Научная статья на тему 'Пропаганда как технология политического манипулирования'

Пропаганда как технология политического манипулирования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
28011
3334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МАНИПУЛИРОВАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА / ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛЯЦИИ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / MANIPULATION / POLITICAL PROPAGANDA / MANIPULATION TECHNOLOGIES / MASS CONSCIOUSNESS / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мельникова Татьяна Сергеевна

В статье рассматриваются приемы политической пропаганды, применяемые в качестве основных манипулятивных технологий воздействия на массовое сознание в процессе формирования политического имиджа различных субъектов политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мельникова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The techniques of political propaganda, used as basic manipulation technologies to influence mass consciousness while forming political images of various politicians, are being considered in the article.

Текст научной работы на тему «Пропаганда как технология политического манипулирования»

Татьяна МЕЛЬНИКОВА

ПРОПАГАНДА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ

В статье рассматриваются приемы политической пропаганды, применяемые в качестве основных манипулятивных технологий воздействия на массовое сознание в процессе формирования политического имиджа различных субъектов политики.

The techniques of political propaganda, used as basic manipulation technologies to influence mass consciousness while forming political images of various politicians, are being considered in the article.

Ключевые слова:

манипулирование, политическая пропаганда, технологии манипуляции, массовое сознание, общественное мнение; manipulation, political propaganda, manipulation technologies, mass consciousness, public opinion.

Успех политического деятеля, партии на выборах в значительной степени зависит от эффективности сформированного имиджа, от восприятия его целевыми аудиториями, от популярности носителя имиджа. Другими словами, особенное значение приобретает формирование претендентами на власть нужного им общественного мнения. Многоступенчатый процесс формирования имиджа различных политических акторов включает в себя несколько этапов. В их числе внедрение и продвижение сформированного образа субъекта политики в массовое сознание с помощью многократно апробированных в отечественной и зарубежной политической практике методов (технологий). Одним из таких методов является манипулирование общественным сознанием. Иногда способы влияния на массовое сознание оказываются неправомерными и могут представлять опасность для целевых аудиторий. В этой связи анализ и понимание существующих на сегодняшний день методов и средств манипулирования массовым сознанием представляет особый интерес.

Термин «манипулирование» (манипуляция) происходит от латинского слова manipulare и в своем первоначальном содержании означает (в позитивном смысле): «управлять», «управлять со знанием дела», «оказывать помощь» и т.п. В современном понимании манипулирование представляет собой систему способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам. Существуют также определения, опирающиеся на понимание манипуляции как некоего вида мошенничества, махинации. Однако манипуляция никогда не бывает жестко насильственной, она носит так называемый добровольно-принудительный характер. Некоторые исследователи утверждают, что манипулирование является выражением инстинктивной потребности человека в стабильности окружающего мира и вытекающего из нее стремления все объяснять из самого себя. Примером этого якобы является магия первобытных культур, колдовство средневековья и т.п.1 В данной работе мы рассматриваем манипуляцию в политической сфере общества. Таким МЕЛЬНИКОВА образом, можно определить манипуляцию как психологическое

Татьяна воздействие, направленное на управление мотивацией поведения

Сергеевна - людей, носящее скрытый характер и основанное на доверии людей,

соискатель кафедры воспринимающих ту или иную политическую информацию. Успех философии и ______________

политологии СГСЭу 1 См.: Бессонов В. Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного t.s.m07@mail.ru порабощения // http://psyfactor.Org/propaganda2.htm#Top

манипуляции зависит от того, насколько она незаметна для граждан; они должны верить, что все происходящее естественно и неизбежно.

Манипулятивные технологии, как правило, реализуются с помощью средств массовых коммуникаций и, прежде всего, средств массовой информации. СМИ «отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми пользуется аудитория для оценки социально-политической действительности. Отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует коммуникации»1.

Исследователями выявлены конкретные приемы манипуляции, которые используются в повседневной политической практике.

• Создание благоприятных установок для наиболее успешного продвижения политического лидера, партии, программы. Сюда входит специальный подбор проблем и тем, освещаемых в СМИ, создающий особое состояние сознания и ожидания, после чего вводится необходимая тема, которая вызывает желаемую реакцию граждан.

• Преобразование информационного потока, которое может осуществляться различными способами:

— искажением информации, как в форме лжи, так и в более легкой форме частичного искажения;

— использование специально подобранных фактов, но без учета других, которые могли бы опровергнуть выдвигаемую точку зрения;

— «подтасовка фактов», при этом каждый из таких фактов может быть верным, но в сочетании они дают искаженное представление о политической действительности;

— замалчивание.

• Перевод части политической информации в категорию секретной. Предполагает сокрытие важных фрагментов информации и далее, с помощью преднамеренных утечек, повышение ее статуса и воздействия на граждан как особо правдивой и существенной.

• Создание информационного шума. Данная технология препятствует честному

1 Цит. по: Паренти М. Демократия для немногих. - М., 1990, с. 216.

и критическому восприятию важной политической информации, так как она становится незаметной во множестве пустых сообщений и не воспринимается должным образом. Часто с помощью информационного шума препятствуют сознательному восприятию граждан биографической и политической информации, обойти которую невозможно, но которую необходимо убрать из анализа при принятии политического решения.

• Технологии манипуляции с использованием подсознательных и подпорого-вых информационных стимулов. Данные технологии интенсивно развиваются с конца XX в. В современных условиях наиболее популярным психологическим инструментом манипуляции считается нейролингвистическое программирование (NLP). Суть этого инструмента заключается в программировании человека как вербальными (лингвистическими), так и невербальными (мимика, пантомимика и т.п.) средствами воздействия. Нейролингвистическое программирование оказывает индивидуальное и массовое программирующее воздействие, стимулируя определенные поведенческие реакции в ситуации достаточно жесткого выбора2.

Приемы манипулирования особо ярко проявляются в политической пропаганде. Термин «пропаганда» (от лат. propaganda — распространение) имеет много научных определений, из которых в качестве основных можно выделить следующие:

1) система деятельности, направленная на распространение знаний, ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей;

2) распространение в массах идеологии и политики определенных классов, партий, государств;

3) средства манипуляции массовым сознанием3.

На наш взгляд, под политической пропагандой целесообразно понимать политически мотивированное информационно-психологическое воздействие на эмоционально-волевую сферу массового сознания, с помощью которого внедряются

2 См.: Вылегжанин Д.А. Введение в политическую имиджелогию. — М., 2008, с. 89—90.

3 См.: Социологический энциклопедический словарь / ред.-сост. Г.В. Осипов. — М. : НОРМА, 2000, с. 271.

политические идеи, взгляды, установки и формируется политическое поведение.

Основной психологической целью пропаганды является воздействие на систему идейных, общественных и политических установок людей, которую можно изменить путем формирования новых установок или через усиление (ослабление) уже существующих. Согласимся с Л. Войтасиком, который определяет установку как сформированную под воздействием пропаганды, воспитания и опыта относительно устойчивую организацию знаний, чувств и мотивов, вызывающую соответствующее отношение человека к идейным, политическим и общественным явлениям окружающей его действитель-ности1. Идеологические установки являются совокупностью знаний и эмоциональных отношений к идеологии государства, поэтому они доминируют в сознании и оказывают влияние на все другие группы установок. Политические установки выражают устойчивый тип поведения и отношения граждан к внешней и внутренней политике государства. Социальные установки выражают отношение личности к общественным нормам и стандартам и проявляются в социальном поведении данного человека. Существуют и другие установки (мировоззренческие, патриотические), которые также формируются под воздействием политической пропаганды и вытекают из вышеназванных групп.

Психологическому воздействию пропаганды подвергаются в первую очередь эмоции. В зависимости от того, какие эмоции пробуждает пропаганда, различают позитивную и негативную пропаганду2. Позитивная пропаганда, выполняя воспитательную, информационную, разъяснительную функции, способствует согласию, социальной гармонии, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями и нормами. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда не преследует жестких манипулятивных целей. Негативная пропаганда направлена на

1 См.: Войтасик Л. Использование психологии в системе пропаганды // Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход / авт.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара : ИД «БАХРАХ-М», 2001, с. 253, 257-260.

2 См.: Цуладзе А. Большая манипулятивная

игра. - М. : Алгоритм, 2000, с. 100-101.

создание иллюзорной, параллельной реальности, выгодной пропагандисту, с перевернутой системой ценностей, убеждений, взглядов с целью манипулирования общественным сознанием в интересах узкой группы лиц. Она способствует разжиганию социальной вражды, социальных конфликтов, обострению противоречий в обществе. Это позволяет разобщать людей и навязывать выгодные пропагандистам убеждения и стереотипы.

Исследователи технологий манипулирования общественным сознанием считают политическую пропаганду мощнейшим средством психологического воздействия (даже давления) на общественное сознание и мнение с целью формирования определенного политического мышления. Из множества исследуемых ими методов (приемов) пропаганды3 выделим такие, при реализации которых, на наш взгляд, в значительной степени повышается эффективность формирования и внедрения имиджа (образа) политических акторов в сознание граждан. Это, прежде всего, эффект ореола, принцип предпочтения первичной информации, принцип контраста, перенос неодобрения, использование медиаторов, повторение, констатация факта, создание угрозы.

Эффект ореола основан на склонности человека мыслить ложными аналогиями. Состоит из двух распространенных стереотипов. Во-первых, «рядом — значит вместе». В этом случае нахождение рядом со знаменитой или высокопоставленной личностью несколько повышает статус в глазах окружающих. Во-вторых, человека, добившегося значительных успехов в какой-то конкретной области, окружающие считают способным на большее и в других сферах деятельности. Однако многочисленные факты доказывают, что это всего лишь распространенное заблуждение. Тем не менее этот стереотип часто эксплуатируется политическими деятелями и бизнес-рекламой.

Принцип предпочтения первичной информации (эффект первичности). В современной пропаганде существует один из ключевых принципов: человек, сказавший миру первое слово, всегда прав. Исследования

3 Подробно см.: Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. — М., 2002; Репко С.И. Война и пропаганда (XV—ХХ вв.). Кн. 2. — М. : Новости, 2000; Малишевский Н.Н. Технология и организация выборов. — Мн. : Харвест, 2003.

показали, что того кандидата, который во время избирательной кампании первым убедительно преподнесет себя в качестве победителя, и признает массовое сознание. При получении какого-то важного сообщения в сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление. Тот, кто первым передал важное сообщение, получает психологическое преимущество, т.к. его содержание достигает адресата раньше, тем самым способствует формированию первичной психологической установки к факту или событию. После чего формируются предпочтения к данному (первичному) источнику информации1.

Принцип контраста. Прием учитывает роль социального фона, на котором воспринимается человек или группа. Например, на фоне злых и несправедливых людей добрый человек всегда воспринимается с особой симпатией. Близкий по сути принцип переноса неодобрения используется в основном во время избирательных кампаний и является приемом наступательной контрпропаганды, также способствующим формированию общественного мнения. Такой прием формирует у населения негативное отношение к определенному кандидату с помощью демонстрации в СМИ тех групп лиц, которые поддерживают его, но вызывают у электората такие чувства, как отвращение, страх, неприязнь. Таким образом, неодобрение переносится и на соответствующего политического деятеля2.

Использование медиаторов. Данная техника основывается на двух принципах. Во-первых, специальные исследования установили, что пропагандистские кампании в СМИ оказывают менее эффективное влияние на формирование человеческого мнения, нежели циркулирующие в обществе слухи, сплетни и мифы. Второй принцип вытекает из первого: эффективное информационное воздействие на человека осуществляется не непосредственно средствами массовой коммуникации, а через значимых для него, знакомых ему авторитетных людей («лидеров мнения») — трансляторов мнений и слухов. Неофициальные личностные коммуника-

1 См.: Репко С.И. Указ. соч., с. 12, 17.

2 Подробно приемы контрпропаганды см.:

Малишевский Н.Н. Указ. соч., с. 213—221.

ции для людей более значимы, чем официальные сообщения СМИ. Так называемые «лидеры мнения» («медиаторы») — это высокоавторитетные члены группы, мнения и советы которых по определенным вопросам имеют ценность для других. Эти «лидеры мнения» и играют решающую роль в формировании отношения основной массы к проблеме, отображенной в пропагандистском сообщении. Данное явление нашло отражение в модели двухступенчатого потока коммуникации, разработанной в конце 40-х гг. в США П. Лазарсфельдом. В предложенной им модели воздействие средств массовой коммуникации на аудиторию опосредуется межличностной коммуникацией, иными словами, от средств массовой коммуникации идеи рас про -страняются к «лидерам мнений», а уже через них — ко всей аудитории в целом. Информация, поступающая из средств массовой коммуникации, преображается в результате межличностного общения, ее содержание интерпретируется «ситуационными лидерами мнений» для своей социальной группы. Реальное воздействие информации СМИ на аудиторию происходит только в результате двухэтапной коммуникации. Лазарсфельд утверждал, что СМИ как таковые неэффективны на уровне отдельного человека, они не изменяют его установок, но, проникая в первичные группы соседей, семьи, друзей, в результате личных и групповых обсуждений они воздействуют на человека и меняют его мнение3. В качестве медиаторов для каждой категории населения выступает свой авторитет. Это могут быть неформальные лидеры, представители религиозных конфессий, политические деятели, деятели культуры, науки, искусства и т.д.

Повторение. Один из самых эффективных способов пропаганды — неустанное повторение одних и тех же утверждений. Человеку всегда кажется убедительным то, что он запомнил, даже если запоминание произошло в ходе чисто механического повторения. При этом воздействие происходит не на идеи и теории противника, а на обыденное сознание, повседневные мысли, желания и поступки человека. Таким образом, эффективная пропаганда,

3 См. Katz E., Lazarsfeld P. Personal Influence: the Part Played by People in the Flow of Mass Communications. — N.Y., 1965; Абанкина Т.В. PR некоммерческих организаций: теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации (фрагмент статьи) // www.museum.ru

прежде всего, должна быть простой и постоянно повторяющейся.

Констатация факта. Желаемое положение вещей преподносится СМИ как свершившийся факт. Такого рода пропаганда обычно подается под видом новостей или результатов социологических исследований. Этим снижается критичность восприятия. Для придания авторитетности подобным сообщениям широко используются «лидеры мнения»: популярные журналисты, известные политологи, социологи. Например: «влияние главы администрации стремительно падает...», «фракцию в парламенте покидает все больше и больше депутатов.»1.

Создание угрозы. Относится к числу приемов, воздействующих на эмоции массовой аудитории. Его главная задача заключается в убеждении в существовании реальной угрозы и создании мнимой. Специалисты объясняют это явление тем, что деморализованные и запуганные люди делают или хотя бы одобряют действия, которые этим людям вовсе не выгод-ны2. Чаще всего технология следующая. Иллюзорная или реально существующая опасность какого-либо явления (например, терроризма) многократно усиливается средствами массовой информации, вызывая тем самым массовый страх с целью создания благоприятной обстановки для манипуляции массовым сознанием, прежде всего в политических целях. Причиной использования данного приема пропаганды может стать необходимость отвлечь внимание общественности от актуальных политических проблем, от махинаций определенных политических деятелей (лидеров) или от их действий (бездействий), вызывающих негативные настроения в обществе. Иначе говоря, переориентировать агрессию — значит обезвредить ее. Создание угрозы очень часто практикуется во время избирательных кампаний. Социологические исследования показывают, что многочисленная часть электората никого из кандидатов не

1 См.: Сороченко В. Указ. соч., с. 12.

2 См.: Дудихин В.В. В какой степени сегодня информация СМИ может считаться достоверной? // http://www.psychology-online.net/articles/doc-

808.html

считает подходящим для высокого государственного поста. И в условиях, когда необходимо выбирать, например, из двух малоприемлемых кандидатов, выбирают «меньшее зло». Главное здесь для полит-технологов — выбрать оппонента заведомо хуже данного кандидата. И доказать избирателям, что в случае избрания оппонента ситуация в стране (регионе) обязательно ухудшится, в случае же победы данного кандидата — как минимум, останется пре-жней3.

Помимо вышеназванных методов пропаганды, также можно отметить еще несколько приемов, наиболее часто используемых пропагандистами. Это информационная блокада, обратная связь, рейтингование, сенсационность или срочность, переписывание истории, создание ассоциаций, приклеивание ярлыков, психологический шок, подмена и др. Суть всех методов политической пропаганды сводится к воздействию на массовое сознание и манипуляции политическим восприятием. Целью такого воздействия является изменение чьего-либо политического поведения путем изменения его системы образов и стереотипов, лежащих в основе поведения.

Таким образом, современный политический процесс предполагает активное использование специальных средств достижения значимых политических целей. В первую очередь к ним относятся мани-пулятивные технологии. Политическая пропаганда, являясь мощным средством политического манипулирования, играет особую роль в формировании общественного мнения, способствует изменению взглядов, установок, политического мышления и поведения граждан. Политические манипуляции могут иметь как отрицательное, так и положительное значение для общества (например, воздействие на массы для поднятия уровня политического участия, активности и т.п.). Использование методов политической пропаганды в процессе формирования и внедрения имиджа политических акторов в значительной степени повышает их шансы на успех и общественное признание.

3 См.: Сороченко В. Указ. соч., с. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.