Научная статья на тему 'Технологии управления общественным мнением'

Технологии управления общественным мнением Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2262
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ / ОКНО ОВЕРТОНА / ФРЕЙМИНГ / ЛОББИРОВАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ МОБИЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ПОЛИТИЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ / ПРОПАГАНДА / TECHNOLOGIES / POLITICAL TECHNOLOGIES / MANIPULATION TECHNOLOGY / MANIPULATING PUBLIC CONSCIOUSNESS / OVERTON’S WINDOW / FRAMING / «GRASSROOTS» LOBBYING / TECHNOLOGY FOR SUPPORTING POLITICAL DECISIONS / PROPAGANDA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сингаевская М.В.

В статье рассматриваются и определяются основные технологии управления общественным мнением. В политике технологии появляются как неотъемлемая составляющая управленческих отношений, как особый вид деятельности, ориентированный на выявление и использование на практике оптимальных путей и способов достижения политических целей. Политические технологии используются в управленческих процессах, где для достижения политических целей необходимо добиться определённых моделей поведения от объекта воздействия, в данном случае от общественного мнения. При этом субъект управления ограничен в праве использования принудительных ресурсов. В этом и заключается специфика политического менеджмента, как особого не силового вида управления в политике. Указанные свойства управленческих процессов определяют специфику используемых в них технологий. В первую очередь, политические технологии оказывают воздействие на мотивацию тех людей, от которых зависит достижение поставленных политических целей, иными словами от народа как субъекта общественного мнения. С помощью политических технологий меняется политическое поведение, но способ этого воздействия не носит принудительного характера. Именно мотивационная сфера личности становится основным объектом приложения усилий политических технологов. Поскольку мотивационная сфера является крайне сложным подвижным феноменом, то и способы воздействия на неё постоянно обновляются и совершенствуются.The article discusses and defines the basic technologies of public opinion management. In politics, technologies appear as an integral component of managerial relations, as a special type of activity, focused on identifying and using in practice the optimal ways and means of achieving political goals. Political technologies are used in managerial processes, where in order to achieve political goals it is necessary to achieve certain patterns of behavior from the object of influence, in this case from public opinion. Moreover, the subject of control is limited in the right to use coercive resources. This is the specificity of political management as a special non-force type of management in politics. The indicated properties of managerial processes determine the specifics of the technologies are used in them. First of all, political technologies influence the motivation of those people on whom the achievement of political goals depends, in other words, on the people as a subject of public opinion. With the help of political technology, political behavior is changing, but the way this impact is not forced. It is the motivational sphere of the personality that becomes the main object of application of the efforts of political technologists. Because the motivational sphere is an extremely complex moving phenomenon, the ways of influencing it are constantly updated and improved. It should be noted that “public opinion” operates in different types of political campaigns. Thus, political technologies for managing public opinion in the management of political campaigns differentiate along with the complexity and variety of managerial relations in politics. The development of democracy and the media of communication leads to the emergence of manipulative technologies for managing public opinion in the management of political campaigns.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии управления общественным мнением»

Технологии управления общественным мнением

Сингаевская Марина Владимировна

аспирант кафедры политологии и социологии политических процессов, МГУ им. М.В. Ломоносова.

В статье рассматриваются и определяются основные технологии управления общественным мнением. В политике технологии появляются как неотъемлемая составляющая управленческих отношений, как особый вид деятельности, ориентированный на выявление и использование на практике оптимальных путей и способов достижения политических целей. Политические технологии используются в управленческих процессах, где для достижения политических целей необходимо добиться определённых моделей поведения от объекта воздействия, в данном случае от общественного мнения. При этом субъект управления ограничен в праве использования принудительных ресурсов. В этом и заключается специфика политического менеджмента, как особого не силового вида управления в политике. Указанные свойства управленческих процессов определяют специфику используемых в них технологий. В первую очередь, политические технологии оказывают воздействие на мотивацию тех людей, от которых зависит достижение поставленных политических целей, иными словами от народа как субъекта общественного мнения. С помощью политических технологий меняется политическое поведение, но способ этого воздействия не носит принудительного характера. Именно мотивационная сфера личности становится основным объектом приложения усилий политических технологов. Поскольку мотиваци-онная сфера является крайне сложным подвижным феноменом, то и способы воздействия на неё постоянно обновляются и совершенствуются.

Ключевые слова: технологии, политические технологии, манипуляционные технологии, манипулирование общественным сознанием, Окно Овертона, фрейминг, лоббирование посредством мобилизации общественного мнения, технологии обеспечения поддержки политическим решениям, пропаганда.

Термин "технология" имеет в своей основе два греческих слова: techne - искусство, мастерство, умение и logos -понятие, знание. Первоначально этот термин использовался преимущественно для обозначения направленного воздействия человека на материальные объекты с целью изменения их свойств и придания им необходимых качеств. Однако в дальнейшем смысловое значение этого термина было расширено, и в настоящее время мы называем технологией также знание о том, как надо решать ту или иную задачу в любой сфере социальной жизни, и соответствующие этому знанию навыки и умения.

В политике технологии появляются как неотъемлемая составляющая управленческих отношений, как особый вид деятельности, ориентированный на выявление и использование на практике оптимальных путей и способов достижения политических целей за счёт воздействия на сознание субъекта управления. Г. Пушкарёва определяет политические технологии, как "способ упорядочения управленческой деятельности в политике путём использования особых приёмов, процедур, методик, позволяющих оптимизировать достижение поставленных целей"1.

Политические технологии используются в управленческих процессах, где для достижения политических целей необходимо добиться определённых моделей поведения от объекта воздействия, в данном случае от общественного мнения. При этом субъект управления ограничен в праве использования принудительных ресурсов. В этом и заключается специфика политического менеджмента, как особого не силового вида управления в политике.

1 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. Учебник и практикум. М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 34.

Указанные свойства управленческих процессов определяют специфику используемых в них технологий. В первую очередь, политические технологии оказывают воздействие на мотивацию тех людей, от которых зависит достижение поставленных политических целей, иными словами от народа как субъекта общественного мнения. С помощью политических технологий меняется политическое поведение, но способ этого воздействия не носит принудительного характера. Именно мотивационная сфера личности становится основным объектом приложения усилий политических технологов. Поскольку мотивационная сфера является крайне сложным подвижным феноменом, то и способы воздействия на неё постоянно обновляются и совершенствуются.

Следует отметить, что "общественное мнение" функционирует в разных видах политических кампаний. Так, политические технологии управления общественным мнением в управлении политическими кампаниями дифференцируются вместе с усложнением и разнообразием управленческих отношений в политике. Все нижеперечисленные технологии направлены на то, чтобы воздействовать на общественное мнение и его мотивацию.

Рассмотрим основные виды политических технологий управления общественным мнением:

Во-первых, это манипуляционные технологии. "Manipulus" является латинским прародителем термина «манипуляция» и имеет два значения: а) пригоршня, горсть (manus - рука + pie -наполнять), б) маленькая группа, кучка, горсточка (manus + pi - слабая форма корня). Во втором значении это слово, в частности, обозначало небольшой отряд воинов в римском войске. В Оксфордском словаре английского языка «manipulation» в самом общем значении

определено как обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия. Специально отмечается наличие ловкости, сноровки при выполнении действий-манипуляций1.

В переносном значении Оксфордский словарь определяет манипуляцию как "акт влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка"2. В данном определении произошло смещение ведущего акцента на технологический взгляд при подходе к феномену «манипуляция». Помимо этого речь идёт о деятельности целых институтов и государственных образований. Он используется применительно к средствам массовой информации и политическим мероприятиям, направленным на программирование мнений или устремлений масс, психического состояния населения и т.п. Конечная цель таких усилий - контроль над населением, его управляемость и послушность.

Учёный С. Г. Кара-Мурза полагает, что "манипуляция сознанием как средство власти возникает только в гражданском обществе, с установлением политического порядка, основанного на представительной демократии"3. Мыслители Е. Л. Доценко и А. М. Цуладзе отмечают, что манипулирование как форма воздействия, особый метод информирования предполагает отношение коммуникатора к реципиенту как к средству для достижения своих целей, стремление к получению одностороннего выигрыша, характеризуется скрытыми способами воздействия и использования слабостей оппонента4. Вся работа манипуляторов заключается в том, чтобы продать "товар".

1 Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Че-Ро, Изд-во МГУ, 1997. С. 44.

2 Цит. по: Там же. С.45.

3 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. С. 33.

4 См. напр.: Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Че-Ро, Изд-во

По мнению С. Кара-Мурза, "первое (и, вероятно, главное) условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев подавляющее большинство граждан не желает тратить ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы просто усомниться в сообще-ниях"1

Средства массовой информации обладают значительными возможностями манипуляции. Подобные манипуляции являются одним из самых сложных и изощрённых уровней социального и социально-психологического управления: они стремятся изменить когнитивный и оценочный уровень массового сознания, и навязать ему специфическое, выгодное, например, элитам видение окружающего мира. В данном случае целью является внедрение в массовое сознание необходимых элементов и толкований происходящего, иными словами - манипулирование массовым сознанием или отдельными его аспектами и уровнями. В виду этого массовое сознание становится структурным объектом информационно-манипулятивного и социально-психологического управления.

В середине 1990-х годов Дж. П. Овертон описал модель манипулирования общественным сознанием, которая впоследствии была названа Окном Овертона. Основная идея модели Дж. П. Овертона состоит в том, что любую, возможно, первоначально казавшуюся абсолютно неприемлемой идею, в ходе ряда последовательно проведённых манипулятивных операций, можно легализовать как вполне правомерную, принятую массовым сознанием и впоследствии закреплённую в законах.

Согласно модели Овертона, для любой целенаправленно актуализируемой идеи или проблемы в обществе уже существует «своё» окно возможностей,

которое может быть ограниченным или нет в плане обсуждения или принятия данной идеи. Но окно можно двигать, меняя тем самым веер возможностей по внедрению в массовое сознание определённой идеи или проблемы. Главное в данном процессе - делать это необходимо постепенно и последовательно, чтобы массовое сознание смогло привыкнуть к ранее чуждой ему идее.

Сдвиг мнений в окне проходит через следующие стадии восприятия:

1) немыслимых; 2) радикальных; 3)приемлемых; 4) мудрых; 5) популярных; 6) официальной политики2.

Описанная Дж. П. Овертоном технология манипулирования общественным сознанием и мнением позволяет даже самую абсурдную идею постепенно превратить в свою противоположность. В основе такого манипулирования массовым сознанием лежит постепенный отказ от наработанных веками моральных принципов. Целью манипулирования является превращение человека в ато-мизированного, лишённого статусных различий потребителя. В виду этого особое значение приобретают морально-правовые аспекты и меры защиты от манипуляций общественным мнением в политике, которым будет по-свящён следующий параграф данной работы.

Одной из самых известных и широко применяемых технологий в управлении общественным мнением является "фрейминг". Понятие фрейм подразумевает под собой рамку. Впервые данное понятие ввёл И. Гофман, который изучал его с позиции анализа текста, в результате он предлагал искать некие фреймы для анализа образов, которые заложены в тексте. Впоследствии Р. Эн-тман заявил о том, что "фрейминг" может быть не только способом анализа

МГУ, 1997. С. 58-59; Цуладзе А.М. Политические манипуляции, или покорение толпы. М.: Университет, 1999. С. 13, 40 и др.

1 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Там же. С.

23.

2 Технология уничтожения. Окна Овертона. URL: http: //zuheUivejoumal.comM65630.html; http://www.pravda-tv.ru/2014/01/16/34675 (дата обращения: 05.02.2020 г.).

текста, но и способом управления процессом восприятия1. В основе технологии управления общественным мнением "фрейминг" лежит механизм восприятия, который обозначен понятием "категоризация" в социальной психологии. Так, встречая новый предмет, объект или явление, мы не имеем возможности, а иногда и не желаем познавать его во всех различных свойствах и противоречиях. В результате, мы вписываем его в какую-либо категорию, которая уже существует в нашем сознании в виде стереотипа.

Так, фрейминг обозначает "выбор определённых аспектов реально-сти...популяризируя таким образом определённую трактовку проблемы, интерпретацию её причин, моральную оценку и возможности её решения"2.

Среди политических технологий управления общественным мнением можно выделить лоббирование посредством мобилизации общественного мнения ("Grassroots» лоббизм").

Отечественный исследователь в области лоббизма - П. А. Толстых определяет "Grass roots lobbing" (от англ. grassroots "корни травы" простой народ, широкие массы) как технологию лоббирования, которая подразумевает использование инициатив значительной массы людей (групп поддержки) по отношению к политическим стейкхолде-рам (чиновникам или депутатам) с требованием поддержать определённое предложение, выгодное лоббисту3.

Лоббирование посредством мобилизации общественного мнения подразумевает не только формирование определенного общественного мнения, но и демонстрацию данного общественного мнения ответственным за принятие политико-административных решений лицам. Сущность кампаний Grass roots за-

ключается в организации массовых потоков писем, телеграмм, телефонных звонков и пр. от простых граждан и лидеров общественного мнения в органы государственной власти с целью повлиять на процессы выработки политического курса. Кампании Grass roots представляют собой одну из наиболее эффективных форм реализации принципа "контроля общества над властью и над деятельностью крупных предприятий"4. Иными словами, Grass roots выполняет контрольную функцию общественного мнения.

Стоит отметить, что технология Grass roots наиболее эффективна в демократических политических системах, атрибутом которых является гражданская культура. Впервые данный термин использовался в США: штате Индиана А. И. Беверидж в 1912 г. И с 1980-х данная технология мобилизации общественного мнения активно используется в США. Публичным политикам необходимо не противодействовать массовым группам поддержки, иначе они могут быть не избраны на следующий срок. Яркий показательный пример в данном случае - Д. Трамп, избранный на выборах 8 ноября 2016 г. президент США.

Так, в качестве примера довольно масштабной кампании Grass roots можно привести кампанию, которая была проведена в конце 1980-х г. в США Национальной ассоциацией кредитных союзов против Американской ассоциации банкиров. Ассоциация банкиров лоббировала ассоциацию кредитных союзов, добиваясь отмены их освобождения от уплаты налогов и упразднения федерального агентства - независимого регулятора кредитных союзов -ставя вопрос о честной конкуренции и приравнивании операций со страховыми выплатами к требованиям для банков. Национальная же ассоциация

1 См.: Enthman R. M. Projections of power: Framing news, public opinion, and U.S. foreign policy. Chicago: University of Chicago Press, 2004. P. 14.

2 Ibid. P.12.

3 Профессиональный словарь лоббистской деятель-

ности (составитель к.п.н. П. А. Толстых) URL:

http://www.lobbying.ru/dictionary_word.php?id=18 (дата обращения: 05.02.2020 г.).

4 Возможно ли использование грассрутс технологий в США? Ш: http://lobbying.ru/content/sections/arti-cleid_696_linkid_31.html (дата обращения: 05.02.2020 г.).

кредитных союзов организовала кампанию Grass roots в виде в организации массовых потоков петиций. В результате, в течение 6 месяцев было собрано более 5 млн. подписей, и каждый член конгресса получил приблизительно 10 тыс. петиций от избирателей своего округа, что и оказало решающее воздействие на законодателей1.

Помимо этого, существуют технологии формирования узнаваемого позитивного образа политической организации.

Создание долговременного имиджа, который рассчитан на придание политическому товару высокой и устойчивой репутации на рынке характеризуется понятием "бренд". Бренд - это наименование торговой марки, которая призвана привлекать внимание общества к предлагаемому товару, фирме. Одновременно он всегда отображает уникальные свойства объекта и служит для создания долгосрочных предпочтений у населения. Бренд характеризуется хорошо узнаваемым названием, наличием символа и, как правило, соответствующей внешней упаковкой, оформлением продуманной рекламной аргументации. Чтобы сформировать политический бренд, необходимо иметь достаточно длительный продолжительный опыт функционирования на политической рынке, практику продаж своего товара. В виду этого брендом не могут располагать партии-однодневки и малоизвестные политики.

Позитивное воздействие бренда на политическом рынке зависит от целого ряда не только политических, но и чисто технологических условий. Например, нельзя предлагать слишком много товаров под одним брендом, иначе он рас-средотачивается и теряет свою специфику. Ведь главное в бренде - четкие качественные ассоциации. И если

бренд партии "растягивается", это служит показателем того, что организация занимается всем сразу и в то же время ничем конкретным. А в результате ухудшается её имидж. Миллиардер М. Прохоров полагает, что «кроме мирового бренда "Владимир Путин", больше предъявить миру практически нечего»2. Бизнесмен считает, что создать новые бренды Россия в данный момент не в состоянии. Так, В. В. Путин является партийный брендом партии "Единая Россия".

Технологии обеспечения поддержки политическим решениям.

П. Лазарсфельд, развивая идею немецкого социолога Э. Ноэль-Нойман, столкнулся во время президентских выборов в Америке в 1940 г. с явлением -стремлением людей присоединиться к мнению большинства - и назвал его термином - "эффект прицепного вагона". Суть этого явления в том, что каждый хочет оказаться на стороне победителя, чтобы не оказаться в изоляции, в результате происходит внезапный скачок от одной позиции к другой, основанный на новой информации о том, кто впереди3. Стоит отметить, что данная технология управления общественным мнением используется во время выборов.

Медиатехнологии и Интернет-технологии.

Согласно данным ВЦИОМ, главным источником новостей о событиях в стране в 2016 г. для большинства россиян является телевидение, однако стоит отметить, что его популярность немного снижается. В 2015 г. - 62%, в 2016г. - 57 %. Интернет, в свою очередь, который включает в себя информационные сайты, социальные сети и блоги в 2016г. использовался для поиска новостных материалов 27% опрошенных, в 2015 г - 22 %. Однако, можно

1 См. об этом подробн.: Профессиональный словарь URL:

лоббистской деятельности (составитель к.п.н. П. А. Толстых). URL:

http://www.lobbying.ru/dictionary_word.php?id=18 (дата обращения: 05.02.2020 г.)

2 Прохоров: кроме бренда «Владимир Путин» России предъявить миру нечего.

http://www.gorod.lv/novosti/256327-prohorov-

krome-brenda-vladimir-putin-rossii-predyavit-miru-nechego (дата обращения: 05.02.2020 г.). 3 См.: Докторов Б.З. Лекции изучения общественного мнения: США и Россия: учеб. пособие. Екатеринбург: УрФУ, 2013. С. 28.

предположить, что данная цифра будет расти , ибо Интернет активно используется поиска новостей для молодежи среди 18-24 лет - 62 %, 25-34 лет - 47%. Ради, газеты и журналы опрошенные респонденты называли существенно реже - 3%, 3% и 1% участников всероссийского опроса общественного мнения соответственно1.

Использовать Интернет как канал политической коммуникации впервые начали в США в 1990-е гг. в предвыборных кампаниях. Так, кандидаты в своих кампаниях начали выкладывать информацию о своих программах. В настоящее время в России в виду того, что число пользователей сети превысило половину населения страны, данные технологии также активно используются при проведении политических кампаний.

Так, к медиатехнологии и Интернет-технологии относится создание вебсайта, как постоянно обновляемого ресурса, позволяющего аккумулировать информацию о конкретном политическом деятеле и т.д. В качестве примера можно привести А. Навального, который является тем политиком, о котором узнали в тот момент, когда он активизировался в Интернете. В начале 2017 года А. А. Навальный уже претендовал свой собственный сайт -2018.navalny.com. Помимо этого А. А. Навальным был создан сайт "РосПил"2, который смог завоевать быструю популярность и позволил его автору сформировать имидж «борца с коррупцией», своеобразного героя из народа, бросившего вызов правящей элите.

С развитием социальных сетей возникла такая новая технология управления общественным мнением в Интернете, как "астротурфингДанный термин произошёл от названия попу-

лярного бренда "Лэ^оТигТ - синтетического коврового покрытия, которое выглядит как трава и используется на стадионах. Суть данной технологии управления общественным мнением заключается в анонимном продвижении информации в Интернете и в привлечении простых пользователей Интернета (в основном молодёжи) и добровольцев к генерированию идей и решений. Специалист регистрируется на разнообразных форумах, в социальных сетях под различными псевдонимами. Если необходимо сформировать позитивный образ конкретного политика, то его комментарии носят благоприятный характер. Анонимность Интернета позволяет вмешиваться профессионалам в ход дискуссии, развернувшийся на форумах и в социальных сетях, которые преследуют цели направленного внедрения в массовое сознание определённых суждений. В качестве примера можно привести раскруту политика А. А. Навального3.

"Краудсорсинг" как политическая технология управления общественным мнением. Суть технологии краудсорсинг (от англ. сгowd - толпа и эоиго'тд - использование ресурсов) состоит в активном привлечении обыкновенных пользователей Интернета и добровольцев к выработке идей и решений. Например, в преддверии выборов политическая партия для мобилизации общественного мнения может запустить проект, который предполагает сбор мнений, предложений и пожеланий

Особое место приобретает пропаганда как система политических технологий.

Анализу пропаганды была посвящена отдельная работа Э. Бернейса "Пропаганда" в 1928 г., в которой он в доступной форме подробно изложил

1 См. об этом подробн.: ВЦИОМ Пресс-выпуск № 3098. ТВ, Интернет, газеты, радио: доверяй, но проверяй? URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115679 (дата обращения: 05.02.2020 г.).

2 См. об этом подробн.: Фонд борьбы с коррупцией.

URL: http: // rospil. Info/ (дата обращения: 05.02.2020 г.).

3 См.: Явлинский и Навальный пока будут конкурировать в Интернете. // Н.Г. 2017. 01. 2017. URL: http: // www. ng. ru/ politics/ 2017-01-27/ 1_6914_yabloko.html (дата обращения: 05.02.2020 г.).

технологии формирования и управления общественным мнением. По мнению Бернейса, "сознательное и умелое манипулирование упорядоченными привычками и вкусами масс является важной составляющей демократического общества. Приводит в движение этот невидимый общественный механизм невидимое правительство, которое является истинной правящей силой в нашей стране"1- Под "невидимым правительством" Э. Бернейс понимал ин-теллекутальное меньшинство, среди которого есть те, кто навязывает нам свой товар, а есть и те, кто вершит судьбами миллионов2-

Одним из наиболее эффективных способов целенаправленного формирования общественного мнения, по мнению Эдварда Бернейса, является пропаганда (от лат. propagande - распространять). Это систематическое целенаправленное распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, с целью идейного воздействия на массовое сознание и общественное мнение. Эффективность пропаганды оценивается мерой изменений сознания и поведения людей.

Согласно Э. Бернейсу, пропаганда -"это последовательная, достаточно продолжительная деятельность,

направленная на создание или информационное оформление различных событий с целью влияния на отношение масс к предприятию, идее или группе"3. Суть пропаганды заключается в целенаправленном создании нужных событий и образов или нужной картины мира для того, чтобы повлиять на массовое сознание. Цель пропаганды - заставить людей мыслить и действовать определённым образом, подчиняясь воле небольшой группы людей, например правящему классу - политической элите -

или руководителям фирмы, рекламирующим свою продукцию. Таким образом, формируется необходимое общественное мнение, одобряющее политику правительства или предлагаемый товар.

В пропаганде широко используются различные наработки в области психологии толпы и группы. Суть вопроса состоит в том, что человек в толпе (группе) в значительной мере теряет свою индивидуальность и критическое мышление, подчиняясь групповым импульсам и эмоциями. Э. Бернейс считает, что даже тогда, когда человек находится наедине с собой, его сознание сохраняет шаблоны, впечатанные влиянием группы, а также стереотипы. Поэтому, когда приходится принимать решение, индивид либо следует примеру лидера, которому доверяет, либо пользуется усвоенными в конкретной группе наработками (образами, шаблонами и др.)4-

Кроме того, внедряемые средствами массовой коммуникации образы, как правило, разрабатываются специалистами с учетом уже усвоенных той или иной социальной общностью стереотипов. Поэтому эти образы ложатся на подготовленную почву и, по мере необходимости, видоизменяются, достраиваются и усиливаются5. Иными словами, средства массовой коммуникации могут использовать в процессе манипулирования общественным мнением.

Одним из важнейших принципов пропаганды, предложенным Э. Берней-сом, является синхронизированное (комплексное) воздействие на массы: "Следует задействовать любой предмет, на который можно поместить надпись или картинку, любой аппарат, издающий разборчивые звуки... Новости распространяются через печатное слово - книги, журналы, письма, плакаты, проспекты, баннеры и газеты; через изображения - фотографии и кино;

1 Бернейс Э. Пропаганда. М.: Hippo Publishing, 2010. C. 1.

2 См.: Бернейс Э. Пропаганда. М.: Hippo Publishing, 2010. С. 26-27.

3 См.: Там же. C. 14

4 См.: Бернейс Э. Пропаганда. М.: Hippo Publishing, 2010. C. 45-47.

5 См.: Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. М.: Академический проект, 2007. С. 202.

посредством слуха - лекции, речи, оркестровая музыка, радио, рекламные песни"1. При этом процесс воздействия на массовое сознание не должен прекращаться никогда. Важно также выбирать нужное время для вброса "актуальной" информации.

Технологии организации массовых мероприятий в политических кампаниях.

Известно, что люди, собравшиеся в одном месте физического пространства, способны при конкретных условиях превращаться в единый организм или толпу. Данная толпа живёт по законам, которые отличаются от тех, которые направляют интересы и мотивацию человека в обычное время. Г. Лебон говорил о "душе толпы", которая не сводится к сумме индивидуальных сознаний, состоящая из элементарных им-пульсов2. У человека в толпе отключается критическое мышление и , в виду этого лёгко можно воздействовать на его мотивацию. К группе технологий организации массовых мероприятий в политических кампаниях можно отнести технологии организации митингов, массовых шествий и флешмоб. Массовые мероприятия в политических кампаниях позволяют осуществлять убеждающую коммуникацию, которая воздействует на мотивацию субъекта управления. Помимо этого, массовые мероприятия позволяют мобилизовать субъект управления и формировать политическую идентичность.

Формирование образа врага является одной из мобилизационных технологий.

"Враг" как понятие и как восприятие субъектом "другого" имеет глубинные корни, которые уходят в родоплемен-ные общественные отношения. Это связано с необходимостью самоидентификации социальной группы и её различения по принципу "свой - чужой" и с необходимостью определения того, что

представляет опасность для самого существования группы. Важнейшим признаком идентификации врага является исходящая от него смертельная угроза человеку, группе и социуму.

Так, образ врага - это качественная или оценочная характеристика врага, которая сформирована в общественном сознании. Стоит отметить, что враг и его образ могут существенно отличаться друг от друга, ибо восприятие отражает в том числе и оценочные интерпретации и эмоциональные компоненты перцепции. Помимо этого, на формирование образа врага оказывают влияние стереотипы и установки, которые присущи массовому сознанию. Восприятие образа врага опосредовано определёнными источниками информации, в первую очередь СМИ, которые могут целенаправленно формировать определённый образ врага.

Как уже было сказано, процесс формирования образа врага обусловлен ранее сформированными в массовом сознании стереотипами. Историческая память любого сложившегося общества способствует людям сохранять и передавать из поколения в поколение ранее сформированные образы врагов, а также механизма их идентификации. Негативные стереотипы способствуют ускорению формирования образа врага и определению его основных оценочных характеристик. Усвоенные ранее стереотипы могут легко воспроизвестись в общественном сознании и буквально «переключаться» с оного объекта на другой. По данным ВЦИОМ, в мае 2001 г. лишь 7 % россиян считали Грузию враждебным государством, однако летом 2012 г. после грузино-осетинского конфликта 2008 г., по данным Левада-центра, уже 41% российских респондентов считали Грузию своим врагом3.

Приведённый перечень технологий управления общественным мнением безусловно является неполным, ибо в

1 Бернейс Э. Пропаганда. Там же. С. 105-106.

2 Лебон Г. Психология толп// Психология толп. М.: Ин-

ститут психологии РАН, 1998. С. 135-136.

3 «Левада-центр»: главный враг России - Грузия. URL: http: // slon.ru/fast/Russia/levada-tsentr-glavnyy-vrag-ros-sii-gruziya-798953. xhtml (дата обращения 05.05.2016 г.)

политическом практике постоянно возникают новые виды деятельности, которые ориентированы на повышение эффективности политического влияния, однако все они направлены на управление политическими кампаниями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Бернейс Э. Пропаганда. М.: Hippo Publishing, 2010. - 176 с.

2. Возможно ли использование грассрутс технологий в США? Url: http://lobbying.ru/content/sections/articleid _696_linkid_31.html (дата обращения: 25.02.2017 г.).

3. ВЦИОМ Пресс-выпуск № 3098. ТВ, Интернет, газеты, радио: доверяй, но проверяй? URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1 15679 (дата обращения: 25.02.2017 г.).

4. Докторов Б.З. Лекции изучения общественного мнения: США и Россия: учеб. пособие. Екатеринбург: УрФУ, 2013. - 212 с.

5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: Че-Ро, Изд-во МГУ, 1997. -344 с.

6. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. - 688 с.

7. Лебон Г. Психология народов и масс. М.: АСТ, 2000. - 320 c.

8. «Левада-центр»: главный враг России - Грузия. URL: http: // slon.ru/fast/Russia/levada-tsentr-glavnyy-vrag-rossii-gruziya-798953. xhtml (дата обращения 05.05.2016 г.)

9. Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель к.п.н. П. А. Толстых). URL: http://www. lobbying.ru/dictionary_word.ph p?id=18 (дата обращения: 25.02.2017 г.)

10. Прохоров: кроме бренда «Владимир Путин» России предъявить миру нечего. URL: http://www.gorod.lv/novosti/256327-prohorov-krome-brenda-vladimir-putin-rossii-predyavit-miru-nechego (дата обращения: 25.02.2017 г.).

11. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. Учебник и практикум. М.: Издательство Юрайт, 2015. - 365 с.

12. Технология уничтожения. Окна Овертона. URL: http: //zuhel.livejournal.com/465630.html; http://www.pravda-tv.ru/2014/01/16/34675 (дата обращения: 25.02.2017 г.).

13. Фонд борьбы с коррупцией. URL: http: // rospil. Info/ (дата обращения: 25.02.2017 г.).

14. Явлинский и Навальный пока будут конкурировать в Интернете. // Н.Г. 2017. 01. 2017. URL: http: // www. ng. ru/ politics/ 2017-01-27/ 1_6914_yabloko.html (дата обращения: 25.02.2020 г.).

Public opinion management technologies Singaevskaya M.V.

Moscow State University M.V. Lomonosov The article discusses and defines the basic technologies of public opinion management. In politics, technologies appear as an integral component of managerial relations, as a special type of activity, focused on identifying and using in practice the optimal ways and means of achieving political goals. Political technologies are used in managerial processes, where in order to achieve political goals it is necessary to achieve certain patterns of behavior from the object of influence, in this case from public opinion. Moreover, the subject of control is limited in the right to use coercive resources. This is the specificity of political management as a special non-force type of management in politics. The indicated properties of managerial processes determine the specifics of the technologies are used in them. First of all, political technologies influence the motivation of those people on whom the achievement of political goals depends, in other words, on the people as a subject of public opinion. With the help of political technology, political behavior is changing, but the way this impact is not forced. It is the motivational sphere of the personality that becomes the main object of application of the efforts of political technologists. Because the motivational sphere is an extremely complex moving phenomenon, the ways of influencing it are constantly updated and improved. It should be noted that "public opinion" operates in different types of political campaigns. Thus, political technologies for managing public opinion in the management of political campaigns differentiate along with the complexity and variety of managerial

relations in politics. The development of democracy and the media of communication leads to the emergence of manipulative technologies for managing public opinion in the management of political campaigns. Keywords: technologies, political technologies, manipulation technology, manipulating public consciousness, Overton's window, framing, «Grassroots» lobbying, technology for supporting political decisions, propaganda. References

1. Bernays E. Propaganda. M .: Hippo Publishing, 2010 .-- 176 p.

2. Is it possible to use grassroots technology in

the US? Url:

http://lobbying.ru/content/sections/articleid_ 696_linkid_31.html (accessed: February 25, 2017).

3. VTslOM Press release No. 3098. TV, Internet,

newspapers, radio: trust, but verify? URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=11 5679 (accessed: February 25, 2017).

4. Doctors B.Z. Lectures on the study of public

opinion: USA and Russia: textbook. allowance. Ekaterinburg: UrFU, 2013 .-- 212 p.

5. Dotsenko E.L. Psychology of manipulation:

phenomena, mechanisms and protection. -M.: Che-Ro, Publishing House of Moscow State University, 1997 .-- 344 p.

6. Kara-Murza S.G. Manipulation of consciousness. M .: Algorithm, 2000 .-- 688 p.

7. Lebon G. Psychology of peoples and masses.

M .: AST, 2000 .-- 320 p.

8. "Levada Center": the main enemy of Russia -

Georgia. URL: http: //

slon.ru/fast/Russia/levada-tsentr-g lavnyy-vrag-rossii-gruziya-798953. xhtml

(accessed 05.05.2016)

9. Professional dictionary of lobbying activities

(compiled by Ph.D. P. Tolstykh). URL: http://www.lobbying.ru/dictionary_word.php ?id=18 (accessed: 02.25.2017)

10. Prokhorov: besides the Vladimir Putin brand, Russia has nothing to present to the world. URL: http://www.gorod.lv/novosti/256327-prohorov-krome-brenda-vladimir-putin-rossii-predyavit-miru-nechego (accessed: 02.25.2017).

11. Pushkareva G.V. Political management. Textbook and workshop. M .: Yurayt Publishing House, 2015 .-- 365 p.

12. The technology of destruction. Windows Overton. URL: http: //zuhel.livejournal.com/465630.html; http://www.pravda-tv.ru/2014/01/16/34675 (accessed: February 25, 2017).

13. The anti-corruption fund. URL: http: // rospil. Info / (date of access: February 25, 2017).

14. Yavlinsky and Navalny will compete on the Internet. // N.G. 2017. 01. 2017. URL: http: // www. ng. com / politics / 2017-01-27 / 1_6914_yabloko.html (accessed: 02.25.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.