Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Е.А., Гурина Е.Н.

Рассматривается проблема изучения творческого воображения, его роль в психическом развитии личности ребенка, а также применение эффективных средств ТРИЗ-технологий в дошкольном образовании. Отмечена необходимость совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов дошкольника, поиска новых средств развития творческого потенциала ребенка. Проведен теоретический анализ исследований ученых, посвященных феномену творчества и развитию воображения ребенка. Дана подробная характеристика теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству, созданной Г.С. Альтшуллером. Представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста в рамках разработанной образовательной программы «Волшебный мир творчества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Е.А., Гурина Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVE IMAGINATION DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF TRIZ TECHNOLOGIES

The article is devoted to the problem of studying the creative imagination and its role in the mental development of the child's personality, as well as the use of effective means of TRIZ technologies in pre-school education. The introduction reflects the relevance of the topic, due to the need to improve the educational process, taking into account the psychological patterns of the entire system of cognitive processes of the preschooler, the search for new means of developing the creative potential of the child. The main part of the article reveals the essence of creative imagination, defines the role of imagination in the creative process. A theoretical analysis of the research of scientists devoted to the phenomenon of creativity and the development of the child's imagination is carried out. A detailed description of the theory of solving inventive problems (TRIZ), one of the modern and popular pedagogical technologies, adapted to preschool childhood, created by GS Altshuller is given. The article presents the work experience of authors with children of preschool age within the framework of their educational program "The Magic World of Creativity". In conclusion, conclusions were drawn about the importance of TRIZ technologies in the development of the creative imagination of preschool children.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ»

2017

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия E

УДК 373.1

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ

ЕА. КОВАЛЕВА, Е.Н. ГУРИНА (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы)

Рассматривается проблема изучения творческого воображения, его роль в психическом развитии личности ребенка, а также применение эффективных средств ТРИЗ-технологий в дошкольном образовании. Отмечена необходимость совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов дошкольника, поиска новых средств развития творческого потенциала ребенка. Проведен теоретический анализ исследований ученых, посвященных феномену творчества и развитию воображения ребенка. Дана подробная характеристика теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству, созданной Г.С. Альтшуллером. Представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста в рамках разработанной образовательной программы «Волшебный мир творчества».

Ключевые слова: воображение, творческое воображение, творческие способности, ТРИЗ-техно-логии, ТРИЗ-педагогика, дошкольный возраст.

Введение. Наряду с социально-экономическими преобразованиями и изменениями в современном обществе сегодня наиболее актуальной задачей педагогики выступает постоянная потребность в формировании творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития.

В связи с этим перед учреждением дошкольного образования (УДО) встает проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов дошкольника.

Основная часть. Дошкольное детство - это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

Проблема развития воображения дошкольника особенно актуальна, т.к. данный психический процесс - неотъемлемый компонент любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы психолого-педагогические исследования все чаще обращаются к вопросу о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности и механизмов воображения.

Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого показывают, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в УДО. Изучая процесс творческого воображения, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддъяков, О.М. Дьяченко подчеркивают, что оно связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов.

Все необходимые качества творческого воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представление ребенка об окружающем мире, а не сводится к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новое. Важно формировать у детей познавательный интерес, способствующий появлению у ребенка таких психических образований, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены, благодаря чему появляется творческая переработка представлений [1].

В своих исследованиях О.М. Дьяченко отмечает, что воображение дошкольника существенно отличается от воображения взрослого, т.к. за его кажущимся богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. В основе образов воображения ребенка лежит перекомбинирование

материала, хранящегося в памяти. В силу того, что у детей дошкольного возраста знаний и представлений еще недостаточно, «видимое богатство воображения» связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте [1, с. 58].

Согласно С.Л. Рубинштейну, воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве [2]. Таким образом, творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Особую роль в развитии творческого воображения, на наш взгляд, играет изобразительная деятельность детей.

Способность к творчеству определяется современными учеными по-разному, но общим в понятии является то, что данная способность характеризуется созданием нового, оригинального продукта. Критерий творчества при этом - не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.

В последние десятилетия в сфере дошкольного образования вышли в свет новые инновационные программы и технологии, направленные на решение различных задач традиционной педагогической системы. Однако к инновационному образованию могут быть отнесены лишь те из них, которые ориентированы на развитие у детей инновационного мышления, способности генерировать новые идеи.

Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству, является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Г.С. Альтшуллером, способная качественно повысить эффективность образования, в т.ч. и дошкольного. С возникновением ТРИЗ появилась возможность массового обучения технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории происходит не только приобретение нового умения решать творческие задачи, но и начинают формироваться черты творческой личности. Таким образом, возникло новое направление в образовании -ТРИЗ-педагогика, идеалом которой выступает человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель [3].

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование творческого мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения - в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала.

Исходным положением ТРИЗ-педагогики является принцип природосообразности обучения, который в своей основе опирается на природу ребенка. Кроме того, эта концепция целиком построена на положении Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной цель [4].

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.

Общими чертами названных технологий являются:

- идея развивающего обучения;

- деятельностный подход в воспитании;

- направленность на формирование теоретических обобщений;

- использование в обучении проблемных задач [5].

Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:

1. Обучение детей приемам и методам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т.к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.

2. Систематическое изучение приемов и методов ТРИЗ-педагогики и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Дошкольники, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, будут более успешны в школе.

3. ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.

4. Методики ТРИЗ - идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения, позволяющие сделать и традиционное обучение развивающим.

5. В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает дошкольникам прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни.

6. ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию. Раскрытие способностей детей, создание благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий

2017

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Е

для самосовершенствования - одна из важнейших задач педагогов, так как решение этой задачи приводит к очень важному результату: ребенок чувствует себя увереннее, усиливается мотивационный аспект.

7. Для детей старшего дошкольного возраста характерна непосредственность, эмоциональность, фантазия. Методы ТРИЗ-педагогики помогают научить детей демонстрировать свои знания [6].

Учитывая огромный потенциал возможностей ТРИЗ-педагогики в развитии творческого воображения, была предпринята попытка реализации ее основных идей в практике работы с детьми дошкольного возраста. На базе педагогического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы был открыт Образовательный Инновационный Центр, где нам представилась возможность на занятиях с детьми использовать ТРИЗ-технологии в процессе изобразительной деятельности. Образовательная программа «Волшебный мир творчества» предусматривает знакомство детей дошкольного возраста с техниками современного дизайна, изобразительными и конструктивными способами их практического применения. Программа направлена на формирование познавательной сферы ребенка в процессе обучения его различным видам изобразительной деятельности, на развитие творческих способностей посредством ТРИЗ-технологий.

В ходе проведенной работы с дошкольниками применялись методы и приемы, лежащие в основе ТРИЗ-педагогики:

- методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции: метод фокальных объектов, метод «золотой рыбки», метод Робинзона [7], типовые приемы фантазирования;

- методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач: метод мозгового штурма, морфологический анализ, метод системного анализа, метод «маленьких человечков».

Целью метода мозгового штурма является постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения в игровых упражнениях и ситуациях. Так, в практике работы с детьми были использованы следующие игры: «Хорошо - плохо», «На что похоже?», «Волшебный светофор», «Дразнилка», «Наоборот» и игровые ситуации по типу: Как не промокнуть под дождем? Как выгнать лису из заюшкиной избушки? Как не пустить медведя в Теремок? и т.д.

Метод фокальных объектов способствует развитию воображения, фантазии, а также обучению управления мышлением. Например, игровые упражнения «Фантастическое животное», «Фоторобот», «Новая игрушка» направлены на развитие не только творческого воображения дошкольников, но и формирование всех познавательных процессов.

В процессе работы с детьми дошкольного возраста особенно эффективными явились такие методы ТРИЗ-педагогики, как метод «золотой рыбки», метод Робинзона и типовые приемы фантазирования, главным условием которых выступает создание фантастических ситуаций на основе выделения детьми ресурсов объекта (изменение всего объекта, его частей, свойств, места нахождения), а также его реальной и фантастической составляющей. На основе данных методов были разработаны игровые ситуации: «Помоги герою», «Волшебник Размер», «Необитаемый остров», «Путешествие по сказкам», направленные на развитие фантазии и творческого воображения ребенка.

Метод системного анализа направлен на формирование системного мышления на основе оценивания прошлого и настоящего объектов, предметов. Игровые упражнения, разработанные на основе данного метода («Все в мире перепуталось», «Раньше - позже», «Один, два, три, ко мне беги»), способствуют развитию у дошкольников умения систематизировать предметы, явления, ориентироваться во времени, пространстве, действиях, а также развитию познавательных процессов.

Не менее эффективным и интересным методом ТРИЗ-педагогики, на наш взгляд, является метод «маленьких человечков», благодаря которому дети дошкольного возраста знакомятся с моделированием мира, анализом природы вещества или явления. Примером данного метода может служить игровая ситуация «Чем был - чем стал», в процессе которой дети учатся устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени (например: было раньше тканью, а стало... платьем, одеждой, занавесками, скатертью).

В рамках образовательного процесса с дошкольниками по программе «Волшебный мир творчества» в сочетании с ТРИЗ-технологиями использовались нетрадиционные техники изобразительной деятельности: ниткография, воскография, кляксография, монотипия, рисование мыльными пузырями, зеркальное рисование (рисование одновременно обеими руками), рисование в несколько рук [8]. Нетрадиционные техники очень органично сочетаются с ТРИЗ-технологиями, т.к. способствуют не только развитию творческого воображения, но и всех познавательных процессов, а также формированию навыков самостоятельной творческой работы и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Заключение. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ - это не только качественный, но и увлекательный процесс обучения для дошкольников, главным условием которого является наличие продуктивных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, фантазию, творчество. Несмотря на данную от природы детям способность к творческой деятельности только целенаправленное

обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей, формирование которых следует начинать на ранних стадиях развития личности. Поэтому широкое использование ТРИЗ-технологий в практике дошкольного образования выступает непременным условием развития творческого воображения ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко, О.М. Развитие воображения у дошкольника / О.М. Дьяченко. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 128 с.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 1998. - 720 с.

3. Альтшуллер, Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. -М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 399 с.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.

5. Мурашковская, И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста / И.Н. Мурашковская // Педагогика + ТРИЗ : сб. ст. для учителей, воспитателей и менеджеров образования. - Гомель, 1997. - 148 с.

6. Калинковская, С.Б. Основы теории решения изобретательских задач и методов развития творческого воображения / С.Б. Калинковская. - Ч. 1.- Владимир : ВГПУ, 2006. - 214 с.

7. Жихар, О.П. ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании: планирование и организация образовательного процесса / О.П. Жихар, А.В. Корзун. - Минск : Зорны Верасок, 2015. - 99 с.

8. Литвинчик, Т.А. Экологический калейдоскоп : из опыта работы по ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии / Т.А. Литвин-чик. - Минск : Зорны Верасок, 2015 - 188 с.

Поступила 22.09.2017

THE CREATIVE IMAGINATION DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF TRIZ TECHNOLOGIES

E. KOVALEVA, E. GURINA

The article is devoted to the problem of studying the creative imagination and its role in the mental development of the child's personality, as well as the use of effective means of TRIZ technologies in pre-school education. The introduction reflects the relevance of the topic, due to the need to improve the educational process, taking into account the psychological patterns of the entire system of cognitive processes of the preschooler, the search for new means of developing the creative potential of the child. The main part of the article reveals the essence of creative imagination, defines the role of imagination in the creative process. A theoretical analysis of the research of scientists devoted to the phenomenon of creativity and the development of the child's imagination is carried out. A detailed description of the theory of solving inventive problems (TRIZ), one of the modern and popular pedagogical technologies, adapted to preschool childhood, created by GS Altshuller is given. The article presents the work experience of authors with children of preschool age within the framework of their educational program "The Magic World of Creativity". In conclusion, conclusions were drawn about the importance of TRIZ technologies in the development of the creative imagination of preschool children.

Keywords: imagination, creative imagination, creative abilities, TRIZ technologies, TRIZ pedagogy, preschool age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.