Русская политология — Russian political science
№ 1, 2016 год.
Тема номера: «Многополярный мир XXI века»
Информационно-коммуникационные
технологии в реализации внешнеполитической стратегии США
Аннотация. В статье рассматриваются инновационные информационно-коммуникационные инструменты внешнеполитического влияния Соединенных Штатов Америки. Автор исследует практику применения современных технологий в целях достижения «глобального лидерства» как главного стратегического приоритета США. Широкое внедрение программного обеспечения, высокотехнологичного компьютерного оборудования, электронных платежных систем американского производства сформировали в развивающихся странах своеобразную «цифровую зависимость» от геополитического гегемона. Контроль над социально ориентированными ресурсами сети Интернет, опосредованно осуществляемый властями США через сеть некоммерческих организаций, позволяет формировать глобальную информационную повестку и управлять политическим поведением граждан в любой точке Земли. В данных условиях России следует не только отстаивать свой цифровой суверенитет, но и наращивать собственный информационно-коммуникационный потенциал.
Ключевые слова: «мягкая сила», внешняя политика, политика США, манипу-лятивные политические технологии.
Автор ^^^^^^^^^^^^
Фельдман Павел Яковлевич,
кандидат политических наук, доцент кафедры философии и политологии ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» (Москва, Россия).
В современном постиндустриальном обществе залогом стратегического превосходства в военно-политической сфере становится так называемая «умная сила», сочетающая в себе дипломатические, научно-технологические и культурно-информационные аспекты влияния. Констатируемая экспертным сообществом трансформация холодной войны в «гибридную» заставляет пе-
ресмотреть классические подходы к выявлению факторов геополитического доминирования. В данных условиях с высокой долей вероятности можно утверждать, что происходит стирание грани между военным и информационно-технологическим потенциалом государств. Обеспечение национальной безопасности современной России требует оценки соответствующего потенциала ведущих глобальных держав.
П. Я. Фельдман
Информационно-коммуникационные технологии в реализации внешнеполитической стратегии США
При этом, наиболее пристальное внимание, в силу объективных обстоятельств, следует сконцентрировать на США.
За последние 25 лет Соединенными Штатами Америки был накоплен значительный информационно-технологический потенциал, который применяется в целях обеспечения глобального лидерства. Большинство американских 1Т-разработок и социальных инноваций имеют не только коммерческое, но и военно-политическое предназначение. Благодаря тому, что значительная доля мирового рынка компьютерной техники, программного обеспечения, интернет-технологий принадлежит американским компаниям, государство и специальные службы США получают широкие возможности в сфере контроля за глобальными коммуникационными процессами. Более того, Америка является крупнейшим в мире производителем и поставщиком информации. Лидерство в сфере науки, технологий и инноваций обозначено как одна из стратегических целей в Доктрине национальной безопасности США 2015 г. В этом программном документе отмечается, что «научные открытия и технологические инновации являются важнейшими факторами глобального лидерства, которые обеспечивают американское превосходство в военной сфере, способствуют развитию экономики, повышают качество жизни граждан» [8].
В конце XX — начале XXI вв. компьютерная техника и программное обеспечение (в том числе антивирусное) американского производства получили чрезвычайно широкое распространение. Данная продукция в равной степени востребована частными пользователями, компаниями и государственными структурами, что обеспечивает технологическое присутствие США практически в каждом кабинете и офисе Земли. Это открывает американским корпорациям и иным структурам потенциальный доступ к персональным данным пользователей, а также к сведениям военно-политического значения. Таким образом, США не только получают воз-
можность сбора и обработки закрытой информации, но и формируют у других государств «цифровую зависимость» от своей продукции. Осознание данного факта уже пришло к властям Китая, которые из соображений безопасности полностью запретили государственные закупки устройств и программного обеспечения компаний Microsoft, Apple, Symantec. Столкнувшись с американской санкционной политикой, Россия в 2014 г. сократила госзакупки системы Windows в 4,4 раза. Весьма вероятно, что в целях обеспечения информационного суверенитета России, будет законодательно запрещена покупка некоторых видов американской IT-продукции на государственные средства.
Инновационное развитие инфраструктуры американской экономики наделило США возможностью отслеживать и координировать глобальные финансовые потоки. Серверы крупнейших платежных систем Visa, MasterCard, American Express, расположенные на американской территории, аккумулируют данные о транзакционных операциях по всему миру. С 2001 г. американские власти под предлогом борьбы с терроризмом получили доступ к информационной базе платежной системы SWIFT. США занимают лидирующие позиции в сфере виртуальной коммерции: на базе американских сервисов PayPal, eBay, Google Wallet, Apple Pay осуществляется значительная доля международных торговых операций в Интернете. Это позволяет США оказывать политическое давление на другие страны, угрожая им отключением от платежных систем и сервисов. Подобное давление ощутила на себе и Россия в 2014-2015 гг.
Цифровая мощь США во многом обуславливается стремительным развитием Интернета, который первоначально создавался американскими специалистами для военных нужд и лишь в начале 1990-х годов стал доступным для рядовых пользователей. Доминирование в глобальной сети, согласно Доктрине национальной безопасности США, является не менее приоритетной задачей, чем контроль над космическим,
122 Русская политология — Russian political science
№ 1, 2016 год.
Тема номера: «Многополярный мир XXI века»
водным и воздушным пространствами. При этом Америка считает своей геополитической миссией сохранение за собой статуса мирового интернет-лидера, обеспечивающего доступ в киберпространство всем жителям Земли. Безусловно, подобное целеполагание объясняется не столько гуманистическими соображениями, сколько стремлением вовлечь как можно большее количество людей в поле информационного влияния США, коим на сегодняшний день является «глобальная паутина». Исключительная популярность американских интернет-сервисов косвенно способствует улучшению внешнего имиджа страны, а, следовательно, и росту политического влияния США на мировой арене.
Военно-политические интересы американского правительства тесно переплетаются с коммерческими интересами IT-корпораций и многочисленных НКО. Международная некоммерческая организация ICANN, созданная при активном участии властей США и базирующаяся в Лос-Анджелесе, выполняет функции «главного регулятора Интернета», контролируя вопросы, связанные с присвоением доменных имен и выделением IP-адресов по всему миру. Колоссальный потенциал «мягкого» культурно-информационного воздействия заключают в себе социально ориентированные продукты компаний Google, Yahoo, Facebook и др. Поисковые сайты, почтовые сервисы и социальные сети не попадают под действие национальных законов о СМИ, хотя и предоставляют своим пользователям новостной контент. Благодаря популярности данных ресурсов, США формируют глобальную информационную повестку и транслируют свои политические ценности всему миру. Кроме того, упомянутые сервисы аккумулируют информацию о поисковых запросах пользователей, нередко нарушая принцип конфиденциальности персональных данных. Шпионские скандалы последних лет свидетельствуют о том, что личная информация из сети Интернет зачастую попадает в руки американских
спецслужб. В частности, уже не раз критике экспертов и правозащитников подвергались гаджеты и сервисы компании Apple, которая накапливает в виртуальном хранилище данные о своих пользователях и при необходимости предоставляет их властям США.
Америка раньше других государств начала применять технологии Web 2.0 в целях управления неформальными сетевыми сообществами по всему миру, что стало настоящей революцией в сфере виртуальной политической коммуникации. Такие ресурсы, как Twitter, Facebook, Instagram, YouTube, вовлекли в процесс интернет-социализации миллионы людей. Влияние социальных сетей на политические процессы было наглядно продемонстрировано в период так называемой «Арабской весны», когда с их помощью удалось осуществить демонтаж легитимных режимов в Тунисе, Египте, Йемене и т. д. Кроме того, применение технологий Web 2.0 всячески способствует культурно-информационной экспансии США, поскольку социальные сети представляют собой «благодатную среду» для распространения псевдодемократических ценностей и культивирования суррогатного западного индивидуализма в обществах традиционного типа. Для этого широко применяются и так называемые «Wiki-технологии». Крупнейшая сетевая энциклопедия Wikipedia, принадлежащая калифорнийской «благотворительной организации», сегодня претендует на роль главного источника знаний для рядовых интернет-пользователей всего мира. Подобные коммуникационные инновации открывают широкие возможности для применения технологий «цветных революций» и «управляемого хаоса».
Инновационные манипулятивные технологии активно разрабатываются Агентством передовых оборонных концепций Министерства обороны США (DARPA). На сегодняшний день Агентство занимается внедрением механизмов контроля за восприятием и интерпретацией обществен-
П. Я. Фельдман
Информационно-коммуникационные технологии в реализации внешнеполитической стратегии США
но-политической информации индивидами. Данный метод, сочетающий в себе новейшие достижения нейробиологии и коммуникативистики, основывается на генерировании специфических нарративов (новостных сообщений, видеоматериалов, высказываний), которые способны направить человеческую мысль по заранее запрограммированному пути. Благодаря использованию данной технологии в сети Интернет и СМИ искусственно создается виртуальная политическая реальность, претендующая на объективность и истинность. Таким образом пишется отвечающая американским геополитическим интересам псевдоистория, в которой украинские неонацисты выступают борцами за демократические ценности, а Россия предстает в качестве агрессора и угрозы для западной цивилизации. Применение технологий Web 2.0 в сочетании с механизмами нарративного манипулирования постепенно превращает социальные сервисы Интернета в «нарративные сети», осуществляющие идеологический контроль над своими пользователями. Очевидно, что информационно-технологический потенциал США легко конвертируется в политический, а цифровое лидерство наделяет американское правительство «монополией на истину».
Литература
В начале XXI в. США при помощи широкого арсенала инновационных технологий стараются сделать глобальное информационное пространство зоной своего военно-политического влияния. В данных условиях России необходимо выработать систему адекватных контрмер, направленных на обеспечение технологического, политического и культурно-информационного суверенитета страны. Необходимо комплексное импортозамещение американской 1Т-продукции и программного обеспечения (особенно в государственном секторе), а также динамичное развитие отечественных интернет-сервисов, платежных систем и средств массовой коммуникации.
1. МанойлоА. В. Геополитическая картина современного мира и управляемый хаос. Мировая политика. — 2015. — № 1. — С. 66-80.
2. Манойло А. В. Геополитические процессы в условиях «управляемого хаоса». Геополитический журнал. — 2013. — № 2. — С. 2-8.
3. Най Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения. — URL: http://www. situation.ru/app/j art 1165.htm (дата обращения: 10.05.2016).
4. Нейматов А. Я. Современные цветные революции в контексте научно-технологического подхода. Международные отношения. — 2016. — № 1. — С. 106-110.
5. Филимонов Г. Ю., Карпович О. Г., Манойло А. В. Технологии «мягкой силы» на вооружении США: ответ России. — М.: РУДН, 2015. — 528 с.
6. Филимонов Г. Ю. Внешняя политика США: технологии формирования параллельной реальности. Геополитический журнал. — 2014. — № 7. — С. 2-10.
7. Шарп Д. От диктатуры к демократии: Стратегия и тактика освобождения. — М.: Новое издательство, 2005.
8. National Security Strategy of the USA. — URL: https://whitehouse.gov/sites/default/files/ docs/2015_national_security_strategy.pdf.