Научная статья на тему 'Фактор информационных влияний в политических конфликтах'

Фактор информационных влияний в политических конфликтах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
610
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / НОВЫЕ МЕДИА / МЕДИАВОЗДЕЙСТВИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МАНИПУЛЯЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ / MASS MEDIA / NEW MEDIA / MEDIA INFLUENCE / POLITICAL CONFLICT / POLITICAL PROCESS / MANIPULATION / INFORMATION WARFARE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кинаш Юлия Сергеевна

В статье рассматривается проблема использования технологий медиа-воздействия в политических конфликтах. Автор подчеркивает, что влияние СМИ и «новых медиа» на течение современных конфликтов чрезвычайно велико: любой политический конфликт, независимо от его масштаба и состава участников, оказывается вписан в конкретный информационный контекст. Борьбу участников конфликта за власть всегда сопровождает информационная война, ведение которой невозможно без посредничества СМИ. В статье делается вывод, что в современных конфликтах СМИ и «новые медиа» выступают одновременно как специальный субъект, инструмент и канал конфликтного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Factor of Informational Influence in Political Conflicts

This article analyzes the role of the influence of information media in political conflicts. The author emphasizes that the influence of the media and “new media” on these conflicts is significant: any political conflict, regardless of its scale or the composition of its participant group, is inscribed in a specific information context. The struggle for power of the parties to the conflict is always accompanied by an information war, the conduct of which is impossible without the intermediary and transfer functions of the mass media. The author concludes that in contemporary conflicts, the mass media and “new media” act simultaneously as a special subject: an instrument and a channel for conflict interaction.

Текст научной работы на тему «Фактор информационных влияний в политических конфликтах»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2017. № 4

Юлия Сергеевна Кинаш,

соискатель кафедры российской политики факультета политологии МГУ

имени М.В. Ломоносова (Россия), e-mail: [email protected]

ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННЫХ ВЛИЯНИЙ

В ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТАХ

В статье рассматривается проблема использования технологий медиа-воздействия в политических конфликтах. Автор подчеркивает, что влияние СМИ и «новых медиа» на течение современных конфликтов чрезвычайно велико: любой политический конфликт, независимо от его масштаба и состава участников, оказывается вписан в конкретный информационный контекст. Борьбу участников конфликта за власть всегда сопровождает информационная война, ведение которой невозможно без посредничества СМИ. В статье делается вывод, что в современных конфликтах СМИ и «новые медиа» выступают одновременно как специальный субъект, инструмент и канал конфликтного взаимодействия.

Ключевые слова: СМИ, новые медиа, медиавоздействие, политический конфликт, политический процесс, манипуляции, информационные войны.

Yulia Sergeevna Kinash,

Graduate student, Russian Politics Program, Political Science Department,

Lomonosov Moscow State University (Russia), e-mail: [email protected]

THE FACTOR OF INFORMATIONAL INFLUENCE

IN POLITICAL CONFLICTS

This article analyzes the role of the influence of information media in political conflicts. The author emphasizes that the influence of the media and "new media" on these conflicts is significant: any political conflict, regardless of its scale or the composition of its participant group, is inscribed in a specific information context. The struggle for power of the parties to the conflict is always accompanied by an information war, the conduct of which is impossible without the intermediary and transfer functions of the mass media. The author concludes that in contemporary conflicts, the mass media and "new media" act simultaneously as a special subject: an instrument and a channel for conflict interaction.

Key words: mass media, new media, media influence, political conflict, political process, manipulation, information warfare.

Сегодня любое конфликтное взаимодействие возникает и развивается в информационной сфере. Борьба участников комментируется, оценивается, интерпретируется журналистами, блогерами и пользователями интернета. СМИ и «новые медиа» создают образ,

который нередко заставляет участников конфликта по-новому взглянуть на проблемы и противоречия, ставшие причиной конфликтного взаимодействия, и изменить свои подходы к разрешению сложившейся ситуации. С одной стороны, СМИ могут стимулировать конфликтующие стороны к поиску мирных способов урегулирования конфликта, подталкивать их к переговорам, к отказу от продолжения вооруженной борьбы. С другой стороны, предвзятость определенных СМИ и стремление создать сенсацию на основе антагонизма и ненависти могут способствовать разжиганию конфликта, дальнейшей поляризации позиций сторон.

Как инструмент конфликтного взаимодействия, массмедиа могут использоваться участниками конфликта для оказания информационного давления на соперника, дезинформации, манипулирования, дискредитации и формирования позитивного или негативного образа как самого конфликта, так и любого из его участников. Через каналы СМИ осуществляются информационные кампании, происходят вбросы и контролируемые утечки информации, ведутся «войны компроматов» и т.д. Блогосфера активно используется для распространения слухов и создания политических мифов, а также для продвижения своей идеологии, консолидации союзников, разложения противников и внедрения в массовое сознание программных установок на борьбу с кем-либо. Влиятельные политические акторы, имеющие собственные СМИ или ресурсы для их подкупа, используют СМИ и «новые медиа» для информационно-психологического воздействия на соперников, агитации и пропаганды, идеологического давления, дезинформации и формирования общественного мнения.

Результаты деятельности СМИ и «новых медиа» и реакции людей на них, выражающиеся в политически мотивированных действиях, формируют особое медиапространство, в котором участники политических конфликтов участвуют в борьбе за власть в форме информационных войн и психологических операций. Таким образом, СМИ и «новые медиа» являются еще и элементом среды, в которой сегодня разворачиваются современные политические конфликты.

Примером двойственной субъектно-инструментальной природы СМИ и «новых медиа» в современных политических конфликтах является то, что в качестве одного из способов завершения политического конфликта в мировой политической практике «активно используется апелляция к мнению мировой общественности, которое предварительно формируется самими противоборствующими сторонами с помощью подконтрольных им СМИ»1.

1 Идаятов А.К. Медиакратия и ее роль в урегулировании политических конфликтов (на примере российско-грузинского конфликта 2008 г.): Дисс. ... канд. полит. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014. С. 14.

В этой парадигме массмедиа сначала выступают как инструмент политических манипуляций, используемый участниками конфликта для формирования в определенном ключе мирового общественного мнения, а затем как специальный субъект конфликтного взаимодействия, к мнению которого участники конфликта апеллируют.

Подобная амбивалентность ролей СМИ и «новых медиа» в данном контексте объясняется изменениями, произошедшими в характере самих политических конфликтов, которые приобрели гибридный характер. В них столкновение сторон по поводу власти и политического управления одновременно разворачивается в различных сферах: традиционной политической, военной (если конфликт приобретает характер вооруженного столкновения), информационной, экономической, духовно-ценностной.

Во всех этих сферах СМИ и «новые медиа», как главный агрегатор и производитель информации, оперативных новостей и аналитики, играют ключевую роль: их информационные сети, обеспечивающие мгновенное доведение информации до конечного потребителя и охватывающие обширные аудитории на национальном, региональном и глобальном уровне, являются для наций-государств (основных участников наиболее опасных международных конфликтов) эффективными каналами доведения нужной информации до широких масс населения2.

Благодаря способности современных СМИ и «новых медиа» виртуализировать объективную реальность, превращать хронику реальных событий в набор клипов, многие вооруженные конфликты, отличавшиеся исключительной жестокостью и большими жертвами среди мирного населения (такие, например, как вторая Иракская война 2003 г.), превращаются для зрителей, наблюдающих за конфликтами с экранов телевизоров, в увлекательный сериал или «мыльную оперу». Эксперты отмечают, что сегодня «современный вооруженный конфликт развивается в жанре репортажа и по законам этого жанра, с тем чтобы генерируемые им новости своим форматом максимально близко соответствовали формату пиар-материала, необходимого для реализации технологий информационно-психологического воздействия»3.

Таким образом, в рамках политических конфликтов современные массмедиа используют широкий спектр информационных технологий, которые условно можно разделить на две категории:

2 См.: Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. С. 21-22.

3 Манойло А.В. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта // Материалы V Международной научно-практической конференции «Информационные технологии и безопасность». Киев: Б.И., 2005. С. 73-80.

- конструктивные технологии (информирование общественности, формирование и внедрение в сознание участников конфликта установок на сотрудничество и мирное разрешение противоречий, расстановка акцентов, разъяснение сути спорных ситуаций, формирование общественного мнения и пр.);

- деструктивные технологии (дезинформация, агрессивная пропаганда, провокационные вбросы, разжигание взаимной ненависти и розни, содействие поляризации позиций участников конфликта, внедрение экстремистской идеологии, манипулирование сознанием и пр.).

В современных конфликтах СМИ и «новые медиа» выступают одновременно как специальный субъект, инструмент и канал конфликтного взаимодействия. Цель медиавоздействия на конфликты — завоевать расположение мирового сообщества, одновременно сформировав негативное представление о противнике. В условиях, когда открытые боевые действия осуждаются, именно такое ме-диавоздействие становится наиболее эффективным. Таким образом, СМИ и «новые медиа» превращаются в арену столкновения информационных стратегий государств, становясь уже не просто каналом или инструментом эскалации конфликта, а субъектом политики.

ЛИТЕРАТУРА

Идаятов А.К. Медиакратия и ее роль в урегулировании политических конфликтов (на примере российско-грузинского конфликта 2008 г.): Дисс. ... канд. полит. наук. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014.

Манойло А.В. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта // Материалы V Международной научно-практической конференции «Информационные технологии и безопасность». Киев: Б.И., 2005. С. 73-80.

Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000.

REFERENCES

Idaiatov, A. K. Mediakratiia i ee rol' v uregulirovaniipoliticheskikh konfliktov (na primere rossiisko-gruzinskogo konflikta2008goda): Dissertation. Moscow: Lomonosov Moscow State University, 2014.

Manoilo, A. V. "Informatsionno-psikhologicheskaia voina: faktory, opredeliaiushchie format sovremennogo vooruzhennogo konflikta," Materialy VMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Informatsionnye tekhnologii i bezopasnost'." Kiev: N.p., 2005, pp. 73-80.

Pocheptsov, G. G. Informatsionnye voiny. Moscow: Refl-buk; Kiev: Vakler,

2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.