, предвидение ре-

зультатов деятельности, самодисциплина, критический самоанализ, волевые черты характера, способствующие самовоспитанию.

• Длительность умственной работоспособности у студентов неодинакова и зависит от характера и тяжести заболевания, возраста, индивидуального режима и мотивации к шахматному обучению.

Литература

1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учеб. пособие / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева.- М.: Советский спорт, 2014. - 298 с.

2. Алифиров А.И. Влияние игры в шахматы на психофизиологическую деятельность различных систем организма / А.И. Алифиров, А.В. Зарывкина // Актуальные проблемы развития современной науки и образования: Сб. науч. тр. по матер. Международной науч.-практ. конф. 30 апреля 2015 г.: в 5 частях. Ч. IV. - М.: «АР-Консалт», 2015 г. - С. 13-15.

3. Михайлова И.В. Технология адаптивного шахматного обучения детей инвалидов / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 7. - С. 38-41.

4. Столяров В.И. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта: учебник / В.И. Столяров, А.А. Передельский. - М.: Советский спорт, 2015. - 461 с.

References

5. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura v praktike raboty s invalidami i drugimi malomobil'nymi gruppami naseleniya: uchebnoe posobie (Adaptive physical culture in practice with people with impairments and other people with limited mobility: study guide) / Ed. by prof. P.P. Evseev.- Moscow: Sovetskiy sport, 2014. - 298 P.

6. Alifirov, A.I. Vliyanie igry v shakhmaty na psikhofiziologicheskuyu deyatel'nost' razlichnykh sistem organizma (Influence of game of chess on psycho-physiological activity of various body systems) / A.I. Alifirov, A.V. Zaryvkina // Aktual'nye problemy razvitiya sovremennoy nauki i obrazovaniya: Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 30 aprelya 2015: v 5 chastyakh. Chast' IV (Actual problems of modern science and education: Proceedings of the International theor.-practical conference April 30, 2015: 5 parts. Part IV). Moscow: «AR-Konsalt», 2015 г.- P. 13-15.

7. Mikhaylova, I.V. Tekhnologiya adaptivnogo shakhmatnogo obucheniya detey invalidov (Adaptive Technology of chess education for children with impairments) / I.V. Mikhaylova, P.V. Shmeleva, A.P. Makhov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2015. - № 7. - P. 38-41.

8. Stolyarov, V.I. Sovremennye problemy nauk o fizicheskoy kul'ture i sporte. Filosofiya sporta: Uchebnik (Modern problems of sciences on physical culture and sport. Philosophy of Sport: Textbook) / V.I. Stolyarov, A.A. Peredel'skiy. - Moscow: Sovetskiy sport, 2015. - 461 P.

НОВЫЕ КНИГИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжные гонки. Учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. - М: «Буки Веди», 2015. - 564 с.

Рецензенты:

В.В. Фарбей - кандидат педагогических наук, профессор; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;

Н.Н. Чесноков - доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН; РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК); В.И. Михалёв - доктор педагогических наук, профессор, ректор Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Учебный материал изложен в соответствии с современными образовательными технологиями, с учётом достижений науки, включает исторические, научно-методические, практические сведения, полностью раскрывает утвержденную программу дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта - лыжные гонки» профессионального цикла ФГОС ВПО третьего поколения. Каждый из 9 программных разделов учебника завершается контрольными вопросами и практическими заданиями, на которые подготовлены

многовариантные ответы, один из них - правильный (указан в «Приложении»). Создана база для эффективной аудиторной и регулярно контролируемой, активной самостоятельной работы по овладению предусмотренными программой общекультурными и профессиональными компетенциями. Содержание учебника включает глоссарий с расшифровкой более чем 150 специфичных для лыжных гонок понятий/терминов.

Во Всероссийском реестре видов спорта нет лыжного спорта, этот термин объединяет комплекс видов, требующих снежного покрова. В современной олимпийской программе это лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, биатлон, горнолыжный спорт, фристайл, сноу-борд. Ранее были изданы учебники «Лыжный спорт», содержащие базовый материал по всем культивируемым в данное время в стране лыжным видам. По отдельно взятому, т. е. конкретно избранному, виду лыжного спорта, в частности по лыжным гонкам, учебников нет.

Первый в отечественном физкультурном образовании специализированный учебник «Лыжные гонки» предназначен для студентов, рекомендован преподавателям, слушателям ИПК, тренерам, спортсменам, занимающимся научной работой магистрам, аспирантам, может представлять интерес для многочисленных поклонников лыжных гонок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.