п ■
Парадигмы и процессы
УДК 316.7
госУДаРггвенная информационная политика в Условиях тРансФоРмации
информационного пВэстйнства
Зеркаль Дарья Анатольевна,
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, аспирант,
Екатеринбург, РЬссия E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье обозначены основные тенденции трансформации информационного пространства, произошедшие вследствие широкого распространения цифровой формы передачи данных, компьютеризации и распространения глобальных коммуникационных сетей. Данные изменения существенно повлияли на роль государства как субъекта информационного пространства и отразились на государственной информационной политике.
Ключевые слова:
информационное пространство, государственная информационная политика, информационная безопасность, медиатизация политики.
В современном мире многократно воз- взаимодействия и информационной инфра-растает роль и значение информации. В самом струюурой.
общем смысле эта информация представляет Государство является важнейшим субь-
собой результат семантической деятельности ектом, функционирующим в информационном
человечества и формирует собой глобальное ин- пространстве и одновременно регулирующим
формационное пространство [11]. В более узком и формирующим его на конкретной территории.
значении под информационным пространством С середины XX века с появлением циф-
понимается процесс коммуникации различных рового способа передачи данных, развитием
субъектов, а также технологии и каналы, обе- технологий хранения, передачи информации
спечивающие данную коммуникацию. При этом и последующим появлением глобальных ин-
субъектами информационного пространства формационных сетей структура информацион-
могут выступать отдельные индивиды, группы, ного пространства значительно усложнилась,
компании, органы государственной власти, многократно увеличился объем информации,
То есть вся совокупность институтов, ооз- возросло ее экономическое и политическое дающих, накапливающих, хранящих и распро- значение. Контроль информации стал одним страняющих информацию. Информационное из факторов национальной безопасности, пространство образуется информационными Все вышеперечисленные изменения
ресурсами, средствами информационного привели к необходимости формирования го-
122
внутренний и внешний. Внутренний должен государства и социальной, экономической и по-
fi 1е:///С/Users/juIia/Desktop/ЗАЛИТЬ В ЕАБУН/_Дискурс-Пи/Дискурс-Пи_Т12_№2_2015/122-128.Мт[27.12.2015 2:18:18]
Парадигмы и процессы
И
сударственной информационной политики, перестало быть профессиональной сферой Информационная политика стала важнейшим деятельности узкого круга лиц. Эта тенденция направлением государственного управления, не абсолютна, особенно если рассматривать Отечественный исследователь Нисневич Ю. А. функционирование средств массовой коммуни-достаточно точно определил, что «информа- кации. Однако с появлением глобальных ком-ционная политика представляет собой сово- муникационных сетей информационное про-купность целей, отражающих национальные странство также стало глобальным. Вследствие интересы в информационной сфере, стратегии, этого государство утратило монопольное право тактике, задачах государственного управле- на контроль производства и распространения ния, управленческих решений и методов их информации на данной территории.
реализации, разрабатываемых и реализуемых Сегодня наравне с государством в инфор-
государственной властью для регулирова- мационном пространстве, а особенно в массо-
ния и совершенствования как собственно вой коммуникации, представлены различные
процессов информационного взаимодей- политические силы, коммерческие структуры,
ствия в общественно-политической жизни гражданские объединения. Даже отдельные
и социально-экономической сфере жизнедея- индивиды, зачастую, становятся значимыми
тельности общества и государства, так и про- акторами массовой коммуникации.
цессов обеспечения такого взаимодействия» [8]. И если раньше дискуссия о том, кто
При этом государственная информаци- управляет информационным пространством, онная политика функционирует в информаци- строилась вокруг вопрооов о соотношении онном пространстве и вынуждена динамично государственных и частных средств массовой меняться, сообразно тем тенденциям и изме- информации, свободе слова и пропаганде, нениям, которые претерпевает само информа- то сегодня под оомнение ставится сама способ-ционное пространство. Таким образом, вслед ностъ государства регулировать данную сферу, за информационным пространством, государ- задавая правила субъектам информационного ственная информационная политика представ- пространства.
ляет собой постоянно трансформирующуюся С одной стороны, государство, как и пресистему. жде, остается доминирующим субъектом
В данной статье мы обозначим основные информационного пространства. Например, тренды трансформации информационного за государством остается право выдавать пространства, существенно изменившие го- лицензии на вещание средствам массовой сударственную информационную политику, информации, воздействовать на них экономи-Несмотря на то, что глобальные изменения чески, определять, какая информация является технологий создания и распространения инфор- угрозой национальной безопасности и так да-мации произошли в середине XX века, наиболее лее. Эффективным методом контроля каналов отчетливо данные тенденции стали проявлять коммуникации остается правовое регулирова-себя в эпоху повсеместного распространения ние различных аспектов работы СМИ, распро-персональных компьютеров и сети Интернет, странения данных и других, которое полностью т. е. с середины 80-ых годов прошлого века. остается задачей государства.
Появление новых акторов глобального ин- Однако очевидной становится тенденция
формационного пространства, конкурирующих к ослаблению контроля над содержанием ин-
с государством. формации. Например, в 2013 году власти США
Повсеместное распространение персо- были вынуждены внести поправки в акт Смита-нальных компьютеров значительно ускорило Мундта, который запрещал вещание пропаган-и удешевило процесс создания и распростране- дистских СМИ Америки на территории страны, ния информации, Огромное количество людей Этот закон был принят в 1948 году и закреплял были включены в процесс работы с информа- структуру информационного пространства цией. Создание и распространение информации США, структурно разделяя ее на два контура:
123
Парадигмы и процессы
■
ки зрения борьба с вредоносными вирусами Например, в июне 2013 г, таким способом по-
был работать для создания полного одобрения литической стабильности, а также законности внешнеполитического курса правительства и правопорядка.
внутри страны, концентрируясь на внутренних При этом в обеспечении национальной
проблемах. Относительно внутренних вопро- безопасности в информационной сфере тради-сов допускался плюрализм мнений. Внешний ционно выделялось четыре направления:
контур был направлен на противостояние по- Первое направление условно можно на-
пуляризации коммунистических идей в других звать технологическим, подразумевает развитие
государствах. В современных условиях выпол- современных информационных технологий,
нение данного акта стало бессмысленным, так создание внутри государства собственной
как граждане США, при желании, получают индустрии, обеспечивающей нужды инфор-
полную информацию через Интернет. Таким матизации, телекоммуникационных систем
образом, правительство США признало, что и связи. В современном мире не многие страны
система контроля содержания информации, могут позволить оебе такие наукоемкие отрасли
разработанная в XX веке, устарела, а государ- и чаще всего не обладают «технологическим»
ство утратило способность безраздельно ее суверенитетом от США.
контролировать. Второе направление - защита информаци-
Это привело к пересмотру отношения онных ресурсов от различного рода кибератак к информационной безопасности. Второй тен- и несанкционированного доступа. Оно вклю-денцией трансформации информационного чает в оебя защиту информационных систем, пространства, на которую вынуждена реагиро- включая оети связи, информационных систем ватъ государственная информационная полита- органов государственной власти, финансовых ка, - Актуализация проблем информационной учреждений, промышленных предприятий,
безопасности. а также систем и средств информатизации воо-
В самом общем смысле информационная ружения и военной техники, систем управления безопасность представляет гобой состояние войсками и оружием, экологически опасными сохранности информационных ресурсов, баз и экономически важными производствами.
данных, конфиденциальности, целостности Третье направление включает в себя ин-
и доступности информации [5]. В контексте формационное обеспечение государственной государственной информационной политики политики. Оно связано с доведением до граждан информационная безопасность представляет информации о государственной политике, офи-собой «состояние защищенности националь- циальной позиции власти по значимым вопро-ных интересов государства в информационной сам, поддержанием единого информационного сфере, определяющихся совокупностью сба- пространства на всей территории государства, лансированных интересов личности, общества Четвертое - сохранение и укрепление
и государства» [4], нравственных ценностей общества, традиций
Под интересами личности понимается патриотизма и гуманизма, культурного и науч-свободный доступ к информации в интересах ного потенциала государства. Данное направ-всестороннего развития личности, защита лич- ление подразумевает определенную идеологи-ных сведений и другие законодательно закре- ческую составляющую.
пленные права. Интересы общества в инфор- Однако с развитием и повсеместным рас-
мационной сфере заключаются в обеспечении пространением цифровой передачи данных интересов граждан, достижении и поддержании и Интернета данные направления претерпели социальной стабильности. существенные изменения. Информация, пере-
К интересам государства можно отнести даваемая в сети Интернет, виртуальна. Она создание, поддержание и развитие информа- не имеет конкретного местоположения, за-ционной инфраструктуры, обеспечение прав частую полностью анонимна, за счет свойств граждан в сфере информации, обеспечение сетевого пространства, имеет высокую скорость национальной безопасности, суверенитета распространения. Если с технологической точ-
124
Ш
Парадигмы и процессы
странах Европы. Например, конгломерату ресурсов, информационных услуг и средств свя-Р. Мердока News Corporation в Великобритании зи» [12]. Виртуальное пространство обладает принадлежат газеты The Times, The Wall рядом характеристик: нематериальность воз-Street Journal Europe, The Sun и The Sunday действия (изображаемое производит эффекты,
Times, а также телекомпании SKY Italia (доля характерные для вещественного); условность 100%), British Sky Broadcasting (39%) и Sky параметров (объекты искусственны и изме-Deutschland (49,9%) [2], Таким образом, можно няемы); эфемерность (свобода входа/выхода говорить о монополизации крупными корпора- обеспечивает возможность прерывания и воз-
file:///C/Users/julia/Desktop/3AnИТЬ В БАБУН/_Дискурс-Пи/Дискурс-Пи_Т12_№2_2015/122-128.Ь1т[27.12.2015 2:18:18]
и кибератаками остается актуальным приори- всеместно была распространена информация тетом государства, то в сфере идеологии по- об отставке главы ОАО «РЖД Якунина В. И. зиции государства значительно ослабли. Сама Позже стало известно, что новость была отправ-природа сетевой коммуникации ускользает лена с домена на один символ отличающегося от средств безопасности и защиты, разрабо- от правительственного.
танных в среде традиционной коммуникации, Следствием многократного увеличения
которыми в совершенстве владеет государство, количества информации стало изменение Ряд государств пытается сохранить контроль способов обратной связи политической ком-над сетевым пространством, однако прибегает муникации. Количество поступающей инфор-при этом к радикальным мерам, неприемлемым мации превосходит объективные возможности для демократических государств. Например, восприятия человека. Современный человек КНР с 1998 года разрабатывала систему филь- не может потреблять такое количество инфор-трации содержимого Интернета, а в 2003 году мации, в том числе и политического характера, ввела в эксплуатацию систему «Золотой щит», Следствием этого становится формирование которая представляет собой сеть серверов на пассивной позиции к участию в политической Интернет-канале между провайдерами внутри жизни. Снижение значимых контактов власти страны и международными сетями передачи и общества приводит к нарушению обратной информации. Веб-сайты, базирующиеся на тер- связи. Коммуникация, происходящая посред-ритории Китая, не могут ссылаться и публико- ством официальных каналов связи, таких как вать новости, взятые из зарубежных новостных средства массовой информации, становится сайтов или СМИ, без специального одобрения, односторонним процессом, снижается доверие также веб-страницы фильтруются по ключевым населения к таким каналам. Это приводит к поело вам, связанным с государственной беэопас- вышению конкуренции в информационном про-ностью, а также по черному списку адресов странстве. Различные каналы коммуникации сайтов. вынуждены бороться не только за внимание
Другой тенденцией трансформации аудитории, но и за ее доверие, информационного пространства является При этом можно говорить о тенденции
Усиление противоречий и повышение его кон- Монополизации информационного простран-курентности. ства.
С развитием сетевого пространства воз- На первый взгляд, кажется, что указан-
растает роль горизонтальной коммуникации, ная тенденция противоречит повышению Многократно возрастает значение неформаль- конкуренции в борьбе за потребителя. Данная ных каналов связи в процессе коммуникации, тенденция относится, в первую очередь, к офи-доверие к официальным источникам и каналам циальным средствам маосовой информации, передачи информации снижается, Следствием Так, достоверно известно, что монополия этого становится учащение случаев ошибок на производство контента средств масоовой коммуникации, искажения информации и на- информации, кино и продуктов поп-культуры растание пассивного протеста участников принадлежит США, При этом 90% всех ка-сетевой коммуникации против сложившейся налов информации распределяются между системы массовой коммуникации, пятью основными американскими корпора-
В качестве примера данной тенденции циями: Time Warner, News Corporation, The можно привести неоднократные случаи не- Walt Disney Company, Viacom/CBS Corporation, точных цитат первых лиц государства, которые Comcast/NBC Universal.
при многократном тиражировании в блогах Следует подчеркнуть, что все эти ме-
теряли первоначальное значение, превращаясь диакорпорации являются американскими лишь в информационные поводы для желтой прессы, по юрисдикции своих головных структур.
Также участились случаи «вброса» информации Многие из указанных компаний имеют дочер-через блоги или сообщения в социальных сетях, ние компании и филиалы практически во всех
125
В
Парадигмы и процессы
получила название «шоу-политики». В 60-е ственно изменив принципы государственной годы XX века Ги Дебор в своей книге «Общество информационной политики. Так, с появлением спектакля» говорит о том, что в обществе потре- глобального информационного пространства бления политика становится частью культуры особую актуальность приобрел вопрос идеопотребления, При этом СМИ, экономика, поли- логического доминирования на территории, тика и культура становятся частью спектакля, государство утратило абсолютную монополию «Маркетинговые технологии продвижения, на контроль информации и право на регулиро-позиционирования, отстройки от конкурентов, вание в данной сфере. Распространение сетевой
циями производства медиа-контента и огром- обновления существования) [7],
ной доли традиционных каналов массовой Таким образом, виртуальная реальность
коммуникации. Этот фактор не может не учи- предполагает взаимодействие человека не с ве-тываться при формировании государственной щами, а с симуляциями (симулякрами), В постинформационной политики. Особенно когда модернизме понятие симулякр подчеркивает речь идет о защите национальных интересов творческое начало человека, восприятие об-и обеспечении «идеологического» доминиро- разов, оторванных от реальности, относящихся вания на территории. скорее к эмоциональным переживаниям ин-
Так, например, многие государства оказа- дивида. Симулякр представляет собой образ, лись вынуждены поддерживать национальный утративший связь с реальным объектом, «Мир, кинематограф, который не выдерживает конку- таким образом, делается собранием кажимо-ренции с популярными голливудскими филь- стей, мнимостей, фантомов сознания, В лучшем мами. Германия и Великобритания для под- случае оно оперирует знаками, намекающими держки национального кинематографа пошли на какие-то узнаваемые идеи, Знаковой стано-по пути развития государственной поддержки вится слово, речь, печать, искусство, одежда и поощрения финансирования киноиндустрии и даже отдельные люди» [1],
частными компаниями. Во Франции для оказа- В процессе медиатизации политики поли-
ния государственной поддержки кинопромыш- тическая реальность переносится в виртуальное ленности создан Национальный киноцентр, пространство и также становится объектом финансирующий киноиндустрию напрямую, симуляции, Это оказывает воздействие на стра-Однако, несмотря на это, Американские филь- тегии реализации государственной информаци-мы представляют около 65% от всего рынка онной политики, В виртуальном пространстве кинематографа в европейских странах, тогда как простого донесения информации о политиче-доля европейских фильмов составляет около 3% ских событиях, аргументации политических в американском прокате [6], решений становится недостаточно для эффек-
Еще одной характерной чертой информа- тивного контроля информационной сферы, ционного пространства в сфере политической Повышается значение образа коммуникатора коммуникации стала Медиатизация политики , и языка коммуникации, расширяется символи-
Под медиатизацией понимается взаимо- ческое пространство политики, Все чаще «под проникновение политического и медийного воздействием каналов массовой коммуникации пространства, в результате чего происходит социальные и политические противоречия пред-переход политических символов и смыслов ставляются не как столкновение социальных в виртуально-медийную область» [10]. интересов и соответствующих программ, а как
В целом виртуальная область или вир- столкновение лидеров; происходит вытеснение туальное пространство - это «область техни- программной риторики личностной» [3].
ческих, технологических и социальных отно- Этому во многом способствуют виртуа-
шений, возникающих, изменяющихся и пре- лизация политических событий и расширение
кращающихся в процессе использования ком- символического пространства политики, ко-
пьютерной или иной электронной технической торые разворачиваются в пространстве СМИ
сети по поводу информации, информационных по законам кинематографа. Данная тенденция
126
pedagogicheskogo univeisiteta im. А. I. Geroena. - 2008. № 73-1. i mediatizadi politiki // Socium i vlast'. 2014. № 4. S. 42-47.
S. 335-339. 11. S. Pereslegin. To, chto dostatochno dlya Gerodota -
8. Nisnevich Yu. A. Infbrmadya i vlast1. M., 2000.S. 9. 2002.
9. Rusakova O. F. Diskuts shou-politiki // Bez temy. 12. Teleshina N. N. Virtual'noe prostranstvo kak oblast'
Nauchnyj obshhestvenno-politicheskij zhumal. 2008. ptavovogo regulirovaniya // Yuridicheskaya texnika. 2013. № 7.
10. Rusakova O. F. Konceptual'nye osnovaniya strategii S 42-51. cvetnoj tevolyudi: teorii soft power, uptavlyaemogo xaosa
UDC 316.7
state InfbrMatlon Policy In the transforMatlon of the InfbrMatlon sfcce
Zerkal Daria Anato|jevna,
file:///C/Users/julia/Desktop/3A/lHTb В ЕАБУН/_Дискурс-Пи/Дискурс-Пи_Т12_№2_2015/122-128.Ь1т[27.12.2015 2:18:18]
привлечения внимания публики посредством коммуникации поставило новые задачи в во-рекламных практик, получение прибыли в виде просе обеспечения информационной безопас-определенной выгоды от успешных продаж ности. А свойства виртуального пространства делает шоу-политику неотъемлемой частью изменили форму и содержание транслируемой рыночной потребительской культуры. В про- в СМИ политической информации, странстве данной культуры символический
обмен оборачивается утилитарным обменом: 1. UH: http://lib.eparhia-saratDv.ru/books/13n/nikolaeva/
инвестиции в производство шоу, потребляемые массовым зрителем, оказываются выгодным капиталовложением» [9].
Данная тенденция оказывает огромное воздействие на государственную информационную политику, одной из задач которой является донесение информации о текущих политических событиях и поддержание курса правящей элиты. В современном мире простой передачи данных становится недостаточно. Средства массовой информации сегодня не просто транслируют сообщения, в новостных СМИ в режиме реального времени разворачивается политическое шоу, в ходе которого различные спикеры раскрывают сюжет заданной информационной повестки. Это существенно повышает требования к качеству транслируемого контента, а также задает новые критерии деятельности PR-подразделений при органах государственной власти.
Таким образом, можно говорить о том, что с развитием цифровых технологий существенно изменилось информационное пространство. Трансформация информационного пространства выражается в ряде тенденций, таких как: появление новых акторов глобального информационного пространства, актуализация проблем информационной безопасности, повышение конкуренции в данной сфере, монополизация каналов коммуникации и производства медиаконтента, медиатизация политики. Данные изменения оказали воздействие на государство как субъект информационного пространства, суще-
culture/e.html.
2. Url: http://www.cisnews.org/world/8539-informacionnaya-voyna-komu-prinadlezhat-mirovye-smi.html.
3. Url: http://www.kara-murza.ru/books/manipul/ manipul54.htm.
4. Url: http://www.scrf.gov.rU/documents/6/5.html.
5. Url: http://www.securitylab.ru/news/tags/%E8%ED% R%EE%F0%EC%E0%F6%E8%EE%ED%ED%E0%FF+%E1 %E5%E7%EE%EF%E0%F1%ED%EE%F1%F2%FC/.
6. Url: http://www.studio-videoton.ru/Theory/opitevropa.
html.
7. Ненашев А. И. Развитие социального виртуального пространства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. № 73-1.
С. 335-339.
8. Нисневич Ю. А. Информация и власть. М., 2000.С. 9.
9. Русакова О. Ф. Дискурс шоу-политики // Без темы. Научный общественно-политический журнал. 2008.
10. Русакова О. Ф. Концептуальные основания стратегии цветной революции: теории soft power, управляемого хаоса и медиатизации политики // Социум и власть. 2014. № 4.
С. 42-47.
11. С. Переслегин. То, что достаточно для Геродота -
2002.
12. Телешина Н. Н. Виртуальное пространство как область правового регулирования // Юридическая техника. 2013. № 7. С 42-51.
1. UH: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikolaeva/ culture/e.html.
2. UH: http://www.dsnews.org/world/8539-inlbrmadonnaya-voyna-komu-prinadlezhat-mirovye-smi.html.
3. Url: http://www.kara-murza.ru/books/manipul/ manipul54.htm.
4. Url: http://www.scrf.gov.rU/documents/6/5.html.
5. Url: http://www.securitylab.ru/news/tags/%E8%ED% F4%EE%FO%EC%EO%F6%E8%EE%ED%ED%EO%FF+%E1 %E5%E7%EE%EF%E0%F1%ED%EE%F1%F2%FC/.
6. Url: http://www.studio-videoton.ru/Theory/opitevropa.
html.
7. Nenashev A. I, Razvitiesodal'nogovirtuarnogo prostranstva // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo
127
Геополитика
УДК 327.2
пеРэФоРматиРование генДеРа как проявление «мягкой силы»
Комлева Наталья Александровна,
Уральский федеральный университет имени первого Профессор кафедры теории и истории политической Екатеринбург, Россия,
E-mail: [email protected]
Президента Рэссии Б. Н. Ельцина, науки,
Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, graduate student,
Ekaterinburg, Russia,
E-mail: [email protected]
Annotation
The article outlines the key trends transforming the information space that occurred as a result of widespread forms of digital communication, computerization and dissemination of global communication networks.
These changes significantly affected the role of the state as the subject of the information space, and reflect on the stats information policy.
Key words:
the information space, stats information policy, information security, mediatization policy.
128
file:///C/Users/julia/Desktop/3ATIИТЬ В БАБУН/_Дискурс-Пи/Дискурс-Пи_Т12_№2_2015/122-128.Ь1т[27.12.2015 2:18:18]
Аннотация
Статья посвящена гендерным аспектам применения «мягкой силы» в геополитическом процессе. Утверждается, что искажение и/или разрушение традиционного гендера мужчины и женщины и отрыв гендера от соответствующего ему биологического пола является одной из технологий разрушения лимитрофа геополитического противника и, следовательно, формой геополитической агрессии. Сущность такой технологии состоит в маргинализации Отечества как проявления гендера мужчины и Родины как проявления гендера женщины.
Ключевые слова:
гендер, биологический пол, геополитическая технология, гендерное Отечество, гендерная Родина.
Разрушение лимитрофов противника явля- шему разумению, еще не применявшийся при ется эффективной геополитической практикой, исследовании применения технологий «мягкой Под лимитрофом в данном случае понимается силы» в геополитических процессах: изучение совокупность акторов как государственной, так процесса разрушения геополитических лими-и негосударственной природы, находящихся трофов с позиции различения мужского и жен-в непосредственной или опосредованной непре- ского, В данном случае мы станем рассуждать ложной зависимости от мощного геополитиче- как о гендере, то есть о совокупности соци-ского актора-тьютора, В рамках борьбы с геопо- альных и культурных норм, которые общество литическим противником, для его ослабления, предписывает выполнять людям в зависимости производится разрушение его лимитрофа и пе- от их биологического пола [б], так и о соци-ревод лимитрофных государств или лимитроф- альных практиках, жестко предопределенных ных негосударственных акторов в лимитроф биологическим полом, понимаемым как сово-актора-агрессора, При этом применяется как купностъ основных физиологических различий hard, так и soft power, причем в течение послед- мужчины и женщины [б]. Таким образом, мето-ней четверти века преобладает технология soft дологически мы будем опираться как на теорию power. Современные технологии разрушения гендера, так и на биологический детерминизм, лимитрофов геополитических противников Теория гендера связана с теорией социального анализируются и классифицируются в научной конструирования: гендер и гендерная иден-литературе с различных точек зрения. Рискнем тичностъ в значительной степени подвержены предложить исследовательский принцип, по на- целенаправленному формированию [8]. Пол,
129