УДК: 327 ГРНТИ: 11.15.19
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАСЕЛЕНИЕ И ПРАВИТЕЛЬСТВО В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНО-КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
Э. З. Бабаев, М. Р. Айвазов
Московский государственный институт международных отношений (У) МИД РФ Россия, 119454 г. Москва, пр. Вернадского, 76
Н Бабаев Эмин Зульфи оглы - [email protected]
Данная статья посвящена исследованию политических технологий в процессе смены политических режимов в современных международных отношениях. Показаны различные методы воздействия на массы через СМИ и интернет на примере нестабильных социально-политических обществ Ближнего Востока. В конце статьи приводятся уровни политических технологий, которые используются для воздействия на современное общество и правительство.
Ключевые слова: Политические технологии, цветные революции, информационные технологии, политические режимы.
TECHNOLOGIES OF INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT ON THE POPULATION AND THE GOVERNMENT IN SOCIAL CRISIS SITUATIONS
E. Z. Babayev, M. R. Ayvazov
Moscow State Institute of International Relations 76 Vernadsky Ave., 119454 Moscow, Russia
El Babayev Emin - [email protected]
This article is devoted to the study of political technologies in course of political regime changes in modern international relations. The authors consider different methods of influencing the masses through the media and Internet on the example of the unstable socio-political societies in the Middle East. In the end levels of political technologies that are used for influence the contemporary society and the government are listed.
Keywords: Political Technologies, color revolutions, information technology, political regimes.
Психологические и информационные технологии используются сегодня для разрешения конфликтных ситуаций международного уровня, поскольку они позволяют регулировать политическое поведение участников конфликта. Данные технологии имеют собственные уникальные характеристики, которые позволяют использовать их в различных ситуациях:
• они могут использоваться в разнообразных конфликтных ситуациях, независимо от границ и национальностей;
• позволяют воздействовать на политическое массовое мышление;
• являются достаточно удобными и практичными для использования;
• могут быть свободно адаптированы к существующим национальным и международным ограничениям.
Большинство данных методов используется на определенной территории, которая культурно отличается от других, поскольку технологии учитывают уникальную религиозную и национальную специфику избирателей, национальные особенности, психологические аспекты и т.д.
Многие западные ученые полагают, что данные технологии воздействия являются универсальными и могут использоваться на всех территориях без определенного культурного и национального совершенствования посредством адаптации к локальным особенностям.
Параллельно существует совершенно другой подход,
который основывается на принципе, указанном Р. Киплингом: «Запад есть Запад, Восток есть Восток». В соответствии с данным подходом, использование технологий, которые эффективно работают в странах, где граждане стремятся к демократии, становится неэффективными в восточном традиционном обществе. Мы полагаем, что реальное положение находится где-то между этими подходами.
В соответствии с политическим научным подходом, воздействие на политическое поведение сторон в конфликтной ситуации находится под влиянием множества факторов субъективного характера, среди которых конструктивное и деструктивное вмешательство в конфликт. Первое приводит к тому, что взгляды и позиции противников сближаются, и конфликт исчерпывает себя, а второе - вызывает больший раскол и поляризацию конфликта.
По мнению многих экспертов, необходимо учитывать особенности личностного индивидуального характера субъектов конфликтной ситуации, поскольку психологический фактор также является достаточно важным при выработке внешнеполитического поведения.
Современные концепции внешнеполитического поведения включают исследование концепций, моделей технологий влияния информационных и психологических технологий на протекание конфликтных международных ситуаций и масштабных кризисных процессов. Речь идет о технологиях и моделях осуществления управления в условиях кризиса, когда он контролируется внешними силами. Такие модели отличаются тесной взаимосвязью процесса
выработки и принятия значимых решений во внешней политике и традиционных психологических факторов, которые оказывают влияние на поведение. Преимущественно это психологический портрет, индивидуальные психологические особенности лидирующих лиц, которые принимают решения, а также проявление психологических особенностей в сложных кризисных ситуациях.
Достаточно часто психологические факторы оказывают влияние на международные конфликты и миротворческие операции, в связи с нерациональным поведением мировых политических лидеров, что вызвано множеством нерациональных и нелогичных факторов, обусловленных религией, верой, определенными фобиями и страхами, психологическими особенностями индивидуального характера.
По мнению Цыганкова П.А., междисциплинарные исследования вновь приковывают к себе внимание, так как они рассматривают решения внешнеполитического характера в качестве результата комплексного переплетения системы факторов, к которым преимущественно относятся индивидуальные характеристики, желание все привести в порядок и создать последовательную и устойчивую структуру решения, которое принимается1.
Чтобы выбрать определенную модель, следует четко понимать задачи и цели проводимого исследования. Они должны дополнять друг друга, поэтому глубина и полнота исследований зависит от способности эффективного комбинирования существующих подходов. Тем не менее, решение поставленной задачи является достаточно сложным, потому что существует огромное количество сложных переменных, обязательно учитываемых в исследовании.
Следует обратить внимание на исследования Э.Р. Хол-сти, который совершил значительный вклад в формирование теории управления конфликтными ситуациями в мире. Он пришел к выводу, что решения внешнеполитического характера лидерами стран принимаются в соответствии с существующей системой убеждений и принципов. В системе убеждений переплетены образы прошедшего, существующего и грядущего, которые выстраиваются в зависимости от особенностей окружающего мира. Каждый образ проходит через фильтры и систему индивидуальных ценностей. Если рассматривать принятие решения таким образом, то любая информация, которая поступает, оказывает влияние на представления личности о происходящем на самом деле, а также формирует представления о грядущем, в соответствии с ожиданиями и мнением личности2.
Также Э.Р. Холсти полагает, что внешнеполитическое поведение развитых стран определяется преимущественно не рациональными аспектами, а иррациональными характеристиками: неожиданные угрозы, недостаточное количество времени, чтобы объективно оценить происходящее, психологический стресс, паника, возбуждение и фрустрация; часто принятие важного решения необходимо в условиях ограниченной информации или полного ее отсутствия.
Чтобы поддерживать баланс решений относительно внешней политики в кризисных, сложных условиях, следует использовать специальные аналитические и оценочные технологии, стабилизирующие и корректирующие технологии, которые позволяют работать с психологическим со-
1 Цыганков П.А. Грэм Аллисон о моделях принятия решений в области национальной безопасности // Теория международных отношений. Хрестоматия. М: Гардарики, 2002. С. 53.
2 Holsti O.R. Content Analysis for the Social Sciences and the Humanities. -
Reading, MA: Addison Wesley, ig6g
стоянием руководящих людей. Следует отметить важность использования управляющих технологий, которые направлены на регулирование конфликта или кризиса, предполагающих в кризисной ситуации психологические и информационное влияние на массы, поскольку данный подход позволяет максимально эффективно и оперативно воздействовать на ситуацию.
Использование данного похода позволит сместить акценты в кризисной сложной ситуации с личностных особенностей личности, которые субъективно влияют на принимаемые решения, отличаются непредсказуемостью и случайностью, на объективные рациональные методы управления ситуацией.
В противовес подхода Э.Р. Холсти, который основан на личностном факторе, преобладании субъективных изменений психического состояния руководителей стран в кризисных ситуациях, следует привести подход Аллиссона Г. Он развивает свой подход на основе существования взаимосвязи между содержанием и сущностью внешнеполитического поведения страны и принятым в ней процессом разработки решений относительно управления. По мнению Аллиссонна, выработка и принятие внешнеполитических решений находится в прямой зависимости не только от состояния лидера, но и от состояния чиновников, поскольку ими руководят стереотипы, страхи, стрессы, защитные реакции. Именно чиновники представляют собой бюрократический аппарат, который реализует внешнеполитическое решение. Чиновники стремятся также сохранить свое место в существующей системе, что неоднозначно влияет на принимаемые ими решения3.
Если говорить о бюрократическом аппарате в целом, то он также защищает свои цели, которые непосредственно обусловлены стремлением выжить и добиться процветания. В результате этого достаточно часто интересы аппарата не соответствуют государственным интересам и установленному внешнеполитическому курсу, который проводит глава страны. Как полагает Аллиссон, любое внешнеэкономическое решение, которое принимает лидер государства, в процессе прохождения через аппарат превращается в новое решение, которое соответствует интересам аппарата, и имеет мало общего с идеей, вложенной лидером в данное решение. Следовательно, можно говорить о формировании условий, когда команде предоставляется сила управления деятельностью лидер, не смотря на его главенствующий пост в государстве.
В своих работах Аллиссон описывает и анализирует ключевые модели, которые описывают принятие решений внешнеполитического значения. Основные три модели автора: рациональная, организационная и бюрократическая. В результате исправления их между собой по исходным основаниям и преимущественным положениям, суждениям, Аллиссон приводит собственные выводы, в соответствии с которыми политика США, направленная на сохранение национальной безопасности, основывается на организационных процедурах и бюрократической политике. При этом не учитываются рациональные расчеты и политические цели руководителей государства. Решения принимают и реализуют в соответствии с действиями каждого отдельного работника аппарата. Сотрудники аппарата чаще всего отличаются индивидуальными организационными, политическими, национальными и личными воззрениями.
3 Аллисон Г.Т. Ядерный терроризм. Самая страшная, но предотвратимая катастрофа/ Г.Т. Аллисон. М.: ЛКИ, 2007. С. 73.
Мнение Аллиссона считается наиболее популярным, потому что позволяет объяснить способ выработки внешнеполитических решений. Тем не менее, следует выделить мнение Дж. Ахарта и Б. Чайлдресса, которые полагают, что метод Аллиссона не позволяет полностью объяснить особенности ведения внешней политики и политики, обеспечивающей безопасность США. Также данные исследователи полагают, что Аллиссон уделяет слишком малое внимание высшим руководителям стран, поскольку следует учитывать оценку предпочтений и реакций лидера на различную и иногда противоречивую поступающую информацию.
Благодаря современным технологиям управления конфликтными и спорными международными ситуациями, многие из них поддаются урегулированию и сдерживаются. Данные технологии основаны на психологическом воздействии. Под определением психологического воздействия понимается влияние на людей или группу людей, которое осуществляется посредством трансформации психологической и идеологической подсознательной и сознательной структуры, изменения эмоционального состояния, а также стимуляции конкретного поведенческого типа благодаря множеству скрытых и явных методов принуждения.
Международные конфликты при использовании психологического воздействия сталкиваются с его применением в форме скрытого принуждения. Для этого существуют разнообразные виды техник и приемов: политической пропаганды, серого и черного пиара, манипуляций. Под манипуляцией в этой статье подразумевается скрытое управление поведением и политическим сознанием группы людей, чтобы принудить их действовать или бездействовать в соответствии с целями манипуляторов4.
Психологическое воздействие, по мнению Вепринце-ва В., осуществляется посредством следующих стадий5:
• операционная - субъект реализует деятельность;
• процессуальная - период принятия или непринятия объектом произведенного влияния;
• заключительная - появление ответной реакции в качестве результата переформирования психики объекта.
Психика перестраивается в результате воздействия психологического характера, потому она может быть различной по времени и масштабам. В зависимости от широты воздействия выделяют парциальные перестройки, которые касаются только одного качества психики. Это может быть мнение относительно явления или человека. Также выделяют общее измерение психики, когда изменениям подвергаются несколько качеств психики человека или группы людей.
В зависимости от временной характеристики устойчивости выделяют длительные перестройки психики и кратковременные.
Осуществлять психологическое воздействие можно несколькими способами и инструментами, благодаря которым осуществляется подсознательное и сознательное воздействие:
• методы психологии: убеждение, внушение, инфор-
4 Авченко В. Теория и практика политических манипуляций в современной России // ПСИ-ФАКТОР - Центр практической психологии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyfactor.org/polmani.htm (дата обращения: 20.08.2016)
5Вепринцев В.Б., Манойло A.B., Петренко А.И., ФроловД.Б., Операции информационно-психологической войны: методы, средства, технологии, краткий энциклопедический словарь. М.: Горячая линия - Телеком, 2003. 450 с.
мирование, поощрение, принуждение, методы примера;
• военные методы;
• методы финансового и торгового воздействия -санкции, которые направлены на то, чтобы подорвать экономическую систему оппонента;
• методы политического характера.
В результате скрытого влияния и принуждения возникает противодействие, формируемое на психологических методах, технологиях и приемах влияния. Тайное скрытое принуждение представляет собой деятельность, которую осуществляют посредством использования множества определенных средств и методов, которые временно скоординированы, пространственно ориентированы и осуществляются квалифицированными кадрами и организационными объединениями в различных масштабах. Описание скрытого принуждения предполагает процесс психологического воздействия на человека, а также методы и способы реализации такого влияния.
Манипуляции с человеческим сознанием в сложных кризисных и конфликтных политических условиях при нестабильном внешнеполитическом и внутриполитическом положении являются опасными, несмотря на широкое распространение данных технологий при формировании общественного мнения и контроля над политическим процессом. Это же касается и современного общества в России, подверженного данным технологиям воздействия.
Для России основные рекомендации относительно устранения манипуляций и политического манипулирования в частности при групповом и межличностном контакте, были предложены Грачевевым Г., Мельником И., Доцен-ко Е.Л. Данные авторы исследуют принуждение личности и группы людей скрытого характера, и полагают, что в рамках использования множества методов скрытых мер принуждения в форме психологических манипуляций, акций пропагандистского характера и рекламного типа, осуществляется политическая борьба внешнеполитического и внутриполитического характера в отношении возникающих конфликтов, поскольку там отражается вся политическая активность в принципе6.
По мнению российского исследователя Урсу Н.С., масштабное использование манипулирования в политическом контексте общества России в настоящее время сводится к активному использованию данных методов действующей властью и оппозицией на всех уровнях противостояния и во всех видах борьбы7.
Современное общество во всем мире в политическом контексте неразрывно связано с постоянным манипулированием при формировании общественного мнения. Оно проникает во все социальные сегменты, приводит к деформации ценностей граждан, вызывает такое явление как правовой нигилизм, а также к снижению доверия населения к власти, если власти активно манипулируют своими гражданами.
Государство должно защищать своих граждан от любых манипуляций, в том числе и со стороны действующей власти. Сегодня можно говорить о частичной утрате данной
6 Грачев Г.В, Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Грачев Г. В., Мельник И. К. 2-изд., испр. и доп. М.: Алгоритм, 2002. 288 с.
7 Урсу Н.С. Использование технологий политического манипулирования в СМИ в ходе кампании по выборам депутатов Государственной Думы VI созыва //Национальная безопасность. 2012. № 1. С. 105.
функции государства. Это вызвано, в том числе недостаточным вниманием со стороны властей к проблематике расширения манипуляций политического характера.
С учетом роста спроса на подобные методы воздействия, растет и предложение. Разрабатываются новые политические технологии, основанные на манипулировании, которые становятся более проникающими, универсальными, а также более убедительными при воздействии на отдельную личность и на группу людей, подвергая изменениям политические и ценностные принципы и установки.
Современные политические технологии, основанные на манипулировании, эффективно отработаны на международном конфликтом поле и могут быть адаптированы для ведения внутренней политической войны. Их применяют различные силы для свержения конкурентов, что вызывает серьезные разрушения.
Для манипулирования сознанием необходимо использовать общественную психологию, которая достаточно чувствительна и уязвима при воздействии. Она основывается на изучении психических образований, которые характерны для социальной группы и общности индивидов. Речь идет о сознании, чувствах, настроении и интересах, потребностях и общественном мнении. Также рассматриваются процессы психики, представленные убеждением, внушением, общением, подражанием. Отдельную часть общественной психологии представляют различные состояния психики, выражаемые стрессом, энтузиазмом, подъемом и спадом, возбуждением, растерянностью и решимостью.
Успешная манипуляция предполагает скрытые действия, создание иллюзии, обеспечение работы невидимого механизма, психологическое воздействие на человеческое сознание для того, чтобы построить определенные предпочтения или убеждения, которые обеспечат достижение, реализацию и сохранность полученной власти.
Однако современные технологии управления предполагают использование психологического воздействия, которое при работе с конфликтными ситуациями помимо манипулирования включает ряд других методов. Речь идет о информационно-психологическом воздействии, психоаналитическом, нейролингвистическом, психогенном, психотропном, психотронном. Традиционно выделяют несколько форм данного феномена: радио, телевидение, печатные СМИ, Интернет, вербальное общение.
Активное развитие СМИ и коммуникаций - характеристики нового современного строя - информационное общество. Как побочный эффект - возникает информационный способ осуществления управления политическими манипуляторами сознанием населения. Благодаря такому универсальному каналу в одно и то же время охватываются массы людей посредством сети Интернет и цифровых СМИ. Ранее такое воздействие было ограничено пределами технических характеристик вещания, потому манипулированию подвергались преимущественно общественные группы, а не нация.
Ярким примером влияния современных СМИ на сознание населения является «арабская весна» 2011 года. Наличие доступа к Интернету позволило распространять противоречивую информацию, которая шла вразрез с информацией, поступающей из официальных СМИ. Данная ситуация спровоцировала рост революционных настроений среди населения, который достиг пика, когда власти решили перекрыть доступ к Интернету и применить силу к протестующим. В результате во многих странах, где про-
изошла, так называемая, арабская весна воцарились нестабильность и хаос (Ливия, Сирия, Тунис, Египет, Йемен).
Параллельно с рефлексивным управлением и другими эффективными технологиями, которые основываются на инстинктивно-эмоциональной составляющей личности человека и работают в соответствии с закономерностью стимула и реакции, возникают более совершенные и опасные методы политической манипуляции, которые предполагают осуществление управления поведением масс в искусственно нестабильной политической ситуации. Речь идет о цветных революциях, которые произошли на территории стран СНГ, и представляют достаточно серьезную постоянную опасность для безопасности России.
Управление конфликтами международного уровня разделяют на основные группы технологий, используемых, независимо от выбранного способа, метода или приема в определенном конкретном случае.
К первой группе относятся технологии, направленные на управление политическим сознанием и поведением масс. В эту же группу входят технологии, направленные на создание толпы и ее управление, а также технология "политическое заражение", которые используются на практике цветными революциями.
Во вторую группу включены технологии рефлексивного управления, которые используются в международных конфликтах. Направлены они на управление поведением участников, и позволяют манипулировать рефлексивными и инстинктивными реакциями индивидов, поскольку реакция на такие раздражители во всех случаях быстрее реакции сознания человека.
К третьей группе технологий относятся инновационные технологии с названием "управляемый хаос", которые активно используются на территориях Северной Африки и Ближнего Востока.
Четвертую группу технологий представляют технологии формирования идентичности и ценностей, политики нового уровня, позволяющие управлять "дрейфом цивилизаций", о котором говорят американские конструктивисты.
Эффективность при управлении конфликтами международного уровня определяется технологиями, используемыми в цветных революциях нового формата, которые весь мир наблюдал в Египте. Использование метода цветных революций приводит к желаемой цели в большинстве случаев: меняется политический режим, который недостаточно лоялен к США или настроен по отношению к ним скептически.
Во всех цветных революциях имеет место использование технологий четырех видов управления конфликтами. При ее реализации используется сложная комбинация описанных выше методов и способов психологического управления массами.
Следовательно, возникает объективная необходимость максимально быстро и эффективно осознать происходящее и мобилизовать общественные ресурсы с целью защиты граждан от политического манипулирования. При анализе событий на Ближнем Востоке, несложно прийти к выводу, что некорректная политика государства в области СМИ привела к их дискредитации. В эпоху информационных технологий государству необходимо вступать в конкуренцию в информационном поле, а не банально перекрывать доступ к источникам или утаивать информацию, которая в итоге, рано или поздно, станет известна общественности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Манойло А.В. Концептуальные и организационные основы противодействия цветным революциями в Российской Федерации и на постсоветском пространстве /А.В. Манойло // Мировая политика. 2016. № 1. С. 1-5.
2. Нейматов А.Я. Цветные революции и политический кризис в Украине / А.Я. Нейматов // Международные отношения. 2015. № 4. С. 435-438.
3. Манойло А. Цветные революции и гибридные войны / А.В. Манойло // Россия и мусульманский мир. 2015. № 10 (280). С. 5-14.
4. Манойло А.В. Цветные революции» и технологии демонтажа политических режимов / А.В. Манойло // Международные отношения. 2015. № 1. С. 1.
5. Нейматов А.Я. Цветные революции как инструмент демократического преобразования традиционных обществ и демонтажа политических режимов / А.Я. Нейматов // Тренды и управление. 2016. № 1. С. 122-129.
6. Боришполец К.П. Евразийский тренд регионального сотрудничества / К.П. Боришполец, Э.Т. Мехдиев // В сборнике: Евразийская интеграция: перспективы межгосударственного сотрудничества. Приложение к периодическому изданию «Ежегодник ИМИ». Московский государственный институт международных отношений
(университет) МИД России, Центр военно-политических исследований. Сер. Книги и брошюры ИМИ. Том 28 .- М., 2014. С.8-20.
7. Рустамова Л. Р. «Умная сила» России набирает обороты / Л. Р. Рустамова // Право и управление. XXI век. 2014. №3 (32). С. 53-58.
8. Мехдиев Э.Т. Современная дипломатия: новые вызовы / Э.Т. Мехдиев // Актуальные проблемы современной науки. 2009. № 5 (49). С. 136-139.
9. Содиков Ш.Д., Сафронов К.Ю., Мехдиев Э.Т. Постмайданные перспективы евразийской интеграции // Международная жизнь. 2016. № 4. С. 53-72.
10. Мехдиев Э.Д., Гулиев И.А. Понятие «мягкой силы» как инструмента глобальных политических технологий // Juvenis scientia. 2016. № 3. С. 49-52.
11. Wilson J. The legacy of the color revolutions for Russian politics and foreign policy // Problems of Post-Communism. 2010. Т. 57. No. 2. Pp. 21-36.
12. Hale H.E. Democracy or autocracy on the march? The colored revolutions as normal dynamics of patronal presidentialism // Communist and Post-Communist Studies. 2006. Т. 39. No. 3. Pp. 305-329.
13. Borisov N. Revolutionary and post-revolutionary processes across the post-soviet expanse: can they be compared? (Ukraine and Kyrgyzstan) // Central Asia and the Caucasus. 2006. No 5 (41). Pp. 71-80.
Поступила в редакцию 22.10.2016