КОНСУЛЬТАЦИИ
та России А. С. Махов) работает над созданием инновационной площадки по распространению модели и идеологии опережающего развития адаптивного шахматного образования в России и присвоением ей федерального статуса. Задачи инновационных площадок сформулированы в федеральной «Концепции дополнительного образования», согласно которой дополнительное образование должно охватить до 75 % детей школьного возраста и подготовить их к поступлению в вузы. В настоящее время совместными усилиями профессорско-преподавательского состава факультета психологии, социальной медицины и адаптационно-реабилитационных технологий РГСУ создан уникальный студенческий инкубатор, занимающийся поддержкой стартовых проектов развития адаптивного шахматного обучения в режиме 24/7/365.
Вывод. Реализация теоретической и практической моделей адаптивного шахматного обучения в процессе актуализации интеллектуально-деятельностного потенциала студентов с ограниченными возможностями здоровья позволила получать полноценное образование по современным федеральным государственным образовательным стандартам, удовлетворить потребности в общении, расширить коммуникации, повысить самооценку, социальный статус. Создавая более благоприятные интеграционные возможности для равного взаимодействия в обществе, демонстрации мастерства и успехов студентов с ограниченными возможностями здоровья, Российский государственный социальный университет становится передовым инновационным вузом мира, успешно сочетающим в работе инклюзивную образовательную и спортивную компоненты шахмат.
На наш взгляд, представляется необходимым создание в России федеральной площадки по распространению модели и идеологии опережающего адаптивного шахматного обучения на всех уровнях муниципальных образований в качестве государственной социальной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных групп населения.
Литература
1. Чепик В.Д. К вопросу о создании программ в системе повышения квалификации тренерских кадров в спорте инвалидов / В.Д. Чепик, Г.А. Бобков, А.С. Сидоров // Вестник спортивной науки. -2011. - № 5. - С. 55-58.
2. Makhov, A.S. Planning and Organization of Sports Competitions for Disabled People: Russian Experience. Biosciences biotechnology research Asia / A.S. Makhov, O.N. Stepanova, S.V. Shmel-eva, E.A. Petrova and E.I. Dubrovinskaya (2015. Vol. 12(1), pp. 34-44).
3. Mikhaylova I. Strategy of Champions: Thinking in Schemes / I. Mikhaylova. - М.: «EPS MASKA», 2013. - 272 p.
References
1. Chepik, V.D. K voprosu o sozdanii programm v sisteme povysheniya kvalifikatsii trenerskikh kadrov v sporte invalidov (On design of programs in advanced training of coaching personnel for disabled sports) / V.D. Chepik, G.A. Bobkov, A.S. Sidorov // Vestnik sportivnoy nauki. - 2011. - № 5. - P. 55-58.
2. Makhov, A.S. Planning and Organization of Sports Competitions for Disabled People: Russian Experience. Biosciences biotechnology research Asia / A.S. Makhov, O.N. Stepanova, S.V. Shmeleva, E.A. Petrova and E.I. Dubrovinskaya (2015. Vol. 12(1), pp. 34-44).
3. Mikhaylova, I. Strategy of Champions: Thinking in Schemes / I. Mikhaylova. - Moscow: EPS MASKA, 2013. - 272 P.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□
и
га у
г.
ч—
. О OJ
■ -О
с
га
^
О (U .с Н
теоретическим анализ структурного построения компЕтЕнтностного подхода в формировании компетентности социального взаимодействия у будущих
учителей физической культуры
УДМ^С 796.071 Поступила в редакцию 08.09.2015 г.
Аспирант П.С. Бородулин1
1Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск
Ключевые слова: структура, компетентностный подход, социальное взаимодействие.
Введение. Теоретический анализ проблемы формирования компетентности социального взаимодействия у будущих учителей физической культуры позволил условно выделить две стадии развития компетентностного подхода в физкультурном образовании.
Цель исследования - теоретически обосновать структуру построения компетентностного подхода в формировании компетентности социального взаимодействия у будущих учителей физической культуры.
Результаты исследования и их обсуждение.
Первая стадия - введение в научный аппарат категории «компетентность» и создание предпосылок для разграничения понятий «компетенция/компетентность», введение понятия «коммуникативная компетентность».
Вторая стадия характерна использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике социального взаимодействия. Разрабатывается содержание понятий «социальные компетенции/компетентности».
По мнению А. В. Хуторского (2003), понятие «компетенция» - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, обладание учеником
соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность -уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
И. А. Зимняя считает, что компетентность в сфере взаимоотношений с другими людьми предполагает «... наличие знаний и навыков взаимодействия с обществом, коллективом, семьей, умение гасить конфликты, сотрудничество, толерантность, уважение и понимание другого человека независимо от его расы, национальности, социальной роли и пола (компетентность социального взаимодействия), а также компетентность в общении: устном, письменном, диалогическом, монологическом, знание и соблюдение традиций этикета, делопроизводства, бизнес-языка и иноязычного общения» [1].
Вывод. Наиболее близкими с понятием «компетентность социального общения» являются компетентность в общении и коммуникативная компетентность, если рассматривать общение как одну из форм социального взаимодействия между людьми. Компетентность социального взаимодействия входит в состав «ключевых компетентностей», необходимых для развития будущего учителя физической культуры.
Литература
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 35.
Информация для связи с автором: [email protected]
58
http://www.teoriya.ru
№ 10 • 2015 Октябрь | October