Научная статья на тему 'Особенности использования технологии ТРИЗ в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста'

Особенности использования технологии ТРИЗ в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2591
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ / THEORY OF INVENTIVE PROBLEM SOLVING / РЕЧЬ / SPEECH / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / CONNECTED SPEECH / ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ / CREATIVE STORYTELLING / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ РЕЧИ / THE PROCESS OF SPEECH DEVELOPMENT / ЛЕКСИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / LEXICAL SPEECH / ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ / ТЕКСТ / TEXT / INTELLECTUAL ACTIVITY / GRAMMAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Ирина Александровна, Галеева Елена Владимировна

В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу. Современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно начинают адаптировать технологии активного обучения для своих воспитанников. Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”. В центре внимания ТРИЗ-педагогики, человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель. Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Мы считаем, что творческая интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, возможна уже в дошкольном возрасте и может стать привычной и естественной для детей, однако это может произойти лишь в том случае, когда усилия педагогов направляются на воспитание у ребенка потребности испытывать интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Для решения указанной проблемы представляется весьма целесообразным использовать в развитии ребенка ТРИЗ подход. Система технологии ТРИЗ позволяет качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества: в активизации познавательной деятельности детей, в создании мотивационных установок на проявление творчества, в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами), повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций, развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галкина Ирина Александровна, Галеева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING THE TECHNOLOGY OF TRIZ IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE STORYTELLING OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

In modern education the main task is to nurture creative personality prepared for a stable solution of non-standard tasks in different areas. That is why education at the present stage of development can not be imagined without the use of modern technologies of active learning that allow the traditional way of learning to translate into active-activity, going to change the type of explanatory and illustrative. Modern pre-school establishments are beginning to adapt rapidly enough active learning technology to their students. Preschool age is unique because it is the most favorable period for the disclosure of each child's creative potential. TRIZ technology adapted to preschool age to raise and educate a child under the motto "Creativity in everything!». The focus of TRIZpedagogy a creative person, and creating, having a rich imagination of a flexible system, which owns a powerful arsenal of inventive problem solving methods and having a decent life purpose. The main purpose of using TRIZtechnology in kindergarten is to develop, on the one hand, these qualities of thinking, flexibility, mobility, systemic, dialectical; on the other search activity, the desire for novelty; speech and creative imagination. We believe that the creative intellectual activity, based on the active search for methods of action, possibly as early as preschool age and can become familiar and natural to children, but it can happen only when the efforts of teachers sent to the education of the child needs to feel interest in the to the knowledge of the process, to independent search for solutions and to achieve this goal. To solve this problem is very appropriate to use TRIZ in a child's development an approach. TRIZ system technology allows a qualitative change in the process of speech development in preschool children. Using adapted TRIZ methods in the process of development of speech gives certain advantages: in activization of informative activity of children in the creation of incentive systems on the manifestation of creativity, to create conditions for the development of figurative part of the children of speech (enrichment of vocabulary evaluative vocabulary, words with figurative meanings, synonyms and antonyms ), increases the efficiency of mastering all the linguistic means creates awareness in the construction of lexical and grammatical structures, develops flexibility analytical and synthetic transactions in intellectual activity.

Текст научной работы на тему «Особенности использования технологии ТРИЗ в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста»

Галкина Ирина Александровна, Галеева Елена Владимировна ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ ...

УДК 152.27

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2016

Галкина Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Галеева Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры «Психологии и педагогики

дошкольного образования» Иркутский государственный университет, Иркутск (Россия)

Аннотация. В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу. Современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно начинают адаптировать технологии активного обучения для своих воспитанников. Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом "Творчество во всем!". В центре внимания ТРИЗ-педагогики, — человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель. Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Мы считаем, что творческая интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, возможна уже в дошкольном возрасте и может стать привычной и естественной для детей, однако это может произойти лишь в том случае, когда усилия педагогов направляются на воспитание у ребенка потребности испытывать интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Для решения указанной проблемы представляется весьма целесообразным использовать в развитии ребенка ТРИЗ - подход. Система технологии ТРИЗ позволяет качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества: в активизации познавательной деятельности детей, в создании мотивационных установок на проявление творчества, в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами), повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций, развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Ключевые слова: технология, теория решения изобретательных задач, речь, связная речь, творческое рассказывание, мыслительная деятельность, процесс развития речи, лексическая речь, грамматические конструкции, текст.

FEATURES OF USING THE TECHNOLOGY OF TRIZ IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE STORYTELLING OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

© 2016

Galkina Irina Alexandrovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair "Psychology and pedagogy preschool education" Galeeva Elena Vladimirovna, assistant professor of the chair «Psychology and pedagogy preschool education" Irkutsk state University, Irkutsk (Russia)

Abstract. In modern education the main task is to nurture creative personality prepared for a stable solution of nonstandard tasks in different areas. That is why education at the present stage of development can not be imagined without the use of modern technologies of active learning that allow the traditional way of learning to translate into active-activity, going to change the type of explanatory and illustrative. Modern pre-school establishments are beginning to adapt rapidly enough active learning technology to their students. Preschool age is unique because it is the most favorable period for the disclosure of each child's creative potential. TRIZ - technology adapted to preschool age to raise and educate a child under the motto "Creativity in everything!». The focus of TRIZ- pedagogy - a creative person, and creating, having a rich imagination of a flexible system, which owns a powerful arsenal of inventive problem solving methods and having a decent life purpose. The main purpose of using TRIZ- technology in kindergarten is to develop, on the one hand, these qualities of thinking, flexibility, mobility, systemic, dialectical; on the other - search activity, the desire for novelty; speech and creative imagination. We believe that the creative intellectual activity, based on the active search for methods of action, possibly as early as preschool age and can become familiar and natural to children, but it can happen only when the efforts of teachers sent to the education of the child needs to feel interest in the to the knowledge of the process, to independent search for solutions and to achieve this goal. To solve this problem is very appropriate to use TRIZ in a child's development - an approach. TRIZ system technology allows a qualitative change in the process of speech development in preschool children. Using adapted TRIZ methods in the process of development of speech gives certain advantages: in activization of informative activity of children in the creation of incentive systems on the manifestation of creativity, to create conditions for the development of figurative part of the children of speech (enrichment of vocabulary evaluative vocabulary, words with figurative meanings, synonyms and antonyms ), increases the efficiency of mastering all the linguistic means creates awareness in the construction of lexical and grammatical structures, develops flexibility analytical and synthetic transactions in intellectual activity.

Keywords: technology, theory of inventive problem solving, speech, connected speech, creative storytelling, intellectual activity, creativity, the process of speech development, lexical speech, grammar, text.

Развитие творческого потенциала личности осознается сегодня как одна из важнейших задач, стоящих перед всеми государственными и общественными учреждениями.

Творчество - не новый предмет исследования, творческие проявления во всех сферах деятельности людей всегда привлекали внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно ее педаго-

Галкина Ирина Александровна, Галеева Елена Владимировна психологические

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ ... науки

гические аспекты) является одной из самых спорных и не до конца разработанных в современном образовании.

Различные аспекты творческого развития личности освещены в работах Б.В. Астафьева, Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, и др.

Старший дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период для развития творческой активности личности, поскольку, как отмечается в исследованиях М.Г. Нугреевой, О.Н Полховской. и др. для этого возрастного этапа характерны интенсивные процессы перестройки и развития мотивационной и эмоциональной сфер ребенка, формирование его активной жизненной позиции, развитие мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Развитие связной речи является центральной задачей воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно уровень развития связной речи обеспечивает успешность мыслительной деятельности и психологического развития ребенка, отмечается в работах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания. Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Пятый- шестой год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи , происходит переход от ситуативной речи к контекстной . речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, Г.М. Лямина, и др.).

Именно творческое рассказывание приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей деятельности - учебе, так как представляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, играет важную роль в развитии словесно - логического мышления, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Важнейшими педагогическими средствами, подготавливающими детей к творческому рассказыванию, являются упражнения на использования и подбор метафор, фразеологических оборотов, составление и анализ загадок, расширение круга знаний о предметах и явлениях окружающего мира, использование наглядности.

Решить задачи развития творческого рассказывания, креативности мышления дошкольников как считает ряд авторов (Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх, Н.Н Хоменко и др.), позволяет и технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)

Эта система, сложившаяся в течение последних двух десятков лет, создана Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером (литературный псевдоним Г. Альтов, 1926 - 1998г).

Первоначально наука ТРИЗ, созданная полвека назад, применялась только для решения инженерно-технических проблем. Однако впоследствии она показала свою плодотворность для решения проблемных задач в самых различных областях человеческой деятельности, включая искусство, бизнес, рекламу, политику, журналистику и др. Такая широта применения ТРИЗ, признанной и популярной сейчас не только в России, но и в США, Японии и ряде других зарубежных государств, хорошо поясняется ее современным названием «прикладная диалектика». Диалектика - раздел философии, универсальное учение о развитии, была создана великим немецким философом Г.В. Гегелем (1770 -1831 г) два века назад. Через полтора века после этого Г.С. Альтшуллер создал прикладную диалектику, продолжающую, развивающую и конкретизирующую диалектику Г.В. Гегеля.

В ТРИЗ всякое решение проблемной задачи считается 148

актом развития некоторой системы, а развитие, согласно законам, сформулированным Г.В. Гегелем, идет путем преодоления (разрешения) противоречий. Поэтому в любой проблеме необходимо найти противоречие и преодолеть его, для чего в ТРИЗ есть эффективный набор принципов, приемов, стандартов, алгоритмов. Именно поэтому наука ТРИЗ пришла в педагогику.

Теория решения изобретательских задач предназначена для развития креативности, поэтому для перехода от репродуктивного способа работы к поисковому, обучение должно включать в себя следующую последовательность действий:

1. Сообщение необходимых знаний;

2. Формирование умений на репродуктивном уровне: демонстрация деятельности в целом и по элементам; организация отработки умений в упрощенных условиях; организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с воспитателем.

3. Переход к поисковой (продуктивной) фазе: организация проблемных ситуаций - решение конкретных задач (имитационное моделирование); обязательный анализ своей деятельности (рефлексия)

Переход от педагогики памяти к педагогике мышления, от педагогики исполнительности к педагогике инициативности, от педагогики принуждения к педагогике социальной пробы следует из самой сущности ТРИЗ -педагогики.

Для технологии ТРИЗ характерно: отношение педагога к ребенку как к себе равному; не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство». Педагог стремится создать условия, которые каждому ребенку дадут возможность поверить в то, что нет никаких ограничений для его творчества, тогда и воображение пойдет по пути поиска истинного решения, ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой речевой деятельности.

Анализ научно - методологических позиций технологии, позволил нам разработать методику, направленную на развитие творческих способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

Работа строилась поэтапно, на каждом этапе были определены задачи, формы и методы работы.

В нашей работе мы исходили из следующих положений. В процессе формирования речевых представлений о тексте и его построении должны быть уточнены четыре направления, реализующиеся параллельно: во - первых, формирование представлений у детей о формах речевого высказывания; во - вторых, формирование навыков и умений в организации текста данного типового значения: а) формирование знаний о структурном оформлении; б) развитие семантики слова и семантики предложения; в) ознакомление детей с разными способами смысловой и стилистической связи между частями текста; в третьих, активизация языковых представлений и умений детей в построении текстов.

Работа строилась на следующих принципах: принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора; принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения), в условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения; принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность; принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих; принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей

Целью предварительного этапа было сформировать АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)

Галкина Ирина Александровна, Галеева Елена Владимировна ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ ...

представления детей о значении речи, подвести детей к пониманию того, что говорить можно по-разному. Данный этап реализовывался через обсуждения речевых текстов, на интересующие детей темы, но подобранные таким образом, чтобы дети понимали значимость, связность изложения в жизни человека.

Например, педагог предлагал детям рассмотреть картинки, на которых изображены различные речевые ситуации, и предлагал ответить на ряд вопросов - для чего нам нужна речь, можно ли обойтись человеку совсем без речи. Затем предлагал детям попробовать без речи передать друг другу что-то важное и что-нибудь

Основной этап нашей опытной работы был направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста умения и навыков организации творческого рассказа, знание структуры, средств связи особенности построения предложений.

В структуре работы используются как традиционные, так и нетрадиционные методы, и приемы. Остановимся на характеристике наиболее эффективных методов, способов развития языковых представлений о типе текста.

1) Создание проблемных ситуаций, заставляющих ребенка методом анализа ситуации приходить к выбору верного решения.

2) Использование рассказов - путаниц, включающих разные типы текстов предварительно неправильно соединенных, непонятность которых подводила ребенка к выводу о необходимости правильного выражения своей мысли. Например, «У меня есть любимая игрушка, зверёк белый и пушистый. Вдруг Машенька услышала, что в кустах малины кто-то плачет, да так жалобно и громко, что сердечко её не выдержало, и она побежала на помощь. Сережа хороший товарищ, потому что всегда поможет в беде, во-вторых, с ним никогда не страшно, и он верный друг».

3) Рассматривание картинок, позволяющие наглядно увидеть и выделить основную линию развития сюжета. При этом обращалось внимание на количество героев, их положение на картинке, взаимоотношения.

4) Анализ литературных текстов, выступающих образцом построения высказывания и грамматического оформления текста.

5) Фиксирование содержания рассказа в модели, рисунке. Рассказывание с помощью значков, позволяющих определить основную динамику изменения содержания события, выстроить схему сюжетной линии рассказа и определить структуру изложения.

6) Составление рассказов совместно, по подгруппам, по цепочке.

7) Составление рассказа по началу и концу, по началу или по концу.

8) Нахождение ошибок в чужом тексте.

9) Задание на обобщение, мотивацию с использованием опорных слов.

10) Соединение текстов разных редакций, близких по содержанию с помощью наводящих вопросов.

11) Изображение модели соединенных рассказов в один.

12) Использование приема неоконченного рассказа, где недоконченность развития сюжета заставляла ребенка отыскивать нужную форму (тип текста, который бы дополнив данный рассказ полно отразил сюжет события).

13) Проблемные ситуации, которые заставляли ребенка путем доказательства искать точную форму изложения, и соединение форм для полноты изложения

14) Отображение собственного придуманного рассказа в картинках.

15) Составление рассказа по картинкам товарища, своим, авторским, литературным.

На основном этапе работы мы использовали и методы обеспечивающих развития творческих навыков в составлении рассказов:

- метод фокальных объектов, когда дети не просто

составляли рассказ на заданную тему, а раскрывали и рассматривали предмет, событие с необычной стороны

- метод поиск общих признаков, когда берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков (например, мост и скрипка).

- метод - метод поиск аналогов, когда необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например, мяч — яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины) и т.д.

- метод третий лишний, когда выбираются три объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси; затем в первом и втором — первом и третьем — втором и третьем объектах ищутся такие общие признаки, которых нет в "лишнем" объекте. Например, автомобиль — дерево — кошка.

- метод поиск противоположного объекта, когда необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например, снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый) и т.п.

В процессе обучения, нами использовались специальные ТРИЗ-игры - "Хорошо-плохо" — брался объект, не вызывающий у детей стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Например, шарф — мягкий, теплый, красивый... колется, можно зацепиться, рвется; "выбери троих" — из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. То есть игроки ищут логические связи между выделенной задачей и выбранными объектом и субъектом действия; "точка зрения" — игроки разбиваются на небольшие группы, которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов — ее участников или свидетелей. Среди свойств объекта надо найти отличающие его от других и определяющие его специфическую точку зрения на события. Например, рассказ от имени мелка, лежащего в коробке; от имени шкафа, где лежит мелок; от имени девочки, которая нашла мелок в шкафу; "да-нет" — игроки разгадывают "тайну", заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить "Да" или "Нет". Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: "да", "нет", "и да, и нет", "это не существенно", "об этом нет информации. В конце занятий целесообразно подводить итоги, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.).

Итоги можно подводить в самых разнообразных формах: игры "Интервью", "Копилка новостей", "Доскажи предложение" и др., обсуждение планов на будущее ("Вот мы сегодня узнали о., а в следующий раз узнаем еще и о."), продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ. При этом нужно стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими, режимными моментами.

Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованных занятий, можно использовать элементы ТРИЗ-технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например, когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая порассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ. Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. Для этого на прогулках можно использовать приемы фантазирования: оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Например, «оживим ветер: кто его мама? Кто его

Галкина Ирина Александровна, Галеева Елена Владимировна ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ .

друзья? Какой бывает характер у ветра?» Достаточно эффективным является также прием эмпатии — дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что если ты превратился в бабочку? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься?" и т.д.

Таким образом, данная система работы научила детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий речевого высказывания, формулировать и высказывать суждения, креативно и нестандартно мыслить

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Астафьев Б.В., Бондаревская Е.В. Как воспитать в ребенке творческую личность? - М., 2003.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.,1991.

3. Нугреева М.Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театральной деятельности: автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора пед. наук. / М.Г. Нугреева. Саратов, 2014.

4. Полховская, О.Н. Развитие креативности дошкольника в процессе художественной деятельности / О.Н. Полховская //Феномен детства: социально-педагогические и медико-психологические проблемы: Материалы международной конференции 27-28 апреля 2004 года / Под ред. Чесновского М.Э. - Брест: Изд-во УО «БрГУ им. А.С. Пушкина», 2004.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 2014.

6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.

- М., 2014.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб. 2001.

8. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. -М.. 2013.

10. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2000.

11. Денисова Е.Е. Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 54-57.

12. Альтшуллер Г.С. Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы. - М., 2014.

13. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.,1984.

14. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. развитие мышления. Воображения и речи дошкольников.

- Ульяновск, 2014.

15. Руденко И.В., Котова С.А. К вопросу математического развития детей дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 125-127.

16. Журавлева Н.М., Хижняк Н.В. ОТСМ - ТРИЗ -РТВ - технологии как универсальное средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста: науч. - метод. Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М., 2013.

17. Лемещук М.А. Проблема общения у детей с общим недоразвитием речи в научных трудах иследовате-лей // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 88-90.

18. Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий. -М.: Педагогика, 1989

19. Огородникова Е.П. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на основе интегративного подхода // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 25-27.

20. Репина Г.А. Перспективные подходы к математическому развитию ребенка: Учебное пособие. -Смоленск: СГПУ, 2000.

21. Галеева Е.В., Галкина И.А. Педагогическая технология развития эмотивной лексики и овладения эмоциональными представлениями в дошкольном возрасте // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 51-53.

22. Шкрыль Н.М., Шарафутдинова Л.Н. Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития у детей творческого потенциала // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 124-127.

23. Самарцева С. ТРИЗ и математика / С. Самарцева // Дошкольное воспитание. - 1996. — N 10. — С. 12.

24. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления. -М., 2013.

25. Якименко С.И. Блочная система интеграции знаний у старших дошкольников // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 82-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.