Научная статья на тему 'Цифровая дипломатия в мировой политике'

Цифровая дипломатия в мировой политике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
13996
2854
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ГЕОПОЛИТИКА / КИБЕРТЕРРОРИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / СЕТЕЦЕНТРИЗМ / МЯГКАЯ СИЛА / ТРОЛЛИНГ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / DIGITAL DIPLOMACY / GEOPOLITICS / CYBER TERRORISM / SOCIAL NETWORKS / INTERNATIONAL RELATIONS / INTERNET SPACE / SOFT POWER / TROLLING / FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сурма Иван Викторович

В статье рассматривается новый формат тесного взаимодействия между обществом и дипломатическими ведомствами, который делает современную дипломатию чрезмерно публичной, с одной стороны, и менее сдержанной с другой. В этих обстоятельствах очень важно, не упуская информационной инициативы и применяя новые современные средства коммуникации с их специфическим стилем общения, не допускать падения уровня политической культуры. Автор приводит краткую историю цифровой дипломатии и показывает ее механизм влияния на зарубежную аудиторию. Отмечается существенное усиление интернет-влияния, возможностей манипулирования общественным мнением и управления большими группами людей, в том числе в политических целях. Одним из негативных последствий бурного развития информационно-коммуникационных технологий и интернета является появление новых форм международных конфликтов, включая информационные и сетевые войны. Существование обратной связи между дипломатическими ведомствами и населением (новое явление современного информационного общества) и важная роль социальных медиа в формировании общественного мнения выдвигают определенные требования к тому, как подается информация на официальных страницах дипломатических служб в социальных сетях. Таким образом, продолжающаяся информационно-технологическая и контентная революция в средствах массовой коммуникации по ряду основных показателей усложняет взаимодействие участников международных отношений, а использование цифровых технологий в сфере дипломатической деятельности открывает новые возможности для проведения политики «мягкой силы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Diplomacy in Global Politics

The article presents a new form of “digital diplomacy”, which on the one hand, provides new opportunities for the implementation of international politics, and on the other, imposes special requirements on its members. The article examines the consequences of the growing influence of the Internet on global politics, including the possibility of large-scale public opinion manipulation. One of the negative consequences of rapid development of information and communication technologies and the Internet is the emergence of new forms of international conflicts, including information and network wars. The article presents a new form of public diplomacy, gives a brief overview of the brief history of digital diplomacy and shows its mechanism of influence on foreign audiences. It is shown that there is an inverse relation between the diplomatic and public offices (a new phenomenon of the modern information society). The author also stresses the role of social media in shaping public opinion, which puts forward specific requirements for how information is supplied on the official pages of diplomatic offices in social networks. The new format of close cooperation between the public and diplomatic agencies makes the modern diplomacy public on the one hand and less restrained on the other. In these circumstances, it is very important information without losing the initiative and applying new and modern means of communication with their particular style of communication, they cannot fall the level of political culture. Thus, the ongoing technological revolution and complicates the interactions between the participants of international relations, but the use of digital technologies in the field of diplomatic activity opens up new possibilities for “soft power” policies.

Текст научной работы на тему «Цифровая дипломатия в мировой политике»

Сурма И.В.

Цифровая дипломатия в мировой политике

Сурма Иван Викторович — кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры государственного управления и национальной безопасности, Дипломатическая академия МИД РФ; член-корреспондент РАЕН; член экспертного совета комитета по финансовому рынку Государственной Думы РФ. E-mail: vsurma@gmail.com SPIN-код РИНЦ: 4592-8693

Аннотация

В статье рассматривается новый формат тесного взаимодействия между обществом и дипломатическими ведомствами, который делает современную дипломатию чрезмерно публичной, с одной стороны, и менее сдержанной — с другой. В этих обстоятельствах очень важно, не упуская информационной инициативы и применяя новые современные средства коммуникации с их специфическим стилем общения, не допускать падения уровня политической культуры. Автор приводит краткую историю цифровой дипломатии и показывает ее механизм влияния на зарубежную аудиторию. Отмечается существенное усиление интернет-влияния, возможностей манипулирования общественным мнением и управления большими группами людей, в том числе в политических целях.

Одним из негативных последствий бурного развития информационно -коммуникационных технологий и интернета является появление новых форм международных конфликтов, включая информационные и сетевые войны. Существование обратной связи между дипломатическими ведомствами и населением (новое явление современного информационного общества) и важная роль социальных медиа в формировании общественного мнения выдвигают определенные требования к тому, как подается информация на официальных страницах дипломатических служб в социальных сетях. Таким образом, продолжающаяся информационно-технологическая и контентная революция в средствах массовой коммуникации по ряду основных показателей усложняет взаимодействие участников международных отношений, а использование цифровых технологий в сфере дипломатической деятельности открывает новые возможности для проведения политики «мягкой силы».

Ключевые слова

Цифровая дипломатия, геополитика, кибертерроризм, социальные сети, международные отношения, интернет-пространство, сетецентризм, мягкая сила, троллинг, внешняя политика.

Динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий и интернета, формирующего современное глобальное информационное общество, не знает национальных границ и, как следствие, оказывает трансформирующее влияние на все сферы общества и государства, включая международную политику. При этом существенно усиливается интернет-влияние и расширяются возможности манипулирования общественным мнением. Всё большее внимание привлекают вопросы социального инжиниринга с помощью интернета и управления большими группами людей, в том числе в политических целях. Сегодня реализация каждой внешнеполитической цели подкрепляется инструментами цифровой дипломатии. В настоящее время существуют несколько концепций, описывающих специфику новых

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

условий ведения цифровой дипломатии, или «электронной дипломатии», как одного из наиболее актуальных методов использования глобальной сети и информационно-коммуникационных технологий для осуществления внешнеполитической деятельности. В целом этому направлению, включая вопросы и проблемы современного информационного общества, роли в нем политических коммуникаций и специфики коммуникационного менеджмента посвящено немало исследований, среди которых наиболее значимыми можно назвать труды таких отечественных и зарубежных ученых, как А.И. Смирнов1, В.И. Анненков2, В.К. Новиков3, В.В. Карякин4, М.Б. Касенова5, Е.А. Пантелеев6, Е.С. Зиновьева7, И.Н. Кахтюлина8, Г.Л. Акопов9, Г. Гербнер10, П. Лазарсфельд11, Л. Пай12, Р.А. Еман13, Дж. Грюниг14, Б. ван Рулер15 и других.

Цифровая дипломатия как современный коммуникационный инструмент международных отношений

Одно из негативных последствий бурного развития информационно-коммуникационных технологий и интернета — это появление новых форм международных конфликтов, включая информационные и сетевые войны. Как отмечает специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, посол по

1 Глобальная безопасность в цифровую эпоху: стратагемы для России / под общ. ред. А.И. Смирнова. М.: ВНИИгеосистем, 2014.

2 Сетецентризм: геополитические и военно-политические аспекты современности / под общ. ред. проф.

B.И. Анненкова. М.: РУСАВИА, 2013.

3 Новиков В.К. Информационное оружие — оружие современных и будущих войн. 2-е изд., испр. М.: Горячая линия — Телеком, 2013.

4 Карякин В.В. Геополитика третьей волны: трансформация мира в эпоху Постмодерна. М.: Граница, 2013.

5 Кибербезопасность и управление интернетом: документы и материалы для российских регуляторов и экспертов / отв. ред. М.Б. Касенова; сост. О.В. Демидов и М.Б. Касенова. М.: Статут, 2014.

6 Пантелеев Е.А. Внешняя политика и инновационная дипломатия // Международная жизнь. 2012. № 12.

C. 37-44. URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=9033 (03.04.2015).

7 Зиновьева Е.С. Международная информационная безопасность. М.: МГИМО-Университет, 2013.

8 Смирнов А.И., Кохтюлина И.Н. Глобальная безопасность и «мягкая сила 2.0»: вызовы и возможности для России. М.: ВНИИгеосистем, 2012.

9 Акопов Г.Л. Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических интернет-коммуникаций. М.: КНОРУС, 2013.

10 Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorelli N. Political Correlates of Television Viewing // Public Opinion Quarterly. 1984. Vol. 48. P. 283-300.

11 Lazarsfeld P.F. On Social Research and its Language. Chicago : University of Chicago Press, 1993.

12 Pye L. Political Communication // The Blackwell Encyclopaedia of Political Institutions / Ed.: V. Bogdanor. Oxford, UK: Blackwell, 1987. P. 442.

13 Eaman R.A. The Media Society. Basic Issues and Controversies. Toronto: Butterworths, 1987.

14 Excellence in Public Relations and Communication Management / ed.: Grunig J.E. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1992.

15 Public Relations and Communication Management in Europe: A Nation-by-nation Introduction to Public Relations Theory and Practice / eds. : B. van Ruler, D. Vercic. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2004.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

особым поручениям А.В. Крутских, «основная озабоченность в сфере обеспечения международной информационной безопасности связана с возможностью применения информационно-коммуникационных технологий в целях, не совместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности»16. Поэтому в современных условиях геополитической и геоэкономической нестабильности странам и другим субъектам мировой политики приходится использовать многоуровневую, мультинаправленную и так называемую цифровую дипломатию. Цифровая дипломатия рассматривается как широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе новых медиа, социальных сетей, блогов и тому подобных медиаплощадок в глобальной Сети для содействия государственным органам при осуществлении функций и коммуникаций по вопросам, связанным с внешней политикой, включая механизмы влияния на зарубежную аудиторию. Правительство США определяет понятие «цифровая дипломатия» (digital diplomacy) как применение социальных сетей в дипломатической практике правительства США. Все существующие проекты цифровой дипломатии США (см. Таблицу 1) можно разделить на следующие основные направления:

- создание молодежного протестного движения;

- объединение пользователей вокруг американского интерактивного радио и телевидения;

- мобилизация групп оппозиционеров (диссидентов);

- формирование диалога между представителями правительства США и отдельными блогерами.

Таблица 1. История развития цифровой дипломатии в США

1996 директор Информационного агентства США Дж. Даффи объединив несколько журналов, создает первый интернет-журнал Washington Files.

1996-2000 правительство США создает еще несколько электронных журналов и пытается объединить выпускников программ обмена с помощью сайта Госдепартамента.

2001 США заявили о появлении так называемой сетевой дипломатии — NetDiplomacy.

2002-2003 администрация Дж. Буша-мл. переносит традиционные радио- и телеканалы международного вещания в интернет.

2006 формирование первой группы специалистов (Digital Outreach Team) для мониторинга информации и дезинформации о США.

2006 Госсекретарь США К. Райс объявляет о запуске первого официального блога Госдепартамента США под названием Dipnote. Администрация Дж. Буша-мл. открывает правительственный портал (America.gov), который распространяет позитивную информацию о США, и несколько электронных журналов (eJournal USA, Weekly Newsletter, Student Corner).

2007-2008 были созданы 15 отделов в Госдепартаменте, ЦРУ, министерстве обороны, а также в Агентстве международного развития США (USAID). Эти отделы занимаются анализом международных и национальных социальных сетей, блогов, чатов, а также транслированием позитивной информации о США в интернет-ресурсы.

16 Крутских А.В. К политико-правовым основаниям глобальной информационной безопасности // Международные процессы. 2007. № 1 (5). С. 28-37. URL: www.intertrends.ru/thirteen/003.htm (19.01.2015).

2009 Х. Клинтон, получившая пост госсекретаря в администрации Б. Обамы, стала инициатором программы обновления внешней политики США, которая получила название «Государственное управление в XXI веке». Одним из направлений данной программы и стала цифровая дипломатия.

2009 и 2010 заместитель госсекретаря по вопросам публичной дипломатии Дж. Макхейл изложила стратегию новой публичной дипломатии США в документах «Публичная дипломатия: укрепление взаимодействия Соединенных Штатов с миром» и «Публичная дипломатия: национальный стратегический императив», в которых обозначены основные задачи цифровой дипломатии: • дискредитация идеологических противников Соединенных Штатов; • противодействие информационной деятельности Китая в интернете; • ограничение медиаприсутствия России на пространстве бывшего Советского Союза; • противодействие внешней культурной политике Ирана, осуществляемой через социальные сети.

2010 Госдепартамент США разработал еще одну стратегию развития американской дипломатии. Документ носит название «Стратегический план развития информационных технологий в 2011-2013 гг.: цифровая дипломатия». Первым проектом стало создание особого исследовательского центра в Гарвардском университете для изучения политической ориентации пользователей социальных сетей и блогов в зарубежных странах. Другой проект заключается в проведении первой конференции так называемых сетевых диссидентов (Conference on Cyber Dissidents: Global Success and Challenges) в Институте Дж. Буша в штате Техас весной 2010 года. Правительство США пригласило на конференцию блогеров, которые выступают против действий своих правительств в области прав человека, свободы прессы и интернета. Такие страны, как Сирия, Венесуэла, Куба, Иран, Россия, Китай и Колумбия, были представлены на данной конференции. Третья инициатива Госдепартамента была направлена уже на создание при помощи интернета групп диссидентов в «недемократических» государствах. Осенью 2010 года был запущен проект под названием Civil Society 2.017. Проект предполагает объединение специалистов в области компьютерной техники, информационных технологий и интернет-технологий с неправительственными организациями и активистами в различных частях света.

2011 В США был принят ряд документов, затрагивающих военно-политические аспекты развития интернета. В июне 2011 года была частично опубликована «Стратегия по действиям в киберпространстве» Пентагона. В этом документе киберпространство рассматривается как пространство ведения боевых действий наряду с наземным, морским и воздушным, а также космическим пространствами.

2012 По состоянию на март 2012 года, в штате Государственного департамента США имелось 150 человек, занятых полный рабочий день в сфере электронной дипломатии (такая же тенденция наблюдается и в других странах). «Твиттер, в частности, становится тем критическим инструментом, с помощью которого государства и гражданское общество стремятся реализовать свою внешнюю политику или повлиять на общественное мнение.

2012-2014 Современная публичная дипломатия США отвергает концепцию монолога, то есть одностороннего распространения информации, и переходит к так называемому диалогу, или «слушанию» (listening), что обеспечивает обратную связь, а затем и быструю реакцию США на формирующееся общественное мнение пользователей сети. Такой подход обусловил масштабное создание личных страничек официальными лицами правительства США в социальных сетях. Запущен хаб электронной дипломатии, разработанный Agence France Presse (AFP), который визуализирует, анализирует и оценивает присутствие и влияние дипломатических акторов в «Твиттер» по всему миру и в режиме реального времени. Разработанные алгоритмы позволяют постоянно обновлять рейтинг государств и отдельных лиц, а также позволяет смотреть электронную дипломатию в действии. Базы данных включают тысячи аккаунтов, начиная от руководителей государств, министров, дипломатов, экспертов, активистов и политически мотивированных хакеров18.

17 Civil Society 2.0 // U.S. Department of State [Official Site]. URL: www.state. gov/statecraft/cs20/ (22.01.2015).

18 Russian Federation // The e-diplomacy Hub [Site]. URL: http://ediplomacy.afp.com/#!/map (22.01.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

Как форма публичной дипломатии, цифровая дипломатия является механизмом влияния на зарубежную аудиторию посредством определенных методов, таких как: размещение радио и телепередач в сети Интернет, распространение в открытом доступе литературы в цифровом формате, мониторинг дискуссий в блогосфере, рассылка информации через мобильные телефоны, а также создание персонифицированных страничек членов правительства в социальных сетях. Что же могут социальные сети предложить людям, интересующимся внешней политикой России, ее инициативами на международной арене, развитием двусторонних и многосторонних отношений, в том числе на площадках, предлагаемых ООН? Людям, которые регулярно посещают сайт Министерства иностранных дел России в интернете и читают единую новостную ленту19?

Дипломатия, которая ранее была относительно «закрытой» сферой деятельности, благодаря развитию информационного общества становится все более открытой для обычных граждан. Официальное присутствие в интернете, в том числе и в мировых социальных сетях («Твиттере», «Фейсбуке», «Ютубе» и т. п.)20, государственных дипломатических ведомств отмечено соответствующими страницами на этих площадках, которые есть, практически, у всех министерств иностранных дел развитых стран, в том числе и у российского МИДа. Эта новая форма цифровой дипломатии дает новые возможности осуществления государственной международной политики, но и выдвигает особые требования к ее участникам.

Виртуальные площадки внешнеполитических ведомств некоторых стран Европы и МИД России

В качестве примера можно посмотреть на официальные сайты МИДов Франции, Италии и России. К сожалению, пока сравнение будет не в нашу пользу.

Наиболее интересным и функциональным представляется французский сайт, озаглавленный «Франция. Дипломатия», поскольку этот сайт содержит не только официальную информацию МИД Франции, но представляет собой развернутый информационный портал (с переводом на английский, немецкий, испанский, арабский

19 Мария Захарова — о том, зачем МИД РФ понадобились Фейсбук и Твиттер // Радио ООН [Сайт]. 26.04.2013. URL: www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/137431/ (22.08.2014).

20 Сурма И.В. Глобальный наднациональный актор международных отношений и его социальная философия // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 4 (31). С. 141-151.

URL: http://www.mgimo.ru/publications/?id=1005282 (03.04.2015).

и китайский языки), охватывающий практически все стороны внешнеполитической деятельности Французской Республики21 (см. Рисунок 1).

На портале представлены такие разделы, как «Внешняя политика Франции», «МИД Франции и его зарубежные представительства», «Персональные страницы министра иностранных дел и государственных секретарей Франции», «Информация по странам мира», «Советы выезжающим за границу», «Иностранное усыновление», «Переезд во Францию на постоянное место жительство», «Вакансии и конкурсы на замещение должностей», «Информация для прессы», «Фото, видео, публикации, инфографика». С портала информация транслируется в многочисленные социальные сети, и не только в такие известные, как «Фейсбук» и «Твиттер», но и на видеохостинги ВаИутвИвп и ЕИкег, на фотохостинг Pinterest и на некоторые другие площадки.

Рисунок 1. Заглавная страница внешнеполитического портала Франции

Итальянский сайт представляет собой непосредственно сайт министерства иностранных дел Италии (с переводом на английский и арабский языки) и содержит разделы «Министр иностранных дел», «Министерство иностранных дел», «Внешняя политика», «Услуги», «Вакансии и обучение», «Пресса»22 (см. Рисунок 2). Так же, как и на французском сайте, представлена информация, необходимая выезжающим из страны и въезжающим в страну. Есть новости по деятельности зарубежных представительств, опубликованы тематические статьи из ведущих итальянских СМИ, есть раздел

21 France Diplomatie [Site Officiel]. URL: www.diplomatie.gouv.fr/fr/ (15.08.2014).

22 Farnesina: Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale [Sito Ufficiale]. URL: www.esteri.it/MAE/IT (19.08.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

мультимедиа, а также трансляция в ведущие социальные сети — «Твиттер», «Фейсбук» и видеохостинги Flikcr и «Ютуб».

Рисунок 2. Заглавная страница сайта МИДа Италии

На фоне вышеназванных ресурсов сайт российского Министерства иностранных дел выглядит менее информативным, в основном за счет устаревшего дизайна23 (см. Рисунок 3). Хотя формально на нем представлена практически та же информация, что и на итальянском сайте.

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с первым заместителем Председателя Правительства. Министром иностранных дел Республики Сербии И.Дачичем. Белград. 17 июня 2014 года

»видео

Уважаемы« дамы и господа.

Мне очень приятно находиться е Белграде наши народы объединяют глубодае чувства дружбы, взаимопонимания. ду>овнои близости и память о братстве по оружию

Российско-сербские отношения характеризуются как отношения стратегического партнерства - соответствующая Декларация была принята в Семи 24 мая 2013 г в ходе визита в Россию Президента СерОии ТНиколи-о Сегодня мь> констатировали, что взаимодействие развивается динамично по всем направлениям

у нас поддерживаются хороший, интенсивный политической диалог, сотрудни<естео на уровне министерств, включая внешнеполитические ведомства Сегодня мы придали дополнительный импульс координации двусторонних действий ма международной арене, подписав План консультаций между министерствами иностранных дел наших стран на 2015-2016 it

В 2013 г объем товарооборота между нашими странами увели<ился на 15% Эта тенденция сохранилась и в первом полугодии текущего года Реализуются крупные перспективные совместные инвестиционные проекты, включая модернизацию нефтяной индустрии Сербии, ставшей главным плательщиком в бюджет сербского государства, а также проект реконструкции железнодорожной инфраструктуры мы подтвердили все имеющиеся договоренности по -Южному потоку», а также необходимость реализации этого проекта, который на сегодняшний день является единственным системным решением проблемы снабжения гззом Юго-Востока Европы

Существуют очень глубокие тесные гуманитарные связи между нашими странами и народами Сегодня мы обсудили их

До»)1кмы по мы»:

te об ип* опт щкщттк до Ромм с е Лийм и» »опрос с* noiip^wTm е C«c6wo, 6«"<р»*. 'бм

гяРосомСВПмдо* i С«6«

»

Рисунок 3. Заглавная страница сайта МИД РФ

23 Министерство иностранных дел Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: www.mid.ru/bdomp/sitemap.nsf (21.08.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

Есть единая новостная лента, раздел внешней политики, архив документов, раздел дипломатических и консульских представителей за рубежом, информация для выезжающих за границу, информация по учебным заведениям, «Дипломатический клуб», фото- и видеоматериалы и т. д. Есть трансляция в «Твиттере», «Фейсбуке» и «Ютубе». Но дизайн сайта и не всегда оперативная его поддержка (в период марта — апреля 2014 года, когда началось основное обострение внешнеполитической ситуации в связи с событиями на Украине, сайт периодически подвисал и практически не работал) снижают его конкурентность по сравнению с аналогичными площадками ведущих европейских стран. Разумеется, все сайты дипломатических ведомств снабжены функционалом для осуществления обратной связи со своими читателями, которая возникает благодаря тому, что посетители этих страниц имеют возможность оставлять комментарии к той информации, которую они получают с сайта. Обратная связь между дипломатическими ведомствами и населением — новое явление современного информационного общества, чего раньше, еще пару десятилетий назад, не было. Основной отклик идет на страницах в социальных сетях. При этом надо отметить, что подписчиков у «Твиттера» российского МИДа практически столько же, сколько и у французского (281 тыс. и 303 тыс. читателей соответственно — см. Рисунки 4 и 5). Это свидетельствует о том, что информация нашего дипломатического ведомства востребована и хорошо воспринимается в обществе.

Стоит подчеркнуть, что нельзя недооценивать роли социальных сетей в формировании общественного мнения, и поэтому то, как подается информация на официальных страницах дипломатических ведомств в социальных сетях, имеет первостепенное значение.

*езаре

Рисунок 4. Заглавная страница твиттера МИД РФ

\I1NIS1 (:кс тенты ФОТОГРАФИИ И ВИДЕО ЧИТАЕМь* читатели иэеражс*

ОЕ$лН*1ЫЗ ЕТКЛИОЙЦЗ 13,3 ТЫС. 768 1144 303 ТЫС. 110 Ещё V

ЕТ |>и ОЕУЕЬОРРЕМЕКГ _

_!М1 1СТА|ЮКА|_

Рисунок 5. Заглавная страница твиттера МИД Франции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С развитием блогосферы все чаще отдельные граждане или организации обращаются к МИДу через свои блоги или страницы в социальных сетях. В таких случаях, видимо, уместно давать ответ так же — в социальные сети или в блоге, как это было, например, в апреле 2013 года, когда российский бизнесмен Полонский, задержанный в Камбодже, обратился к МИДу РФ через свой аккаунт в «Фейсбуке».

МИД России создал свой акканут в «Фейсбуке» в начале 2013 года, а аккаунт в «Твиттере» — чуть раньше. Задача, которую ставил перед собой в связи с этим Департамент информации и печати МИД РФ, была связана с тем, чтобы предложить людям, интересующимся внешней политикой, информацию, выраженную современным динамичным языком молодых людей и вообще активных людей24.

Особое внимание было уделено присутствию МИДа в «Фейсбуке». По словам заместителя директора Департамента информации и печати МИД РФ Марии Захаровой, в ведомстве к этому достаточно серьезно готовились: «Потому что, в отличие от аккаунта в твиттере, где министерство работает полтора года, здесь нужно было понять формат, определить, что хотим и зачем нам это надо. Мы однозначно понимали, что нам неинтересно заводить страницу в фейсбуке только ради того, чтобы она там была. Мы хотели сделать отдельно стоящий и самостоятельный информационный продукт»25. По прошествии года с момента создания этого аккаунта можно сказать, что с поставленной задачей удалось справиться успешно. Страница МИДа РФ в «Фейсбуке» всегда актуальна, всегда точна и неожиданно креативна.

24 Мария Захарова — о том, зачем МИД РФ понадобились Фейсбук и Твиттер.

25 Пономарев А. Тролль уполномочен заявить. Российский МИД завел необычный аккаунт в фейсбуке // Лента.Ру. 19.04.2013. URL: http://lenta.ru/articles/2013/04/19/mid/ (15.07.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

Особенности современной политической коммуникации в информационном пространстве

Концепцию информационного блока МИДа в «Фейсбуке» можно разделить на три основные группы. Во-первых, это официальные сообщения министерства, во-вторых, сопутствующие материалы, относящиеся к истории российской дипломатии или к актуальным международным событиям, и, в-третьих, сообщения с ироничным или откровенно юмористическим наполнением, внезапными цитатами, смелыми заголовками. Очевидно, именно последняя категория и привлекает наибольшее общественное внимание. Как сказала в своем интервью Мария Захарова: «Образно говоря, мы ставили перед собой задачу сделать некое "научно-популярное издание", в котором сочетались бы официальные комментарии с какими-то историческими материалами и элементами "развлекательности". Думаю, неправильно строго выдерживать какой-то один стиль, особенно в социальных сетях. Фейсбук не должен дублировать официальный сайт, где стоят исключительно серьезные материалы. Здесь нужно, чтобы было интересно, познавательно и нескучно»26.

Несколько примеров. В дни проведения референдума в Крыму вот, как выглядела страница МИД РФ в «Фейсбуке» (см. Рисунок 6):

Рисунок 6. Страница МИД РФ в «Фейсбуке» от 16 марта 2014 года

Первого апреля, когда ситуация на юге-востоке Украины начала обостряться, эта же страница выглядела вот так (см. Рисунок 7):

26 Пономарев А. Указ. соч.

МИД России tjjjr 1 апреля • ч*

Поздравляем всех с 1 апреля 2014 года! Шутки кончились. (¿)

Нравится Комментарий Поделиться

Это понравилось Анатолию Смирнову и еще 1 393 пользователям. 454 публикаций

Рисунок 7. Страница МИД РФ в «Фейсбуке» от 1 апреля 2014 года

По количеству «лайков» и перепостов, которые собрала эта запись, виден позитивный отклик читателей. Вообще, на форумах и в «Живом Журнале» все больше встречается положительных отзывов о странице МИД РФ в «Фейсбуке» (см. Рисунок 8).

Рисунок 8. Страница с форума Cofe.ru от 8 апреля 2014 года

Чтобы понять, что именно так понравилось пользователю, рассмотрим подробнее этот заочный диалог в виртуальном пространстве между посольством США в Москве и МИД РФ. Вот «обмен любезностями», который состоялся во время

информационного освещения событий в Харькове в начале апреля прошлого года, когда там шли массовые акции протеста (см. Рисунок 9).

Рисунок 9. Страница МИД РФ в «Фейсбуке» от 8 апреля 2014 года

Как мы видим, посольство США в Москве, следуя руководящей линии Госдепа США, поспешило создать хэштег «Изоляция России», но впопыхах совершило досадную ошибку. Кстати, этот диалог в социальных сетях не остался незамеченным и официальными СМИ, в частности агентством РИА Новости: «Внешнеполитическое ведомство РФ предложило американским коллегам помощь в подготовке информационных материалов из-за ошибки в написании слова "Россия" в одном из сообщений в микроблоге»27.

К сожалению, то, как проявляет себя в социальных сетях дипломатическое ведомство США, можно зачастую охарактеризовать таким специфическим термином, как сетевое хулиганство, или троллинг. В пример можно привести следующий твит (см. Рисунок 10). В период ввода экономических санкций против России, когда по инициативе Госдепа США были заблокированы международные операции нескольких российских банков, посольство США в Москве разместило в «Твиттере» сообщение:

27 МИД предложил дипломатам США помощь из-за ошибки в Twitter посольства // РИА Новости. 08.04.2014. URL: http://ria.ru/world/20140408/1003085310.html (19.07.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

«ЛТ @UkrProgress Из-за Кремля россиянам придется запасаться наличными: кредитки заблокированы #НепомернаяЦена».

У*» 1ар*гисг[к![

^ Посольство США ■ РФ

РТ гикгРгодгезэ Из-за Кремля россиянам придется запасаться наличными: кредитки заблокированы #НепомернаяЦена

Каждый день в твоих руках, но не работает

ВЫ ДОВЕРЯЕТЕ КРЕМЛЮ СВОЕ ФИНАНСОВОЕ БУДУЩЕЕ?

' UktFiogmi

4ч tî ?7 ir S ••• посмотреть дольше фотографий

аРОВИТМУЛГЧ ]g¡ UNESCO

•-Pressfreedom & The "humannghts it underpins are fragile 3. must be actively defended o.v.ty<\vrgoC =post2015

Рисунок 10. Твит посольства США в Москве от 3 мая 2014 года

К сообщению было приложено изображение кредитной карточки на имя И.И. Сечина и подписями. Сверху — «Каждый день в твоих руках, но не работает». На самой карточке — «Отказано». Снизу — «Вы доверяете Кремлю свое финансовое будущее?». По поводу адекватности этого твита сразу же высказались многие пользователи Рунета, в том числе и известный журналист Максим Соколов: «Никто не отменял основополагающего правила, на котором покоится вся дипломатия вообще, согласно которому посол, а равно и всякий дипломат не имеет своего личного мнения, но его устами говорит пославший его государь. Соответственно, твиты от имени @USEmbRu как бы рассылает непосредственно Б. Обама — чтобы русская (и не только) аудитория могла лучше составить себе представления о его взглядах и его моральных и деловых качествах. Она и составляет. Какие представления — это другой вопрос»28.

Другой пример такого троллинга в истории цифровой дипломатии разоблачил один из пользователей мировой паутины, назвав свое сообщение «Путин спонсирует терроризм: клеветническая кампания Белого дома в «Твиттере» и Google»29. Оказалось,

28 СоколовМ.Ю. Креативная дипломатия // Известия. 07.05.2014. URL: http://izvestia.ru/news/570438 (19.07.2014).

29 Whitehouse Launches Propaganda at Troll Level // Twitter. Пользователь: idaltae. 31.05.2014. URL: https://twitter.com/idaltae/status/472819528326332416/photo/1 (18.07.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

что Белый дом купил ключевые слова в Google, чтобы нанести удар по Путину. Используя Keyword Spy — весьма уважаемый и широко используемый ресурс в SEO-индустрии — журналисты проверили сообщение и выяснили, что, действительно Белый дом купил ключевые слова в Google, используя доменное имя WhiteHouse.gov (см. Рисунок 11).

Ad Variations

Putin Sponsors Terrorism

Vote to stop him and prevent war Your vote a re-post count!

whitehouse.gov

Рисунок 11. Сообщение на Keyword Spy

Также нашлись и другие ключевые слова, которые купил Белый дом (см. Рисунок 12):

Рисунок 12. Информация на Keyword Spy о приобретении ключевых слов

Как считают журналисты портала «Переводика», проводившие расследование, такой набор слов связан с тем, что Telenor (огромная телекоммуникационная компания, базирующаяся в Норвегии и предоставляющая телекоммуникационные услуги в Восточной Европе) и Russia является, вероятно, популярным критерием поиска Google в России и на Украине. И Белый дом купил ключевые слова в Google, чтобы троллить Путина30. Все вышеприведенные примеры показывают, что сетевое сообщество активно реагирует на цифровую дипломатию, а та в свою очередь не оставляет без внимания эту реакцию. Об этом свидетельствует, например, бурная реакция Джен

30 Белый дом скатился до уровня — «Тролль обыкновенный» // Переводика [Сайт]. 02.06.2014. URL: http://perevodika.ru/articles/24713.html (18.07.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

Псаки (официального представителя Государственного департамента США) на то, как ее компетенцию оценивают российские блогеры (см. Рисунок 13).

Despite the Russian propaganda machine suggesting otherwise..! am still here as is a strong, democratic Ukraine dontbelieveRT

Рисунок 13. Твит Джен Псаки от 6 июня 2014 года

Джен Псаки назвала себя жертвой «российской пропаганды», хотя никто из официальных лиц никаких «пропагандистских» комментариев в ее адрес не делал, но качество ее выступлений не прошло мимо внимания российских пользователей интернета, в результате поисковик «Яндекс» выдает следующий результат (см. Рисунок 14):

Поиск Карты Маркет Новости Словари Картинки Вк

джен пса| джен псаки джен псаки википедия джен псаки приколы

джен псаки о победе сборной россии по хоккею видео джен псаки видео джен псаки биография

*

джен псаки фото

джен псаки национальность

джен псаки приколы фото_

Рисунок 14. Представление поисковых слов на «Яндексе»

Реакция пользователей Рунета на ее заявление о том, что против нее работает российская пропаганда, оказалась следующей (см. Рисунок 15). Кстати, одним из выступлений, прославивших Джен Псаки, было ее утверждение о том, что Россия причастна к протестам на востоке Украины. В качестве доказательств она привела фотографии, размещенные в социальных сетях, на которых запечатлены люди, «чья внешность указывает на их связь с Россией»31. Таким, увы, анекдотическим образом,

31 Госдеп США делает выводы о ситуации на Украине по фотографиям из интернета // Политикус [Сайт]. 22.04.2014. URL: http://politikus.ru/video/17463-gosdep-ssha-delaet-vyvody-o-situacii-na-ukraine-po-fotografiyam-iz-interneta.html (19.07.2014).

еще раз продемонстрировав действие обратной связи между дипломатическим ведомством и пользователями социальных сетей.

Другой аналогичный случай уже нельзя рассматривать как анекдот, а необходимо рассматривать уже как проявление информационной войны. 14 июня на официальном сайте НАТО было опубликовано сообщение о «доказательствах» вторжения российских войск на Украину, подкрепленное соответствующими спутниковыми изображениями32.

Не доверять такому серьезному ведомству формально нет никаких причин, однако уже 16 июня известный российский блогер Анатолий Эль-Мюрид обнародовал полученное им письмо бывшего сотрудника Государственного космического агентства Украины, в котором тот раскрыл несоответствие обнародованных снимков подлинным изображениям с космических аппаратов33.

Эту же информацию подтвердил и веб-портал PravdaToday, который разместил у себя письмо бывшего военнослужащего Украины, говорящего, что о «подтасовках на

32 NATO Releases Imagery: Raises Questions on Russia's Role in Providing Tanks to Ukraine // ACO — Allied Command Operations [Official Site]. 14.06.2014. URL: http://aco.nato.int/statement-on-russian-main-battle-tanks.aspx (17.07.2014).

33 На сайте НАТО в сообщении от 14 июня опубликован снимок, который якобы подтверждает наличие российских войск на одном из воинских полигонов в Ростовской области // LiveJournal. Пользователь: el_murid. 16.06.2014. URL: http://el-murid.livejournal.com/1875424.html (17.07.2014).

Рисунок 15. Демотиватор со страниц из Живого Журнала

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

снимках» было неоднократно доложено и. о. министра обороны Украины Михаилу Ковалю, однако, по словам автора письма, «руководству минобороны было все равно». Портал приводит снимки и описание к ним, опубликованные в украинских СМИ, а также схему разоблачения этих снимков от автора письма34.

С развитием событий на Украине ожесточение «информационной войны» во всех средствах массовой информации, включая и сетевые площадки интернета, только возрастало. При этом надо отметить, что на страницах дипломатических ведомств (за исключением Украины) взаимные пикировки практически сошли на нет, что естественно, поскольку ситуация при всей ее остроте все-таки стала принимать характер системного и затяжного конфликта. Троллинг уступил место официальным релизам и аналитике, что стало больше соответствовать моменту.

Проанализировав информацию, размещенную на страницах «Фейсбука» Министерства иностранных дел России35 в сентябре месяце (то есть после заключений минских соглашений между правительством Киева и представителями донецких республик), можно сделать вывод о том, какие материалы были больше всего востребованы посетителями этого ресурса. По количеству перепостов (то есть ссылок на материалы МИД в «Фейсбуке», которые пользователи распространяли на других ресурсах), была составлена Таблица 2, которая показывает, какие материалы вызвали самую живую реакцию.

На первом месте находится заметка, высмеивающая очередной «прокол» западных СМИ, которые в качестве демонстрации роста «антипутинского» протеста в России и усиления «антивоенных настроений» привели фотографию участника акции в Москве с флагом Донецкой республики. Эту заметку (см. Рисунок 16) перепостили 1 405 раз. Но остальные материалы, на которые посетители страницы МИД РФ в «Фейсбуке» решили сослаться в своих сообщениях на других площадках в интернете, носят аналитический характер или относятся к блоку официальных выступлений руководителей внешнеполитического ведомства России. Помимо этого, очень большой интерес вызвали выступления Е.М. Примакова по нынешней международной ситуации, что свидетельствует о востребованности проработанных глубоких оценок происходящих событий и их квалифицированного комментария. Таких материалов явно недостаточно.

34 «Натовские снимки с русскими танками — фальшивка» // PRAVDATODAY [Информационно-аналитический портал]. 23.06.2014. URL: http://pravdatodav.su/content/natovskie-snimki-s-russkimi-tankami-falshivka-dokument (19.07.2014).

35 МИД России на Facebook. URL: www.facebook.com/MIDRussia (29.09.2014).

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

--ШИД НШ (.1111-

•>- 22 сентябрь отредактировано ч»

е choice of photo, comrades! is on the right direction! Who's next?

I думали, западным медиа нас сложно удивить. За последние мес по всё: скриншоты компьютерных игр, которые выдавали за зпровежимые доказательства российского... Еще

ЧТС RNATIONAL

Рисунок 16. Страница МИД РФ в «Фейсбуке» от 22 сентября 2014 года

Для сравнения также был проведен анализ материалов МИД Франции, размещенных в «Фейсбуке» в сентябре 2014 года. Стоит отметить, что их было в несколько раз меньше, чем материалов на аналогичном российском ресурсе. Там наибольший интерес у посетителей вызвали три официальных предупреждения для путешественников о террористической угрозе в различных странах, связанной с участием Франции в военной операции против «Исламского государства». Эти предупреждения были размещены в период с 20 по 28 сентября и в общей сложности собрали больше 600 перепостов. Кроме того, пользователей заинтересовал виртуальный визит в историческое здание министерства на Кэ д'Орсэ в Париже (21.09.2014, 103 перепоста) и данные о ведущих внешнеторговых партнерах Франции (17.09.2014, 157 перепостов).

Очевидно, что повышенная активность в «Фейсбуке» МИД РФ, проявившаяся как в огромном потоке размещаемой информации (иногда до 10 материалов в день — см. Таблицу 2), так и в общем количестве посещений этого ресурса и массы перепостов, связана исключительно с острой ситуацией, сложившейся для России и ее граждан из-за украинского конфликта и реакцией на нее.

Таблица 2. Наиболее востребованные материалы в «Фейсбуке» МИД РФ

в сентябре 2014 года

№ Количество перепостов Тема Дата

1 1 405 Nice choice of photo, comrades! FT is on the right direction! Who's next? Мы думали, западным медиа нас сложно удивить. 23.09.2014

2 324 Е. Примаков «США породили Франкенштейна» 27.09.2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 257 Выступление С. Лаврова на 69-й сессии ООН 27.09.2014

4 254 Постпред РФ Виталий Чуркин раскритиковал выступление Яценюка в ООН 25.09.2014

5 184 Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с обнаружением захоронения под Донецком 24.09.2014

6 176 Заявление МИД России в связи с ударами по территории Сирии 23.09.2014

7 172 О вручении Министру иностранных дел России С.В. Лаврову и статс-секретарю — заместителю Министра Г.Б. Карасину Общественной премии святого благоверного князя Александра Невского 23.09.2014

8 165 Е. Примаков «Большая политика не должна мешать борьбе с террором» 24.09

9 126 Ответ Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на вопрос СМИ по поводу выступления Президента США на сессии Генассамблеи ООН, Нью-Йорк, 24 сентября 2014 года 25.09.2014

10 103 Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на Международной конференции по обеспечению мира и безопасности в Ираке, Париж, 15 сентября 2014 года 15.09.2014

Хотелось бы заострить внимание на таком важном аспекте, как аудитория, к которой апеллируют внешнеполитические ведомства через свои страницы в интернете вообще и в социальных сетях в частности. Сам характер деятельности министерства иностранных дел предполагает, что это ведомство свою информационную активность направляет вовне, на зарубежных пользователей, среди которых оно должно распространять материалы, характеризующие актуальную политику российского государства, и которым оно адресует свои комментарии и разъяснения. Однако аккаунты российского МИДа свидетельствуют, что и характер информации, и ее подача в основном предназначены «для внутреннего употребления». Несомненно, в условиях обострившейся конфронтации принципиально важно, чтобы население страны поддерживало внешнюю политику правительства. И в настоящее время такая поддержка очевидна. Но необходимо, чтобы среди пользователей интернет-ресурсами отечественного внешнеполитического ведомства было больше граждан зарубежных стран. Сравним заглавные страницы «Твиттера» посольства США в России и посольства России в США (см. Рисунки 17 и 18).

Рисунок 17. Заглавная страница «Твиттера» посольства США в России36

Рисунок 18. Заглавная страница «Твиттера» посольства России в США37

Уже по количественным показателям (данные по числу твитов, фото- и видеоматериалов, количеству читателей и т. д.) можно сделать вывод, что данная сетевая площадка американского посольства на порядок превосходит по популярности площадку российского посольства.

Если раскрыть данные по читателям (это можно сделать «кликнув» на соответствующую цифру), то становится очевидно, что основными пользователями данных ресурсов являются граждане стран размещения. То есть американский «Твиттер» читают в основном российские граждане, а «Твиттер» российского посольства — граждане США. Но все же среди читателей «Твиттера» посольства России в Вашингтоне гораздо больше русскоязычных читателей, то есть либо бывших, либо нынешних наших соотечественников. Это свидетельствует о том, что, если можно так выразиться, «внешнеполитическая результативность» американского ресурса выше, чем российского.

36 Посольство США в РФ в Twitter. URL: https://twitter.com/USEmbRu (29.09.2014).

37 Посольство Российской Федерации в США в Twitter. URL: https://twitter.com/rusembusa (29.09.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

Современные сетевые технологии в международных коммуникациях

На фоне быстрого расширения масштабов использования в общественно-политической жизни социальных медиа возникла необходимость в разработке новых научных подходов к социальным сетям, которые построены на инновационной технологической базе. В 2011 году агентство DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) начало работу по проекту SMISC (Social Media in Strategic Communication)38. В проекте исследования отмечалось, что условия, в которых вооруженные силы США проводят свои операции, быстро меняются по мере распространения сайтов социальных сетей, блогов и технологий обмена аудиовизуальной информацией (например, «Ютуб»), причем эти изменения только ускоряются с развитием мобильных информационно-коммуникационных технологий. Изменения в природе современных международных конфликтов, инициированные применением социальных медиа, являются столь глубокими, что и изменения, вызванные предыдущими социальными и научно-техническими революциями. Поэтому главной задачей проекта SMISC являлась разработка новых научных подходов к социальным сетям; а именно: проект предполагал разработку автоматизированных и полуавтоматизированных инструментов и технологий для систематического и основанного на соответствующих методиках использования социальных медиа для того, чтобы:

• распознавать структуры кампаний по убеждению и операций влияния в рамках социальных сетей и сообществ;

• идентифицировать участников и намерения и измерять эффект от проведения кампаний по убеждению;

• противостоять сообщениям, передаваемым враждебной стороной в ходе выявленных операций влияния;

• выявлять, классифицировать, измерять и отслеживать следующие направления: образование, развитие и распространение концепций и идей, а также целенаправленность вводящих в заблуждение сообщений и дезинформации.

В итоге к концу 2011 года Лаборатория передовых технологий LMATL (Lockheed Martin Advanced Technology Laboratories) разработала инструмент анализа социальных сетей и динамики мнений SNODA (Social Networks and Opinion Dynamics

38 Social Media in Strategic Communication (SMISC): Broad Agency Announcement / Defense Advanced Research Projects Agency. DARPA-BAA-11-64. July 14, 2011. URL: http://cryptome.org/dodi/dod-smisc.pdf (22.01.2015); Open Source Indicators (OSI) Program. Broad Agency Announcement: IARPA-BAA-11-11 / Intelligence Advanced Research Projects Activity (IARPA), Office of Incisive Analysis. August 23, 2011. URL: http://goodtimesweb.org/surveillance/IARPA-BAA-11-11 20110823.pdf (22.01.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

Analysis Tool), который был предназначен для моделирования, анализа и визуализации распространения мнений в больших социальных сетях. Кроме того, SNODA позволяет моделировать изменение мнений. Апробация и эксперименты были проведены на членах специально созданного искусственного виртуального сообщества39.

В области организации контроля за киберпространством и анализа социальных сетей заслуживает внимания разработка лаборатории PNLL (Pacific Northwest National Laboratory) — визуальная аналитическая среда Starlight (Starlight Visual Information System, VIS)40. В число пользователей системы входят Агентства национальной безопасности, ФБР, ЦРУ, Разведывательное управление министерства обороны США, министерство обороны Великобритании, управление полиции города Нью-Йорка и др. Starlight — это технологическая платформа для визуального анализа, которая позволяет пользователям в интерактивном режиме переключаться между различными представлениями информации, то есть одновременно работать, например, с геопространственными, временными, сетевыми и другими формами отображения41.

Среди средств работы с социальными сетями следует отметить технологии британско-американской компании i2, которые помогают автоматизировать аналитическую деятельность, обеспечивая поиск скрытых закономерностей и связей и визуализируя объекты анализа. Разработки i2 представляют собой аналитическую среду, позволяющую легко интегрироваться с геоинформационными системами (geographic information system, GIS) и другими технологиями аналитической обработки данных. Среди технологий i2 есть модуль SNA (Social Network Analysis), нацеленный на анализ и понимание сложных сетей путем измерения или «взвешивания» взаимодействия между ними. Этот модуль комбинирует организационную теорию с математическим моделированием и берет свое начало в социологии. Ключевой концепцией в анализе социальных сетей является центрированность (centrality). Сеть с высокой центрированностью управляется одним человеком, который контролирует основные информационные потоки и является потенциальной точкой сбоя связи. Сети

39 Malinchik S.D. Framework for Modeling and Analysis of Opinion Dynamics and Influence Operations / Lockheed Martin Advanced Technology Laboratories (ATL). Cherry Hill, N.J.: ATL, 2011.

40 В рамках коммерческого соглашения между PNLL и FPS (Future Point System, Inc.) за НИОКР по разработке технологий следующего поколения, которые будут применять в Starlight, отвечает PNLL, а FPS осуществляет лицензирование, дистрибуцию, техническое сопровождение и поддержку Starlight.

41 Более подробно см.: СурмаИ.В. Указ. соч.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

с меньшими степенями центрированности не имеют таких слабых мест, и сеть будет продолжать функционировать даже в случае выхода каких-либо каналов из строя42.

Здесь следует сказать несколько слов о «сетецентризме». Впервые термин «сетецентрический» (network centric) был использован вице-адмиралом военно-морских сил США Артуром Себровски и Джоном Гарсткой в статье, опубликованной ими в журнале Proceedings в январе 1998 года, «Сетецентрическая война: ее происхождение и будущее». Затем данная концепция была доработана и представлена в книге Джона Гарстки, Давида Альбертса и Фреда Стейна. «Сетецентрическая война» по сути не является новым типом войны, а новым подходом к подготовке, организации и ведению боевых действий, где в центре внимания оказывается сеть. Причем наиболее важным аспектом являются принципы ее организации и во многом самоорганизации. В основе такой сети лежит глобальная информационная решетка (ГИР; global information grid — GIG; см. Рисунок 19)43.

Рисунок 19. Модель глобальной информационной решетки

42 Revealing Links: The Power of Social Network Analysis. i2 White Paper. May 2010. Issue 1; Analyst's Notebook 8 Social Network Analysis. i2 Limited White Paper. Issue 3.

43 Анненков В.И., Карпов В.В., Моисеев А.В., Сурма И.В. Сетецентрическое управление: современная парадигма развития систем управления в вооруженных силах ведущих держав мира // Национальная безопасность. 2014. № 2 (31). С. 317-327.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

GIG — глобально взаимосвязанное, сквозное (end-to-end) множество

информации, которая накапливается, хранится, распространяется и распределяется по

запросу от военных, политических деятелей и обслуживающего персонала. GIG

включает свои и арендованные коммуникации, компьютерные системы и сервисы,

программное обеспечение (в том числе приложения), данные, сервисы безопасности,

другие связанные сервисы, а также системы обеспечения национальной безопасности.

Таким образом, продолжающаяся технологическая и контентная революция в

средствах массовой коммуникации по ряду основных показателей усложняет

взаимодействия участников международных отношений44.

Невиданный ранее формат тесного взаимодействия между обществом и

дипломатическими ведомствами делает современную дипломатию чрезмерно

публичной, с одной стороны, и менее сдержанной — с другой. В этих обстоятельствах

очень важно, сохраняя информационную инициативу и применяя новые современные

средства коммуникации с их специфическим стилем общения, не допускать падения

уровня политической культуры, как это произошло с дипломатическим

ведомством США и некоторых других стран.

Использование цифровых технологий в сфере дипломатической деятельности

открывает новые возможности для ведения политики «мягкой силы», для выработки

согласованных действий по преодолению обществом политико-социальных и

экономических кризисов, а также выработке мер по их недопущению.

Список литературы:

1. Акопов Г.Л. Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических интернет-коммуникаций. М.: КНОРУС, 2013.

2. Анненков В.И., Карпов В.В., Моисеев А.В., Сурма И.В. Сетецентрическое управление: современная парадигма развития систем управления в вооруженных силах ведущих держав мира // Национальная безопасность. 2014. № 2 (31). С. 317-327.

3. Белый дом скатился до уровня — «Тролль обыкновенный» // Переводика [Сайт]. 02.06.2014. URL: http://perevodika.ru/articles/24713.html (18.07.2014).

4. Глобальная безопасность в цифровую эпоху: стратагемы для России / под общ. ред. А.И. Смирнова. М.: ВНИИгеосистем, 2014.

44 Кибербезопасность и управление интернетом: документы и материалы для российских регуляторов и экспертов.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

5. Госдеп США делает выводы о ситуации на Украине по фотографиям из интернета // Политикус [Сайт]. 22.04.2014. URL: http://politikus.ru/video/17463-gosdep-ssha-delaet-vyvody-o-situacii-na-ukraine-po-fotografiyam-iz-interneta.html (19.07.2014).

6. Зиновьева Е.С. Международная информационная безопасность. М.: МГИМО-Университет, 2013.

7. Карякин В.В. Геополитика третьей волны: трансформация мира в эпоху Постмодерна. М.: Граница, 2013.

8. Кибербезопасность и управление интернетом: документы и материалы для российских регуляторов и экспертов / отв. ред. М.Б. Касенова; сост. О.В. Демидов и М Б. Касенова. М.: Статут, 2014.

9. Крутских А.В. К политико-правовым основаниям глобальной информационной безопасности // Международные процессы. 2007. № 1 (5). С. 28-37.

URL: www.intertrends.ru/thirteen/003.htm (19.01.2015).

10. Мария Захарова — о том, зачем МИД РФ понадобились Фейсбук и Твиттер // Радио ООН [Сайт]. 26.04.2013. URL: www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/137431/ (22.08.2014).

11. МИД предложил дипломатам США помощь из-за ошибки в Twitter посольства // РИА Новости. 08.04.2014. URL: http://ria.ru/world/20140408/1003085310.html (19.07.2014).

12. МИД России на Facebook. URL: www.facebook.com/MIDRussia (29.09.2014).

13. Министерство иностранных дел Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: www.mid.ru/bdomp/sitemap.nsf (21.08.2014).

14. На сайте НАТО в сообщении от 14 июня опубликован снимок, который якобы подтверждает наличие российских войск на одном из воинских полигонов в Ростовской области // LiveJournal. Пользователь: el_murid. 16.06.2014. URL: http://el-murid.livejournal.com/1875424.html (17.07.2014).

15. «Натовские снимки с русскими танками — фальшивка» // PRAVDATODAY [Информационно-аналитический портал]. 23.06.2014.

URL: http://pravdatoday.su/content/natovskie-snimki-s-russkimi-tankami-falshivka-dokument (19.07.2014).

16. Новиков В.К. Информационное оружие — оружие современных и будущих войн. 2-е изд., испр. М.: Горячая линия — Телеком, 2013.

17. Пантелеев Е.А. Внешняя политика и инновационная дипломатия // Международная жизнь. 2012. № 12. С. 37-44. URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=9033 (03.04.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

18. Пономарев А. Тролль уполномочен заявить. Российский МИД завел необычный аккаунт в фейсбуке // Лента.Ру. 19.04.2013. URL: http://lenta.ru/articles/2Q13/04/19/mid/ (15.07.2014).

19. Посольство Российской Федерации в США в Twitter. URL: https://twitter.com/rusem busa (29.09.2014).

20. Посольство США в РФ в Twitter. URL: https://twitter.com/USEmbRu (29.09.2014).

21. Сетецентризм: геополитические и военно-политические аспекты современности / под общ. ред. проф. В.И. Анненкова. М.: РУСАВИА, 2013.

22. СмирновА.И., Кохтюлина И.Н. Глобальная безопасность и «мягкая сила 2.0»: вызовы и возможности для России. М.: ВНИИгеосистем, 2012.

23. СоколовМ.Ю. Креативная дипломатия // Известия. 07.05.2014. URL: http://izvestia.r u/news/570438 (19.07.2014).

24. Сурма И.В. Глобальный наднациональный актор международных отношений и его социальная философия // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 4 (31). С. 141-151. URL: http://www.mgimo.ru/publications/?id=1005282 (03.04.2015).

25. Analyst's Notebook 8 Social Network Analysis. i2 Limited White Paper. Issue 3.

26. Civil Society 2.0 // U.S. Department of State [Official Site]. URL: www.state.gov/statecr aft/cs20/ (22.01.2015).

27. Eaman R.A. The Media Society. Basic Issues and Controversies. Toronto: Butterworths, 1987.

28. Excellence in Public Relations and Communication Management / ed.: Grunig J.E. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1992.

29. Farnesina: Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale [Sito Ufficiale]. URL: www.esteri.it/MAE/IT (19.08.2014).

30. France Diplomatie [Site Officiel]. URL: www.diplomatie.gouv.fr/fr/ (15.08.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorelli ^.Political Correlates of Television Viewing // Public Opinion Quarterly. 1984. Vol. 48. P. 283-300.

32. LazarsfeldP.F. On Social Research and its Language. Chicago: University of Chicago Press, 1993.

33. Malinchik S.D. Framework for Modeling and Analysis of Opinion Dynamics and Influence Operations / Lockheed Martin Advanced Technology Laboratories (ATL). Cherry Hill, N.J.: ATL, 2011.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

34. NATO Releases Imagery: Raises Questions on Russia's Role in Providing Tanks to Ukraine // ACO — Allied Command Operations [Official Site]. 14.06.2014. URL: http://aco.nato.int/statement-on-russian-main-battle-tanks.aspx (17.07.2014).

35. Open Source Indicators (OSI) Program. Broad Agency Announcement: IARPA-BAA-11-11 / Intelligence Advanced Research Projects Activity (IARPA), Office of Incisive Analysis. August 23, 2011. URL: http://goodtimesweb.org/surveillance/IARPA-BAA-11-11 20110823.pdf (22.01.2015).

36. Public Relations and Communication Management in Europe: A Nation-by-nation Introduction to Public Relations Theory and Practice / eds.: B. van Ruler, D. Vercic. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2004.

37. Pye L. Political Communication // The Blackwell Encyclopaedia of Political Institutions / Ed.: V. Bogdanor. Oxford, UK: Blackwell, 1987. P. 442.

38. Revealing Links: The Power of Social Network Analysis. i2 White Paper. May 2010. Issue 1.

39. Russian Federation // The e-diplomacy Hub [Site]. URL: http://ediplomacy.afp.com/#!/map (22.01.2015).

40. Social Media in Strategic Communication (SMISC): Broad Agency Announcement / Defense Advanced Research Projects Agency. DARPA-BAA-11-64. July 14, 2011. URL: http://cryptome.org/dodi/dod-smisc.pdf (22.01.2015).

41. Stanyer J. Modern Political Communication: Mediated Politics in Uncertain Times. Cambridge: Polity Press, 2007.

42. Whitehouse Launches Propaganda at Troll Level // Twitter. Пользователь: idaltae. 31.05.2014. URL: https://twitter.com/idaltae/status/472819528326332416/photo/1 (18.07.2014).

Surma I.V.

Digital Diplomacy in Global Politics

Ivan V. Surma — Ph.D., associate professor, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation; Member of the Advisory Board of the Financial Market Committee of the State Duma of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation. E-mail: vsurma@gmail.com

Annotation

The article presents a new form of "digital diplomacy", which on the one hand, provides new opportunities for the implementation of international politics, and on the other, imposes special requirements on its members. The article examines the consequences of the growing influence of the Internet on global politics, including the possibility of large-scale public opinion manipulation.

One of the negative consequences of rapid development of information and communication technologies and the Internet is the emergence of new forms of international conflicts, including information and network wars. The article presents a new form of public diplomacy, gives a brief overview of the brief history of digital diplomacy and shows its mechanism of influence on foreign audiences. It is shown that there is an inverse relation between the diplomatic and public offices (a new phenomenon of the modern information society). The author also stresses the role of social media in shaping public opinion, which puts forward specific requirements for how information is supplied on the official pages of diplomatic offices in social networks. The new format of close cooperation between the public and diplomatic agencies makes the modern diplomacy public on the one hand and less restrained on the other. In these circumstances, it is very important information without losing the initiative and applying new and modern means of communication with their particular style of communication, they cannot fall the level of political culture. Thus, the ongoing technological revolution and complicates the interactions between the participants of international relations, but the use of digital technologies in the field of diplomatic activity opens up new possibilities for "soft power" policies.

Keywords

Digital diplomacy, geopolitics, cyber terrorism, social networks, international relations, Internet space, soft power, trolling, foreign policy.

References:

1. Akopov G.L. Internet i politika. Modernizatsiia politicheskoi sistemy na osnove innovatsionnykh politicheskikh internet-kommunikatsii. Moscow: KNORUS, 2013.

2. Annenkov V.I., Karpov V.V., Moiseev A.V., Surma I.V. Setetsentricheskoe upravlenie: sovremennaia paradigma razvitiia sistem upravleniia v vooruzhennykh silakh vedushchikh derzhav mira. Natsional'naia bezopasnost', 2014, 2 (31), pp. 317-327.

3. Belyi dom skatilsia do urovnia — "Troll' obyknovennyi". Perevodika [Sait]. 02.06.2014. URL: http://perevodika.ru/articles/24713.html (18.07.2014).

4. Global'naia bezopasnost' v tsifrovuiu epokhu: stratagemy dlia Rossii / pod obshch. red. A.I. Smirnova. Moscow: VNIIgeosistem, 2014.

5. Gosdep SShA delaet vyvody o situatsii na Ukraine po fotografiiam iz internet. Politikus [Sait]. 22.04.2014. URL: http://politikus.ru/video/17463-gosdep-ssha-delaet-vyvody-o-situacii-na-ukraine-po-fotografiyam-iz-interneta.html (19.07.2014).

6. Zinov'eva E.S. Mezhdunarodnaia informatsionnaia bezopasnost'. Moscow: MGIMO-Universitet, 2013.

7. Kariakin V.V. Geopolitika tret'ei volny: transformatsiia mira v epokhu Postmoderna. Moscow: Granitsa, 2013.

8. Kiberbezopasnost' i upravlenie internetom: dokumenty i materialy dlia rossiiskikh reguliatorov i ekspertov / otv. red. M.B. Kasenova; sost. O.V. Demidov i M.B. Kasenova. Moscow: Statut, 2014.

9. Krutskikh A.V. K politiko-pravovym osnovaniiam global'noi informatsionnoi bezopasnosti. Mezhdunarodnyeprotsessy, 2007, 1 (5), pp. 28-37. URL: www.intertrends.ru/thirteen/003.htm (19.01.2015).

10. Mariia Zakharova — o tom, zachem MID RF ponadobilis' Feisbuk i Tvitter. Radio OON [Sait].

26.04.2013. URL: www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/137431/ (22.08.2014).

11. MID predlozhil diplomatam SShA pomoshch' iz-za oshibki v Twitter posol'stva. RIA Novosti, 08.04.2014. URL: http://ria.ru/world/20140408/1003085310.html (19.07.2014).

12. MID Rossii na Facebook. URL: www.facebook.com/MIDRussia (29.09.2014).

13. Ministerstvo inostrannykh del Rossiiskoi Federatsii [Ofitsial'nyi sait]. URL: www.mid.ru/bdomp/sitemap.nsf (21.08.2014).

14. Na saite NATO v soobshchenii ot 14 iiunia opublikovan snimok, kotoryi iakoby podtverzhdaet nalichie rossiiskikh voisk na odnom iz voinskikh poligonov v Rostovskoi oblasti. LiveJournal. Pol'zovatel': elmurid.

16.06.2014. URL: http://el-murid.livejournal.com/1875424.html (17.07.2014).

15. "Natovskie snimki s russkimi tankami — fal'shivka". PRAVDATODAY [Informatsionno-analiticheskii portal]. 23.06.2014. URL: http://pravdatoday.su/content/natovskie-snimki-s-russkimi-tankami-falshivka-dokument (19.07.2014).

16. Novikov V.K. Informatsionnoe oruzhie — oruzhie sovremennykh i budushchikh voin. 2-e izd., ispr. Moscow: Goriachaia liniia — Telekom, 2013.

17. Panteleev E.A. Vneshniaia politika i innovatsionnaia diplomatiia. Mezhdunarodnaia zhizn', 2012, 12, pp. 37-44. URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=9033 (03.04.2015).

18. Ponomarev A. Troll' upolnomochen zaiavit'. Rossiiskii MID zavel neobychnyi akkaunt v feisbuke. Lenta.Ru, 19.04.2013. URL: http://lenta.ru/articles/2013/04/19/mid/ (15.07.2014).

19. Posol'stvo Rossiiskoi Federatsii v SShA v Twitter. URL: https://twitter.com/rusembusa (29.09.2014).

20. Posol'stvo SShA vRFv Twitter. URL: https://twitter.com/USEmbRu (29.09.2014).

21. Setetsentrizm: geopoliticheskie i voenno-politicheskie aspekty sovremennosti / pod obshch. red. prof. V.I. Annenkova. Moscow: RUSAVIA, 2013.

22. Smirnov A.I., Kokhtiulina I.N. Global'naia bezopasnost' i "miagkaia sila 2.0": vyzovy i vozmozhnosti dlia Rossii. Moscow: VNIIgeosistem, 2012.

23. Sokolov M.Iu. Kreativnaia diplomatiia. Izvestiia, 07.05.2014. URL: http://izvestia.ru/news/570438

(19.07.2014).

24. Surma I.V. Global'nyi nadnatsional'nyi aktor mezhdunarodnykh otnoshenii i ego sotsial'naia filosofiia. VestnikMGIMO-Universiteta, 2013, 4 (31), pp. 141-151. URL: http://www.mgimo.ru/publications/?id=1005282

(03.04.2015).

25. Analyst's Notebook 8 Social Network Analysis. i2 Limited White Paper. Issue 3.

26. Civil Society 2.0. U.S. Department of State [Official Site]. URL: www.state.gov/statecraft/cs20/ (22.01.2015).

27. Eaman R.A. The Media Society. Basic Issues and Controversies. Toronto: Butterworths, 1987.

28. Excellence in Public Relations and Communication Management / ed.: Grunig J.E. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1992.

29. Farnesina: Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale [Sito Ufficiale]. URL: www.esteri.it/MAE/IT (19.08.2014).

30. France Diplomatie [Site Officiel]. URL: www.diplomatie.gouv.fr/fr/ (15.08.2014).

31. Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorelli N. Political Correlates of Television Viewing. Public Opinion Quarterly, 1984, 48, pp. 283-300.

32. Lazarsfeld P.F. On Social Research and its Language. Chicago: University of Chicago Press, 1993.

33. Malinchik S.D. Framework for Modeling and Analysis of Opinion Dynamics and Influence Operations / Lockheed Martin Advanced Technology Laboratories (ATL). Cherry Hill, N.J.: ATL, 2011.

34. NATO Releases Imagery: Raises Questions on Russia's Role in Providing Tanks to Ukraine. ACO — Allied Command Operations [Official Site]. 14.06.2014. URL: http://aco.nato.int/statement-on-russian-main-battle-tanks.aspx (17.07.2014).

35. Open Source Indicators (OSI) Program. Broad Agency Announcement: IARPA-BAA-11-11 / Intelligence Advanced Research Projects Activity (IARPA), Office of Incisive Analysis. August 23, 2011. URL: http://goodtimesweb.org/surveillance/IARPA-BAA-11-11 20110823.pdf (22.01.2015).

36. Public Relations and Communication Management in Europe: A Nation-by-nation Introduction to Public Relations Theory and Practice / eds.: B. van Ruler, D. Vercic. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2004.

37. Pye L. Political Communication. The Blackwell Encyclopaedia of Political Institutions / Ed.: V. Bogdanor. Oxford, UK: Blackwell, 1987. Pp. 442.

38. Revealing Links: The Power of Social Network Analysis. i2 White Paper. May 2010. Issue 1.

39. Russian Federation. The e-diplomacy Hub [Site]. URL: http://ediplomacy.afp.com/#!/map (22.01.2015).

40. Social Media in Strategic Communication (SMISC): Broad Agency Announcement / Defense Advanced Research Projects Agency. DARPA-BAA-11-64. July 14, 2011. URL: http://cryptome.org/dodi/dod-smisc.pdf (22.01.2015).

41. Stanyer J. Modern Political Communication: Mediated Politics in Uncertain Times. Cambridge: Polity Press, 2007.

42. Whitehouse Launches Propaganda at Troll Level. Twitter. Pol'zovatel': idaltae. 31.05.2014. URL: https://twitter.com/idaltae/status/472819528326332416/photo/1 (18.07.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.