Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
приемы ТРИЗ / детская фантазия / творческие способности / творческий подход / мышление / старший дошкольный возраст / TRIZ techniques / children's fantasy / creativity / creative approach / thinking / senior preschool age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стецун Н.В.

Статья посвящена обсуждению проблемы использования технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Представлен обзор взглядов авторов, изучивших указанную проблему, что позволяет увидеть эффективность использования технологии ТРИЗ в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стецун Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRIZ TECHNOLOGIES IN DEVELOPMENT CHILDREN'S CREATIVE ABILITIES SENIOR PRESCHOOL AGE

Article is devoted to the discussion of the problem of using TRIZ technology in working with older preschool children. An overview of the views of the authors who have studied this problem is presented, which allows us to see the effectiveness of using TRIZ technology in developing the creative abilities of older preschool children.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37

Стецун Н.В.

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 31» (г. Михайловск, Россия)

ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: статья посвящена обсуждению проблемы использования технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Представлен обзор взглядов авторов, изучивших указанную проблему, что позволяет увидеть эффективность использования технологии ТРИЗ в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: приемы ТРИЗ, детская фантазия, творческие способности, творческий подход, мышление, старший дошкольный возраст.

В настоящее время, как одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии становится формирование творческой личности, как человека, обладающего определенными творческими качествами и собственными взглядами на жизнь. В этой связи, один из самых эффективных способов формирования творческих способностей старших дошкольников в учебном процессе - это использование технологических приемов ТРИЗ.

Основные задачи системы образования, которые реализуются сегодня ФГОС имеют общую цель с ТРИЗ - технологией Г. Альтшуллера [4, с. 39]:

личностное развитие, готовность к жизни в высоких технологиях, конкурентный мир,

формирование у ребенка умений и готовности учиться в течение всей жизни, самостоятельно добывать знания [4, с. 39].

Следовательно, эта технология позволяет максимально увеличить возможности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Сегодня ТРИЗ-педагогика - это новаторское направление, описанное О.И. Артемьевой как система развития образования с 25 ориентацией на развитие творческих качеств личности, является частью современных образовательных программ для дошкольных учреждений, входит в состав современной педагогики. В основе ТРИЗ-педагогики - проблемно-поисковый метод, который приближает его к развитию обучения [2, с. 6].

Как отмечает С.И. Гин, ТРИЗ - одна из технологий развития образования. Дети не только приобретают знания, навыки и умения, но и учатся приобретать их сами. Начинает развиваться творческий подход к деятельности, будет развиваться мышление, воображение, внимание, память. При работе с детьми по ТРИЗ-технологии наиболее важно пробудить у них интерес на занятиях [5, с. 36].

По мнению, О.В. Серегиной, по этой технологии основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, чтобы открыть детям истину, он должен научить их находить их. Если дети задают вопрос, не дают сразу готового ответа. Напротив, необходимо спросить их, что они думают об этом. Необходимо попросить детей порассуждать и с помощью наводящих вопросов подвести их к тому, чтобы они сами нашли ответ. Если дети не задают вопросы, то педагог должен помочь им выявить несоответствие. Таким образом, это поставит детей в ситуацию, когда им нужно будет найти ответ, то есть в некоторой степени повторить исторический путь познания и трансформации объекта или явления [10, с. 45].

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ, отмечает Н.В. Алешина, - это технология, позволяющая воспитывать и тренировать творческую личность, обладающую сильным арсеналом способов решения изобретательских задач и грамотной речью, что очень востребовано на современном этапе развития общества. Целью использования ТРИЗ в детском

саду является развитие мышления, гибкости, подвижности, последовательности, диалектизма, а также поисковой активности, стремления к новизне, познавательного развития и творческого воображения [1, с. 94].

А.А. Нестеренко говорил о том, что основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ-педагогике является система творческих заданий, обеспечивающая формирование у учащихся необходимых знаний и умений [8, с. 72].

Предлагая детям творческую роль, важно учитывать следующие дидактические принципы, автором которых является эксперт по ТРИЗ-педагогике С.И. Гин [5, с. 49]:

1. Принцип свободы выбора. Нужно дать ребенку право выбора в любой учебной или управленческой деятельности.

2. Принцип открытости. Нужно дать ребенку возможность поработать с открытыми проблемами (не имеющими единого правильного решения). В условиях творческой задачи определяются различные решения.

3. Принцип деятельности. Любая творческая задача включает практическую деятельность.

4. Принцип обратной связи. Педагог может регулярно контролировать процесс освоения умственными операциями детей, ведь в новых творческих задачах присутствуют элементы предыдущих.

5. Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любой деятельности, позволяющей максимально использовать возможности, знания и интересы детей [5, с. 49].

Методологической основой этого педагогического опыта является личностно-ориентированный подход к процессу формирования личности, при котором дошкольник выступает не пассивным субъектом воздействия, а эквивалентным предметом творческих способностей.

В учебном процессе решаются следующие задачи, выделенные В. Богат [3, с. 30]: формирование умения дошкольников наблюдать, анализировать, сравнивать и решать творческие задачи, развитие способности быстро входить

в новые тематические области, развитие способности мыслить логически и связно выражать собственные мысли, адаптация к динамичному образу мира, развитие желания заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью, воспитание творческой личности [3, с. 30].

А.В. Корзун отмечает, в арсенале технологий ТРИЗ много методов, хорошо зарекомендовавших себя при работе с детьми старшего дошкольного возраста. В дошкольных организациях используются следующие методы технологии ТРИЗ [6, с. 19]:

1. Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы, основанный на стимулировании творческих способностей, при котором участникам дискуссии предлагается высказать как можно больше решений, в том числе и самые фантастические. Затем из общего количества высказанных идей выбираются наиболее удачные, которые можно использовать на практике.

2. Метод каталога. Метод позволяет решение проблем обучения дошкольников творческому повествованию.

3. Метод фокальных объектов. Суть этого метода заключается в передаче свойств одного или нескольких объектов другому. Этот метод позволяет не только развивать воображение, фантазию, речь, но и контролировать свое мышление.

4. Метод системного анализа. Этот метод помогает увидеть мир в системе как совокупность элементов, так или иначе связанных и комфортно функционирующих между собой. Цель состоит в том, чтобы определить роль и расположение объектов и их взаимодействие для каждого элемента.

5. Метод морфологического анализа. При работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческих способностей, воображения и преодоления стереотипов. Его суть заключается в совмещении различных возможностей характеристик определенного объекта в создании нового образа этого объекта [6, 20].

6. Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Методическая сущность состоит в разделении ситуаций на составляющие (реальные и

фантастические) с последующим поиском реальных проявлений фантастической составляющей.

7. Метод ММЧ (моделирование маленькими человечками). Моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое - жидкое - газообразное).

8. Мышление по аналогии. Поскольку аналогия - это сходство предметов и явлений по некоторым свойствам и особенностям, необходимо сначала научить детей определять свойства и особенности предметов, научить их сравнивать и классифицировать.

9. Типовые приемы фантазирования (ТПФ). Шесть волшебников помогут развить воображение ребенка. Их задача - изменить свойства объекта. Магические техники: увеличение-уменьшение, разделение-слияние, преобразование знаков времени, возрождение-окаменение, специализация-универсализация [6, с. 21].

Занятия с использованием методов ТРИЗ проводятся как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместное решение.

В. Петров отмечает, что работу по системе ТРИЗ с дошкольниками нужно проводить постепенно. Любая технология предполагает алгоритмичность, наличие взаимосвязанных фаз, взаимодействующих между собой. В частности, для решения задач ТРИЗ можно выделить этапы работы [9, с. 173]:

Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, окружающие его повсюду. К примеру, что общего у цветка и дерева? Что общего у плаката и двери?

Цель второго этапа - научить детей фантазировать и изобретать. К примеру, как выжить на необитаемом острове с одной лишь жевательной резинкой?

Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание различных сказок специальными методами ТРИЗ. К примеру: «Вы должны спасти брата Иванушку от Бабы Яги, которая хочет его съесть. Что делать?»

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и с нестандартными, оригинальными решениями проблем учится находить выход из любой сложной ситуации [9, 181].

Выделяют следующие фазы творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ [7, 125]: поиск и формулирование противоречий, обучение детей фантазии, выдумыванию, решать сказочные задачи и придумывать разные сказки специальными методами ТРИЗ, обучение находить выход из любой сложной ситуации [7, 125]. Результат занятий - использование технологий ТРИЗ у детей.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: технология ТРИЗ

- это современная технология, позволяющая воспитывать и тренировать творческого ребенка, имеющего сильный арсенал способов решения изобретательских задач и грамотной речи, востребованный в настоящее время в обществе. Использование технологий ТРИЗ с дошкольниками позволяет снять чувство скованности, преодолеть застенчивость, развить воображение, речь и общую инициативность, повысить уровень творческих способностей, что помогает детям избавиться от инерции мышления. Работу по системе ТРИЗ с дошкольниками нужно проводить постепенно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М.: УЦ Перспектива, 2016. - 212 с;

2. Артемьева О.И. Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). - СПб.: Свое издательство, 2019. - 20 с;

3. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ // Дошкольное воспитание. - 2020. -№10. - С. 30-32;

4. Богат В. К вопросу о тризовских занятиях. // Дошкольное воспитание. - 2019. - №11.

- С. 39-40;

5. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. - М.: Мн, 2008. - 105 с;

6. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. -М.: ЭКСМО, 2010. - 96 с;

7. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир: метод. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2020. - 160 с;

8. Нестеренко А.А., Ширяева В.А. ТРИЗ - педагогика: диалог теории и практики: Межвузовский сборник научн. трудов. - Саратов, 2007. - 104 с;

9. Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских задач. - М.: Проспект, 2010. - 299 с;

10. Серегина О.В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приёмов ТРИЗ-технологий. / Научная статья. Журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета». - 2020. - № 5. - С.45-47

Stetsun N.V.

Kindergarten No. 31 (Mikhailovsk, Russia)

TRIZ TECHNOLOGIES IN DEVELOPMENT CHILDREN'S CREATIVE ABILITIES SENIOR PRESCHOOL AGE

Abstract: article is devoted to the discussion of the problem of using TRIZ technology in working with older preschool children. An overview of the views of the authors who have studied this problem is presented, which allows us to see the effectiveness of using TRIZ technology in developing the creative abilities of older preschool children.

Keywords: TRIZ techniques, children's fantasy, creativity, creative approach, thinking, senior preschool age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.